Оценка навыков общения с пациентами в симулированных условиях при аккредитации медицинских специалистов или симуляция оценки?

Автор(ы): Дьяченко Е. В.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава Росси

Результаты

К настоящему моменту проведено множество исследований, направленных на поиск наиболее эффективных методов обучения, позволяющих стабильно изменить поведение врачей на пользу пациентам. В профессиональный экзамен по допуску к клинической практике внедрены стандартизированные процедуры оценки навыков общения врачей с пациентами – специально обученными людьми, имитирующими конкретные клинические случаи.
К подобному подходу мировые медицинские школы и профессиональные ассоциации пришли не одномоментно, а через многолетний опыт и анализ успешных образовательных практик и оценочных процедур.
В России осознание необходимости структурированно и консолидировано решать проблему понимания коммуникативной компетентности медицинских специалистов активно звучит, начиная с 2017 года. Отсутствие согласованного трактования модели профессионального общения затрудняет разработку как образовательных программ, так и инструментов оценки навыков общения отечественных специалистов системы здравоохранения.
Российские выпускники медицинских организаций, осуществляющих образовательную деятельность по группе медицинских специальностей, c 2018 года демонстрируют навыки общения с пациентом в процедурах первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов. Оценка навыков общения с пациентом в симулированных условиях в формате ОСКЭ является сложной и порой противоречивой задачей. Часто она опирается на косвенные показатели, которые дают лишь ограниченное представление о потенциале, сильных сторонах и областях совершенствования коммуникативной компетентности специалиста. Возможна ли и необходима ли всесторонняя оценка навыков общения с пациентом в условиях аккредитации специалиста? Спорный вопрос. Однако, следует отметить, что непроработанность проблемы методологии оценки навыков общения в симулированных условиях превращает подобную оценку в «симуляцию оценки».
Проработка подходов, методов и конкретных инструментов оценки навыков общения обеспечивает требования, предъявляемые к любым оценочным процедурам, – требования объективности, стандартизированности, валидности и надежности.

Тема: Коммуникативные навыки
Ольга Смирнитская