ОБУЧЕНИЕ ИММУНОГЕМАТОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ МЕТОДИК

Автор(ы): Сухомлина Е.Н., Сухомлин А.К., Кощеева Н.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева»

Результаты

Иммуногематология является одним из важнейших курсов в программе обучения врачей-трансфузиологов - в соответствии с требованиями Приказа Минздрава РФ от 29 мая 1997 г. №172 «О введении в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей «Трансфузиология», а также врачей клинической лабораторной диагностики, выполняющих иммуногематологическое обследование доноров и реципиентов - в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 апреля 2013 г. № 183н “Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов”. Учитывая, что иммуногематологические исследования, обеспечивающие безопасность гемотрансфузий, жестко регламентируются данными нормативными документами, в учебной лаборатории иммуногематологии ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования им. Ф.И.Иноземцева» в рамках циклов тематического усовершенствования «Клиническая иммуногематология» проводится обучение данным регламентированным методикам иммуногематологического обследования доноров и реципиентов.
Обучение должно быть построено таким образом, чтобы вначале с помощью лекционного блока донести необходимые основы теоретических знаний в иммуногематологии, подготовив тем самым врачей-слушателей к практическому воспроизведению иммуногематологических исследований. Однако, хотя воспроизвести большинство стандартных методик определения, например, резус-принадлежности или подгруппы крови несложно, врачи-трансфузиологи и врачи клинической лабораторной диагностики по требованию вышеуказанных нормативных документов должны владеть всем арсеналом иммуногематологических исследований, с помощью которых возможны не только определение группы крови по системе АВ0, резус-принадлежности, но и фенотипирование, выявление антиэритроцитарных антител, определение титра определенных антител, определение подвариантов антигенов D и А, определение редких эритроцитарных антигенов, а также осуществление индивидуального подбора донорской крови и эритроцитов для реципиентов с отягощенным трансфузиологическим анамнезом, проведение проб на совместимость при инфузиях гемокорректоров (полиглюкина и др.), иммуногематологические исследования при диагностике гемотрансфузионных осложнений. Преподаватель не только демонстрирует их на занятии, но и дает возможность каждому врачу-слушателю самостоятельно практически выполнить и отработать каждую методику, используя для воспроизведения методик образцы крови доноров и реципиентов с отягощенным трансфузиологическим анамнезом, и в сложнодиагностируемых случаях. Техника выполнения иммунологических исследований вначале демонстрируется преподавателем, а затем им же жестко контролируется при ее воспроизведении врачом-слушателем.
С точки зрения оснащения практические (лабораторные) занятия должны быть максимально информативны и обеспечены расходными материалами. Очевидно, что в обычной клинической лаборатории ЛПУ или в отделении переливания крови ЛПУ в конкретный учебный день может не оказаться необходимых для таких занятий образцов крови - с редкой и трудноопределяемой группой крови. Поэтому в учебной лаборатории иммуногематологии ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева» используется симуляционая технология - согласно учебному плану цикла к дню практических занятий в лаборатории апробации крови станции переливания крови заказываются образцы крови доноров и реципиентов, уже прошедших иммуногематологическое обследование – с редкими и трудноопределяемыми группами крови (например, с ослабленным антигеном, с экстраагглютининами, с подгуппой по системе АВО, с подвариантами по антигену D, с сывороткой, содержащей иммунные антитела, с сывороткой, содержащей низкий титр естественных антител). Также в морозильном отделении холодильника для хранения образцов крови учебной лаборатории иммуногематологии Академии медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева запасаются для практических занятий образцы сыворотки доноров и реципиентов с иммунными антителами.
Существует множество реагентов для иммуногематологических исследований разных производителей. Задачей преподавателя является максимально ознакомить врачей-слушателей с особенностями их применения и с возможностями иммуногематологического обследования доноров и реципиентов, с использованием наиболее современных и чувствительных методик. Однако самый важный и ответственный момент заключается в понимании обучающимся, что он делает и для кого (реципиент, донор), зачем, почему выбрана именно эта реакция, механизмы, используемой реакции, каковы могут быть сложности и особенности в ее выполнении и затруднения при трактовке результата. Одним из важнейших разделов в обучении является обязательный подробный разбор возможных ошибок при выполнении иммуногематологических исследований - с разбором результатов исследований у наиболее сложных категорий реципиентов (беременные, новорожденные, онкогематологические больные и др.).
Одной из задач преподавателя является научить врача-слушателя грамотно работать с нормативными документами, уметь правильно их понимать и трактовать, правильно вести и заполнять необходимую медицинскую документацию. Одной из симуляционных технологий является заполнение учебного бланка Подтверждающего определения группы крови по системе АВО и резус-принадлежности, а также фенотипирования по антигенам С, с, Е, е, Cw, К, к и определения антиэритроцитарных антител у реципиента.
Таким образом, задачами обучения на цикле усовершенствования «Клиническая иммуногематология» являются подготовка врача для получения специальных знаний по вопросам теоретической иммуногематологии, современных практических методов иммуногематологического обследования доноров и реципиентов - с использованием симуляционных технологий, обеспечивающих максимально полное обучение выполнению иммуногематологических исследований.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Алексей Сухомлин

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: