Инновационные технологии в обучении студентов-медиков дисциплине офтальмология

Автор(ы): Русина Е.В. , Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И.Канта, Калининград, Россия

Актуальность

В БФУ им. И. Канта по программе подготовки специалитет 31.05.01 преподается дисциплина «Офтальмология» на русском и на английском языке. Основной целью обучения студентов является обеспечение высококачественной подготовки специалистов, умеющих применить знания по офтальмологии в своей практической деятельности врачей-терапевтов участковых, а также повышение престижа высшей школы России на мировом рынке образовательных услуг.

Цель

Анализ эффективности примененной инновационной методики и ее соответствия поставленным задачам рабочей программы по дисциплине «Офтальмология».

Материалы и методы

в исследование было включено 185 студентов 4 курса специалитета, которых разделили на две группы: 1-я группа, экспериментальная, 108 студентов, обучавшихся в 2022/2023 г.г. и 2-я группа - сравнения, 77 студентов, обучавшихся в 2018/2019 г.г., которая проанализирована ретроспективно. В группе сравнения обучение происходило по стандартной схеме, включающей лекционный материал, практические занятия, без методики «Симулированный пациент». В экспериментальной группе в дополнение была применена методика «Симулированный пациент», по которой проводилось обследование пациента с офтальмологическими заболеваниями. В симуляционном тренинге выделялось две роли: «врача» и «пациента», которые играли студенты.
Роль «врача» предполагает следующие действия:
• Контакт с «пациентом»: установление доверительных и доброжелательных отношений между врачом и пациентом (происходит отработка коммуникативных навыков, включающих формирование чувства сопереживания, сострадания, умение выслушать больного, собрать анамнез жизни и заболевания, акцентировать свои вопросы на главных деталях);
• Выполнение обследования пациента: клинический осмотр (острота зрения, положение глазных яблок в глазнице, объем движений, положение век, цвет конъюнктивы, реакция зрачков на свет, состояние оптических сред глаза и т.д.); интерпретация результатов исследования, оценка выраженности выявленных клинических симптомов (гиперемия, светобоязнь, слезотечение, офтальмалгия и др.), интерпретация заключений консультантов (при наличии); описание локального статуса у офтальмологического пациента; формулирование предварительного клинического диагноза и проведение дифференциальной диагностики;
• Оформление медицинской документации (особенности описания офтальмологического статуса).
В процессе обучения проводилась непрерывная оценка уровня теоретических знаний. Для врача оценивалось знание терминологии, знание симптоматики офтальмологических заболеваний, умение отделить клинически значимые ведущие симптомы от второстепенных для проведения анализа и диагностики, умение сформулировать предварительный клинический диагноз и обосновать его на основании знаний об этиологии, патогенезе и клинической картине, умение наметить план этиологического и патогенетического лечения.
Для пациента оценивалось знание жалоб при различных офтальмологических заболеваниях, последовательность в изложении анамнеза заболевания.
По окончании обучения проведен анализ результатов экзаменационной сессии в обеих группах.

Результаты

во время обучения по методике «Симулированный пациент» студенты демонстрировали свои умения коммуникации, правильной формулировки вопросов, грамотного анализа клинической ситуации с последующей аргументацией своих выводов по поставленному диагнозу. Во время занятия в тренинге принимали участие все студенты группы, они внимательно смотрели и слушали, задавали дополнительные вопросы, отмечали недочеты или неправильные действия участников тренинга, давали грамотные советы.
В результате выполнения описанного тренинга студенты совершенствуют свое умение (или учатся) коммуникации и теоретического анализа клинических ситуаций, развивают свое критическое и клиническое мышление, получают навык аналитической работы и, безусловно, совершенствуют навыки первичного осмотра пациента.
Результаты тренинга оценивались по пятибалльной шкале: 30 % выполнили алгоритм на «отлично», 42 % выполнили на «хорошо» и 28 % на «удовлетворительно».
Оценка «Отлично» ставилась, если студент демонстрировал правильную последовательность проведения осмотра пациента, владение всеми изученными практическими навыками, знание профессиональных терминов и понятий, умение самостоятельно принимать решение (ставить диагноз) и аргументировать свое решение, грамотно с точки зрения этиологии и патогенеза анализировал полученную от пациента информацию.
Оценка «Хорошо» ставилась, если студент демонстрировал правильную последовательность проведения осмотра пациента, владение не всеми изученными практическими навыками, умение самостоятельно принимать решение (ставить диагноз), грамотно с точки зрения этиологии и патогенеза анализировал полученную от пациента информацию.
Оценка «Удовлетворительно» ставилась, если студент нарушал последовательность осмотра, не мог продемонстрировать все изученные навыки, но грамотно с точки зрения этиологии и патогенеза анализировал полученную от пациента информацию, обосновывал поставленный предварительный диагноз.
Результаты сессии по предмету «Офтальмология» показали, что во 2-й группе (сравнения) средний балл составлял 3,45, а в 1-й группе (экспериментальной) в 1,2 раза выше и составил 4,23 балла. При детальном анализе результатов сессии установлено, что в 1-й группе оценку «Отлично» поучили 53 (49%), во 2-й - 14 (18%), «Хорошо» в 1-й группе поучили 36 (33%), во 2-й - 23 (30%), «Удовлетворительно» в 1-й группе получили 10 (9%), во 2-й - 24 (31%) и «Неудовлетворительно» в 1-й группе поучили 9 (8%), во 2-й - 16 (21%),

Выводы

Применение методики «Симулированный пациент» позволяет с первого занятия смоделировать реальную клиническую ситуацию и все необходимые действия будущего врача для успешного общения с пациентом, успешной диагностики офтальмологического заболевания и успешного лечения.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Русина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: