Результативность тренингов в обучении педиатров при реализации программ дополнительного профессионального образования

Автор(ы): Червинских Т.А., Наймушина Е.С., Килина А.В.

Город: Ижевск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Ижевская государственная медицинская академия МЗ Российской Федерации"

Актуальность

В дополнительном профессиональном образовании (ДПО) медицинских кадров, на сегодняшний день, бесспорно, инновационным подходом является симуляционные технологии в обучении.
Кафедра детских болезней с курсом неонатологии реализует дополнительные профессиональные программы (ДПП) с симуляционными курсами для врачей и ординаторов по специальности «Педиатрия», «Неонатология», «Врач об-щей практики (семейный врач)», «Врач скорой медицинской помощи». Работа осуществляется в сотрудничестве с Многофункциональным аккредитационно-симуляционным центром (МАСЦ) ИГМА.
В симуляционном курсе программ основным методом активного обучения является тренинг, который направлен на формирования и/или совершенствование практических навыков врача, освоения протоколов оказания помощи, развития навыков лидерства, передачи информации.
На кафедре постоянно осуществляется динамическая оценка результативности программ обучения по дисциплине «Педиатрия», включающие тренинги. Анализ результатов использования новой методики необходим для совершенствования и дальнейшего планирования образовательного процесса. На сегодняшний день, нет единых общепринятых критериев оценки результативности тренингов в здравоохранении. Существует целый ряд распространенных классических теорий. Одной из них является четырехуровневая модель оценки результативности тренингов Д.Кирпатрика (1958), которая широко применяется различными исследователями.

Цель

Цель исследования: изучить результативность применения тренингов при реализации дополнительных программ повышения квалификации по дисциплине «Педиатрия» с использованием модели оценки Д.Кирпатрика.
В этой связи были поставлены задачи:
1. Оценить эмоциональный уровень восприятия тренинга слушателями ДПП.
2. Определить уровень знаний (усвоение).
3. Выявить уровень навыков - изменение поведения, в ходе тренинга.

Материалы и методы

По итогам обучения, в период с сентября 2022 по апрель 2023 г. проводилась оценка результативности тренингов в образовательных программах продолжи-тельностью 144 часа и НМО 36 часов.
Были применены следующие инструменты для оценки уровней:
1. Эмоциональный уровень восприятия тренинга - оценивался с помощью анкеты для анонимного опроса слушателей ДПП. Анкета содержала открытые вопросы и вопросы со шкалами: общую информацию о профессиональной деятельности слушателя (наименование образовательной программы, пол и возраст, тип и вид учреждения здравоохранения, занимаемая должность, стаж работы, квалификационная категория); удовлетворенность образовательным процессом (оценки полезности, доступности предоставляемого материала, актуальности информации, качества оборудования, работы преподавателей, материально-техническое оснащение и т.д.); предложения по совершенствованию содержания образовательных программ и организации учебного процесса.
2. Уровень знаний (усвоение) определялся решением тестовых заданий по каждой теме.
3. Изменения поведения в тренинге - уровень навыков выявлялся с применением чек-листов. Чек-листы отражали последовательность действий манипу-ляций в проводимых тренингах.
Так же, с целью получения обратной связи после прохождения обучения проводились интервью, групповое обсуждение, дисскуссии (впечатление от тренинга; что полезного; какие рекомендации могут дать; основной вывод, который я сделал за время обучения, и т.д).
4. Результат - обобщенные данные по окончании программы обучения по всем уровням модели оценки Д.Кирпатрика.

Результаты

В исследовании приняли участие 235 респондентов - врачей лечебно-профилактического типа учреждений, подведомственных Министерству здраво-охранения Удмуртской Республики.
Эмоциональный уровень восприятия тренингов по критериям (удовлетворённость формой подачи материала, качество преподавания, практичность материала,
доступность для понимания, информативность, актуальность) большинством участников опроса 95,9% был оценен как «высокий».
Уровень знаний (усвоение) оценивали по произошедшим изменениям в сравнении с исходным уровнем знаний. Тестовый контроль знаний проводился перед началом тренинга и после, в среднем составил 62,5% и 95% (уровень колебался в интервале 45-80% и 90-100% по разным темам).
Уровень 3 (изменение поведения в тренинге) оценивался по уверенному выполнению навыка с помощью чек – листа дважды: перед тренингом и после в среднем 42,5% и 87% (интервал 25-60% и 80-94%). Статистической обработке подлежали выборочные чек-листы по некоторым практическим навыкам инди-видуальным и в командной работе: базовая СЛР, экстренная помощь при судо-рожном синдроме, дыхательной недостаточности, гипогликемии и др. В ходе совершенствования/освоения профессиональных навыков, слушатели отмечали высокий уровень сложности тренингов, которые подразумевали командную работу.
На уровне 4 (результат) в рамках проведения итоговой аттестации преподавательский состав выявлял - используются ли приобретённые слушателями знания, умения и навыки в решении клинических задач.

Обсуждение

Таким образом, комплексная оценка: эмоционального уровня восприятия тренинга слушателями, усвоение учебного материала, изменение поведения при демонстрации навыка, позволяет определить результативность тренингов для педиатров при реализации программ дополнительного профессионального обра-зования. Классическая модель Д.Кирпатрика актуальна и может быть использована для динамической оценки результативности симуляционных методов обучения.

Выводы

1. Эмоциональный уровень восприятия тренинга в программах дополнительного профессионального образования, за исследуемый период, был оценен как средний 4,1%, а высокий 95,9% слушателями.
2. Уровень знаний (усвоение), оцениваемый с помощью тестирования, динамически менялся от 62,5% до 95%, от 45 до 80%, от 90 до 100% по разным темам.
3. Уровень навыков - изменение поведения в ходе тренинга, оценивался по уверенному выполнению с использованием чек – листа дважды: перед тренингом и после, в среднем составил 42,5% и 87% (динамика от 25 до 60% и от 80 до 94%).

Тема: Аккредитация, оценивание
Татьяна Червинских