ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ IN SITU

Автор(ы): Э.В. Зимина, Н.К. Макарова

Город: Москва

Учреждение: Федеральный научно-практический центр подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения при кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России

Актуальность

Современные запросы рынка труда сконцентрированы в одном термине – практикоориентированность, что определяет цель обучения специалистов в сфере здравоохранения как формирование умений и навыков трудовой деятельности на основе приобретенных знаний. Эффективное руководство медицинской организацией характеризуется оптимизацией практического использования управленческих знаний организаторами здравоохранения.
Формирования и совершенствования комплекса компетенций у выпускников профессиональной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" должно обеспечивать их готовность к осуществлению трудовой деятельности руководителя медицинской организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» (утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. № 768н). Это обуславливает целесообразность поиска эффективных подходов к организации практической подготовки обучающихся по программам профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Цель

Для обеспечения практикоориентированности образовательного процесса на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава России более 10 лет используется симуляционная технология in situ для подготовки будущих руководителей в привычной для них среде – непосредственно на их рабочем месте в медицинской организации.

Материалы и методы

Симуляция процессов управленческой деятельности в контексте трудовых функций и трудовых действий заведующего отделением или заместителя главного врача медицинской организации осуществляется посредством выполнения обучающимся аттестационной работы – выпускного проекта по теме "Управление ресурсами медицинской организации / структурного подразделения медицинской организации" на протяжении всего периода обучения.
С 2019 года на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России для подготовки аттестационной работы используется специально разработанный инструмент «Практикум», который представляет собой последовательность "шагов" принятия управленческого решения от постановки цели до формирования комплексного плана мероприятий с использованием таких инструментов менеджмента, как SWOT-анализ, целеполагание в соответствии с критериями SMART, StrAP и др. Каждый "шаг" включает задания, которые необходимо выполнить обучающемуся на фактическом материале медицинской организации / структурного подразделения медицинской организации по месту работы. В результате проработки всех заданий "Практикума" обучающимся отрабатывается алгоритм принятия управленческого решения на основе анализа реальных статистических показателей деятельности медицинской организации. Экспертная оценка результативности формирования компетенций выпускника программы профессиональной переподготовки осуществляется комиссионно с использованием специально разработанной шкалы по критериям, определенным для каждой из компетенций.

Результаты

За период с 2019 по 2021 год были проанализированы 93 проекта обучающихся программ профессиональной переподготовки, выполненных в командной и индивидуальной форме под руководством со стороны кураторов-преподавателей. По итогам защиты проектов средний балл в 2021 году суммарно составил 23,0 из 28 возможных, что почти на 10% выше значения 2019 года. Следует отметить, что в указанный период повысился как средний минимальный (на 26%), так и средний максимальный (на 5%) суммарный уровень значения баллов. При этом, к 2021 году значительно сократилось количество проектов, направленных на доработку и повторную защиту с учетом замечаний экспертной комиссии (2019 год – 7 проектов, 2020 год – 1 проект, 2021 – 1 проект). Стабильность результатов выпускных проектов слушателей и снижение замечаний комиссии экспертов позволяет говорить о потенциале воспроизводимости применения данной симуляционной технологии с позиций компетенностного подхода для подготовки управленческих кадров здравоохранения.

Обсуждение

На протяжении всего периода обучения обучающийся в привычной для него среде получает возможность интеграции теоретической и практической подготовки в процессе симуляции обоснования выбора и реализации управленческого решения на примере своей медицинской организации под руководством опытного куратора.

Выводы

Применяемая на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава симуляционная технология in situ позволяет обеспечить формирование у обучающихся необходимых компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" на основе полученных знаний и практического опыта использования инструментов принятия управленческих решений.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Наталия Макарова