Автор(ы): Лисовский О.В., Лисица И.А., Лисовская Е.О.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Актуальность
Обучение оказанию экстренной медицинской помощи в общем, и проведение базовых реанимационных мероприятий, в частности, является обязательным этапом профессионального становления всех медицинских работников. Закрепленные в нормативных актах требования к уровню профессиональных компетенций определяют необходимость обучения студентов с первых курсов. Широкое внедрение современных образовательных технологий и методик с использованием фантомно-симуляционного оборудования различной степени реалистичности (от тактильного на первом курсе до интерактивного и интегрированного на старших курсах и в клинической ординатуре) позволяет сформировать мануальные навыки и элементы клинического мышления и поддерживать их не только во время обучения, но и с началом профессиональной деятельности. Отсутствие периодических тренингов выполнения практических навыков может привести к потере качества их выполнения.
Цель
Оценить выживаемость знаний и уровень владения практическими навыками проведения базовой сердечно-легочной реанимации взрослых среди студентов 6 курса после дистанционного обучения.
Материалы и методы
С помощью высокореалистичного симулятора BT-CPEA+ проведена оценка сохранения навыка проведения базовой СЛР взрослого у студентов 6 курса, обучавшихся дистанционно в период карантинных ограничений, связанных с Пандемией Новой коронавирусной инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV2. С помощью запрограммированной автоматической записи выполнения алгоритма базовой СЛР (компрессии грудной клетки) в течение 120 секунд получены данные 330 студентов (254 (76,97%) девушки и 76 (23,03%) юношей), средний возраст которых составил 24,7 лет. Проанализированы графические и итоговые показатели симулятора BT-CPEA+, а также соблюдение алгоритма выполнения базовой СЛР в соответствие с требованиями Паспорта и оценочного листа станции «Базовая сердечно-легочная реанимация», утвержденного Методическим центром аккредитации специалистов в 2022 году.
Результаты
Все студенты до Пандемии обучены алгоритму выполнения базовой сердечно-легочной реанимации, отработка практических навыков проводилась на 1 – 4 курсах в рамках прохождения соответствующих циклов и дисциплин. Проведение занятий с применением дистанционных образовательных технологий в IX – XI семестрах (2020 – 2021 года) не позволили продолжить отрабатывать и закреплять практические навыки оказания экстренной медицинской помощи до возобновления очного обучения в XII семестре (2021 – 2022 ученый год). Проведен срезовый контроль сформированных профессиональных компетенций обучающихся, определены входящие теоретические знания и практические умения по оценке состояния пациента и оказания ему необходимой помощи. В 298 наблюдениях (90,3%) отмечена правильная последовательность оценки безопасности, дыхания и сознания, в 273 (82,73%) – правильный порядок вызова бригады скорой медицинской помощи и только в 183 (55,45%) – вызов на помощь окружающих. При оценке компрессий грудной клетки качество выше 90% продемонстрировали 15 студентов (4,54%), 70-90% – 43 обучающихся (13,03%), 50-70% отмечено в 54 (16,36%) наблюдениях. Эффективность компрессий грудной клетки выше 70% отмечена у 130 обучающихся (39,4%), правильное положение рук спасателя в центре грудной клетки пострадавшего в течение всего цикла в 100% отмечено у 200 обучающихся (60,6%), 70-99% – у 63 студентов (19,09%), ниже 50% – у 50 респондентов (15,15%), среди которых у 12 зарегистрирован показатель «0%». Смещение рук происходило преимущественно в эпигастральную область (68,4%), по парастернальным линиям в 18,4% случаев, по левой среднеключичной линии в – 13,2% наблюдений. Средняя глубина компрессий во время 120 секунд цикла СЛР у обучающихся составила 39,88 мм; нормативные значения зарегистрированы у 164 студентов (49,69%), среди которых 59 юношей и 105 девушек. Несмотря на то, что среди обучающихся средняя частота выполнения компрессий во время всего цикла составила 116 нажатий в минуту, нормативные показатели зарегистрированы в 162 наблюдениях (49,09%), среди которых 39 юноши и 123 девушки. У 44 обучающихся (13,33%) зарегистрирована низкая средняя частота компрессий, у 124 – превышение установленного показателя. За 5 подходов непрямого массажа сердца, необходимые 150 компрессий грудной клетки выполнили 79 студентов (23,94%), 151-200 – 159 респондентов (48,18%), две студентки за 2 минуты выполнили более 200 компрессий. У 90 студентов (27,27%) зарегистрированы низкие показатели общего числа компрессий: 100-149 – в 86 наблюдениях (26,06%), в трех наблюдениях (0,91%) – 90 компрессий, одна студентка за отведенное время выполнила 61 компрессию.
Оценка правильности выполнения искусственного дыхания во время тренинга не проводилась с учетом противоэпидемических ограничений.
Выводы
1. Дистанционные технологии в медицинском образовании не позволяют сформировать практические навыки у обучающихся, в том числе по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи.
2. Несмотря на высокие теоретические знания, после длительного перерыва в практическом обучении отмечается снижение мануальных навыков при выполнении реанимационных мероприятий.
3. Неудовлетворительное формирование практических компетенций во время использования дистанционных образовательных технологий обуславливает необходимость дополнительных занятий по отработке практических навыков.
Олег Лисовский