Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Оценка эффективности обучения интракорпоральному шву в лапароскопии в симуляционных условиях

Оценка эффективности обучения интракорпоральному шву в лапароскопии в симуляционных условиях

Автор(ы): Шабунин А.В., Климаков А.В., Логвинов Ю.И.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения г. Москвы

Актуальность

Навык выполнения интракорпорального шва (ИКШ) является одним из важнейших в лапароскопической хирургии. Современное обучение этому навыку проводится в симуляционных условиях, что является безопасным и важным этапом подготовки врачей-хирургов. Целью симуляционного обучения является успешное применение навыка ИКШ в оперативной практике. Выполнение ИКШ хирургом непосредственно во время реального вмешательства сопряжено со значительным стрессом, что затрудняет и нередко препятствует применению навыка. Недостаточное овладение навыком при симуляционном обучении не позволяет врачу применить ИКШ в операционной.
Большинство методов оценки эффективности обучения основано на оценке состояния самого навыка по окончании программы обучения в условиях симуляционных центров, на тренажерах либо на животных моделях. Актуальным является оценка эффективности программ обучения с точки зрения внедрения ИКШ в практику. Данные о доле хирургов, применяющих ИКШ в реальной операционной практике после обучения в симуляционных условиях, встречаются редко - это связано со значительными затратами и организационными трудностями. По данным Mattar SG и соавт. (2017), в клиниках США 56% хирургов по окончании резидентуры и обучения базовым навыкам в лапароскопии (FLS) не могут применить ИКШ. Mereu и соавт. (2012) отмечают, что 72,5% врачей применяли способ ИКШ «gladiator rule» после 5-дневной программы обучения. Остается неясной эффективность обучения таким продвинутым навыкам, как интракорпоральный скользящий узел (ИСУ).
В Учебно-аккредитационном центре – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы с 2016 г. реализуется программа повышения квалификации «Интракорпоральный шов в лапароскопической хирургии» (18 академических часов), в которой врачи хирургического профиля обучаются основам техники хирургического узлового и непрерывного интракорпоральных швов (ИКШ). В программу также включено, учитывая актуальность для практики, обучение формированию интракорпорального скользящего узла (ИСУ).

Цель

Провести оценку эффективности симуляционного обучения хирургов путем определения доли хирургов, применяющих ИКШ и ИСУ в операционной практике без осложнений.

Материалы и методы

Изучение результатов обучения проводилось в группе слушателей программы, которые включены в исследование по следующим критериям:
1. специальность – «Хирургия";
2. обучение проводилось в 2018-2020 гг.;
3. отсутствие прохождения программ обучения интракорпоральному шву предварительно и в последующие 6 месяцев;
4. выполнение лапароскопических вмешательств в течение не менее 6 месяцев после прохождения обучения.
Данным критериям соответствовали 28 врачей. Проведено ретроспективное суммативное (итоговое) оценивание результатов обучения ИКШ и ИСУ методом структурированного интервью врачей-хирургов с помощью опросного листа. Интервью проводилось в очной беседе или по телефону. В группу оценивания вошли 24 врача (отклик составил 85,7%); из них 18 мужчин (75%) и 6 женщин (25%); стаж выполнения лапароскопических операций составил от 1 до 25 лет.
Опросный лист состоял из разделов: общие данные по врачу (11 вопросов), перечень выполняемых операций и применение навыков ИКШ и ИСУ до обучения и в период 6 мес. после обучения (15 вопросов), другие эффекты обучения (12 вопросов).
Валидность метода оценки обеспечивается структурированностью опросного листа и ответов на вопросы.

Результаты

Из 24 хирургов 9 (37,5%) не применяли ИКШ до начала обучения. 8 (88,9%) из них начали применять ИКШ в ближайшие 6 месяцев. Один врач не обнаружил показаний к нему. Никто из участников не отметил осложнений, связанных с ИКШ.
Не применяли ИСУ до начала обучения 22 (91,7%) врача. Из них после обучения начали использовать ИСУ в операционной практике 17 (77,3%). 3 врача не нашли показаний к применению ИКШ – (13,6% от не применявших ИСУ до обучения); испытывал технические трудности – один (4,5%). Один хирург применял узел Рёдера как альтернативу ИСУ.
Помимо внедрения ИКШ и ИСУ в практику, большинство хирургов отметили расширение спектра лапароскопических вмешательств (70,8%), повышение уверенности во время операций (91,7%), сокращение длительности операций (58,3%).

Обсуждение

До обучения врачи обладали различным опытом лапароскопических вмешательств, различной способностью к овладению двигательными навыками и способностью к восприятию глубины пространства через плоский экран монитора. Это может оказывать существенное влияние на состояние технического навыка и чувство уверенности для реализации навыка во время операции, и следовательно, на результаты внедрения навыков ИКШ и ИСУ в условиях операционной. Предлагаемые пути решения проблемы для тех, кто испытывал технические трудности после первого обучения (4,5% от всех хирургов, не владеющих ИСУ до тренинга) - повторное обучение, с анализом ошибок в технике исполнения, индивидуальный режим тренингов.

Выводы

1. Программа повышения квалификации «Интракорпоральный шов в лапароскопической хирургии», проводимая в симуляционных условиях, демонстрирует высокую эффективность в подготовке хирургов к применению базовых и продвинутых навыков интракорпорального шва в операционной практике;
2. метод структурированного интервью с применением опросного листа, включающий вопросы по применению навыков ИКШ и ИСУ в реальной практике – валидный и доступный метод для оценки эффективности программ симуляционного обучения;
3. для хирургов, кто не применяет ИКШ и ИСУ по причине технических трудностей, – рекомендуется повторное обучение, индивидуальный подход на основе анализа ошибок в технике исполнения.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Александр Климаков

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: