Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОЙ СИМУЛЯЦИИ С ЦЕНТРОМ АККРЕДИТАЦИИ

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОЙ СИМУЛЯЦИИ С ЦЕНТРОМ АККРЕДИТАЦИИ

Автор(ы): Пикало И.А., Анкудинов А.С., Акудович Н.В., Мельников В.А.

Город: Иркутск

Учреждение: Иркутский государственный медицинский университет

Актуальность

Симуляционное обучение является неотъемлемой частью образовательного процесса, и одной из приоритетных задач в развитии системы здравоохранения РФ. В современных условиях отработка практических навыков возможна только на симуляторах. Согласно существующему закону пациент должен быть проинформирован, и он вправе отказаться от участия в обследовании и отработки практических навыков обучающимся. Для внедрения симуляционного обучения мы пошли по пути создания отдельной дисциплины, а не стали включать имитационное обучение в профильные предметы, так как в этом случае симуляция становится дополнительным экзотическим компонентом, что приводит к ее неэффективности.

Материалы и методы

Целью работы явился анализ организации обучения на кафедре медицинской симуляции с центром аккредитации.
Кафедра была официально создана 1 сентября 2016 года. За этот период на кафедре прошли обучение 453 студента. Также на кафедре по программе ординатуры прошло 187 ординаторов 1 года обучения. По программе ДПО «Первая медицинская помощь для преподавателей образовательных организаций» посетили кафедру 56 курсантов.
Кафедра медицинской симуляции с центром аккредитации занимает площадь более 1000 кв.м. Учебные помещения включают 2 зала дебрифинга на 30 и 45 мест для проведения разбора практических навыков, 1 конференц-зал на 45 мест для проведения теоретических занятий. Также на кафедре имеются 8 имитационных технических кабинетов: палата реанимации и интенсивной терапии, родильный зал, операционная, палата по уходу за больными, физикальный осмотр пациента, экстренная медицинская помощь, два зала для отработки практических навыков. В учебном процессе использовано более 150 тренажеров 1–6 уровня реалистичности, позволяющим производить отработку наиболее распространенных общеврачебных манипуляций у взрослых пациентов и детей.

Результаты

Основной ориентир кафедры – отработка практических навыков: методика выполнения сердечно-легочной реанимации; техника люмбальной пункции; пункция плевральной полости; катетеризация мочевого пузыря; установка назогастрального зонда; аускультация легких и сердца; техника снятия и расшифровки ЭКГ; техника ведения нормальных родов. В учебном процессе принципиально важным для качественной работы был предварительный теоретический опрос, курсанты, не сдавшие теорию, к отработке практических навыков не допускались.
На кафедре с помощью технологии дебрифинга мы стали внедрять в учебный процесс «осмысленную практику». Для эффективного использования осмысленной практики необходим многократный опыт выполнения симуляционных заданий, который не должен быть одинаковым, но должен быть сосредоточен в изучаемой области. Примером может служить отработка базовой сердечно-легочной реанимации, где для каждого курсанта создается определенная ситуация: несколько пострадавших, наличие инородного тела в дыхательных путях или рвотных масс, небезопасно подходить к пострадавшему, видимые повреждения грудной клетки и т.д. После нескольких интенсивных тренингов обучающийся действительно анализирует каждый этап выполнения практического навыка, а не выполняет его «театрально».

Обсуждение

В настоящее время сотрудниками подготовлены рабочие программы по ФГОС 3+: «Симуляционное обучение общеврачебным навыкам», «Симуляционное обучение при неотложных состояниях», «Симуляционное обучение в медицине».
Помимо основной работы связанной с подготовкой будущих специалистов к аккредитации кафедра являлась площадкой для проведения многих студенческих олимпиад. Стоит отметить, что проведение подобных мероприятий необходимо не только для подготовки молодых специалистов, но и для обмена опытом между сотрудниками кафедры с организаторами проекта в рамках подготовки станций, разработки сценариев и критериев оценки выполняемых навыков.
Параллельно с подготовкой к аккредитации выпускников на кафедре проводятся занятия со студентами второго и третьего курсов лечебного и педиатрического факультетов по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней», что помогает студентам младших курсов более детально освоить тот или иной навык, так как детальная его отработка в условиях стационара часто затруднена из-за тяжести состояния пациента, нежелания контактировать со студентами и психологическим дискомфортом самих студентов при виде пациента.
Работая с выпускниками, сотрудниками кафедры было отмечено, что при изучении обучающимися навыков среднего медперсонала (внутривенные инъекции, катетеризация мочевого пузыря, установка назогострального зонда) происходит диссонанс в понимании эталонного алгоритма, в связи с тем, что ранее навык был сформирован неверно. Особенно актуально это проявляется у работающих студентов в системе здравоохранения.

Выводы

Подводя годовой итог работы кафедры медицинской симуляции с центром аккредитации можно сделать следующие выводы:
1. Симуляционное обучение является неотъемлемой частью современного образовательного процесса.
2. Отработка того или иного навыка должна проводиться неоднократно до формирования алгоритмированного подхода.
3. Практические навыки среднего медперсонала должны быть отработаны студентами в имитированных условиях на ранних курсах.
4. Процесс симуляционного обучения необходимо реализовывать в рамках отдельной дисциплины с целью формирования осознанного компетентностного подхода к освоению практических навыков. Студент – выпускник должен уметь применять полученные знания в различных реальных ситуациях, параллельно анализируя выполняемые действия и предугадывая возможные негативные последствия. «Механическое» выполнение того или иного навыка не привязанного к конкретной ситуации по изученному опыту преподавания дисциплины с большей доле вероятности не гарантирует формирование навыков у выпускаемого специалиста.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Илья Пикало

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: