Применение инновационных материалов при оказании первой помощи

Автор(ы): Ушмаров Д.И.1, Васильев А.Г.2, Деренский М.В.1,Шокель О.Ю.1, Островская В.А.1, Белякова Я.В.1

Город: Краснодар

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Свидетели или участники событий приводящих к травматизации населения, зачастую, не имеют соответствующей подготовки и не располагают необходимым оснащением. Однако, выполнение мероприятий в объеме первой помощи, в кратчайшие сроки после происшествия способствуют более эффективному лечению в дальнейшем.
Использование интуитивно-доступных методик и инновационных средств позволяет предотвратить или нивелировать возникающие при этом ошибки. Самоклеящаяся сигнальная лента ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (ФИПС: Заявка № 2022101563/149003234 от 25.01.2022, заявитель Васильев Андрей Григорьевич) предназначена для использования в различных вариантах при оказании первой помощи.

Цель

Проведение сравнительного анализа эффективности выполнения ряда манипуляций с использованием штатных перевязочных средств (марлевого медицинского бинта) и инновационного изделия СИГНАЛЬНАЯ ЛЕНТА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.

Материалы и методы

Для сравнения были выбраны следующие манипуляции: наложение давящей повязки, иммобилизация конечности, наложение окклюзионной повязки. Исследования проводили на добровольцах с имитацией травм и повреждений с помощью аппликационных силиконовых имитаторов ранений, имитатора венозной крови (производитель - Группа компаний Виртумед, Россия). В исследовании участвовали 18 студентов I-V курсов, разделенных на пары в случайном порядке. В результате нами были сформированы две группы по три пары для оказания помощи и шестеро «пострадавших».
Группы отрабатывали выполнение вышеописанных манипуляций поэтапно. Одна - с использованием традиционного перевязочного средства - марлевого медицинского бинта (производитель ООО «Эвтекс», Россия. ГОСТ 1172-93), а другая, с использованием СИГНАЛЬНОЙ ЛЕНТЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ – инновационного изделия, выполненного в виде рулона из крепированной бумаги шириной 48-50 мм и длиной до 25 метров с мелкоскладчатой поверхностью, обладающей повышенным разрывным удлинением. Наружное покрытие ленты выполнено оранжевым цветом, а на внутренней - нанесен клеевой слой. Форм-фактор ленты – рулон, намотанный на картонную шпулю клеевым слоем внутрь.
При выполнении манипуляций по иммобилизации конечностей использовались подручные средства в виде листов гофрированного картона и деревянных брусков, подбираемых под габариты пострадавших. Для создания окклюзионной повязки использовали упаковочную бумагу от упаковки стерильных перчаток. После выполнения 3-х вариантов манипуляций группы менялись средствами оказания помощи и повторяли манипуляции.
Сравнение качества и скорости выполнения манипуляций проводилось в три этапа. В ходе 1-го этапа выполнялось наложение и фиксация давящей повязки при «ранении мягких тканей плеча с повреждением магистральной вены», иммобилизация голени при «открытом переломе большеберцовой кости в средней трети без смещения» и наложение окклюзионной повязки при «проникающем резаном ранении передней брюшной стенки без повреждения внутренних органов». Каждая манипуляция повторялась троекратно, с интервалом в 5-7 минут.
На 2-ом этапе была произведена смена средств оказания помощи у сформированных пар. Кратность повторов и порядок манипуляций были аналогичны таковым на первом этапе.
На третьем этапе, группы проводили по два повторения каждой манипуляции с последующей сменой средств. При этом, кожа «пострадавших» и одежда орошались из механического пульверизатора водой. На всех этапах критериями оценки качества выполнения манипуляций были следующие параметры: время выполнения манипуляции, отсутствие продолжающегося кровотечения, отсутствие подвижности травмированной конечности, отсутствие смещаемости повязок, достаточная окклюзия полости.

Результаты

Оценка результатов проведенных манипуляций осуществлялась путем сравнения аналогичных показателей в разных группах. Результаты первого и второго этапов не сравнивали с результатами третьего этапа (данные оценивались отдельно).
После обработки полученных данных установлено, что применение СИГНАЛЬНОЙ ЛЕНТЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ позволяет ускорить выполнение описанных манипуляций на 30-45% по сравнению с использованием марлевого бинта. Это объясняется тем, что надёжная фиксация шин и повязок достигается наложением значительно меньшего числа витков по сравнению с бинтовыми повязками. Также использование рулонной клейкой ленты более интуитивно-понятно для использования лицами, не имеющими соответствующей подготовки, и не вызывает у них чувства растерянности перед выполнением манипуляции.
Наличие клеевого слоя на СИГНАЛЬНОЙ ЛЕНТЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ позволяет значительно улучшить свойства окклюзионной и фиксирующей повязок, причем сохранность отграниченных анатомических образований выражена дольше и надежнее, по сравнению с марлевым бинтом.
Применение СИГНАЛЬНОЙ ЛЕНТЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ во влажных условиях не оказывают отрицательного влияния на эффективность выполняемых манипуляций, в отличие от бинтования влажным марлевым бинтом, но при длительном намокании (проливной дождь и т.п.), происходит ослабевание ее фиксирующих свойств, что несомненно является отрицательным свойством, которое возможно нивелировать укрыванием поврежденного участка любым гидрофобным покрытием.

Выводы

1. Отработка мануальных навыков оказания первой помощи с использованием СИГНАЛЬНОЙ ЛЕНТЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ имеет выраженный положительный результат.
2. Уменьшение времени и упрощение методики выполняемых манипуляций положительно отражается на дальнейших этапах эвакуации и лечения пострадавших.
3. Концепция повязки с контрастным фоном и надписью будет способствовать концентрации внимания медицинского персонала и специальных служб на поврежденных анатомических образованиях на всех этапах лечебно-эвакуационных мероприятий.
4. Свойства изделия СИГНАЛЬНАЯ ЛЕНТА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ предполагают более широкие перспективы его применения, исходя из конкретной ситуации и уровня подготовки оказывающего помощь.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Денис Ушмаров

Популяризация и систематизация обучения первой помощи и экстренной медицинской помощи, как средство повышения эффективности «спасательной цепочки».

Автор(ы): Д.Е. Боев, А.В. Подопригора, А.А. Чурсин, И.А. Ловчикова, С.Н. Боев, О.С. Сергеева, О.П. Сахарова.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

Кафедра симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко постоянно проводит работу по совершенствованию обучения первой помощи и экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. К сожалению, можно констатировать то факт, что до сих пор недостаточное внимание уделяется обучению первой помощи в различных учреждениях. Часто обучение проводится по устаревшим учебным пособиям, не соответствующим Приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183). Подход к обучению часто формальный, недостаточное внимание уделяется практическим навыкам. А в нынешней социально-политической ситуации владение навыками первой помощи и формирование эффективной спасательной цепочки является, как никогда, актуальным.

Цель

Популяризация и систематизация обучения первой помощи и экстренной медицинской помощи на всех этапах в соответствии с действующим законодательством. Более активное внедрение технологий симуляционного обучения, так как только такое обучение способствует правильному формированию практических умений и навыков.

Материалы и методы

При организации образовательного процесса, начиная со школы, нужно привести к единым стандартам учебные пособия, что необходимо для соблюдения преемственности при оказании помощи пострадавшим и для эффективной работы всей "спасательной цепочки" - от очевидцев происшествия до специализированной помощи. Во многих зарубежных странах стало нормой изучение алгоритмов тактической медицины. В качестве примера можно привести алгоритм MARCH, разработанный для оказания помощи в военных условиях. В этот алгоритм включены последовательные действия оказания помощи, как первой, так и доврачебной. Изучение данного алгоритма является обязательным для всех военнослужащих, а так же, в расширенном объеме, для всего войскового звена медицинской службы. В нашей стране также проводится подобная работа. Так в 2022 году внесены поправки в 31 статью Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Но, к сожалению, за пределами медицинских учебных заведений, достойное обучение первой помощи проводится только силами отдельных энтузиастов. Надо сказать, что и интерес к обучению первой помощи у граждан просыпается только тогда, когда сами они попадают в чрезвычайную ситуацию. Поэтому одной из задач, мы считаем популяризацию знаний о первой помощи и повышение мотивации населения к овладению навыками первой помощи. Для решения этой задачи необходимо выпускать больше учебных материалов, использовать возможности СМИ, сети интернет, социальную рекламу.

Результаты

Кафедра симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко постоянно проводит работу по популяризации знаний по первой помощи и экстренной медицине. Мы постоянно проводим профориентационную работу со школьниками. На встречах с учащимися старших классов мы рассказываем о важности обучения первой помощи, об особенностях работы медицинского персонала. Организуем и проводим викторины, олимпиады и соревнования по первой помощи. Работа ведется не только в Воронеже и области, но и в соседних областях, например Липецкой и Курской.
Так же проводится обучение первой помощи учителей. В этом году кафедрой симуляционного обучения организованы и проведены занятия по первой помощи для преподавательского состава всех средних образовательных учреждений Новохоперского района Воронежской области.
В настоящее время готовится к изданию учебное пособие, где мы постарались отразить все самые современные подходы к оказанию первой помощи. На кафедре организована студенческая команда «REANIME», которая постоянно принимает участие в различных соревнованиях и форумах, посвященных экстренной медицине.
В 2022 году, при участии кафедры симуляционного обучения, организованы и проведены первые областные соревнования «Спасательная цепочка» по оказанию экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе для сотрудников служб экстренного реагирования. В соревнованиях приняли участие команды медицины катастроф и команды станций скорой медицинской помощи воронежской области. Сотрудники кафедры выступили в роли независимого жюри.
В этом году наша кафедра приняла участие в работе над пилотным проектом по внедрению вопросов первой помощи для первичной специализированной аккредитации.

Выводы

Работа кафедры симуляционного обучения по систематизации оказания экстренной помощи пострадавшим на различных этапах, а так же по популяризации медицинских знаний среди населения проводится постоянно и плодотворно. Но только работы медицинских образовательных учреждений недостаточно. Необходимо формирование на государственном уровне системы обучения первой помощи и экстренной медицине по единым стандартам. Необходимо повышать мотивацию населения к овладению знаниями, умениями и навыками первой помощи.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин

Объективная оценка выполнения компрессий грудной клетки при промежуточном контроле обучения базовой сердечно-легочной реанимации

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва

Актуальность

Объем и глубина медицинских знаний и технических навыков, необходимых для оказания неотложной помощи, продолжают стремительно увеличиваться. Приоритетным направлением высшего медицинского образования является обучение специалистов с целью снижения частоты врачебных ошибок, которые могут привести к негативным последствиям для здоровья и жизни пациента. Особого внимания заслуживает готовность врача к оказанию квалифицированной неотложной и экстренной медицинской помощи. Задача образовательных учреждений – формирование клинических компетенций у будущего врача, способного оказать высококачественную неотложную помощь пациенту, находящемуся в критическом состоянии. Необходимо найти решение дилеммы безопасного и качественного лечения путем обеспечения полноценного обучения с помощью современных образовательных технологий, и их успешное применение в клинических условиях. Необходимы новые подходы к обучению, которые объясняют экспоненциальный рост медицинских знаний, потребность в обучении, чтобы в дальнейшем врач мог приспособиться к динамичным и клинически сложным условиям практики неотложной медицины. Обучение сердечно-легочной реанимации является приоритетным направлением, т.к. врач любой специальности в рамках своих профессиональных обязанностей должен проводить реанимационные мероприятия. При обучении необходим переход от субъективной к объективной оценке выполняемых действий с помощью компьютерного обеспечения манекена.

Цель

Изучить целесообразность объективного промежуточного контроля и эффективность выполнения компрессий грудной клетки ординаторами.

Материалы и методы

Симуляционный курс «Базовая сердечно-легочная реанимация» проведен у 34 обучающихся в ординатуре по различным специальностям: анестезиология- реаниматология (9), кардиология (5), неврология (6), терапия (14). За основу преподавания взят курс провайдеров Европейского совета по реанимации «Базовая Сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция». Обучение проводилось на стандартных манекенах. Для промежуточного контроля использовался манекен с цифровым контролем и автоматическим расчетом показателей: глубина компрессий (ГК): менее 5 см., 5-6 см., более 6 см; частота компрессий (ЧК): менее 100 в мин-1, 100-120 в мин-1, более 20 в мин-1. Эффективность декомпрессии – расправление грудной клетки (ГК): полная, неполная. Оценка положения рук во время компрессий: правильно–центр грудной клетки, неправильно–живот, смещение вправо или влево). Производился расчет средних показателей глубины и частоты компрессий, а также процент эффективных компрессий. Каждый участник выполнял 90 непрерывных компрессий.

Результаты

Во время симуляции обучающиеся демонстрировали знание алгоритма оказания помощи при внезапной остановке сердечной деятельности, компрессии грудной клетки. Преподаватель в онлайн режиме видит все показатели. На каждого обучающегося создается экзаменационная карта, на которой автоматически представлены все параметры обучающегося и выведен общий балл. После выполнения задания, преподаватель в индивидуальном порядке знакомит обучающегося с его результатами. Такая методика ознакомления с результатами повышает мотивацию к обучению, т.к. полностью исключается субъективная оценка результатов.
Практически все обучающиеся, 91,2%, правильно расположили руки в центре грудной клетки, остальные сместили руки в сторону брюшной полости. Средняя ГК составляла 5,1±0,4 см (4,3-6,1см), компрессии на глубину 5–6 см выполнял 61,8% обучающихся, на глубину менее 5 см – 35,3%, более 6 см – 2,9% ординаторов. Средняя ЧК составляла 105,6±9,4 в мин-1 (90-123 в мин-1), компрессии с частотой в диапазоне 100-120 в мин-1 выполняло 58,8% ординаторов, с частотой 90-99 в мин-1 – 32,4%, более 120 в мин-1 – 8,8%. Эффективные декомпрессии, полное расправление ГК выполняли 79,4 % обучающихся, в остальных случаях количество эффективных декомпрессий составляло 75%-89%. Средний балл эффективности выполнения СЛР составил 84,3±9,3.

Обсуждение

Обучение сердечно-легочной реанимации является обязательным разделом подготовки врачей. В прошлые годы обучение имело чисто субъективный характер и результаты не всегда удовлетворяли как студентов, таки преподавателя. Часто возникали споры, дискуссии о точной постановке рук, глубине компрессий и частоте компрессий грудной клетки. Возникали конфликтные ситуации, обусловленные недовольством студентов своей оценкой. Использование манекена, имеющего программное компьютерное обеспечение, с помощью которого точно определяются все выполняемые действия, позволило не только нормализовать коммуникацию студент-преподаватель, но и значительно улучшить качество формирования необходимых навыков. В случае неудачи, студент, видя свои ошибки, разрабатывает индивидуальную траекторию обучения, что повышает мотивацию к освоению необходимых навыков.

Выводы

Применение манекена с цифровым контролем и автоматическим расчетом показателей на этапе промежуточного контроля позволило получить объективную оценку освоения навыка компрессии грудной клетки. Каждый из ординаторов получил объективные подробные результаты выполняемого технического навыка, что позволило их проанализировать и выстраивать дальнейшую индивидуальную тактику обучения. Использование манекенов с объективным контролем выполнения компрессий грудной клетки исключает субъективную оценку навыка обучающихся, позволяет улучшить дальнейшие результаты обучения.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица

Фокусированное ультразвуковое исследование - неотъемлемая часть подготовки анестезиологов-реаниматологов с использованием симуляционных технологий.

Автор(ы): О.А. Махарин, Е.А. Лебедева, А.А. Бычков, Г.Н. Тарасова

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Использования ультразвука в практике анестезиологов-реаниматологов является необходимым навыком, осваиваемым специалистом в период подготовки. Однако до настоящего времени не разработана единая программа обучения и контроля его качества.
Совершенствование материальной базы Центра симуляционного обучения позволило разработать программы повышения квалификации «Ультразвуковые методы мониторинга при экстренных и неотложных состояниях» и «Фокусированная эхокардиография в мониторинге угрожающих жизни состояний», при проведении которых используется виртуальный симулятор для имитации ультразвуковой диагностики Ваймедикс (CAE Healthcare), а также тренажер для проведения ультразвукового исследования при острой травме (Kyoto Kagaku).
Для успешного применения алгоритмов фокусированной ультразвуковой диагностики в практической деятельности необходимо формирование устойчивых теоретических знаний и практических навыков. Опыт нашей работы показал, что курсанты кафедры анестезиологии и реаниматологии, приходящие впервые на данный цикл обучения, не владеют приемами применения ультразвуковой диагностики при неотложных состояниях.

Цель

Цель нашей работы - определить минимальный объем навыков, которые курсант должен освоить, приходя на курс подготовки, посвященный фокусированной ультразвуковой диагностике при неотложных состояниях.

Материалы и методы

В результате опроса курсантов нами были выявлены наиболее значимые навыки для освоения анестезиологами-реаниматологами в рамках указанного учебного курса.
К ним относятся:
1. Оценка диаметра нижней полой вены
2. Оценка фракции выброса методом Тейхольца
3. Верификация свободной жидкости в брюшной полости
4. Верификация жидкости в плевральной полости
5. Верификация жидкости в перикарде
6. Верификация пневмоторакса
7. Верификация инфильтративного синдрома легких
8. Визуализация камер сердца и их оценка
9. Катетеризация вен (периферических и центральных) и артерий с использованием ультразвуковой навигации

Результаты

Освоение данных навыков необходимо проводить путем изучения теоретической базы (Blue-протокол, FAST, FATE-протоколы) с последующими симуляционными тренингами. При проведении занятий в симуляционном центре, на наш взгляд оправдано использования чек листа, оценивающего не только практические умения обучающегося по конкретным ситуациям, перечисленным выше, но и способность верифицировать, какое фокусированное исследование ему необходимо выполнить в том или ином случае. Опыт нашей работы показал, что во время 36-часового обучения с использованием симуляционных технологий курсанты успешно осваивают вышеперечисленные навыки и справляются с наиболее типичными ошибками при их выполнении.

Выводы

Освоение рассмотренного минимума практических навыков на современном симуляционном оборудовании, на наш взгляд существенно облегчает первичную подготовку врачей анестезиологов-реаниматологов по использованию ультразвука и мотивирует курсантов для дальнейшего совершенствования навыков фокусированной ультразвуковой диагностики при неотложных состояниях.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Олег Махарин