Многосторонняя оценка коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе: условия реализации

Автор(ы): Е.Ю. Васильева, Л.Н. Кузьмина, Е.Ю.Цыбульская

Город: Архангельск

Учреждение: Северный государственный медицинский университет Минздрава России (г. Архангельск)

Актуальность

Многосторонняя оценка коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе – важное условие формирования коммуникативной компетентности и повышения объективности её оценки в процедурах контроля качества обучения. Однако недостаточная изученность потенциала такой оценки и условий проведения не способствует широкому внедрению данного метода оценки в медицинском образовании.

Цель

Выявить условия осуществления многосторонней оценки коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе

Материалы и методы

В многосторонней оценке коммуникативных навыков приняли участие 2 эксперта, 35 выпускников стоматологического факультета Северного государственного медицинского университета, один стандартизированный пациент, которые по адаптированным и валидизированным нами методикам, оценили коммуникативные навыки аккредитуемых после выполнения ими задания на станции «Разъяснение информации пациенту» в рамках процедуры первичной аккредитации специалистов (июль 2022 г.). Эксперты и аккредитуемые заполнили Google-формы для оценки 9 групп коммуникативных навыков, а именно: выстраивание отношений (А), открытие обсуждения (B), сбор информации (C), понимание точки зрения пациента (D), обмен информацией (E), достижение соглашения (F), обеспечение закрытия диалога между врачом и пациентом (G), демонстрация эмпатии (H), предоставление точной информации (I). Навыки оценивались по 5-ти балльной шкале Лайкерта.
Стандартизированный пациент оценивал навыки «врача» сразу же после завершения его работы на станции путём заполнения в google-формах адаптированной и валидизированной нами методики, включающей две группы навыков – межличностного взаимодействия и навыков коммуникации в медицине. Статистический анализ был проведен с помощью электронных таблиц Microsoft Excel с надстройкой Analysis ToolPak и встроенной программой анализа данных «AtteStat».

Результаты

Установлено, что эксперты почти по всем вопросам анкеты более строго оценивали коммуникативные навыки респондентов по сравнению с самооценкой респондентов.

Для большинства респондентов была типична неадекватно завышенная самооценка коммуникативных навыков, особенно в ситуации закрытия диалога между врачом и пациентом (G).

Стандартизированный пациент более высоко оценил у респондентов навыки межличностного общения и более низко – коммуникативные навыки: количество высших отметок по первой группе навыков составило 156 (89,1 ± 2,36%), по второй – 71 (50,7 ± 4,23%).

Выводы

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. Использование в контрольных процедурах многосторонней оценки должно быть обеспечено стандартизированным оценочным инструментарием, отвечающим таким требованиям как надёжность и валидность.
2. Организация многосторонней оценки коммуникативных навыков несомненно повышает её объективность, но это затратный по времени и человеческим ресурсам процесс. Отсюда, её применение нерационально при итоговой государственной аттестации и аккредитации специалистов, где задействованы большие потоки экзаменующихся. Тем не менее, этот метод будет эффективным в процессе обучения коммуникативным навыкам будущих врачей в малых группах, где возможно организовать обсуждение и согласование оценок, а также обратную связь.
3. Внедрению многосторонней оценки должно предшествовать обучение коммуникативным навыкам, как важной составляющей медицинского профессионализма, преподавателей-клиницистов, студентов и ординаторов.
4. Функции экспертов могут выполнять как эксперты-психологи, так и врачи-преподаватели, при условии, что они хорошо знают закономерности, принципы и специфику профессионального общения в медицинской практике, умеют различать профессиональное и непрофессиональное поведение врача.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Цыбульская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: