Симуляционное обучение при отработке навыков санитарной эвакуации пострадавших в ЧС

Автор(ы): Воронов А.И., Лунин А.Д,, Лунина О.В., Лунина М.А., Остроголовый В.М., Сафонюк В.Д. ,Щупак А.Ю, Юхно В.В.

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Проведённая тренировка медицинской составляющей является обязательным элементом подготовки поисково-спасательного отряда к промежуточной аттестации по методологии INSARAG. Она проводится с видеофиксацией и последующим брифингом по системе видеоконференцсвязи, на котором члены международной комиссии проводят оценку правильности и своевременности выполнения действий всех подразделений при выполнении задач.

Цель

Было необходимо отработать на тренировочной практике выполнение разработанных стандартных операционных процедур по нашим же чек-листам, с целью проверки их эффективности и годности к применению на экзаменационном испытании, где ошибки, в отличии от тренировки, не допустимы, как и в реальной практике.

Материалы и методы

В середине июля 2023 года в Хабаровске со спасателями поисково-спасательного отряда (с. Ракитное) были проведены очередные ежегодные квалификационные 36-часовые учения по методологии INSARAG. В ходе учений были полностью отработаны организационные и практические вопросы реагирование на крупномасштабную чрезвычайную ситуацию в дружественной зарубежной стране. Медицинская составляющая сводилась к ликвидации медико-санитарных последствий разрушительного землетрясения, осложнённого элементами наводнения. Каждая работавшая смена спасателей содержала в своём составе одного спасателя - медицинского работника (медицинскую сестру) и отрабатывала следующие медицинские вопросы: оказание первой помощи, безопасное извлечение пострадавшего, оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в экстренной форме в объёме, предусмотренном методологией INSARAG, вынос пострадавшего в безопасную точку эвакуации для передачи медицинским бригадам зарубежного государства. Также, по легенде учений, отрабатывалась санитарно-авиационная медицинская эвакуация пострадавшего спасателя, осуществляемая полностью нашими медицинскими бригадами. Маршрутизация состояла из работы медицинской сестры и спасателей на месте происшествия и при выносе в безопасную точку для эвакуации санитарным автомобилем скорой медицинской помощи класса «В» в сопровождении нашего фельдшера и медсестры, с последующей передачей нашей же врачебно-сестринской авиамедицинской бригаде на модуль медицинский вертолётный.
Проводилось симуляционное обучение алгоритму действий с медицинским оснащением и аппаратурой при передаче от бригады к бригаде, заполнению передаточной документации и информационному сопровождению процедуры экстренной медицинской эвакуации.
Выполнялись наши стандартные операционные процедуры по передаче пациента, находящегося на ИВЛ от наземной команды экипажу СМП, с переключением с носимого аппарата ИВЛ Weinmann Medumat Standart на «автомобильный» аппарат ИВЛ/ВВЛп-3/30-А-«Медпром» и подключением к дефибриллятору-монитору ДКИ-Н-11 Аксион, затем - авиамедицинской бригаде, с переключением на аппаратуру модуля медицинского вертолётного: систему дефибрилляции и мониторинга Corpuls 3 и аппарат ИВЛ LTV Pulmonetic 1200. Cимуляция нарушения сердечного ритма осуществлялась с помощью ранее описанного нами комплекса – тренажера для симуляционного обучения авиамедицинских бригад регионального поисково-спасательного отряда МЧС России (тезисы в материалах V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД - 2016) на манекенах-тренажёрах СЛР «Максимка» и массогабаритной модели. Для создания на мониторах штатного медицинского оборудования показателей предусмотренных ситуационными задачами, использовалась бесплатной программы Six Second ECG – симулятор ЭКГ.
Контроль осуществлялся по чек–листу подготовки реанимационной аппаратуры, чек-листу передачи пациента на ИВЛ и чек-листу проверки использовавшегося имущества с балльной оценкой ошибок и нарушений.

Результаты

Результат: ошибки составили 12 процентов, 2 из них критические, одна организационного плана – потеря идентификационных данных пациента при передаче, вторая - нарушение подключения трубок от катетера к мочеприёмнику при перекладывании на вакуумный матрац. Кроме того, подтвержден неизбежный расход медицинского оснащения и имущества при передаче и необходимость его пополнения из резервов. В ранее разработанные СОПы и чек-листы внесены коррективы с учётом допущенных ошибок и полученных замечаний. Обоснован расчёт резерва запасов медицинского имущества и расходных материалов для восполнения их в ходе передачи пострадавшего. Ранее разработанный нами комплекс простейших симуляционных средств признан пригодными к использованию до появления специализированных или универсальных симуляционных тренажеров, предназначенных для отработки вопросов санитарной эвакуации.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Лунин

Образовательные социальные проекты: возможные варианты реализации

Автор(ы): Горох О.В., Куракина М.Ф., Ронжина Н.А.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: ПИМУ

Актуальность

Внезапная остановка сердца по- прежнему является основной причиной смертности населения в странах с высоким и средне-высоким уровнем доходов населения. Усилия многих медицинских организаций направлены на разработку эффективных масштабных образовательных технологий, позволяющих вовлекать в процесс формирования навыков первой помощи широких масс населения различного возраста. Согласно исследованиям, реальные показатели готовности жителей, в том числе школьников, Российской Федерации к оказанию первой помощи и частота ее проведения невысоки, что указывает на необходимость оптимизации системы обучения в данной области медицинской помощи. Примером масштабного социального проекта по обучению методам сердечно-легочной реанимации является проект «Запусти сердце», в рамках которого были проведены мастер-классы обучения школьников реанимационным мероприятиям.

Цель

Определить возможные механизмы организации и реализации обучения оказанию первой помощи в рамках социальных образовательных проектов.

Материалы и методы

За основу был выбран социальный проект обучения населения методам СЛР «Запусти сердце». Целевая аудитория проекта- учащиеся 8 – 10 классов школ г. Нижний Новгорода. Всего было обучено 120 человек. Была выбрана поэтапная реализация проекта.
Iэтап: определение целевой аудитории и ее заинтересованности в обучении. II этап: формирование команды проекта. Важным явилось распределение компетенций участников команды. Организацию проекта осуществляли студенты НИУ ВШЭ направления «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике», медицинско-образовательную часть осуществляли студенты «Волонтеры-медики» ПИМУ, поддержка проекта –партнерское взаимодействие с РОСОМЕД. III этап: обучение студентов ВШЭ методам СЛР и разработка критериев эффективности проекта (анкеты «Актуальность» и «Обратная связь», заполняемые до и после мероприятия). IV этап: проведение мастер-класса одновременно для 70 и 50 человек (теоретическая часть и практический навык-выполнение компрессий).

Результаты

По результатам опроса выяснилось, что 50% школьников изучали алгоритмы реанимации в рамках школьного курса ОБЖ без проведения практического занятия, у 36,4% респондентов данная тема не была включена в школьную программу.
Члены команды проекта- студенты ВШЭ прошли обучение базовой сердечно-легочной реанимации в полном объеме на базе МАСЦ ПИМУ с использованием тренажеров для СЛР с компьютерной оценкой результатов. После цикла обучения студенты-менеджеры выполняли реанимацию с 97- 100% эффективностью в отличии от исходных 40% эффективности.
В результате проведенного мастер-класса более 80% участников оценили теоретическую и практическую части на 5 баллов из 5 возможных, остались довольны работой волонтеров (78,1% и 79,7%, 87,5% соответственно). Обучаемые отметили высокую организацию мероприятия, поставив 5 баллов из 5 возможных в 83% опрошенных.

Обсуждение

На первом этапе реализации проекта выбор целевой аудитории был обусловлен не только рекомендациями ВОЗ обучать методам реанимации детей с 12 или меньше лет, но и учитывалась теоретическая готовность школьников к освоению методов СЛР, отсутствие возможности практического освоения навыков, а также то, что школьники среднего и старшего звена способны осознанно воспринимать важную информацию и физически выполнить необходимые действия.
На II этапе проекта результативное обучение методами сердечно-легочной реанимации студентов ВШЭ сделало возможным их полноценное участие в качестве мастеров –наставников в обучающей части проекта при проведении самого мастер-класса.
Важно отметить, что об эффективности данной модели реализации социального проекта свидетельствует желание 85,9% участников посетить данное мероприятие повторно.

Выводы

Для успешности социального обучающего проекта целесообразно распределение функциональных обязанностей членов команды на менеджерские и образовательно-медицинские соответственно профессиональным компетенциям. Данная дифференциация и партнерское взаимодействие позволяет оптимально использовать ресурс обучающих структур, участвующих в проекте.
Совместная командная работа менеджеров и медиков может быть одним из возможных вариантов успешной реализации образовательных социальных проектов.

Горох О.В., Ронжина Н.А., ПИМУ
Куракина М.Ф., НИУ ВШЭ

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Ольга Горох

Командный метод обучения навыкам оказания неотложной помощи в условиях симуляционного центра

Автор(ы): Колбаев М.Т., Каныбекова А.А., Латкина К.С., Михайлова И.Е.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»

Актуальность

Обучение навыкам командной работы в условиях симуляционного центра для врачей-интернов и резидентов, а также выезд с симуляционным оборудованием в стационары для обучения практикующих врачей с опытом работы в ходе дополнительного профессионального образования. Командный подход в симуляционном обучении помогает всем участникам образовательного процесса разыграть различные варианты ситуаций в условиях максимально приближенных к реальности. Данный подход помогает отрабатывать навык как каждому участнику, так и работа в команде.

Цель

Целью метода является: изучение концепции реанимационной бригады; обучение членов реанимационной бригады правильным действиям при остановке кровообращения у взрослых и детей, а также при появлении симптомов, предшествующих остановке сердца; распознавание пациентов с повышенным риском остановки кровообращения; идентификация причин, принятие мер, предотвращающих остановку кровообращения; решение проблем, появляющихся в ситуациях, сопутствующих остановке кровообращения, элементы коммуникации с членами бригады, близкими пациента, принятие решений в экстренных ситуациях.

Материалы и методы

В симуляционном центре "Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова" обучающимися 7 курса, интернами по специальности “Общая медицина” проводятся навыки оказания неотложной помощи, где каждый участник отрабатывает практический навык вначале самостоятельно под контролем тренера, после отрабатывается данный навык в моделируемых на роботизированном манекене ситуациях в команде.

Результаты

Обучающиеся отметили, что отработка практического навыка одним обучающимся проводится достаточно на высоком уровне, отрабатывая каждые детали до автоматизма, однако в команде для достижения хороших результатов необходимо знать не только навыки для выполнения алгоритма действий, но и взаимодействовать с коллегами распределяя роли в симулированных условиях между собой, где тренер на протяжении всей симулированной задачи дистанционно управляет роботизированным манекеном, меняет моделируемую ситуацию.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Мейербек Колбаев

Особенности освоения студентами первого курса педиатрического факультета практических навыков по первой помощи: (\данные анонимного анкетирования.

Автор(ы): Сапотницкий А.В., Мирончик Н.В., Позняк И.В., Шиман О.Н., Журавченко И.В., Довиденко Е.В.

Город: Минск

Учреждение: Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, Республика Беларусь

Актуальность

Повышение практической ориентированности занятий по дисциплине «Первая помощь» требует постоянного совершенствования учебных программ, с учетом обратной связи от обучающихся.

Цель

Изучить мнение студентов педиатрического факультета о занятиях по первой помощи, проводимых на базе симуляционно-аттестационного центра БГМУ.

Материалы и методы

Были проанкетированы 130 студентов первого курса педиатрического факультета (группа 1) в 2022 году и 77 студентов в 2023 году (группа 2). Анкетирование было анонимным, проводилось после окончания практических занятий по дисциплине, при помощи электронной формы. В анкету были включены вопросы об особенностях практических занятий, самооценке студентами освоения практических навыков. Применены методы описательной статистики и критерий хи-квадрат.
Учебный план дисциплины “Первая помощь” включает 15 практических занятий и аттестацию в форме экзамена. Необходимо отметить, что в 2023 году отработка и оценивание практических навыков проходило по разработанным коллективом симуляционно-аттестационного центра БГМУ проверочным листам.

Результаты

30 студентов (39,0%) группы 2 отметили пожелание увеличить число практических занятий по дисциплине, что было несколько выше, чем в группе 1: 42 (32,3%) опрошенных.
В качестве наибольшей трудности при освоении практических навыков, студенты группы 2 отметили недостаточную наглядность материалов: 35 (45,5%) человек, что было статистически значимо выше (χ2=17,29, р<0,001), чем в группе 1: 24 (18,5%) опрошенных.
В группе 2 студенты чаще указывали на необходимость большего количества видеоматериалов по практическим навыкам, чем в группе 1: 35 (45,5%) и 45 (34,6%) опрошенных соответственно.

Обсуждение

Таким образом, введение проверочных листов повышает внимание студентов к отработке практических навыков, а также способствует заинтересованности в обучающих видеоматериалах.

Выводы

Данные проведенного анкетирования показывают высокий интерес студентов первого курса педиатрического факультета к изучению дисциплины «Первая помощь». Обучение и оценивание по проверочным листам повышает мотивацию студентов к освоению практических навыков.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Алексей Сапотницкий

Синергетический эффект в симуляционном обучении в неонатологии

Автор(ы): Плотоненко З.А., Невская Н.А., Сенькевич О.А.

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России

Актуальность

педагогический прагматизм, отраженный в умении рационально использовать учебное время в решении задач образования, воспитания, развития, предполагает высокий уровень профессионально‐компетентностного развития самого преподавателя и учебного процесса организованного им. Изменившиеся подходы в образовании по специальности "неонатология" существенно повысили уровень подготовки по данному направлению в манипуляциях и технике. Это, в свою очередь, определяет актуальную необходимость использования синергетических процессов, эффектов для успешного функционирования и развития дидактической системы в частности и всего образовательного процесса в целом. Нужно отметить, что раскрытие сущности, установление видов синергетического эффекта, выявление критериев, факторов их проявления стимулируют преподавателя более детально и всесторонне рассматривать и находить оптимальные возможности результативного управления образовательным процессом и его организации.
Одним из ключевых патогенетически обоснованных, широко применяемых и доказавших свою бесспорную эффективность в отношении улучшения выживаемости и снижения заболеваемости недоношенных детей во всем мире методов является заместительная терапия экзогенным сурфактантом (Буров А.А., Ионов О.В. и соавт., 2023 г). Относительно недавно в неонатальной практике появился еще один малоинвазивный метод введения сурфактанта LISA (Less Invasive Surfactant Administration или LISA - менее инвазивное введение сурфактанта), который предполагает доставку препарата сурфактанта в дыхательные пути через тонкий катетер, введенный в трахею новорожденного посредствам прямой ларингоскопии, на фоне непрерывного проведения СРАР (Национальное руководство по неонатологии, 2023 г.). "Малоинвазивное" введение сурфактанта является, с одной стороны, современным методом стабилизации дыхательной системы недоношенного новорожденного, с другой стороны - метод может быть рекомендован к практическому применению только исключительно после прохождения специального обучения и приобретения данной компетенции специалистом на базе симуляционного центра. Этот метод позволяет избежать интубации трахеи, снизить потребность в проведении инвазивной ИВЛ и, как следствие, минимизировать ИВЛ-ассоциированное повреждение легких. В клинических рекомендациях "Ведение новорожденных с респираторным дистресс-синдромом» (2018) указано, что использование этого метода введения сурфактанта рекомендуется после отработки навыка на манекене. "Малоинвазивное" введение сурфактанта за годы своего существования не стало приоритетным способом введения, несмотря на свои преимущества для более физиологической стабилизации новорожденного.

Цель

внедрить синергетический эффект в образовательный процесс при освоении технологии "малоинвазивного" введения сурфактанта для усиления понимания физиологической обоснованности данного метода введения, наглядной демонстрации его преимуществ и возможных осложнений.

Материалы и методы

объектом исследования выступила трансформация обучения методики "малоинвазивного" введения сурфактанта за счет последовательного использования симуляторов - недоношенного новорожденного со сроком гестации 25 недель и массой тела 435 гр - Premature Anne и робота-симулятора Крошка ЛюСи (симулятор легких для младенца LuSi) в рамках цикла дополнительного профессионального образования "Интенсивная терапия в неонатологии – практические навыки и умения» (на базе обучающего симуляционного центра)", при подготовке ординаторов второго года обучения по специальности "неонатология". С 2019 по 2022 год обучение проводилось только с использованием робота-симулятора Premature Anne, с 2022 года для усиления понимания метода и осознанного его применения внедрена последовательная работа на Premature Anne и симуляторе легких для младенца LuSi. На недоношенном новорожденном со сроком гестации 25 недель и массой тела 435 гр Premature Anne обучающиеся осваивают техническую сторону метода - последовательность действий, использование оборудования, расходного материала, а затем на симуляторе легких для младенца LuSi имеют возможность оценить механику дыхания недоношенного ребенка до и после введения сурфактанта "малоинвазивным" способом.

Результаты

последние два года обучения на базе Федерального аккредитационного центра ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» — это период комбинированного использования различной степени реалистичности тренажеров и симуляторов, с обязательной автоматической обратной связью - демонстрирует повышение уровня практической подготовки. На примере отдельной технологии "малоинвазивного" введения сурфактанта удалось наглядно увидеть положительный синергетический эффект. Обучающиеся быстрее и легче выполняли техническую часть данной технологии, после того, как увидели непосредственно особенности работы дыхания на фоне разных методов заместительной сурфактантной терапии.

Выводы

внедрение синергетического эффекта в освоение технологии "малоинвазивного" введения сурфактанта для понимания физиологической основы метода введения сурфактанта, наглядной демонстрации его преимуществ и возможных осложнений - это грамотная и современная комбинация методов обучения узких специалистов специфическим профессиональным технологиям.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Зинаида Плотоненко

Обучение студентов медицинских университетов технике установки орофарингеального воздуховода на догоспитальном этапе

Автор(ы): Костюченко М.В., Ковалева Е.М., Логинова С.Д., Лосева В.В.

Город: Москва

Учреждение: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Орофарингеальный воздуховод – медицинское устройство, предназначенное для обеспечения и поддержания проходимости верхних дыхательных путей (ВДП). В настоящий момент орофарингеальный воздуховод как устройство для применения на догоспитальном этапе входит в комплектацию укладок для оказания первичной медико-санитарной помощи взрослым в неотложной форме, а также в аптечки первой помощи, применяемые военнослужащими. Тем не менее, его применение могло бы повысить эффективность искусственной вентиляции легких и в рамках базовой сердечно-легочной реанимации (БСЛР). Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2020 г. N 1080н допустимо дополнительное хранение в аптечке лекарственных средств и медицинских изделий для личного пользования. Так, актуальным видится рассмотрение возможности обучения студентов медицинских университетов технике установки орофарингеального воздуховода.

Цель

Разработать алгоритм обучения установке орофарингеального воздуховода для возможности подготовки студентов медицинских университетов к выполнению данной манипуляции.

Материалы и методы

Был проведен анализ актуальных рекомендаций по установке орофарингеального воздуховода, а также нормативных правовых актов, регламентирующих использование данного устройства.

Результаты

На догоспитальном этапе по современным рекомендациям по оказанию первой помощи в рамках БСЛР необходимо выполнение ИВЛ посредством использования метода «рот-устройство-рот». Однако в случаях, когда данная манипуляция неэффективна или в принципе невозможна, обеспечение и поддержание проходимости ВДП могло бы выполняться с использованием орофарингеального воздуховода. Данная методика сложна в выполнении – в среднем, даже при выполнении данной манипуляции обученным медицинским персоналом отмечается до 2% неудачных попыток. Обучение выполнению данной манипуляции проводят лишь 87% симуляционных центров, реализующих программы подготовки по специальности «Анестезиология–реаниматология». Так, на первом этапе начала обучения установке воздуховода видится необходимым включение в программу блока теоретического материала с достаточным наглядно-иллюстративным пособием с целью изучения базовых положений нормальной анатомии и физиологии. Второй этап обучения должен быть представлен подробной демонстрацией с комментированием и повторением техники установки воздуховода тьютором-преподавателем с использованием фантома «голова+торс» или тренажера для отработки интубации и установки воздуховодов. В качестве опорного пособия в рамках второго этапа может быть использован паспорт экзаменационной станции «Обеспечение проходимости ВДП» по специальности «Анестезиология-реаниматология». Третий этап – отработка изучаемого практического навыка обучающимися на тренажере под контролем тьютора-преподавателя с последующим разбором наиболее часто совершаемых ошибок. Четвертый этап – повторная демонстрация студентами техники установки воздуховода с учетом изученных ранее «групповых» ошибок и индивидуальной коррекцией техники тьютором.

Выводы

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что обучение установке орофарингеального воздуховода является актуальной задачей, т.к. это позволит повысить в определенных чрезвычайных ситуациях эффективность реанимационных мероприятий в рамках оказания первой помощи.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Марина Костюченко

Высокореалистичное симуляционное обучение врачей оказанию скорой и неотложной медицинской помощи при критических для жизни пациента состояниях

Автор(ы): Конончук С.Н., Абельская И.С., Артюшевская О.А., Евтушенко С.В., Курицкая А.В., Болонкин Л.С., Чечик Н.М., Борушко О.С.

Город: Минск

Учреждение: ГУ "Республиканский клинический медицинский центр" Управления делами Президента Республики Беларусь

Актуальность

В рутинной работе врачей догоспитального звена и врачей общесоматических отделений развитие критических для жизни пациента состояний является чаще редкостью и неожиданностью, в связи с чем необходимость в оказании профессиональной реанимационной помощи возникает спонтанно и с потерей драгоценного времени. Конечно с одной стороны, традиционное практическое обучение врачей невозможно заменить симуляционным, однако с другой – отработка практических и теоретических навыков оказания врачебной медицинской помощи при критических и неотложных состояниях непосредственно на пациенте недопустима и некорректна, особенно доведение до мастерства выполнения сердечно-лёгочной реанимации. Поэтому в настоящее время применим целый ряд методов обучения практическим и теоретически навыкам и умениям в высокореалистичной симуляционной среде.

Цель

Повысить качество постдипломной практической подготовки врачей в оказании реанимационной помощи и интенсивной терапии при критических для жизни пациента состояниях.

Материалы и методы

В рамках пилотного проекта «Современная медицина в регионы» инициативно специалистами государственного образования «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами Президента разработаны программы постдипломного повышения квалификации для специалистов с высшим медицинским образованием. С 09.2021 г. по 08.2023 г. в симуляционном центре прошли обучение практикующие врачи различных специальностей (выездных бригад скорой медицинской помощи, врачи общей практики, врачи терапевтического и хирургического профиля) по следующим программам: «Анафилаксия» (8 часов) – 132 курсанта, «Медицина критических состояний» (16 часов) – 75 человек, «Принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях» (40 часов) – 8 курсантов. Для высокой эффективности получения теоретических и практических знаний и навыков формировались группы численностью от 4 до 8 курсантов. Учебные занятия были основаны на принципе «увидеть, сделать, научить» и состояли из лекций (10%) и практических занятий (90%). Методы обучения заключались в разборе основных теоретических аспектов критических состояний и в практическом дебрифинге (психологическом, кризисном и аналитическом). Создавалась имитация и моделирование реальной окружающей среды: «на улице», «в поликлинике», «в приёмном отделении», «в общесоматическом отделении», «в реанимационном зале» обучение технике оказания интенсивной терапии и навыком реанимационных манипуляций на симуляторе, оттачивание технического мастерства проведения расширенных сердечно-лёгочных реанимационных мероприятий, с последующей самостоятельной работой на манекене и аналитическим разбором допущенных теоретических и практических ошибок. Средства обучения: трансляции видео и аудио изображения с возможностью проведения дебрифинга, презентационные и печатные материалы, учебное реанимационное оборудование – симулятор пункции центральных вен, пункции периферических вен, внутрикостного доступа, манекены-симуляторы «Аnne» Laerdal (Норвегия), «Hall» (США), устройства автоматические для сердечно-легочной реанимации ZOLL AutoPulse (США) и «Corpuls CPR» (Германия) и анкетные и оценочные листы.
По завершению симуляционного курса всем, прошедшим обучение, предоставляли для заполнения анонимную анкету, направленную на оценку качества учебного процесса, состоящую из 12 вопросов. Курсантам предлагали на основании полученного в процессе обучения клинического опыта оценить по 10-балльной шкале соответствие программы курса и уровня преподавания и учебного оснащения запросам практического здравоохранения, соответствие используемых моделей и оборудования реальной обстановке. Контроль качества и практической значимости пройденного обучения проводили по 3 показателям: степень удовлетворенности пройденным обучением (СУО), практическая значимость симуляционного обучения (ПЗ), качество обучения (КO). На основании данных анкетирования все показатели рассчитывали в процентах следующим образом: УО – отношение суммы баллов всех пунктов анкеты × 10 к общему количеству всех вопросов, ПЗ – отношение суммы баллов 7-го и 8-го пунктов анкеты × 10 к цифре 2, КО – отношение суммы баллов с 9-го по 12-й пункты анкеты × 10 и цифры 4. Целевое значение показателей УО, ПЗ и КО было принято – 80%.

Результаты

Большинство курсантов, прошедших программы симуляционного обучения, отметили прогресс в освоении теоретических и практических навыков, новизну и актуальность полученной информации, приближенность симуляционных тренингов к реалистичным условиям своей повседневной работы. Реализовать свою потребность в обучении удалось 91,1% врачей. Степень удовлетворенности полученных навыков у курсантов составила 88,5%, практическая значимость – 84,3%, качество обучения – 92,3%.

Выводы

1. Высокореалистичное симуляционное обучение позволяет практикующим врачам не только освежить теоретическую и практическую память, приобретённую на этапе получения высшего медицинского образования, но и узнать современные подходы оказания медицинской помощи при критических для жизни пациента состояниях, усовершенствовать свои коммуникативное и профессиональное мастерство и поднять самооценку.
2. На основании анонимного анкетирования высокие результаты показателей удовлетворенности полученных навыков курсантами, качества и практической значимости симуляционного обучения позволяют судить о достаточно структурированной организации осуществляемого учебного процесса, эффективной профессиональной работе преподавателей и о заинтересованности и мотивации слушателей в усовершенствовании знаний и мануальных навыков.
3. С учётом обновления нормативно-правовой базы, модернизации современного оборудования, а также отсутствия возможностей проведения симуляционного обучения на районном уровне (дороговизна манекенов) проводимые согласно пилотному проекту «Современная медицина в регионы» на базе симуляционного центра ГУ «РКМЦ» Управления делами Президента Республики Беларусь образовательные программы позволяют приблизить практическое обучение к врачу-специалисту районного уровня.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Сергей Конончук

Опыт реализации ДПП ПК «Экстракорпоральная мембранная оксигенация. Базовый курс» в Учебно-аккредитационном центре – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Матюшков Н.С., Долгополова Л.Ю.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Экстракорпоральная мембранная оксигенация (ЭКМО) – метод временного замещения утраченных функций у больных с декомпенсированной дыхательной и/или сердечной недостаточностью. Процедура ЭКМО входит в профессиональный стандарт врача – анестезиолога-реаниматолога и при наличии соответствующего материального обеспечения должна выполняться врачами данной специальности. Однако, на сегодняшний день, существует проблема соответствующей подготовки медицинских кадров по вопросам ЭКМО, что подчеркивает актуальность реализации программы повышения квалификации «Экстракорпоральная мембранная оксигенация. Базовый курс» в Учебно-аккредитационном центре – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы (МСЦ Боткинской больницы) с декабря 2022 года.

Цель

В результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Экстракорпоральная мембранная оксигенация. Базовый курс» слушатель должен овладеть необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками и быть готовым применять технологию ЭКМО в своей профессиональной деятельности.

Результаты

С 20 декабря 2022 года по 25 июля 2023 года в МСЦ Боткинской больницы реализовано 11 курсов повышения квалификации по вопросам ЭКМО, всего обучено 116 специалистов московского здравоохранения, из них 51 женщина и 65 мужчин. В образовательной программе приняли участие как врачи-стажеры, так и руководители различных уровней. География медицинских организаций представлена 12-ю учреждениями, подведомственными Департаменту здравоохранения города Москвы, из них: ГБУЗ «ММКЦ «Коммунарка» ДЗМ» (30% от всех обученных), ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ" (17%), ГБУЗ "ГКБ № 15 им. О.М. Филатова ДЗМ" и ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Вересаева ДЗМ" (по 11%), ГБУЗ "ИКБ № 1 ДЗМ" (10%), ССиНМП им. А.С. Пучкова ДЗМ (9%).

Обсуждение

По данным статистики метод ЭКМО спасает жизни в среднем у половины пациентов с тяжелой легочной и сердечной недостаточностью, снижает смертность при тяжелой респираторной недостаточности практически в два раза, по сравнению с традиционными методами искусственной вентиляции легких. Не смотря на обнадеживающие статистические данные, технология ЭКМО имеет ограниченное применение в Российской Федерации, что обусловлено его сложностью и дороговизной, необходимостью применения специального оборудования, несовершенством законодательной базы, отсутствием соответствующей практической подготовки специалистов.

Выводы

Разработка и внедрение программы повышения квалификации в систему непрерывного медицинского образования специалистов практического здравоохранения обусловлена высокой эффективностью метода ЭКМО при лечении больных с жизнеугрожающей легочной и сердечной недостаточностью, и, в связи с этим, необходимостью совершенствования профессиональных компетенций врачей-специалистов, готовых применять технологию ЭКМО для лечения пациентов с соответствующей патологией.
Программа включает необходимый объём теоретических знаний, обеспечивающий понимание механизмов ЭКМО, проводимой как с целью респираторной, так и гемодинамической поддержки. Максимум внимания уделено отработке и закреплению мануальных навыков, необходимых для уверенного и безопасного выполнения этой процедуры, а также – действиям команды специалистов в случае развития нештатных ситуаций.
Практическая часть курса с использованием симуляционных технологий проводится в малых группах под контролем высококвалифицированных врачей-преподавателей, что позволяет слушателям в совершенстве овладеть необходимыми практическими навыками и применять их в своей профессиональной деятельности.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Лилия Долгополова

Применение комбинированных методов в обучении по программам повышения квалификации врачей и фельдшеров СМП.

Автор(ы): Лигатюк П.В., Рудой А.А., Ковтун Д.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский Федеральный университет имени И.Канта

Актуальность

Современное повышение квалификации врачей/ фельдшеров СМП немыслимо без использования инновационных технологий, позволяющих в совокупности с традиционным образованием сформировать их высокую компетентность, соответствующую требованиям практики, обеспечить качество деятельности. Наиболее перспективные пути подготовки обучающихся в системе ДПО в медицинских вузах, сочетающих принципы проблемности и моделирования профессиональной деятельности, и, соответственно им, новые педагогические технологии: проблемно ориентированное обучение, командно-ориентированное обучение, обучение на основе клинического случая, интегрированное обучение, информационно-коммуникационные и компьютерные технологии, обучение, основанное на симуляционных технологиях, проектно-ориентированное обучение.

Цель

активное внедрение современных образовательных технологии, комбинирование различных видов аудиторных занятий, применение дистанционных образовательных технологий, изменяя мотивировочную концепцию.

Материалы и методы

педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование слушателей ДПО, метод анализа клинического случая, метод симуляции реальной клинической ситуации на основе применения виртуальных тренажеров.
Центр непрерывного медицинского образования Балтийского федерального университета уже долгое время поддерживает тесную связь с МО Калининграда и Калининградской области. Подготовка курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации всегда проходит в тесной связи с заказчиками, используя традиционные и современные методы обучения. К традиционным методам относятся чтение лекций по соответствующей теме, проведение практических занятий. Среди современных методов можно выделить использование дистанционных образовательных технологий, симуляционных технологий, обучение, основанное на клиническом случае и т.д.
Основным способом традиционного обучения, применяемого при обучении по программам повышения квалификации «Расширенная сердечно-легочная реанимация в практике врача/фельдшера скорой медицинской помощи (с симуляционным курсом)», является объяснительно-иллюстративный. Для проведения итогового контроля сотрудниками Центра готовятся тестовые задания, которые ежегодно обновляются на 50% и более.
Получение теоретических знаний у слушателей не представляет больших сложностей - в их распоряжении большое количество книг, статей, лекций, видеоматериалов. Для практического обучения используются симуляторы и тренажеры, на которых можно симулировать реальную клиническую патологию, например, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей, в том числе с помощью воздуховодов, ларингеальной трубки, ларингеальной маски, интубации трахеи методом прямой ларингоскопии и т.д. При неоднократном применении технологий симуляции реальной клинической ситуации у обучающихся нарабатываются умения физикального обследования больного, правильного оценивания той или иной клинической ситуации, что помогает им в дальнейшей их практике. Внесение элементов активной деятельности (симуляционного обучения) на занятиях повышает интерес и активизирует познавательную деятельность в отличие от статичных практических занятий типа «вопрос-ответ-оценка».
Преимуществами комбинированного обучения являются: рост успеваемости обучающихся, появление позитивного отношения к процессу обучения, укрепление долговременной памяти, появление концептуального мышления, мотивации в обучении, улучшение навыков решения проблем. При обучении обучающиеся получают не только знания, но и приобретают/совершенствуют профессиональные навыки, навыки коммуникаций. При этом преподаватель выполняет роль руководящего коллеги, который задает вопросы, поддерживает дискуссию, при необходимости направляет слушателей, т.е. выполняет роль диспетчера сотворчества обучающихся. Поскольку обучающийся принимает решение, основанное на суждении, - т.е. выбора, обусловленного как знаниями, так и накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. При этом опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Результаты

По окончании обучения нами было проведено анкетирование слушателей - 16 человек, по результатам которого было установлено, что 95,5% опрошенных отметили, что тематика программы повышения квалификации была актуальной и практически значимой, 86,4% опрошенных отметили, что совершенствованные навыки и умения были полезными, 84,1% - готовы участвовать в других программах ПК, построенных по такому же принципу, у 87,3% - появляется чувство уверенности при встрече с незнакомыми проблемами, 91,8% респондентов выразили пожелания проходить обучение по подобным программам ПК каждые 3 – 6 месяцев. Так же большая часть слушателей отметили навыки, по которым им хотелось бы пройти подобное обучение. Все эти данные были представлены руководству медицинской организации – заказчику, для анализа и дальнейшего принятия решения.

Выводы

Таким образом, применение комбинированного метода обучения, путем внедрения современных методов обучения слушателей Центра непрерывного медицинского образования БФУ им. И Канта, способствует улучшению освоения обучающимися клинических навыков, навыков работы в команде.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Рудой

Эффективность симулированной ситуации при использовании контекстных методов в практике обучения первой помощи

Автор(ы): И.А. Ловчикова, Д.Е.Боев, А.А. Чурсин, А.В. Подопригора, М.Б. Казакова, А.А. Журомская

Город: Воронеж

Учреждение: ФГОУ ВО "ВГМУ им. Н.Н. Бурденко"

Актуальность

Согласно 4 статье Конституции РФ, главной ценностью общества является
человеческая жизнь. Это не противоречит и мнению мирового сообщества.
Для сохранения человеческой жизни мировое сообщество и РФ в частности
предпринимают разнообразные меры: снижение риска развития
жизнеугрожающих ситуаций (развитие профилактической медицины,
совершенствование трудового законодательства, повышение уровня
безопасности рабочих и общественных мест, средств передвижения путем
использования достижений научно-технического прогресса),
совершенствование служб экстренной медицинской помощи, юридическое
обоснование оказания первой помощи и обучение навыкам последней как
можно большего количества граждан. Кроме того, обучение оказанию первой
помощи имеет большое общественное значение, так как жизнеугрожающие
ситуации невозможно предсказать. Вероятность того, что рядом с
пострадавшим мгновенно окажется бригада скорой медицинской помощи, и
этап первой помощи будет не нужен, крайне мала, хотя, конечно, такое
случается. Гораздо чаще жизнеугрожающая ситуация развивается в
присутствии людей, не имеющих отношения к экстренной медицине, либо,
что уже само по себе является удачным стечением обстоятельств,
медработников вне рабочего места. Таким образом, при развитии состояний,
угрожающих жизни, согласно Приказу 477н МЗ РФ от 17.05.2011 года,
спасение пострадавших начинается именно с оказания первой помощи. Это
утверждение будет верно и в отношении ситуаций с большим количеством
пострадавших, когда на этапе сортировки экстренные медицинские службы
будут вынуждены до прибытия подкрепления проводить мероприятия первой
помощи, так как на экстренную медицинскую помощь у них не хватит
ресурсов и времени.

Цель

Определить особенности использования лекционной подачи учебного
материала при обучении первой помощи пострадавшим.

Материалы и методы

Безусловно, первая помощь как перечень навыков и алгоритмов требует для
эффективного процесса обучения именно практических занятий. В
некоторых ситуациях (лимитированное по времени обучение большого
количества слушателей) можно использовать и такой обучающий формат,
как лекция. Эта форма подачи материала гораздо труднее для восприятия
слушателями, как и любая теория, не привязанная к практике. Конечно,
навык в результате прослушивания лекции сформировать невозможно, но при
грамотном использовании контекстных приемов возможно формирование
устойчивой внутренней мотивации к дальнейшему обучению и
последующему, при возникшей необходимости, оказанию первой помощи.
Это важно как для лиц, обязанных оказывать первую помощь, так и для
обычных граждан. Первые зачастую уверены, что и без отработки навыков
справятся с любой ситуацией, вторые думают, что этого никогда не
произойдет в их присутствии, и, значит, получаемая информация бесполезна
и должна быть утилизирована памятью.
Такая контекстная лекция должна быть, по нашему мнению, посвящена
одному алгоритму, который и служит сценарием адаптационной игры,
разыгранной в ходе изложения теоретического материала. Как при любой
адаптационной игре, сценарий должен быть разработан заранее, роли
распределены между преподавателями, точно обозначено время начала,
события, ведущие к выходу из игры. Сценарий должен быть реалистичный,
но не пугающий. Обязательно должно быть задействовано минимум два
преподавателя: играющий пострадавшего и наблюдатель, во избежание
несчастных случаев в процессе проведения игры. После окончания игры
следует дебрифинг с обязательными положительными отзывами от
преподавателей на действия обучающихся, разбором недочетов и ошибок. По
окончанию изложения теоретической части необходимым условием данного
вида контекстной лекции является демонстрация преподавателями
правильного варианта выполнения изучаемого алгоритма.

Результаты

Как один из примеров, преподавателями кафедры симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н.
Бурденко была проведена контекстная лекция на тему «Алгоритм первой
помощи пострадавшим» для студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко и
факультета МЧС ВГПУ. В ходе изложения материала лекции один из
преподавателей в условленное время вышел из аудитории. В это время
оставшимся преподавателем была симулирована ситуация потери сознания.
Слушатели, до этого момента отвлеченные от хода лекции (новый материал,
указанные выше причины, отвлекающие от восприятия теоретического
материала), немедленно приступили к оказанию первой помощи. В
условленный срок (4 минуты от начала симулированной ситуации) вернулся
второй преподаватель и остановил игру. Был проведен короткий дебрифинг,
в ходе которого преподаватели отметили высокий уровень готовности к
оказанию первой помощи (своевременное начало, без раздумий) на фоне
достаточно большого количества недочетов и ошибок в исполнении
алгоритма. Затем была продолжена теоретическая часть. В конце лекции
преподаватели вернулись к обсуждению игры, вызвав из числа слушателей
добровольца и продемонстрировав с его помощью правильное выполнение
алгоритма первой помощи при данном состоянии.

Обсуждение

Лекция получила высокую оценку от участников, искренне выражавших
свое желание учиться в этом направлении. Отзывы слушателей говорили о
том, что алгоритм первой помощи пострадавшему без сознания даже за такой
короткий обучающий процесс стал понятен, доступен к дальнейшему
изучению, закреплению и использованию в реальной жизни.

Выводы

Таким образом, используя банальную лекцию, но с контекстным
наполнением, у слушателей была сформирована внутренняя мотивация к
обучению навыкам и алгоритмам первой помощи. Это особенно важно при
необходимости в короткий срок провести эффективное образовательное
мероприятие с большим количеством не обученных предмету слушателей,
что довольно часто происходит именно в контексте обучения первой
помощи.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин

Проведение олимпиад по оказанию первой помощи среди студентов немедицинских образовательных учреждений с применением симуляционного оборудования

Автор(ы): Чечина И.Н., Тинякова Л.В.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Повышение грамотности населения в вопросах оказания первой помощи при различных неотложных состояниях, мотивация молодых людей прийти на помощь пострадавшему и оказать ее качественно, обучение правильным действиям при проведении домедицинских спасательных мероприятий до передачи пострадавшего бригаде «Скорой медицинской помощи» являются важными задачами современного общества.

Цель

Целью нашей работы стало определение оптимальной организационно-методической модели мероприятия, направленного на оценку уровня знаний и навыков оказания первой помощи среди учащихся немедицинских образовательных учреждений, а также на повышение их качества.

Материалы и методы

Был проанализирован трехлетний опыт (2021, 2022, 2023 гг.) проведения олимпиад по оказанию первой помощи пострадавшим на базе симуляционного центра АГМУ. К участию в Олимпиаде приглашались обучающиеся образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования г. Барнаула по немедицинским специальностям. Студенты Алтайского государственного медицинского университета принимали участие в Олимпиаде только в качестве организаторов: разыгрывали конкурсные неотложные ситуации с участием симулированных пострадавших и свидетелей происшествия, по окончании конкурсов проводили мастер-классы с демонстрацией правильного выполнения навыков оказания первой помощи при неотложных состояниях, но сами в конкурсах не участвовали. Места в Олимпиаде распределялись в соответствии с рейтингом, набранным участниками команд. Участникам предлагались разные варианты комбинаций конкурсов в разные годы. Обязательным был теоретический конкурс-блиц, конкурс капитанов и приветствие, практические конкурсы отличались по тематике (оказание первой помощи при отсутствии сознания, при переломах конечностей, при кровотечении, при электротравме, при утоплении, термической травме, при ДТП, при взрыве и др.). Предварительно участникам рассылались ссылки на информационные источники и нормативную документацию для подготовки к олимпиаде, среди которых учебные пособия и сайты. Приветствие (домашнее задание) могло быть представлено творческой миниатюрой музыкальным номером, видеоклипом, презентацией и пр. В ходе теоретического Блиц-конкурса участникам предлагалось ответить на 10 вопросов по теме «Оказание первой помощи». Командам отводилось время на обдумывание ответа (от 30 до 60 секунд в зависимости от вопроса), участвовала вся команда. Количество участников в каждом практическом конкурсе было разным и зависело от тематики конкурса, числа пострадавших в сценарии и целей конкурса: например, конкурс «Помощь при термических поражениях» включал в себя необходимость транспортировки пострадавшего на щите через лестничный проем и требовал от участников демонстрации навыков слаженной командной работы, при этом в конкурсе участвовала вся команда и участники должны были не только согласованно работать, эффективно взаимодействовать между собой, но и не мешать друг другу. На конкурсе капитанов необходимо было оценить состояние пострадавшего при ДТП (или при других происшествиях) и правильно осуществить возов скорой помощи. Практические конкурсы и конкурс капитанов оценивались жюри по чек-листам, конкурс блиц – по числу набранных верных ответов, творческое приветствие – по установленным заранее и озвученным командам критериям.

Результаты

Участие в олимпиаде в 2021 году приняли 6 команд, в 2022 году – 5 команд, в 2023 – 10 команд, что свидетельствует о повышении интереса молодежи и администрации образовательных учреждений в 2023 году к проблеме оказания первой помощи (что может быть связано с мировыми событиями). В ходе олимпиад в среднем на теоретическом конкурсе было дано лишь 56% правильных ответов, максимально в данном конкурсе было набрано 7 баллов из 10 (70% правильных ответов). Выполнение практических навыков вызывало еще больше затруднений, что может быть связано с невозможностью максимально реальной подготовки участников к испытаниям, недостаточной предварительной отработкой практических навыков, отсутствием симуляционного оборудования в немедицинских образовательных учреждениях. В среднем по чек-листам было выполнено 51% правильных действий (7,7 баллов из 15), лучший средний результат по всем практическим конкурсам оказался 69%, победитель по итогам всех конкурсов набрал 66 баллов из 90 (73,3%).
Проведение мастер-классов студентами-медиками с подробными комментариями по ходу выполнения практических навыков способствовало приобретению дополнительных знаний, коррекции ошибочных суждений участников олимпиады о тех или иных действиях при оказании первой помощи, а также давало возможность студентам-медикам продемонстрировать свой профессионализм и напомнить о ценности базовых медицинских знаний для каждого человека.

Выводы

Проведение олимпиад по первой помощи среди студентов немедицинских вузов и колледжей с привлечением к организации данных мероприятий студентов медицинских вузов является хорошим примером популяризации знаний о правилах оказания первой помощи пострадавшим среди молодежи. Подобные мероприятия помогают оценить исходных уровень знаний оказания первой помощи среди учащихся немедицинских образовательных учреждений, а также дают возможность дополнительно отработать практические навыки и повысить их качество. Также при анонсировании самой возможности участия в подобных олимпиадах, потенциальные участники уже проявляют дополнительный интерес к подробному изучению вопросов распознавания и дифференцировки тех или иных неотложных состояний, дополнительной отработки навыков оказания первой помощи как для укрепления своих знаний, так и для успешного выступления на олимпиаде, что в целом повышает уровень грамотности молодежи в вопросах первой помощи.
Также, на наш взгляд, обязательным является обучение студентов немедицинских образовательных учреждений доврачебной помощи с обязательной отработкой навыков на симуляционном оборудовании.
Таким образом считаем целесообразным рекомендовать проведение межвузовских олимпиад по первой помощи среди немедицинских вузов и колледжей на базе медицинских вузов.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Ирина Чечина

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Автор(ы): Роша Феррейра С. С., Корешкова К. Ю., Харер А. М., Народе Ш. А., Борате К. С., Туклия Н. Р., Хемунайла П. П., Перепелица С.А..

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Российская Федерация

Актуальность

Симуляционное обучение (СО) — моделирование клинических ситуаций, которое позволяет обучающимся освоить клинические сценарии с различным уровнем сложности, улучшить свои знания и практические навыки. Часто студенты-медики испытывают беспокойство, связанное с клинической практикой, поэтому СО также можно использовать в качестве альтернативного решения такой проблемы, как неуверенность студентов в оказании помощи реальным пациентам.

Цель

изучить результативность освоения практических навыков по сердечно-легочной реанимации (СЛР) иностранных студентов и оценить гемодинамические показатели (артериальное давление (АД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС)) во время обучения.

Материалы и методы

Проведено проспективное рандомизированное исследование в котором принял участие 71 иностранный студент специалитета по специальности Лечебное дело, обучающихся на английском языке. Национальный состав участников: 68 (95,8%) были из Индии, 2 (2,8%) из Бразилии, 1 (1,4%) из Эквадора. Гендерный состав: 42 (59,2%) девушки и 29 (40,8%) юношей. Всего было включено 12 (16,9 %) студентов-медиков со 2—го курса, 9 (12,7%) с 3—го курса, 35 (49,3%) с 4—го курса и 15 (21,1%) с 5—го курса.
Участников разделили на 3 группы: 1 группа—21 студент, которые изучали методическое пособие на платформе Европейского совета по реанимации (ЕСР); 2 группа—25 студентов, совместно с материалами на платформе ЕСР был доступ к видео уроку по СЛР на канале ERC Youtube; 3 группа—26 студентов, изучали материалы на платформе ЕСР и работали над созданием 3-х интеллект-карт по анатомии, физиологии сердца и алгоритму СЛР. Второй этап заключался в проведении онлайн-тестирования по анатомии, физиологии сердечно—сосудистой системы и алгоритму СЛР и проведении симуляционного обучения на английском языке «Базовая сердечно—легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция (АНД)». Всем участникам измерялись артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений (ЧСС) на следующих этапах: перед проведением тестирования, после прохождения тестов, перед выполнением итоговой симуляции практического навыка выполнения непрерывных компрессий грудной клетки. с использованием манекена Braydenpro (Innosian, Inc., Korea), и через 5 минут после сдачи итогового практического навыка.
В начале и конце занятия проведено онлайн анкетирование для установления удовлетворенности о прошедшем обучении.

Результаты

Студенты из каждой группы прошли предварительный тест на платформе ERC, состоящий из 40 вопросов. На основании полученных результатов было установлено, что с первой попытки большинство студентов 1-й группы набрали средний балл 81±13,1%, 2—й —75±18,3%, 3—й — 69±15,4%, т.е. в 1-й группе показатель теста был статистически значимо выше, чем во 2-й и 3-ей группах (р=0,037). Общий балл за выполнение алгоритма СЛР в 1—й группе составил 93[85;95], во 2—й — 90[84;90] и в 3—ей — 89,5[87;93,5] (р>0,05). Проведен анализ результативности выполнения компрессий грудной клетки в зависимости от курса обучения. Сумма баллов, набранная студентами второго (82,5 ±7,8) и третьего (87,1 ±7,6) курсов, была ниже, чем у студентов четвертого (91,3±7,1) (p=0,003) и пятого (91,3±3,1) (p=0,014) курсов. Процент компрессий нужной глубины (5-6 см) также был ниже у студентов второго курса (69 ± 27%), а самый лучший результат был получен студентами четвертого курса (89 ± 18,2%) (р>0,05).
Изучая показатели гемодинамики установлено, что у всех участников систолическое АД было приближено к верхней границе нормы и составило у студентов 1-й группы 126±12,4 мм рт. ст., во 2-й группе —116±9,2 мм рт. ст, в 3—ей — 122±14,5 мм рт. ст. (р>0,05). Проведя анализ по гендерному признаку, выявлено, что у мужчин давление АД выше, (АДсист. = 133 ± 21,2 мм рт. ст.; АДдиаст. = 80 ± 11,9 мм рт. ст.), чем у женщин (АДс = 113 ± 13,7 мм рт. ст.; АДд = 73 ± 11,1 мм рт. ст.) независимо от группы (р 0,05).
Анализ ЧСС показал, что всех студентов отмечалась тенденция к тахикардии, у студентов 2-й группы средняя величина составляла 90 ±13,2 мин-1, а в 1—й и 3—й группах соответственно 87,1 ± 12,1 мин-1,87,6 ± 11,2 мин-1 (р>0,05).

Обсуждение

Высокая летальность от кардиальных причин во всем мире обусловлена не только высокой заболеваемостью, но и географическими особенностями стран, где доступ к квалифицированной медицинской помощи зачастую ограничен. Обучение иностранных студентов проведению качественной сердечно—легочной реанимации является приоритетным направлением высшего медицинского образования. Обучение сопровождается изменениями артериального давления и ЧСС, что обусловлено волнением и беспокойством, которые являются частыми симптомами, возникающими при обучении, особенно в новых условиях. По мере адаптации и усвоения практического навыка происходит нормализация показателей гемодинамики, что характеризует улучшение психологического статуса. Если отсутствовало обучение СЛР в симулированных условиях, то в реальных условиях в непривычной неотложной ситуации, требующая проведение СЛР, молодые специалисты не могут качественно это выполнить.

Выводы

Результаты симуляционного обучения показали, что вне зависимости от исходного уровня теоретической подготовки иностранных студентов-медиков, удалось в полной мере освоить алгоритм СЛР в теории и отработать технический навык, включая использование АНД. По результатам анкетирования, проведеного до и после обучения, количество студентов, готовых оказать СЛР в реальных условиях, увеличился с 4% до 100%.Практическое обучение СЛР оказало положительный эффект на снижение волнения и беспокойства.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица

Переход к новой модели преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety»

Автор(ы): Бурмистр А.В., Шостак П.Г., Нижников К.С., Перепелица С.А

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Российская Федерация; Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по Калининградской области

Актуальность

«Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety» представляет собой дисциплину обязательной части блока дисциплин подготовки студентов специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Цели изучения дисциплины: обучение знаниям, умениям, владению способностями создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов. Дисциплина объединяет знания фундаментальных дисциплин и практических навыков, которые применяются в чрезвычайных ситуациях, эпидемиях и в очагах массового поражения и требует принятия быстрого решения. Традиционное обучение представляет собой сочетание лекций и теоретических занятий. Такой подход на современном этапе подготовки медицинских кадров не удовлетворяет потребности обучающихся. В связи с чем, возникает необходимость разработки и апробации на практике новых педагогических технологий к обучению.

Цель

Разработать и внедрить в практическую деятельность новую модель преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety» на русском и английском языках для специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Материалы и методы

В целях реализации требований Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело, утверждённого приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 988 в рабочую программу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety» внесены изменения, направленные на улучшение обучения студентов. Вместо двух ступенчатой модели, включающей лекционный курс и теоретические занятия, возникла необходимость перехода на новую модель преподавания, с целью формирования универсальной компетенции-8 «Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов».

Результаты

Разработана трехступенчатая модель преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety», включающая лекционный курс в режиме аудиолекций, теоретические занятия и симуляционный курс. Первая ступень включает лекции, тематика которых изложена в рабочей программе дисциплины. Преподаватель в режиме аудио готовит лекционный материал в программе Power Point, размещает его согласно расписанию. Студенты получают доступ к лекции согласно расписанию. В случае необходимости дополнительного прослушивания лекции, время доступа увеличивается. Вторая ступень включает теоретические занятия, на которых происходит формирование знаний по изучаемым темам. Третья ступень – практические занятия в симуляционном центре, где на практике отрабатываются приёмы базовой сердечно-лёгочной реанимации, временной остановки кровотечений, наложения повязок, проведения транспортной иммобилизации, антидотной терапии и т.д.
В ходе проведения практических занятий в симулированных условиях удается максимально приблизить студентов к условиям, возникающим в ходе ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Планируя деятельность нештатного формирования развёртываемого в комплексе мероприятий гражданской обороны студенты могут максимально самореализовать себя, пока в учебной форме, а при необходимости и в реальной ситуации.
Контроль полученных теоретических знаний практических навыков оценивается в ходе двухэтапной промежуточной аттестации. На первом этапе студенты демонстрируют практические навыки, на втором этапе оцениваются их теоретические знания. Перечни практических навыков и теоретических вопросов находятся в рабочей программе дисциплины.
В результате внедрения новой модели обучения большинство студентов формируют необходимую компетенцию на базовом и повышенном уровнях, что включает способность собирать, систематизировать, анализировать и грамотно использовать информацию из самостоятельно найденных теоретических источников и иллюстрировать ими теоретические положения или обосновывать практику применения, владение всеми практическими навыками, необходимыми при работе в зоне чрезвычайных ситуаций.

Обсуждение

Ранее на практических занятиях студенты решали ситуационные задачи, тесты, однако, результативность такого обучения низкая и далека от реальной практики врача, в связи с чем нами были пересмотрены принципы формирования компетенций, и вместо решения тестов и задач, перед обучающимися ставилась задача самостоятельного планирования мероприятий, связанных с лечебно-эвакуационным обеспечением в условиях чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов с опорой на полученные теоретические знания.
Теоретическая подготовка всегда предшествует занятиям в симуляционном центре, что значительно повышает результативность практической подготовки. При проведении занятий преподаватель может непрерывно оценивать уровень теоретических знаний, возможность их применения для интерпретации определенной ситуации и применение в практической деятельности.

Выводы

Новая модель преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/«Life safety» на русском и английском языках для специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело имеет неоспоримые преимущества перед «старой» моделью обучения, т.к. способствует более результативному формированию компетенции «Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов».

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица

Новый формат обучения анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии – игровая методика «Я – преподаватель» (пилотный проект)

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва

Актуальность

Обучение оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи осуществляется на многих дисциплинах специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело, но «Анестезиология, реаниматология, интенсивная терапия» является результирующей, при изучении которой окончательно формируется способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента, включая состояние клинической смерти (остановка кровообращения и/или дыхания). Дисциплина объединяет знания фундаментальных, клинических дисциплин, что требует от студентов систематизации знаний, быстрого поиска правильного решения, что не всегда удается достичь с помощью традиционных методов обучения. В связи с чем, возникает необходимость разработки и апробации на практике новых подходов к обучению на дисциплине

Цель

Разработать и апробировать игровую методику «Я-преподаватель», способствующую формированию профессиональной компетенции «Способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента» у студентов выпускного курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Материалы и методы

В исследовании приняло участие 13 студентов 6 курса специалитета по специальности Лечебное дело. Студенты разделены на 4 группы по 3-4 человека. Каждая группа получила домашнее задание разработать и провести теоретическое занятие по определенной теме: газовый состав крови и кислотно-основное состояние, растворы для инфузионной терапии, нутритивная поддержка, шок. Студенты разрабатывали план ведения занятия и создавали тематическую викторину, включающую вопросы различной сложности, которые имели оценку в баллах. Обязательными в каждой теме были разделы: анатомия, физиология, патологическая анатомия, клиническая картина, лечение. Группа студентов – «преподавателей» вела практическое занятие по одной их тем и проводила тематическую игру-викторину. В начале викторины команда «преподавателей» представляла правила проведения, объясняла суть игры, порядок начисления баллов, устанавливала время, отводимое на обсуждение вопроса, ситуацию перехода ответа другой команде. После цикла проведено анонимное анкетирование.

Результаты

В создании игры-викторины принимали участие все обучающиеся. Сначала они распределили роли в команде, каждый сделал свою часть работы (формулировка вопросов, поиск правильных ответов, создание макета в программе Power Point и др.), затем они вместе обсуждали каждый вопрос, искали правильные ответы.
Каждая команда - участница стремилась правильно и быстро ответить на вопрос. Выбор вопросов зависел от уровня подготовки и желания обсуждать вопросы, в зависимости от степени сложности. Часть студентов, сразу выбирала сложные вопросы, т.к. у них было желание не только победить, но и систематизировать полученные знания по сложным разделам анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии. В группах активно проходили обсуждение, споры, дискуссия, при этом время ответа на каждый вопрос было ограничено.
Анкетирование показало, что в процесс создания викторины были вовлечены все студенты команды, они вместе составляли вопросы и искали правильные ответы. Результативность обучения высокая, т.к. все обучающиеся считают, что получили необходимые теоретические знания и удовлетворение от данного вида занятия. На вопрос «Что было сложно для Вас в роли преподавателя?» студенты ответили, что наибольшей проблемой было создание эффективной коммуникации между командами, управление конфликтами, объяснение сложного материала. 11 обучающихся считают, что эта методика преподавания имеет хорошую результативность и 2 студента категорически отвергли эту методику, т.к. избыточная активность и, по их словам, «агрессивная конкуренция» некоторых студентов не дали возможности раскрыться и показать свои знания.
При оценивании уровня подготовки студентов учитывались два аспекта деятельности: создание викторины и полнота, правильность ответов в команде. Учитывались сложность вопросов, представленных в викторине, полнота и правильность ответов. В результате обучения навыки планирования собственной учебной деятельности и оценки собственных результатов сформировались у 6 студентов и у 7 - находятся в стадии формирования. Уровни формирования профессиональной компетенции «Способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента» (теоретические аспекты) следующие: повышенный – 3 студента, базовый – 7 и пороговый–3.

Обсуждение

Теоретическая подготовка предшествует занятиям в симуляционном центре и клиническим практическим зияниям, поэтому при обучении акцент сделан на теоретические аспекты, цель которых заключается в получении новых знаний, их систематизации и развитии клинического мышления. Выбранные для викторины темы являются проблематичными при обучении, предыдущий опыт показал, что традиционные занятия в формате устного опроса имеют низкую результативность, т.к. за занятие не всегда возможно опросить всех студентов. Создание игры-викторины с одной стороны, обязывало команду «преподавателей» тщательно готовиться к проведению занятия, глубоко изучать тему, с другой- остальным студентам также необходимо иметь хорошие знания по этой теме, чтобы успешно принимать участие в викторине. При проведении занятий преподаватель имеет возможность непрерывно оценивать имеющиеся знания у студентов, уровень получаемых знаний, умение использовать имеющиеся знания и возможность их применения для теоретической интерпретации определенной клинической ситуации.

Выводы

Разработана и апробирована в учебном процессе игровая методика «Я-преподаватель», которая способствовала формированию профессиональной компетенции «Способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента» у студентов выпускного курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица