Возможности формирования практических навыков при дистанционном обучении

Автор(ы): Лисовский О.В., Лисица И.А., Лисовская Е.О.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность

Обучение оказанию экстренной медицинской помощи в общем, и проведение базовых реанимационных мероприятий, в частности, является обязательным этапом профессионального становления всех медицинских работников. Закрепленные в нормативных актах требования к уровню профессиональных компетенций определяют необходимость обучения студентов с первых курсов. Широкое внедрение современных образовательных технологий и методик с использованием фантомно-симуляционного оборудования различной степени реалистичности (от тактильного на первом курсе до интерактивного и интегрированного на старших курсах и в клинической ординатуре) позволяет сформировать мануальные навыки и элементы клинического мышления и поддерживать их не только во время обучения, но и с началом профессиональной деятельности. Отсутствие периодических тренингов выполнения практических навыков может привести к потере качества их выполнения.

Цель

Оценить выживаемость знаний и уровень владения практическими навыками проведения базовой сердечно-легочной реанимации взрослых среди студентов 6 курса после дистанционного обучения.

Материалы и методы

С помощью высокореалистичного симулятора BT-CPEA+ проведена оценка сохранения навыка проведения базовой СЛР взрослого у студентов 6 курса, обучавшихся дистанционно в период карантинных ограничений, связанных с Пандемией Новой коронавирусной инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV2. С помощью запрограммированной автоматической записи выполнения алгоритма базовой СЛР (компрессии грудной клетки) в течение 120 секунд получены данные 330 студентов (254 (76,97%) девушки и 76 (23,03%) юношей), средний возраст которых составил 24,7 лет. Проанализированы графические и итоговые показатели симулятора BT-CPEA+, а также соблюдение алгоритма выполнения базовой СЛР в соответствие с требованиями Паспорта и оценочного листа станции «Базовая сердечно-легочная реанимация», утвержденного Методическим центром аккредитации специалистов в 2022 году.

Результаты

Все студенты до Пандемии обучены алгоритму выполнения базовой сердечно-легочной реанимации, отработка практических навыков проводилась на 1 – 4 курсах в рамках прохождения соответствующих циклов и дисциплин. Проведение занятий с применением дистанционных образовательных технологий в IX – XI семестрах (2020 – 2021 года) не позволили продолжить отрабатывать и закреплять практические навыки оказания экстренной медицинской помощи до возобновления очного обучения в XII семестре (2021 – 2022 ученый год). Проведен срезовый контроль сформированных профессиональных компетенций обучающихся, определены входящие теоретические знания и практические умения по оценке состояния пациента и оказания ему необходимой помощи. В 298 наблюдениях (90,3%) отмечена правильная последовательность оценки безопасности, дыхания и сознания, в 273 (82,73%) – правильный порядок вызова бригады скорой медицинской помощи и только в 183 (55,45%) – вызов на помощь окружающих. При оценке компрессий грудной клетки качество выше 90% продемонстрировали 15 студентов (4,54%), 70-90% – 43 обучающихся (13,03%), 50-70% отмечено в 54 (16,36%) наблюдениях. Эффективность компрессий грудной клетки выше 70% отмечена у 130 обучающихся (39,4%), правильное положение рук спасателя в центре грудной клетки пострадавшего в течение всего цикла в 100% отмечено у 200 обучающихся (60,6%), 70-99% – у 63 студентов (19,09%), ниже 50% – у 50 респондентов (15,15%), среди которых у 12 зарегистрирован показатель «0%». Смещение рук происходило преимущественно в эпигастральную область (68,4%), по парастернальным линиям в 18,4% случаев, по левой среднеключичной линии в – 13,2% наблюдений. Средняя глубина компрессий во время 120 секунд цикла СЛР у обучающихся составила 39,88 мм; нормативные значения зарегистрированы у 164 студентов (49,69%), среди которых 59 юношей и 105 девушек. Несмотря на то, что среди обучающихся средняя частота выполнения компрессий во время всего цикла составила 116 нажатий в минуту, нормативные показатели зарегистрированы в 162 наблюдениях (49,09%), среди которых 39 юноши и 123 девушки. У 44 обучающихся (13,33%) зарегистрирована низкая средняя частота компрессий, у 124 – превышение установленного показателя. За 5 подходов непрямого массажа сердца, необходимые 150 компрессий грудной клетки выполнили 79 студентов (23,94%), 151-200 – 159 респондентов (48,18%), две студентки за 2 минуты выполнили более 200 компрессий. У 90 студентов (27,27%) зарегистрированы низкие показатели общего числа компрессий: 100-149 – в 86 наблюдениях (26,06%), в трех наблюдениях (0,91%) – 90 компрессий, одна студентка за отведенное время выполнила 61 компрессию.
Оценка правильности выполнения искусственного дыхания во время тренинга не проводилась с учетом противоэпидемических ограничений.

Выводы

1. Дистанционные технологии в медицинском образовании не позволяют сформировать практические навыки у обучающихся, в том числе по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи.
2. Несмотря на высокие теоретические знания, после длительного перерыва в практическом обучении отмечается снижение мануальных навыков при выполнении реанимационных мероприятий.
3. Неудовлетворительное формирование практических компетенций во время использования дистанционных образовательных технологий обуславливает необходимость дополнительных занятий по отработке практических навыков.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Олег Лисовский