Применение виртуального симулятора для отработки навыков аускультации звуков легких детей в формировании клинического мышления

Автор(ы): Е.В. Туш, А.Н. Колчина, О.В. Горох

Город: Нижний Новгород

Учреждение: ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава РФ

Актуальность

Навыки аускультации являются одними из самых важных базовых методов обследования, которым необходимо овладеть в медицинском вузе.Учебный процесс обучения аускультации сложен сам по себе, поскольку он требует наличия широкого спектра пациентов с разнообразными аускультативными феноменами, доступных во время обучения студентов и клинических ординаторов. В условиях пандемии новой короновирусной инфекции и повсевместно вводимых эпидемиологических органичений сложности обучения многократно усиливаются, что требует альтернативных методов обучения.
Виртуальный симулятор для отработки навыков аускультации звуков легких позволяет создать платформу обучения аускультации, предоставляя реальные предварительно записанные сердечно-легочные звуки на виртуальных грудной клетке ребенка.

Цель

Оценить возможности виртуального симулятора для отработки навыков аускультации звуков легких и формирования клинического мышления.

Материалы и методы

Виртуальный симулятор для отработки навыков аускультации звуков легких оснащен 5-ю точками аускультации на передней грудной стенке и 6-ю со спины. В эти точках аускультации с использованием обычных стетофонендоскопов возможно выслушивание как нормальных звуков, так и патологических — крупнопузырчатых и мелкопузырчатых влажных хрипов, сухих и сухих свистящих хрипов, ослабления дыхания, иных дыхательных шумов, таких как стридор, а так же их сочетания. Это позволяет формировать клинические кейсы.

Результаты

Обучение возможно проводить используя 2 стратегии. Во первых, это тренинг собственно навыка аускультации с возможностью проведения экзамена. Во вторых, на основе представленых клинических случаев, например синдрома кашля как симптома различных нозологий формирование навыка клиничекого мышления с обсуждением необходимой диагностики, дифференциальной диагностики и терапии. При этом симуляционный тренинг можно проводить как индивидуально с обучающимися, так и в режиме командной игры. Оптимальным представляется проведение часового занятия с 6-7 участниками с последующим проведением дебрифинга. Первая стратегия является оптимальной для обучения студентов младших курсов, вторая — для обычения студентов старших курсов и клинических ординаторов. В то же время в последней целевой группе целесообразно проведение ретренингов с использованием первой стратегии, обобенно при ограничении доступа обучающихся к пациентам и соответственно ограниченных возможностях «прикроватного» обучения.

Выводы

Использование виртуального симулятора для имитации аускультации в дополнение к традиционному клиническому обучению, по-видимому, должно улучшить аускультационные способности студентов и клинических оринаторов по специальности педиатрия.

Тема: Педиатрия и неонатология
Елена Туш

Опыт использования клинических сценариев для отработки навыков реанимации и стабилизации новорожденных в родильном зале на высокореалистичных манекенах

Автор(ы): Косинова С.Р., Халидуллина О.Ю., Ушакова С.А., Петрушина А.Д., Жаркова И.Ю., Паршукова Л.Н.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России, кафедра педиатрии Института непрерывного профессионального развития

Актуальность

Несмотря на относительно небольшой процент новорожденных, нуждающихся в реанимационных мероприятиях (в среднем 0,5-2% доношенных и 10-20% недоношенных и переношенных детей), последствия тяжелой анте- и интранатальной асфиксии, а так же задержка и неоказание реанимационной помощи могут быть фатальными или привести к проблемам, продолжающимся в течение всей жизни человека. В рамках комплексного плана по дальнейшему снижению младенческой смертности и улучшению качества жизни детей, перенесших асфиксию в родах важное место в обучении врачей неонатологов, педиатров, реаниматологов и врачей скорой помощи занимают инновационные технологии медицинского образования — симуляционное обучение с использованием реалистичных механических и интерактивных манекенов.

Цель

Проанализировать результаты внедрения в симуляционное обучение врачей неонатологов, педиатров, реаниматологов и врачей скорой помощи нового клинического сценария, направленного на закрепление навыка оказания реанимационной помощи в родильном зале с использованием высокореалистичных многофункционального робота-симулятора доношенного новорожденного ребенка SimNewB и манекена недоношенного новорожденного Premature anne за период 2019-2021 г.г. преподавателями кафедры педиатрии Института непрерывного профессионального развития ФГБОУ ВО «ТюмГМУ» с использованием базы Регионального мультипрофильного симуляционно-аккредитационного центра.

Материалы и методы

В рамках меняющихся легенд (клинических ситуаций) предложена отработка всех этапов реанимационной помощи доношенным и недоношенным новорожденным, родившихся в состоянии тяжелой анте- или интранатальной асфиксии, с учетом современных подходов и клинических рекомендаций.

Результаты

Обучение с применением симуляционных методик включенное в программу циклов повышения квалификации прошли 142 педиатра и 44 неонатолога; в рамках проведения циклов непрерывного медицинского образования — 15 педиатров, 29 неонатологов, 16 реаниматологов и 10 врачей скорой медицинской помощи.При самооценке конкретных практических навыков до начала занятий курсанты ниже всего оценивали свои умения по оказанию реанимационной помощи глубоко недоношенным новорожденным (64%), по интубированию трахеи и проведению катетеризации пупочной вены (по 62% соответственно), проведению реанимационных мероприятий в полном объёме (57%); непрямому массажу сердца (53%) и применению лекарственных препаратов (44%); масочной искусственной вентиляции лёгких (33%). При анкетировании слушателей циклов отработка данных клинических ситуаций в 100% случаев была отмечена как актуальной и необходимой для клинической практики.

Обсуждение

В процессе проведения обучения выявлены следующие основные проблемные вопросы: трудности в правильном заполнении вкладыша-карты реанимации и стабилизации состояния новорожденных детей в родильном зале; нарушение техники проведения масочной искусственной вентиляции легких (ИВЛ); техники проведения непрямого массажа сердца; неадекватная кислородотерапия; отсутствие координации непрямого массажа сердца и ИВЛ; выполнение реанимационных мероприятий не в полном объеме; ошибки при введении медикаментов.

Выводы

Прохождение симуляционного обучения по реанимации и стабилизации состояния новорожденных, родившихся в состоянии асфиксии, повышает уровень как теоретических, так и практических знаний врачей неонатологов, педиатров, реаниматологов и врачей скорой помощи. После обучения, врачи отмечали большую уверенность при выполнении практических манипуляций, а многие из них впервые получили опыт работы на современной аппаратуре, отсутствующей в их лечебных учреждениях. Это свидетельствует о том, что данная форма повышения квалификации не только улучшает уровень практических профессиональных компетенций врачей в области интенсивной терапии новорожденных, но и выявляет «проблемные» вопросы.

Тема: Педиатрия и неонатология
Оксана Халидуллина