Участие кафедры симуляционного обучения в пилотном проекте по внедрению вопросов первой помощи для станций первичной специализированной аккредитации

Автор(ы): Ловчикова И.А., Подопригора А.В., Чурсин А.А., Чернов А.В., Боев Д.Е., Сахарова О.П., Сергеева О.С.

Город: Воронеж

Учреждение: Учреждение: ФГБОУ ВО "ВГМУ им. Н.Н. Бурденко"

Актуальность

Необходимость обучения мероприятиям первой помощи (ПП) всех категорий граждан не вызывает сомнений. Врачи любой специальности - не исключение, ведь оказание помощи при жизнеугрожающем состоянии должно начаться немедленно. В программу первичной специализированной аккредитации по многим, в том числе неургентным, специальностям уже несколько лет входит станция "Базовая сердечно-легочная реанимация (СЛР) взрослых", в том числе и с применением автоматического наружного дефибриллятора (АНД). Учитывая то, что обструкция дыхательных путей инородным телом является важной причиной смерти в результате несчастного случая, как и смерть в результате асфиксии у больных и пострадавших с потерей сознания, было решено внести в программу аккредитации еще два алгоритма ПП: мероприятия при отсутствии сознания и при инородных телах верхних дыхательных путей.

Цель

Путем проведения пробной аккредитации выявить готовность ординаторов первого года обучения неургентных специальностей к оказанию первой помощи и уровень сложности воспроизведения новых аккредитационных станций пилотного проекта.

Материалы и методы

На базе кафедры симуляционного обучения ФГБОУ ВО "ВГМУ им. Н.Н.Бурденко" проведена пробная аккредитация ординаторов первого года обучения на станциях пилотного проекта. После мероприятия аккредитуемые и эксперты приняли участие в анкетировании.

Результаты

В ходе пробной аккредитации 30 ординаторов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко демонстрировали работу на станциях "Базовая СЛР взрослых, «устойчивое боковое положение" и "Базовая СЛР взрослых, инородное тело верхних дыхательных путей". Сценарий станций предполагал первым этапом алгоритм базовой СЛР без АНД, вторым - алгоритм использования «устойчивого бокового положения» или помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути. Первый этап включал в себя работу с манекеном с обратной компьютерной связью «Оживленная Анна». Второй этап начинался через 2 минуты от начала станции, когда конфедерат давал аккредитуемому новую вводную о пострадавшем без сознания или о человеке с признаками обструкции верхних дыхательных путей. Для демонстрации алгоритма действий при потере сознания использовалась помощь конфедератов. ПП при инородном теле верхних дыхательных путей аккредитуемые демонстрировали на манекене «Подавившийся Чарли».

Обсуждение

Если алгоритм СЛР практически не вызывал затруднений у аккредитуемых, требуя лишь дальнейшей отработки качества компрессий грудной клетки, два дополнительных алгоритма выполнялись со значительными ошибками. Причем, ошибки были и в последовательности действий, и в качестве проводимых мероприятий ПП.

Выводы

Введение вопросов ПП, помимо уже имеющейся аккредитационной станции по СЛР, в первичную специализированную аккредитацию врачей всех специальностей можно считать обоснованной и своевременной. Это может повысить готовность медицинских работников к оказанию ПП, что должно положительно повлиять на выживаемость пострадавших в жизнеугрожающих состояниях.

Тема: Аккредитация, оценивание
Александр Чурсин

От процесса к результатам в процедуре аккредитации. Взгляд студентов

Автор(ы): Григорьева В.П., Лещенко М.А., Подгорнов И.С., Мамедова Л.Н., Макаренко А.С., Смирнова Е.А.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

с каждым годом растёт количество медицинских исследований, появляются новые методики лечения пациентов, фармакологические средства и медицинские технологии. В современных условиях врачу необходимо постоянно обучаться и подтверждать уровень знаний. Процедура аккредитации является «золотым» стандартом в оценке качества медицинского образования.

Цель

изучить возможности совершенствования процедуры аккредитации посредством опроса студентов.

Материалы и методы

Создана авторская анкета на основании руководства AMEE № 87 «Разработка анкет для научных исследований в области медицинского образования». Был определён ряд вопросов, охватывающий различные аспекты объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Среди них личностное отношение обучающего/аккредитуемого к эффективности метода ОСКЭ, развитие клинического мышления, оценка уровня знаний, понимание совершенных действий, уверенность в дальнейшей практике и т.п. На базе Центра симуляционного обучения РостГМУ студенты 6 курса прошли двукратное анкетирование: за 6 месяцев до сдачи аккредитации и после неё. Всего получено 194 ответа, что соответствует общему проценту ответов 43%. Статистический анализ результатов опроса проводился с использованием программы STATISTICA 10 версии. Каждая запись в базе данных оценивалась на предмет ошибок и полноты. Все последующие полученные результаты зависят от выбранного учреждения и могут отличаться.
В совокупности 68% студентов полностью согласны с утверждением, что аккредитация является эффективным методом оценки знаний; 83% сообщили, что прохождение ОСКЭ помогает чувствовать себя увереннее в будущем среди опытных коллег на практике; 43% считают, что выполняют чрезмерное количество действий и их необходимо структурировать и, возможно, видоизменить. У части опрошенных получено альтернативное мнение: 79% заявили, что успешная сдача практикоориентированного этапа аккредитации не отражает достаточный уровень знаний; 59% - ОСКЭ не гарантирует полную информацию для понимания действий формирующих профориентационный навык, который в дальнейшем надо применить в реальной практике.

Результаты

Для проверки зависимости результатов опросника от итогов прохождения аккредитации был выбран непараметрический критерий Краскела-Уолисса. Результаты теста определили, что статистически различия значимы в ответах на анкетирование до и после прохождения ОСКЭ (p <0,003). Также, различия были отмечены в ответе на количество совершаемых действий и слов (комментарии к ответу) аккредитуемого. Большинство студентов считают, что действия должны быть более структурированными и акцентированными на основополагающие элементы практического навыка. Проговаривание каких-либо действий не должно считаться выполненным действием в связи с сохранением алгоритма навыка в кратковременной памяти.

Выводы

Проведение ОСКЭ должно совершенствоваться и учитывать мнение, не только экспертов, но и студентов, так как их успешное прохождение аккредитации влияет на дальнейшее профессиональное развитие. Акцентуация должна быть на полноценность выполнения практических действий аккредитуемым.

Тема: Аккредитация, оценивание
Виктория Григорьева

Программно-аналитические особенности по работе в личном кабинете специалиста на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования

Автор(ы): Ю.И. Логвинов, Е.А. Бородина

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Согласно действующим нормативным актам специалисты с высшим и средним медицинским образованием обязаны периодически совершенствовать свои знания и проходить аккредитацию не реже одного раза в пять лет. С этой целью создана онлайн-площадка НМО, на которой специалисты могут повысить квалификацию. Вход в личный кабинет открывает доступ к курсам, вебинарам и обучающим материалам, по окончанию которых специалистам в области здравоохранения выдаются удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

Цель

Раскрыть особенности по работе в личном кабинете специалиста на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования.
Помощь специалистам при работе на портале НМО.

Материалы и методы

Непрерывное медицинское образование (НМО) – уже далеко не новинка в нашем законодательстве, однако вызывающая до сих пор немало вопросов у специалистов в области здравоохранения. НМО отличается непрерывностью, использованием инновационных технологий, а также возможностью самостоятельного выстраивания траектории обучения.
На площадке создано два вида ЛК для специалистов в области здравоохранения: специалистам с высшим медицинским образованием и специалистам со средним медицинским образованием.
Функционал Личного кабинета специалиста включает в себя множество функций:
1. формирование индивидуального плана обучения по выбранной специальности,
2. выбор программы повышения квалификации → подача заявки на обучение с целью повышения своей квалификации
3. выбор образовательного мероприятия → запись на участие в мероприятиях,
4. выбор и изучение интерактивных образовательных модулей
5. формирование образовательного портфолио
Удобный поиск поможет найти необходимый курс или интерактивную программу. При помощи фильтра специалисты самостоятельно распределят обучающие программы с учётом их сроков и длительности. Все прослушанные образовательные программы, семинары и курсы, включая индивидуально созданные планы, после завершения автоматически попадают в «Портфолио». При необходимости его можно скачать для вывода на печать или передачи по электронной почте. На главной странице портала размещены удобные модули с ответами на часто задаваемые вопросы (вопросы о системе непрерывного медицинского образования, вопросы по работе в личном кабинете образовательной организации, вопросы по техническим проблемам), также размещена видеоинструкция по работе в личном кабинете специалиста.
Самыми распространенными жалобами медицинских работников являются: Специалист здравоохранения не знает как получить результаты обучения за прошедшие периоды обучения, не начислены ЗЕТ после прохождения обучения по дополнительной программе повышения квалификации. Прежде всего необходимо понимать каким образом начисляются ЗЕТ. Медицинский работник осуществляет выбор образовательной программы, создает предварительную Заявку для зачисления на обучение, за предыдущие периоды обучения также можно сформировать заявку. Специалист предоставляет данную заявку в образовательную организацию для начисления ЗЕТ. 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. В личном кабинете образовательной организации есть возможность до-вносить результаты обучения специалистам здравоохранения по ранее подтвержденным результатам повышения квалификации. Результаты обучения вносят образовательные организации. Специалистам необходимо связаться с образовательной организацией, образовательная организация внесет результат обучения и данный цикл, и информация отобразится в плане в освоенных элементах и в портфолио.
Однако одной из распространенных причин невозможности начислить ЗЕТ является отсутствие актуальной специальности утвержденной в программе повышения квалификации. Образовательная организация размещает программу повышения квалификации в личном кабинете, заполняет (паспорт программы) и указывает актуальную и дополнительные специальности которые относятся к данной образовательной программе. При условии соответствия программы порталом принимается решение о возможности включения программы в список программ Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Если специалист прошел обучение по программе повышения квалификации и по завершению обучения выяснилось, что его специальности нет в данной программе, то необходимо сформировать заявку на обучение вне специальностей. При подаче документов для периодической аккредитации предоставляются копии документов о квалификации, подтверждающих сведения об освоении программ повышения квалификации (удостоверения о повышении квалификации установленного образца). Все результаты обучения оцениваются в академических часах.
Периодическая аккредитация специалистов проводится федеральными аккредитационными центрами. Подробную информацию можно получить на официальном сайте Федерального аккредитационного центра ( https://fca-rosminzdrav.ru/)

Результаты

Чтобы стать звеном всей системы непрерывного медицинского образования — нужно зарегистрироваться на портале и начать проходить различные программы повышения квалификации, образовательные мероприятия, интерактивные модули. Все результаты обучения учитываются в портфолио медработника, которое будет необходимо для прохождения итоговой аккредитации. Портал непрерывного медицинского образования (НМО) – это платформа для последипломного образования медицинских работников, призванная служить повышению квалификации и расширению знаний. В целом данная система является хорошей и удобной площадкой для формирования образовательной траектории по специальности в соответствии с особенностями профессиональной деятельности.

Тема: Аккредитация, оценивание
Евгения Бородина

Актуальные положения периодической аккредитации специалистов в 2022 году

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Геркен И.А.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Современное развивающееся общество диктует повышенные требования к изменениям всех сфер жизнедеятельности. Система здравоохранения не исключение. Важным аспектом в развитии современной системы здравоохранения является повышение качества оказания медицинской помощи. Одной из немаловажных составляющих критерия оказания квалифицированной помощи считается профессионализм и компетентность специалистов практического здравоохранения. Аккредитация специалиста - независимая процедура, проводимая в целях определения соответствия квалификации лица, получившего медицинское или фармацевтическое образование, требованиям к квалификации медицинского/фармацевтического работника в соответствии с профессиональными стандартами для самостоятельного осуществления медицинской или фармацевтической деятельности.

Цель

Проанализировать актуальную нормативную правовую базу, затрагивающую вопросы аккредитации специалиста и обозначить основные положения для успешного прохождения процедуры аккредитации.

Материалы и методы

Вхождение в новую систему поэтапное: в 2016 году аккредитацию прошли только выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов. С 2017 г. допуск к работе через систему аккредитации получили выпускники лечебного и педиатрического факультетов, специалисты медико-профилактического дела, медицинской биофизики, медицинской биохимии, медицинской кибернетики; с 2018 г. - лица, получившие среднее профессиональное образование по ряду медицинских специальностей; с 2019 года - лица, получившие высшее образование по образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации (программам ординатуры) и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по специальностям "кардиология", "неврология", "общая врачебная практика (семейная медицина)", " онкология", "педиатрия", "терапия". С 1 января 2020 года в систему аккредитации вступают лица, получившие после 1 января 2020 высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с ФГОС в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры) и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, а также лица, получившие дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанных на основании требований соответствующих ФГОС среднего профессионального образования (приказ Минздрава России от 21 декабря 2018 г. №898н).
В 2017 году на законодательном уровне была утверждена концепция непрерывного образования и развития, расширения компетенций и навыков медицинских работников и фармацевтов.
Обусловлено непрерывное образование медиков, врачей и фармацевтов (НМиФО) ускоренными темпами развития остальных сфер жизнедеятельности и, как следствие, необходимостью обновления знаний.
Благодаря реализуемым в рамках концепции мерах государство стремится:
• Повысить качество предоставляемой медицинской помощи.
• Сформировать актуальные компетенции у работников.
• Адаптировать работников к повышенному уровню гражданской ответственности перед пациентами.
• Удовлетворить потребность медицинских и фармацевтических работников в новых знаниях и личностном росте.
Согласно актуальному приказу Минздрава России №1081н периодическая аккредитация будет проходить в 2022 году в один этап. Врачу никуда не придется ехать очно, сдавать экзамены, показывать практические навыки и решать тестовые задания. Требование одно – подготовить отчет о проделанной работе и портфолио.
Актуальный приказ Минздрава №1081н предполагает два варианта набора часов.
Вариант 1. 144 часа за все 5 лет специалист набирает только циклами повышения квалификации, как и раньше для получения сертификата.
Вариант 2. Набирать 74 часа на циклах повышения квалификации в любой последовательности - одним циклом или несколькими. А оставшиеся 70 баллов, недостающих до 144 часов, добрать на конференциях, вебинарах, электронных модулях, которые аккредитованы на портале НМО edu.rosminzdrav.ru.
Для того, чтобы засчитали часы обучения, конференции и вебинары должны пройти аккредитацию в совете НМО. Организаторы таких аккредитованных мероприятий выдают индивидуальные коды подтверждения участия в образовательном мероприятии. Эти коды вы вносятся в личные кабинеты на портале edu.rosminzdrav.ru с последующим получением сертификата с номером, который указывается в портфолио.
Приказ Минздрава №1081н не подразумевает подачу документов посредством электронной почты.
Необходимо закладывать 2-4 месяца на всю процедуру аккредитации. Это время уйдет на то, чтобы документы поступили в Федеральный аккредитационный центр и прошли обработку документов. Возможно, по итогам первой проверки понадобится внести в комплект документов изменения и дополнения, а затем отправить их повторно.
Обязательное условие для врача, который проходит периодическую аккредитацию, - стаж по аккредитуемой специальности в течение последних 5 лет, с момента получения предыдущего сертификата, хотя бы в объеме 0, 1 ставки. Если врач не работал по специальности 5 лет или больше, ему придется проходить снова первичную аккредитацию.

Результаты

Врачи, которым предстоит проходить аккредитацию до 1 марта 2023 года, могут ограничиться 144 часами курсов повышения квалификации.
В настоящий момент в законодательстве понятия «баллов» или «зет» нет. Есть понятие «часы» - и за курсы повышения квалификации врачам начисляют исключительно «часы».
Вы сами можете выбирать себе тот образовательный цикл, который Вам интересен. Перед обучением убедитесь, что организатор входит в число тех, кто имеет право оказывать услуги специалистам по дополнительному профессиональному образованию. Проверить это можно в ФРДО — Федеральном реестре сведений документов об образовании.
Отчет о профессиональной деятельности, портфолио и заявление - главные документы, которые надо подготовить врачу для аккредитации как минимум за два месяца до окончания срока действия сертификата.

Тема: Аккредитация, оценивание
Ирина Геркен