ТЕРАПИЯ. Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности "Терапия"

На данной странице публикуются новости, рабочие материалы и документы по вопросам проведения симуляционного этапа первичной специализированной аккредитации по специальности "Терапия". 

Круглый стол на РОСМЕДОБР/РОСОМЕД-2017

В рамках в рамках VIII международной конференции "Росмедобр-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине" и VI Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2017 проводился круглый стол по итогам деятельности Рабочей группы по формированию оценочных средств симуляционного этапа первичной специализированной аккредитации по терапевтическим специалоьностям, который принял следующую резолюцию: 

Резолюция круглого стола по первичной специализированной аккредитации по терапевтическим специальностям

 

Круглый стол "Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности "Терапия"

В преддверии проведения в 2018 году впервые в России первичной специализированной государственной аккредитации, в ходе которой практическое мастерство выпускников ординатуры будет оцениваться с помощью симуляционных методик общество РОСОМЕД начало проводить подготовительную работу.  В частности, в рамках международной конференции "Неделя медицинского образования - 2017" был организован круглый стол  СИМУЛЯЦИОННЫЙ ЭТАП АККРЕДИТАЦИИ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕРАПИЯ». Модераторы: Балкизов З.З., Горшков М.Д., Заболотских Т.В., Колыш А.Л. 

В работе круглого стола приняло участие около ста экспертов со всей страны.  Были зачитаны доклады, проведено обсуждение процедуры аккредитации и перечня акредитуемых навыков, принята резолюция.  

Были заслушаны доклады (по ссылкам открываются слайд-презентации докладов, в отдельном окне):

 

Принята следующая резолюция: 

Резолюция участников круглого стола «Симуляционный этап первичной аккредитации по специальности «Терапия»

Международная конференция «Неделя медицинского образования в Москве» Москва, 3-7 апреля 2017 г.

В соответствии со статьей 69 главы 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения России разработало Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом №334н от 02 июня 2016 год (далее Приказ). Согласно п.4 Положения Приказа «в отношении лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации..., проводится первичная специализированная аккредитация». Согласно п.33 Приказа первичная специализированная аккредитация, помимо оценки уровня теоретической подготовки, включает в себя «оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях».

Таким образом, до начала проведения в 2018 году первичной специализированной аккредитации лиц, окончивших ординатуру, необходимо определить перечень навыков (умений), уровень владения которых будет проверяться в ходе аккредитации, а также разработать и апробировать методики их стандартизированной объективной оценки с помощью симуляционных методик.

5 апреля 2017 года по инициативе Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД в рамках в рамках Международной конференции «Неделя медицинского образования в Москве» был проведен круглый стол Симуляционный этап первичной аккредитации по специальности «Терапия». В работе круглого стола приняли участие ведущие эксперты по вопросам симуляционного медицинского обучения.

На круглом столе обсуждался перечень навыков (умений), которые необходимо оценить в ходе аккредитации, возможный набор тестовых станций, объективизация и стандартизация оценочных критериев.

Были сформулированы критерии отбора и включения в него:

  1. Соответствуют профессиональному стандарту специальности (Терапия) и уровню подготовки (ординатура).
  2. Основополагающие, базовые, ключевые манипуляции.
  3. Востребованные, часто применяемые.
  4. Выполняются при неотложных и опасных состояниях, а их неправильное выполнение грозит осложнениями, угрожающих жизни и здоровью.
  5. Можно продемонстрировать за ограниченный отрезок времени (10 минут).
  6. Можно сымитировать и оценить с помощью распространенных, стандартизированных симуляционных методик.
  7. Подаются объективной, формализованной, надежной, достоверной оценке.

На круглом столе было принято решение создать Рабочую группу из экспертов РОСОМЕД для формирования итогового списка навыков (умений, манипуляций) на основе перечня, предложенного участниками круглого стола, а также для разработки вариантов симуляционных станций и объективных критериев стандартизированной оценки навыков. Результаты деятельности Рабочей группы доложить на VI съезде РОСОМЕД в октябре 2017 года и сформированный итоговый документ предоставить в ноябре 2017 года в распоряжение Методического центра аккредитации специалистов.

Москва, 5 апреля 2017 года

(ссылка на Резолюцию круглого стола по терапии).

 

Опрос по навыкам, умениям и манипуляциям для терапевтов

5 апреля 2017 года по инициативе Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД в рамках в рамках Международной конференции «Неделя медицинского образования в Москве» был проведен круглый стол Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности «Терапия». В работе круглого стола приняли участие ведущие эксперты по вопросам симуляционного медицинского обучения. На круглом столе обсуждался перечень навыков (умений), которые необходимо оценить в ходе аккредитации, возможный набор тестовых станций, объективизация и стандартизация оценочных критериев. Были сформулированы критерии отбора и включения в него.

Всем участникам круглого стола был роздан перечень из 52 наименований манипуляций с предложением оценить по каждому из них необходимость их тестирования у ординаторов-терапевтов. Всего было сдано 32 заполненных опросных листа.

Ниже приведен перечень 10 навыков/умений/манипуляций, отмеченных экспертами, как наиболее актуальные для аккредитации ординаторов по терапии (из 5 баллов, высший балл 5):

  1. Аускультация легких - 4,9
  2. Аускультация сердца  - 4,9
  3. Базовая сердечно-легочная реанимация - 4,9
  4. Регистрация и анализ 12-канальной электрокардиограммы - 4,8
  5. Интенсивная терапия при острой дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточности, инфаркте миокарда, анафилаксии, шоке, коме различного генеза - 4,8
  6. Аускультация кишечника - 4,6
  7. Пальпация передней брюшной стенки - 4,6
  8. Дефибрилляция и кардиоверсия - 4,3
  9. Реанимационные мероприятия и неотложное лечение при ДТП и ЧС - 4,0
  10. Пальпация молочной железы - 3,5

Вот некоторые комментарии, возникшие в ходе анализа ответов.

  • Никто из экспертов не посчитал необходимым включать офтмальмоскопию и отоскопию в перечень к проверке на аккредитации, хотя осмотр глазного дна и барабанной перепонки во всем мире считается базовым для интернистов и семейных врачей (участковых терапевтов).
  • Выявлен существенный разброс мнений по спирометрии – некоторые эксперты ставили 5 баллов, по-видимому, полагая, что выполнение исследования и анализ функции органа дыхания для терапевтов является важным, другие же ставили минимальный балл, очевидно, полагая, что спирометрию будет выполнять лаборант.
  • Мало кто посчитал нужным тестировать умения выполнять инъекции (подкожные, внутримышечные, внутривенные), относя, по-видимому, их к сестринским навыкам или, быть может рассчитывая, что их проверили на предыдущих этапах.
  • Среди самых важных манипуляций отмечена «Базовая СЛР». Однако, как известно, ее должны уметь проводить не только терапевты, но и все медработники, а также широкие круги населения. То есть в данном случае указан навык базового уровня, не соответствующий степени квалификации ординатора. Тогда как владение расширенными реанимационными мероприятиями были сочтены экспертами излишними. Никакой реанимации – таково общее мнение. Но и здесь данная позиция не совпадает с общемировой – ведь, например, именно интернисты во всем мире составляют основной контингент курсантов на занятиях по расширенным реанимационным мероприятиям (ALS, ILS, ACLS).
  • Эндоскопия единодушно вычеркнута из списка – эти манипуляции отведены в круг компетенций врачей других специальностей.
  • Поскольку многие поддерживают необходимость владения навыками работы на дефибрилляторе с кардиоверсией, то возникает вопрос «на чем учить?» Как выбрать среди имеющихся ту модель дефибриллятора и производителя, на которой будет обучаться вся страна? То же самое по инфузомату и шприцевому дозатору.

Таблица результатов: отcортированные по результатам опроса навыки (умения) - в формате PDF