Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Сравнение описания различных анатомических структур в учебной литературе и в системах компьютерной 3D визуализации анатомии человека

Сравнение описания различных анатомических структур в учебной литературе и в системах компьютерной 3D визуализации анатомии человека

Автор(ы): Мурашов О.В., Братков П.Н., Иванова Н.В., Прокофьев М.

Город: Псков

Учреждение: ФГБОУ ВО Псковский государственный университет

Актуальность

На сегодняшний день изучение анатомии – это не только объемные учебники и атласы, но и компьютерные технологии, которые дают студенту – медику такие преимущества как компактность и в то же время колоссальный объём информации в одном устройстве. Анатомия человека, как правило, описывает наиболее типичные черты строения и формы, не раскрывая детально индивидуальные особенности тела конкретного человека. Использование современных технологий позволяет решить данную проблему и увидеть многообразие форм и анатомических структур. Актуальность представляет сравнительный анализ описания строения различных анатомических структур в учебниках и в системах компьютерной 3D визуализации анатомии человека.

Цель

Сравнение описания строения различных анатомических структур в российской, иностранной учебной литературе по анатомии и в системах компьютерной 3D визуализации анатомии человека.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели в соответствии с задачами исследования был применен комплекс методов: библиографический, сравнительный анализ, использование компьютерной 3D визуализации.

Результаты

Сравнение описания строения различных анатомических структур в российской (М.Г. Привес, Р.Д. Синельников), иностранной учебной литературе по анатомии (B.D. Chaurasia`s, R. Carola, J.P. Harledy, C.R. Noback, F.H. Netter) и в системе компьютерной 3D визуализации анатомии человека (The Anatomage Table) выявило более 100 различий в описании анатомических структур. Представим некоторые из них: позвоночная артерия - первая ветвь подключичной артерии (по М.Г. Привесу), четвертая ветвь подключичной артерии (The Anatomage Table), поперечная артерия шеи - пятая ветвь подключичной артерии (по М.Г. Привесу), ветвь щитошейного ствола (The Anatomage Table), подлопаточная артерия - четвертая ветвь подмышечной артерии (по М.Г. Привесу), шестая ветвь подмышечной артерии (The Anatomage Table), скелетотопия дуги аорты - расположена позади нижней части мечевидного отростка грудины (по М.Г. Привесу), может быть расположена на уровне верхнего края тела грудины (The Anatomage Table) и т.д.

Обсуждение

Современный образовательный инструмент Anatomage Table содержит полный объем изображений макроскопической анатомии мужского и женского тела, воспроизводит анатомическую точность и индивидуальные особенности человека, делает возможным изучение сравнительной анатомии с синхронизированной диссекцией нескольких клинических случаев, что позволяет отнести его к наиболее технологически продвинутой анатомической системе визуализации в медицинском образовании, принятой в настоящее время многими ведущими мировыми медицинскими школами. Обнаруженные в процессе исследовании анатомические различия наиболее часто выявляются со стороны мышечной и сердечно-сосудистой систем. Прежде всего, это касается степени развития мышц, мест их начала и прикрепления, количества артериальных ветвей, порядка их ответвления от материнского ствола, количества венозных притоков и различных моделей сосудистых анастомозов, отличий в скелетотопии и синтопии органов. Современные компьютерные технологии дают широкие возможности для обучения и дополняют традиционные источники информации при изучении анатомии человека.

Выводы

1. Сравнительный анализ описания строения различных анатомических структур в российской, иностранной учебной литературе и в системах компьютерной 3D визуализации анатомии человека выявил некоторые различия при описании мышечной и сердечно-сосудистой систем, что требует дальнейшего изучения.
2. Виртуальный анатомический стол «The Anatomage Table» является прекрасным дополнением традиционным источникам информации при изучении анатомии человека, позволяет студентам отчетливо видеть индивидуальные особенности строения и формы тела человека.

Тема: Организационные вопросы НМО
Наталья Иванова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: