Конференции / РОСОМЕД-2023 - XII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Трудовые функции в профстандартах для педиатрических специальностей: миф или реальность для освоения на уровне владения навыком

Трудовые функции в профстандартах для педиатрических специальностей: миф или реальность для освоения на уровне владения навыком

Автор(ы): Энерт А.В., Дадэко С.М., Кузнецова Т.Г.

Город: Томск

Учреждение: ФГБОУ ВО «СибГМУ» Минздрава России

Актуальность

Существует ошибочное мнение, что владеть навыками оказания медицинской помощи в экстренной ситуации должны только анестезиологи-реаниматологи. Сегодня в России в образовательный процесс и систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования активно внедрены международные сертифицированные курсы по базовой и расширенной сердечно-легочной реанимации у взрослых, доказавшие свою эффективность при обучении специалистов со средним и высшим медицинским образованием. Перечень навыков, формируемый на данных курсах, включает: обеспечение проходимости дыхательных путей, сосудистого доступа, проведение дефибрилляции, кардиоверсии и др.; умение использовать алгоритмы расширенных реанимационных мероприятий. Однако подобных международных курсов в педиатрии в РФ нет и опыт показывает значимый дефицит владения навыками оказания экстренной помощи у специалистов, работающих с детьми. Опираясь на международные алгоритмы и российские рекомендации, алгоритм ведения детей до 8-и лет в подобных ситуациях отличается от алгоритмов взрослых. Таким образом существует острая потребность реализации подобных программ для специалистов, оказывающих медицинскую помощь детскому населению на уровне международных курсов.

Цель

Проанализировать возможность применения разработанных программ повышения квалификации для специалистов со средним и высшим медицинским образованием по оказанию экстренной и неотложной помощи детям.

Материалы и методы

Профессиональные стандарты по специальностям, связанным с оказанием медицинской помощи детскому населению (37 шт.). Требования к уровню владения навыками в рамках проведения аккредитации специалистов. Запросы от практикующих специалистов на тренингах по оказанию экстренной и неотложной помощи в педиатрии. Результаты обратной связи, полученной на тренингах в рамках программы повышения квалификации «Алгоритмы оказания экстренной помощи детям» в объеме 36 часов (55 обученных).

Результаты

Профессиональные стандарты, отобранных специальностей содержат трудовую функцию «Оказание медицинской помощи в экстренной форме». Паспорта станций по данным специальностям, размещенные на сайте ФМЦА, включают станции по оказанию экстренной помощи пациентам, в том числе базовую и расширенную реанимацию. Коллективом авторов, для реализации программ повышения квалификации «Алгоритмы оказания экстренной помощи детям» и «Расширенная сердечно-легочная реанимация у детей» для специалистов со средним и высшим медицинским образованием был сформирован банк симуляционных сценариев в количестве 30 шт., затрагивают большое количество тематических направлений, отличных от сценариев, реализуемых при аккредитации специалистов ЗО РФ и являются конфиденциальными. Данные сценарии предназначены для специалистов, работающих с детьми от 1 месяца до 18 лет (младенцы – 1-12 месяцев, дети – 1-8 лет, дети и подростки 8-18 лет); разработаны с учетом последних клинических рекомендаций; структура сценария построена на знании алгоритмов ведения пациентов в экстренных ситуациях. Обратная связь от курсантов показывает необходимость формирования данных навыков на соответствующем уровне у специалистов работающих с детьми, с учетом ограниченности времени на оказание экстренной помощи у ребенка в декомпенсированном состоянии и невозможности быстрого реагирования реанимационной бригады. Кроме того, необходимо отметить положительное восприятие содержания программы, демонстрацию хороших результатов у курсантов с высшим медицинским образованием, специальности которых не связанны с анестезиологией и реаниматологией, но и у специалистов со средним. После обучения по данной программе, лица, оказывающие экстренную и неотложную помощь становятся полноценной мультидисплинарной командой со всеми ее свойствами.

Выводы

Необходимо создавать и использовать при обучении сложные высокореалистичные сценарии, основанные на требованиях профессиональных стандартов к соответствующей специальности и современных алгоритмах оказания медицинской помощи и не бояться обучать по данным программам специалистов «не анестезиологов-реаниматологов». Недостаточное оснащение рабочего места не должно являться препятствием к освоению необходимого уровня владения практическим навыком. Знание специалистами современных требований к оказанию медицинской помощи способствует модернизации оснащения рабочего пространства.

Энерт Анастасия Витальевна (ФГБОУ ВО «СибГМУ» Минздрава России, Томск)
Дадэко Сергей Михайлович (ОГАУЗ «Родильный дом им. Н.А. Семашко», Томск)
Кузнецова Татьяна Григорьевна (ГБУЗ РХ «Республиканская детская клиническая больница», Абакан)

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Анастасия Энерт

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: