Возможности 3D симуляционных моделей в непрерывном повышении квалификации сердечно-сосудистого хирурга

Автор(ы): Немирова С.В., Никольский А.В., Трофимов Н.А., Мухин А.С., Захаров В.С.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский исследовательский медицинский университет

Актуальность

За последние годы симуляционное обучение вошло в стандарты подготовки студентов и ординаторов медицинских вузов, став базой для аккредитации молодых специалистов и стимулировав процесс подготовки квалифицированных кадров [1]. Симуляторы разных уровней сложности применяются на практических занятиях для демонстрации и отработки практических навыков, постоянно предлагаются более совершенные и реалистичные модели. К сожалению, применение узкопрофильных симуляторов недостаточно активно используется при непрерывном повышении квалификации опытных врачей, чему во многом способствует некоторая консервативность и недооценка возможностей 3D симуляционных моделей, не смотря на то, что эффективность и безопасность вмешательств зависит от опыта специалиста [2].

Цель

Цель: показать возможности 3D симуляционных моделей в непрерывном повышении квалификации сердечно-сосудистого хирурга.

Материалы и методы

Материалы и методы.
Обучение осуществляется с помощью авторской серии анатомически реалистичных симуляторов, сопровождающихся методическими рекомендациями по проведению обучения в комплексе подготовки специалистов соответствующего профиля. Симуляционные модели CorView имеют несколько модификаций и относятся к техническим средствам обучения в области сердечно-сосудистой хирургии, в частности аритмологии, интервенционной электрофизиологии, рентгеноэндоваскулярной хирургии. Модели предназначены для проведения и позиционирования разных моделей ангиографических катетеров, внутрисосудистых проводников и бужей, стент-графтов, балонных контрпульсаторов, диагностических, аблационных и стимулирующих электродов, транссептальной иглы [3]. Существует несколько возможностей этапного обучения: при открытых «смотровых окнах» модели под контролем зрения, в условиях учебной и реальной рентгенооперационной «на экране». Благодаря своим физическим свойствам, модель позволяет воспроизводить тактильные характеристики объектов и ощущения от продвижения, изменения кривизны дуги, угла отклонения и степени контакта с поверхностью модели используемых инструментов (катетеров, электродов и т.д.) и соответствующую рентгеноконтрастность органов на экране, а анатомическое соответствие является ключевым в возможностях вариации моделей под конкретную клиническую ситуацию.

Результаты

Результаты.
Анатомически реалистичная симуляционная модель с возможностью печати на основе данных КТ- или МРТ-вентрикулоангиографии, на наш взгляд, имеет четыре основных точки приложения. Первая очевидна – это отработка и совершенствование практического навыка в удобное для специалиста время вне или в условиях специализированной операционной. Вторая – разработка новых методов диагностики и лечения с модернизацией хода инвазивного обследования или рентгеноэндоваскулярной операции, когда появляется возможность доклинического тестирования нового способа, даже до его апробации в условиях WetLab. Третье направление – это апробация нового оборудования и расходных материалов, позволяющая уверенно применять их в реальных условиях, выбирая не наиболее привычную модификацию, а тот инструмент, который больше подходит в данной ситуации. И, наконец, четвертый аспект – это индивидуальная модель сердца и сосудов пациента с пороками развития (кинкинг, койлинг, нетипичные анастомозы и локализация устьев сосудов, аномалии клапанов и перегородок сердца и т.д.) или сложной патологической анатомией (отклонение оси сосудов опухолью, наличие 3-4 ранее имплантированных электродов). В этом случае врач предварительно имеет возможность разработать тактику инвазивного обследования или операции, выбрать необходимые инструменты, предотвратив развитие осложнений и сделав вмешательство максимально эффективным и безопасным.

Выводы

Выводы: 3D симуляционные модели с высоким уровнем анатомического и тактильного соответствия имеют большие перспективы в непрерывном повышении квалификации сердечно-сосудистого, особенно интервенционного, хирурга, позволяя как совершенствовать и разрабатывать новые способы диагностики и лечения, апробировать современное оборудование, персонифицировать хирургию у пациентов в сложных и нестандартных ситуациях.

Литература.
1. Специалист медицинского симуляционного обучения: учебное пособие / под ред. акад. Кубышкина В.А. // РОСОМЕД, Москва, 2016. – С. 321.
2. Косоногов К.А. Эндоваскулярная экстракция эндокардиальных электродов механическим способом в лечении пациентов со скомпрометированными эндокардиальными электродами и : автореф. дис. …к-та мед. наук : 14.01.26; С.-Петербург. Нац. мед. исслед. центр им. В. А. Алмазова МЗ России. - Нижний Новгород, 2017. - 22 с. : ил.
3. Симуляционное обучение с использованием учебной модели и интеграцией в условия реальной операционной (учебно-методическое пособие). Немирова С.В., Никольский А.В., Захаров В.С., Трофимов Н.А., Потемина Т.Е. – Издательство ООО «Гербера», 2019 г,. – 84 с.; ил.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Александр Никольский

Опыт обучения врачей-ординаторов хирургических специальностей с использованием экспериментальной модели раны мягких тканей

Автор(ы): Ушмаров Д.И., Гуменюк С.Е., Гуменюк А.С.

Город: Краснодар

Учреждение: ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России

Актуальность

Обучение студентов и врачей-ординаторов хирургического профиля, часто связано с ситуацией, когда их непосредственное участие в лечебном процессе ограничено, что связано с рядом аспектов: организационными (противоэпидемические и карантинные); юридическими (отсутствие сертификата специалиста); техническими (отсутствие хирургической техники и, соответственно опыта оказания данного вида помощи).
На наш взгляд, наиболее оптимальным решением данной проблемы может стать использование экспериментальных симуляционных методик, встроенных в учебный процесс в виде блоков вариативной части, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, для приобретения обучающимися необходимых компетенций.

Цель

Разработка, внедрение и усовершенствование новационных форм обучения в программу подготовки студентов и врачей-ординаторов хирургических специальностей с учетом требований специфики компетенций специалистов.

Материалы и методы

Кафедрой хирургических болезней (зав. кафедрой - д.м.н., проф. Гуменюк С.Е.) на базе экспериментальной операционной Учебно-производственного отдела (зав. отделом Ушмаров Д.И.) нашего Университета, был разработан способ моделирования экспериментальной раны мягких тканей (Патент №2703709, получен 21.10.2019 г.).
Модель экспериментальной раны предполагала введение импланта в мягкие ткани на требуемую глубину, посредством выполнения послойного разреза. Для создания модели экспериментальной асептической раны использовали стерильный гидрофильный полимерный имплант, для создания гнойной раны применяли пористый полимерный имплант, насыщенный взвесью бактериального возбудителя в требуемой концентрации (105-1012 микробных клеток на 1 мл взвеси). Рану послойно ушивали для формирования соответствующей модели. Имплант извлекали хирургическим путем на 6-7 сутки. Разработанный нами способ моделирования ран мягких тканей в эксперименте на животных позволяет сформировать одинаковые модели раны, стандартизированные как по геометрическим показателям, так и по типу раневого процесса в зависимости от бактериальной нагрузки и экспозиции импланта в мягких тканях.
Экспериментальная учебная методика была опробована на 5 группах сформированых из 38 студентов и 24 врачей-ординаторов хирургических специальностей первого года обучения. Каждому из них было предоставлено по два экспериментальных животных (белых лабораторных нелинейных крыс-самцов пятимесячного возраста с массой тела 300-350 г.) с полученными моделями ран (асептической и гнойной). Занятия проводились в соответствии с правилами гуманного обращения с животными, регламентированными Российским и Европейским законодательством.
В ходе занятий в студенческих группах отрабатывались навыки ПХО ран, принципов и основных приемов местного лечения асептических и гнойных ран.
Врачам-ординаторам, было предложено кроме, произвольного выбора метода лечения ран (гнойной и асептической соответственно) использовать экспериментальную рану с введенным полимерным имплантом, в качестве модели для отработки навыков УЗ диагностики «неопластических» процессов мягких тканей и отработки навыков лечения патологиимягких тканей под УЗ контролем.
Соответственно – целью занятий со студенческими группами являлось обучение основным хирургическим манипуляциям и принципам лечения ран мягких тканей различного генеза. Целью проведения занятий с врачами-ординаторами было создание различных клинических ситуаций с отработкой различных алгоритмов и методик лечения с демонстрацией результатов лечения и аннотацией алгоритма действий обучающегося, иных возможных техник и оперативных приемов, наиболее частых ошибок и развивающихся осложнений, встречающихся в практике при сходной патологии.

Результаты

Итогом обучения студенческих групп явилось комплексное оценивание полученных результатов и используемой мануальной техники. Критериями оценки качества освоения базовых навыков являлись: адекватность выполнения ПХО, соразмерность и качество швов, техника выполнения, адекватность и эффективность дренирования гнойной раны.
Оценка качества навыков, полученных врачами-ординаторами проводилась на основании результатов лечения экспериментальных ран и освоения (применения) базовых методик УЗ диагностики.
Оценка результатов обучения в экспериментальных группах проводилась комиссионно - врачами-клиницистами и сотрудниками профильных кафедр. После обработки данных были выявлены следующие результаты: 91% студентов и 95% ординаторов получили оценки «хорошо» и «отлично»; большинство ошибок, допущенных в ходе занятий связаны с недостаточной технической подготовкой обучающихся и могут быть устранены при увеличении кратности подобных занятий.

Выводы

1. Создание экспериментальных биологических моделей со стандартизованной патологией для отработки мануальных навыков позволяет повысить качество обучения за счет многократного повторения идентичных процессов (мануальные навыки) и применения различных вариантов (методик) лечения.
2. Использование экспериментальных (лабораторных) животных для обучения базовым навыкам позволяет проводить занятия наглядно демонстрируя обучающимся результаты, а также, положительные стороны и возможные ошибки и осложнения применяемых методик. Данные занятия полностью исключают риск для здоровья реальных пациентов,
3. Наглядность и информативность методики данной учебной программы, может являться эффективным дополнением к базовым программам и формам обучения студентов и врачей-ординаторов хирургических специальностей.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Денис Ушмаров

Оценка эффективности обучения интракорпоральному шву в лапароскопии в симуляционных условиях

Автор(ы): Шабунин А.В., Климаков А.В., Логвинов Ю.И.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения г. Москвы

Актуальность

Навык выполнения интракорпорального шва (ИКШ) является одним из важнейших в лапароскопической хирургии. Современное обучение этому навыку проводится в симуляционных условиях, что является безопасным и важным этапом подготовки врачей-хирургов. Целью симуляционного обучения является успешное применение навыка ИКШ в оперативной практике. Выполнение ИКШ хирургом непосредственно во время реального вмешательства сопряжено со значительным стрессом, что затрудняет и нередко препятствует применению навыка. Недостаточное овладение навыком при симуляционном обучении не позволяет врачу применить ИКШ в операционной.
Большинство методов оценки эффективности обучения основано на оценке состояния самого навыка по окончании программы обучения в условиях симуляционных центров, на тренажерах либо на животных моделях. Актуальным является оценка эффективности программ обучения с точки зрения внедрения ИКШ в практику. Данные о доле хирургов, применяющих ИКШ в реальной операционной практике после обучения в симуляционных условиях, встречаются редко - это связано со значительными затратами и организационными трудностями. По данным Mattar SG и соавт. (2017), в клиниках США 56% хирургов по окончании резидентуры и обучения базовым навыкам в лапароскопии (FLS) не могут применить ИКШ. Mereu и соавт. (2012) отмечают, что 72,5% врачей применяли способ ИКШ «gladiator rule» после 5-дневной программы обучения. Остается неясной эффективность обучения таким продвинутым навыкам, как интракорпоральный скользящий узел (ИСУ).
В Учебно-аккредитационном центре – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы с 2016 г. реализуется программа повышения квалификации «Интракорпоральный шов в лапароскопической хирургии» (18 академических часов), в которой врачи хирургического профиля обучаются основам техники хирургического узлового и непрерывного интракорпоральных швов (ИКШ). В программу также включено, учитывая актуальность для практики, обучение формированию интракорпорального скользящего узла (ИСУ).

Цель

Провести оценку эффективности симуляционного обучения хирургов путем определения доли хирургов, применяющих ИКШ и ИСУ в операционной практике без осложнений.

Материалы и методы

Изучение результатов обучения проводилось в группе слушателей программы, которые включены в исследование по следующим критериям:
1. специальность – «Хирургия";
2. обучение проводилось в 2018-2020 гг.;
3. отсутствие прохождения программ обучения интракорпоральному шву предварительно и в последующие 6 месяцев;
4. выполнение лапароскопических вмешательств в течение не менее 6 месяцев после прохождения обучения.
Данным критериям соответствовали 28 врачей. Проведено ретроспективное суммативное (итоговое) оценивание результатов обучения ИКШ и ИСУ методом структурированного интервью врачей-хирургов с помощью опросного листа. Интервью проводилось в очной беседе или по телефону. В группу оценивания вошли 24 врача (отклик составил 85,7%); из них 18 мужчин (75%) и 6 женщин (25%); стаж выполнения лапароскопических операций составил от 1 до 25 лет.
Опросный лист состоял из разделов: общие данные по врачу (11 вопросов), перечень выполняемых операций и применение навыков ИКШ и ИСУ до обучения и в период 6 мес. после обучения (15 вопросов), другие эффекты обучения (12 вопросов).
Валидность метода оценки обеспечивается структурированностью опросного листа и ответов на вопросы.

Результаты

Из 24 хирургов 9 (37,5%) не применяли ИКШ до начала обучения. 8 (88,9%) из них начали применять ИКШ в ближайшие 6 месяцев. Один врач не обнаружил показаний к нему. Никто из участников не отметил осложнений, связанных с ИКШ.
Не применяли ИСУ до начала обучения 22 (91,7%) врача. Из них после обучения начали использовать ИСУ в операционной практике 17 (77,3%). 3 врача не нашли показаний к применению ИКШ – (13,6% от не применявших ИСУ до обучения); испытывал технические трудности – один (4,5%). Один хирург применял узел Рёдера как альтернативу ИСУ.
Помимо внедрения ИКШ и ИСУ в практику, большинство хирургов отметили расширение спектра лапароскопических вмешательств (70,8%), повышение уверенности во время операций (91,7%), сокращение длительности операций (58,3%).

Обсуждение

До обучения врачи обладали различным опытом лапароскопических вмешательств, различной способностью к овладению двигательными навыками и способностью к восприятию глубины пространства через плоский экран монитора. Это может оказывать существенное влияние на состояние технического навыка и чувство уверенности для реализации навыка во время операции, и следовательно, на результаты внедрения навыков ИКШ и ИСУ в условиях операционной. Предлагаемые пути решения проблемы для тех, кто испытывал технические трудности после первого обучения (4,5% от всех хирургов, не владеющих ИСУ до тренинга) - повторное обучение, с анализом ошибок в технике исполнения, индивидуальный режим тренингов.

Выводы

1. Программа повышения квалификации «Интракорпоральный шов в лапароскопической хирургии», проводимая в симуляционных условиях, демонстрирует высокую эффективность в подготовке хирургов к применению базовых и продвинутых навыков интракорпорального шва в операционной практике;
2. метод структурированного интервью с применением опросного листа, включающий вопросы по применению навыков ИКШ и ИСУ в реальной практике – валидный и доступный метод для оценки эффективности программ симуляционного обучения;
3. для хирургов, кто не применяет ИКШ и ИСУ по причине технических трудностей, – рекомендуется повторное обучение, индивидуальный подход на основе анализа ошибок в технике исполнения.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Александр Климаков

Симуляционные методики: актуальность старых методов в век информационных технологий. Хирургическая сторона вопроса.

Автор(ы): Т.М. Мурасов, А.М. Мурасов

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО "Башкирский государственный медицинский университет" Минздрава России, ГБУЗ РБ ГКБ №21 г. Уфы

Актуальность

Использование симуляционных методик в настоящее время все становится все более и более актуальным и прогрессивно технологичным. Но все симуляции завязаны на повышении умения и качества манипуляций или навыков студентов. Существуют как виртуальные компьютерные программы, так и технологичные заменители тканей человеческого тела на которых студенты или ординаторы хирургической направленности получают опыт. Эффективность данных методов не вызывает вопросов. Целью всех этих методов является обучение студента необходимой технике выполнения необходимых действий. Ежегодно выпускаются тысячи молодых врачей, которые хотят быть хирургами разных специализаций, но отнюдь не все из них оперировали за время обучения. Данная работа была проведена с целью оценки заинтересованности обучающихся в хирургической практике в условиях нахождения в стационаре. А именно в повышении возможности получить опыт на операции. А наилучший путь запомнить и понять операцию – выполнить её самому, либо ассистировать. Наблюдение со стороны не так хорошо запоминается и хуже в аспекте понимания каждого этапа операции. Естественно ассистентом любой хирург захочет взять наиболее способного, или наименее мешающего во время операции ординатора.

Цель

Провести анализ результатов обучения студентов и ординаторов в условиях хирургического стационара и выявить влияние методики на актуальность данного аспекта обучения.

Материалы и методы

База данных основывалась на результатах обучения студентов 6 курса лечебного факультета заинтересованных в хирургическом направлении и ординаторов по хирургии. Оценка была на основе опроса 36 студентов и ординаторов. Возможности закрепления 1 студента и 1 ординатора за 1 хирургом не было. Заранее давалось задание изучить ход операции планируемой в день обучения. Утром выполнялся быстрый устный опрос по основным этапам стандартной операции. Далее ежедневно проводилась оценка результатов умений и качества выполняемого задания, данного куратором. Куратор давал студентам скальпель, пинцет и объект для задачи (как правило какой-либо фрукт). Использование мяса, кожи и других биологических тканей от животных было нецелесообразно по гигиеническим соображениям. Цель – очистить объект по возможности аккуратно и быстро. Время было ограничено 40 минутами. Комплексно оценивалась аккуратность, быстрота, уверенность студента. В ходе обучения в дальнейшем добавлялся этап наложения швов. По результатам объявлялись победители, которые могли отправиться в операционную в качестве ассистента, остальные могли быть наблюдающими. Естественно каждый студент или ординатор в любом случае мог увидеть ход операции, даже если не мог лично в ней ассистировать.

Результаты

В ходе обучения студенты сами отметили появление некоторой конкурсной основы, в результате которой им хотелось показаться более умелыми, чем одногруппники или коллеги по учебе. Каждый из студентов заинтересованный в хирургии, заявил что дома или в университете на кафедрах оперативной хирургии или анатомии осуществлял подобные манипуляции с целью не отстать от других, или же повысить свои навыки. В ходе подобного обучения было отмечено некоторое улучшение навыков ассистирования (особенно заметно в том как студент начал держать скальпель, пинцет, иглодержатель) и значительное повышение уверенности перед и в ходе операции. Повысилась точность выполнения запрашиваемых манипуляций у студента или ординатора, которые просит сделать оперирующий хирург. По данным опросов и зачетов в конце обучения студент или ординатор мог с большей правильностью ответить на вопросы касающиеся операции и особенно хорошо в тех операциях, где он ассистировал.

Обсуждение

Таким образом, при проведении оценки владения мануальными навыками и базовыми знаниями хода операции был получен позитивный результат в сравнении с группой без использования симуляции хирургических манипуляций. Что способствует приверженности повышения качества оперативных техник в будущем и росту техники выполнения операций в последующем.

Выводы

Этап обучения в медицинском вузе с использованием как сложных, так и простейших методов симуляционного обучения у студентов-ординаторов может стать стимулом индивидуального роста как специалиста хирургического профиля. Что позволит повысить качество оказываемой хирургической помощи в практической работе и минимизировать возможное количество негативных моментов в начале практической деятельности как врача. К сожалению в настоящее время по причине эпидемиологических ограничений данный момент был некоторый откат в опыте практической работе из-за дистанционных методов обучения, но с введением вакцинации и снижения риска заболеваемости можно надеяться на возобновление прежнего режима обучения и работы в операционных блоках.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Тимур Мурасов

Безопасность в электрохирургии как необходимый навык при подготовке хирургов

Автор(ы): Отдельнов Л.А., Мухин А.С., Горох О.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский исследовательский медицинский университет

Цель

оценить соблюдение хирургами правил безопасного использования электрохирургического инструмента при выполнении лапароскопической холецистэктомии на виртуальном симуляторе.

Материалы и методы

проведен анализ 19 видеозаписей лапароскопической холецистэктомии, выполненных аккредитуемыми на виртуальном симуляторе «LapSim» при прохождении станции «Плановая хирургия» в рамках первичной специализированной аккредитации по специальности «Хирургия» в 2020 г. Изучены ошибки, допущенные аккредитуемыми при применении высокоэнергетических методов на этапе выделения элементов гепатодуоденальной связки.

Результаты

ошибки при использовании высокоэнергетических методов допущены 14 из 19 аккредитуемых. Наиболее распространенными ошибками были: активация электрода до его контакта с тканью (n=5), работа электродом в направлении «от себя» (n=8); длительное (более 3 секунд) непрерывное электрохирургическое воздействие на ткани (n=6); неконтролируемое воздействие электродом − активированный электрод вне поля зрения, работа инструментом с разомкнутыми браншами (n=4); касание нагретым электродом трубчатых структур гепатодуоденальной связки (n=2); использование монополярной электрокоагуляции вблизи металлических клипс (n=2).

Обсуждение

по сводным данным литературы, частота повреждения внепеченочных желчевыводящих путей при лапароскопической холецистэктомии достигает 1,5%, из них термические повреждения составляют более 20%. Коварство термических повреждений внепеченочных желчевыводящих путей заключается в том, что они не всегда оказываются распознаны сразу при их возникновении, а их последствия могут стоить жизни больного. Безопасность пациента при проведении лапароскопической холецистэктомии – важнейшее требование, которому в последнее время уделяется большое внимание. Широкое внедрение в практику концепции «critical view of safety» - яркий тому пример. Осложнения, связанные с применением электрохирургического оборудования практически в 100% случаев являются предотвратимыми, а потому проблема их профилактики находится в фокусе внимания хирургических сообществ мира. Обществом американских гастроинтестинальных и эндоскопических хирургов (SAGES) разработана программа «Fundamental Use of Surgical Energy» (FUSE), призванная обучению врачей основам безопасности при применении высокоэнергетических методов в хирургии.
Высокий процент ошибок, допущенных аккредитуемыми при использовании электрокоагуляции с одной стороны, может быть объяснен осознанным игнорированием правил безопасности в связи с отсутствием соответствующих требований в чек-листе и желанием «сэкономить время», с другой – незнанием данных правил и отсутствием сформированного навыка безопасного использования электрохирургического инструмента. Опубликованные в литературе результаты опросов врачей разных стран об их знании правил электрохирургической безопасности, к сожалению, не позволяют недооценивать последнее.
Создание коротких курсов электрохирургической безопасности, основанных на рекомендациях SAGES, представляется практически-важной задачей современного медицинского образования при подготовке хирургов в ординатуре, на курсах первичной переподготовки и общего усовершенствования врачей.

Выводы

знания, умения и навыки безопасного использования электрохирургического оборудования – необходимая компетенция врачей хирургических специальностей, формированию которой следует уделять пристальное внимание при подготовке в ординатуре и на курсах профессионального усовершенствования.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Леонид Отдельнов

Эффективность симуляционных практических занятий по госпитальной хирургии в условиях симуляционного центра

Автор(ы): Отдельнов Л.А., Немирова С.В., Мухин А.С., Горох О.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский исследовательский медицинский университет

Актуальность

формирование у выпускников медицинских ВУЗов компетенций, необходимых для самостоятельной работы является важнейшей задачей медицинского образования. В настоящее время в связи с пандемией COVID-19 и противоэпидемическими ограничительными мерами, обучение групп студентов «у постели больного» становится все более затруднительным. Это ставит перед организацией образовательного процесса новые задачи, одним из решений которых может быть более широкое использование для проведения практических занятий симуляционных центров.

Цель

представить опыт проведения практических занятий с использованием симуляционных технологий со студентами в симуляционном центре, изучить их результативность и мотивированность обучающихся.

Материалы и методы

в рамках цикла госпитальной хирургии в мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре ПИМУ проведены практические занятия со студентами 5 курса лечебного факультета по теме: «Острый аппендицит: хирургическое лечение и периоперационное ведение пациентов». Перед началом занятий проводилось входное тестирование, включавшее 10 вопросов для оценки исходных знаний студентов по теме занятия. В симулированных условиях воссозданы основные этапы периоперационого периода у пациента с острым аппендицитом: 1) дифференциальная диагностика и постановка диагноза; 2) предоперационная подготовка; 3) диагностическая лапароскопия; 4) лапароскопическая аппендэктомия лигатурным способом; 5) ушивание операционной раны; 6) послеоперационное ведение. Каждому этапу предшествовал брифинг. Этап занятия «дифференциальная диагностика» проводился с участием симулированного пациента, в процессе этапов «предоперационная подготовка и послеоперационное ведение» каждому обучающемуся предлагалось оформить листы назначений. Диагностическая лапароскопия проводилась командами «хирург-ассистент» с использованием коробочного тренажера и эндовидеохирургического оборудования. Лапароскопическая аппендэктомия осуществлялась на тренажере «БЭСТА». Этап «ушивания операционной раны» выполнялся на полнослойном муляже кожи. Занятие завершалось дебрифингом с разбором допущенных ошибок, демонстрацией алгоритма осуществления этапов и итоговым тестированием для оценки полученных знаний и умений. По окончании занятия проведено анкетирование студентов, включившее 11 вопросов, направленных на получение обратной связи от обучающихся для изучения оправданности ожиданий студентов, удовлетворенности от данного формата занятия и уровня усвоения полученной информации. Всего опрошены 37 студентов. Результаты анкетирования заносились в таблицы, анализировались с помощью программного пакета Microsoft Office.

Результаты

входное тестирование показало, что перед началом занятия 59% студентов были плохо ориентированы в предназначении лапароскопического инструментария, 49% − в преимуществах метода и показаниях к лапароскопической аппендэкомии, 57% имели неверные представления о противопоказаниях, 43% обучающихся были плохо знакомы с техническими особенностями операции и 57% − с ее специфическими осложнениями.
По итогам проведенного симуляционного занятия 73% студентов продемонстрировали уверенные знания о предназначении лапароскопического инструментария; 70% − о технических аспектах лапароскопической аппендэктомии; 89% четко ориентировались в преимуществах и показаниях к лапароскопическому способу и 78% правильно назвали специфические осложнения лапароскопической аппендэктомии. В качестве главного результата занятия 39% обучающихся назвали полученные знания о дифференциальной диагностике острого аппендицита; 50% − о технических аспектах его оперативного лечения и 11% − об особенностях периоперационного ведения пациентов.
Изучение последней составляющей показало, что студенты в основном имеют неполное представление о клиническом минимуме обследования хирургического пациента: не назначают необходимых исследований, предписанных стандартами оказания хирургической помощи (90%), имеют склонность к рекомендации излишних методов предоперационного обследования и манипуляций (77%). В целом, имея общее представление о необходимости периоперационной профилактики раневых и венозных тромбоэмболических осложнений (77 и 73% соответственно), студенты испытывают затруднения в конкретизации соответствующих назначений (73 и 95% соответственно).
Анализ проведенного анкетирования показал высокий уровень мотивации студентов к занятиям в симуляционном центре: 57% опрошенных считают, что подобные симуляционные практические занятия необходимы в учебном процессе и на них следует выделять больше учебных часов. Остальные признали, что такой формат интересен и важен в плане освоения необходимых для будущей врачебной практики навыков.
По завершении занятия 100% опрошенных признались в том, что их ожидания оказались оправданными, 92% пожелали, чтобы занятия в симуляционном центре проводились чаще и лишь 8% посчитали такой формат занятий нужным только для студентов, рассматривающих хирургию в качестве своей будущей специальности.

Обсуждение

результаты входного тестирования показали, что студенты 5 курса недостаточно хорошо знакомы с тактическими и техническими аспектами лечения пациентов с острым аппендицитом, плохо знакомы с техническими аспектами лапароскопического метода: с его возможностями, преимуществами и опасностями. Успешно освоить эти моменты можно в условиях симуляционного центра через постановку и решение практических задач, приближенных к реальной клинической ситуации. Такой формат практического занятия эффективен и интересен студентам. Кроме основной темы в процессе симуляционного практического занятия студенты проводят профилактику осложнений, укрепляют общехирургические навыки, знакомятся с основами лапароскопической хирургии.

Выводы

практические занятия в условиях симуляционного центра представляются важным дополнением к «традиционному» формату занятий со студентами. Ввиду своей эффективности и высокой мотивации обучающихся, такие занятия имеют основания для более широкого применения в преподавании клинических дисциплин студентам старших курсов.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Леонид Отдельнов