ХИРУРГИЯ. Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности "Хирургия".

На данной странице публикуются новости, рабочие материалы и документы по вопросам проведения симуляционного этапа первичной специализированной аккредитации по специальности "ХИРУРГИЯ". 

Круглый стол на РОСМЕДОБР/РОСОМЕД-2017

В рамках в рамках VIII международной конференции "Росмедобр-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине" и VI Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2017 проводился круглый стол по итогам деятельности Рабочей группы по формированию оценочных средств симуляционного этапа первичной специализированной аккредитации по хирургии, который принял следующую резолюцию: 

РОСОМЕД по формированию методического обеспечения первичной специализированной аккредитации по хирургии

 

Результаты опроса по перечню навыков (умений) для оценки в ходе первичной специализированной аккредитации ординаторов хирургов

4 апреля 2017 года по инициативе Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД в рамках Образовательного форума Первого Национального хирургического конгресса был проведен круглый стол "Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности «Хирургия"».  В работе круглого стола приняли участие ведущие эксперты по вопросам симуляционного медицинского обучения. На круглом столе обсуждался перечень навыков (умений), которые необходимо оценить в ходе аккредитации, возможный набор тестовых станций, объективизация и стандартизация оценочных критериев. Были сформулированы критерии отбора и включения в него.  Подробнее о круглом столе - ниже.

Всем участникам круглого стола был роздана анкета с перечнем из 52 наименований навыков/умений/манипуляций с предложением оценить необходимость тестирования каждого из них у выпускников ординаторы по хирургии. Всего было сдано 22 заполненных опросных листа. Ниже приведен перечень десяти навыков/умений/манипуляций, наиболее актуальных по мнению экспертов для оценки выпускников ординаторы по хирурги в ходе аккредитации (по пятибалльной шкале, высший балл 5):

  1. Неотложные лечебные мероприятия при внутреннем кровотечении 5,0
  2. Первичная хирургическая обработка раны 4,9
  3. Пальпация передней брюшной стенки 4,9
  4. Плевральное дренирование 4,9
  5. Неотложные лечебные мероприятия при синдроме острого живота 4,9
  6. Ручной кишечный шов и анастомоз 4,8
  7. Базовая сердечно-легочная реанимация 4,8
  8. Определение группы крови и резус-фактора 4,8
  9. Пальцевое исследование прямой кишки и предстательной железы 4,7
  10. Торакоцентез 4,7

Ниже приведены дополнения, предложенные хирургами в ходе опроса, а также комментарии, возникшие в ходе анализа ответов.

По итогам голосования участников круглого стола заметна строгая специализация –низкие оценки единодушно проставлены манипуляциям, которые, по мнению врачей, не относятся к компетенции хирургов или являются базовыми, «сестринскими». Таким образом, не надо проверять умение выполнять перевязки, аспирацию, желудочное и дуоденальное зондирование, различные виды инъекций, крикотиреотомию или катетеризацию подключичной вены, поскольку это манипуляции медсестры, врача-лечебника или анестезиолога-реаниматолога. Примеры комментариев: «Нужно изъять все компетенции, относящиеся к навыку врача-лечебника и оставить хирургические манипуляции и операции»; «Наложение повязок на раны различных частей тела и головы, подкожные и в.м. инъекции - сестринские навыки»; «На фантомах инъекции проверять не надо – это сестринские навыки».

Однако одновременно с этим и некоторые высоко специализированные хирургические умения также были оценены невысоко. Так, сочтены необязательными для оценки у ординаторов: парацентез, аппаратный кишечный шов и анастомоз, эндохирургический шов, диагностический перитонеальный лаваж, перикардиоцентез. Такой подход может изначально занизить планку подготовленности будущих хирургов. Ординатор, зная, что владение сшивающими аппаратами или эндохирургическими методиками оцениваться не будет, в ходе ординатуры может не придать должного значения их освоению. Пример комментария: «Ординаторы должны уметь выполнять обычные вмешательства. Неверно, что он должен выполнять эндоскопические вмешательства. Это другой, более высокий уровень квалификации.»

Единодушно и с большим отрывом от других навыков не рекомендуется оценка навыков внутрипросветной эндоскопии – гастроскопии и колоноскопии – им поставлены самые низкие баллы. Объяснение: «Эндоскопия - специализированные навыки, хирургам не нужны», «Эндоскопия - отдельная специальность».

Были рекомендации и научного характера, например: «Элементарные упражнения на глазомер – провести прямую линию, окружность, равномерно расставить метки. Внимательность? Выносливость? Знание анатомии?».

Впрочем, доминировала прикладная значимость оценки – как по баллам, так и по дополнительно оставленным комментариям – подчеркивалась необходимость оценки у ординаторов умения выполнять отдельные операции, в частности, были следующие комментарии:

  • «Аппендэктомия, грыжесечение, пластика ПБС с использованием сетчатого импланта, пункция заднего свода, венэктомия»,
  • «Аппендэктомия, ушивание перфоративной язвы, холецистэктомия, грыжесечение»,
  • «Вскрытие и санация гнойника, аппендэктомия, диагностическая лапароскопия, дренирование бр. полости - все это необходимо проверять».

Правда, при этом не указано, шла ли речь об открытых или лапароскопических вмешательствах, однако это скорее недоработка составителей списка навыков для опроса.

 

Полностью результаты опроса по степени необходимости проверки отдельных навыков приведены в таблице (формат PDF).

  

Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности "Хирургия"

В преддверии проведения в 2018 году впервые в России первичной специализированной государственной аккредитации, в ходе которой практическое мастерство выпускников ординатуры будет оцениваться с помощью симуляционных методик общество РОСОМЕД начало проводить подготовительную работу.  В частности, в рамках Первого национального хирургчиеского конгресса, прошедшего 4-7 апреля 2017 года в Москве, состоялось обсуждение вопросов  СИМУЛЯЦИОННОГО ЭТАПА АККРЕДИТАЦИИ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХИРУРГИЯ»

 

 

В работе секционного заседания "Обучение и аккредитация ординаторов хирургических специальностей" приняло участие свыше пятидесяти специалистов  со всей страны.  Были зачитаны доклады, проведено обсуждение процедуры аккредитации и перечня аккредитуемых навыков.  На заседании с докладами и в прениях выступили Богомолов Н.И., Потапов М.П., Хорев Н.Г., Горшков М.Д., Матвеев Н.Л., Быков А.В., Совцов С.А., представители столичных и региональных ВУЗов.  

Слайд презентация доклада "Как проверить практическое мастерство ординатора?", Горшков М.Д., Совцов С.А.

 

 

 

В частности, в ходе дискуссии обсуждался перечень навыков (умений), которые необходимо оценить на аккредитации, возможный набор тестовых станций, объективизация и стандартизация оценочных критериев.  Были сформулированы критерии отбора и включения в данный список:

  1. Соответствуют специальности и уровню подготовки (ординатура).
  2. Основополагающие, базовые, ключевые манипуляции.
  3. Востребованные, часто применяемые.
  4. Выполняются при неотложных и опасных состояниях, а их неправильное выполнение грозит осложнениями, угрожающих жизни и здоровью.
  5. Можно продемонстрировать за ограниченный отрезок времени (10 минут).
  6. Можно сымитировать и оценить с помощью распространенных, стандартизированных симуляционных методик.
  7. Подаются объективной, формализованной, надежной, достоверной оценке.

 

 

В ходе обсуждения поступило предложение создать Рабочую группу для формирования итогового списка навыков (умений, манипуляций) на основе перечня, предложенного участниками круглого стола, а также для разработки вариантов симуляционных станций и объективных критериев стандартизированной оценки навыков. Результаты деятельности Рабочей группы доложить Правлению РОХ и Правлению РОСОМЕД и сформированный итоговый документ предоставить в ноябре 2017 года в распоряжение Методического центра аккредитации специалистов.

 

 

 

 

Тренинг сессия по курсу БЭСТА (Базовый эндохирургический симуляционный тренинг и аттестация)

Тренинг был бесплатно организован Симуляционным центро Ментор Медикус Сеченовского университета.  Тренинг проводили тьюторы центра.  В нем приняло участие около 30 ординаторов и практическиующих хирургов страны.  

 

 

 

Тренинг-курсы Президентского центра

Курсы проводились бесплатно ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации.  Подробнее

 

 

 

Гиперреалистический симуляционный тренинг по хирургии.

Демонстрация гиперреалистичного симляционного тренинга хирургического пособия и оперативных вмешательств. Проф. Энтони Лапорта, США