Отработка алгоритмов и практических навыков оказания экстренной помощи.

Автор(ы): Акперова А.В., Потапов М.П.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет Минздрава России Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр ЯГМУ

Актуальность

Оказание экстренной и неотложной помощи пациентам является базовым навыком для врачей любой специальности. Независимо от места возникновения ургентной ситуации помощь должна быть оказана максимально в ранние сроки в сочетании с вызовом реаниматолога или реаниматологической бригады ССМП. Для большинства специалистов неготовность эффективно действовать может быть связано с редкостью и нетривиальности ситуации, отсутствием предыдущего опыта и, по этой причине, фактором "растерянности" и неуверенности.

Цель

Оценить эффективность реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования по повышению квалификации "Оказание экстренной помощи" на предмет формирования субъективных ощущений уверенности и готовности действовать в клинических ситуациях.

Материалы и методы

Обучение реализовано на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра Ярославского государственного медицинского университета (МАСЦ ЯГМУ) в рамках образовательной программы дополнительного профессионального образования по повышению квалификации "Оказание экстренной помощи" трудоемкостью 36 часов. Данные циклы включали в себя теоретический материал и отработку алгоритмов на роботе-пациенте высокой степени реалистичности айСтен, тренажёре виртуального пациента Body Interact, манекене для проведения СЛР и АНД.
Обучение проходили врачи различных клинических специальностей. Отрабатывались алгоритмы оказания помощи при следующий состояниях: анафилактический шок; острое нарушение мозгового кровообращения; острый коронарный синдром; желудочно-кишечное кровотечение; гипертонический криз; тромбоэмболия лёгочной артерии; бронхообструктивный синдром при бронхиальной астме; гипогликемические и гиперликемические состояния; жизнеугрожающие нарушения ритма; остановка кровообращения с формированием асистолии.
В период 2019-2022 гг. проведено 19 циклов обучения для 273 врачей.
В качестве обратной связи применялся инструмент дистанционного электронного анкетирования на платформе Яндекс.Формы.

Результаты

Результаты анонимного анкетирования до обучения: 14% врачей чувствовали себя уверенно, при необходимости смогли бы оказать помощь; 67% – сомневались в правильности оказания помощи; 12% – вызвали бы реаниматологов или бригаду ССМП и находились бы в режиме ожидания без оказания должных лечебных мероприятий; 7% затруднились ответить.
После обучения: 86% врачей уверены выразили уверенность и готовность к оказанию экстренной помощи; 7% – сомневаются в правильности оказания помощи; 4% вызвали бы реаниматологов или бригаду ССМП и находились бы в режиме ожидания без оказания должных лечебных мероприятий; 3% затруднились ответить.

Выводы

Симуляционные тренинги по отработке навыков оказания экстренной медицинской помощи на медицинских симуляторах высокой степени реалистичности в рамках 36 часовой образовательной программы повышения квалификации способствуют появлению уверенности и готовности врачей клинических специальностей действовать при критических клинических ситуациях.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Афаг Акперова

Междисциплинарный командный тренинг в обучении врачей Перинатальных центров и роддомов Пермского края

Автор(ы): Рудин В.В., Кабирова Ю.А., Мусакулова Н.В.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Актуальность

Нестандартные условия работы в условиях новой коронавирусной инфекции, показали, что четко выстроенная командная работа внутри больницы и эффективное взаимодействие врачей помогают вырабатывать нестандартные решения за короткое время. В то время как ситуация неопределенности, необходимость адаптации к новым условиям способствуют развитию стрессовых состояний. На базе федерального аккредитационного центра ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера были проведены обучающие курсы повышения квалификации «Неотложная помощь. Симуляционно-образовательный курс» для врачей акушерских стационаров по специальностям: акушерство и гинекология, неонатология, анестезиология-реаниматология. Самым важным ресурсом для достижения результата являются высококвалифицированные специалисты, поэтому для проведения мультидисциплинарного тренинга была создана эффективная мультидисциплинарная команда преподавателей различных кафедр нашего университета.

Цель

Цель междисциплинарного командного тренинга – это оценка уровня готовности к командному взаимодействию специалистов при терапии неотложных состояний в акушерстве и неонатологии.

Результаты

Организация обучения была построена от простого к сложному : от профильных мини-тренингов по каждой специальности, коммуникационного тренинга по профессиональным навыкам общения при неотложных состояниях до мультидисциплинарного тренинга с использованием симуляторов высокой реалистичности и стандартизированных пациентов. При такой форме деятельности и этапности обучения от простого к сложному и моделировании экстренной ситуации, погружающей их в атмосферу, приближенную к реальной практической деятельности, обучающиеся имеют возможность проанализировать и многократно повторить действие, исправив его после дебрифинга на каждом этапе.
При создании тренинга были выбраны следующие ситуации: неотложная помощь в приемном отделении при преэклампсии, выбор тактика родоразрешения а также реанимация и стабилизация состояния новорожденного. Междисциплинарный командный тренинг проводился в 2 этапа: в приёмном отделении и отделении реанимации новорожденных.
Роли сотрудников родильного дома выполняли курсанты, на руках у них были предварительные вводные инструкции согласно исполняемой игровой роли: врач акушер-гинеколог, акушерка, врач неонатолог, неонатальная медсестра, врач анестезиолог-реаниматолог, медсестра анестезистка.
По сценарию, в приемное отделение многопрофильной больницы с жалобами на головную боль, тошноту и схватки поступает женщина предположительно 39 недель беременности. Констатированы регулярные схватки по 35-40 секунд через 2,5-3 минуты, периодические потуги, подтекание вод и выраженные отеки. На учете в женской консультации не состояла.
В приемное отделение были вызваны акушер-гинеколог и анестезиолог-реаниматолог. В родовом зале, при совместной работе анестезиологической и акушерской бригад проводилось родоразрешение с использованием наложения щипцов и дальнейшим ушиванием влагалища. Далее к работе подключалась бригада неонатологов, принимающая ребенка, проводящая первичные мероприятия, а так же – сердечно легочную реанимацию новорожденному.
На основании вводного сценария курсанты приступали к оказанию неотложной помощи согласно своих ролей, другая часть курсантов выступали в качестве экспертов просматривала происходящее в режиме видео-трансляции с одновременным заполнением чек-листов по каждой специальности. Также оценивали чек лист по коммуникациям. Далее, проводилось обсуждение каждого этапа тренинга, анализ и обсуждение итогов всего тренинга.

Обсуждение

Было проведено 7 циклов повышения квалификации, на которых обучение прошли 72 специалиста из роддомов города Перми и Пермского края. Анкетирование показало, что большая часть врачей (76%) выбрали тренинги предпочтительной формой учебной деятельности в процессе повышения квалификации, и максимально оценили эффективность командного тренинга.

Выводы

Анализ результатов командной работы и данных анкетирования обучающихся показали разную степень вовлеченности в тренинг, зависимость стрессовой устойчивости к работе в нетипичных условиях в зависимости от возраста и специальности, а также определенную стереотипированность профессионального поведения и неготовность выхода за рамки специальности. Кроме того, опыт проведения тренинга показал высокое значение командного взаимодействия при оказании неотложной помощи. Проведение проблемных тренингов мультипрофильных медицинских бригад по типичным неотложным ситуациям с учетом локальных особенностей ЛПУ региона способствует повышению эффективного взаимодействия при неотложных ситуациях. Преимуществами такого варианта симуляционного обучения являются хорошая выживаемость неотложных навыков, соблюдение критериев качества оказания медицинской помощи при неотложных состояниях.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Юлия Кабирова

Опыт интеграции задач неотложных состояний в разборы клинических случаев у резидентов и врачей терапевтических профилей

Автор(ы): Ногайбаева А.Т., Кокошко А.И.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: сеть диализных клиник "BBNURA"

Актуальность

Классические клинические задачи, используемые для обучения резидентов и врачей, не способны качественно подготовить специалиста к реалиям медицинской практики. В связи с чем, необходимо разрабатывать сценарии, на основе реальных случаев, включая моменты резкого ухудшения состояния, требующие безотлагательных действий до прибытия реанимационной бригады.

Цель

повысить настороженность в плане развития экстренных ситуаций и улучшить качество практических навыков в оказании неотложной помощи у резидентов и врачей терапевтических специальностей

Материалы и методы

Практическое обучение в симуляционном классе резидентов-нефрологов (прошедших курс анестезиологии-реаниматологии) и врачей-нефрологов осуществлялась с помощью подготовленных клинических случаев по быстропрогрессирующему гломерулонефриту, острому повреждению почек, хронической болезни почек различной 5 стадии, диабетической болезни почек и гипертонической нефропатии, с помощью робота симулятора 6 уровня реалистичности и монитора с указанием параметров ЭКГ, неинвазивного или инвазивного давления, сатурации. Предварительно за неделю, слушателям было проведено 2-дневное обучение по оказанию базовой сердечно-легочной реанимации.

Результаты

Согласно задачам, консультация пациента, находящегося в сознании проходила в условиях палаты профильного отделения. При сборе анамнеза на мониторе включалась опция асистолии или фибрилляции желудочков, в результате. Длительность реакции и анализа ситуации до начала активных действий составила от 1 до 3 минут 10 секунд. Однако, в связи с недельным интервалом по обучению BLS, схема действий и качество компрессий и проведения ИВЛ, а также смена компрессоров была удовлетворительной. Из часто встречающихся ошибок у учащихся можно было отметить: 1) при проведении неотложных состояний - пропуск проверки пульса и дыхания во время стоп-анализа во время проведения анализа ритма дефибриллятором; 2) завершить консультацию по постановке основного диагноза у пациента.

Выводы

Учитывая краткий срок выживаемости знаний базовой сердечно-легочной реанимации у врачей терапевтической специальности, рекомендуется включение дополнительных часов базовой сердечно-легочной реанимации в теории 16 часов, а также обязательное включение мега-кода в разбор клинических терапевтических задач в условиях симуляционного класса.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Асем Ногайбаева

Ретренинг в симуляционном обучении

Автор(ы): Н.А.Невская, З.А.Плотоненко, О.А Сенькевич

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России

Актуальность

В настоящее время в медицинском образовании накоплен достаточно большой педагогический опыт, как зарубежный, так и отечественный, подтверждающий бесспорную эффективность симуляционного обучения. Многочисленными работами продемонстрирована необходимость и эффективность повторных тренингов для сохранения жизнеспособности профессиональных навыков на протяжении всей трудовой жизни медицинского специалиста. Однако отсутствуют единые методологические подходы и нормативы, регламентирующие периодичность повторных тренингов применимо к каждой специальности, к каждой отдельно взятой практической манипуляции.
Каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает рабочие программы дисциплин (ПК ДПО). При этом, как правило, реализуется «усредненный» подход, не учитывающий ряд факторов, таких как особенность специализации лечебных учреждений, в которых трудоустроены обучающиеся; локальные нормативные акты; частота применения навыка в профессиональной деятельности и др. Отдельного внимания требует формирование образовательной траектории в рамках непрерывного медицинского образования, делегированного на самостоятельный выбор медицинским специалистам. В результате чего у части специалистов ряд мануальных практических навыков остается не проработанным в течение 5 лет формирования портфолио.

Цель

Оценка владения профессиональными навыками и качества их воспроизводства в практической работе медицинских специалистов, проходящих регулярное симуляционно-тренинговое обучение в ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России.

Материалы и методы

Проанализирована эффективность циклов повышения квалификации с интегрированным симуляционным обучением в части формирования и сохранения жизнеспособности профессиональных навыков медицинских специалистов, реализуемых в Федеральном аккредитационном центре ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России (далее – ФАЦ ДВГМУ) за период работы 2012-2022 гг по ряду специальностей. Проанализированы индивидуальные образовательные траектории медицинских специалистов в рамках НМО и владение профессиональными компетенциями.
С 2012 года в ФАЦ ДВГМУ реализуется регулярное обучение сотрудников родовспомогательных учреждений Хабаровского края на циклах ПК, с 2017 года циклы сгенерированы в единую «Комплексную образовательную программу снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края».
Для реализации цели исследования был разработан опросник с множественным выбором вариантов ответов по вопросам владения профессиональными компетенциями и их применению в практической деятельности. Методом сплошной выборки был проведен опрос сотрудников РВУ Хабаровского края в 2017 году (214 человек) и в 2022 году (105 человек).
Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке. Вычисляли: средний показатель (М), ошибку среднего (m). Достоверность различий оценивали по t -критерию Стьюдента для независимых выборок с нормальным распределением данных. В случаях, когда распределение отличалось от нормального, применяли непараметрический критерий Манна-Уитни. Статистический анализ результатов исследования проводили с помощью ПК с использованием программы Microsoft Office Excel 2010 для Windows XP, Statistica 6,0 (Basic Statistics/Tables). Различия между группами считали достоверными при значении показателя не менее чем p<0,05.

Результаты

Среди респондентов в обеих группах преобладали врачи (70%, акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи-реаниматологи) и только 30% был представлен средний медицинский персонал (акушерки, медсестры педиатрического профиля, анестезистки). Не выявлено достоверных различий в стаже работы между группами, но очевидно «старение» кадрового состава РВУ региона. Стаж работы по своей специальности в учреждениях родовспоможения в 2017 году минимальным был у 5% (до 1 года, 10 специалистов), а в 2022 году у 2,1% (до 1 года, 2 специалиста); в 2017 году наибольшее число анкетируемых (70%) имели стаж работы по своей специальности более 35 лет (150 специалистов), и в 2022 году - более 40 лет 76,2% (80 специалистов).
Проведенный анализ установил достоверное расширение спектра профессиональных компетенций, готовности их выполнять и увеличение частоты их применения в практической деятельности. Так, навыки реанимации новорожденных в родзале, согласно данным опроса, в практике используют больше опрошенных специалистов: 76% в 2017 году и 92% в 2022 году. Готовность к взаимозаменяемости в командной работе при проведении реанимации новорожденных в родзале в подгруппах врачей возросла в 1,5 раза, в подгруппах среднего медицинского персонала в 1,8 раз.
Анализ индивидуальных портфолио медицинских специалистов выявил несистемный подход к выбору образовательных модулей, игнорирование ряда профессиональных тем, тренингов некоторых практических навыков.

Выводы

Полученные данные демонстрируют, что регулярные ретренинги позволяют сформировать жизнеспособные профессиональные компетенции, повышают готовность их выполнять в практической деятельности. Медицинские образовательные программы требуют постоянного анализа и корректировки (в т.ч. в части периодичности повторных тренингов). Повторный аудит профессиональных компетенций обучающихся позволяет разработать оптимальный индивидуальный учебный план, в том числе в части периодичности ретренингов.
В рамках индивидуальной образовательной траектории в рамках НМО представляется эффективным провести пересмотр с разделением на обязательную и вариативную части. Это позволит реализовать системный подход к формированию компетенций у медицинских специалистов.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Нина Невская

Анализ эффективности применения симуляционных технологий при проведении олимпиады среди ординаторов по специальности анестезиология-реаниматология

Автор(ы): Тинякова Л.В., Эпп Д.П., Чечина И.Н.

Город: Барнаул

Учреждение: Алтайский государственный медицинский университет

Актуальность

Использование симуляционных технологий (СТ) вносит огромный вклад в образовательный процесс в медицинском вузе. Благодаря этому, растет качество и уровень знаний ординаторов. Однако, программное обеспечение создается специалистами, которые в полной мере не могут учитывать особенности врачебной деятельности. На сегодняшний день симуляционное образование направлено не только на отработку практических навыков, но и на подготовку к оказанию помощи пациентам в условиях командной работы и «стрессовых» ситуациях, что хорошо демонстрирует профильное олимпиадное движение. Разбор данной темы должен сочетать в себе мнение как организаторов, так и участников соревнований.

Цель

Проанализировать эффективность методов конкурсного обучения с применением симуляционного оборудования (СО) при подготовки ординаторов 1 и 2 года обучения по специальности анестезиология-реаниматология.

Материалы и методы

На базе симуляционного центра ФГБОУ ВО «АГМУ» МЗ РФ проведена олимпиада "Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия неотложных состояний" памяти профессора И.В. Меркулова с использованием СО. Проведено анкетирование участников-ординаторов 1 (20 человек) и 2 (20 человек) года обучения. Вопросы анкеты отражали информацию о степени практической ориентированности олимпиады, характере конкурсных заданий, влияние на формирование клинического мышления, пользе предварительных мастер-классов по работе с СО, развитии коммуникативных навыков, повышении готовности к дальнейшей работе по специальности. Получена обратная связь в ходе беседы от преподавателей кафедры анестезиологии, реаниматологии с курсом ДПО, принимавших участие в организации олимпиады.

Результаты

Особенности практической деятельности врача заключаются в необходимости индивидуального подхода к пациенту и высокой вероятности непредвиденных ситуаций. Среди опрошенных ординаторов (80% 1 года и 85% 2 года) отметили, что олимпиадные задания позволяют решить более сложные клинические случаи, требующие нестандартного подхода к диагностике и лечению.
Следует предлагать участникам задания не только казуистического характера, но и наиболее часто встречающиеся в реальности случаи. Это обосновано формированием клинического мышления на базе четко обозначенных алгоритмов, которые представлены в виде систематизированных чек-листов. Необходимость сочетания стандартных клинических ситуаций и редких случаев отмечают ординаторы (75% 1 года и 80% 2 года).
Ординаторы (95% 1 года и 80% 2 года) обозначили пользу мастер-классов по работе с СО в рамках олимпиады. Например, с многоцелевым симулятором пациента HAL®. Участники получили представление о медицинских манипуляциях, алгоритмах оказания помощи. Предварительные мастер-классы по работе с СО снижают риск его порчи и повышают уровень осведомленности о возможностях СО.
Участники олимпиады оценили масштабность мероприятия (80% ординаторов 1 года и 75% ординаторов 2 года). Территория для проведения испытаний не ограничивается кабинетами симуляционных центров. Манекен Rescue-Annie (CPR-Annie) и акушерский фантом для демонстрации биомеханизма родов позволяют моделировать ситуации, возможные вне медицинских учреждений. Благодаря мобильности СО соревнования проходят вне помещения. Организаторы в полной мере используют спецэффекты (искусственная кровь, дымовые шашки), а участники взаимодействуют с окружением.
Мероприятия конкурсного характера с привлечением волонтеров-студентов развивают коммуникативные навыки, что подтвердили 90% ординаторов (как 1, так и 2 года). Студентам следует дать возможность импровизировать и выступать не только в качестве пострадавших (симулированных пациентов), но и в роли родственников, прохожих, служб помощи. Были задействованы конфедераты-врачи различных специальностей, что продемонстрировало важность междисциплинарного подхода и преемственности на различных этапах медицинской помощи.
Наиболее интересными конкурсами ординаторы (70% 1 года и 65% 2 года) считают нештатные ситуаций (возгорание, прекращение электроснабжения или в кислородоснабжении в операционной и ОРИТ). Аварийные ситуации не включены в образовательные программы, однако, в формате олимпиады этот конкурс дает возможность продемонстрировать лидерские качества ординаторов.
Ординаторы (70% 1 года, 85% 2 года) отметили важность «комбинированной симуляции». Участники решали клинические кейсы с помощью виртуального симулятора Body Interact. На экране предлагались сценарии, требующие экстренной диагностики и лечения с ограничением по времени. При этом такие манипуляции, как обеспечение проходимости верхних дыхательных путей, катетеризация центральной вены, СЛР, выполнялись на фантомах.
Применение СО в олимпиадном движении повысило интерес к СТ среди профессорско-преподавательского состава (ППС). Организаторы самостоятельно создавали сценарии с помощью современного программного обеспечения: симулятор взрослого пациента MedVision (EIDOS/medicine), виртуальная программа «Наркозно-дыхательный аппарат», симулятор «Интраоперационный монитор». В ходе симуляции изменяются параметры, отражающие состояние пациента в динамике в соответствие с заданной ситуацией и проводимым лечением.

Выводы

Изучение олимпиад, как образовательного инструмента, определяет актуальные направления и тенденции СТ. Мероприятия конкурсного характера по сравнению с другими формами контроля освоения компетенций будущих специалистов позволяют создать условия, приближенные к реальности и повышают готовность ординаторов к практике. При организации профильных соревнований следует сочетать стандартные клинические ситуации и редкие случаи для формирования клинического мышления и отработки алгоритмов. Возможности симуляционного обучения не ограничиваются заданными программами. Использование СТ в олимпиадах ориентируют будущих специалистов на практическую деятельность. Важно проводить мастер-классы по работе с СО. Современные СТ позволяют создавать собственные сценарии, основываясь на практической деятельности. Олимпиадное движение повышает эффективность подготовки, формирует дополнительную мотивацию участников и ППС.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Любовь Тинякова

Оценка изменений стрессовой реакции студентов в рамках симуляционного тренинга «Внутривенная инъекция»

Автор(ы): Тарасова Г.Н., Смирнова Е.А., Макаренко А.С., Лещенко М.А., Подгорнов И.С.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Приобретение практических навыков в медицинском образовании сопряжено с факторами стресса. Так, большой объем осваиваемых практических умений, оценочная образовательная система, риски ятрогении могут оказать влияние на успеваемость обучающихся и их когнитивные функции. Преодоление стресса в условиях симуляционного тренинга может позволить обучающимся критически оценить уровень персонализированной стрессоустойчивости и освоить навыки эффективного управления стрессом.

Цель

Оценить влияние симуляционного тренинга на уровень стресса обучающихся путем оценки психоэмоционального состояния и частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Материалы и методы

В проспективное исследование были включены 32 обучающихся 2 курса лечебно-профилактического факультета (20 женщин,12 мужчин). Студентам было предложено пройти симуляционный тренинг «Внутривенная инъекция», перед проведением которого оценивались психоэмоциональный уровень и толерантность к неопределенности (тест Баднера), тест на уровень тревожности Спилбергера-Ханина. Физиологический стресс участников тренинга определялся с помощью оценки ЧСС (браслет Xiaomi Mi Smart Band 5 Global) до и во время проведения тренинга. Через 1 месяц обучающимся было предложено повторно пройти тестирование и тренинг с оценкой ЧСС. Статистический анализ результатов теста Баднера, Спилбергера-Ханина, вариабельности ЧСС проводился с использованием программы STATISTICA 10.0.

Результаты

Первичный гендерный анализ психоэмоционального состояния студентов на основании тестирования выявил, что эмоционально спокойными и уравновешенными перед прохождением тренинга «Внутривенная инъекция» оказались более половины представителей мужской группы учащихся – 67 % (n=8), 25% (n=3) респондентов пребывали в незначительной тревожности, и только у 8 % (n=1)- выявлена эмоциональная напряженность. Выраженность эмоциональной напряжённости выше в женской группе респондентов – 70 % (n=14), у 20% (n=4) имели незначительную тревожность, 10% (n=2) студенток не отмечали тревожности. Результаты тестирования определили значимость статистических различий уровня эмоциональной напряженности по гендерному признаку в соответствии с непараметрическим критерием Краскелла- Уолисса (р0,05) между группами. Уровни ЧСС до и во время повторного проведения тренинга коррелировали с уровнем эмоционального напряжения и клинической эффективностью, показав возросшую толерантность к стрессу.

Выводы

Для эффективной подготовки медицинских кадров необходим устойчивый психоэмоциональный статус обучающихся. Симуляционные тренинги адаптируют студентов к реальной клинической практике и снижают уровень стресса.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Виктория Григорьева

Симуляционный тренинг как метод профессионального ориентирования

Автор(ы): Тарасова Г.Н., Бычков А.А., Смирнова Е.А., Мамедова Л.Н., Лещенко М.А.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Формирование профессионально ориентированных квалифицированных медицинских кадров является приоритетной задачей медицинского образования. Встречающееся неполное представление обучающихся о будущей специальности, отсутствие знаний о востребованных медицинских направлениях не всегда позволяют сделать осознанный выбор. В качестве решения вышеизложенных проблем представляют интерес профориентационные симуляционные тренинги.

Цель

Оценить влияние цикла профориентационных симуляционнных тренингов на выбор будущей специальности.

Материалы и методы

В исследование включены 47 студентов 4- 5 курсов лечебно-профилактического факультета. Обучающимся было предложено посетить 7 симуляционных тренингов с участием ведущих специалистов по следующим направлениям: акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, хирургия, эндоскопия, оториноларингология, гастроэнтерология, пульмонология. Структура профориентационного тренинга включала знакомство со специальностью, обсуждение особенностей работы в здравоохранении с позиции практикующего врача, а также симуляционно- тренинговый модуль- освоение практического навыка по специальности на высокореалистичном оборудовании экспертного класса. При сборе информации применялся метод анкетирования с использованием сплошной выборки. Всего получено 282 ответа, что соответствовало общему проценту ответов 100 %. Статистический анализ проводился с использованием программы STATISTICA 10.0.

Результаты

Для проверки зависимости результатов опросника от прохождения цикла профориентационных тренингов выбран непараметрический критерий Краскелла- Уолисса. Результаты тестирования определили значимость статистических различий до и после прохождения цикла тренингов (р<0, 002). Так, анализ результатов анкетирования до начала профориентационных симуляционно- тренинговых занятий продемонстрировал уверенность в выборе будущей специальности у 64 % (n=30) респондентов, при этом 21 % (n=22) опрошенных отмечал возможное влияние цикла тренингов на выбор медицинской специальности. Большинство респондентов 80 % (n=38) также указали, что принимали участие в различных симуляционно- тренинговых программах обучения и профориентационных мероприятиях (в среднем в 2-х мероприятиях, а каждый третий участвовал в 3 и более тренингах). После прохождения цикла занятий 88 % (n=41) студентов отметили, что профориентационные симуляционные тренинги меняют представление о ранее выбранных специальностях, 13 % (n=4) респондентов после прохождения цикла тренингов изменили предпочтения будущей специальности.

Выводы

Симуляционно- тренинговые занятия могут рассматриваться как один из методов расширения представлений обучающихся о медицинских специальностях и их последующего профессионального ориентирования.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Виктория Григорьева

«Территория неотложных состояний» как способ развития профессиональных компетенций

Автор(ы): Тимахович М.В., Идрисова Г.К., Кемелова Г.С., Сапарова А.С.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: Центр симуляционных и образовательных технологий, НАО «Медицинский университет Караганды»

Актуальность

Профессиональные компетенции врача могут быть развиты не только традиционным способом обучения, но и через другие альтернативные формы, к одной из которых можно отнести конкурс по неотложной помощи. Программа обучения клинических дисциплин предусматривает приобретение практических навыков на фантомах, симуляторах, стандартизированных пациентах в условиях симуляционного центра, учебного класса и у постели больного. Однако не представляется возможным всесторонне оценить приобретенные навыки в реальных жизненных условиях, так как студенты еще не готовы к самостоятельной демонстрации своих способностей, и в то же время реальная критическая ситуация не может быть обучающей средой. Традиционные модели обучения направлены на формирование индивидуальных клинических компетенций и основаны на оценивании в индивидуальном формате. Оценка командной работы осуществима в симулированных условиях с определенными клиническими сценариями и критериями оценивания взаимодействия участников команды, знаний алгоритмов-протоколов оказания неотложной помощи, владения коммуникативными навыками и стрессоустойчивости. Так, с 2017 года в Медицинском университете Караганды проводится ежеквартальный конкурс «Территория неотложных состояний» для резидентов, интернов и студентов 5 курса специальности «Общая медицина». В конкурсе принимают участие стандартизированные пациенты, которые в клинических сценариях играют роль пострадавших. Основной целью конкурса является демонстрация теоретических знаний и практических навыков студентов по оказанию экстренной помощи, а также оценка командной работы участников. Выполнение всех конкурсных заданий оценивалось по структурированным чек-листам. По окончанию конкурса каждому участнику предлагалось анкетирование, в котором в первую очередь оценивался уровень стрессоустойчивости и самооценка командной работы. Предметом исследования явилось изучение способностей студентов по реагированию на критическую клиническую ситуацию и восприятие влияния обстановки на их индивидуальную и командную эффективность.

Цель

Целью исследования явилась оценка готовности студентов к командной работе при оказании неотложной помощи в симулированных условиях.

Материалы и методы

Объектами исследования являются студенты 5 курса специальности «Общая медицина» (I группа) и резиденты 1 года обучения (II группа), объединившиеся в команды по 5 человек. В исследовании были проанализированы данные анкетирования и чек-листы, заполненные экзаменаторами из практического здравоохранения.

Результаты

В ходе исследования выявлено, что средний итоговый балл по результатам конкурса у I группы составил 59,1%, у II группы - 76%, что свидетельствует о недостаточной подготовке студентов бакалавриата к реагированию в критических ситуациях. При этом оценка стрессоустойчивости у I группы показала 42,8% и 40% у II группы. В обеих группах студенты чаще испытывали эмоциональные переживания, страх, стресс, волнение и дезориентация. В процессе конкурса растерянность испытали 28,6% в I группе и 20% во II группе. Положительные эмоции во время конкурса испытали 50% в I группе и 33,3% во II группе, что свидетельствуют о большей ответственности и осознанности резидентов по сравнению со студентами 5 курса. Высокую оценку по результатам командной работы дали 78,6% и 80% конкурсантов, низкую оценку - 21,4% и 20% соответственно. Исходя из анализа данных, самооценка студентов значительно выше, чем оценка профессионалов и конструктивный дебрифинг в комфортной атмосфере позволяет извлечь максимальную пользу от конкурса всем участникам.

Обсуждение

Пятилетний опыт показал актуальность и важность проведения подобных конкурсов для всестороннего развития практических и коммуникативных навыков через командную работу. Все участники конкурса отметили, что такая форма обучения имеет высокую результативность достижения профессионализма, повышает мотивацию на совершенствование практических навыков в критических ситуациях и способствует развитию лидерских качеств. Конкурсы в симулированных условиях позволяют выявить скрытые пробелы в знаниях и приобретенных навыках, которые не оцениваются в текущем контроле. Выявленные пробелы личностного характера, связанные со стрессоустойчивостью, ответственностью и уверенностью, способствуют формированию самодисциплины и самоуправлению и совершенствованию профессиональных компетенций.

Выводы

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Для повышения качества подготовки выпускников медицинских вузов к реальной клинической практике необходимо разнообразить формы и методы обучения путем проведения конкурсов, позволяющие провести комплексную оценку профессиональных компетенций.
2. Симулированная чрезвычайная обстановка способствует формированию стрессоустойчивости и развитию коммуникативных навыков в безопасной обучающей среде, без риска для пациента и позволяет объективно оценить практическое мастерство.
3. Внедрение и проведение альтернативных форм симуляционного обучения в образовательный процесс на регулярной основе способствует развитию способности немедленного реагирования на критическую ситуацию без психологического и эмоционального напряжения.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Гульшат Кемелова