Переход к новой модели преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety»

Автор(ы): Бурмистр А.В., Шостак П.Г., Нижников К.С., Перепелица С.А

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Российская Федерация; Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по Калининградской области

Актуальность

«Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety» представляет собой дисциплину обязательной части блока дисциплин подготовки студентов специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Цели изучения дисциплины: обучение знаниям, умениям, владению способностями создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов. Дисциплина объединяет знания фундаментальных дисциплин и практических навыков, которые применяются в чрезвычайных ситуациях, эпидемиях и в очагах массового поражения и требует принятия быстрого решения. Традиционное обучение представляет собой сочетание лекций и теоретических занятий. Такой подход на современном этапе подготовки медицинских кадров не удовлетворяет потребности обучающихся. В связи с чем, возникает необходимость разработки и апробации на практике новых педагогических технологий к обучению.

Цель

Разработать и внедрить в практическую деятельность новую модель преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety» на русском и английском языках для специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Материалы и методы

В целях реализации требований Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело, утверждённого приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 988 в рабочую программу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety» внесены изменения, направленные на улучшение обучения студентов. Вместо двух ступенчатой модели, включающей лекционный курс и теоретические занятия, возникла необходимость перехода на новую модель преподавания, с целью формирования универсальной компетенции-8 «Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов».

Результаты

Разработана трехступенчатая модель преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety», включающая лекционный курс в режиме аудиолекций, теоретические занятия и симуляционный курс. Первая ступень включает лекции, тематика которых изложена в рабочей программе дисциплины. Преподаватель в режиме аудио готовит лекционный материал в программе Power Point, размещает его согласно расписанию. Студенты получают доступ к лекции согласно расписанию. В случае необходимости дополнительного прослушивания лекции, время доступа увеличивается. Вторая ступень включает теоретические занятия, на которых происходит формирование знаний по изучаемым темам. Третья ступень – практические занятия в симуляционном центре, где на практике отрабатываются приёмы базовой сердечно-лёгочной реанимации, временной остановки кровотечений, наложения повязок, проведения транспортной иммобилизации, антидотной терапии и т.д.
В ходе проведения практических занятий в симулированных условиях удается максимально приблизить студентов к условиям, возникающим в ходе ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Планируя деятельность нештатного формирования развёртываемого в комплексе мероприятий гражданской обороны студенты могут максимально самореализовать себя, пока в учебной форме, а при необходимости и в реальной ситуации.
Контроль полученных теоретических знаний практических навыков оценивается в ходе двухэтапной промежуточной аттестации. На первом этапе студенты демонстрируют практические навыки, на втором этапе оцениваются их теоретические знания. Перечни практических навыков и теоретических вопросов находятся в рабочей программе дисциплины.
В результате внедрения новой модели обучения большинство студентов формируют необходимую компетенцию на базовом и повышенном уровнях, что включает способность собирать, систематизировать, анализировать и грамотно использовать информацию из самостоятельно найденных теоретических источников и иллюстрировать ими теоретические положения или обосновывать практику применения, владение всеми практическими навыками, необходимыми при работе в зоне чрезвычайных ситуаций.

Обсуждение

Ранее на практических занятиях студенты решали ситуационные задачи, тесты, однако, результативность такого обучения низкая и далека от реальной практики врача, в связи с чем нами были пересмотрены принципы формирования компетенций, и вместо решения тестов и задач, перед обучающимися ставилась задача самостоятельного планирования мероприятий, связанных с лечебно-эвакуационным обеспечением в условиях чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов с опорой на полученные теоретические знания.
Теоретическая подготовка всегда предшествует занятиям в симуляционном центре, что значительно повышает результативность практической подготовки. При проведении занятий преподаватель может непрерывно оценивать уровень теоретических знаний, возможность их применения для интерпретации определенной ситуации и применение в практической деятельности.

Выводы

Новая модель преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety» на русском и английском языках для специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело имеет неоспоримые преимущества перед «старой» моделью обучения, т.к. способствует более результативному формированию компетенции «Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов».

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: