Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / Восприятие симуляционного обучения ординаторами первого года обучения на кафедре анестезиологии-реаниматологии

Восприятие симуляционного обучения ординаторами первого года обучения на кафедре анестезиологии-реаниматологии

Автор(ы): Астахов А.А., Герасимова Ю.Ю.

Город: Челябинск

Учреждение: Южно-Уральский государственный медицинский университет

Актуальность

Симуляционное обучение не является самостоятельной формой обучения, это лишь дополнение к традиционным методам обучения. Симуляция является учебной моделью, которая позволяет избежать столкновения с реальными пациентами в сложных клинических ситуациях, и смоделировать эти ситуации и алгоритм действия при них на искусственных моделях. При этом минимизируется риск для пациента и в разы снижается вероятность врачебных ошибок в дальнейшей клинической практике. Образовательные медицинские учреждения во всем мире признали важность симуляционного обучения. Этой форма обучения получает все большее и большее признание среди врачей-специалистов.
В Российской Федерации проведено недостаточно исследований в отношении роли тренажеров в подготовке медицинских специалистов и того, как обучаемые воспринимают симуляционные методы обучения.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе кафедры анестезиологии-реаниматологии ЮУГМУ в сентябре 2017 года. Опрашиваемые были информированы о необходимости участия и подписали согласие на участие в опросе.
Для сбора данных был использован предварительно опробованный, самостоятельный полуструктурированный опросник из 27 вопросов, в каждом вопросе предлагалось пять вариантов ответа: «Полностью не согласен», «Не согласен», «Затрудняюсь ответить», «Согласен», «Полностью согласен» по шкале Лейкерта, с баллами от 1 до 5 соответственно.
В исследовании приняли участие 31 ординатор первого года обучения, мужчин 48,4% и женщин 51,6%. Средний возраст 24,0 +1.9 года
Все опросники были заполнены полностью. Ввод и анализ данных проводились с использованием пакета SPSS 16. Значение р < 0,05 принимали за статистически значимую ассоциацию.

Результаты

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что большинство ординаторов n=21 (67,7%) имеют позитивно-нейтральное отношение к симуляционному обучению, только 7 (22.5%) человек относятся к такой форме обучения резко позитивно. Трое из респондентов (9.6%) показали негативное отношение к симуляционному обучению по сумме баллов.
При непосредственном анализе данных опросника был произведен анализ вопросов с наиболее позитивным восприятием и вопросов с наиболее негативым восприятием.
Клинические ординаторы считают, что симуляционное обучение: поддерживает развитие практических навыков - 77,4%, даёт возможность их отработать для критической ситуации - 74,2%, позволяет отрабатывать практические навыки в отсутствии или при несогласии пациента - 90.3%; улучшает качество и повышает безопасность выполняемых навыков - 74.2%; позволяет интегрировать симуляционное обучение в учебный процесс - 71%, облегчает обучение в качестве дополнения к клинической практики - 96.8%, минимизирует участие животных в обучающем процессе - 71%, но является более дорогостоящим, так считают 77,4% опрошенных.
Вместе с тем, клинические ординаторы не считают, что симуляционное обучение приводит к улучшению навыков общения с пациентами и не минимизирует роль преподавателя в учебном процессе, так считает 80.6% и 77.4% опрошенных, соответственно.
При сравнении результатов двух групп испытуемых, в первом случае по полу и во втором случае по возрастному параметру, с расчётом критерия χ-квадрат, получены недостоверные отличия.

Обсуждение

Полученные результаты показали, что симуляционное обучение даёт хорошие возможности по отработки практических навыков для клинической практики, с исключением риска для пациентов.
Подобные результаты, полученные ранее, показали, что учащиеся считают симуляционное обучение интересным и облегчающем обучение медицине. Было установлено, что симуляции улучшают компетентность, а учащиеся, обучаемые с применением симуляторов, выполняют навыки значительно лучше, чем учащиеся, обучающиеся с традиционными упражнениями и практикой.
Большинство нами опрошенных считает, что симуляторы повышает эффективность обучения в большей степени, чем традиционный подход, но плохо разработанная и неадекватная инструкция может способствовать отрицательному результату обучения, что отражает значительную роль преподавателя в симуляционном обучении.
Большинство наших участников указали, что чрезмерное использование симуляционных тренингов может снизить значимость этических ценностей среди специалистов. Неправильное отношение к симуляционому обучению также может способствовать искусственным, а не подлинным навыкам.
Еще одним важным ограничением для развития симуляционного обучения в России, воспринимаемым большинством наших ординаторов, была стоимость оборудования. Эти данные аналогичны тем, что были получены в исследовании, проведенного в США.
Отсутствие гендерных и возрастных отличий в восприятии симуляционного обучения, полученных в нашем исследовании, можно объяснить небольшой выборкой исследования. Вместе с тем на подобные отличия в восприятии обучения указывалось в других исследованиях, объясняя подобный феномен
различиями мотивационной основы и наличие гендерных и возрастных различий в типах ответственности обучающихся.

Выводы

Внесение симуляционных моделей в обучение ординаторов первого года по анестезиологии – реаниматологии было воспринято позитивно обучающимися.
Симуляционное обучение даёт хорошие возможности по отработки практических навыков для клинической практики.
Несмотря на это остается неясным, имеются ли гендерные и возрастные особенности восприятия симуляционного обучения и переходят ли навыки, приобретенные с помощью симуляционного обучения, в реальные условия, такие как улучшение исходов и уменьшение осложнений лечения.
Для оценки этих аспектов необходимы дальнейшие исследования.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Алексей Астахов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: