Особенности коммуникативных навыков врача-фтизиатра при работе с больными туберкулезом с социальными проблемами

Автор(ы): Л.Е. Паролина, Н.Е. Казимирова, О.Н. Отпущенникова

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний» Минздрава России

Актуальность

Способность к эффективной коммуникации в медицинской среде можно отнести к базовым компетенциям, позволяющим сформировать гармоничные взаимоотношения между врачом и пациентом, что особенно важно в работе фтизиатра, исторически выполняющего роль семейного доктора. Многообразие клинических проявлений туберкулеза, отсутствие патогномоничных симптомов, длительность развития заболевания, наличие социальных и психологических «стигм» при туберкулезе предъявляют много требований к способности врача к межличностному взаимодействию в системе «врач-больной», умению установить контакт с пациентом и его родственниками, мотивировать на выполнение рекомендаций, оказывать психологическую поддержку в сложной ситуации.

Цель

определение коммуникативных особенностей при работе с больными туберкулезом с социальными проблемами на основе анализа самооценки пациентов.

Материалы и методы

Проведен анализ модели медицинской коммуникации с пациентом с точки зрения основных задач, которые необходимо решить врачу-фтизиатру при работе с больным туберкулезом: сбора информации, выстраивания отношений, объяснения и планирования. На основании исследования самооценки больных как интегрального показателя самоуважения с учетом социокультурных эталонов, текущего жизненного опыта, меры самоприятия заболевания туберкулезом и определения психологических особенностей пациентов с использованием стандартных шкал самооценки проведен анализ данных у 120 впервые выявленных больных туберкулезом с социальными проблемами, выявлены наиболее значимые элементы самооценки больных, требующие формирования дополнительных коммуникативных навыков со стороны врача-фтизиатра.

Результаты

При обследовании больных туберкулезом с социальными проблемами установлен низкий интегральный показатель самооценки. Модель медицинской коммуникации при сборе информации у данных пациентов должна учитывать, что больные туберкулезом с социальными проблемами при недооценке тяжести своего заболевания (63,1%) одновременно испытывают сильные переживания по поводу своих бытовых и личностных проблем (64,5%), страх критических ситуаций и трудностей (53,8%), ситуаций, ведущих к эмоциональному напряжению (78,6%). Этот психологический дисбаланс усложняет выстраивание доверительных отношений «врач-пациент» в исследуемой группе пациентов и повышает необходимость принятия во внимание имеющихся у 52,6% больных суждений о замкнутости своего внутреннего мира, противопоставлении себя обществу, негативном отношении к ним окружающих, агрессивном настрое на внешние обстоятельства. Коммуникативные навыки врача-фтизиатра должны способствовать преодолению болезненности критических замечаний в адрес пациентов (73,5%), их стремления демонстрировать «бегство» в независимость (69,7%), учитывать имеющуюся разбалансированность ответов на суждения(56,1%). Коммуникативная модель работы врача-фтизиатра потенциально должна помогать пациентам преодолевать свойственные им негативные чувства (58,4%), отражающие низкую личную значимость, собственную ущербность. При решении задачи объяснения и планирования лечения больным туберкулезом с социальными проблемами необходимо учитывать преобладание у них пессимистического отношения к перспективам дальнейшей жизни (90,2%), снижение потребности в самореализации (94,1%) с увеличением потребительских тенденций.

Обсуждение

Сложности межличностного взаимоотношения врача с больными туберкулезом определяются не только индивидуальными психологическими характеристиками пациентов, но и патологическими изменениями высшей нервной деятельности больных под влиянием туберкулезной интоксикации. Вследствие этого повышаются требования к коммуникативным навыкам врача-фтизиатра, прежде всего в областях сбора анамнеза, выстраивания отношений и вовлечения пациента в процесс излечения. Решение этих задач зависит от способности врача-фтизиатра наладить доверительные отношения с больным, позволяющие преодолеть негативное отношение к проводимому сбору анамнестических данных, но при этом четко концентрировать внимание больного на предмет беседы. Коммуникативная способность врача на базе профессиональных компетенций позволяет реализовывать клиническое мышление, формируя диагностическую концепцию на этапе первоначального консультирования больного и обеспечивая назначение оптимального комплекса обследования для определения этиологии заболевания. При подготовке врача-фтизиатра к эффективной коммуникации большое внимание необходимо уделять методам избегания конфликтов, формирования позитивного настроя на лечение у больного вне зависимости от личностных особенностей самого врача. Этому способствует знания психологии общения, знание технологий установления контакта с пациентом во время консультации, знания методов общения с негативно настроенным пациентом.

Выводы

При решении коммуникативных задач при работе с больными туберкулезом с социальными проблемами необходимо учитывать особенности самооценки пациентов. Высокий уровень коммуникативных навыков у фтизиатра способствует решению вопросов установки диагноза, повышению приверженности пациента к лечению и повышению эффективности терапии, благоприятно влияя на эпидемическую ситуацию по туберкулезу.

Тема: Коммуникативные навыки
Любовь Паролина

«Калейдоскоп ролей» в симуляционном обучении студентов

Автор(ы): С.Н. Котляров, А.Л. Шумова, Л.В. Клишунова

Город: Рязань

Учреждение: ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России

Актуальность

Пандемия COVID-19 акцентировала внимание на качестве и безопасности оказания медицинской помощи, в частности, при проведении различных манипуляций. Такие навыки, как владение алгоритмами, работа в команде, взятие на себя лидерских функций, высокая личная ответственность требуют применения технологий обучения будущих врачей сестринским манипуляциям в ином формате, который позволит максимально быстро и эффективно освоить необходимые навыки. Важным условием освоения манипуляционной техники является понимание каждого шага, выполнение манипуляции с учетом возможных рисков, что в дальнейшем будет способствовать снижению количества ошибок.

Цель

Изучить возможность применения игровых форм в симуляционном обучении для повышения мотивации и вовлеченности студентов в освоение сестринских манипуляций

Материалы и методы

Технология игрового моделирования («Калейдоскоп ролей») была разработана по модели аккредитации специалистов для оценки практических навыков. Используя чек-листы манипуляций, Эксперты оценивали работу Участника в контексте рисков безопасности. В работе приняли участие 88 студентов из 8 академических групп. В команду входит Участник, выполняющий манипуляцию, и пять Экспертов, один из которых – Главный эксперт. Экспертиза вначале строится по модели аккредитации, что также вносит определенный вклад в мотивацию студентов. Эксперты наблюдают за выполнением Участником алгоритма манипуляции на симуляционном оборудовании, затем каждый Эксперт, работая с чек-листом, подсчитывает результат и озвучивает свое заключение (процент правильного выполнения шагов, отмеченные ошибки, зачет или незачет манипуляции), а Главный эксперт подводит итог по критериям рисков: инфекционных, клинических и технологических. Таким образом, шесть студентов вплотную работают с чек-листами, анализируя каждый шаг по системе рисков. В дальнейшем каждый Эксперт дает заключение не только по зачету манипуляции, но и по рискам, а Главный эксперт – по критериям безопасности оказания медицинской помощи (лекарственная, инфекционная и т.д.).

Результаты

Анонимный опрос студентов после прохождения цикла занятий показал, что практически все студенты (93%) поддержали данный формат работы. В 6 группах студенты предложили включать одновременно работу 2-х команд, так как нахождение в роли наблюдателя для них оказалось неинтересным. В 5 группах старосты групп брали на себя роль лидеров и стремились быть Главными экспертами. Интересно то, что в 4 группах проявились неформальные лидеры, которые брали на себя функции преподавателя, организуя подготовку, распределяя роли и осуществляя фасилитацию работы одногруппников. Практически, эти студенты в дальнейшем могут быть тренерами симуляционного обучения.

Обсуждение

Следует отметить, что подобный сценарий моделирования ролей мотивировал студентов на активную самостоятельную подготовку во внеурочное время и эффективное использование времени занятия. Основная функция преподавателя заключалась в фасилитации - стимулировании, инициировании и поощрении рефлексии и самоподготовки студентов в процессе учебной деятельности, поддержки оптимального ролевого взаимодействия, открытого высказывания собственного мнения, создании доброжелательного климата при возникновении угрозы конфликта.
Играя роль Эксперта или Участника, студенты уделяют внимание не только собственной работе, но и проводят рефлексивную оценку своих действий, что позволяет им определиться как со своими возможностями, так и со своими затруднениями с учетом внешней оценки коллег. Преподаватель обеспечивает эффективную коммуникацию и демонстрирует особенности общения в ситуациях напряжения (несогласие Участника с оценкой Эксперта), влияния межличностных отношений на оценку результатов работы, включение в работу наблюдателей при незавершенной работе команды и других. Основная задача преподавателя – создать условия для эффективного усвоения манипуляций всеми студентами, одним из таких условий, на наш взгляд, является применение игровых технологий, позволяющих отработать навыки командного взаимодействия на основе личной ответственности и квалификации и повышения интереса к симуляционному циклу.

Выводы

Игровое моделирование в оценке освоения будущими врачами сестринских манипуляций позволило существенно активизировать мотивацию студентов и развить у них рефлексию собственной учебной деятельности.
Игра "Калейдоскоп ролей" способствует развитию готовности будущих специалистов анализировать результаты собственной работы для предотвращения профессиональных ошибок, формирует готовность к участию в системе непрерывного профессионального образования.

Тема: Коммуникативные навыки
Александра Шумова

К вопросу об обучении общению с пациентом: «Кто на капитанском мостике?»

Автор(ы): Давыдова Н.С., Самойленко Н.В.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России

Актуальность

Доказано, что целенаправленное обучение врачей навыкам пациент-ориентированного профессионального общения в ходе медицинской консультации повышает удовлетворенность и врача, и пациента при оказании медицинской помощи, изменяет смысловые установки врача по отношению к пациенту как к партнеру и улучшает клинически значимые исходы оказания медицинской помощи. В подготовке будущего специалиста – врача общей практики в рамках актуализированных ФГОС 3+, ФГОС 3++ – «центр тяжести» в образовательных программах высшего образования (специалитет, ординатура, аспирантура) смещен с компетенции, именуемой «знания», на компетенцию, определяемую как «практические навыки. Не умаляя значимости освоения будущим врачом профессиональных компетенций в области медицинской деятельности, в последнее время все большее внимание обращено на формирование коммуникативных компетенций.

Цель

Обосновать, что навыки общения врача с пациентом - это профессиональные навыки достижения клинически значимых исходов оказания медицинской помощи, в основе которой лежит пациент-ориентированная модель медицинской консультации и, следовательно, обучение коммуникативным навыкам - один из разделов клинической медицины.

Материалы и методы

В Уральском ГМУ в период с 2017-2020 гг. проведено исследование с применением проективных методов и методов семантического анализа. Участниками исследования стали студенты 1-го и 6-го курсов лечебно-профилактического факультета (n=387).

Результаты

В Уральском ГМУ образовательный проект «Коммуникативные навыки врача» стартовал в 2015 году. Основными ориентирами в реализации данного проекта выступают следующие положения: I. Коммуникативная навыки врача (в терминах образовательной программы высшего медицинского образования) — это прежде всего клиническая дисциплина, выступающая как сквозной междисциплинарный образовательный модуль, обучающий навыкам эффективного взаимодействия в системах: «врач-пациент», «врач-родственник пациента», «врач-врач», «врач-медицинская сестра». II. Принципы формирования и оценки коммуникативных навыков врача в рамках основных образовательных программах специалитета/ординатуры. III. Требования к компетентностным тестам (ситуационным клиническим задачам) для аттестации (текущей, итоговой) практических и коммуникативных навыков: умение вести диалог с пациентом, воспринимать его как партнера, разделяющего вместе с врачом ответственность за свое здоровье, умение убеждать пациента, работать с его возражениями, неконструктивными эмоциями (страха, агрессии, тревожности) и конфликтным состоянием. Далее умение сотрудничать с родственниками пациента, умение сообщать «плохие новости» о его состоянии и умение оказывать адекватную эмоциональную поддержку и сопереживание также являются аспектами коммуникативных навыков врача. Умение работать в команде при оказании помощи в неотложных состояниях, конструктивное деловое общение с коллегами – младшим, средним медицинским персоналом, врачами, администрацией – часть коммуникативной компетентности в области командного взаимодействия. Таким образом, коммуникативная компетентность врача – это определенный набор вербальных и невербальных способов конструктивного общения врача с пациентом и/или его родственником, коллегами в конкретной клинической ситуации. Однако, выявленные эмпирические факты в ходе нашего исследования позволяют утверждать, что поведение студентов медицинского университета при взаимодействии с пациентом в большей степени будет неосознанно направленно не на оказание ему медицинской помощи, а на защиту от пациента, активизируя такие защитные механизмы поведения, как доминирование, обесценивание, авторитарность, угождение пациенту, проявление опеки, вытеснение неприятных эмоций, связанных с пациентом, имплицитно наделенным негативными характеристиками и вызывающим отрицательные эмоции. В процессе обучения пациент перестает быть для будущего врача «равным» субъектом взаимодействия, становясь его объектом, что вступает в противоречие с пациент-ориентированной парадигмой оказания медицинской помощи, в которой пациент, его личность находится в центре своего запроса на медицинскую помощь, а профессионализм и компетентность врача способствуют решению проблемы пациента исходя из этого запроса, а не из возможностей и ограничений медицинской практики.

Обсуждение

Дискуссионным остается вопрос: как организовать обучение навыкам эффективного взаимодействия в системах: «врач-пациент», «врач-родственник пациента», «врач-врач», «врач-медицинская сестра» и т.д. чтобы на этапе завершения обучения в медицинском университете будущий врач был готов к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи.

Выводы

Исследование содержания образа пациента в контексте его влияния на эффективность взаимодействия в медицинской консультации показывает, что ни период обучения в медицинском вузе, ни повседневная врачебная деятельность не трансформируют имплицитное, неосознанное отношение врача к пациенту в направлении пациент-ориентированной модели медицинской помощи.
Для решения приоритетных задач по повышению удовлетворенности населения качеством медицинской помощи необходимо включать в содержание основных и дополнительных образовательных программ высшего медицинского образования (специалитет: в течении всего периода обучения, ординатура, аспирантура) сквозной междисциплинарный образовательный модуль «Коммуникативные навыки врача».

Тема: Коммуникативные навыки
Надежда Самойленко

Проблемы коммуникативного характера выпускников лечебного факультета при начале профессиональной деятельности

Автор(ы): Газенкампф А.А., Коновец Л.Н., Балацкая И.В., Карачун К.А.

Город: Красноярск

Учреждение: ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздрава России

Актуальность

Проблема формирования коммуникативных навыков у студентов медицинских вузов обсуждается достаточно давно. Мы говорим о «цифровом поколении» с минимизацией очного общения не только в профессиональной, но и в обыденной жизни; о, все более набирающих актуальность, юридических сложностях проведения учебного процесса с привлечением реальных пациентов. Однако наиболее остро эту проблему ощущают на себе наши выпускники начале своей профессиональной деятельности, оказавшись один на один с пациентом.

Цель

Определить наличие и перечень основных проблем коммуникативного характера выпускников лечебного факультета КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно – Ясенецкого при начале профессиональной деятельности.

Материалы и методы

Проведено он-лайн анкетирование 101-го выпускника Лечебного факультета 2020 года, успешно прошедших первичную специализированную аккредитацию.
Статистическая обработка проводилась путем простого определения долей в зависимости от данного респондентами ответа.

Результаты

Ниже представлен перечень вопросов с указанием части респондентов, давших тот или иной ответ.
РАБОТАЕТЕ ЛИ ВРАЧОМ – УЧАСТКОВЫМ ТЕРАПЕВТОМ?
Да – 82,4%
Нет 17,6%
ПРЕДСТАВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПАЦИЕНТУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ БЕСЕДЫ?
Да, всегда – 18,4%
Да, но не всегда – 32,0%
Редко – 26,8%
Никогда – 22,3%
ИСПЫТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧУВСТВО НЕЛОВКОСТИ, КОГДА ПОНИМАЕТЕ,
ЧТО ЗАБЫЛИ ИМЯ ВАШЕГО ПАЦИЕНТА?
Да – 28,4%
Нет 71,6%
КАК ЧАСТО ВЫ ТЕРЯЕТЕ КОНТРОЛЬ НАД БЕСЕДОЙ С ПАЦИЕНТОМ?
Часто – 1,0%
Периодически – 3,9%
Редко – 69,9%
Никогда – 25,2%
КАК ЧАСТО ЧУВСТВО НЕХВАТКИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТАМИ ПРИВОДИТ К МЫСЛИ, ЧТО ВЫ ПЛОХОЙ ВРАЧ?
Часто – 3,0%
Периодически – 15,8%
Редко – 42,6%
Никогда – 38,6%
КАК ЧАСТО ВЫ ИСПЫТЫВАЕТ СЛОЖНОСТИ В ПОЛУЧЕНИИ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ ПАЦИЕНТА
Часто – 0,0%
Периодически – 23,0%
Редко – 61,0%
Никогда – 16,0%
ВЛИЯЕТ ЛИ НЕГАТИВНЫЙ НАСТРОЙ ПАЦИЕНТА НА КАЧЕСТВО ВАШЕЙ РАБОТЫ?
Да, всегда – 10,7%
Да, но не всегда – 44,7%
Редко – 28,2%
Никогда – 16,5%
КАКИЕ СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ С АГРЕССИВНЫМ ПАЦИЕНТОМ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ В СВОЕЙ РАБОТЕ (открытый вопрос)?
Наиболее распространенные ответы (обобщенная формулировка):
• спокойное повторение необходимой информации;
• предоставление пациенту возможности «выговориться»;
• разбор проблемы пациента вместе с ним;
• обращение за помощью к руководству;
• ответ агрессией на агрессию;
• прерывание пациента;
• завершение диалога;
• просьба выйти из кабинета.

Обсуждение

Анализируя полученные данные, становится очевидно, что проблемы в процессе общения молодого врача с пациентами есть. Связаны они как с неумением построения беседы самим врачом, так и с недостаточным клиническим опытом (значительно усугубляется чувство неуверенности).
Важно, что недостаточно качественная коммуникация влияет как на клиническую часть работы (как минимум – недостаточный объем собранных в процессе опроса пациента данных), так и на ощущение выпускника себя как профессионала (потеря контроля над беседой, доминирование пациента в диалоге и пр.).
Стоит обратить внимание. что достаточно большая часть выпускников совершает ошибки самостоятельно уже в самом начале беседы (необходимость представиться пациенту), что, безусловно, сказывается на течение всего диалога.

Выводы

1. Проблемы коммуникативного характера в процессе начала трудовой деятельности существуют.
2. Необходимо продолжать и совершенствовать процесс формирования «мягких» навыков у обучающихся медицинских вузов.
3. Имеет смысл разработки и внедрения курсов повышения квалификации для врачей по отработки коммуникативных навыков в профессиональной деятельности.

Тема: Коммуникативные навыки
Андрей Газенкампф

Коммуникация студент-пациент. Взгляд со стороны практикующих врачей.

Автор(ы): Т.М. Мурасов, А.М. Мурасов

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО "Башкирский государственный медицинский университет" Минздрава России, ГБУЗ РБ ГКБ №21 г. Уфы

Актуальность

Считается, что можно научить практически каждого студента или ординатора оперировать, выполнять инструментальные методы обследования или лечить пациентов. Разница будет только в сроках обучения. В рамках современных тенденций все большее влияние на медицинскую сферу оказывает общественное мнение. Все большее значение имеет рейтинг медицинской организации, или учебного медицинского центра. Этот рейтинг формируется на основе оценок на различных сайтах, инстаграмма, отзывах о докторах, так называемого « сарафанного радио» и прочих информационных сайтах. По причине чего и так стараются развивать данные области: работать над отзывами, добавлять интересную пациентам информацию, награды и достижения организации и другие подобные способы коррекции общественного мнения. Но стоит учитывать, что работа над данными способами она является, как правило, вторичной. Отправной точкой же является впечатление пациента от первичного посещения врача. Какой впечатление оставил врач на первичном осмотре, такое и складывается ощущение в последующем. Следствием этого является выработка качественного и полноценного общения с пациентом в ходе осмотра. Врач может быть прекрасным хирургом, но пациенты будут не в восторге из-за молчаливого или грубого обращения. Пациент по большей части не знает сложностей заболевания или технической сложности выполненной операции.

Цель

Оценка взаимодействия студентов-ординаторов с пациентом в ходе первичного самостоятельного осмотра.

Материалы и методы

Материалом данного исследования являлся опрос практикующих врачей, участвующих в оценка, как со стороны медицинской кафедры, так и со стороны обычных практикующих врачей. А также опрос пациентов, какие бы они дали рекомендации студентам. Было опрошено около 8 врачей хирургической специальности и 60 опрошенных пациентов. Врачи и пациенты были опрошены без присутствия студента, либо ординатора участвовавшего в осмотре. Так как в присутствии студента пациент обычно отвечает не совсем корректно, не говоря полностью все недочеты. Возраст врачей были в диапазоне от 26 до 65 лет. Студенты были с лечебного факультета - 4 курс и ординаторы хирургических специальностей.

Результаты

По данным врачей-хирургов участвовавших в опросе: основным недостатком было распыление задаваемых вопросов, отсутствие четкого следования логической цепочки для верификации диагноза – 60%. Что подразумевает под собой: начиная опрашивать пациента студент, либо ординатор задавал вопросы не всегда в одном направлении: то спрашивал про сосуды – какие и где беспокоят, в дальнейшем спрашивал про стул и мочеиспускание, затем опять возвращался к сосудам – когда болят, как проходят и с чем связаны. В дальнейшем из-за этого студент забывал задать вопросы, которые хотел спросить и повторно шел «доопрашивать» пациента. Врачи отмечали что их собственные опросы занимали меньше времени из-за построения логической цепочки основного заболевания, в результате количество вопросов можно было снизить. В 6% случаев у студентов отмечалось стеснение – вопросы про половые органы и связанные с этим жалобы были заданы достаточно скромно. В 6% случаев студент забывал представиться. В 12 % другие вопросы – пропуск или неправильная техника осмотра, невозможность правильной формулировки диагноза или жалобы, грубоватое отношение к пациенту, затягивание времени осмотра чтобы «вспомнить что спрашивать или смотреть дальше», а также студент не всегда мог правильно интерпретировать имеющиеся у пациента выписки или данные амбулаторных карт. У 10% врачей претензий к осмотру не было. Со стороны же пациента, мнение было практически диаметрально противоположное: 40% - недостаточно представился, пациент не понял кто его опрашивает (новые врач или студент, или медбрат). В 5% случаев - пациент не понял с какой целью его опять опрашивает другой врач (не был озвучен факт зачем пришел студент-ординатор), 5% - вопросы или отношение студента показались грубоватыми. В 10% другие недочеты: неопрятный вид – халат недостаточно хорошо выглядит, или не нравится внешний вид (пирсинг, татуировки и др.). У 40% пациентов претензий к осмотру пациента не было.

Выводы

Ключевым моментом в оценке статуса учебного учреждения, медицинского центра или больницы является ее оценка, как со стороны пациентов, так и в оценке эффективности работы. Поспособствовать повышению рейтинга учреждения может грамотное обучение студентов, либо ординаторов навыкам коммуникации. Необходимо выработать у студента-ординатора навыка логического мышления, для построения закономерной цепочки патогенеза жалоб и течения заболевания. А также обязательное информирование пациента о том, кто его смотрит и с какой целью. Многие пациенты очень рады, что есть возможность поспособствовать росту молодых специалистов. В качестве одной из базисных мер можно рекомендовать студентам ознакомиться с Калгари-Кембриджской моделью медицинской консультации. Но некоем образом не ставить навыки общения выше навыков лечения, как хирургического, так и терапевтического. Ведь наша цель – это обеспечить качественное медицинское лечение пациента.

Тема: Коммуникативные навыки
Тимур Мурасов

Симулированный пациент или пациент-робот в обучении врачей профессиональному общению - единство противоположностей

Автор(ы): Дьяченко Е.В.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России

Актуальность

Симуляция (моделирование) занимает особое место в обучении навыкам профессионального общения. Симуляция позволяет в безопасной как для обучающегося, так и для пациента образовательной среде осваивать будущему врачу этапы процесса медицинской консультации, отрабатывать эффективные действия в трудных коммуникативных ситуациях («трудный пациент», «плохие новости», «общение с родственниками пациента»), проверять результаты своих решений и действий, получая обратную связь в ходе симуляционного занятия, а также многократно практиковать и изменять свои решения, не рискуя навредить пациенту. Симуляция имеет множество преимуществ в качестве инструмента обучения в редких или рискованных ситуациях, включая возможность многократной и безопасной практики в течение более длительных периодов, чем это возможно в реальной жизни. Моделирование клинической ситуации позволяет ввести в обучение четкое измерение результатов освоения навыков общения с помощью проверенных систем оценки. Участники в безопасных симулированных условиях берут на себя роли, принимают решения, предпринимают действия и испытывают последствия своих действий, не нанося вреда пациенту.
Подходы к классификации симуляции при обучении навыкам общения можно разделить по основанию "предмет обучения" (или "чему учить?"). Что подлежит усвоению на данном симуляционном цикле? Содержание общения с пациентом как раздел клинической медицины (знание нозологий, структуры сбора жалоб и анамнеза и т.д.) или процесс общения (эффективные приемы ведения медицинской консультации для решения профессиональных задач повседневной практики: как наиболее эффективно провести расспрос пациента и/или разъяснение информации в ограниченное время, как провести трудные консультации и т.д.)?
По признаку используемых технологий (модальностей) можно выделить следующие подходы к симуляционному обучению навыкам общения: ролевые игры, симулированные пациенты (лица, обученные реалистично имитировать клинические случаи), компьютерное (экранное, виртуальное) моделирование и роботы-пациенты.
Привлечение симулированных пациентов в отработке коммуникации обладает наибольшими дидактическими возможностями для обучения навыкам общения и является широко распространенной обучающей технологией во всем мире. Участие симулированного пациента в обучении врачей процессу профессионального общению позволяет отрабатывать эффективные способы и приемы сбора информации при расспросе пациента, ее структурирования, разъяснения медицинской информации и выстраивания отношений с пациентом и др. Симулированный пациент помогает отработать эффективные приемы и способы ведения медицинской консультации, которые помогают врачу решить задачу – как наиболее эффективно провести расспрос пациента / разъяснение информации, организовать «трудные» консультации и т.д.
Компьютерный (виртуальный, электронный, экранный) пациент, используемый для отработки навыков общения, не существует в реальном мире – вместо живого человека со студентом общается компьютерная программа, коммуникация с которой может быть реализована различными способами: на экране смартфона, компьютера или сенсорного экрана-стола, очков виртуально-дополненной или виртуальной реальности. Раздел коммуникативных навыков представлен в них не самым широким образом, по сути, ограничиваясь сбором жалоб и анамнеза – структурированным расспросом.
Когда компьютерный пациент выходит за рамки виртуальной среды получает физическую осязаемую оболочку, то принято говорить о коммуникативных роботах-симуляторах пациента. Робот выражает простые эмоции, распознает речь и ведёт диалог по заданному сценарию, оценивает правильность вопросов обучающегося и предпринятые клинические решения: диагноз, назначения и направления на обследования.

Цель

Цель внедрения робота-пациента – «тестирование» идеи соединить в роботе навыки расспроса пациента (навыки процесса сбора жалоб и анамнеза) и навыки решения клинических кейсов (аналог этапа решения ситуационных задач в аккредитации).

Материалы и методы

В Уральском ГМУ с осени 2020 г. в рамках сквозного образовательного модуля по навыкам общения с пациентом для студентов 4-го курса в производственном практике (n=250) и ординаторов 1-го и 4-го семестров обучения (n=160) в симуляционном цикле был привлечен робот-пациент (ВиртуБот, Виртумед).

Результаты

Из наблюдений. 1. Выработка эффективных коммуникативных навыков с участием робота возможна через усвоение именно алгоритма расспроса. Этот факт принципиально отличает обучение навыкам с участием симулированного пациента, когда эффективное действие обучающийся «нащупывает» через инсайт, методом проб и ошибок, обратной связи.
2. На имеющемся этапе развития программного обеспечения высокореалистичных роботов-симуляторов формирование коммуникативных навыков доступно скорее в области содержания общения (т.е. информации из области клинической медицины), нежели его процесса (приемов и способов взаимодействия с пациентом).

Выводы

Ориентация на два ключевых параметра, на мой взгляд как автора, позволит реализовать задачу обучения - как эффективно общаться с пациентом, а не что именно его спрашивать. Первое - внедрение технологий по типу «нейросеть», позволяющих реализовать все лингвистическое многообразие общения. Второе – опора в программном обеспечении робота на конкретную модель медицинской консультации и ее надежную доказательную базу.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Дьяченко

Развитие коммуникативных навыков у ординаторов кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии

Автор(ы): Иванников С.Е., Джурбий Е.В.

Город: Сургут

Учреждение: БУ ХМАО-Югры Сургутский окружной клинический центр охраны материнства и детства, Сургутский государственный университет

Актуальность

Для успешного функционирования системы медицинского взаимодействия «врач-врач», «врач-пациент» и построения межличностных отношений в коллективе необходимо целенаправленное формирование коммуникативной компетенции. Умение общаться с пациентом и его родственниками влияет на эффективность лечения, степень удовлетворенности пациента оказанной ему помощью, оценку пациентом профессионализма врача. В настоящее время среди жалоб пациентов преобладают претензии на дефекты общения с медицинскими работниками [3]. Поэтому потребность в развитии коммуникативных навыках высока.

Цель

Цель исследования - оценка эффективности развития коммуникативной компетентности у ординаторов кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии с помощью психологических тренингов.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 6 ординаторов кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии Сургутсткого университета 24-26 лет женского пола. Диагностические методики: тесты, наблюдение, клиническая беседа. Для диагностики рефлексивности мы использовали методику «Диагностика уровня развития рефлексивности», опросник Карпова А.В. [5]. По результатам проведенного претестового исследования выявилось, что 100% респондентов продемонстрировали средний уровень рефлексивности. С помощью Методики В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» [6] выявили, что у 17% респондентов заниженный, а у 17% очень низкий уровень эмпатии. У 66% респондентов - средний уровень эмпатии. Так же, с помощью видеонаблюдения за работой ординаторов и клинических бесед перед проведением тренинговых занятий, были выявлены ряд проблемных зон коммуникативной компетенции: сложности с установлением контакта с пациентом в различных ситуациях и формированием доверительных отношений, не умение внимательно слушать, проверять и уточнять полученную информацию, поощрять, задавать вопросы, обосновывать для пациента необходимость своих назначений, предотвращать конфликтные ситуации, психологически грамотно сообщать плохие новости, проявлять заботу и сопереживание, общаться с некоммуникабельными больными и их родственниками, верно интерпретировать невербальные знаки. Лучшим средством по развитию коммуникативных навыков являются групповые формы и методы обучения, в которых используются различные техники формирования коммуникативных навыков [1,2]. В процессе тренингов использовали упражнения на сплочение группы, коммуникацию, повышение работоспособности, игровые техники, релаксационные и др. Было проведено 8 занятий по 2 часа каждое. Занятия проводились 1 раз в неделю. На тренингах отрабатывались следующие навыки: вербальной и невербальной коммуникации, восприятия внешней и внутренней информации, рефлексивного и нерефлексивного слушания, регуляции эмоционального напряжения. Так же, в ходе тренинга происходило моделирование сложных ситуаций, с которыми молодые специалисты могут столкнуться в профессиональной деятельности [4]. В конце каждого занятия проводилась обобщенная систематизация полученных знаний, анализ проделанной работы и ее логическое обоснование, что способствовало рефлексии всех участников тренинга. Для закрепления полученных результатов давалось домашнее задания в виде эссе или ведения дневника эмоций.

Результаты

По результатам посттестов после проведенного психологического сопровождения у 33% респондентов уровень рефлексивности остался на среднем уровне, но с увеличением количества баллов. У 17% респондентов уровень рефлексивности увеличился со среднего на высокий. У 50% респондентов уровень рефлексивности остался на прежнем уровне. Что касается уровня эмпатии, то у 83 % респондентов он снизился, у 17% респондентов – стал выше. Возможно, это можно объяснить тем, что после психологического сопровождения, ординаторы стали соблюдать нейтральность по отношению к пациентам и коллегам, что в дальнейшем будет способствовать большей удовлетворенности профессией и препятствовать эмоциональному выгоранию. А также, по результатам наблюдения и клинической беседы выяснилось, что ординаторы перешли из субъектно-объектных отношений с пациентом в субъектно-субъектные, что позволило меньше сочувствовать пациенткам и оказывать на них давление, а больше им доверять и привлекать к ответственности за собственное здоровье и здоровье их будущих детей. По результатам наблюдения и видеонаблюдения, а также с помощью клинической беседы после психологического сопровождения было выявлено, что участникам тренинга удалось познать себя, увидеть свои проблемные зоны и начать с ними работать. Изучение новых способов и приемов коммуникации улучшили отношения с коллегами и пациентами, в следствии чего произошло снижение тревожности, повысилась удовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

Выводы

Эффективность проведения тренингов на развитие коммуникативной компетенции подтвердилось сравнительными результатами выбранных диагностических методик, клиническими беседами и наблюдением за работой ординаторов в отделениях центра.
Литература
1. Аболина Н.С. Практикум по развитию коммуникации: учебное пособие. / Н.С. Аболина. – Екатеринбург: РГППУ, 2012. – 72 с.
2. Муравьева О.И. Психология коммуникативной компетентности: Учебник. / О.И. Муравьева. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. – 160с.
3. Сидорова Н. В., Шеметова Г. Н., Губанова Г. В. Значение коммуникативных компетенций при подготовке врача общей практики // Саратов. науч.-мед. журнал. 2017. Т. 13, № 3. С. 560–563.
4. Трушкина С.В. Коммуникативные техники повышения комплаентности пациентов в практике врача / С.В. Трушкина // Медицинская психология в России, 2018, T. 10, № 5. – C. 6.
5. Методика диагностики уровня развития рефлексивности [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/ Тест рефлексии. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А.В. - Психология счастливой жизни (дата обращения 03.02.2021).
6. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/testy/229-metodika-diagnostiki-urovnya-empaticheskikh-sposobnostej-v-v-bojko-test-na-empatiyu-bojko (дата обращения 05.02.2021).

Тема: Коммуникативные навыки
Сергей Иванников

Барьеры на пути оценки коммуникативных навыков и способы их преодоления

Автор(ы): Е.Ю. Васильева

Город: Архангельск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Северный государственный медицинский университет" Минздрава России

Актуальность

Несмотря на то, что общественные интересы и требования профессиональной аккредитации медицинских работников приводят к изменению учебных программ в медицинских вузах России, на практике сохраняются барьеры на пути обучения и развития навыков межличностного общения будущих врачей.
Отсутствие общепринятой модели общения врача и пациента в ходе медицинской консультации, а также методологии обучения и методического сопровождения в области преподавания и оценки коммуникативных навыков в соответствии с особенностями российского медицинского образования, практического здравоохранения, российского менталитета создают препятствия для разработки единой системы обучения и оценки коммуникативных навыков и внедрения новых учебных программ в медицинских вузах.
Сокращение продолжительности пребывания пациентов в больницах, акцент в преподавании на обучение студентов-медиков диагностике и лечению, большая учебная нагрузка преподавателей отрицательно влияют на формирование у обучаемых установок на ценность и значимость коммуникативного аспекта в деятельности врача.
Нехватка ресурсов для поддержки обучения коммуникативным навыкам и высокая стоимость обучения с использованием стандартизированных пациентов создают дополнительные препятствия. Оценка коммуникативных навыков является сложной с точки зрения логистики, дорогостоящей и порой противоречивой задачей для преподавателей. Часто она опирается на косвенные показатели, которые дают лишь ограниченное представление о потенциале, сильных сторонах и областях совершенствования студентов-медиков. Врачи, как клинические наставники студентов-медиков на практике, которые оценивают коммуникативные навыки, часто имеют различный опыт и подходы к оценке.

Цель

Задача заключается в обосновании системы текущей и итоговой системы оценки навыков коммуникации, отвечающей требованиям объективности, валидности и надежности.

Материалы и методы

Оценка может проводиться как в искусственной ситуации, подобной экзамену, так и в реальной ситуации на рабочем месте. Сочетание этих двух, пожалуй, наиболее желательно. Оценка в экзаменационных ситуациях обеспечит студентам надлежащую своевременную обратную связь и стимулы для улучшения навыков. Оценка на рабочем месте с наблюдаемой обратной связью даст студентам реальную практику общения с пациентом в различных клинических ситуациях.
Оценка коммуникативных навыков может быть разработана таким образом, чтобы соответствовать желаемому уровню пирамиды Миллера. Письменные оценки теоретически могут проверить уровни "знает" и "умеет", поэтому нет смысла придавать тестам большую интерпретативную ценность, поскольку коммуникативные навыки человека в большей степени являются результатом его отношения и поведения, чем его знаний. Более уместно оценить, что студент, вероятно, будет делать ("показывает, как") или что он на самом деле делает ("делает") в определенной ситуации. Это потребует тщательного наблюдения за поведением экзаменующихся.

Результаты

В нынешнем российском контексте текущие оценки предоставляют наилучшую возможность для оценки коммуникативных навыков и обеспечения обратной связи для обучающихся. Их включение в итоговую оценку и придаваемый им вес должны быть выработаны в каждом медицинском вузе на основе консенсуса. Реализация принципа многосторонней оценки коммуникативных навыков преподавателями, стандартизированными пациентами и/или студентами, ресурсы, время, доступное для проведения оценки, а также стандартизированная подготовка пациентов и преподавателей – определяющие факторы, используемые в любой конкретной оценке.

Выводы

Систематическое формирование и развитие коммуникативных навыков, включающее предоставление студентам повторных возможностей получать обратную связь по результатам непосредственно наблюдаемых собеседований с использованием единой системы обучения, а также текущей и итоговой оценки в течение шести лет обучения в медицинском вузе позволит им укрепить базовые навыки и овладеть более сложными коммуникативными навыками.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Васильева