Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Федеральный пилот: оценка навыков общения при первичной аккредитации специалиста - 2018: результаты, итоги

Федеральный пилот: оценка навыков общения при первичной аккредитации специалиста - 2018: результаты, итоги

Автор(ы): Сизова Ж.М. Давыдова Н.С., Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В., Шубина Л.Б., Серкина А., Боттаев Н.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова"; ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России.

Актуальность

В паспорте приоритетного проекта "Обе­спечение здравоохранения квалифи­цированными специалистами" ("Новые кадры современного здравоохранения") как одна из ключевых задач заявлено обеспечение качественной медицинской помощи. Валидным индикатором каче­ства помощи выступает количество жалоб пациентов в отношении оказанных ме­дицинских услуг. При анализе структуры жалоб было выявлено: "90% конфликтов возникает из-за неумения или нежелания врача объяснить пациенту или его близким информацию о состоянии здоровья".
Для качественной подготовки врача в области коммуникативной компетент­ности не всегда достаточно только информации о правилах взаимодействия, необходима осознанная практика. Тем не менее оценить наличие таких навы­ков можно у любого специалиста системы здравоохранения в реальных условиях его взаимодействия с пациентом либо в симу­лированных условиях с использованием специально подготовленных симулиро­ванных пациентов.

Цель

Проверить возможности реализации экзамена по владению навыками эффективного общения участкового врача-терапевта с пациентом при сборе жалоб на первичном амбулаторном врачебном приеме.

Материалы и методы

После I съезда специалистов по коммуникативным навыкам в медицине (2 октября 2016 г., Москва) рабочей группой, сформированной в Уральском государственном медицинском универ­ситете, был создан проект экзаменационной станции. Пилот был направлен на аккредитацию специалиста по трудовой функции профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый» (приказ Минтруда России от 21.03.2017 г. №293н): А/02.7 – Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента.
В пилоте письменно подтвердили намерение участия 54 медицинских и фармацевтических вуза (основание: письмо Минздрава РФ 16-5-15/69 от 28.03.18). Организовали пилотирование станции в процедуре ПАС-2018 – 44(+2) вуза.
Количество специалистов-выпускников вузов, участвовавших в пилоте – 1728 аккредитуемых, что составило 9,54% от всех 18111 аккредитуемых.
Стандартизированные пациенты, выбранные вузами, прошли очно-заочное обучение на базах Сеченовского и Уральского медицинского университетов в апреле-июне 2018 г. Получили сертификат о допуске к работе на станции в ПАС-2018, всего 112 человек.
Паспорт станции "Сбор анамнеза на первичном амбулаторном врачебном приеме" под­разумевал симуляцию эпизода рабочего времени врача общей практики. Чек-лист для эксперта включал дескрипторы коммуникативных навыков (в терминах модели Калгари-Кембридж) и структу­рированный перечень пропедевтических вопросов.

Результаты

1. «Подгоняют» расспрос о жалобах под диагноз; диагноз первичен, жалобы пациента - вторичны.
2. В контрольной группе аккредитуемых, не проходивших специальное обучение по навыкам клинического общения:
- по мнению экспертов: расспрос для проведения дифференциального диагноза практически отсутствует – 1 из 9-ти выпускников в расспросе пациента вышел на ключевой симптом - онконастороженность при анемическом синдроме;
- по мнению экспертов: ни один выпускник не показал адекватную симптоматике дальнейшую «маршрутизацию» пациента – тактика и план обследования (необоснованное назначение лекарственных препаратов, объема лабораторных исследований, консультаций со специалистами…);
- уверенная демонстрация этиологии и патогенеза при неуверенном (неудовлетворительном) следовании клиническим рекомендациям в ходе медицинской консультации.;
- по мнению экспертов: отсутствует системный подход к симптомокомплексу в расспросе пациента.

Статистические оценки качества (валидности) станции:
1. Обнаружена обратно пропорциональная связь между оценкой в штрафных баллах по чек-листу и оценкой в позитивных баллах впечатления стандартизованного пациента
(Спирмен: r=–0,46…–0,27).
Вывод: чем лучше коммуникативные навыки врача, тем выше оценка стандартизованного пациента.
2. Обнаружена зависимость между штрафными баллами, полученными за основной чек-лист, и штрафными баллами, полученными за оценку записей в «карте пациента» (по Спирмену r=0,23).
Вывод: чем выше оценка коммуникативных навыков, тем более точно оформлена медицинская документация, а следовательно, выше диагностические способности врача.
3. Не обнаружено существенной зависимости между оценкой по чек-листу и количеством заданных уточняющих вопросов (пропедевтических).
4. Доля всех участников, получивших неудовлетворительный результат (<70% баллов общего числа оцениваемых дескрипторов в чек-листе) – 5%.
5. Доля участников, получивших результат по оценке навыков общения ниже среднего, – от 45 до 60%.
6. Количество участников, проходивших специализированное обучение по навыкам клинического общения и указавших в медицинских записях верный ведущий диагностический признак, выше среди обученных специалистов, чем не обученных.

Выводы

1. Оценка навыков общения на симуляционном этапе ПАС по специальности «Лечебное дело» показала, что статистически достоверно более эффективными признаны аккредитуемые, прошедшие специальный тренинг по навыкам общения, в сравнении с аккредитуемыми, не проходившими обучение.
ВЫВОД целенаправленное, интегрированное в образовательные программы обучение коммуникативным навыкам медицинской консультации достоверно повышает качество итоговой практической подготовки специалистов здравоохранения.
2. Пилот станции оценки навыков общения с пациентом показал, что для ее реализации необходимы:
■ методологически выверенные и согласованные с профессиональным и образовательным стандартами клинические кейсы с репрезентативной, однозначно трактуемой экспертами системой чек-листа;
■ специально подготовленные, валидные предмету оценки стандартизированные пациенты;
■ прошедшие тематическое обучение экзаменаторы-эксперты.
ВЫВОД Результаты пилотирования станции предоставляют статистические убедительные основания, что данная станция может быть включена в процедуры аттестации медицинских работников.

ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова"; ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Дьяченко

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: