Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Представления выпускников медицинского вуза о коммуникативной компетентности врача

Представления выпускников медицинского вуза о коммуникативной компетентности врача

Автор(ы): Цой Е.Г., Головко О.В., Салтанова Е.В., Килина С.С.

Город: Кемерово

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Кемеровский государственный медицинский университет Министерства Здравоохранения России

Актуальность

Компетентностная модель подготовки специалистов − это проверенная временем доктрина ведущих университетов. В профессии врача одним из важнейших звеньев его деятельности является межличностное общение − диалог между врачом и пациентом. Следовательно, коммуникативная компетентность – это ключевой компонент в образовании врача и основа его профессионального имиджа. Плохие коммуникационные навыки со стороны врача являются главным фактором, ведущим к неудовлетворённости пациента и его родственников проводимым лечением. Для качественной подготовки врача в области коммуникативной компетентности и подготовке к осознанной практике, целесообразно оценить наличие знаний в этой области у будущих врачей в реальных условиях медицинского обучения. Наше исследование посвящено изучению представлений студентов, обучающихся по традиционным программам, об эффективном общении с пациентами.

Цель

Изучение представлений выпускников медицинского вуза о коммуникативной компетентности врача.

Материалы и методы

Проведено тестирование у 50 студентов 6 курса педиатрического и 70 - лечебного факультетов КемГМУ в 2018 г. Будущим врачам было предложено ответить на один вопрос, позволяющий оценить объем фундаментальных знаний в области межличностного обмена информацией, на четыре вопроса о прикладных аспектах общения с пациентами и на два вопроса, оценивающих стиль общения врачей в специфических ситуациях.

Результаты

Большинство обучающихся педиатрического и лечебного факультетов выбрали в качестве оптимальной модели общения врача с пациентом коллегиальную модель: студенты лечебного факультета в 75% случаев, студенты педиатрического факультета в 55%. Преобладающую в зарубежных странах контрактную модель общения врача с пациентом выбрали лишь 5% обучающихся лечебного факультета, тогда как на педиатрическом факультете данной модели общения отдали предпочтение 35 % респондентов. Патерналистскую модель выбрали только 5% студентов лечебного факультета и никто из педиатрического факультета. Инженерную модель общения выбрали 10% респондентов лечебного факультета и 5% - педиатрического факультета.
Ответы на прикладные вопросы не соответствовали выбранной модели общения врача и пациента. Так, например, лишь 45% студентов лечебного факультета считают, врач будет давать возможность пациенту высказаться, не перебивая его. Большинство участвовавших в исследовании будущих врачей привержены к традиционной для западных стран шестифазной модели консультирования: 75% респондентов с лечебного факультета и 80% - с педиатрического. Традиционную, отечественную схему врачебного приема, состоящей из пяти фаз выбрали 25% студентов лечебного факультета и 20% - педиатрического. Не считают необходимым обсуждать с пациентом информацию, полученную в результате объективного исследования 20% студентов. Вопросом «Что Вас привело ко мне?» планируют начинать свое общение с пациентами только 10% студентов лечебного факультета и 25% - педиатрического. Относительно сообщения пациенту информации об обнаружении у него неизлечимого заболевания 40% студентов считали сообщение пациенту всей информации в полном объеме независимо от желания пациента, 60% респондентов решили выяснить, какой объем информации пациент желает получить и предоставить сведения строго в рамках этого объема. Никто из опрошенных студентов не считал, что подобного рода информацию нужно тщательно скрывать от пациента. Студентам педиатрического факультета была предложена специфическая ситуация о выборе действий врача, когда к нему заходит на прием мама с плачущим ребенком трех лет, который боится врачей. Так, большинство студентов (55%) планируют установить вначале контакт с ребенком, 27% - установить контакт с мамой и 18% - будут проводить прием, так как все дети плачут.

Обсуждение

В коллегиальной модели пациент предстает как равноправный коллега врача, преследующий общие цели. Однако, по мнению Р. Витча, данная модель утопична, так как врач и пациент могут принадлежать к различным социальным и этническим группам, придерживаться различных ценностных ориентаций. Выбор коллегиальной и контрактной модели большинством студентов свидетельствует о пациент – центрированном поведении врача, но в тоже время большинство ответов на прикладные вопросы не соответствовали данной модели. Около половины будущих врачей уверены в нецелесообразности предоставления пациенту неограниченной возможности излагать жалобы. Несмотря на приверженность большинства участвовавших в исследовании будущих врачей к традиционной для западных стран шестифазной модели врачебного приема, вопросом «Что Вас привело ко мне?» планируют начинать свое общение с пациентами только 10% студентов лечебного факультета и 25% - педиатрического. Большинство респондентов выбрали более гуманный вариант поведения при общении с неизлечимыми пациентами. Студенты педиатрического факультета не уверены в своем поведении при плачущем ребенке, что свидетельствует об отсутствии у них практического опыта консультирования.

Выводы

Выбор той или иной модели взаимоотношений определяется совокупностью факторов: особенностями личности врача, конкретной ситуацией и характером оказываемой помощи, а у будущих врачей еще зависит от сложившейся модели общения врача и пациента в коллективе, в который они попадут. Кроме того, сказать, что врач один раз и навсегда избирает и следует только одной из предложенных моделей будет ошибочно. Более того, анализ современной медицины, развитие новых медицинских технологий указывает на то, что и характер взаимоотношений «врач-пациент» претерпевает значительные изменения.
Анализ, проведенного исследования свидетельствует о том, что у будущих выпускников не сформированы понятия о коммуникативных технологиях в практической деятельности врача. Важными шагами в этом направлении является внедрение дополнительного обучающего курса по навыкам общения медицинского работника с пациентом. Целенаправленное, интегрированное в образовательные программы обучение коммуникативным навыкам медицинской консультации сможет повысить качество итоговой практической подготовки специалистов здравоохранения.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Цой

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: