Использование симуляционных технологий при обучении сестринским навыкам студентов второго курса Медицинского института РУДН: эффективность разных подходов и отдаленные результаты

Автор(ы): Сопетик В.С., Доготарь О.А., Луспаронян Г.А., Джопуа И.Д., Тания Р.В.

Город: Москва

Учреждение: Центр симуляционного обучения Медицинского института Российского университета дружбы народов

Актуальность

Внедрение симуляционного обучения позволяет сделать современное медицинское образование более эффективным. В настоящее время при подготовке студентов медицинских вузов к производственной практике уже не встает вопрос о необходимости использования симуляционных технологий. Тем не менее, до сих пор обсуждается, как оптимизировать процесс обучения, чтобы повысить эффективность освоения и обеспечить длительное сохранение приобретенных навыков.

Материалы и методы

Целью данной работы было оценить эффективность обучения сетринским навыкам с использованием симуляционных технологий студентов младших курсов, обучающихся по специальности «лечебное дело». 94 студента 2-го курса Медицинского института РУДН составили группу наблюдения. Исследование включало следующие этапы: 1 - входной контроль базовых сестринских навыков (катетеризация мочевого пузыря у мужчин (КМ), катетеризация мочевого пузыря у женщин (КЖ), промывание желудка тонким зондом (ПЖ), постановка очистительной клизмы (Кл)); 2 – пошаговый разбор, демонстрация и отработка практических навыков на симуляторах для ухода за больными (студенты были разделены на 3 группы с разным количеством обучающихся и повторов отрабатывания навыков (1, 2, 3 раза)), 3 - итоговый контроль практических навыков. Эффективность обучения оценивалась по шкале оценки практических навыков (max – 100 баллов) во время итогового испытания. Через 7 месяцев повторно проводился итоговый контроль (без предварительного тренинга).Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0.

Результаты

В ходе исследования было выявлено достоверное улучшение освоения вышеуказанных навыков (p=0,001): средний балл в общей группе наблюдения на входном контроле составил – 33,4; итоговом контроле – 90,2. Результаты итогового контроля в общей группе были сопоставимо успешны независимо от сдаваемого навыка: средние баллы при КМ – 98, КЖ – 86, ПЖ – 91, Кл – 89. Не выявлено достоверных отличий по результатам итогового контроля в группах в зависимости от количества повторов (r=0,02, p=0,8) и количества обучающихся в подгруппе (r=0,1, p=0,1): I группа (n=40, 1 повтор, подгруппы по 5-7 чел.) - 92,6 баллов, II группа (n=29, 2 повтора, подгруппы по 3 чел.) - 89,4 балла, III группа (n=25, 3 повтора, подгруппы по 4 чел.) – 91 балл.
Повторный итоговый контроль спустя 7 месяцев показал эффективность проводимого обучения: средний балл в общей группе (n=94) составил 75,6. Данная тенденция сохранялась во всех группах: I группа - 79,2 балла, II группа - 70,7 баллов, III группа - 75,5 баллов. По результатам итогового контроля через 7 месяцев выявлены статистически значимые различия в группах в зависимости от сдаваемого навыка (р=0,001): показатели успеваемости самые высокие по КМ (81,3 балла), самые низкие – по КЖ (70,4 балла).

Выводы

Работа в малых группах (по 3-7 человек) при использовании симуляционных технологий способствует успешному овладению (включая отдаленный период – 7 мес.) и одинаково эффективна при малом количестве (1-3) повторов при отрабатывании сестринских навыков.

Тема: Сестринское дело, уход
Олеся Доготарь

Симуляционные технологии в процессе повышения квалификации по специальности "сестринское дело".

Автор(ы): Репин И.Г., Овчаренко В.Н.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента РФ

Актуальность

Обучение специалистов со средним медицинским образованием на курсах повышения квалификации требует не только проведения лекционного курса, но и отработки практических мануальных навыков. Для этой цели необходимы тренажеры и виртуальные симуляторы. Однако количество симуляционной аппаратуры в учреждениях среднего профессионального образования до настоящего времени остается незначительным. В связи с этим новые возможности открываются при обучении таких специалистов на базах высших учебных заведений и учреждений дополнительного профессионального образования. При этом имеется возможность использовать в процессе обучения хорошо оснащенные симуляционные центры.

Материалы и методы

За минувший год в ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента Российской Федерации проводилось обучение специалистов со средним медицинским образованием по специальности "сестринское дело". При обучении использовались возможности Медицинского аттестационно-симуляционого центра академии. При проведении занятий проводились тренинги по выполнению внутривенных инфузий с использованием муляжа LF111 с сосудами, заполненными искусственной кровью. При этом использовались различные типы инфузоматов, отрабатывалась постановка периферических венозных катетеров. Навыки выполнения сердечно-легочной реанимации отрабатывались на тренажерах СЛР (взрослом и детском) с контролем положения рук, глубины компрессии при непрямом массаже сердца, объема дыхательных движений. Восстановление проходимости дыхательных путей выполнялось с использованием мешка Амбу, различных ларингеальных масок. Наличие в симуляционном центре различных тренажеров позволяет проводить отработку различных практических навыков. В ходе занятий отрабатывались навыки постановки мочевых катетеров, назогастрального и желудочного зонда, отрабатывались навыки наложения различных повязок, смены специальных устройств для ухода за колостомами.

Результаты

За прошедший год проведено обучение 281 специалиста со средним медицинским образование по специальности "сестринское дело". Использование симуляционных технологий в процессе обучения позволяет отработать и усовершенствовать практические навыки. После прохождения такого обучения слушатели достаточно уверенно себя чувствовали во время контроля практических навыков в ходе аттестации специалистов.

Обсуждение

Использование симуляционных центров ВУЗов для обучения специалистов со средним медицинским образованием представляется достаточно перспективным. Создать аналогичные центры, оснащенные дорогостоящим высокотехнологичным симуляционным оборудованием, на базе учреждений среднего профессионального вряд ли представляется возможным. Возможность привлечения для проведения занятий преподавателей высшей школы также повышает уровень обучения. Кроме того в таком симуляционном центре возможны совместные занятия по отработке коммуникативных навыков во врачебно-сестринских бригадах.

Выводы

1.Широкое использование симуляционных технологий в ходе повышения квалификации по специальности сестринское дело значительно повышает уровень знаний и практических навыков обучающихся.
2. Считаем целесообразным использование для обучения таких специалистов симуляционные центры учреждений ВПО и ДПО.
3. Именно в таких центрах целесообразно проводить совместное обучение врачебно-сестринских бригад.
4. На базе аттестационно-симуляционных центров следует также проводить аттестацию специалистов со средним медицинским образованием

Тема: Сестринское дело, уход
Илья Репин

Ошибки симуляционного обучения как фактор снижения качества медицинской помощи

Автор(ы): Бахтина И.С., Гардеробова Л.В., Баландина И.Н., Калинина С.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр последипломного образования работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием ФМБА России»

Актуальность

Симуляционное обучение предполагает создание определенной поведенческой модели, применимой в клинических ситуациях. Такая модель должна включать комплекс профессиональных компетенций, необходимых специалистам в реальных условиях. Профессиональные компетенции по специальности «Сестринское дело» определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело». Каждой медицинской манипуляции соответствует определенный набор общих и специальных профессиональных компетенций. На первоначальном этапе овладения определенной медицинской технологией формируется отдельно взятая компетенция и конкретный производственный навык (например, внутримышечная инъекция, обеспечение сосудистого доступа, гигиеническая обработка рук и т. д). На наш взгляд, оценка правильности единственной рабочей операции изолированно от полного комплекса профессиональных действий в определенной ситуации, применима только на начальном этапе обучения. В дальнейшем, при выполнении кейсовых заданий, обучающийся должен освоить определенный алгоритм рабочих операций, обеспечивающих комплексное выполнение необходимых манипуляций и реализацию нескольких профессиональных компетенций. Например, при обучении базовой сердечно-легочной реанимации контролируются не только правильность выполнения компрессий и ИВЛ, но и обеспечение безопасности, выполнение первичного осмотра, вызов скорой медицинской помощи. В противном случае в результате симуляционного обучения закрепляется ошибочный алгоритм действий, что повышает вероятность дефектов качества медицинской помощи. В условиях симуляционного экзамена требуется комплексная оценка реализации всех необходимых профессиональных компетенций. Серьезной методологической ошибкой мы считаем изолированную оценку отдельного навыка при выполнении кейсового задания, сопровождающуюся допущением грубых нарушений алгоритма выполнения сопутствующих действий. Экзаменатором не должны игнорироваться такие сопутствующие действия как, правильность гигиенической обработки рук («руки условно помыты»), достижение терапевтического контакта, получение добровольного информированного согласия. Симуляционное обучение, фиксированное на выполнении изолированных задач, обеспечивает лишь фрагментарное освоение профессиональных компетенций. Подобные ошибки известны в клинической практике, когда в ходе реабилитации послеинсультных пациентов вырабатывались отдельные навыки и элементы двигательных актов. В результате пациент, имея достаточные локомоторные возможности, продолжал испытывать трудности с самоуходом и бытовым обслуживанием, так как сформированные навыки не обеспечивали решения задач, возникающих перед человеком в реальной жизни. Соответственно, при обучении медицинского персонала симуляционным методом и оценке достигнутых результатов, акцент должен ставиться на полноценном выполнении алгоритмов действий, позволяющих решать клинические задачи, максимально приближенные к действительности.

Материалы и методы

Нами проводилось обучение группы медицинских сестер (100 единиц наблюдения – основная группа) с использованием комплексного подхода, ориентированного на формирование нескольких взаимосвязанных компетенций в рамках одной манипуляции. Контрольная группа обучающихся медицинских сестер проходила симуляционное обучение, направленное на формирование конкретного технологического навыка. В завершение цикла обучения проводился экзамен кейсовым методом в соответствии со специально разработанной экспертной картой. Выполнен анализ экспертных карт оценки профессиональных компетенций по теме «Внутримышечное введение лекарственных средств». Слушатели-эксперты и преподаватель-эксперт следили за процессом выполнения клинической ситуации, оценивали действия специалистов и вносили в экспертную карту баллы, соответствующие действиям специалистов. После завершения задания все набранные баллы суммировались.

Результаты

В основной группе доля ошибок, связанных с выполнением инъекции, составила 22 %, что на 2% больше, чем в контрольной группе. 15% обучающихся в основной группе и 45% - контрольной группы допустили ошибки, связанные с обеспечением инфекционной безопасности. Слушатели недостаточно осведомлены о показаниях к гигиенической обработке рук. До контакта с пациентом не выполняют эту манипуляцию 5% (основная) и 15% (контрольная) обучающихся; выполняют со значительными нарушениями технологии соответственно 7% и 20%. 3% респондентов в основной группе и 10% - в контрольной не обрабатывают руки после контакта с оборудованием. Значительную долю в структуре допущенных ошибок в контрольной группе имеют коммуникационные ошибки (35%), тогда как в основной группе этот показатель меньше почти в два раза (17%). Особые трудности возникали с достижением терапевтического контакта со сложным пациентом.

Обсуждение

Таким образом, в процессе симуляционного обучения и проведения экзамена необходимо учитывать правильность освоения всех профессиональных компетенций, с учетом условий выполнения сестринского вмешательства, максимально приближенных к реальным. С целью формирования и последующей оценки коммуникативной компетенции в кейсы, наряду с выполнением инвазивных манипуляций, следует включать контакт с симулированным пациентом. Следует помнить, что именно при подготовке к экзамену обучающийся прикладывает особые усилия к отработке действий исключительно в соответствии с требованиями экзаменаторов, поэтому при игнорировании сопутствующих действий прочно фиксируется ошибочный алгоритм - фактически слушатель не готов действовать правильно в реальной обстановке.

Выводы

Цена методологической ошибки весьма высока, а отсутствие стратегического понимания результатов симуляционного обучения может привести к непоправимым медицинским ошибкам. Напротив, эффективное использование симуляционных методов обучения позволяет заложить фундамент системной подготовки специалистов, гарантирующий качество медицинской помощи и качество жизни пациентов.

Тема: Сестринское дело, уход
Ирина Баландина

Симуляция как безопасное и эффективное обучение медицинских работников.

Автор(ы): Барышева А.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБПОУ ДЗМ "Медицинский колледж №2"

Результаты

В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего образования перед всеми российскими средними учебными заведениями стоит задача освоения научно-методических подходов в области образования и воспитания студентов в соответствии с требованиями нормативных документов. В целях реализации компетентностного подхода, преподаватели медицинских колледжей должны использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Для специалистов среднего звена в сфере здравоохранения, ключевую роль играет использование студентами знаний в практической деятельности. Клиническая симуляция, как метод активного обучения, может быть отличной образовательной тактикой для достижения результата, как если бы обучающийся был у постели пациента, и она широко применяется при обучении медицинских сестер.
По требованиям, предъявляемым к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, будущие медицинские работники должны обладать профессиональными компетенциями: квалифицированно оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах и оказать медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях, поэтому симуляция, как метод обучения позволяет приобрести студентам бесценный опыт.
Обучение медицинских работников становится все более и более сложной задачей, так как медицинской сестре приходится вести тяжелых и инкурабельных пациентов в очень сложных условиях. Преподавателям становится все сложнее находить подходящие условия для имитации профессиональных ситуаций, чтобы подготовить медицинских сестер к практике, требующей профессиональных знаний и умений. Существует явный провал между клинической практикой и теоретическими знаниями, которые даются в процессе первичной подготовки медицинских сестер, но его можно заполнить с помощью симуляции.
Симуляция — это рекомендованная тактика безопасного обучения клинической практике, так как первичное обучение с участием реальных пациентов ограничено такими факторами, как короткая госпитализация, тяжелое состояние пациента, недостаток сестринского персонала и особый акцент на предупреждение медицинских ошибок и предотвращение развития внутрибольничных инфекций. Тем более что приобретение профессионального мастерства студентами путем проб и ошибок у постели пациента, неизбежно подвергает риску его жизнь и здоровье. Поэтому в настоящее время все меньше пациентов, готовых принимать пассивное участие в учебном процессе, а на передний план выходят симуляционные технологии.
Цель симуляции – это дальнейшее совершенствование мастерства студентов, закрепление и углубление знаний и умений, полученных в процессе профессионального обучения, стимулирование творческого роста студентов.
Задачи симуляции:
1. Повышение интереса студентов к своей специальности и ее социальной значимости.
2. Развитие способностей самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.
3. Проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
Симуляция позволяет студентам получить тот опыт, который пригодится в очень редких случаях, но при этом навык нужен обязательно. В отличие от обычных условий учебной комнаты, симулятор позволяет студенту думать в экстремальных ситуациях, спонтанно и активно, а не пассивно запоминать информацию. В процессе симуляции можно создавать предсказуемую учебную среду, которая позволяет проводить обучение в «реалистичных» условиях, в режиме реального времени, используя настоящие клинические приборы и расходные материалы.
Можно сочетать симуляцию с обучением работы в команде, сестринскому уходу и оказанию доврачебной помощи, как с участием актеров, так и с использованием симуляторов. В процессе симуляции, обучающиеся могут продемонстрировать свои навыки и порефлексировать о своих недостатках, ошибках и способах их разрешения. Обсуждая свои сильные стороны и сформированность профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, они приобретают практический опыт.
Конечно, симуляционные технологии не заменят в полной мере клиническую практику, а условия любого моделирования имеют отличия от реальной ситуации. Однако, предоставляя возможность для постоянной и безопасной тренировки студентов, эти технологии могут значительно повысить уровень их подготовки. В будущем это отразится на качестве оказываемой медицинской помощи, сократит число их ошибок при диагностике и лечении пациентов, повысит их уровень конкурентоспособности и востребованности среди Лечебно-профилактических учреждений.
Таким образом, медицинская симуляция является стремительно развивающимся направлением в современном образовании.
Список литературы
1. Горшков М.Д. Федоров А.В. Симуляционный тренинг базовых медицинских и хирургических навыков. - Ж. Виртуальные технологии в медицине. № 1 (11) 2014 с. 34-39.
2. Симуляционное обучение по специальности 31.02.01 Лечебное дело / Под ред. А.А. Свистунова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 288 с.
3. Симуляционное обучение в медицине /Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. - Москва.: Издательство Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2013 -288с.
4. Специалист медицинского симуляционного обучения /Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. Москва.: РОСОМЕД, 2016 - 319с.

Тема: Сестринское дело, уход
Анастасия Барышева

Внедрение ОСКЭ во 2 этап экзамена по допуску к медицинской деятельности в должности среднего медицинского персонала

Автор(ы): Юдаева Ю.А., Аксарова Л.Д.,Юльметова И.Г.

Город: Оренбург

Учреждение: ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России

Актуальность

С 2012г. студентам медицинских ВУЗов вернули право работать на должностях среднего медицинского персонала (постовая и процедурная медсестра). В ОрГМУ ежегодно более 70 % студентов лечебного факультета, успешно освоивших программу 3 курса, подают заявление на сдачу экзамена по допуску к медицинской деятельности.
В ходе трехэтапного экзамена оцениваются теоретические знания и практические навыки. Теоретическая подготовка это хорошо, но мы должны понимать, что сестринская специальность является мануальной по своей природе, и работодатели вправе ожидать от потенциальных работников, в первую очередь, владения профессиональными практическими навыками. В связи с этим на ВУЗ ложиться большая ответственность по подготовке и объективной оценке соискателей.

Материалы и методы

Цель работы - продемонстрировать работу комиссии на 2 этапе экзамена по допуску к медицинской деятельности на должностях среднего медперсонала.

Результаты

В 2016 году решением комиссии по допуску к медицинской деятельности были внесены изменения в структуру 2 этапа экзамена. Диагностика одного практического навыка не дает полного представления об уровне сформированности профессиональных компетенций соискателя, и успешная сдача 2 этапа может быть результатом удачного стечения обстоятельств. Для усиления объективности оценки в аттестацию практических навыков соискателя включен ОСКЭ, который в настоящее время является золотым стандартом экзамена.
2 этап складывается из 5 станций: «процедурный кабинет»; «терапевтический практикум», «основы ухода за тяжелобольным»; «неотложные состояния»; «сестринское обследование».
Диагностика практической подготовки соискателей проходит в симуляционном центре ОрГМУ в условиях обстановки максимально приближенной к реальной. Все соискатели в обязательном порядке проходят через 5 станций, каждая из которых включает фиксированный набор навыков и оснащена в соответствие с тематическими линиями. В ходе последовательного прохождения станций соискатели демонстрируют техническое мастерство и нетехнические навыки, которые особенно важны при оказании экстренной медицинской помощи, когда необходимо выполнить «неограниченное» количество лечебных мероприятий за «ограниченное» время. И присутствие только опытного врача не всегда гарантирует положительный исход для больного.
Анализ проведения экзамена показал, что методика ОСКЭ позволяет провести комплексную оценку практической составляющей будущей профессии и клиническое мышление, провести более жесткий отбор. Количество соискателей, получивших допуск к медицинской деятельности в 2016 году, снизилось по сравнению с 2016 году на 18 %.

Обсуждение

По сравнению с традиционным экзаменом, главным преимуществом ОСКЭ является объективизация и стандартизация системы оценки клинической компетентности. ОСКЭ позволяет тестировать широкий спектр умений и навыков, в ходе экзамена отсутствует прямое влияние экзаменатора на результат экзаменуемых. Все студенты поставлены в равные условия, получают одинаковый набор заданий, содержание экзамена соответствует ожидаемым результатам.

Выводы

Внедрение ОСКЭ в процедуру экзамена позволило более глубоко оценить готовность соискателя к самостоятельной профессиональной деятельности на рабочем месте. Наш опыт показывает, что положительный результат сдачи экзамена по допуску студента к медицинской деятельности по системе ОСКЭ подтверждает наличие у студента-медика квалификации, необходимой для качественного выполнения работы на должностях среднего медицинского персонала.

Тема: Сестринское дело, уход
Юлия Юдаева

СИМУЛЯЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МНОГОУРОВНЕВОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор(ы): Крючкова Н.Ю., Филиппова Е.А., Ноздрякова Л.С.

Город: Омск

Учреждение: Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Омской области "Центр повышения квалификации работников здравоохранения"

Актуальность

Симуляции в медицинском образовании, бесспорно, повышают качество и результативность образовательного процесса. Применение симуляций в качестве инструмента многоуровневой оценки профессиональных навыков у слушателей позволяет повысить объективность оценки и получить развернутую картину продвижения слушателей к профессиональной компетентности при освоении дополнительных профессиональных программ.

Материалы и методы

В 2016/2017 учебном году в бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» проведено исследование эффективности применения симуляций в качестве многоуровневой оценки профессиональных навыков у слушателей. Симуляции применялись для диагностики исходного уровня умений и навыков, а так же как средство промежуточной и итоговой аттестации. Группа наблюдения составила 1941 слушатель по специальности «Сестринское дело», обучавшихся по 29 наименованиям программ повышения квалификации в 2016/2017 уч. г.
Диагностика исходного уровня навыков предваряла освоение дополнительных профессиональных программ и предусматривала тестирование навыков, соответствующих профилю профессиональной деятельности специалиста. Объектами оценивания являлись навыки ухода, оценки витальных функций, выполнения манипуляций, проведения сердечно-легочной реанимации, оказания первой и неотложной медицинской помощи при травмах, анафилактическом шоке, отравлениях. На данном этапе применяли простые и понятные специалисту симуляции и фантомы. В качестве оценочного инструментария использовали чек-листы с наличием критериальных показателей уровня навыка от «высокого» до полного отсутствия. Оценка навыка проводилась с позиции точности выполнения технических и алгоритмических требований, обеспечения безопасности, эргономичности, скорости. Результаты диагностики исходного уровня, свидетельствуют о том, что многие технические навыки требуют корректировки, иногда значительной. А редко востребованные – практически исчезают к концу межаттестационного периода.
Результаты диагностического тестирования позволили индивидуализировать обучение слушателей. Для достижения требуемого профессионального уровня, преподаватели рекомендовали слушателям посещение дополнительных образовательных мероприятий вне учебного процесса. Такая возможность создана в аккредитованном симуляционно-тренинговом центре (СТЦ) учреждения, в тренинг-залах которого системно проводятся мастер-классы, тренинги, семинары, по более чем 120 темам, соответствующим профессиональной деятельности специалистов.
Промежуточная оценка навыков с применением симуляций проводилась по завершению освоения профессиональных модулей. Объектами оценки являлись не только мануальные навыки, но и навыки «нетехнического» характера: правильность распознавания угрожающего жизни состояния, скорость принятия решения, эффективность общения с «пациентом», коллегами, «родственниками», умение работать в команде. Применяли более сложное симуляционное оборудование и методы оценивания с решением клинических сценариев. Чек - листы включали рубрики, оценивающие эффективность межличностного общения, рациональность использования имеющихся ресурсов, правильность принятия решений. При необходимости, СТЦ предоставлял слушателям дополнительную возможность самостоятельного тренинга навыков с предварительным инструктажем, посещение консультативных занятий, репетиционную тестовую систему.
В качестве инструмента итоговой оценки установлена форма итоговой аттестации - объективный структурированный клинический экзамен. В формате ОСКЭ определены станции: «Выполнение лечебно-диагностических исследований и процедур», «Сестринский уход при заболеваниях, отравлениях и травмах», «Сердечно-легочная реанимация», «Экстренная медицинская помощь», «Проведение мероприятий медицинской профилактики», «Обеспечение безопасной среды для пациентов и персонала», «Медико-санитарное просвещение и формирование здорового образа жизни». Типы станций носили наблюдаемый характер с технологической поддержкой. Экзаменационные материалы содержали разные виды учебных заданий с применением симуляций: демонстрацию техники выполнения манипуляций и алгоритмов процедур, практическое решение кейсов, видеоанализ, составление рекомендаций, общение с симулированным и стандартизированным пациентом и др.
Регистрация результатов многоуровневого оценивания в течение всего процесса обучения осуществлялась в электронном табеле слушателей, создавая объективную и развернутую картину достижения учебных результатов.

Результаты

1. Показатели качества итоговой аттестации практических навыков в группе наблюдения составили 98.5% (при аналогичных показателях 2015/2016 уч.г - 91.4%, в 2014/2015 уч.г. 92.5%).
2. Показатели удовлетворенности руководителей сестринского персонала качеством практической подготовки специалистов составили, соответственно 92%, 81%, 75% (при установленном критерии 80%).
3. По результатам анкетирования слушателей, 96.4% респондентов считают симуляции оптимальной формой оценивания профессиональных навыков, 98.4% отметили важность их системного применения для оценивания навыков, 99.8% оценили многоуровневый подход как фактор объективной оценки их профессиональной компетентности, 99.5% - как фактор дополнительной мотивации и стимулирования к обучению.

Обсуждение

Применение симуляций в качестве инструмента многоуровневой оценки профессиональных навыков в системе последипломного образования является важным условием для объективной и обоснованной оценки профессиональной компетентности слушателей.

Выводы

1. Применение симуляций в качестве инструмента многоуровневой оценки профессиональных навыков положительно влияет на результаты повышения квалификации специалистов и показатели удовлетворенности участников образовательного процесса.
2. Многоуровневая оценка навыков объективно и планомерно отражает профессиональный уровень специалистов, осваивающих дополнительные профессиональные программы.
3. Позволяет индивидуализировать и своевременно корректировать образовательную траекторию обучения.

Тема: Сестринское дело, уход
Людмила Ноздрякова

Повышение мотивации при обучении средних медицинских специалистов со значительным стажем работы.

Автор(ы): Павлова Р.А., Марийко В.А., Потапов В.Л., Соковикова Н.И.

Город: Тула

Учреждение: Отдел симуляционного медицинского обучения учебного Центра послевузовского профессионального образования врачей Тульской области

Актуальность

В период реформирования системы здравоохранения неизбежны ротации и изменение специализаций средних медработников. Смена места работы требует медицинской переподготовки. В процессе обучения применяются различные варианты от традиционных лекционно-аудиторных занятий до интерактивных ролевых игр с использованием симулированных пациентов и групповых занятий на тренажерах и роботах-симуляторах высокой степени реалистичности, с обязательным учетом принципов андрагогики.
Цель исследования – выяснить какой из компонентов обучения наилучшим образом стимулирует внутренние потребности курсантов для улучшения качества лечения больных.

Материалы и методы

На базе ОСМО УЦППВ ТО прошли обучение 60 курсантов, планирующих сменить профессиональную ориентацию. Рабочий стаж составлял от 10 до 40 лет, в среднем – 25 лет. Компонент цикловой подготовки «Принципы доврачебной помощи при критических состояниях» выполняли в форме имитационных ролевых игр с использованием самих курсантов в качестве симулируемых пациентов. В процессе обучения, курсантов распределяли на команды по 5 человек. В каждой команде одного из курсантов назначали «ведущим специалистом», т.е. он имитировал специалиста, на глазах которого внезапно разыгрывался сценарий одной из четырех критических ситуаций. Интегрированный урок заканчивался, когда все члены команды выполняли все 5 ступеней имитаций. Оценку эффективности работы на каждом этапе проводили по 10-балльной шкале с применением оценочной системы OSATS (Objective Structured Assesment of Practical Skil.ls – объективная структурированная оценка практических навыков) в собственное модификации с последующим расчетом коэффициента обучаемости по шкале СОУ (степень обученности учащихся) для каждой команды. По окончании цикла проводили анонимное анкетирование на предмет выявления этапа обучения, произведшего наибольшее эмоциональное впечатление на курсанта и способствовавшего лучшему запоминанию клинической ситуации

Результаты

Расчитанный по шкале СОУ коэффициент обученности по данной теме составил в среднем 65,6%, что признается репродуктивным уровнем (закрепленные способы применения знаний в практической деятельности). 98% курсантов отметили, что необходимость самим выполнять имитацию определенного критического состояния, вызвала наибольшее чувственное впечатление и стимулировала желание наиболее эффективно оказывать медицинскую помощь.

Обсуждение

Медицинские сотрудники с большим стажем работы, независимо от вида профессиональной деятельности, в прошлом, неизбежно встречались с пациентами, находящимися в критическим состоянии. Однако, «находясь по другую сторону ситуации», в большинстве своем, не ощущали эмоциональных переживаний страдающего пациента, воспринимали необходимость и порядок оказания неотложной помощи формально.
Включение курсантов в процесс симуляции критической ситуации, при соответствующей эмоциональной подаче, позволило внезапно чувственно ощутить переживания несчастного человека, усилило конкретику и мотивацию экстренной помощи и вызвало хороший «эффект погружения в ситуацию» с длительным эффектом последующего запоминания.

Выводы

Таким образом, включение в циклы переподготовки интегрированных уроков в виде имитационных игр с привлечением самих обучающихся в качестве симулируемых пациентов, является эффективным способом повышения мотивации обучения взрослого контингента. Результаты достигаются включением каждого обучающегося в процесс симуляции критического состояния, что позволяет чувственно ощутить состояние страдающего пациента т.е. сопереживать, и активизировать проявление стимулов для улучшения качества лечения больных.

Тема: Сестринское дело, уход
Раиса Павлова

Использование системы «Теле-ментор» для подготовки студентов к ОСКЭ.

Автор(ы): Косцова Н.Г., Тигай Ж.Г., Шек Д.Л., Ахуба Л.Г., Адильханов А.В.

Город: Москва

Учреждение: Центр симуляционного обучения Медицинского института Российского Университета Дружбы Народов.

Актуальность

Введение процедуры аккредитации является одним из направлений изменений существующей модели медицинского образования. Важным этапом проведения процедуры первичной аккредитации является оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях, то есть проверка автоматизма выполнения практического навыка в определенной последовательности за определенный промежуток времени при встрече с определенной клинической ситуацией. В текущем учебном году на станции «Неотложная помощь» аккредитуемый должен был продемонстрировать навык - внутривенная инъекция - как общемедицинскую манипуляцию, которая выполняется врачом в условиях отсутствия среднего медицинского персонала, в рамках оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Ярким примером симулятора, позволяющего сочетать рутинное пошаговое обучение и педагогический контроль, является система Теле-ментор – интерактивная система полуавтоматического контроля качества выполнения манипуляций с предустановленными сценариями, инновационная отечественная разработка при участии ГБОУ ВПО Первого МГМУ им И.М.Сеченова. Данная система имеет несколько режимов работы, задействованы фантомы различных частей тела человека, необходимые инструменты, расходные материалы, планшет для регистрации параметров выполнения, но самыми значимыми моментами являются режим самообучения в соответствии с едиными требованиями к выполнению процедуры и объективная оценка уровня подготовки.

Материалы и методы

Целью нашего исследования было оценить уровень практической подготовки у студентов навыка «внутривенная инъекция» с использованием системы «Теле-ментор» по сравнению с обычным симулятором.
В исследование включено 220 (n=220) студентов 6 курса медицинского института, отрабатывающие мануальный навык «внутривенная инъекция» в рамках подготовки ко второму этапу аккредитации, в последующем студенты были разделены на две группы: группа 1 (G1, n=110) – отрабатывала данный навык с использованием системы «Теле-ментор», группа 2 (G2, n=110) отрабатывала данный навык с использованием тренажеров для обучения венепункции и внутривенной катетеризации LT00290 (Великобритания). Компетенция студентов оценивалась по стандартизированному чек – листу (выложенному в фонде оценочных средств на сайте Федерального методического центра аккредитации). Статистический анализ проводили с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0. Данные представлены в виде M+SD, где M – среднее значение, SD – стандартное отклонение среднего значения. Для сравнения частот признаков и качественных переменных использовали критерий хи- квадрат (ᵡ2). Результаты считали достоверно значимыми при значениях двустороннего (р<0,05).

Результаты

Все студенты (100%) успешно завершили испытание, не было выявлено значимой разницы во времени выполнения данной манипуляции между группами 1 и 2 (8,35±1,88 и 9,46±2,68 минут, p>0.05, соответственно). Однако в группе 1 выявлено достоверно значимое уменьшение количества неправильно выполненных пунктов чек - листа, 50% против 72% в группе 1 и 2 соответственно (χ2 =19,82, р<0,001), а такие пункты как «подготовка рабочего места», «подготовка стерильного лотка» были правильно выполненны только в группе 1.

Выводы

Полученные нами результаты свидетельствуют о высокой эффективности использования тренажеров для отработки навыка внутривенная инъекция, студенты обеих группах успешно завершили испытание, но при этом наиболее эффективной оказалась система «Теле-ментор», а с учетом освобождения преподавателя от рутинной работы и возможности вовлечения его в те тренинги, где педагог незаменим, система «Теле-ментор» представляется наиболее перспективной.

Тема: Сестринское дело, уход
Жанна Тигай

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВРАЧЕБНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ДОПУСКУ К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОЛЖНОСТЯХ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Автор(ы): Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

В 2017 году впервые студенты-выпускники ОПОП по специальностям –Лечебное дело и Педиатрия проходили первичную аккредитацию, включающую важной составной частью ОСКЭ, ряд манипуляций и процедур которого изучаются на младших курсах и относятся к компетенциям, которые условно можно отнести к компетенциям общего и медицинского ухода, в частности гигиеническое мытье рук, надевание /снятие перчаток, постановка внутривенной инъекции, ингаляционная терапия с помощью небулайзера и т.д. В процессе подготовки к ОСКЭ преподаватели , ответственные за станции, отмечали насколько легче проходил тренинг у тех студентов, которые имеют опыт работы в практическом здравоохранении в качестве среднего медицинского персонала. Кроме этого стаж работы в медицинской организации во время учебы сейчас дает значительный бонус при поступлении в ординатуру. Все это значительно повышает востребованность комиссии по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образование к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала

Материалы и методы

1.Анализ нормативных и распорядительных документов по проблеме; анализ деятельности комиссии по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образование к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала в Тюменском ГМУ за пять лет;анкетирование студентов, проходящих обучение в симуляционном центре

Результаты

В ФГОС врачебных специальностей третьего поколения с 1-го по 3-ий курс целенаправленно был включен блок учебных и производственных практик в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала. Учебная практика о получению первичных профессиональных умений и навыков, которую студенты-будущие врачи проходят в первом семестре, состоит из разделов симуляционного обучения общему уходу за больными, знакомства с работой медицинских организаций, модуля НИР. Перечень умений и владений в рамках приобретения компетенций для освоения на учебной практике студентами первого курса небольшой и включает 30 манипуляций и процедур санитарно-эпидемиологического режима, клинической и личной гигиены, общего ухода, первой помощи. Причем уровень освоения компетенций на данной практике начальный. Насыщение данной практики манипуляциями и процедурами специализированного ухода не целесообразно, т.к. студентами на первом курсе только начато изучение анатомии; нормальную физиологию, микробиологию, пропедевтику внутренних болезней они только будут изучать в дальнейшем. Для закрепления умений и владений, полученных на учебной практике, а также расширению их перечня посвящена производственная практика в ЛП МО во втором семестре первого курса в качестве помощника младшего медицинского персонала, где студенты в условиях медицинской организации стационарного и амбулаторно-поликлинического профиля закрепляют умения и владения работы в команде, санитарно-эпидемиологического режима, клинической гигиены, общего ухода за больными. В основе учебной и производственной практик студентов первого курса должны лежать квалификационные требования к младшему медицинскому персоналу ЛП МО действующего профессионального стандарта. На втором курсе в четвертом семестре студенты проходят учебную клиническую (симуляционную) и производственную практики в качестве помощника палатной медицинской сестры. Целью этих практик является освоение компетенций общего медицинского и специализированный ухода за больными в условиях симуляции, а затем клинических условиях. В основе практики лежат квалификационные требования к сестринскому медицинскому персоналу ЛП МО: палатной медицинской сестре, медицинской сестре приемного отделения. В перечень практических умений и владений на практике второго курса добавлены манипуляции и процедуры общего медицинского и специализированного ухода за больными терапевтического и хирургического профиля и в первую очередь инъекции, катетеризация, клизмы, зондовые процедуры, повязки и перевязки. Следует обратить внимание, что по нашим данным опроса студентов, проходящих клиническую практику в условиях симуляции, для достижения уверенности в ее выполнении в клинических условиях, им необходимо выполнить ее на фантоме не менее семи раз. Клиническая (симуляционная) практика и последующая производственная практика в качестве помощника процедурной медицинской сестры в шестом семестре третьего курса включает в себя наряду с манипуляциями и процедурами медицинского ухода и высокотехнологичные сестринские вмешательства, такие как уход за стомами, дренажами и ранами, венепункции/внутривенные инъекции /вливания, уход за периферическим венозным катетером, ассистенцию при врачебных манипуляциях и процедурах. В основе практики должны лежать квалификационные требования к сестринскому медицинскому персоналу ЛП МО: палатной медицинской сестре, медицинской сестре процедурной и перевязочной (пятый квалификационный уровень проекта профессионального стандарта). Кроме этого на данной практике в текущем учебном году мы впервые использовали стандартизованную технологию оценки по чек-листу, аналогичному чек-листу первичной аккредитации.

Выводы

Наш опыт преподавания дисциплины «Сестринское дело» для врачей в совокупности с освоением компетенций на учебных симуляционных и производственных практиках обеспечивает в среднем успешную сдачу экзамена по допуску 70-80% претендентов независимой комиссии с привлечением в первую очередь потенциальных работодателей. При этом пятилетний анализ работы комиссии по допуску в Тюменском ГМУ демонстрирует устойчивую тенденцию числа успешно освоивших компетенции общего и медицинского ухода.

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик