ВИРТУАЛЬНЫЙ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ

Автор(ы): Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Напалков Д.А., Белобородова А.В., Давидов Д.Р., Макаров А.А., Буров А.И.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова ЦНПО УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Система оценки освоения образовательных программ учащимися – важнейший элемент образования. Необходимость оценки результатов обучения отмечают все участники образовательного процесса: управленцы, преподаватели, обучающиеся, работодатели.
Повысить объективность педагогической оценки возможно, если результаты измерений обрабатывать математическими методами и сопровождать характеристиками точности измерений, валидности и надежности. Такие системы успешно применяются при компьютерном тестировании, которое в основном направлено на оценку знаний и умственных умений. Внедрение системы симуляционного (имитационного) обучения в сфере здравоохранения позволяет его использовать для объективной оценки не только знаний, но и уровня практического мастерства, включая умение общаться с пациентом.
Традиционно, для оценки навыков общения с пациентом, умение собирать анамнез в условиях симуляции принято использовать методику «Стандартизированный пациент», где специально подготовленные лица, разыгрывают из себя страдальцев, а студенты под контролем преподавателей выясняют со слов симулянтов причину их мучений и ставят диагноз.
Проблема заключается в том, что для промежуточного этапа для работы с таким ценным ресурсом, как симулированные пациенты, возникла необходимость сделать виртуального пациента.
«Виртуальный пациент» предназначен для обучения студентов медицинских ВУЗов и контроля их навыков, а также для применения в системе повышения квалификации, сертификации и контроля в медицине. Комплекс представляет собой компьютер с монитором с установленным программным обеспечением, воспроизводящим виртуальные модели усреднённых (стандартизированных) пациентов с наиболее часто встречающимися нозологиями.
Любой человек обладает какими-то навыками и умениями. У одного что-то получается хорошо, а у другого то же самое – гораздо хуже. А вот «виртуальный пациент» должен уметь все. И он не имеет права на ошибку, поэтому он много времени проводит в учении и тренировках.
Возможности системы (для обучающегося):
1. Реалистичная имитация поведения пациента при опросе
2. Выбор виртуального персонажа для пациента
3. Возможность отображать графические, звуковые, видеофайлы в процессе собеседования
4. Функция распознавание голоса, позволяющая общаться с Виртуальным пациентом голосом, без дополнительных способов ввода информации
5. Возможность использовать в гибридной симуляции, в сочетании с симуляторами физикального обследования
6. Возможность постановки предварительного диагноза и назначения дополнительных исследований
Административно-технические возможности системы:
1. Формирование отчета о прохождении опроса
2. Синхронная видеозапись опроса
3. Возможность использовать систему на проекционной системе с имитацией присутствия при приеме, на персональном компьютере или планшете, в очках виртуальной реальности
4. Работа системы в формате 2D и 3D
5. Реализация сценариев по выбранным нозологиям
6. Подготовка всех аудио-визуальных материалов по каждой нозологии
7. Включение возможности телеконференцсвязи в рамках системы для дистанционных занятий и контроля
8. Озвучивание различными голосами.
9. Возможность генерации голоса.
Симуляционно-виртуальный комплекс планируется использовать в качестве управляемой самоподготовки, не требующей аудиторного присутствия преподавателя или с использованием систем дистанционного обучения

Тема: Фирмы, изделия, производство
Денис Грибков

СИСТЕМА «ТЕЛЕМЕНТОР» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Автор(ы): Свистунов А.А. Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Леонтьев А.В., Холопов М.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова ЦНПО УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Обеспечение компетентности является лишь одним компонентом программы обеспечения качества медицинской помощи, но отнюдь не маловажным.
Объективность педагогической оценки увеличивается, если результаты измерений обрабатывать математическими методами и сопровождать характеристиками точности измерений, валидности и надежности. Такие системы успешно применяются при компьютерном тестировании, которое в основном направлено на оценку знаний и умственных умений. Инновационное решение в области совершенствования практической подготовки было построено для нас компанией Open Vision, специалистами в сфере информационных технологий.
Система «Телементор» представлена экранами, компьютером и базой данных с записями эталонного выполнения с комментариями от лучших тренеров УВК «Mentor Medicus». Каждая запись разбита на несколько этапов (предварительный, подготовительный, общение с пациентом, главный и заключительный), которые можно отдельно просматривать и повторять совместно с теле-тренером. Также в системе задействованы фантомы различных частей тела человека, необходимые инструменты, расходные материалы, а также планшет для регистрации параметров выполнения. Размер экрана, на котором демонстрируется запись манипуляции, соответствует размерам экрана-стола для манипуляции. Возможность демонстрации записи обеспечена двумя видами фронтальным и зенитным, которые можно менять по своему усмотрению, но по умолчанию выбраны режимы наиболее оптимальные для обеспечения тренировки обучающегося.
В настоящее время система используется как в режиме самообучения для студентов (преподавательзамещающая технология), а также для проведения экзамена на допуск к работе в должности среднего медицинского персонала в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 19.03.2012 N 239н.
Все документы о результате аттестации сохраняются с целью проведения различных процедур управленческого контроля учебного процесса.
Самое сложное при создании системы объективного контроля – это выбор конкретного алгоритма и стандарта деятельности с однозначными критериями подтверждения этого, удовлетворяющий требованиям большинству экспертов. Так, например, в обязательном порядке были учтены САНПИН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", рекомендации ВОЗ о безопасной инъекции других данных, полученных медициной основанной на доказательствах (МОД), поэтому процесс создания критериев оценки растянут во времени.
Для оценки действий испытуемых в системе «Телементор», как и в целом в нашем центре проводится в системе штрафных баллов.
«Идеальное» выполнение разбивается на элементарные этапы (алгоритм действия с внешними критериями правильности выполнения). Чтобы получить представление об уровне компетентности претендента по данному навыку оценивается каждый элементарный этап навыка. Оценка этапа производится по системе зачёт/незачёт. Каждый этап в системе оценки имеет определённый вес в штрафных баллах, размер которого зависит от его значимости для итогового результата манипуляции. Так же за каждую секунду, потраченную на выполнение процедуры, начисляется соответствующее количество штрафных баллов.
Особенностью системы оценки в штрафных баллах является наличие в ней конфликта требований. С одной стороны нужно уменьшать время, количество движений, расходных материалов, что в реальной практике способствует экономической эффективности. С другой стороны подобный подход повышает риск совершения ошибок и невыполнения требований санитарно-эпидемиологического режима, что приводит в реальной практике к не достижению целей манипуляции и неоказанию помощи больному или даже ухудшению его состояния.
Система имеет несколько уровней доступа к её использованию: ученический; преподавательский; администраторский; создательский.
Преимущества данной системы:
1. Использование единых требованию к выполнению процедур
2. Возможность для выполнения процедур обучающимися от начала и до конца (от подготовки всего необходимого, до утилизации отходов)
3. Обучение до результата в удобное время с нужным количеством повторов
4. Освобождение преподавателя от рутинных работ, позволяя больше уделять внимания работам, где он не заменим (для обучения принятию решений, командному взаимодействию и совершенствованию деятельности)
5. Зачет только для тех, студентов, кто реально готов (знает, умеет, имеет опыт)
6. Перенос ответственности за результат обучения с преподавателя на того, кто реально в нем заинтересован – на обучаемого
Оценку уровня подготовки, а также тренинги с Телементором позволяют сделать эту программу эмоционально насыщенной и полезной для практического здравоохранения, объективно оценивать сильные и слабые стороны обучающихся и мотивировать их к лучшим результатам своей подготовки.

Тема: Фирмы, изделия, производство
Денис Грибков

Использование 3D технологий в медицине

Автор(ы): Филиппова А.В., Баиндурашвили А.Г., Камоско М.М., Семенов М.Г., Зарипова З.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера» Минздрава России, ГБОУ ВПО "СЗГМУ им. И.И. Мечникова" Минздрава России

Результаты

Во всем мире технология 3D моделирования активно применяется не только лечащими врачами для моделирования и планирования оперативного лечения, но и в качестве обучения студентов и ординаторов. В нашей стране на сегодняшний день эти технологии не нашли применения в медицине по разным причинам: от нехватки специалистов до кажущейся высокой стоимости оборудования и исполнения. В то же самое время необходимость повышения качества обучения и влияние этого фактора на безопасность пациентов заставляет нас по-новому посмотреть на этот вид освоения практических навыков.
Первоначально моделирование представляло собой подобие компьютерной игры, происходящей в плоскости 2D, однако с появлением 3D принтеров, значительно расширилась сфера применения этих технологий в обучении различным специальностям. Эта перспективная методика позволяет рассмотреть конкретный клинический пример на практике, провести точную топическую диагностику различных патологий. Кроме того, появляется возможность обучающимся отработать практические навыки, провести в игровой форме тренировочные операции. Следует отметить, что прототипированные модели гораздо доступней и экономичней оригиналов, поскольку их можно напечатать, используя относительно дешёвые материалы, за меньший период времени. Возможность обеспечить индивидуальным «своим собственным манекеном» каждого обучающегося кажется очень заманчивой идеей, особенно если он готовится к своей первой самостоятельной операции. То есть наиболее востребованными такие технологии будут именно в хирургических специальностях и в стоматологии.
Большинство навигационных систем при проведении оперативного лечения имеют в качестве ориентира стандартную модель, что в некоторых случаях ограничивает набор выполняемых функций и не даёт возможность достоверно провести хирургические манипуляции. Используя в качестве ориентира индивидуальную 3D модель, появляется возможность под контролем навигационной системы сопоставить результат выполнения операции по конкретному клиническому примеру и сравнить с прототипом, тем самым существенно повысить уровень профессиональной подготовки и минимизировать ошибки при выполнении задания.
Несмотря на сложность и дороговизну, 3D технологии открывают большую перспективу в сфере обучения, дают возможность воплотить любую идею, решить определённые задачи, развить нестандартное мышление и повысить уровень подготовки обучающихся, что, в конечном итоге, благоприятным образом отразится на качестве медицинского обслуживания. Стационары, использующие в своём арсенале 3D-моделирование, будут более привлекательны и востребованы, что повысит их конкурентоспособность в условиях меняющегося рынка медицинских услуг.

Тема: Фирмы, изделия, производство
Анастасия Филиппова