На данной странице публикуются новости, рабочие материалы и документы по вопросам проведения симуляционного этапа первичной специализированной аккредитации по специальности "ХИРУРГИЯ".
В рамках в рамках VIII международной конференции "Росмедобр-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине" и VI Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2017 проводился круглый стол по итогам деятельности Рабочей группы по формированию оценочных средств симуляционного этапа первичной специализированной аккредитации по хирургии, который принял следующую резолюцию:
4 апреля 2017 года по инициативе Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД в рамках Образовательного форума Первого Национального хирургического конгресса был проведен круглый стол "Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности «Хирургия"». В работе круглого стола приняли участие ведущие эксперты по вопросам симуляционного медицинского обучения. На круглом столе обсуждался перечень навыков (умений), которые необходимо оценить в ходе аккредитации, возможный набор тестовых станций, объективизация и стандартизация оценочных критериев. Были сформулированы критерии отбора и включения в него. Подробнее о круглом столе - ниже.
Всем участникам круглого стола был роздана анкета с перечнем из 52 наименований навыков/умений/манипуляций с предложением оценить необходимость тестирования каждого из них у выпускников ординаторы по хирургии. Всего было сдано 22 заполненных опросных листа. Ниже приведен перечень десяти навыков/умений/манипуляций, наиболее актуальных по мнению экспертов для оценки выпускников ординаторы по хирурги в ходе аккредитации (по пятибалльной шкале, высший балл 5):
Ниже приведены дополнения, предложенные хирургами в ходе опроса, а также комментарии, возникшие в ходе анализа ответов.
По итогам голосования участников круглого стола заметна строгая специализация –низкие оценки единодушно проставлены манипуляциям, которые, по мнению врачей, не относятся к компетенции хирургов или являются базовыми, «сестринскими». Таким образом, не надо проверять умение выполнять перевязки, аспирацию, желудочное и дуоденальное зондирование, различные виды инъекций, крикотиреотомию или катетеризацию подключичной вены, поскольку это манипуляции медсестры, врача-лечебника или анестезиолога-реаниматолога. Примеры комментариев: «Нужно изъять все компетенции, относящиеся к навыку врача-лечебника и оставить хирургические манипуляции и операции»; «Наложение повязок на раны различных частей тела и головы, подкожные и в.м. инъекции - сестринские навыки»; «На фантомах инъекции проверять не надо – это сестринские навыки».
Однако одновременно с этим и некоторые высоко специализированные хирургические умения также были оценены невысоко. Так, сочтены необязательными для оценки у ординаторов: парацентез, аппаратный кишечный шов и анастомоз, эндохирургический шов, диагностический перитонеальный лаваж, перикардиоцентез. Такой подход может изначально занизить планку подготовленности будущих хирургов. Ординатор, зная, что владение сшивающими аппаратами или эндохирургическими методиками оцениваться не будет, в ходе ординатуры может не придать должного значения их освоению. Пример комментария: «Ординаторы должны уметь выполнять обычные вмешательства. Неверно, что он должен выполнять эндоскопические вмешательства. Это другой, более высокий уровень квалификации.»
Единодушно и с большим отрывом от других навыков не рекомендуется оценка навыков внутрипросветной эндоскопии – гастроскопии и колоноскопии – им поставлены самые низкие баллы. Объяснение: «Эндоскопия - специализированные навыки, хирургам не нужны», «Эндоскопия - отдельная специальность».
Были рекомендации и научного характера, например: «Элементарные упражнения на глазомер – провести прямую линию, окружность, равномерно расставить метки. Внимательность? Выносливость? Знание анатомии?».
Впрочем, доминировала прикладная значимость оценки – как по баллам, так и по дополнительно оставленным комментариям – подчеркивалась необходимость оценки у ординаторов умения выполнять отдельные операции, в частности, были следующие комментарии:
Правда, при этом не указано, шла ли речь об открытых или лапароскопических вмешательствах, однако это скорее недоработка составителей списка навыков для опроса.
В преддверии проведения в 2018 году впервые в России первичной специализированной государственной аккредитации, в ходе которой практическое мастерство выпускников ординатуры будет оцениваться с помощью симуляционных методик общество РОСОМЕД начало проводить подготовительную работу. В частности, в рамках Первого национального хирургчиеского конгресса, прошедшего 4-7 апреля 2017 года в Москве, состоялось обсуждение вопросов СИМУЛЯЦИОННОГО ЭТАПА АККРЕДИТАЦИИ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХИРУРГИЯ».
В работе секционного заседания "Обучение и аккредитация ординаторов хирургических специальностей" приняло участие свыше пятидесяти специалистов со всей страны. Были зачитаны доклады, проведено обсуждение процедуры аккредитации и перечня аккредитуемых навыков. На заседании с докладами и в прениях выступили Богомолов Н.И., Потапов М.П., Хорев Н.Г., Горшков М.Д., Матвеев Н.Л., Быков А.В., Совцов С.А., представители столичных и региональных ВУЗов.
Слайд презентация доклада "Как проверить практическое мастерство ординатора?", Горшков М.Д., Совцов С.А.
В частности, в ходе дискуссии обсуждался перечень навыков (умений), которые необходимо оценить на аккредитации, возможный набор тестовых станций, объективизация и стандартизация оценочных критериев. Были сформулированы критерии отбора и включения в данный список:
В ходе обсуждения поступило предложение создать Рабочую группу для формирования итогового списка навыков (умений, манипуляций) на основе перечня, предложенного участниками круглого стола, а также для разработки вариантов симуляционных станций и объективных критериев стандартизированной оценки навыков. Результаты деятельности Рабочей группы доложить Правлению РОХ и Правлению РОСОМЕД и сформированный итоговый документ предоставить в ноябре 2017 года в распоряжение Методического центра аккредитации специалистов.
Тренинг был бесплатно организован Симуляционным центро Ментор Медикус Сеченовского университета. Тренинг проводили тьюторы центра. В нем приняло участие около 30 ординаторов и практическиующих хирургов страны.
Курсы проводились бесплатно ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации. Подробнее
Демонстрация гиперреалистичного симляционного тренинга хирургического пособия и оперативных вмешательств. Проф. Энтони Лапорта, США