«Виртуальный пациент» как способ формирования клинического мышления

Автор(ы): Юдаева Ю.А., Негодяева О.А., Куланина А.В.

Город: Оренбург

Учреждение: ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России

Актуальность

Одним из современных направлений в педагогике является использование различных электронных технологий. В высшем медицинском образовании сегодня это очень актуальное направление. В последнее время в медицинское образовательное пространство активно внедряется методика «Виртуальный пациент», но методологические аспекты и опыт ее применения освещены в отечественной литературе недостаточно, отсутствуют четкие механизмы интеграции этой симуляционной методики в образовательный процесс. Для получения качественного результата требуются обмен опытом и разработка учебно-методической базы этой методики.

Цель

Оценить эффективность использования технологии «Виртуальный пациент» в процессе формирования навыков клинического мышления.

Материалы и методы

При реализации дисциплины «Симуляционный курс, неотложные состояния в общей врачебной практике» на 6 курсе лечебного факультета после проведения практических занятий в традиционной форме было выделено 6 ч для работы с программой «Виртуальный пациент - Академикс3D». Для определения степени удовлетворенности по окончанию цикла было проведено анкетирование 280 студентов, и 12 преподавателей

Результаты

По результатам работы с программой «Виртуальный пациент» было проведено анкетирование студентов для оценки удовлетворенности симулятором.
88 % при ответе на вопрос: «Оцените степень Вашей удовлетворенности внедрением технологии “Виртуальный пациент”» ответили: «Полностью удовлетворен». 98% студентов отметили, что были полностью вовлечены и погружены в образовательный процесс, что является важным положительным моментом. 73% подтверждают, что использование данной методики тренирует навыки клинического мышления. 59% студентов высоко оценили систему обратной связи (отчет), остальные считают, что дебрифинг с преподавателем дает более высокий результат. 71% опрошенных считают, что результат зависит от уровня подготовки студентов, 29% утверждают – от уровня сложности сценария. 100% студентов считают, что данная технология должна использоваться в процессе обучения вместе с традиционными формами. Минусом методики «Виртуальный пациент» 61% студентов назвали отсутствие эмоционального контакта и реального взаимодействия.

Обсуждение

Программный продукт «Виртуальный пациент Академикс3D» демонстрирует реалистичную обстановку кабинета участкового терапевта и в игровой форме дает обучающемуся отрабатывать нетехнические навыки. Большое количество «пациентов» с разными нозологиями и многоуровневая структура сценария уменьшает вероятность случайных правильных решений. Методика позволяет студенту провести интеграцию теоретических знаний и клинического опыта, способствует формированию устойчивых алгоритмов действия при диагностическом поиске без риска для пациента. В качестве дебрифинга выступает подробный Отчет на экране монитора. В зависимости от результатов студент может пройти сценарий повторно, но в режиме «Теория» и «Обучение».
Реализация в учебном процессе игрового метода «Виртуальный пациент» нуждается в качественном методическом обеспечение и разработке практических рекомендаций по его реализации. В противном случае может иметь место реализация псевдоигровых форм. которые по факту не имеют практической значимости и образовательной ценности. Несмотря Геймификация это не замена, а модернизация традиционных педагогических форм с внедрением новых мотивационных схем. По мнению преподавателей, работающих с этой методикой ее высокая эффективность обусловлена несколькими моментами:
1) индивидуализация учебного процесса исходя из разного уровня готовности студента
2) высокая наглядность учебной информации и реалистичность моделируемой профессиональной задачи
3) объективность оценки результатов
4) самодиагностика и возможность исправления ошибок путем многократного повторения
5) повышение мотивации студентов.

Выводы

«Виртуальный пациент» является эффективной педагогической методикой при отработке навыков клинического мышления и принятия врачебных решений будущего участкового терапевта. Положительным моментом является возможность использования методики «Виртуальный пациент» в дистанционном формате без потери проблемно-ориентированного формата занятия. Игровой контекст этой методики повышает мотивацию и способствует максимальному вовлечению современных студентов. Опрос преподавателей и студентов показал высокую эффективность этого метода, но качественный результат возможен только при грамотной интеграции этой симуляционной методики в актуальные учебные программы.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Юлия Юдаева

Применение технологий виртуальной реальности для подготовки специалистов в области здравоохранения

Автор(ы): Лопатин З.В., Копылов Е.Д.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрава России

Актуальность

Цифровая трансформация здравоохранения направлена не только на совершенствование механизмов учета и быстрой аналитики данных, но и на внедрение новых технологий в процесс подготовки специалистов здравоохранения. Автоматизация и цифровизация способствовала техническому развитию симуляционного обучения. Поиск новых и эффективных методов подготовки врачей является актуальной задачей медицинского образования.

Цель

Оценить возможность интеграции VR-технологий в образовательные программы высшего образования.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрава России и состояло из нескольких этапов:
• изучены возможности симуляторов виртуальной реальности;
• проведен анализ образовательной программы по специальности «Лечебное дело»;
• разработано методическое пособие для подготовки к практическим занятиям с использованием VR-симулятора;
• проведено исследование удовлетворенности обучающихся применением VR-симуляторов в фокус-группе (34 студента 5-6 курсов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»).

Результаты

VR-технологии сегодня позволяют изучать и отрабатывать широкий перечень навыков, т.к. данный метод не ограничен физическими объектами и пространством. В VR могут находится абсолютно любые объекты, любого размера, формы и физических свойств, они могут быть статичными и интерактивными, например, термометр, аппарат для измерения давления, виртуальные панели. Однако, виртуальная реальность остается виртуальной, что делает недоступными тактильные ощущения поверхностей виртуальных объектов. Симуляторы позволяют развивать и оценивать клиническое мышление у обучающихся, соответствие действий и тактики лечения заболеваний соответствующим протоколам оказания медицинской помощи.
Образовательная программа по специальности «Лечебное дело» разработана в соответствии с требованиями ФГОС3++ и федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 №435н практическая подготовка обучающихся может осуществляться на клинических базах только после успешного освоения практических навыков. Учитывая возможности оценки алгоритмов оказания медицинской помощи виртуальные симуляторы следует включать в образовательную программу на старших курсах обучения (4-6 курс). Следует отметить, что алгоритмы базовых манипуляций изучаются также в рамках 2-3 курсов, однако у обучающихся еще не сформировано клиническое мышление и обучение может быть недостаточно эффективным.
Для подготовки обучающихся к занятиям с использованием симулятора виртуальной реальности разработано методическое пособие «Амбулаторный прием». Кроме технических основ взаимодействия с виртуальным пациентом, в пособии отражены компетенции, которые могут быть сформированы с использованием VR-симуляторов.
Оценка удовлетворенности обучающихся проводилась методом фокус-группы. Перед началом занятия студентам необходимо оценить уровень собственных практических навыков по 10-ти бальной шкале. Половина исследуемых (17 человек - 50%) отметила недостаточный уровень коммуникации с пациентом, 14 человек (~40%) - низкий уровень навыков физикального осмотра. Среди других вариантов ответов отмечались: недостаточный уровень клинического мышления и низкий уровень навыка интерпретации данных лабораторных исследований.
Практическая часть заключалась в выполнении клинического кейса: последовательный сбор анамнеза, физикальное исследование сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, назначение дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования и их последующая интерпретация в условиях виртуальной реальности, назначение лечения. Длительность работы ограничивалась 30 минутами, в течение которых было необходимо установить диагноз, назначить соответствующее лечение и ознакомиться с итоговыми результатами работы. Интерпретация удовлетворенности осуществлялась по результатам тестирования в конце занятия.
Средний балл оценки ожидаемых впечатлений от занятия с использованием VR-симулятора составил 9,8 баллов из 10 возможных. Среднее значение удовлетворенности симуляцией амбулаторного приема составил 9,6 баллов.
Участники исследования высказывались о высоком уровне медицинской достоверности, высоком качестве изображений и комфортном пребывании в виртуальной реальности в течение всего времени выполнения кейса.

Выводы

Виртуальная реальность – это реально доступная технология подготовки специалистов различного профиля. Практически безграничные возможности симуляции обеспечивают высокую реалистичность и позволяют отрабатывать клинические навыки без рисков для пациентов, обучающихся и оборудования. VR-симуляторы могут быть интегрированы в образовательные программы, в том числе в подготовку врачей-участковых, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Подготовленное методическое руководство может использоваться в практической педагогической деятельности и для подготовки к занятиям. Обучающиеся высоко оценили возможности и качество виртуальной симуляции во время проведения исследования. Таким образом, технологии виртуальной реальности рекомендуется использовать в медицинском образовании для повышения квалификации и подготовки врачей.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Захар Лопатин

Дистанционные образовательные технологии в программах повышения квалификации современного учебного центра

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Лыхин В.Н., Долгополова Л.Ю.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Важнейшей практической задачей Учебно-аккредитационного центра – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы в период вынужденных ограничений стало обеспечение непрерывного обучения медицинских работников путем реализации программ дополнительного профессионального образования (ДПО) в дистанционном формате с применением симуляционных технологий. Мощнейшим толчком к повсеместному внедрению ДОТ в систему ДПО послужила пандемия COVID-19. Перед учебными центрами встали непростые задачи: создать электронную информационно-образовательную среду, разработать программы ДПО с применением ДОТ, сформировать нормативную базу, регламентирующую соответствующие образовательные отношения и пр.

Цель

Проанализировать и внедрить опыт применения дистанционных образовательных технологий при разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Регионарная анестезия экспертного уровня под контролем УЗИ. Плоские (межфасциальные) блоки и перикапсулярные блокады».

Материалы и методы

Совершенствование профессиональных компетенций, обеспечивающих соответствие уровня квалификации врачей меняющимся условиям профессиональной деятельности достигается путем овладения знаниями, умениями и навыками в результате освоения ДПП ПК «Регионарная анестезия экспертного уровня под контролем УЗИ. Плоские (межфасциальные) блоки и перикапсулярные блокады».
Характеристика совершенствуемых компетенций:
• способность и готовность применять методы регионарной анестезии в зависимости от хирургического вмешательства;
• способность и готовность оценивать показания к применению блокад в рамках различных болевых синдромов.
Достижение учебной цели осуществляется за счет применения в программе различных видов асинхронного обучения: видео-лекция, видео-инструкция, вебинар, видеоролик, мультимедийная презентация, онлайн-тестирование.

Результаты

В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
• возможности использования ультразвуковых аппаратов;
• особенности использования ультразвуковой анатомии при выполнении инвазивных манипуляций;
• особенности выполнения различных интервенций для лечения острой и хронической боли под контролем ультразвука.
уметь:
• выполнять элементы УЗИ-ассистированных интервенций для лечения острой боли;
• выполнять межфасциальные блокады передней брюшной стенки под контролем УЗИ;
• выполнять ультразвуковую навигацию интервенций для коррекции боли в области грудной клетки;
• выполнять УЗИ навигацию для коррекции острой и хронической боли.
владеть навыками:
• ультразвуковой визуализации различных анатомических структур;
• интерпретации ультразвуковой анатомии;
• УЗИ-ассистированных блокад по длинной и короткой оси;
• ультразвукового сканирования вен и артерий;
• выполнения блокады симпатических структур с целью коррекции острых и хронических болевых синдромов.

Выводы

Важнейшими преимуществами дистанционного курса «Регионарная анестезия экспертного уровня под контролем УЗИ. Плоские (межфасциальные) блоки и перикапсулярные блокады» являются гибкость учебного процесса и доступность для специалистов из других регионов. Внедрение ДОТ в ДПП ПК Учебно-аккредитационного центра – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы обеспечило непрерывность медицинского и фармацевтического образования в период пандемии, расширило географию обучающихся учебного центра, позволило впервые применить симуляционные технологии в заочной форме обучения.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Лилия Долгополова