Перспективы внедрения клинических сценариев для оценки практических компетенций обучающихся

Автор(ы): Лисовский О.В., Лисица И.А., Гавщук М.В.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность

Симуляционное обучение способствует освоению профессиональных компетенций по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи. С 2016 года во всех медицинских вузах проводится первичная аккредитация специалистов с использованием оценочных листов, которые позволяют объективно оценить уровень знаний и навыков. Внедрение в образовательную программу аналогичной методики обучения и контроля по утвержденным сценариям позволяет не только адаптировать и подготовить обучающихся к итоговой аттестации, но и исключить человеческих фактор при оценке специалистов.

Цель

Провести анализ подготовленности выпускников педиатрического факультета к оказанию экстренной медицинской помощи при развитии жизнеугрожающих состояний у пациентов, находящихся в медицинской организации.

Материалы и методы

Проведен анализ оценочных листов студентов во время сдачи практического этапа государственной итоговой аттестации. За основу взяты клинические сценарии второго этапа аккредитации «Экстренная медицинская помощь». В исследование включено 289 анкеты, которые заполнялись волонтерами, отмечающими соответствие пунктов оценочных листов, адаптированных под итоговую аттестацию обучающихся на педиатрическом факультете.

Результаты

Этап оценки практических умений и навыков государственной итоговой аттестации по специальности «Педиатрия» проходил с использованием симуляционных технологий. В формате объективного структурированного клинического экзамена выпускникам предложена задача, целью решения которой являлось полное физикальное обследование ребенка с целью диагностики жизнеугрожающего состояния и своевременного и качественного оказания медицинской помощи. Для оценки задачи сформированы чек-листы, состоящие из 45 пунктов. Каждому пункту присвоен весовой коэффициент в зависимости от важности проверяемого навыка. Определены типичные ошибки студентов при выполнении алгоритма диагностики жизнеугрожающего состояния по системе ABCDE, а также при выполнении алгоритма оказания экстренной медицинской помощи.

Обсуждение

По условию задачи, экззаменуемый являлся медицинским работником медицинской организации. Важной составляющей отмечено обеспечение укладки экстренной медицинской помощи и своевременный вызов помощи. В анализируемых случаях выявлены нарушения при обеспечении укладки в 13 случаях (4,5%). Собственную инфекционную безопасность в виде надевания печаток обеспечили 260 студентов (89,96%). При обнаружении пациента в медицинской организации, правильную последовательность выполнения алгоритма ABCDE, предложенного для определения оценки пациента в жизнеугрожающем состоянии по системам органов выполнили 24 студента (8,3%). При обеспечении проходимости дыхательных путей, не оценили проходимость 23 студента (7,96%), не оценили дыхание в течение 10 секунд 11 студентов (3,8%), не осмотрели ротовую полость 10 человек (3,46%). При оценке дыхания, не провели пульсоксиметрию 12 студентов (4,15%), не подсчитали частоту дыхательных движений 7 студентов (2,42%), не обеспечили оксигенотерапию при необходимости и не провели сравнительную аускультацию легких по 6 обучающихся (2,07%). При оценке сердечно-сосудистой системы не провели забор крови на лабораторные исследования 45 обучающихся (15,57%), не обеспечили положение Тренделенбурга у пациентов с артериальной гипотензией 19 человек (6,57%), не измерили артериальное давление 11 студентов (3,8%), не оценили пульс на периферических артериях – 10 человек (3,46%). При высоком уровне владения правильного наложения электродов при выполнении электрокардиографического исследования (97,58%), правильно интерпретировали ЭКГ лишь 16 обучающихся (5,54%). При оценке неврологического статуса не оценили менингеальные симптомы 98 студентов (33,91%), не проверили мышечный тонус или не провели глюкометрию по 8 человек (2,77%). При оценке показателей общего состояния не определяли пульсацию на бедренных артериях 38 студентов (13,15%), не провели термометрию – 28 студентов (9,69%). Правильность вызова бригады скорой медицинской помощи не соблюдена в 168 случаях (58,13%), среди типичных ошибок – неполное указание данных пациента: не назван пол в 111 случаях (38,41%), возраст – 55 (19,03%), общее состояние пациента – 9 (3,11%). Объем оказываемой помощи при вызове бригады скорой помощи не указан в 68 наблюдениях (23,53%). Правильный и полный набор лекарственных средств при оказании экстренной медицинской помощи использовали 247 студентов (85,47%).

Выводы

1. Проведение оценки сформированности практических компетенций выпускниками педиатрического факультета с использованием объективного структурированного клинического экзамена позволяет определить уровень подготовки обучающихся без риска ятрогенных осложнений среди пациентов в симулированных условиях.
2. Использование клинических сценариев и оценочных листов возможно не только при проведении аккредитации специалистов, но и на всех уровнях аттестации студентов.

Тема: Аккредитация, оценивание
Олег Лисовский

Интегрированный ОСКЭ глазами экзаменатора

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б., Риклефс В.П.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский Университет Караганды», Центр симуляционных и образовательных технологий

Актуальность

Выбор контекста интеграции требует критического осмысления целостности, который должен вытекать из преобразующего обучения. Горизонтальная интеграция по фундаментальным дисциплинам в Медицинском университете Караганды (МУК) начинается с первого года обучения и по мере продвижения с курса на курс обучения включает вертикальную интеграцию, способствующую спиральному развитию знаний и умений от фундаментальных до клинических дисциплин. В организации интегрированного обучения меньше барьеров, чем в интегрированной оценке. Несмотря на успешное внедрение интегрированного подхода обучения, итоговая оценка в транскрипте выставляется отдельно по дисциплинам, что противоречит или усложняет принцип данного подхода. Основными разработчиками и исполнителями интегрированного обучения и оценивания являются преподаватели базовых дисциплин, которые испытывают трудности в согласовании доли своих дисциплин во вкладе в доклиническое обучение, потому что им до сих пор трудно отойти от традиционного дисциплинарного подхода. Для успешной интеграции необходимо обоюдное желание преподавателей фундаментальных и клинических наук для совместного усилия в планировании. Интегрированное оценивание базовых дисциплин путем ОСКЭ в МУК было внедрено с 2012 года и на протяжении 10 лет произошли существенные изменения. За последние 5 лет ОСКЭ на 3 курсе стала лучшей версией. В новой версии образовательной программы по специальности «Общая медицина» от 2019 года на основе модульного подхода были интегрированы все базовые дисциплины в следующие модули: структурные основы жизнедеятельности, движение и поддержка (скелетно-мышечная система), контроль и регуляция (нервная система, органы чувств и эндокринная система), обмен с окружающей средой (респираторная, пищеварительная, мочеполовая системы, метаболизм и энергетика), жидкость и транспорт (сердечно-сосудистая , лимфатическая и иммунная система), продолжение жизни (репродуктивная система и генетика). Оценка конечных результатов достижения данного подхода обучения легла в основу интегрированного объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ-3) и проводится по завершению 3 курса. Чек-лист включает критерии по оценке знаний и умений по 8 фундаментальным дисциплинам, коммуникативным навыкам и командной работе. Все студенты были удовлетворены ОСКЭ-3, так как снижается психологическая нагрузка на студентов и созданы комфортные условия для демонстрации знаний и умений на итоговом контроле. Предметом данного исследования явилась оценка экзаменаторов по организации ОСКЭ на 3 курсе.

Цель

Оценка эффективности интегрированного объективного структурированного клинического экзамена на 3 курсе экзаменаторами.

Материалы и методы

Материалами послужили результаты анкетирования 44 экзаменаторов, которые участвовали на ОСКЭ 3 курса с 2017 по 2022 годы.

Результаты

В анкетировании принимали участие 44 преподавателя кафедр фундаментальных наук, из них 90,9% более 2 лет участвовали в качестве экзаменатора на ОСКЭ-3, а 4 (9,1%) экзаменатора участвовали впервые. Анализ результатов анкетирования экзаменаторов интегрированного ОСКЭ на 3 курсе специальности «Общая медицина» показал, что на вопрос о качестве проведения ОСКЭ 63,6% экзаменаторов отметили высокий уровень и 25% - самый высокий уровень организации экзамена. Для оценивания на ОСКЭ-3 используется электронный чек-лист, который заполняется с помощью компьютерного планшета и 90,9% экзаменаторов высоко отметили удобство заполнения чек-листа, а 9,1% составили экзаменаторы более старшего возраста, которые затруднялись применять гаджет. Качество заданий на станциях было отмечено у 31,8% как «высоко», 47,7% - «хорошо», 18,2% - «удовлетворительно» и 1 (2,3%) экзаменатор выразил неудовлетворенность. Среди положительных сторон ОСКЭ экзаменаторы отметили следующее: «студент охватывает в разборе все 8 дисциплин, развивается последовательность мышления от нормы до патологии, у студента развиваются коммуникативные навыки»; «студенты работают в паре, что для практики будущего врача имеет огромное значение. Это учит их работать в команде и слушать мнение друг друга. На одной станции студенты имеют возможность оценить свои знания по 8 дисциплинам, учитывая, что они учатся по модулям и это очень удобно»; «экономия времени; возможность оценивания нескольких дисциплин одновременно»; «снижение психологической нагрузки на студента. Более полная интеграция по сравнению с предыдущим годом»; «вертикальная интеграция, объективность, компетентность студентов по основным модулям». И тем не менее, при анкетировании была возможность выявить слабые стороны ОСКЭ для дальнейшего улучшения: «требуется корректное оформление презентации, информации для экзаменатора, необходима работа со стандартизированными пациентами»; «увеличить время на обдумывание, не перебивать, правильно оценивать»; «продолжить интегрированный итоговый контроль практических навыков и теоретических знаний студентов 3 курса с использованием ОСКЭ»; «во время проведения ОСКЭ не привлекать сотрудников к другим видам работы, выделить с каждой кафедры ответственное лицо за проведение инструктажа по проведению ОСКЭ».

Обсуждение

Десятилетний опыт медицинского университета Караганды в проведении интегрированного ОСКЭ показала свою эффективность и удовлетворенность всех участников данного формата экзамена. Интеграция включает 8 фундаментальных дисциплин, объединены в модули и отличается от классического дизайна обучения. Критерии оценивания составляют необходимые компетенции соответствующего уровня обучения, включая коммуникативные навыки и работу в команде.

Выводы

Таким образом, по мнению экзаменаторов опыт интегрированной оценки студентов 3 курса по фундаментальным наукам позволяет определить уровень знаний и умений за пройденный этап обучения и готовность перехода на следующий этап обучения с определением потребности обучающихся и пробелов в знаниях, при этом данная оценка надежная и объективная и снижает психологическую нагрузку как на студентов , так и на экзаменаторов.

Тема: Аккредитация, оценивание
Гульшат Кемелова

Оценка уровня практической подготовки аккредитуемых с применением компьютерного тренажера РадиуМ-Сим по специальности рентгенология

Автор(ы): Викторов В.В., Садыкова К.И., Сайфуллина Э.И.

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, ООО "Гермес Медикал Групп"

Актуальность

Диагностика основных заболеваний и патологических состояний органов и систем методом рентгеновской компьютерной томографии (РКТ) является важнейшей профессиональной компетенцией врачей рентгенологов. Единственный эффективный и безопасный способ отработки практических умений в лучевой диагностике в настоящее время предоставляют виртуальные технологии. Компьютерное моделирование, основанное на объективных данных реальных диагностических процедур (рентген, РКТ, МРТ), позволяет спланировать и отработать обучающее исследование, что снижает потенциальный риск и повышает качество медицинской помощи. Такими свойствами обладает симулятор РКТ исследований РадиуМ-Сим.
Следует отметить, что Методическим центром аккредитации специалистов предложено только 2 станции из 5 необходимых для оценки на втором этапе первичной специализированной аккредитации практических навыков специалистов по специальности «Рентгенология»: «Базовая СЛР взрослых» и «Экстренная медицинская помощь». Между тем, компьютерный тренажер РКТ исследований РадиуМ-Сим позволяет оценивать навыки аккредитуемого, предусмотренные профессиональным стандартом "Врач-рентгенолог".

Цель

Определить эффективность внедрения компьютерного тренажера РадиуМ-Сим в образовательный процесс и результативность работы симулятора при аккредитации врачей рентгенологов.

Материалы и методы

В Федеральном аккредитационном центре Башкирского государственного университета (ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России) в качестве симулятора был представлен учебный модуль РадиуМ-Сим, включающий в себя экран имитации помещения для исследования (процедурной), экран эмуляции рентгенологического комплекса, КТ и МРТ, экран имитации аппаратной клавиатуры (сенсорный тренажер), рабочее место врача рентгенолога (электронная карта пациента, тренажер анализа снимков исследования, конструктор заключений).
В работе приняло участие 7 врачей рентгенологов, 5 членов комиссии и вспомогательный персонал. В симуляции использовались 1 сценарий - типичный вариант нормы исследования органов грудной клетки.
Перед началом симуляции для каждого участника проводился брифинг. Продолжительность занятия по одному сценарию, выбранному случайным образом, составляла 10 минут. За предоставленное время участник должен был провести объективное обследование пациента методом компьютерной томографии и дать заключение КТ картины. К каждой ситуации предоставлялись жалобы, данные клинического анамнеза жизни и заболевания пациента.
Алгоритм работы врача рентгенолога на РадиуМ-Сим включал в себя этапы авторизации в системе, изучения данных пациента, оценки анамнеза пациента, принятия решения о необходимости выполнения и выбора метода исследования, оценки первичной топограммы и области сканирования, позиционирования пациента, выбора протокола исследования, выполнения основного сканирования с последующим анализом исследования с помощью РО VIDAR, разработки протокола и заключения исследования при помощи конструктора.
Анализ данных проводился на основе системы оценки по конкретным действиям, разработанной в соответствии с национальными рекомендациями, и анкетирования участников. Критериями оценки работы врача рентгенолога послужили время, потраченное на экзамен, принятие правильного решения о проведении и выборе метода исследования, позиционирование пациента и выбор протокола, последовательность действий в процессе сканирования, перечень инструментов для измерений в PO VIDAR, формирование протокола и заключения врача.

Результаты

В результате анализа конкретных действий было выявлено, что все аккредитуемые (100%) поздоровались с пациентом, предложив пациенту сесть, представились, обозначив свою роль, попросили направление на исследование, спросили у пациента ФИО и возраст. Все испытуемые ознакомились с историей болезни и анамнезом пациента, ознакомились с направлением и добровольным согласием пациента на процедуру, ввели данные пациента, информировали пациента о процедуре и возможных артефактах от движения, сообщили о допустимой лучевой нагрузке, получаемой в процессе исследования. Все аккредитуемые правильно выбрали метод исследования и область исследования в соответствующем окне, определили начальное положение виртуального пациента и разместили его относительно красной линии лазерной подстветки томографа. Испытуемые правильно запустили топограмму и выбрали область исследования, а также верно запустили серию сканирования и выполнили инструментальные исследования в программе просмотрщика Dicom. Все 100% аккредитуемых выполнили анализ изображений и оценку, заполнили поля конструктора заключений, используя текстовые шаблоны. Семь из семи испытуемых сформулировали заключение с определением нозологической формы патологического процесса и выдали результат и диск пациенту.
Аккредитуемые оценили общее удобство работы с симулятором РадиумМ-Сим на 4,43 из 5,0 баллов. Удобство работы со сценариями тестирования по направлению компьютерная томография оценена испытуемыми в 4,43 балла из 5-ти. Соответствие процесса исследования в симуляторе РадиумМ-Сим с реальным исследованием пациента прошло с оценкой в 4,14 из 5-ти. Оценка сложности формирования в симуляторе заключения по результатам исследования аккредитуемыми составила 4,43 балла из 5-ти. Возможность применения симулятора Радиум-Сим в качестве аккредитационной станции прошла в 4,29 баллов из 5-ти. Члены комиссии оценили сложность формирования в симуляторе заключения по результатам исследований на 4,8 баллов из пяти. Остальные пункты анкеты членами комиссии оценены в среднем на 5,0 баллов из 5-ти.

Выводы

Данное исследование показало эффективность и результативность работы РадиуМ-Сим. Применение симулятора при аккредитации предоставило возможность оценить уровень практической подготовки, знаний и навыков у аккредитуемых в рентгенологической практике. Применение симулятора РадиуМ-Сим с дополнениями сценариев различной патологии рекомендовано для экзамена практической подготовки студентов, ординаторов и врачей рентгенологов.

Тема: Аккредитация, оценивание
Карина Садыкова

Симуляционные тренинги в совершенствовании профессиональных компетенций в рамках профессиональной переподготовки

Автор(ы): Долгина И.И., Григорьян М.Ф., Бросалин Д.А., Савич В.В.

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ ВО Курский ГМУ Минздрава России

Актуальность

Профессиональные стандарты специалистов являются определяющими нормативными актами при предъявлении требований к профессиональной подготовке специалистов. Практически все профессиональные стандарты предусматривают выполнение трудовой функции «Оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах». Специалисты, проходящие обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной подготовки, нуждаются в совершенствовании профессиональных компетенций по данному направлению, что связано как с потребностью актуализации подготовки в связи с изменением нормативно-правовой базы, так и с расширением круга обязанностей в рамках вновь осваиваемой специальности.
С целью оптимизации подготовки специалистов в КГМУ в дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки (ДПП ПП) включен симуляционный курс с продолжительностью обучения 36 часов с последующей сдачей зачета.
Большинство специалистов, прошедших обучение по программам ДПП ПП в нашем ВУЗе, в дальнейшем сдают первичную специализированную аккредитацию (ПСА) на площадке КГМУ, что послужило основанием для проведения социологического опроса по эффективности данного формата обучения. Для проведения социологического опроса разработана анкета по вопросам оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, которые предлагалось заполнить аккредитуемым, предварительно прошедшим курс обучения ДПП ПП.

Цель

Самооценка уровня профессиональных компетенций по оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах на различных этапах образовательной траектории.

Материалы и методы

Были разработаны анкеты с рядом вопросов направленных на оценку уровня профессиональных компетенций на различных этапах образовательной траектории обучающихся в рамках освоения новой специальности. Всего в исследовании принимало участие 317 человек, в возрастном диапазоне от 27 до 68 лет (средний возраст обучающихся составил 33,82) из числа лиц подавших документы для прохождения первичной специализированной аккредитации специалистов.

Результаты

Анализ самооценки данных анкетирования показал, что 96,9% (n=307) специалистов при прохождении обучения в рамках ПП имели возможность актуализировать свои знания по оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах. Основным источником актуализации знаний по оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах для 17,7% (n=56) аккредитуемых явилось самостоятельное изучение литературы (клинические рекомендации, учебные пособия и др.); для 25,9% (n=82) аккредитуемых – материалы, представленные для самостоятельной подготовки в рамках обучения по программе ПП; для 56,5% (n=179) аккредитуемых – информация, полученная во время проведения практических занятий/тренингов во время обучения по программе ПП. При этом имели возможность актуализировать свои умения/владения по проведению реанимационных мероприятий 63,4% (n=201) аккредитуемых в рамках ДПП ПП и 4,4% (n=14) при проведении тренингов на других образовательных мероприятиях.
При анализе самооценки умений/владений по оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах (от 0 до 10, где 0 минимальный уровень и 10 наивысший), аккредитуемые до обучения в рамках ПП оценили на 5,07; после обучения в рамках ПП – 7,9; после прохождения ПСА – 8,2.
При оценке актуальности повышения квалификации по блоку вопросов, посвященных особенностям проведения базовой сердечно-легочной реанимации, было отмечено, что большинство респондентов, а именно 88,96% (n=282) считают важным моментом отработку навыков при каждом обновлении клинических рекомендаций и протоколов оказания медицинской помощи; 2,21% (n=7) считают актуальным отработку навыков 1 раз в период 3-5 лет; 0,32% (n=1) – 1 раз в год; 3,47% (n=11) опрошенных отмечают данный блок неактуальным, в связи с пониманием проблематики и определенным мастерством при оказании СЛР и 5,05% (n=16) также указали на неактуальность программы, обосновывая это особенностями узкого профиля специальности или профессии в целом.
Подобная картина прослеживается и при оценке актуальности повышения квалификации по вопросам оказания медицинской помощи в экстренной форме, где 88,96% (n=235) респондентов указали на важность обучающих программ в данной сфере при каждой коррекции нормативно-правовой базы; 7,25% (n=23) отрабатывать навыки стандартно раз в 3-5 лет; 4,73% (n=15) 1 раз в год; при этом владение навыками в сфере оказания экстренной медицинской помощи на высоком уровне и ненадобностью данных обучающих программ отмечают 10,09% (n=32) потенциальных аккредитуемых, а 3,78% (n=12) считают, что навыки оказания данного вида помощи им не пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.
Более детальный анализ анкет показал, что наиболее высокая самооценка после обучения и после ПСА наблюдалась у лиц, прошедших обучение на симуляционном курсе, направленном на совершенствование профессиональных компетенций оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах.
Объективным критерием эффективности проведения симуляционного курса является успешное прохождение практических навыков в симулированных условиях в рамках практико-ориентированного этапа первичной специализированной аккредитации специалистов всеми участниками симуляционных курсов с первой попытки. При этом следует отметить отсутствие критически значимых несоответствий, которые влияют на субъективную оценку экспертов.

Выводы

Таким образом, совершенствование профессиональных компетенций оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в рамках ДПП ПП является актуальным и востребованным; позволяет повысить уровень самооценки возможности выполнения трудовых функций и уровень профессиональной готовности оказания квалифицированной медицинской помощи населению.

Тема: Аккредитация, оценивание
Ирина Долгина

Сравнительный анализ процедуры аккредитации медицинских кадров в России и Казахстане

Автор(ы): Фалчари Р.А., Овсянникова Е.Г., Остроухова Э.В., Кемелова Г.С., Изтлеуов Е.М.

Город: Астрахань

Учреждение: ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России

Актуальность

С 2016 года в России постепенно внедряется процедура аккредитации медицинских специалистов, зарекомендовавшая себя в качестве достаточно эффективной формы оценки уровня компетенции медицинского работника без ущерба для реальных пациентов ввиду развития симуляционного компонента. Казахстан запустил аналог процедуры аккредитации в 2015 г., тем самым став первооткрывателем в этом вопросе среди стран бывшего СНГ. Сравнительный анализ процедуры аккредитации медицинских кадров в России и Казахстане важен для дальнейшего развития здравоохранения и медицинского образования двух стран.

Цель

Провести сравнительный анализ процедуры аккредитации медицинских кадров в России и Казахстане.

Материалы и методы

Для реализации данной цели мы использовали материалы, предоставленные Центром симуляционных и образовательных технологий НАО Медицинского Университета Караганды и Медицинским центром ЗКМУ имени Марата Оспанова (Казахстан).

Результаты

Проведенный сравнительный анализ позволил сформулировать ряд сходств и отличий между двумя аналогами аттестации, имеющих те или иные преимущества с обеих сторон.
Первичная аккредитация специалиста для выпускников специалитета в Казахстане носит название итоговой государственной аттестации (ИГА) и проводится по завершению образовательных программ бакалавриата (5 лет). Можно отметить ряд сходств с отечественной процедурой в виде наличия компьютерного тестирования на первом этапе и прохождения станций группового объективно-структурированного клинического экзамена (ГОСКЭ) на втором этапе.
Однако, существуют и значительные отличия. Например, ГОСКЭ включает в себя 8 станций неотложной помощи (бронхообструкция, внебольничные роды, внезапная смерть, инсульт, инфаркт миокарда, судорожный синдром и т.д.), предназначенных для работы в команде. Отечественная же процедура отличается индивидуальной оценкой, более разносторонней направленностью (наличие станций физикального осмотра, диспансеризации, сбора жалоб и анамнеза), а также наличием третьего этапа (решение клинических кейсов).
Аналог первичной специализированной аккредитации, реализуемый в Казахстане после окончания интернатуры (2 года), имеет более существенные сходства с отечественной процедурой, так как проводится Национальным центром независимой экзаменации (НЦНЭ), носит название Независимой экзаменации и минимизирует участие ВУЗов в разработке оценочных материалов, что соответствует роли, отведенной Методическому центру аккредитации специалистов, Федеральному аккредитационному центру и Министерству здравоохранения в рамках организации аттестации медицинских кадров в России.
Данная процедура также имеет 2 этапа, как и в России, включая в себя тестирование (100 вопросов и 2 часа времени) и прохождение 3-5 станций неотложной помощи (например, анафилактический шок, инсульт, внезапная сердечная смерть, травма, коммуникативные навыки) в зависимости от направления. Практикоориентированный этап в России, однако, содержит прохождение еще и клинических задач, как уже было сказано выше.
Необходимо отметить, что для выпускников интернатуры в Казахстане, в отличие от российских коллег, процедура независимой экзаменации является платной и производится за счет средств ВУЗа (11600 тенге на одного человека).

Выводы

Форма аттестации будущих медицинских работников отличается в России и Казахстане, сохраняя, при этом, свою преимущественную практическую направленность, стремление к объективности системы оценивания и использованию симуляционных технологий. Отечественная процедура аккредитации специалиста, в свою очередь, является экономически менее затратной для ВУЗов, более индивидуализированной в отношении сдающих и более разнонаправленной в отношении ее методического наполнения. Однако, ввиду оптимизации количества этапов экзаменации, медицинские ВУЗы Казахстана и их сотрудники менее загружены и подвержены кадровым дефицитам в период разгара аттестационных процедур, что нельзя сказать о работе аккредитационных площадок в России.

Тема: Аккредитация, оценивание
Элина Кесплери

Контроль владения техническими навыками на практических занятиях с помощью симуляционных технологий как основа для подготовки к ОСКЭ

Автор(ы): Мирончик Н.В., Симонова Е.В., Шиман О.Н.

Город: Минск

Учреждение: Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет»

Актуальность

Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) – метод, позволяющий объективно оценить уровень владения практическими навыками (как техническими, так и нетехническими). Однако для успешной сдачи ОСКЭ студентами необходимо их качественно подготовить. Спиралевидная система накопления знаний заключается в освоении основ, а затем расширении полученных знаний в процессе обучения. Для освоения практических навыков, которыми должен владеть врач, также необходимо начинать с азов. Первые навыки, которые начинает осваивать студент – это технические навыки.

Цель

Изучить возможности применения для контроля технических навыков симуляционные технологии как основу для подготовки к ОСКЭ.

Материалы и методы

Симуляционные технологии контроля навыков с использованием чек-листа, анкетирование, наблюдение.

Результаты

В исследовании приняли участие 113 студентов второго курса специальности «Лечебное дело» (88 - женского пола, 25 – мужского пола), осваивавшие технические навыки на дисциплине «Медицинский уход и манипуляционная техника». Текущий контроль навыков проводился по классической форме (преподаватель наблюдает, оценивает и исправляет ошибки по ходу выполнения манипуляции или после), а также методом контроля тех же навыков с использованием симуляционных технологий, в составе которого были контроль навыков в симулированных условиях, вводный контроль, чек-листы, таймменеджмент.
В первом случае средний балл за практические навыки составил 8,3 (по десятибальной шкале оценивания), тогда как во втором (т.е. с использованием симуляционных технологий) средний балл составил 6,1. В результате анкетирования, проведенного после применения симуляционных технологий, студенты отметили, что «есть над чем поработать». По результатам наблюдения при классическом варианте контроля навыков студенты ограничивались минимальным количеством повторений для формирования навыков, а при применении симуляционных технологий использовали всё отведенное им время для работы без отдыха.

Обсуждение

При использовании классической формы контроля навыков у студентов формируется ошибочное мнение о качестве освоения навыка, подобно эффекту Даннинга-Крюгера, в результате чего студенты не желают или недостаточно проявляют инициативность дольше и больше работать над собой.
При использовании симуляционных технологий для контроля навыков на занятии у студентов происходит переоценка своих умений и навыков, что заставляет их работать над собой, формируя адекватную самооценку. В дополнение – было установлено, что использование чек-листов для контроля навыков на занятиях предоставляет возможность апробации чек-листа, с вытекающими из этого выявлениями недостатков, недоработок, ошибок в чек-листе. Данная ситуация даёт возможность подготовить качественные чек-листы к ОСКЭ.

Выводы

Проведение текущего контроля владения студентами техническими навыками на занятиях с помощью симуляционных технологий позволяет качественно подготовить к ОСКЭ, а также проделать необходимую методическую работу, сформировав адекватные материалы к ОСКЭ.

Тема: Аккредитация, оценивание
Ольга Шиман

Участие кафедры симуляционного обучения в пилотном проекте по внедрению вопросов первой помощи для станций первичной специализированной аккредитации

Автор(ы): Ловчикова И.А., Подопригора А.В., Чурсин А.А., Чернов А.В., Боев Д.Е., Сахарова О.П., Сергеева О.С.

Город: Воронеж

Учреждение: Учреждение: ФГБОУ ВО "ВГМУ им. Н.Н. Бурденко"

Актуальность

Необходимость обучения мероприятиям первой помощи (ПП) всех категорий граждан не вызывает сомнений. Врачи любой специальности - не исключение, ведь оказание помощи при жизнеугрожающем состоянии должно начаться немедленно. В программу первичной специализированной аккредитации по многим, в том числе неургентным, специальностям уже несколько лет входит станция "Базовая сердечно-легочная реанимация (СЛР) взрослых", в том числе и с применением автоматического наружного дефибриллятора (АНД). Учитывая то, что обструкция дыхательных путей инородным телом является важной причиной смерти в результате несчастного случая, как и смерть в результате асфиксии у больных и пострадавших с потерей сознания, было решено внести в программу аккредитации еще два алгоритма ПП: мероприятия при отсутствии сознания и при инородных телах верхних дыхательных путей.

Цель

Путем проведения пробной аккредитации выявить готовность ординаторов первого года обучения неургентных специальностей к оказанию первой помощи и уровень сложности воспроизведения новых аккредитационных станций пилотного проекта.

Материалы и методы

На базе кафедры симуляционного обучения ФГБОУ ВО "ВГМУ им. Н.Н.Бурденко" проведена пробная аккредитация ординаторов первого года обучения на станциях пилотного проекта. После мероприятия аккредитуемые и эксперты приняли участие в анкетировании.

Результаты

В ходе пробной аккредитации 30 ординаторов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко демонстрировали работу на станциях "Базовая СЛР взрослых, «устойчивое боковое положение" и "Базовая СЛР взрослых, инородное тело верхних дыхательных путей". Сценарий станций предполагал первым этапом алгоритм базовой СЛР без АНД, вторым - алгоритм использования «устойчивого бокового положения» или помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути. Первый этап включал в себя работу с манекеном с обратной компьютерной связью «Оживленная Анна». Второй этап начинался через 2 минуты от начала станции, когда конфедерат давал аккредитуемому новую вводную о пострадавшем без сознания или о человеке с признаками обструкции верхних дыхательных путей. Для демонстрации алгоритма действий при потере сознания использовалась помощь конфедератов. ПП при инородном теле верхних дыхательных путей аккредитуемые демонстрировали на манекене «Подавившийся Чарли».

Обсуждение

Если алгоритм СЛР практически не вызывал затруднений у аккредитуемых, требуя лишь дальнейшей отработки качества компрессий грудной клетки, два дополнительных алгоритма выполнялись со значительными ошибками. Причем, ошибки были и в последовательности действий, и в качестве проводимых мероприятий ПП.

Выводы

Введение вопросов ПП, помимо уже имеющейся аккредитационной станции по СЛР, в первичную специализированную аккредитацию врачей всех специальностей можно считать обоснованной и своевременной. Это может повысить готовность медицинских работников к оказанию ПП, что должно положительно повлиять на выживаемость пострадавших в жизнеугрожающих состояниях.

Тема: Аккредитация, оценивание
Александр Чурсин

От процесса к результатам в процедуре аккредитации. Взгляд студентов

Автор(ы): Григорьева В.П., Лещенко М.А., Подгорнов И.С., Мамедова Л.Н., Макаренко А.С., Смирнова Е.А.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

с каждым годом растёт количество медицинских исследований, появляются новые методики лечения пациентов, фармакологические средства и медицинские технологии. В современных условиях врачу необходимо постоянно обучаться и подтверждать уровень знаний. Процедура аккредитации является «золотым» стандартом в оценке качества медицинского образования.

Цель

изучить возможности совершенствования процедуры аккредитации посредством опроса студентов.

Материалы и методы

Создана авторская анкета на основании руководства AMEE № 87 «Разработка анкет для научных исследований в области медицинского образования». Был определён ряд вопросов, охватывающий различные аспекты объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Среди них личностное отношение обучающего/аккредитуемого к эффективности метода ОСКЭ, развитие клинического мышления, оценка уровня знаний, понимание совершенных действий, уверенность в дальнейшей практике и т.п. На базе Центра симуляционного обучения РостГМУ студенты 6 курса прошли двукратное анкетирование: за 6 месяцев до сдачи аккредитации и после неё. Всего получено 194 ответа, что соответствует общему проценту ответов 43%. Статистический анализ результатов опроса проводился с использованием программы STATISTICA 10 версии. Каждая запись в базе данных оценивалась на предмет ошибок и полноты. Все последующие полученные результаты зависят от выбранного учреждения и могут отличаться.
В совокупности 68% студентов полностью согласны с утверждением, что аккредитация является эффективным методом оценки знаний; 83% сообщили, что прохождение ОСКЭ помогает чувствовать себя увереннее в будущем среди опытных коллег на практике; 43% считают, что выполняют чрезмерное количество действий и их необходимо структурировать и, возможно, видоизменить. У части опрошенных получено альтернативное мнение: 79% заявили, что успешная сдача практикоориентированного этапа аккредитации не отражает достаточный уровень знаний; 59% - ОСКЭ не гарантирует полную информацию для понимания действий формирующих профориентационный навык, который в дальнейшем надо применить в реальной практике.

Результаты

Для проверки зависимости результатов опросника от итогов прохождения аккредитации был выбран непараметрический критерий Краскела-Уолисса. Результаты теста определили, что статистически различия значимы в ответах на анкетирование до и после прохождения ОСКЭ (p <0,003). Также, различия были отмечены в ответе на количество совершаемых действий и слов (комментарии к ответу) аккредитуемого. Большинство студентов считают, что действия должны быть более структурированными и акцентированными на основополагающие элементы практического навыка. Проговаривание каких-либо действий не должно считаться выполненным действием в связи с сохранением алгоритма навыка в кратковременной памяти.

Выводы

Проведение ОСКЭ должно совершенствоваться и учитывать мнение, не только экспертов, но и студентов, так как их успешное прохождение аккредитации влияет на дальнейшее профессиональное развитие. Акцентуация должна быть на полноценность выполнения практических действий аккредитуемым.

Тема: Аккредитация, оценивание
Виктория Григорьева

Программно-аналитические особенности по работе в личном кабинете специалиста на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования

Автор(ы): Ю.И. Логвинов, Е.А. Бородина

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Согласно действующим нормативным актам специалисты с высшим и средним медицинским образованием обязаны периодически совершенствовать свои знания и проходить аккредитацию не реже одного раза в пять лет. С этой целью создана онлайн-площадка НМО, на которой специалисты могут повысить квалификацию. Вход в личный кабинет открывает доступ к курсам, вебинарам и обучающим материалам, по окончанию которых специалистам в области здравоохранения выдаются удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

Цель

Раскрыть особенности по работе в личном кабинете специалиста на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования.
Помощь специалистам при работе на портале НМО.

Материалы и методы

Непрерывное медицинское образование (НМО) – уже далеко не новинка в нашем законодательстве, однако вызывающая до сих пор немало вопросов у специалистов в области здравоохранения. НМО отличается непрерывностью, использованием инновационных технологий, а также возможностью самостоятельного выстраивания траектории обучения.
На площадке создано два вида ЛК для специалистов в области здравоохранения: специалистам с высшим медицинским образованием и специалистам со средним медицинским образованием.
Функционал Личного кабинета специалиста включает в себя множество функций:
1. формирование индивидуального плана обучения по выбранной специальности,
2. выбор программы повышения квалификации → подача заявки на обучение с целью повышения своей квалификации
3. выбор образовательного мероприятия → запись на участие в мероприятиях,
4. выбор и изучение интерактивных образовательных модулей
5. формирование образовательного портфолио
Удобный поиск поможет найти необходимый курс или интерактивную программу. При помощи фильтра специалисты самостоятельно распределят обучающие программы с учётом их сроков и длительности. Все прослушанные образовательные программы, семинары и курсы, включая индивидуально созданные планы, после завершения автоматически попадают в «Портфолио». При необходимости его можно скачать для вывода на печать или передачи по электронной почте. На главной странице портала размещены удобные модули с ответами на часто задаваемые вопросы (вопросы о системе непрерывного медицинского образования, вопросы по работе в личном кабинете образовательной организации, вопросы по техническим проблемам), также размещена видеоинструкция по работе в личном кабинете специалиста.
Самыми распространенными жалобами медицинских работников являются: Специалист здравоохранения не знает как получить результаты обучения за прошедшие периоды обучения, не начислены ЗЕТ после прохождения обучения по дополнительной программе повышения квалификации. Прежде всего необходимо понимать каким образом начисляются ЗЕТ. Медицинский работник осуществляет выбор образовательной программы, создает предварительную Заявку для зачисления на обучение, за предыдущие периоды обучения также можно сформировать заявку. Специалист предоставляет данную заявку в образовательную организацию для начисления ЗЕТ. 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. В личном кабинете образовательной организации есть возможность до-вносить результаты обучения специалистам здравоохранения по ранее подтвержденным результатам повышения квалификации. Результаты обучения вносят образовательные организации. Специалистам необходимо связаться с образовательной организацией, образовательная организация внесет результат обучения и данный цикл, и информация отобразится в плане в освоенных элементах и в портфолио.
Однако одной из распространенных причин невозможности начислить ЗЕТ является отсутствие актуальной специальности утвержденной в программе повышения квалификации. Образовательная организация размещает программу повышения квалификации в личном кабинете, заполняет (паспорт программы) и указывает актуальную и дополнительные специальности которые относятся к данной образовательной программе. При условии соответствия программы порталом принимается решение о возможности включения программы в список программ Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Если специалист прошел обучение по программе повышения квалификации и по завершению обучения выяснилось, что его специальности нет в данной программе, то необходимо сформировать заявку на обучение вне специальностей. При подаче документов для периодической аккредитации предоставляются копии документов о квалификации, подтверждающих сведения об освоении программ повышения квалификации (удостоверения о повышении квалификации установленного образца). Все результаты обучения оцениваются в академических часах.
Периодическая аккредитация специалистов проводится федеральными аккредитационными центрами. Подробную информацию можно получить на официальном сайте Федерального аккредитационного центра ( https://fca-rosminzdrav.ru/)

Результаты

Чтобы стать звеном всей системы непрерывного медицинского образования — нужно зарегистрироваться на портале и начать проходить различные программы повышения квалификации, образовательные мероприятия, интерактивные модули. Все результаты обучения учитываются в портфолио медработника, которое будет необходимо для прохождения итоговой аккредитации. Портал непрерывного медицинского образования (НМО) – это платформа для последипломного образования медицинских работников, призванная служить повышению квалификации и расширению знаний. В целом данная система является хорошей и удобной площадкой для формирования образовательной траектории по специальности в соответствии с особенностями профессиональной деятельности.

Тема: Аккредитация, оценивание
Евгения Бородина

Актуальные положения периодической аккредитации специалистов в 2022 году

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Геркен И.А.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Современное развивающееся общество диктует повышенные требования к изменениям всех сфер жизнедеятельности. Система здравоохранения не исключение. Важным аспектом в развитии современной системы здравоохранения является повышение качества оказания медицинской помощи. Одной из немаловажных составляющих критерия оказания квалифицированной помощи считается профессионализм и компетентность специалистов практического здравоохранения. Аккредитация специалиста - независимая процедура, проводимая в целях определения соответствия квалификации лица, получившего медицинское или фармацевтическое образование, требованиям к квалификации медицинского/фармацевтического работника в соответствии с профессиональными стандартами для самостоятельного осуществления медицинской или фармацевтической деятельности.

Цель

Проанализировать актуальную нормативную правовую базу, затрагивающую вопросы аккредитации специалиста и обозначить основные положения для успешного прохождения процедуры аккредитации.

Материалы и методы

Вхождение в новую систему поэтапное: в 2016 году аккредитацию прошли только выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов. С 2017 г. допуск к работе через систему аккредитации получили выпускники лечебного и педиатрического факультетов, специалисты медико-профилактического дела, медицинской биофизики, медицинской биохимии, медицинской кибернетики; с 2018 г. - лица, получившие среднее профессиональное образование по ряду медицинских специальностей; с 2019 года - лица, получившие высшее образование по образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации (программам ординатуры) и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по специальностям "кардиология", "неврология", "общая врачебная практика (семейная медицина)", " онкология", "педиатрия", "терапия". С 1 января 2020 года в систему аккредитации вступают лица, получившие после 1 января 2020 высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с ФГОС в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры) и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, а также лица, получившие дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанных на основании требований соответствующих ФГОС среднего профессионального образования (приказ Минздрава России от 21 декабря 2018 г. №898н).
В 2017 году на законодательном уровне была утверждена концепция непрерывного образования и развития, расширения компетенций и навыков медицинских работников и фармацевтов.
Обусловлено непрерывное образование медиков, врачей и фармацевтов (НМиФО) ускоренными темпами развития остальных сфер жизнедеятельности и, как следствие, необходимостью обновления знаний.
Благодаря реализуемым в рамках концепции мерах государство стремится:
• Повысить качество предоставляемой медицинской помощи.
• Сформировать актуальные компетенции у работников.
• Адаптировать работников к повышенному уровню гражданской ответственности перед пациентами.
• Удовлетворить потребность медицинских и фармацевтических работников в новых знаниях и личностном росте.
Согласно актуальному приказу Минздрава России №1081н периодическая аккредитация будет проходить в 2022 году в один этап. Врачу никуда не придется ехать очно, сдавать экзамены, показывать практические навыки и решать тестовые задания. Требование одно – подготовить отчет о проделанной работе и портфолио.
Актуальный приказ Минздрава №1081н предполагает два варианта набора часов.
Вариант 1. 144 часа за все 5 лет специалист набирает только циклами повышения квалификации, как и раньше для получения сертификата.
Вариант 2. Набирать 74 часа на циклах повышения квалификации в любой последовательности - одним циклом или несколькими. А оставшиеся 70 баллов, недостающих до 144 часов, добрать на конференциях, вебинарах, электронных модулях, которые аккредитованы на портале НМО edu.rosminzdrav.ru.
Для того, чтобы засчитали часы обучения, конференции и вебинары должны пройти аккредитацию в совете НМО. Организаторы таких аккредитованных мероприятий выдают индивидуальные коды подтверждения участия в образовательном мероприятии. Эти коды вы вносятся в личные кабинеты на портале edu.rosminzdrav.ru с последующим получением сертификата с номером, который указывается в портфолио.
Приказ Минздрава №1081н не подразумевает подачу документов посредством электронной почты.
Необходимо закладывать 2-4 месяца на всю процедуру аккредитации. Это время уйдет на то, чтобы документы поступили в Федеральный аккредитационный центр и прошли обработку документов. Возможно, по итогам первой проверки понадобится внести в комплект документов изменения и дополнения, а затем отправить их повторно.
Обязательное условие для врача, который проходит периодическую аккредитацию, - стаж по аккредитуемой специальности в течение последних 5 лет, с момента получения предыдущего сертификата, хотя бы в объеме 0, 1 ставки. Если врач не работал по специальности 5 лет или больше, ему придется проходить снова первичную аккредитацию.

Результаты

Врачи, которым предстоит проходить аккредитацию до 1 марта 2023 года, могут ограничиться 144 часами курсов повышения квалификации.
В настоящий момент в законодательстве понятия «баллов» или «зет» нет. Есть понятие «часы» - и за курсы повышения квалификации врачам начисляют исключительно «часы».
Вы сами можете выбирать себе тот образовательный цикл, который Вам интересен. Перед обучением убедитесь, что организатор входит в число тех, кто имеет право оказывать услуги специалистам по дополнительному профессиональному образованию. Проверить это можно в ФРДО — Федеральном реестре сведений документов об образовании.
Отчет о профессиональной деятельности, портфолио и заявление - главные документы, которые надо подготовить врачу для аккредитации как минимум за два месяца до окончания срока действия сертификата.

Тема: Аккредитация, оценивание
Ирина Геркен