Психологическое благополучие сотрудников симуляционных центров

Автор(ы): Е.Н. Васильева, М.Ф. Курагина, А.В. Щербаков

Город: Нижний Новгород

Учреждение: НИУ "Высшая школа экономики" , НИУ "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского"

Актуальность

Деятельность работников сферы здравоохранения реализуется в условиях повышенных социально-психологических требований к ним и связана с когнитивным и психоэмоциональным напряжением. Всемирная организация здравоохранения ещё в 1948 году определила, что здоровье – это состояние человека, при котором он достиг полного душевного (психологического), физического и социального благополучия. Проблема благополучия и удовлетворенности качеством жизни в последнее время становится все более популярной как в сфере научных исследований, так и в сфере менеджмента. Термин «благополучие» можно определить как объективный показатель (внешние качества условий жизни человека), так и как субъективный показатель — «оценка самим субъектом того, насколько его жизнь в целом близка к максимально желательному состоянию». Исследования показывают, что высокий уровень благополучия и развитость основных его компонентов поддерживают продуктивное функционирование и процесс самореализации личности.
Одной из наиболее популярных моделей психологического благополучия является модель благополучия PERMA, разработанная и представленная М.Селигманом в «Теории благополучия». Модель включает в себя пять основных компонентов благополучия: позитивные эмоции (Positive Emotion), вовлеченность (Engagement), взаимоотношения (Relationships), смысл (Meaning), достижения (Achievement).
В научной литературе описаны результаты исследований психологического благополучия медицинских работников, таких как врачи-репродуктологи, акушеры, специалисты реанимации и интенсивной терапии, анестезиологи-реаниматологи. При этом, сотрудники симуляционных центров оказались вне зоны внимания исследователей.

Цель

1. Выявить общий уровень психологического благополучия сотрудников (медицинских работников) симуляционных центров и преподавателей медицинских вузов, использующих ресурсы симуляционных центров для обучения студентов.
2. Определить наличие и уровень связей между общим показателем психологического благополучия PERMA и социально-значимыми параметрами респондентов.

Материалы и методы

В качестве диагностического инструмента измерения психологического благополучия нами был использован PERMA-Profiler (J. Butler, M.L. Kern, 2016 г.), основанный на модели благополучия PERMA М. Селигмана. Перевод на русский язык и адаптация опросника к условиям российской действительности были выполнены Исаевой О.М., Акимовой А.Ю. и Волковой Е.Н. в 2022 году. Опросник позволяет оценить благополучие по 9 шкалам: по 5 основным, описанным моделью PERMA М. Селигмана и 4 дополнительным для оценки негативных эмоций, здоровья, одиночества и счастья.
В исследовании приняли участие 184 человека из разных городов России. Группа состояла из медицинских работников симуляционных центров и преподавателей медицинских вузов, использующих ресурсы симуляционных центров для обучения студентов.
Для определения особенностей психологического благополучиях были выделены 6 возрастных групп: 26-30 лет, 31-35 лет, 36-40 лет, 41-50 лет, 51-60 лет, старше 60 лет.

Результаты

Во всех возрастных группах был выявлен низкий уровень общего показателя благополучия PERMA. По остальным шкалам опросника - Позитивные эмоции, Взаимоотношения, Вовлечённость, Смысл, Достижения, Негативные эмоции, Здоровье, Одиночество, Счастье - респонденты всех возрастных групп показали средний уровень.
Также был проведен корреляционный анализ показателей психологического благополучия и социально-значимых параметров респондентов (табл. 1).

Таблица 1
Корреляция показателя общего психологического благополучия с социально-значимыми параметрами респондентов

Пол 0,03
Возраст 0,17
Уровень образования 0,05
Семейный статус 0,39 (p≤0,01)
Наличие детей 0,30 (p≤0,05)
Общий стаж работы в медицинской сфере 0,13
Субъективная оценка собственного материального благополучия 0,40 (p≤0,01)
Субъективная удовлетворенность от работы 0,41(p≤0,01)

Обсуждение

Общее психологическое благополучие состоит из показателей позитивных эмоций, вовлеченности, взаимоотношений, смысла и достижений. Учитывая факт широкого влияния психологического благополучия на уровень реализованности личности в профессиональной сфере, менеджменту симуляционных центров необходимо обратить внимание на повышение указанных компонентов психологического благополучия. Изменение подходов менеджмента к управлению сотрудниками, основанные на результатах нашего исследования, позволят в целом сформировать эффективную организационную структуру симуляционного центра.
Кроме этого, в нашем исследовании были выявлены положительные корреляционные связи общего показателя психологического благополучия и следующих социально-значимых параметров респондентов: семейный статус, наличие детей, субъективная оценка собственного материального благополучия, субъективная удовлетворенность от работы. С нашей точки зрения, эти параметры могут выступать ресурсом роста психологического благополучия респондентов. Учет данных параметров и включение их в стандартные программы мотивации персонала организации позволят, на наш взгляд, повысить их эффективность, посредством применения индивидуального подхода к каждому сотруднику.

Выводы

Таким образом, менеджменту симуляционного центра следует уделять внимание учету факторов, обеспечивающих рост уровня психологического благополучия сотрудников, с целью повышения продуктивности их деятельности, снижения текучести кадров, стабилизации функционирования всей организации.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Елена Васильева