ОБУЧЕНИЕ ИММУНОГЕМАТОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ МЕТОДИК

Автор(ы): Сухомлина Е.Н., Сухомлин А.К., Кощеева Н.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева»

Результаты

Иммуногематология является одним из важнейших курсов в программе обучения врачей-трансфузиологов - в соответствии с требованиями Приказа Минздрава РФ от 29 мая 1997 г. №172 «О введении в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей «Трансфузиология», а также врачей клинической лабораторной диагностики, выполняющих иммуногематологическое обследование доноров и реципиентов - в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 апреля 2013 г. № 183н “Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов”. Учитывая, что иммуногематологические исследования, обеспечивающие безопасность гемотрансфузий, жестко регламентируются данными нормативными документами, в учебной лаборатории иммуногематологии ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования им. Ф.И.Иноземцева» в рамках циклов тематического усовершенствования «Клиническая иммуногематология» проводится обучение данным регламентированным методикам иммуногематологического обследования доноров и реципиентов.
Обучение должно быть построено таким образом, чтобы вначале с помощью лекционного блока донести необходимые основы теоретических знаний в иммуногематологии, подготовив тем самым врачей-слушателей к практическому воспроизведению иммуногематологических исследований. Однако, хотя воспроизвести большинство стандартных методик определения, например, резус-принадлежности или подгруппы крови несложно, врачи-трансфузиологи и врачи клинической лабораторной диагностики по требованию вышеуказанных нормативных документов должны владеть всем арсеналом иммуногематологических исследований, с помощью которых возможны не только определение группы крови по системе АВ0, резус-принадлежности, но и фенотипирование, выявление антиэритроцитарных антител, определение титра определенных антител, определение подвариантов антигенов D и А, определение редких эритроцитарных антигенов, а также осуществление индивидуального подбора донорской крови и эритроцитов для реципиентов с отягощенным трансфузиологическим анамнезом, проведение проб на совместимость при инфузиях гемокорректоров (полиглюкина и др.), иммуногематологические исследования при диагностике гемотрансфузионных осложнений. Преподаватель не только демонстрирует их на занятии, но и дает возможность каждому врачу-слушателю самостоятельно практически выполнить и отработать каждую методику, используя для воспроизведения методик образцы крови доноров и реципиентов с отягощенным трансфузиологическим анамнезом, и в сложнодиагностируемых случаях. Техника выполнения иммунологических исследований вначале демонстрируется преподавателем, а затем им же жестко контролируется при ее воспроизведении врачом-слушателем.
С точки зрения оснащения практические (лабораторные) занятия должны быть максимально информативны и обеспечены расходными материалами. Очевидно, что в обычной клинической лаборатории ЛПУ или в отделении переливания крови ЛПУ в конкретный учебный день может не оказаться необходимых для таких занятий образцов крови - с редкой и трудноопределяемой группой крови. Поэтому в учебной лаборатории иммуногематологии ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева» используется симуляционая технология - согласно учебному плану цикла к дню практических занятий в лаборатории апробации крови станции переливания крови заказываются образцы крови доноров и реципиентов, уже прошедших иммуногематологическое обследование – с редкими и трудноопределяемыми группами крови (например, с ослабленным антигеном, с экстраагглютининами, с подгуппой по системе АВО, с подвариантами по антигену D, с сывороткой, содержащей иммунные антитела, с сывороткой, содержащей низкий титр естественных антител). Также в морозильном отделении холодильника для хранения образцов крови учебной лаборатории иммуногематологии Академии медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева запасаются для практических занятий образцы сыворотки доноров и реципиентов с иммунными антителами.
Существует множество реагентов для иммуногематологических исследований разных производителей. Задачей преподавателя является максимально ознакомить врачей-слушателей с особенностями их применения и с возможностями иммуногематологического обследования доноров и реципиентов, с использованием наиболее современных и чувствительных методик. Однако самый важный и ответственный момент заключается в понимании обучающимся, что он делает и для кого (реципиент, донор), зачем, почему выбрана именно эта реакция, механизмы, используемой реакции, каковы могут быть сложности и особенности в ее выполнении и затруднения при трактовке результата. Одним из важнейших разделов в обучении является обязательный подробный разбор возможных ошибок при выполнении иммуногематологических исследований - с разбором результатов исследований у наиболее сложных категорий реципиентов (беременные, новорожденные, онкогематологические больные и др.).
Одной из задач преподавателя является научить врача-слушателя грамотно работать с нормативными документами, уметь правильно их понимать и трактовать, правильно вести и заполнять необходимую медицинскую документацию. Одной из симуляционных технологий является заполнение учебного бланка Подтверждающего определения группы крови по системе АВО и резус-принадлежности, а также фенотипирования по антигенам С, с, Е, е, Cw, К, к и определения антиэритроцитарных антител у реципиента.
Таким образом, задачами обучения на цикле усовершенствования «Клиническая иммуногематология» являются подготовка врача для получения специальных знаний по вопросам теоретической иммуногематологии, современных практических методов иммуногематологического обследования доноров и реципиентов - с использованием симуляционных технологий, обеспечивающих максимально полное обучение выполнению иммуногематологических исследований.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Алексей Сухомлин

ТЬЮТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор(ы): Золотова Е.Н.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова ЦНПО УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Вот уже третий год на базе ЦНПО УВК «Mentor Medicus» существует тьюторское движение. Тьютор - это студент-волонтер, который по морально-этическим мотивам готов нести ответственность за качественное и современное образование не только своё, но и тех, кто учиться рядом с ним. За свою деятельность тьюторы вознаграждаются неограниченным доступом к тренажерам центра под руководством преподавателей или сотрудников, а также у студентов появляется уникальная возможность - посещение множества тренингов, проводимых в центре.
Тьюторы привлекаются как для проведения непосредственно тренингов, так и к работе в роли регистраторов параметров выполнения в электронных листах экспертного контроля на экзаменах и олимпиадах.
Также тьюторы себя успешно показали в роли конфедератов на тренингах командного взаимодействия и общения с пациентами.
В это году тьюторы совместно с преподавателями кафедр участвуют в Тренингах Тренеров, которые теперь на регулярной основе (раз в месяц) проводятся руководством Центра. "Игровая" часть таких тренингов представляет собой следующее: участникам предлагается продемонстрировать свою технику работы в качестве тренера. За происходящим внимательно наблюдают специалисты и, по окончании эпизода, участник получает исчерпывающие комментарии, относительно своей линии поведения, корректно сказанных словах, эффективности приёмов от других участников, которые находятся в роли учеников, и от ведущего тренера. Такая работа по самосовершенствованию себя в качестве тренера симуляционного обучения даёт тьюторам уверенность в своих действиях при обучении других, повышает эффективность этих занятий, позволяет получать удовольствие всеми участниками процесса подготовки, а также право для привлечения к коммерческим тренингам.
В 2015 году в ЦНПО стартовали тренинги по профессиональному общению под руководством Сонькиной Анны Александровны (врач-педиатр, тренер навыков общения, сотрудник ЦНПО). Занятия проходят в несколько этапов и состоят из теоретической и интерактивной частей. Что интересно, вся информация, предлагающаяся к рассмотрению, имеют научно обоснованную базу, на тренинге предлагается смоделировать ситуацию, в которой принимает участие профессиональный симулированный пациент, использующий актерское мастерство и еще несколько «хитростей», позволяющих сделать это мероприятие обучающим. В зависимости от того, как будет вести себя обучающийся, будет меняться и поведение «актера». Таким образом, у участников, появляется уникальная возможность получить обратную связь от своего пациента, проигрывая несколько раз одну ситуацию. Всеми тьюторами, посетившими тренинги общения было признано, что такие занятия могут оказать существенную помощь студентам при их общении с настоящими пациентами на производственной практике. Потому тьюторским движения было принято решение взять на себя проект «Основы общения с пациентом» для всех желающих студентов Первого меда. В настоящее время первые 8 добровольцев проходят подготовку, чтобы самостоятельно проводить такие тренинги.
Все тьюторы уже в течение двух лет без проблем проводят тренинги по базовой сердечно-легочной реанимации, с этого года стартовала программа по обучению расширенному реанимационному комплексу.
Помимо работы как тренеры, тьюторы также привлекаются в качестве волонтеров для различных мероприятий, проводимых в Центре. Организация олимпиады «Золотой МедСкилл» целиком и полностью зависит от участия тьюторов. На тренинге по акушерству для врачей из Уфы, тьюторы выполняли роль актеров в симуляциях. Зимой тьюторский коллектив привлекался для проведения серии тренингов по базовой сердечно-легочной реанимации ординаторам первого года обучения клиники акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева. Ставший традиционным летний экзамен для студентов ЦИОП «Медицины будущего», также не может обойтись без тьюторов, которые хорошо осведомлены о всех проектах проводимых в Центре.
Феномен тьюторства в ЦНПО ПМГМУ им И.М.Сеченова постепенно приобретает более значительные масштабы. Руководство центра и студенты в своем лице делают многое, чтобы это движение с годами только расширялось и наполнялось новыми заинтересованными в выбранной профессии молодыми людьми. Надеемся, ежегодные выступления с мини-отчетами о деятельности тьюторов станут доброй традицией.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Денис Грибков

Повышение валидности оценки практических навыков в симуляционном центре с помощью различных технологий расчёта итогового балла по оценочным листам

Автор(ы): Риклефс В.П., Аимбетова Д.Б., Клочкова Е.В., Шушаева А.А.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: Карагандинский государственный медицинский университет, Центр практических навыков

Результаты

Введение: В ходе симуляционного обучения достаточно часто возникает необходимость оценки выполнения студентами практических навыков в численном виде, например, в процентах. Часто это осуществляется с помощью оценочных листов и одновременно оцениваются несколько навыков. Как вариант, для этой цели возможно проведение объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Тем не менее, выставить справедливую оценку всем студентам, даже с помощью объективного метода, может быть не так просто. Валидность оценки могут снижать неравномерная сложность пунктов оценочных листов и самих практических навыков, а также другие несоответствия в составленных оценочных инструментах.
Материалы и методы: Для определения наилучшего варианта обеспечения валидности оценки, полученной при ОСКЭ, были проанализированы результаты сдачи экзамена 253 интернами Карагандинского государственного медицинского университета. Баллы, полученные за экзамен, были пересчитаны 12 различными способами, включая «взвешивание» отдельных пунктов оценочных листов и самих станций ОСКЭ, используя как предварительную экспертную оценку, так и экспертную оценку в виде «глобального рейтинга», выставленную на экзамене. По полученным баллам была построена регрессионная модель, в которой независимыми переменными являлись пересчитанные баллы, а зависимой переменной – балл компьютерного тестирования знаний студентов, полученный перед проведением ОСКЭ.
Результаты: Посредством регрессионной модели, были исключены 9 из 12 предложенных схем, включая все схемы, в которых использовались «невзвешенные» оценки. Окончательная модель включала только три схемы: балл, скорректированный по «глобальному рейтингу», «взвешивание» станций по предварительной экспертной оценке и «взвешивание» станций по уровню сложности после экзамена, скорректированное «глобальным рейтингом». Несмотря на свою более высокую валидность, коррекция «глобальным рейтингом», в нашем случае, снижала «невзвешенные» баллы в среднем на 10%, что потенциально может вызвать несогласие студентов и поставить валидность разработанных оценочных листов под вопрос.
Заключение: Наиболее адекватной методологией «взвешивания» итоговой оценки при сдаче студентами практических навыков в симуляционном центре по оценочным листам является использование экспертных мнений о сложности отдельных навыков до экзамена и применение «глобального рейтинга». При этом все оценочные листы должны проходить тщательную экспертизу перед экзаменом для устранения сомнений в их валидности.
Выводы: Оценка практических навыков с помощью оценочных листов в симуляционном центре – гораздо более сложный процесс, чем это может казаться с первого взгляда. Различные методологии «взвешивания» результатов позволяют достичь более высокой валидности оценки, однако их применение должно быть согласовано со всеми заинтересованными сторонами.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Виктор Риклефс

Развитие симуляционных технологий в подготовке управленческих кадров здравоохранения

Автор(ы): Найговзина Н.Б., Зимина Э.В.

Город: Москва

Учреждение: Федеральный центр подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова

Результаты

Развитие симуляционных технологий в подготовке управленческих кадров здравоохранения должно быть основано на системном подходе при выборе соответствующей методики в зависимости от цели.
Реализация основных направлений развития Российского здравоохранения предъявляет особые требования к уровню компетентности административно-управленческого персонала медицинских организаций. Компетентность руководителя современной медицинской организации складывается не только из управленческого профессионализма, но из понимания специфических особенностей среды здравоохранения и знания требований как пациента, так и заинтересованных лиц в обеспечении качества медицинской помощи, а также из социальной зрелости и личной его ответственности. Область компетентности специалиста является продуктом профессионального стандарта, где четко определены трудовые функции и трудовые действия.
В соответствии с профессиональным стандартом программы подготовки управленческих кадров для сферы здравоохранения включают помимо совершенствования знаниевого компонента, значительное расширение практической части для приобретения умений и формирования навыков принятия и реализации эффективных управленческих решений. В современном управленческом образовании при обучении практическим навыкам целесообразно способствовать развитию симуляционных технологий, которые должны обеспечивать формирование надлежащих компетенций руководителя медицинской организации. Симуляционное обучение в подготовке административно-управленческих кадров здравоохранения предоставляет возможность использования ситуационных задач и моделей профессиональной деятельности для индивидуального формирования навыка конкретных трудовых действий. Т.о. симуляционное обучение в управленческом образовании направлено на снижение негативного влияния человеческого фактора и в большей степени связано с формированием т.н. «нетехнических навыков» эффективного руководителя.
Компетентность это комплекс взаимосвязанных знаний, навыков и умений, обеспечивающий способность и готовность к конкретной профессиональной деятельности. Целью симуляционного обучения управленческих кадров в здравоохранении является формирование конкретных компетенций, направленных на минимизацию влияния человеческого фактора при принятия оптимального управленческого решения. Т.о. симуляция в управленческом образовании для сферы здравоохранения – это современная технология обучения и оценки практических знаний, навыков, и умений, основанная на использовании компьютерных моделей процессов деятельности руководителя медицинской организации, максимально приближенной к условиям принятия управленческих решений, имитации коммуникационного взаимодействия в конкретной ситуации для реализации управленческих решений.
Рассматривая две зарубежные классификации симуляционных методик, рекомендуемые для использования при подготовке врачей клинических специальностей Российским обществом симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД, можно с уверенностью утверждать о возможности их включения в программы подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в области управления и организации здравоохранения, как «постклинической» специальности.
К примеру, классификация Дэвид Габа (David Gaba) - проф. Стэнфордского университета на основе используемых технологий, м.б. применена почти в полном объеме:
• Вербальные (ролевые) игры
• Стандартизованные пациенты (актеры)
• Тренажеры навыков (виртуальные модели)
• Пациенты на экране (видеофильмы).
За исключением (из-за технической сложности и высокой стоимости их создания):
• Электронные пациенты (манекены в симитированной обстановке больницы).
C определенными ограничениями может применяться и типология симуляционных методик (2007г.) Гильома Алинье (Guillaume Alinier):
0. Письменные симуляции – ситуационные управленческие задачи
1. Низкореалистичные манекены, фантомы, тренажеры навыков – низкореалистичные (упрощенные) компьтерные модели
2. Изделия с «экраном» - компьютерные тестовые задания, ситуационные задачи, видеофильмы и т.п.
3. Стандартизованные пациенты и ролевые игры – см.выше.
Однако в настоящее время не имеется достаточно возможностей для разработки и эффективного использования в управленческом образовании таких техник, как:
4. Манекены среднего класса – с электронным или компьютерным управлением
5. Роботы-симуляторы пациента – менекены- симуляторы пациента высшей степени реалистичности.
В мировой практике наиболее часто при подготовке управленческих кадров в сфере здравоохранения используют перечень компетенций, разработанный международной организацией Healthcare Leadership Alliance (HLA, Альянс руководителей здравоохранения) *. Указанный перечень был адаптирован к задачам российского здравоохранения и использован при разработке программы профессиональной подготовкы программы, валидизирован на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России и включает в себя 19 компетенций, объединенных в пять блоков, для формирования которых уже сегодня необходимо проведение симуляционного обучения:
I. Профессионализм
II. Знание среды здравоохранения
III. Навыки делового администрирования
IV.Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями
V. Лидерство

Результаты симуляционного обучения могут оценивается как в баллах соответствующего дифференциального диапазона, так и в аттестации по критерию «компетентен» или «некомпетентен».
Развитие симуляционных технологий в подготовке управленческих кадров здравоохранения должно быть основано на системном подходе в определении цели обучения и выборе соответствующей ей методики.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Елена Заславская

"Информационное сопровождение деятельности симуляционных центров"

Автор(ы): Плеш Н.И., Логвинов Ю.И., Хромова Л.Э.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы (МСЦ) ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗ Москвы

Результаты

"Информационное сопровождение деятельности симуляционных центров"
Плеш Н.И., Логвинов Ю.И., Хромова Л.Э.
Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы (МСЦ)
ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗ Москвы
Виртуальные технологии всё увереннее внедряются в различные сферы деятельности человека. Не является исключением и отечественная медицина, которая благодаря новым технологиям получила мощный импульс развития. Одним из молодых, но уже зарекомендовавших себя направлений здравоохранения является симуляционное обучение. Симуляционные технологии оказывают существенную помощь практическому здравоохранению. Они позволяют подготовить высококвалифицированный кадровый резерв. Обучение навыкам и умениям по различным медицинским направлениям проводится без риска для пациентов. Тренировка на муляжах, фантомах и виртуальных симуляторах эффективна и безопасна. Врача, прошедшего обучение на медицинских имитаторах, можно без опаски допускать до больных. Возможности современного симуляционного оборудования весьма широки, они позволяют в процессе обучения смоделировать и отработать практически любую клиническую ситуацию.
Виртуальные технологии в медицине первоначально получили широкое распространение за рубежом, в нашей стране они были освоены относительно недавно, в связи с чем актуальность и значимость данного направления находит понимание пока только в узко-специализированных медицинских кругах. С каждым годом симуляционное обучение приобретает всё большее значение, ему уделяется пристальное внимание со стороны организаторов здравоохранения. В связи с этим возникает необходимость разъяснения широкому кругу людей необходимость внедрения виртуального обучения в медицинскую сферу.
ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ – крупнейшее многопрофильное лечебное учреждение Москвы. Открытие Медицинского симуляционного центра (МСЦ) на базе Боткинской больницы существенно расширяет её возможности и повышает имиджевые показатели. На этом этапе крайне важно организовать грамотное информационное сопровождение деятельности МСЦ как на этапе становления Центра, так и на этапе его развития.
Для расширения целевой аудитории необходимо при помощи средств массовой информации интегрировать знания о симуляционном обучении в широкие массы. Регулярное информирование о деятельности МСЦ и его практическом значении для московского здравоохранения позволит сформировать позитивный образ самого Центра и Боткинской больницы в целом.
Эффективное информационное сопровождение деятельности Медицинского симуляционного центра возможно при соблюдении следующих условий:
• Наличие медиа-плана
• Поиск новостных поводов и инициирование публикаций в СМИ
• Проведение показательных пиар-акций, пресс-туров
• Наличие рекламной продукции (брошюр, памяток и проч.)
• Проведение видеоконференций и вебинаров
• Информационная поддержка в социальных сетях
Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы выводит симуляционное обучение в Москве на принципиально новый уровень. По мощности оснащения и высокой квалификации преподавательских кадров МСЦ нет равных в Европе. Курсантам МСЦ предоставлена возможность для обучения в виртуальной, имитированной ситуации с применением высокореалистичных тренажёров, виртуальных симуляторов и роботов-пациентов. При умелой информационной поддержке Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы займёт достойное место в ряду медицинских учебных подразделений Москвы и Российской Федерации и станет базой симуляционного обучения врачей-курсантов для практического здравоохранения города.

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ:
ГБУЗ ГКБ имени С. П. Боткина ДЗ Москвы
125284, г. Москва, 2-ой Боткинский проезд, дом 5, корп. 22, Медицинский симуляционный центр (МСЦ).
Логвинов Юрий Иванович
Руководитель Медицинского симуляционного центром
E-mail: mossimcentr@gmail.com
Тел.моб.: +7-910-523-54-36.
Плеш Наталья Ивановна
Заместитель руководителя Медицинского симуляционного центра,
пресс-аташе ГБУЗ ГКБ им.С.П.Боткина ДЗМ
E-mail: botkin-pr@mail.ru

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Юрий Логвинов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО КОМПЛЕКСА VIMEDIX ДЛЯ ТРЕНИНГА ВРАЧЕЙ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Автор(ы): Шевякова Т.В., Едигарова О.М., Логвинов Ю.И., Буланов А.А.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы (МСЦ) ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗ Москвы

Результаты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО КОМПЛЕКСА VIMEDIX ДЛЯ ТРЕНИНГА ВРАЧЕЙ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Шевякова Т.В., Едигарова О.М., Логвинов Ю.И., Буланов А.А.
Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы (МСЦ)
ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗ Москвы
На основе технических возможностей симуляционного комплекса VIMEDIX разработан обучающий модуль с комплексом симуляционных заданий, целью которых является освоение и совершенствование базовых моторных навыков у врачей ультразвуковой и функциональной диагностики и кардиологов, занимающихся эхокардиографией.
Модуль состоит из практических заданий (упражнений), которые ориентированы на освоение техники трансторакального и чрезпищеводного эхокардиографических исследований с отработкой навыков проведения основных измерений в различных режимах (2 упражнения) и 5 упражнений, цель которых – умение опознавания структур сердца из различных оптимальных доступов и при различных режимах, с последующей оценкой выявляемых патологических изменений.
Модуль держит также план дебрифинга, включающий:
1. анализ основных технических ошибок при выполнении заданий
2. выявление наиболее проблемных заданий и их разбор
3. оценку полученных результатов.
Результаты тренинга оцениваются ранжированно, по числу баллов за выполненное задание и с учетом затраченного времени на выполнение упражнения.
Таким образом, симуляционный тренинг по эхокардиографии на симуляционном комплексе VIMEDIX может быть эффективно использован для первичного обучения врачей и ординаторов и совершенствования умений и навыков врачей, занимающихся исследованием сердца и использующих в практической работе ультразвуковые датчики.
Логвинов Юрий Иванович
Руководитель медицинского симуляционного центра
E-mail: mossimcetr@gmail.com
Тел.моб.: +7-910-523-54-36.
Буланов Александр Александрович
Инженер медицинского симуляционного центра

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Юрий Логвинов

Программно-аппаратный комплекс по управлению Медицинским симуляционным центром Боткинской больницы «Learning Space»

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Хромова Л.Э., Буланов А.А.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы (МСЦ) ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗ Москвы

Результаты

Программно-аппаратный комплекс по управлению
Медицинским симуляционным центром Боткинской больницы «Learning Space»
Логвинов Ю.И., Хромова Л.Э., Буланов А.А.
Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы (МСЦ)
ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗ Москвы

При проведении симуляционного обучения важную роль играет оптимизация самого процесса получения профессиональных навыков и комплексная оценка действий обучаемого.
Программно-аппаратный комплекс управления и менеджмента симуляционного центра «Learning Space» позволяет в полной мере решить эти задачи, объединяя учебные программы с использованием роботов-симуляторов, тренажеры для отработки отдельных навыков и стандартизированных пациентов, обеспечивая возможность выполнения различного рода всевозможных заданий.
На базе МСЦ Боткинской больницы внедрена не имеющая аналогов в России и странах СНГ система управления «Learning Space», состоящая из комплексной аудиовизуальной системы с командным Центром управления и интеграцией с симуляторами, возможностью планирования учебного процесса, проведения дебрифинга. Комплекс «Learning Space» администрируют штатные инженеры МСЦ Боткинской больницы, прошедшие обучение в Германии.
Использование комплекса «Learning Space» позволяет:
1. записывать и проигрывать аудио или видеозаписи в комнатах, оснащенных микрофонами и камерами
2. захватывать изображение с монитора каждого симулятора для последующего разбора действий врачей, курсантов при проведении дебрифинга.
3. просматривать отчеты о качестве выполнения задания отдельным курсантом, группой курсантов или пациентом
4. создавать, вносить изменения и управлять упражнениями и событиями
5. управлять симуляционными сессиями
6. управлять и регулировать ресурсами симуляционного центра
Комплекс «Learning Space» значительно сокращает время, затрачиваемое на организацию процесса обучения и его подготовки, на организационные моменты, связанные с распределением времени и помещений для курсантов, контроль процесса обучения и многое другое.

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ:

ГБУЗ ГКБ имени С. П. Боткина ДЗ Москвы
125284, г. Москва, 2-ой Боткинский проезд, дом 5, корп. 22, Медицинский симуляционный центр.

Логвинов Юрий Иванович
Руководитель медицинского симуляционного центра
E-mail: mossimcentr@gmail.com
Тел.моб.: +7-910-523-54-36.

Буланов Александр Александрович
Инженер медицинского симуляционного центра

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Юрий Логвинов

Использование основных органов чувств в симуляционном обучении.

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Хромова Л.Э., Пыхтин А.С.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы (МСЦ) ГБУЗ Городской клинической больницы им.С.П.Боткина ДЗМ

Результаты

Использование основных органов чувств в симуляционном обучении.

Логвинов Ю.И., Хромова Л.Э., Пыхтин А.С.
Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы (МСЦ)
ГБУЗ Городской клинической больницы им.С.П.Боткина ДЗМ

Развитие симуляционного обучения в медицине с каждым днем идет всё быстрее. Симуляционное обучение становится всё более реалистичным и приближенным к реальной практической деятельности врачей.
Для создания максимальной реалистичности при оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим при техногенной катастрофе, на базе Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы (МСЦ) создана Клиника «Медицины катастроф», в которой реализованы современные технологии позволяющие задействовать основные чувства восприятия человеком. Ведь реальность это всё то, что воспринимают наши пять органов чувств.
Зрение считается одним из основных чувств, которое предоставляет мозгу 80 % информации об окружающем мире и по сравнению с другими чувствами человека является наиболее сложным, зрительный орган не только воспроизводит видимые объекты, но и предоставляет информацию о размере, цвете, месте расположении, расстоянии до объекта и т.д. В Клинике «Медицины катастроф» отработка оказания первой помощи проводится в вагоне поезда метрополитена, после техногенной катастрофы и проводится на роботах симуляторах 6 класса реалистичности iStan и Metiman, это сложные полноростовые модели человека, которые на основе программного обеспечения реалистично имитирует физиологические реакции пациента на проводимые манипуляции при оказании первой помощи.
Орган обоняния одно из важнейших чувств, информация, получаемая посредством обоняния, по сравнению с другими органами, представлена в небольшом объеме. Даже несколько молекул на слизистой оболочке носа способны возродить в памяти человека множество воспоминаний посредством ассоциации между запахом и определенным событием из жизни. В Клинике «Медицины катастроф» МСЦ удалось создать обстановку задействующую орган обоняния человека.
Орган слуха, очень сложный механизм, который подразумевает цепочку из определенных действий. В Клинике «Медицины катастроф» МСЦ, при помощи специализированного оборудования реализовано звуковое сопровождение.
В основе осязания лежат тактильные ощущения, которые воспроизводят полученную информацию с помощью нервных окончаний расположенных под кожей и в мышцах. Мозг получает информацию несколькими способами, путем давления, вибрации или ощущения текстуры объекта. В свою очередь мозг воспроизводит ассоциацию согласно полученной информации. Для того чтобы определить на ощупь кожу человек, врач не обязательно должен его видеть. С помощью прикосновения он почувствует мягкость и пошлет соответствующий сигнал в мозг, который воспроизведет соответствующий образ. На роботах симуляторах iStan, MetiMan кожный покров реализован максимально реалистично, что дает исчерпывающую информацию при тактильных ощущениях.
С помощью одного чувства восприятия действительности создать полную реалистичность и оценить ситуацию происходящую вокруг невозможно для этого нужны все пять чувств в комплексе, которые являются системой воспроизведения окружающей обстановки.
Для реализации максимально реалистичной обстановки при техногенной катастрофе, вкусовые ощущение оказались не так важны, как зрение, слух, осязание и обоняние. В связи с тем, что анализ мозгом вкусовой информации проходит только при непосредственном контакте органа определения вкуса, а при оказании первой медицинской помощи, такого контакта не происходит.
Клиника «Медицины катастроф» МСЦ Боткинской больницы обеспечивает максимальную реалистичность при оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим при техногенной катастрофе.

ГБУЗ ГКБ имени С. П. Боткина ДЗ Москвы
125284, г. Москва, 2-ой Боткинский проезд, дом 5, корп. 22, Медицинский симуляционный центр.

Логвинов Юрий Иванович
Руководитель медицинского симуляционного центра
E-mail: mossimcentr@gmail.com
Тел.моб.: +7-910-523-54-36.

Пыхтин Анатолий Сергеевич
Инженер медицинского симуляционного центра

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Юрий Логвинов

«Центр профессиональной подготовки, сертификации и аккредитации врачей» Оренбургского государственного медицинского университета

Автор(ы): Юдаева Ю.А.

Город: Оренбург

Учреждение: ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России

Результаты

«Центр профессиональной подготовки, сертификации и аккредитации врачей» ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России создан в сентябре 2012 года.
Основная цель Центра – формирование и оценка профессиональных компетенций без риска для пациентов в условиях максимально приближенных к реальным с использованием современных технических средств обучения; формирование новой системы непрерывного профессионального образования.
Работа центра складывается из двух составляющих: подготовка специалистов в рамках программ ВО и ДПО.
Симуляционное обучение на додипломном этапе образования распределено по основным направлениям: уход за больными, первая помощь, терапия, хирургия, педиатрия, стоматология, реаниматология и интенсивная терапия, акушерство и гинекология. Занятия на базе Центра в рамках додипломного образования повышают мотивацию студентов, вырабатывают навыки самостоятельной работы, закладывают основы клинического мышления.
Симуляционный центр ОрГМУ проводит тренинги врачей и среднего медицинского персонала с использованием высоко реалистичного симуляционного оборудования.
Симуляционный центр располагается на территории площадью 1170,9 м2 и является межкафедральным мультифункциональным структурным подразделением, Центр тесно сотрудничает с клиническими кафедрами Университета, реализующими программы симуляционного обучения при подготовки различного контингента обучаемых.
Структура центра:
- учебный зал по терапии;
- учебный зал по педиатрии;
- учебный зал по общей хирургии;
- процедурный кабинет;
- манипуляционная;
- палата терапевтического и хирургического больного;
- 1 операционный зал;
- учебный зал отработки практических навыков в анестезиологии и реаниматологии;
- родильный зал с симулятором роженицы и новорожденного;
- ангар, позволяющий отрабатывать навыки командной работы медицинских бригад скорой помощи, сотрудников МЧС при синдроме повреждения вне медицинской организации;
- имитационный стоматологический класс;
- учебные комнаты для дебрифинга.
Все помещения Центра оборудованы системой видеонаблюдения для контроля и проведения дебрифинга.
Учебные модули оснащены механическими тренажерами, электронными фантомами, компьютеризированными симуляторами, позволяющими формировать базовые медицинские и специализированные врачебные навыки, а реальное медицинское оборудование модуля реанимации и интенсивной терапии, неонатологии делает обстановку максимально приближенной к больничной.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Юлия Юдаева

РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ

Автор(ы): Павлов В. Н., Галимов О.В., Зиангиров Р.А., Ханов В.О., Завьялов К.И.

Город: Уфа

Учреждение: Башкирский государственный медицинский университет

Результаты

На базе клиники БГМУ создан и функционирует симуляционный центр. Также действует мультимедийный комплекс, который позволяет вести прямые трансляции с двусторонней связью из операционных в лекционный зал и учебные комнаты. Подобный вариант проведения занятий позволяет снять избыточную нагрузку, связанную с посещением курсантами операционного отделения, и в то же время сохраняет «живой» контакт обучающихся с оперирующим хирургом.
Обучение на виртуальном тренажере обладает целым рядом неоспоримых преимуществ:
1) Неограниченная продолжительность учебного процесса и длительность отработки одного и того же этапа или навыка;
2) Отсутствие необходимости в постоянном контроле преподавателя за процессом обучения;
3) Высокая заинтересованность курсантов самом процессе обучения;
4) Автоматическая оценка правильности действий курсанта, исправления ошибок, рекомендации, объективная сертификация курсанта;
5) Безопасность процесса обучения начинающего хирурга для пациента;
6) Сокращение числа ошибок, которые допускают начинающие хирурги при выполнении своих первых лапароскопических операций;
7) Минимальные текущие затраты, отсутствие необходимости в расходных материалах, трупном материале, лабораторных животных и обслуживающем персонале.

Первая из проблем, которая постоянно обсуждается, но, к сожалению, не всегда решается быстро – финансированием. Так, по данным Российского общества эндоскопических хирургов, затраты вузов на закупку обучающих устройств (Москва, Ульяновская область, Краснодарский край, Красноярск и др.) в 2011г. составили от 17 до 70 млн руб. Источниками явились 50% - спонсорская помощь. При этом всего 10-15% было потрачено на современные тренажерные системы – симуляторы, что явно недостаточно.
Сертификация тренажерных центров должна проводиться только при оснащении современными тренажерами, в количестве, достаточном для обучения в соответствии с нагрузкой. Программа обучения должна включать теоретическую часть (принципиальное устройство аппаратуры и инструментарий; основы применения высокоэнергетических методов диссекции, гемостаза; патофизиология карбоксиперитонеума; базовые техники доступа диссекции, гемостаза, шва; прикладная лапароскопическая анатомия; эталонные техники наиболее распространенных операций), практическую часть (отработка стандартизированных практических навыков, например, навигации лапароскопом, координации, захватывания, клипирования, прошивания с формированием узлов по нормативам) и обязательный экзамен по теории и практике.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Константин Завьялов

Наш опыт обучения студентов в центре медицинского моделирования.

Автор(ы): Четин М.В., Гноевых В.В., Кусельман А.И.

Город: Ульяновск

Учреждение: ИМЭиФК УлГУ, Россия, Ульяновск

Результаты

При организации современного учебного процесса огромную роль играет форма и место оубчени,а также мотивация и заинтересованность студентов в обучении[1].  Одним из вариантов решения этих задач в институте медицины, экологии и физической культуры Ульяновского государственного университета(ИМЭиФК УлГУ) является развитие симуляционных технологий [2].Симуляционный центр медицинского моделирования был создан в декабре 2012 года [3]. Он является структурным подразделе-нием института.В соответствии с основными задачами Центр выполняет следующие функции:



  • Участвует в реализации образовательных программ среднего и высшего медицинского образования, послевузовского и дополнительного профессионального образования в различных областях медицины.




  • Разрабатывает методические рекомендации и алгоритм действий по применению учебного и исследовательского оборудования Центра (манекены, муляжи, симуляторы, роботы-симуляторы, виртуальные симуляторы и т.п.) в практической работе преподавателей, исследователей и обучающихся.




  • Совместно с кафедрами участвует в разработке учебно-методических комплексов по углубленному обучению  практическим навыкам для функционально-законченных блоков по направлениям хирургии, педиатрии,акушерства и  гинекологии, терапии и врача общей практики, педиатрии, высшего сестринского образования в рамках государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования




  • Осуществляет комплексное организационное, научно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса для углубленного  освоения  всей совокупности необходимых манипуляций по утвержденным специальностям среднего и высшего профессионального образования.




  • Контролирует соответствие полученных обучающимися практических навыков соответствующих стандарту оказания медицинской помощи и услуг.




  • Оказывает методическую помощь работникам клинических кафедр, привлеченных для работы в центре при разработке учебно-методических материалов, в определении содержания, форм, методов и средств обучения.




  • Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов среднего и высшего профессионального образования.




  • Изучает и внедряет отечественный и зарубежный опыт работы по проблемам применения симуляционных технологий обучения в медицинском образовании.




  • Участвует в разработке и систематизирует  каталоги учебных пособий по манипуляционной технике, нормативно-правовые документы и стандарты выполнения от  простых медицинских манипуляций до отработки взаимодействия в реалистичных клинических сценариях, приближенных к настоящим условиям, согласно ГОСТам.



Лекции,а также практические занятия проводят преподаватели кафедры,прошедшие специальное обучение на базе центра высоких медицинских технологий в г.Казани [4]. Преподаватели в ствоей работе используют мультимедийные компьютерные презентации и учебные видеофильмы,часть из которых подготовлена самими студентами. Во время занятий студенты самостоятельно под контролем преподавателя отрабатывают навыки сердечно-легочной реанимации на манекенах-тренажерах, работают с компьютерной тренинговой программой, курируют тематических больных,,производят фото и видеосъёмку, анализируя в последующем результаты своих индивидуальных и командных действий.Внеаудиторная самостоятельная работа проводится путем выполнения различных заданий: составление алгоритмов, подготовка рефератов и презентаций,видеороликов.составление тестов и ситуационных задач для младших курсов.Подобный подход к подготовке позволяект им не только осваивать индивидуально практи-ческие навыки по каждому предмету,но и мотивирует их к мозговому штурму и работе в команде по достижению реальных результатов,а также к созданию новых проектов и форм обучения с использо-ванием симуляционных технологий.Таким образом, современные технологии обучения, внедрённые в процесс обучения студен-тов в центре медицинского моделирования УлГУ имеет достаточно большие перспективы для дальнейшего совершенствования и развития их с целью достижения наивысшей эффективности образовательного процесса.Список литературы: 1. Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высшее образование в России. 1998. № 4.

2.Ольга Николаева Н. "Медики приступают к тренировкам", Газета "Вестник", 

УлГУ, № 24(1150) 09.08.2013 г.  

http://vestnik.ulsu.ru/24-1149-09-avgusta-2013/takzhe-chitayte/mediki-pristupayut-k-trenirovkam

3.Симуляционный центр ИМЭиФК УлГУ г. Ульяновск  http://simcenter.ulsu.ru/ 

4.Образовательный центр высоких медицинских технологий г.Казань

 http://amtec-kazan.com/

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Михаил Четин

ТРАНСГРАНИЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ОРДИНАТОРОВ, ВРАЧЕЙ ПО ПРОЕКТУ "ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ ХИРУРГИИ"

Автор(ы): Перепелица С.А1., Коренев С.В1., Князева Е.Г.1, Султанов А.И.2, Поляков К.И.2, Вайсбейн И.З2

Город: Калининград

Учреждение: 1-БФУ им. И. Канта, 2- Калининградская областная клиническая больница

Результаты

Одна из главных задач, стоящих сегодня перед медициной двух приграничных регионов Польши и России: Калининградской области и в Варминьско-Мазурского воеводства – повышение качества медицинской помощи и обеспечение жителей высокотехнологичной медицинской помощью. Наряду с проводимой модернизацией здравоохранения, необходимо повышение квалификации врачей, обретение ими знаний, умений и навыков использования современных медицинских технологий.  Для решения этой проблемы был создан международный образовательный российско-польский проект «Золотой стандарт хирургии», который осуществлялся в рамках Программы  приграничного сотрудничества Литва - Польша – Россия и начался в 2012 году. Партнерами проекта с российской стороны являлись Калининградская областная клиническая больница и Медицинский институт БФУ им. И. Канта, с польской — медицинский факультет и Клинический госпиталь Варминьско-Мазурского университета (г. Ольштын, Республика Польша). Цель проекта: создание трансграничных Центров обучения специалистов, что позволит повысить уровень подготовки врачей-хирургов и качество медицинского обслуживания в регионах. Практикующие врачи-хирурги получат возможность оперативно  повышать свою квалификацию и получать информацию о новых методах лечения и технологиях. Студенты - возможность обучаться и практиковаться на современном симуляционном оборудовании перед переходом в реальную клинику. В рамках проекта в учебно-симуляционный центр БФУ им. И. Канта закуплены симуляторы  для аускультации, робот-симулятор для отработки навыков оказания квалифицированной помощи при критических состояниях, а также в Областной больнице Калининградской области открыт класс виртуальной лапароскопической хирургии. В Клиническом госпитале Варминьско-Мазурского университета открыты виртуальные отделения: анестезиологии-реаниматологии и рентгенодиагностики заболеваний сосудов головного мозга, позвоночника. В трансграничных Центрах действующие врачи прошли обучение по целому ряду дисциплин хирургии и отработали практические навыки на компьютерных тренажерах, а студенты получили незаменимые навыки лечения неотложных состояний в виртуальной клинике и хирургической практики:  эндоваскулярного вмешательства на сосудах головного мозга, перкутанной декомпрессии межпозвоночных дисков, перкутанной лазерной дискэктомии, субдуральной блокады спинального канала с использованием нестероидных противовоспалительных средств.

Созданные трансграничные Центры задают новые стандарты в подготовке студентов высшего и среднего профессионального образования и постдипломного обучения врачей для оказания в лечебных учреждениях регионов высококвалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

 

 

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Светлана Перепелица

Опыт организации и проведения симуляционного обучения студентов медицинского института Российского университета дружбы народов.

Автор(ы): Тигай Ж.Г., Доготарь О.А., Сопетик В.С., Шек Д.Л.

Город: Москва

Учреждение: Российский Университет Дружбы народов

Результаты

Введение нового ФГОС с вектором образовательной парадигмы на формирование профессиональных компетенций определяет наличие обучающего симуляционного курса в структуре основных профессиональных образовательных программ по всем медицинским специальностям, основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также обучающий симуляционный курс регламентирует порядок допуска студентов к прохождению практики в медицинских учреждениях.

Кроме этого,  формирование новой системы НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,  которое должно быть непрерывным, персонифицированным, доступным, ориентированным на актуальные проблемы практического здравоохранения, и введение  кредитно-балльной системы, отражающей достижение обучающимися профессиональных компетенций, определяют наличие в обучении и аккредитации  симуляционного обучения. Нужно отметить, что симуляционное обучение не избавит от проблем в медицинском образовании, ни в коей мере не заменит, а только дополнит подготовку студентов к реальной клинической практике и обеспечит безопасность для пациентов.

Согласно учебным планам медицинского факультета РУДН, и учитывая наличие приказов Минздравсоцразвития РФ № 30 "Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам" от 15.01.2007 и № 585н «Об утверждении порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности» от 22 августа 2013 г., симуляционное обучение на медицинском факультете РУДН проводится в рамках допуска студентов к летней производственной практике согласно программам практик.

Обучение студентов с использованием симуляции начинается уже на первом курсе, согласно программе летней производственной практики. Одну треть часов летней производственной практики студенты отрабатывают в Центре симуляционного обучения: на 1 и 2 курсах обучаются навыкам ухода за больными, оценке состояния больного, определению тяжести пациента по клиническим критериям, на 3 - овладевают мануальными навыками парентеральных методов введения лекарственных средств, на 4 курсе  - навыкам оказания первой помощи, базовой сердечно-легочной реанимации, технике наложения швов, навыкам обследования гинекологических пациентов, на 5 курсе -  неотложным состояниям в педиатрии, в клинике внутренних болезней, акушерстве. Обучающий симуляционный курс включен в сетку учебного расписания на протяжении семестра у студентов 1-3 курсов, у студентов старших курсов – согласно циклового расписания. По окончании симуляционного обучения студенты сдают итоговый зачет, который регламентирует порядок допуска их к летней производственной практике. Занятия проводятся с использованием стандартных форм обучения, видеофильмов, с последующей отработкой мануальных навыков на симуляторах, обсуждением выполнения навыка и итоговым выполнением по мере необходимости.

Проведение симуляционных тренингов способствует усилению профессиональной подготовки,  расширяет возможности студентов для участия в лечебной работе и прохождению клинической практики на самых ранних этапах,  обучает коммуникационным и клиническим навыкам. Использование симуляционных тренингов позволяет работать методом малых групп, проблемно-ориентированных групп, сделать основной акцент на клинической подготовке в системе базового высшего медицинского образования, а также объективно оценить клинический навык практической работы сразу же после выполнения, причем с участием остальных студентов в группе, что является самым мощным внешним стимулом для отработки навыков и умений.

Таким образом, обучающий симуляционный курс в системе базового медицинского образования обеспечивает повышение безопасности учебного процесса для пациентов и обучаемых, повышение уровня практической подготовки специалистов, а компетентностный подход, одним из вариантов реализации которого является использование имитационного (симуляционного) обучения,  способствует уменьшению осложнений и повышению качества медицинской помощи населению в целом.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Жанна Тигай