Tips and tricks в обучении врачей-эндоскопистов

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Карпова А.Ю.

Город: Москва

Учреждение: Учебно-аккредитационный центр – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Актуальность

Актуальность дополнительной профессиональной образовательной программы. повышения квалификации по специальности «Эндоскопия» заключается в том, что в связи. с бурным развитием эндоскопической техники необходима разносторонняя подготовка. врача-эндоскописта, которая должна включать знания не только по вопросам диагностической и лечебной эндоскопии, но и по вопросам смежных клинических и фундаментальных дисциплин.

Цель

1. Совершенствовать объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача, способного успешно решать свои профессиональные задачи в диагностической и лечебной эндоскопии.
2. Совершенствовать профессиональную подготовку врача-эндоскописта, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания различных заболеваний органов желудочно-кишечного тракта и трахеобронхиального дерева.
3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере профессиональных интересов по эндоскопии.
4. Подготовить специалиста эндоскописта к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
5. Подготовить врача-эндоскописта, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.

Материалы и методы

Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации врачей-эндоскопистов направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, на обеспечение соответствия квалификации врачей-эндоскопистов меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по специальности «Эндоскопия».
Актуальность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации обусловлена необходимостью обновления теоретических знаний и практических умений и навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Важнейшим преимуществом данного курса является симуляционное обучение без возможности нанесения вреда пациенту и объективная оценка достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста.
Врач-эндоскопист в МСЦ Боткинской больницы работает не только в ЖКТ, но и в дыхательных путях и биллиарной системе, получая навык управления эндоскопом при диагностических и оперативных вмешательствах.

Результаты

В Учебно аккредитационном центре – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы реализовано более 20 программ дополнительного профессионального образования по специальности «Эндоскопия», программы направлены как на молодых специалистов, которые вступили на путь хирургической специальности, так и для продвинутых специалистов, которые осваивают новейшее оборудование и методы лечения и диагностики с ультрасонографией. Продолжительность дополнительных профессиональных программ составляет от 18 до 36 академических часов, что соответствует зачетным единицам трудоемкости в системе непрерывного медицинского образования. На сегодняшний день дополнительные профессиональные программы освоили 1 500 врачей-эндоскопистов. Программы включают в себя отработку манипуляционных навыков на трахеобронхиальном дереве, в пищеводе, желудке, на панкреато-билиарной системе и толстой/тонкой кишках. Обучение проходит не только с гибким оборудованием, но и с возможностью получения навыков ригидной бронхоскопии. В программы включен модуль посещение операционной, что позволяет специалистам познакомиться с работой крупнейшего стационара РФ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Анна Карпова

Готовность к организационным изменениям сотрудников симуляционных центров России

Автор(ы): Исаева О.М., Васильева Е.Н.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: НИУ ВШЭ

Актуальность

Внедрение организационных изменений – процесс сложный и многогранный. От того, на сколько готовы сотрудники организаций к внедряемым изменениям, зависит качество и скорость их внедрения.
Феномен готовности широко изучен в психологии и определяется авторами с точки зрения различных подходов. С точки зрения деятельностного подхода «готовность» понимается как условие или способность к успешной деятельности (Ананьев, 1980, Крутецкий, 1985, Платонов, 1987 и др.). С позиций личностного подхода готовность выступает как настрой на определенное поведение, установка на активные действия (Дьяченко, Кандыбович, 1978, Рудик, 1976). В контексте инновационного подхода готовность – это условие успешного нововведения, совокупность личностных, психологических, групповых социально-психологических, организационных социально-экономических факторов. С позиции комплексного социально-психологического похода «готовность к изменениям» или психологическая готовность - категория субъективной психологической реальности, которая, с одной стороны, является последствием или результатом поискового волевого поведения (ведущего к активации ресурсной, мотивационной, энергетической сфер психики), с другой стороны, – причиной осознания и поведения, изменяющих субъективную и объективную реальности человека.
Исследований готовности к организационным изменениям сотрудников учреждений подготовки медицинских работников, в частности, симуляционных центров, на сегодняшний день обнаружить не удалось.

Цель

Изучить готовность к внедрению организационных изменений сотрудников симуляционных центров России

Материалы и методы

Для изучения готовности к внедрению организационных изменений сотрудников симуляционных центров России использовался опросник Д.Холта («Readiness for organizational change») в адаптации Е.Наумцевой. В исследовании приняли участие сотрудники симуляционных центров 15 городов России (Нижний Новгород, Москва, Красноярск, Витебск, Тверь, Красноярск, Калининград, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Рязань, Екатеринбург, Чебоксары, Оренбург, Пермь, Омск) (N=39). Результаты исследования обрабатывались в программе IBM SPSS STATISTICS 26 с применением методов описательной статистики, частотного анализа, анализа различий.

Результаты

Наиболее частым и распространенным организационным изменением в жизни симуляционных центров участники называют изменения в человеческих ресурсах (73,3% всей выборки сообщили об этом), изменения в организационной структуре симуляционного центра (60%), и изменения в информационных и контрольных системах (43%). Говорят о создании симуляционного центра и изменениях в стиле лидерства (или культуре) существующего центра только 27% респондентов.

Готовность к организационным изменениям как степень, в которой вовлеченные лица индивидуально и коллективно подготовлены, мотивированы и технически способны осуществить изменения, у сотрудников симуляционных центров находится на довольно высоком уровне.. При этом показатели компонентов готовности у руководителей выше, чем у линейный сотрудников.

Из 4 компонентов готовности самые высокие показатели наблюдаются в отношении «реализуемости изменений» (M=29,77), который отражает оценку респондентом собственных навыков, ресурсов и способности справиться с работой в ситуации изменений и «уместности изменений» - убежденности сотрудников в том, что оцениваемое изменение соответствует приоритетам и целям организации и приведёт к повышению эффективности организации в целом (M=57,13). При этом возраст респондентов влияет на «реализуемость изменений» (r=0,548, p<0,05): чем старше респондент, тем выше показатели по данному компоненту готовности.

Выводы

Полученные данные можно использовать руководству симуляцинных центров для планирования внедрения организационных изменений и повышения их качества.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Оксана Исаева

Case-метод в обучении специалистов практического здравоохранения Российской Федерации

Автор(ы): Ю.И. Логвинов Ю.И., А.И.Орловская

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Современное образование работников системы здравоохранения должно быть актуальным, качественным и прицельным для конкретной дисциплины образовательного процесса, осуществляться с максимальным уклоном на практическую деятельность и вовлеченность обучающихся в реалистичность учебного процесса для удовлетворения возрастающих потребностей сферы здравоохранения. В наиболее полном объеме этим принципам отвечает организация занятий с использованием современных эффективных методов обучения, к примеру, таких как Сase-метод.
Учебно-аккредитационный центр – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы выступает как многопрофильный мультидисциплинарный центр сосредоточения лучших инновационных образовательных методик и медицинских практик, осуществляющий обучение специалистов практического здравоохранения Российской Федерации в интерактивном формате за счет смещения центра внимания с преподавателя на обучающегося, высокой эмоциональной вовлеченности и придания исследовательского характера учебному процессу.

Цель

Представление опыта применения Сase-метода в обучении специалистов практического здравоохранения РФ в рамках реализации образовательных программ МСЦ Боткинской больницы.

Материалы и методы

Многолетний опыт работы Учебно-аккредитационного центра – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы демонстрирует сегодня уникальные возможности применения симуляции и самых эффективных технологий в качестве инструмента обучения (кейс-метод). Кейс (от англ. сase) – это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Существуют различные подходы к пониманию кейса. В соответствии с одним из них, кейс представляет собой пакет документальных источников, содержащих информацию по конкретному случаю из профессиональной практики. Более распространенным является понимание кейса как изложения проблемной ситуации в определенной сфере деятельности.
Соответственно, решить кейс – это значит исследовать предложенную ситуацию, проанализировать, обсудить возможные варианты решения проблемы и найти оптимальное наилучшее решение. Медицинские работники в своей профессиональной деятельности решают кейсы каждый раз, когда ставят пациенту диагноз и назначают лечение.
В рамках реализации многочисленных образовательных программ МСЦ Боткинской больницы применяются различные формы представления кейса (текстовая, видео-презентация, ситуационно-моделирующая игра, комбинированная).
Учебные кейсы, применяемые в процессе обучения специалистов здравоохранения РФ, включают в себя набор клинических случаев, которые предлагаются слушателям образовательных программ для анализа и решения проблемы. Кейс, как правило, включает в себя объективные данные пациента (фото- и видео материалы осмотра пациента, комментарии лечащего врача и других специалистов, записи характерного голоса больного, результаты проведенных исследований и др.), формулировки вопросов, возникающих в процессе диагностики.
В процессе занятий слушатели МСЦ Боткинской больницы вовлечены в активную познавательную деятельность, направленную на поиск нестандартных решений кейса, что помогает как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. При разборе учебного кейса медицинского характера большое внимание уделяется коллективной работе обучающихся, распределению функций и ролей в мультидисциплинарной бригаде врачей и среднего медицинского персонала, направленных на формирование навыков командной работы и выработку наиболее оптимальных алгоритмов действий по оказанию медицинской помощи в различных клинических случаях.
Основная деятельность преподавателя, внедряющего Сase-метод в образовательный процесс, направлена на разработку индивидуальных кейсов (тщательный отбор клинических ситуаций, предназначенных для анализа) согласно установленной структуре медицинского кейса в МСЦ Боткинской больнице. Особенности создания кейса медицинского характера состоят в том, что преподавателю необходимо уделять значительное внимание вопросам патогенеза и патологической анатомии для совершенствования у слушателей клинического мышления, позволяющего оценивать состояние пациента как целостного организма, понимать причинно-следственные связи, возникающие при развитии конкретного заболевания, осваивать новые и совершенствовать имеющиеся методики постановки диагноза и назначения лечения.
Важным составляющим этапом занятия с использованием кейс-метода является рефлексия - оценка действий слушателя преподавателем (или другими слушателями) и детальное объяснение допущенных ошибок или неточностей в процессе выработки модели конкретных действий по решению проблемной ситуации.

Результаты

Использование Сase-метода в обучении предполагает интерактивный формат - интенсивное взаимодействие преподавателя и слушателей, а также слушателей в мини группах и позволяет обеспечить усвоение учебного материала на глубокой и прочной основе за счет моделирования процесса принятия решений проблемной ситуации в профессиональной деятельности, что в свою очередь гарантирует оптимальную практическую подготовленность специалиста к работе в системе современного здравоохранения.
При разработке учебного кейса важно учесть практическую направленность на основе современных профессиональных реалий для создания в последующем впечатления «реальности» обсуждаемых клинических случаев.
Преподаватели МСЦ Боткинской больницы, использующие Сase-метод в обучении, отмечают, что в результате внедрения данного метода в образовательный процесс, максимально обеспечивается индивидуализация обучения и активизация интеллектуальной деятельности слушателей, повышается самостоятельность обучающихся в образовательном процессе, устанавливается эффективная обратная связь с учебной аудиторией, что в свою очередь способствует формированию и развитию у слушателей критического мышления, исследовательской активности, навыков коммуникации и сотрудничества.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Анна Орловская