ТРЕНИНГИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

Автор(ы): Шубина Л.Б.,Грибков Д.М., Буров А.И., Гулиев Э.А., Хохлов И.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Цель исследования. Определить подходы к обучению групповой работе в кризисной ситуации.
Материалы и методы. Было проведено 26 тренингов для персонала частных клиник по расширенной реанимации. При этом, при проведении 10 тренингов выделялось отдельное время на навыки командной работы. А в ходе остальных 16, эти навыки подразумевались сами собой, и о правилах работы в команде участникам сообщилось в виде отдельных рекомендаций.
На наш взгляд, недостаточно просто сообщить обучающимся о правилах работы в команде и задачах лидера, а потом требовать применения этих рекомендаций в ходе выполнения учебных сценариев. Необходимо чтобы обучающиеся сами сформулировали эти правила, и их применение было не навязанным «сверху» требованием, а осознанной необходимостью. Для реализации этой идеи мы позаимствовали из бизнес-тренингов абстрактное (не клиническое) упражнение, в ходе которого участникам даётся не сложное групповой задание, выполнить которое можно, только если группа будет соблюдать основные принципы командной работы. О том, что удалось сделать, а что нет, участники обсуждают на дебрифинге по результатам выполнения упражнения. По ходу обсуждений ведущий обобщает сформулированные мысли и направляет эмоции участников к нужным выводам «пробрасывая мостик» между абстрактными задачами к аспектам клинической работы.
Конкретное задание для команды может быть любым и не должно быть заранее известно участникам. Вот основные принципы которым должно соответствовать это задание: 1) имеется правильный результат упражнения не известный участникам 2) у каждого участника своя часть информации о конечном результате: (у одного про количество элементов, у другого про их цвет, размер или названия, у третьего про форму, размер или последовательность и т.д) 3) каждый проинформирован, что они команда решающая одну задачу и что у команды есть назначенный лидер, но кто является лидеров в явном виде не сообщается 4) время выполнения задания ограничено, например 2 минуты, 5) все подручные материалы предоставляются в избыточном количестве; 6) задания достаются участникам либо случайным образом, (участники тянут карточки), либо по желанию ведущего. Примерами такого задания могут быть: построение башни из кубиков, сервировка стола к конкретному приёму, сортировка книг для библиотеки и т.д. Так как подобные задания не сложные для взрослых людей, поэтому упражнение исключает возможность пользоваться речью, но не исключает другие способы коммуникации.
Результаты. Опыт показал, что для первоначального обучения практикующих специалистов достаточно 30 минут для двух повторов абстрактного упражнения, включённых в симуляционный курс по интенсивной терапии, после первой сессии клинического сценария, где участники уже попробовали поработать в единой группе. Для студентов и всех желающих такое занятие может быть более продолжительным и включать различные упражнения навыков работы в команде.
По результатам первого выполнения упражнения в подавляющем большинстве случаев, команда не складывается и задание не выполняется. В единичных случаях команда складывается, но из-за нехватки времени и ситуативной дезориентации задание всё равно не выполняется. Первый вопрос, который задаётся на дебрифинге всем участникам, звучит так: «Работала ли ваша группа, как команда? После чего предлагается сформулировать основные признаки командной работы. Затем, группе предлагается вторая попытка, перед которой они могут договориться о том, как лучше всего действовать. После второй попытки в 86% случаев результаты выполнения либо очень близки к эталонному либо полностью ему соответствуют. При разборе второго эпизода в качестве основной проблемы, очень часто, участники называют проблемы с памятью (они не могут запомнить задание полностью).. Как правило, этим фактом ведущий иллюстрирует жизненную ситуацию, в которой отдельный участник реанимационных действий тоже может что-то забыть и успех общего дела будет зависеть от того, насколько остальные члены команды владеют алгоритмом и другими необходимыми для успешной реанимации знаниями и навыками. Поэтому тренинги интенсивной терапии (общемедицинской реанимации) важно проводить в смешанных группах среднего и врачебного персонала. Таким образом, по результатам второго выполнения участники делают три важных вывода: о важности знания распределения ролей во время ситуации, о ценности коммуникаций и о возможностях подготовиться заранее.
Выводы. При сравнении действий участников в ходе симуляционных сценариев по интенсивной терапии и реанимации было установлено, что участники прошедшие специальное обучение командной работе: 1) быстрее от начала сценария начинают работать в команде; 2) при проведении дебрифинга сами (без подсказок тренера) находили способы совершенствования работы в своей команде; 3) чаще высказывают субъективное удовлетворение от своей готовности работать в команде. Простое абстрактное задание позволяет сосредоточиться только на навыках командной работы, не отвлекаясь на клинические аспекты сценария, а в последствие при решении клинических задач, с успехом применять полученный опыт.
Используемые источники информации
1. Firth-Cozens J (2004) Why communication fails in the operating room. Qual Saf Health Care 13:327, doi:10.1136/qshc.2004.010785. Почему коммуникации не работают в операционной.
2. Singer SJ, Gaba DM, Geppert JJ, et al. (2003) The culture of safety: results of an organization-wide survey in 15 California hospitals. Qual Saf Health Care 12:112–8,doi:10.1136/qhc.12.2.112. Культура безопасности: результаты обследования всей организации в 15 больниц Калифорнии.
3. Washington, DC: The National Academies Press. Режим доступа: http://www.nap.edu/catalog.php?record_id=9728
4. Обзор обновленных рекомендаций American Hart Аssоciation по СЛР и неотложной помощи при сердечнососудистых заболеваниях от 2015 года http://www.international.heart.org/en

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Любовь Шубина

Клиническая эффективность командных профессиональных тренингов в акушерско-неонатальной бригаде.

Автор(ы): Суховская В.В., Протопопова Н.В., Павлова Т.И., Оширов В.Э.

Город: Иркутск

Учреждение: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутская ордена "Знак Почёта" областная клиническая больница, ГБОУ ВПО "Иркутская государственная академия последипломного образования"

Результаты

С 2016 года каждый случай перинатальной гибели плода и неонатальной смертности рассматривается следственным комитетом. В связи с этим усиливается психологическая нагрузка на акушерско- неонатальную бригаду, работающую в условиях постоянного нервно- психического напряжения.
Непрофессиональные действия, запоздалое оперативное родоразрешение, неграмотно проведённая реанимация новорожденного приводит к инвалидизации, а иногда и смерти новорожденного ребёнка, психологическим и физическим страданиям всех членов семьи.
Цель командных тренингов акушеров – гинекологов, неонатологов и среднего персонала: отработать чёткое соблюдение протокола оказания медицинской помощи (по секундомеру) при ведении родов, осложнённых внутриутробной гипоксией плода, и реанимации новорожденного. Формирование эффективного взаимодействия в команде специалистов, понимание проводимых диагностических и лечебных процедур каждым членом команды повышает готовность персонала к своевременному оперативному родоразрешению и проведению незамедлительной правильной реанимации новорожденного (первый «золотой» час жизни).
Симуляционно- тренинговый центр Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иркутская областная Ордена «Знак Почёта» областная клиническая больница» оснащён современными мобильными манекенами с высокой валидностью.
Нами проведены межпрофессиональные командные тренинги для 88 акушерско- неонатальных бригад районных больниц Иркутской области. Часть бригад формировались «слепым» случайным методом в симуляционно- тренинговом центре. Треть всех симуляционных тренингов была организована для акушерско- неонатальных команд из одного лечебного учреждения.
Нами проведено анонимное анкетирование 44 врачей- акушеров- гинекологов и акушерок из родовых отделений 15 районных больниц Иркутской области по самооценке собственных профессиональных навыков реанимации доношенного новорожденного в родильном зале по десятибальной шкале. Шкала оценки предусматривала самостоятельно оценить свои навыки реанимации доношенного новорожденного, где «ноль баллов» - не владею, «десять баллов» - уверенно владею. Самооценка проведена анонимно до и после тренинга. До проведения тренинга низкий уровень владения навыками реанимации доношенного новорожденного отметили 100% специалистов (60% - 0-2 балла, 40% 3-4 балла).
При анонимном анкетировании 36 врачей – педиатров 15 районных больниц, дежурящих в родовых отделениях, до проведения тренинга в 16,7% случаев отмечена самооценка менее 3 баллов навыков реанимации новорожденного, что свидетельствует о неготовности персонала к проведению первичной реанимации новорожденного. Самооценка менее 4 баллов среди 8 медицинских сестёр, оказывающих помощь новорожденным детям, была зарегистрирована в каждом втором случае (в 50%).
Тренинг по экстренной помощи при внутриутробной гипоксии плода и асфиксии новорожденного проведён для 88 акушерско- неонатальных бригад из районных больниц Иркутской области.
Симуляционный сценарий состоял из 3 кейс- заданий с обязательным учётом затраченного времени на диагностику, принятия решения и протокола оказания акушерского пособия и реанимационных мероприятий новорожденному (по секундомеру). Кейс- задания включали: акушерский блок - реализация внутриутробной гипоксии в родах (необходимость своевременной диагностики с расшифровкой КТГ, при необходимости – проба на уровень лактата из предлежащей части плода), оперативное родоразрешение и командный блок - реанимация доношенного новорожденного.
Бригады наблюдали за действием других команд в режиме реального времени: в симуляционном родильном зале имеется система видеофиксации, видеотрансляция проводится в соседнем зале.
Наибольшее число ошибок зафиксировано при оказании медицинской помощи первой бригадой, наименьшее – третей. Дебрифинг проводился одновременно для всех трёх бригад после окончания тренинга. Таким образом, при наблюдении за действием коллег проводится подсознательный анализ, и при оказании помощи одни и те же ошибки не повторялись.
Самооценка приобретенных навыков после одного тренинга по выше рассматриваемым темам составила в среднем 5 баллов. Наилучшее усвоение протокола отмечено нами после самостоятельного теоретического изучения протокола, и трех- четырёхкратного повторения протокола оказания медицинской помощи на манекенах. После подобной практики все специалисты могли сдать экзамен по отработанной теме и демонстрировали высокую готовность к незамедлительному началу реанимационных мероприятий новорожденному.
Исходя из вышеизложенного, для специалистов акушерских отделений требуются регулярное проведение тренингов по первичной реанимации новорожденного.
При оценке динамики показатели интранатальной гибели от внутриутробной гипоксии плода и ранней неонатальной смертности от асфиксии у доношенных новорожденных снизились в три раза в лечебных учреждениях, из которых специалисты отработали навыки оказания неотложной помощи в родах и при асфиксии новорожденного. Это нашло отражение и в показателях по смертности в Иркутской области: ранняя неонатальная смертность снизилась на 36,7% и составила 1,9 на 1000, интранатальная гибель плода – на 17,8%.
Таким образом, симуляционные тренинги помогают выявить проблемы в оказании медицинской помощи и обсудить их, отработать протокол оказания медицинской помощи, научиться оказывать медицинскую помощь в команде, наблюдать за своими действиями со стороны во время дебрифинга, увидеть результаты оказанной медицинской помощи.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Владислава Суховская

Опыт проведения командного междисциплинарного тренинга «Ведение родов у роженицы с эклампсией»

Автор(ы): Мягкова Е.Г., Таптыгина Е.В., Газенкампф А.А.

Город: Красноярск

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации

Результаты

Введение
Уровень качества оказания медицинской помощи завит от многих факторов: правильность выбора тактики оказания помощи, выполнения манипуляций, соблюдение актуальных клинических алгоритмов, эффективность взаимодействия между врачебным и средним медицинским персоналом и пр.
В процессе обучения, как правило, обучающийся получает разрозненные знания и умения, объединяя их уже непосредственно на практике.
Цель
Представить опыт проведения междисциплинарного командного тренинга «Ведение родов у роженицы с эклампсией».
Материалы и методы
В июне 2016 года на базе центра – кафедры симуляционных технологий Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого был подготовлен и проведен командный тренинг во врачебно-сестринских бригадах с использованием симуляционных технологий «Ведение родов у роженицы с эклампсией», в рамках которого отрабатывались сложные навыки взаимодействия между врачебным и средним медицинским персоналом, начиная от приемного отделения и заканчивая родовым залом и палатой интенсивной терапии. В данном тренинге участвовали интерны и ординаторы разных специальностей, студенты специальности «Сестринское дело» фармацевтического колледжа.
В подготовке тренинга участвовали сотрудники кафедр анестезиологии и реаниматологии ИПО, акушерства и гинекологии ИПО, а так же фармацевтического колледжа КрасГМУ.
Весь тренинг был разделен на три этапа: работа в приемном покое, родоразрешение в родовом зале и работа неонатологической бригады.
По сценарию, в приемный покой родильного дома поступает женщина 32-34 недель беременности с излитием околоплодных вод, клиникой артериальной гипертензии, отеками, судорожной активности. Врач акушер – гинеколог проводит осмотр и сбор анамнеза. В процессе вагинального осмотра у пациентки развивается судорожный синдром с потерей сознания. Вызванная реанимационная бригада оказывает необходимый объем помощи – перевод на ИВЛ, начало медикаментозной терапии, транспортировка пациентки в родовый зал.
В родовом зале, при совместной работе анестезиологической и акушерской бригад проводилось родоразрешение с использованием наложения щипцов и дальнейшим ушиванием влагалища. Далее к работе подключалась бригада неонатологов, принимающая ребенка (с клиникой аспирации меконием), проводящая первичные мероприятия а так же – сердечно легочную реанимацию новорожденному.
Технология обучения была следующей:
Первым этапом весь сценарий проигрывался преподавателями, обучающиеся выступали в качестве зрителей (удаленно, посредством видео-связи). Далее, с обучающимися проводилось обсуждение каждого этапа тренинга (отдельно в каждой бригаде). Финальным этапом являлось проведение сценария обучающимися самостоятельно, анализ и обсуждение итогов тренинга (дебрифинг).
Обсуждение
Проведение данного тренинга показало, прежде всего, важность обучения взаимодействию между специалистами в ходе оказания экстренной медицинской помощи.
Обучающиеся четко выполняли отдельные манипуляции, были осведомлены о современной тактике ведения подобных пациентов. Основные ошибки первично были связаны именно с несогласованностью действий между анестезиологами, акушерами-гинекологами, медицинскими сестрами, что является показательным с точки зрения медицинской практики.
Выводы
1. Проведение междисциплинарных командных тренингов повышает качество подготовки специалистов.
2. Обучение навыкам взаимодействия должно быть обязательным в рамках реализации обучения по программам высшего и среднего профессионального медицинского образования.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Елена Таптыгина

Симуляционные тренинги командного взаимодействия медицинских работников смежных специальностей при оказании первичной и реанимационной помощи новорожденным в ранний неонатальный период как условие повышения качества медицинской помощи новорожденным детям

Автор(ы): Крючкова Н.Ю., Ноздрякова Л.С., Смагин А.Ю.

Город: Омск

Учреждение: Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Омской области "Центр повышения квалификации работников здравоохранения"

Результаты

Проблема младенческой смертности во всем мире является одной из актуальнейших проблем современной медицины. Показатели младенческой смертности в России выше, чем в других развитых странах. В Омской области число умерших детей в возрасте до 1 года составило: в 2012г. – 8.2, в 2013 г. - 7.4, в 2014 г. – 7,2, в 2015 г. – 6,8 на 1000 родившихся живыми (аналогичный показатель в РФ в 2012 г. – 8.6, в 2013 г.- 8,2, в 2014 г. 7,4). В целях снижения показателей младенческой смертности, в т.ч. от неэффективных медицинских вмешательств, решением коллегии МЗ Омской области «Итоги работы акушерско-гинекологической и педиатрической служб Омской области за 2014 год» БУ ДПО Омской области «Центру повышения квалификации работников здравоохранения» (БУ ДПО ОО ЦПК РЗ) совместно с главными врачами медицинских организаций поручено провести обучение медицинских работников смежных специальностей, участвующих в оказании первичной и реанимационной помощи новорожденным с отработкой навыков командного взаимодействия. Известный факт, что традиционные программы повышения квалификации, не предусматривают совместного «командного» обучения специалистов разных квалификаций и уровня образования.
Во исполнение решения коллегии БУ ДПО ОО ЦПК РЗ разработана программа обучения данной категории специалистов применительно к этапам первичной и реанимационной помощи новорожденному при разных вариантах развития клинического сценария. Программа предусматривает освоение разделов: «Психология командного взаимодействия», «Командное взаимодействие при оказании первичной и реанимационной помощи новорожденному». Общая трудоемкость обучения составляет 32 уч. часа. Образовательные задачи программы направлены на формирование устойчивых навыков эффективной коммуникации и взаимодействия членов бригады, отработку алгоритмов действий каждого участника тренинга в конкретной критической ситуации с учетом взаимозаменяемости и взаимосотрудничества. Программой предусмотрено, что содержание тренингов, может варьировать в зависимости от исходного профессионального уровня членов бригады. Тематика тренингов охватывает разделы:
1.«Базовая помощь новорожденному в родильном зале и послеродовом отделении» (отсроченное пережатие пуповины; сцеживание пуповинной крови; прикладывание к груди; кожный контакт).
2. «Последовательность и методика проведения начальных реанимационных мероприятий» (оценка-решение-действие; восстановление проходимости дыхательных путей; тактильная стимуляция; подготовка бригады к рождению двойни, тройни).
3. «Сердечно-легочная реанимация новорожденному в родильном зале»: (проведение искусственной вентиляции легких; непрямой массаж сердца; введение медикаментов).
4. «Стабилизация ребенка с ЭНМТ и ОНМТ от рождения для перевода в ОРИТ новорожденных»: (помещение ребенка в пластиковый мешок; проведение продленного вдоха; сурфактантная терапия; проведение назального СPAP).
5. «Интенсивная терапия и принципы выхаживания детей с ЭНМТ и ОНМТ в отделении»: (помещение ребенка в кувез и открытую реанимационную систему; выполнение методик развивающего ухода: «гамак», «гнездо», «кенгуру»; антропометрические измерения; проведение доступа к центральному венозному руслу).
Методологический инструментарий тренингов включает широкий спектр клинических сценариев, технологических карт тренингов, комплексных оценочных листов, позволяющих одномоментно оценить действия всех участников тренингов, методических пособий для обучающихся и преподавателей.
Тренинги рассчитаны на командное обучение 3-4 специалистов разного профиля и уровня квалификации. График проведения тренингов, состав участников и содержание программы заранее согласовывались с руководителями медицинских организаций. Для проведения тренингов в качестве инструкторов привлечены врачи анестезиологи-реаниматологи и неонатологи с опытом оказания реанимационной помощи в условиях родильного дома и владеющие технологией симуляционного обучения.
В 2015 году впервые в истории здравоохранения области проведено масштабное обучение медицинского персонала, участвующего в оказании первичной и реанимационной помощи новорожденным. Тренинги для специалистов городских родовспомогательных учреждений проводились в аккредитованном симуляционно-тренинговом центре БУ ДПО ОО ЦПК РЗ или непосредственно в отделениях медицинских организаций акушерского профиля. Обучение специалистов медицинских организаций муниципальных районов Омской области носило выездной характер с использованием мобильных симуляционных модулей образовательного учреждения, а для отдаленных районов применены видеотранслирующие технологии.
За указанный период прошли обучение 326 специалистов из 32 районов области и 4 городских родовспомогательных учреждений, из них: 102 специалиста с высшим медицинским образованием (врачи-неонатологи, анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи); 224 специалиста со средним медицинским образованием (акушерки родовспомогательных учреждений, палатные медсестры неонатологических отделений, медицинские сестры-анестезистки, фельдшеры скорой помощи). 98% участников тренингов обучались в составе постоянных бригад.
По результатам анкетирования участников тренингов показатель удовлетворенности качеством обучения составил 99,5% (при установленном критерии 95%); 99.2% участников отметили значительное повышение уровня сформированности практических навыков и совершенствование навыков командного взаимодействия. Статистические данные отрасли здравоохранения Омской области выявляют положительную динамику снижения показателя младенческой смертности (снижение на 17% по сравнению с 2012 годом).

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Людмила Ноздрякова