Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / РАЗВИТИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

РАЗВИТИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Автор(ы): Молчанова А.А., Осипова И.В., Чечина И.Н.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Материалы и методы

При проведении занятий в клинике, преподаватели и студенты могут сталкиваться с различными трудностями: отсутствие тематического пациента, отказ пациента от сотрудничества, невозможность многократного повторения практических навыков, анализа работы каждого студента и пр. Эти проблемы легко преодолимы в условиях симуляционного центра.
На кафедре факультетской терапии и профессиональных болезней для реализации симуляционных сценариев была подготовлена рабочая станция, оснащенная манекеном-симулятором взрослого человека с расширенными функциями мониторинга витальных функций и обратного ответа, кардиографом, небулайзером, пульсоксиметром, расходными материалами и лекарственными препаратами (муляжами).
План занятия включает в себя следующие разделы:
– мотивация темы и целевая установка: преподаватель сообщает тему симуляционного тренинга, акцентирует внимание обучающихся на наиболее актуальных проблемах темы.
– брифинг: преподаватель и обучающиеся обсуждают наиболее значимые вопросы темы.
– вводный инструктаж: преподаватель знакомит студентов с содержанием и порядком проведения тренинга, материально-техническим оснащением, методикой оценивания результатов. Знакомит с устройством и правилами эксплуатации симуляторов и тренажеров, правилами техники безопасности. – работа в симуляционной секции – «станции»: отработка практических умений, решение представленного сценария ролевой игры.
– дебрифинг: проводится в интерактивной манере с глубоким анализом профессиональных действий, определением ошибок и погрешностей. Так называемый процесс обратной связи по результатам работы, в процессе которого, преподаватель задает серию вопросов в определенной последовательности. Это позволяет студентам сосредоточиться на цепочке событий, повлекших тот или иной результат, определить причинно-следственную связь. В идеале, на наш взгляд, этот раздел занятия должен сопровождаться просмотром и анализом видео-записей.
– для объективизации и оценивания уровня сформированности навыков применяются «Чек - листы» (табл. №1). При недостаточном освоении практических навыков по оказанию неотложной помощи при тяжелом приступе бронхиальной астмы принимается решение о повторном тренинге.
– анкетирование участников тренинга: участники тренинга заполняют анкету об удовлетворенности качеством занятия в симуляционном центре. Вносят предложения по улучшению качества и эффективности.
В предлагаемой ситуации, обучающийся принимает роль дежурного врача – терапевта, которого вызывают в палату терапевтического (или иного) отделения для оказания помощи пациенту, который задыхается.

Результаты

В ходе работы по сценариям с пациентами в тяжелом состоянии, выявляется достаточно низкий уровень коммуникативных навыков студентов. Это касалось, в основном, этапа сбора необходимых жалоб и анамнеза в условиях дефицита времени.
Практические навыки по осмотру пациента, с определением ведущего синдрома были сформированы на достаточно хорошем уровне.
Основные ошибки студенты совершали на этапе выбора необходимых дополнительных методов исследования для уточнения диагноза (кардиограф, пульсоксиметр и т.д.), своевременном начале оксигенотерапии, оценке состояния гемодинамики (измерение артериального давления и частоты сердечных сокращений). Так же у студентов возникали затруднения в выборе лекарственного препарата, его дозы, кратности и пути введения.

Обсуждение

В результате допущенных диагностических и тактических ошибок преподавателю часто приходилось менять ход сценария в сторону ухудшения состояния пациента. После освоения клинического сценария был проведен разбор действий каждого студента и преподавателем продемонстрирован эталон (алгоритм) решения конкретной ситуационной задачи. По окончании дебрифинга, у обучающихся была возможность еще раз отработать поставленную задачу.

Выводы

Включение робота-симулятора Hall 1000 в симуляционные клинические сценарии по неотложным состояниям на кафедре факультетской терапии у студентов 4 курса лечебного факультета позволило более объективно оценить исходный уровень подготовки студентов. Выявить значительные трудности в коммуникативном общении студентов. В ходе занятия обучающиеся более совершенно овладели навыками сбора жалоб и анамнеза в условиях дефицита времени, осмотра пациента, регистрации ЭКГ и проведения неотложных лечебных мероприятий. Работа в симулированных условиях позволяет не только многократно отрабатывать практические навыки по оказанию неотложной помощи при тяжелом приступе бронхиальной астмы, но и доводить их до автоматизма, следуя четко прописанным алгоритмам.
Необходимо отметить, полученные на тренинге эффективные навыки коммуникации с пациентом заметно снизили психологический барьер при контакте с пациентами в процессе обучения с использованием симуляционных технологий.
Анализ анкетирования студентов об эффективности симуляционного обучения показал, что 100% обучающихся считают отработку навыков на манекенах полезными, необходимыми и высказывали пожелания об увеличении таких занятий, которые придают уверенность, особенно в критических ситуациях.
Кроме того, выявленные дефекты в коммуникативном общении у студентов ставят новые задачи в совершенствовании учебного процесса.

Тема: Терапия
Софья Знобина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: