Автор(ы): Полушин Ю.С., Зарипова З.А.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова
Актуальность
Несмотря на оснащённость симуляционных центров при ВУЗах и активное использование симуляционных технологий при подготовке анестезиологов-реаниматологов, нет единой методической базы, которая позволила бы сформировать адекватные чек-листы. Рабочие программы в разных ВУЗах не адаптированы под задачи аккредитации. Кроме того, нет утвержденного профессионального стандарта, чтобы ссылаться на него. Разработанные клинические рекомендации не всегда согласуются со смежными специальностями, что ограничивает их использование при формировании проверочных средств.
Цель: определить возможные проблемы при подготовке второго этапа аккредитации ординаторов и наметить пути их решения.
Материалы и методы
На конференции «Медицинское образование – 2017» было принято решение о создании рабочей группы по направлению «анестезиология-реаниматология». 28 специалистов из разных ВУЗов, профессиональных сообществ, научных и клинических учреждений согласились принять участие в подготовке ко второму этапу первичной специализированной аккредитации. Были определены сроки каждой стадии, чтобы была возможность вносить своевременные коррективы. Деятельность группы осуществлялась удаленным способом, путём рассылки и обработки ответов, с последующей координацией направления работы.
Результаты
По результатам первого и второго запросов был сформирован примерный перечень практических навыков, которые можно проверить на симуляционном этапе: получилось 18 наименований. Третий запрос касался перечня трудовых функций и трудовых действий, взятых из проекта профессионального стандарта, которые аккредитуемый может продемонстрировать на аккредитации. Все те пункты, которые невозможно оценить на втором этапе (или в этом нет необходимости), членами рабочей группы были переадресованы на 1 и 3 этапы (тесты и задачи). Четвертый запрос позволил сформировать перечень станций – максимально 12. При этом возникло много вопросов, касаемых оснащения каждой станции, сложности создания сценариев и возможности проверки сформированности навыка. Кроме того, было отмечено, что для проверки нетехнических навыков, как основных для нашей специальности, необходима командная работа, а на этапе аккредитации выпускник работает один. На сегодняшний день начата разработка паспортов станций и чек-листов, чтобы была возможность обсудить их с коллегами до начала подготовки. Почти единогласно решено, что для проверки некоторых компетенций необходим физиологический ответ в условиях запрограммированного сценария, что требует роботизированной техники. При этом было отмечено, что не все учреждения на сегодняшний день в полной мере оснащены соответствующим оборудованием, и не все преподаватели владеют навыком ведения клинического сценария. Это, в свою очередь, показывает трудности, как подготовки к аккредитации, так и её проведения.
Обсуждение
В результате деятельности рабочей группы были выявлены проблемы, решением которых надо заниматься в этом учебном году. Не все вопросы можно решить на местном уровне, поскольку требуется дооснащение симуляционных центров и внесение корректив в рабочие программы, что является компетенцией вышестоящих органов. Кроме того, необходимо пересматривать некоторые положения проекта профессионального стандарта и проверять "стандарт обученности" ординатора в соответствии с ним. Также надо понимать, будут ли в ближайшее время внесены изменения в существующие клинические рекомендации, поскольку формирование методических материалов и чек-листов основано на них. Обучение преподавателей навыку ведения клинических сценариев на этапе подготовки и проведения аккредитации также может стать приоритетным направлением. Все эти вопросы требуют привлечения заинтересованных инстанций и руководителей высокого уровня.
Выводы
На промежуточном этапе деятельности рабочей группы выявлены проблемы организационного характера, связанные с профессиональным стандартом и оснащением симуляционных центров, и поставлены вопросы методического обеспечения при построении рабочих программ ординатуры. Совместными усилиями разработаны проекты станций для второго этапа первичной специализированной аккредитации, которые требуют тщательной проработки и унификации с учётом существующей обстановки и реальных возможностей ВУЗов. Принято решение об обсуждении поставленных вопросов на заседании круглого стола в рамках конференции «РОСОМЕД-2017» с последующим выходом на вышестоящие инстанции.
Зульфия Зарипова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.