Взгляд обучающихся на проблему общения в системе «врач-пациент» в рамках симуляционного обучения

Автор(ы): Горелова И.С., Фомина А.В., Бросалин Д.А.

Город: Курск

Учреждение: Курский государственный медицинский университет

Актуальность

Проблема доверия пациента к врачу не теряет своей актуальности. Феномен доверия к врачу определяется в первую очередь уровнем компетентности врача [4]. Как же формируется доверие, если пациент впервые пришел на прием к врачу? В данном случае, на первое место выходят коммуникативные навыки врача. Способность выстраивать доверительные отношения с пациентом увеличивает комплаенс [2]. Проблема коммуникативной компетентности представляется актуальной на этапе обучения будущих врачей, а также должна совершенствоваться на протяжении всей профессиональной деятельности [3].

Цель

Цель состоит в изучении степени важности коммуникативных микротехник врача при общении с пациентом.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 82 обучающихся, которые были разделены на две группы. Первая группа – студенты 6 курса в количестве 47 человек, вторая группа – ординаторы 2-го года обучения в количестве 35 человек. Обучающимся был предложен просмотр видео аккредитационной станции «Сбор жалоб и анамнеза». На видео аккредитуемый выполнил все пункты, описанные в чек-листе, однако его отношение к пациенту носило формальный характер. После просмотра видео обучающимся было предложено указать необходимые врачу микротехники для повышения эффективности общения с пациентом.

Результаты

В результате опроса были выявлены особенности общения, которые мы разделили на следующие группы: характеристики голоса (тон, тембр, громкость), положение в пространстве (оптимальное расстояние друг от друга, поворот к пациенту вполоборота), оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика) [1]. Группа студентов наиболее важными микротехниками общения указывала оптико-кинетическую систему знаков (47% студентов). В меньшей степени (36% студентов) выделяются такие микротехники, как особенности голоса врача. Положение в пространстве студенты считают важным в 17% случаев.
При опросе ординаторов 2-го года были получены следующие результаты: 66% респондентов считают наиболее важными характеристики голоса врача, 34% ординаторов считают ключевой особенностью врача развитую оптико-кинетическую систему. Положение врача и пациента в пространстве среди ординаторов никто не считает основным моментом в процессе медицинского общения.

Обсуждение

Студенты в большинстве случаев (47%) свой выбор объясняли необходимостью эмоционального отклика от врача. Врач, реагирующий на эмоции пациента, способен вызвать доверие от пациента. По мнению 36% студентов, голос врача не должен быть тихим и чрезмерно громким, чтобы не вызвать дискомфорт у пациента. Наименьшее число студентов (17%) указывают на первостепенность создания комфорта для пациента (например, не садиться слишком близко к пациенту, чтобы не нарушать его личное пространство).
Большая доля ординаторов (66%) склоняются к особенностям голоса врача, влияющим на комплаенс. Средний тон и тембр голоса, по мнению большинства ординаторов, является показателем убедительности слов врача. Меньшая доля ординаторов (34%) считают, что отрытая поза врача благоприятствует формированию доверия со стороны пациента. Положению врача и пациента в пространстве ординаторы не придают значимости.
Ординаторы и студенты отдавали предпочтение значимости микротехник общения, по-разному аргументируя свой выбор. Мы предполагаем, что основанием для полученных результатов является больший опыт общения с пациентами у ординаторов 2-го года обучения, по сравнению со студентами 6 курса.

Выводы

В результате проведенного опроса мы выяснили, что обучающиеся выделяют значимость микротехник эффективного общения врача и пациента, которые мы объединили в 3 группы: характеристики голоса, положение в пространстве, оптико-кинетическая система знаков. Среди студентов 6 курса наибольшее количество респондентов (47%) указывают на ценность развитой у врача оптико-кинетической системы знаков. В группе ординаторов 2-го обучения преобладают ответы, указывающие на важность особенностей голоса врача (66%).

Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 2003
2. Будаева А.А. Психология общения врача с пациентом / А.А. Будаева, В.В. Гвоздева, С.А. Мирмаммедова, И.В. Созонтов // В сборнике: МОЛОДОЙ УЧЁНЫЙ. сборник статей VIII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза. – 2022. – С. 63-66.
3. Давыдова Н.С., Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В., Серкина А.В. Навыки общения с пациентами: симуляционное обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском вузе: методическое руководство / под науч. ред. д-р мед. наук, проф. Н.С. Давыдовой, канд. псх. наук, доц. Е.В. Дьяченко. – Екатеринбург: Типография ООО «АТгрупп», 2019. – 128 с.
4. Камалиева И.Р. Доверие как основание отношения «врач-пациент» в современной медицине: философско-антропологическая интерпретация / И.Р. Камалиева, В.С. Невелева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2019. – № 4. – С. 504-514.

Тема: Коммуникативные навыки
Анастасия Фомина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: