АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАНИМАТОЛОГИЯ. Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности "Анестезиология-реаниматология"

На данной странице публикуются новости, рабочие материалы и документы по вопросам проведения симуляционного этапа первичной специализированной аккредитации по специальности "Анестезиология-реаниматология". 

 

Круглый стол на РОСМЕДОБР/РОСОМЕД-2017

В рамках в рамках VIII международной конференции "Росмедобр-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине" и VI Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2017 проводился круглый стол по итогам деятельности Рабочей группы по формированию оценочных средств симуляционного этапа первичной специализированной аккредитации по анестезиологии-реаниматологии, который принял следующую резолюцию: 

Резолюция круглого стола по первичной специализированной аккредитации по анестезиологии-реаниматологии

 

Результаты опроса по перечню навыков (умений) для оценки в ходе аккредитации ординаторов анестезиологов-реаниматологов

5 апреля 2017 года по инициативе Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД в рамках в рамках Международной конференции «Неделя медицинского образования в Москве» был проведен круглый стол Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности «Анестезиология-реаниматология». В работе круглого стола приняли участие ведущие эксперты по вопросам симуляционного медицинского обучения. На круглом столе обсуждался перечень навыков (умений), которые необходимо оценить в ходе аккредитации, возможный набор тестовых станций, объективизация и стандартизация оценочных критериев. Были сформулированы критерии отбора и включения в него.  Подробнее о круглом столе - ниже.

Всем участникам круглого стола была роздана анкета с перечнем из 47 наименований навыков/умений/манипуляций с предложением оценить необходимость тестирования каждого из них у выпускников ординаторы по анестезиологии-реаниматологии. Всего было сдано 26 заполненных опросных листа. Ниже приведен перечень десяти навыков/умений/манипуляций, отмеченных экспертами, как наиболее актуальные для аккредитации выпускников ординаторы по анестезиологии-реаниматологии (по пятибалльной шкале, высший балл – 5):

  1. Дефибрилляция и кардиоверсия  – 4,88 
  2. Работа на аппарате ИВЛ, основы респираторной терапии  – 4,85 
  3. Работа на наркозном аппарате, основы ингаляционного наркоза  – 4,77 
  4. Расширенная сердечно-легочная реанимация  – 4,77 
  5. Реанимация и интенсивная терапия при анафилактическом шоке  – 4,77 
  6. Реанимация и интенсивная терапия при острой кровопотере  – 4,73 
  7. Базовая сердечно-легочная реанимация у взрослых  – 4,73 
  8. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей  – 4,69 
  9. Реанимация и интенсивная терапия у детей  – 4,65 
  10. Реанимация и интенсивная терапия в акушерской практике  – 4,58 

 

Ниже приведены некоторые комментарии, возникшие в ходе анализа ответов.

  • По итогам голосования участников круглого стола на первых трех местах по важности разместились навыки, связанные с использованием оборудования – работа с дефибриллятором и наркозно-дыхательной аппаратурой. Объективная оценка данных умений предъявляет высокие требования к уровню оснащенности центра аккредитации как медтехникой, так и симуляционными устройствами. Без наличия должного оснащения, например, без роботов-симуляторов проверить эти умения невозможно. 
  • При проверке умений работы на аппаратуре возникает необходимость определения марки оборудования, на котором будут они оцениваться. Скорее всего, данная марка должна быть единой для всей страны, в противном случае могут возникнуть жалобы на неравномерность требований. Тем более сложными представляется методика и процедура отбора данной марки - как с точки зрения собственно выбора марки, так и формату процедуры проведения и утверждения данного выбора. 
  • Несмотря на кажущуюся простоту выполнения и многократную отработку и тестирование базовой сердечно-легочной реанимации в ходе ВУЗовского обучения, большинство экспертов высоко оценило необходимость проверки правильности ее выполнения у взрослых, детей и новорожденных (7, 8 и 11 места). 
  • Практически на одном уровне по важности эксперты разместили следующие навыки: «Обеспечение проходимости дыхательных путей (интубация, маска, воздуховод), трудные дыхательные пути»; «Спинальная (спинномозговая) анестезия»; «Катетеризация яремной вены»; «Крикотиреотомия (коникотомия)»; «Эпидуральная анестезия»; «Катетеризация подключичной вены». Чуть ниже, но также со средней оценкой более 4 баллов определена важность манипуляций: «Трахеотомия»; «Катетеризация подключичной вены под контролем ультразвука»; «Катетеризация яремной вены под контролем ультразвука». Таким образом, исходя из мнения большинства опрошенных, эти манипуляции должны быть включены в перечень проверяемых в ходе аккредитации. 
  • Выявлен существенный разброс мнений по оценке ряда навыков и умений – примерно равное количество высших и низших оценок выставлено манипуляциям: «Торакоцентез», «Плевральное дренирование», «Перикардиоцентез». 
  • Мало кто посчитал нужным тестировать умения выполнять инъекции (подкожные, внутримышечные, внутривенные), относя, по-видимому, их к сестринским навыкам и, вероятно, рассчитывая, что их проверили на предыдущих этапах, например, в ходе первичной аккредитации. 
  • Единодушно вычеркнуты из списка манипуляции, которые условно можно назвать хирургическими: «Наложение кровоостанавливающего жгута на конечность»; «Парацентез»; «Наложение транспортных шин, иммобилизация»; «Тампонада носа при носовом кровотечении»; «Наложение повязок на раны различных частей тела и головы отведены в круг компетенций врачей других специальностей».

 

Таблица: отсортированные по значимости проведения оценки навыки (умения) - в формате PDF 

 

Круглый стол "Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности "Анестезиология-реаниматология"

В преддверии проведения в 2018 году впервые в России первичной специализированной государственной аккредитации, в ходе которой практическое мастерство выпускников ординатуры будет оцениваться с помощью симуляционных методик общество РОСОМЕД начало проводить подготовительную работу.  В частности, в рамках международной конференции "Неделя медицинского образования - 2017" был организован круглый стол  СИМУЛЯЦИОННЫЙ ЭТАП АККРЕДИТАЦИИ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАНИМАТОЛОГИЯ». Модераторы: Андреенко Александр Александрович (Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова, Санкт-Петербург), Балкизов Залим Замирович (РОСОМЕД, Москва), Горшков Максим Дмитриевич (Сеченовский Университет, РОСОМЕД, Москва), Зарипова Зульфия Абдулловна (Первый Санкт- Петербургский ГМУ имени академика И.П. Павлова, Санкт-Петербург), Колыш Александр Львович (РОСОМЕД, Москва), Кузовлев Артем Николаевич (НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского, Москва).

 

В работе круглого стола приняло участие более пятидесяти экспертов со всей страны.  Были зачитаны доклады, проведено обсуждение процедуры аккредитации и перечня акредитуемых навыков, принята резолюция.  

Были заслушаны доклады (по ссылкам - в отдельном окне открываются слайд-презентации докладов):

Принята следующая резолюция: 

Резолюция участников круглого стола «Симуляционный этап первичной аккредитации по специальности «Анестезиология-реаниматология»

Международная конференция «Неделя медицинского образования в Москве» Москва, 3-7 апреля 2017 г.

В соответствии со статьей 69 главы 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения России разработало Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом №334н от 02 июня 2016 год (далее Приказ). Согласно п.4 Положения Приказа «в отношении лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации..., проводится первичная специализированная аккредитация». Согласно п.33 Приказа первичная специализированная аккредитация, помимо оценки уровня теоретической подготовки, включает в себя «оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях».

Таким образом, до начала проведения в 2018 году первичной специализированной аккредитации лиц, окончивших ординатуру, необходимо определить перечень навыков (умений), уровень владения которых будет проверяться в ходе аккредитации, а также разработать и апробировать методики их стандартизированной объективной оценки с помощью симуляционных методик.

5 апреля 2017 года по инициативе Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД в рамках в рамках Международной конференции «Неделя медицинского образования в Москве» был проведен круглый стол Симуляционный этап первичной аккредитации по специальности «Анестезиология-реаниматология». В работе круглого стола приняли участие ведущие эксперты по вопросам симуляционного медицинского обучения.

На круглом столе обсуждался перечень навыков (умений), которые необходимо оценить в ходе аккредитации, возможный набор тестовых станций, объективизация и стандартизация оценочных критериев.

Были сформулированы критерии отбора и включения в него:

  1. Соответствуют профессиональному стандарту специальности (Анестезиология-реаниматология) и уровню подготовки (ординатура).
  2. Основополагающие, базовые, ключевые манипуляции.
  3. Востребованные, часто применяемые.
  4. Выполняются при неотложных и опасных состояниях, а их неправильное выполнение грозит осложнениями, угрожающих жизни и здоровью.
  5. Можно продемонстрировать за ограниченный отрезок времени (10 минут).
  6. Можно сымитировать и оценить с помощью распространенных, стандартизированных симуляционных методик.
  7. Подаются объективной, формализованной, надежной, достоверной оценке.

На круглом столе было принято решение создать Рабочую группу из экспертов РОСОМЕД для формирования итогового списка навыков (умений, манипуляций) на основе перечня, предложенного участниками круглого стола, а также для разработки вариантов симуляционных станций и объективных критериев стандартизированной оценки навыков. Результаты деятельности Рабочей группы доложить на VI съезде РОСОМЕД в октябре 2017 года и сформированный итоговый документ предоставить в ноябре 2017 года в распоряжение Методического центра аккредитации специалистов.

Москва, 5 апреля 2017 года

Текст резолюции Круглого стола Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности "Анестезиология-реаниматология" в формате PDF