Роль виртуальных технологий в практической подготовке студентов старших курсов педиатрического факультета

Автор(ы): Доровская Н.Л., Мельникова И.М., Потапов М.П.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Формирование и освоение практических навыков будущими врачами - одна из ключевых проблем образовательного процесса медицинских ВУЗов. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация, возрастающие этические сложности коммуникации с пациентами вызывают определенные трудности при отработке практических навыков студентами непосредственно у постели больного. Научно-технический прогресс в медицине требует непрерывного обновления, модернизации методологии и технологической оснащенности учебного процесса. В то же время следует отметить и некоторый консерватизм при внедрении симуляционных технологий, что в первую очередь можно объяснить сложностью работы с аппаратурой, необходимостью обучения преподавателей, высокой стоимостью, необходимостью развития отечественного производства.
Одним из перспективных видов симуляционного обучения студентов старших курсов является тренажер виртуальный пациент Body interact, который способен повысить мотивацию обучающихся, привлекая техническим оснащением, современностью, реалистичностью, эмоциональной составляющей, облегчая переход к реальным практическим навыкам, снижая риск для реальных пациентов.

Цель

Проанализировать мнение студентов-выпускников педиатрического факультета о значении виртуальных технологий в учебном процессе на занятиях по педиатрии по данным анонимного анкетирования.

Материалы и методы

Разработана анкета по принципу вопрос-ответ и проведено анонимное анкетирование 107 студентов-выпускников 6 курса педиатрического факультета Ярославского государственного медицинского университета, прошедших обучение на тренажере виртуальный пациент Body interact в 2021-22 учебном году на модуле Детская кардиология.

Результаты

По результатам анкетирования почти 1/3 (30%) выпускников-педиатров 6 курса сообщили о готовности работать в реальной клинической практике; 30% испытывают страх перед пациентами; 48,5% - неуверенность в своих знаниях; 20,6% - неуверенность в применении практических навыков; 0,9% - страх диагностических ошибок.
После прохождения занятия с применением виртуального симулятора Body Interact 81,3% студентов-педиатров считают, что такие занятия повышают эффективность получения практических навыков и усвояемость полученных теоретических знаний;16,8% – затруднились ответить; 1,9% считают, что «никак не влияет». Среди достоинств виртуального пациента Body Interact были выделены наглядность (83%), реалистичность (52%); возможность применения множества диагностических возможностей (54,2%), клинического мышления (58,9%), возможность получения обратной связи по допущенным ошибкам в решении клинической ситуации (50,5%), наглядность применения лечебных мероприятий в виде изменения состояния пациента (48,6%), приближенность клинических ситуаций к реальной практике (36,4%).
По мнению обучающихся недостатками данного тренажера были: сложность сценариев, малое количество кейсов педиатрического профиля; невозможность самостоятельно разобраться при работе с симулятором; отсутствие обратной связи по дозировкам препаратов (только правильность выбора группы). Следует отметить, что 24,3% не отметили никаких отрицательных моментов в обучении с использованием данного тренажера Body Interact.
Согласно анкетным данным занятия с использованием Body Interact способствуют выработке четкого алгоритма действий при диагностике и лечении различных заболеваний (69,2%), формированию клинического мышления (53,3%), позволяют преодолеть неуверенность на практике (28%).
Тренинги с использованием виртуального пациента, по мнению студентов-педиатров, помогают работать в реальной клинической практике (85%); почувствовать себя более уверенными в решении диагностических и лечебных мероприятиях (78,5%). Однако, 5,6% респондентов считают, что не помогает; 6,5% убеждены, что симуляционные технологии никак не влияют на практическую подготовку.
Все проанкетированные студенты считают необходимым в привлечении наставника/преподавателя при работе с симулятором Body Interact для обеспечения помощи в выработке правильного и эффективного алгоритма действий (70%); возможность проведения разбора ошибок (дебрифинг) (47,7%); корректировки действий по ходу сценария (69,2%).
Практически все обучающиеся (98%) высказали готовность дальнейшей самостоятельной работы на симуляторе Body Interact для отработки полученных знаний при организации свободного доступа к оборудованию. Следует отметить высокую положительную оценку по удовлетворенности всех обучающихся полученными знаниями и опытом работы виртуальным пациентом Body Interact.
Важно отметить, что большинство проанкетированных студентов-педиатров отметили необходимость более широкого применения высокореалистичных симуляторов на педиатрических дисциплинах, в том числе на более ранних курсах обучения. 92% предложили увеличить учебное время для непосредственной работы симуляционными тренажерами; а также увеличить количество отечественных сценариев педиатрического профиля с кейсами на базе симуляционно-аккредитационного центра.

Выводы

Большинство опрошенных студентов-выпускников 6 курса педиатрического факультета дали высокую положительную оценку по совершенствованию и углублению полученных теоретических и практических навыков и умений посредством применения тренажера Body Interact. Внедрение средств виртуальной реальности расширяют границы наглядности и доступности, снимая многие традиционные проблемы освоения практических навыков в клинической практике «у постели больного». Успешное использование кейсов-заданий с виртуальным пациентом в педиатрической практике на базе симуляционно-аккредитационного центра определяет вектор дальнейшего развития и внедрения инновационных симуляционных технологий, в том числе на более ранних курсах у студентов-педиатров для повышения уровня практической подготовки будущих врачей педиатров. Перспективным является создание новых и совершенствование имеющихся отечественных симуляционных разработок педиатрического профиля.

Тема: Педиатрия и неонатология
Нелли Доровская

Эффективность образования по специальности «неонатология»: от традиций к инновациям

Автор(ы): З.А. Плотоненко, Н.А. Невская

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России

Актуальность

В течение 10 последних лет в Дальневосточном государственном медицинском университете, г. Хабаровск успешно работает симуляционный центр. Сотрудниками базовой кафедры педиатрии, неонатологии и перинатололгии с курсом неотложной медицины ИНПОА проводится подготовка специалистов по направлению "Неонатология", подготовка осуществляется с использованием фантомов, тренажеров и высокотехнологичных роботов-симуляторов доношенных и недоношенных новорожденных. Цикл «Неонатальная реанимация» для сотрудников учреждений родовспоможения Хабаровского края обязателен к регулярному прохождению и включен в план Министерства здравоохранения Хабаровского края по снижению младенческой смертности (МС) на территории Хабаровского края.
Система обучения по вопросам неонатальной реанимации в течение 20 лет применения прошла путь от традиционного аудиторного обучения реанимации новорожденных (объяснение теории с мультимедийной презентацией) до практического обучения на базе симуляционного центра, где обучение начинается с освоения простых тренажеров низкой реалистичности, а затем процесс обучения происходит с применением фантомов доношенных и недоношенных новорожденных с максимальной степенью реалистичности и обратной связью.
Изменившиеся подходы в образовании по специальности «Неонатология» существенно улучшили уровень подготовки по данному направлению в технике проведения манипуляций. Известно, что симуляция - это всего лишь технические приемы, но специалистам полезно не только совершенствование техники и отработка клинической ситуации, а также способность работать в команде, моделирование приемов в зависимости от условий реализации. Таким образом, реализовать сценарии клинических случаев и обеспечить их разбор при обучении с помощью высокоточного профессионального симуляционного оборудования специалисту понятнее и доступнее по сравнению с традиционным обучением.

Цель

Выявить различия эффективности обучения различными способами преподавания.

Материалы и методы

Объектом исследования выступили экзаменационные ведомости врачей-неонатологов за последние 20 лет. Кадровый состав неонатологов Хабаровского края оставался практически неизменным. Предметом исследования является динамика оценки знаний и практической подготовки специалистов неонатологов по данным оценки преподавателя.
Экзаменационные ведомости были разделены на периоды:
- традиционное обучение – с 2002 по 2012 г
- симуляционное обучение - с 2012 по 2022 г.

Результаты

До 2012 года в экзаменационных ведомостях нет отметки о сдаче практических навыков, оценка выставлялась общая, с учетом уровня теоретической подготовки по предмету, средняя оценка среди специалистов составляла 5 баллов. Уровень МС в 2012 году – 14%0.
С с 2012 года, с началом работы с симуляционными технологиями, уровень и стабильность демонстрации практических навыков по реанимации новорожденных был крайне низким, командная работа отсутствовала полностью.
С 2012 года по 2018 год подготовка медицинских специалистов и работа в симцентре проходила на тренажерах низкой реалистичности и существовала возможность оценки навыков исключительно визуально преподавателем, без обратной связи со стороны тренажера. К 2018 году уровень подготовки стал отличным по базовому уровню практических навыков, но оставался удовлетворительным по командной работе при реанимации новорожденных. Уровень МС в 2018 году – 6%0.
Последние два года обучения — это период комбинированного использования различной степени реалистичности тренажеров и симуляторов, с обязательной автоматической обратной связью, что демонстрирует повышение уровня практической подготовки, включая командную работу, до 5 баллов. Показатель МС в 2021 году 4,1%0.

Выводы

Наличие оборудования разной степени реалистичности от низкой до высокой – это преимущество в подготовке специалистов различного уровня подготовки. Использование только однотипного постоянного набора симуляторов не предоставляет возможность расширить и реализовать клинические сценарии. Обучение медицинских специалистов всегда начинается с освоения и получения устойчивого мануального навыка на простых тренажерах невысокого уровня реалистичности с последующим успешным освоением высокотехнологичных фантомов с возможностью обратной связи.
Симуляционное образование улучшает качество практической работы и формирование команды специалистов в родовспомогательных учреждениях.

Тема: Педиатрия и неонатология
Нина Невская

Аудит педиатрической помощи и симуляционное обучение врачей-педиатров

Автор(ы): Е.М. Козлова, Е.Г. Новопольцева

Город: Нижний Новгород

Учреждение: ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России"

Актуальность

В настоящее время внешний и внутренний аудит работы лечебных учреждений стал постоянным, важным компонентом улучшения качества медицинской помощи. В педиатрических стационарах особое внимание уделяется вопросам оказания экстренной помощи, которая может потребоваться как в условиях приемного покоя, так и при возникновении острой ситуации в отделении. Оценка готовности медицинского персонала к проведению неотложных мероприятий включает в себя несколько пунктов, основным из которых является умение врачей и медицинских сестер адекватно оценивать состояние больного и правильно проводить медикаментозную и немедикаментозную терапию. Наличие актуальной укладки экстренной помощи и аппаратуры, находящейся в рабочем состоянии, также является необходимым условием.

Цель

Улучшение качества оказания экстренной помощи детям в стационарных условиях за счет проведения симуляционного обучения врачей-педиатров

Результаты

На основании данных аудита педиатрической помощи, проведенного в 2021 году сотрудниками НМИЦ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.Н. Пирогова, и собственного внутреннего аудита были выявлены основные "пробелы" в знаниях и умениях сотрудников педиатрических стационаров, оказывающих экстренную медицинскую помощь детям. Обращало на себя внимание слабое знание алгоритма A, B, C, D, E и отсутствие навыка работы в команде. Вопросы дооснащения отделений саморасправляющимися мешками, оборудованием для проведения кислородотерапии и приведение в порядок противошоковых укладок не являлись основными и были проведены в рабочем порядке
В условиях мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра было проведено обучение 48 врачей-педиатров, работающих в приемных отделениях и осуществляющих дежурства по стационару ГБУЗ НО "Нижегородская областная детская клиническая больница" и ГБУЗ НО "Детская городская клиническая больница N 1". Поскольку аудит выявил слабое знание педиатрами алгоритма A, B, C, D, E, в качестве основы для симуляционного обучения были взяты сценарии, разработанные для проведения первичной специализированной аккредитации по специальности "Педиатрия". С учетом специфики работы стационаров также были рассмотрены сценарии оказания экстренной помощи при остром отравлении неизвестным веществом и пароксизмальной тахикардии. В результате проведенного обучения у врачей-педиатров, появилось понимание алгоритма оказания экстренной помощи, были закреплены навыки обращения с аппаратурой, отработаны основы работы в команде. Положительная оценка данному формату обучения была дана всеми специалистами, независимо от стажа и места работы

Выводы

Проведение симуляционных тренингов по оказанию экстренной помощи является необходимым при обучении врачей-педиатров стационаров. Предварительное проведение аудита помогает выявить слабые места и оптимизировать программу тренинга

Тема: Педиатрия и неонатология
Елена Козлова

Восприятие симуляционного обучения студентами шестого курса педиатрического факультета Белорусского государственного медицинского университета в 2019-2022 годах по данным анкетирования

Автор(ы): Сапотницкий А.В., Мирончик Н.В., Прилуцкая В.А.

Город: Минск

Учреждение: Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, Республика Беларусь

Цель

Изучить мнение студентов 6 курса педиатрического факультета о занятиях по педиатрии и неонатологии с использованием симуляционного оборудования в 2019-2022 годах по данным анонимного анкетирования,

Материалы и методы

Проведено анонимное анкетирование 164 студентов шестого курса педиатрического факультета Белоруссского государственного медицинского университета. В 2019-2020 учебном году проанкетировано – 72 студентов-выпускников, 2020-2021 – 48 педиатров-субординаторов и в 2021-2022 учебном году – 44 студента шестого курса. Анкетирование проведено при помощи онлайн-сервиса, заданы вопросы об учебных занятиях по педиатрии и неонатологии, проведённых на базе симуляционно-аттестационного центра. Статистическая обработка материала произведена при помощи пакетов программ «Microsoft Excel» и «Statistica StatSoft 10.0». Использованы методы описательной статистики и критерий хи-квадрат (χ2).

Результаты

При ответе на вопрос о количестве занятий на базе симуляционно-аттестационного центра желание увеличить число симуляционных занятий высказали более 75% опрошенных в 2019-2020 учебном году, 72,9/% в 2020-2021, и 54,5% в 2021-2022, что было статистически значимо ниже, чем в 2019-2022 учебном году (χ2=5,19 р=0,0228). Это можно объяснить введением занятий в симуляционно-аттестационного центре, на 5 курсе обучения. Важно отметить, что 61,3% опрошенных в 2021-2022 году высказали мысль о важности симуляционных занятий в курсе педиатрических дисциплин уже на 4 курсе обучения.

При ответе на вопрос о возможностях улучшения освоения практических навыков лидирует вариант повышения времени, уделяемого непосредственно работе на симуляторах: 84,7%, 70,8%, 63,6% в 2019-2020, 2020-2021 и 2021-2022 годах соответственно. Частота выбора этого ответа в 2021-2022 учебном году была статистически значимо ниже, чем в 2019-2020 (χ2=5,19 р=0,0228). Частота пожелания наличия большего количества видеоматериалов также снижется в динамике лет, составив 34,1%, 29,2%, 27,3% в 2019-2020, 2020-2021 и 2021-2022 годах соответственно. В последний год студенты отмечали желание изучать больше видеоматериалов по выполнению отдельных навыков. Вариант ответа об увеличении количества других информационных материалов отметили 20,3%, 20,8% и 25% в 2019-2020, 2020-2021 и 2021-2022 годах соответственно. Это можно связать с улучшением доступности информации, созданием новых баз данных для занятий, в частности в системе «Etest.bsmu.by».
При ответе на вопрос о самооценке студентами собственного освоения практических умений за время занятий по неонатологии и интенсивной помощи в педиатрии выявлено следующее. Наиболее уверенно освоенным навыком 90,2%, 93,75% и 95,5% опрошенных в 2019-2020, 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах соответственно назвали интубацию трахеи. Несколько меньшие значения отмечены по проведению сердечно-легочной реанимации новорождённых: 75,0% опрошенных в 2019-2020 учебном году, 83,3% в 2020-2021 и 88,6% в 2021-2022. Хорошая самооценка освоения навыков сердечно-легочной реанимации детей старшего возраста отметили 68,1%, 85,4%, 93,2% в 2019-2020, 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах соответственно.
Важно отметить, что 34,1% из проанкетированных субординаторов-педиатров в 2021-2022 учебном году хотели бы отрабатывать сценарии смежных учебных дисциплин: акушерства и детской хирургии на междисциплинарных тренингах. 25% опрошенных в 2021-2022 учебном году высказали желание отработать навыки манипуляционной техники, в частности, внутримышечные и внутривенные инъекции в сценариях оказании неотложной помощи.

Выводы

Большинство опрошенных студентов шестого курса педиатрического факультета высказали желание увеличить число занятий на базе симуляционно-аттестационного центра, в том числе на предыдущих курсах обучения. Наиболее уверенно освоенным навыком большинство студентов-выпускников назвали интубацию трахеи, несколько хуже была самооценка освоения сердечно-легочной реанимации.
Исходя из анализа полученных результатов, с целью повышения освоения студентами практических навыков и умений важно организовывать новые занятия на базе симуляционно-аттестационного центра, включая междисциплинарные занятия, в том числе на четвертом и пятом курсе педиатрического факультета. Важным также является создание новых и актуализация имеющихся обучающих видеоматериалов.
Электронное анкетирование является удобной и высокоэффективной формой обратной связи со студентами, практику которой необходимо расширять.

Тема: Педиатрия и неонатология
Алексей Сапотницкий