"Критическая комната" - анализ эффективности в образовательном процессе

Автор(ы): Драговоз И.С., Пучкова Е.Л., Долженкова И.Г., Григорьян М.Ф.

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет"

Актуальность

Обучение студентов медицинских вузов, готовящихся к прохождению первичной аккредитации специалистов, с применением критической, или кризисной комнаты нацелено на систематизацию теоретических знаний в условиях, приближенных к реальной практике врача. Оно представлено тремя этапами. Первый этап – теоретический, который включает изучение и разбор по клиническим профилям рекомендаций и стандартов оказания медицинской помощи с акцентуацией на особенностях диагностики на догоспитальном и госпитальном этапе. Второй этап, практический – непосредственно работа в критической комнате. Особенностью данного этапа является работа от обратного. Студенту выдавали листы назначения, данные лабораторных и инструментальных методов лечения, по результатам которых, обучающийся должен был поставить диагноз и указать допущенные ошибки в оказании медицинской помощи. В заключение, был брифинг с обсуждением каждой ситуационной задачи в группе. Каждый этап проводился под видеофиксацией с целью последующего разбора недочетов, а также повышения качества образовательного процесса с акцентуацией ошибок каждого участника исследования.

Цель

Анализ эффективности обучения на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра Курского государственного медицинского университета с использованием критической комнаты у студентов выпускных курсов.

Материалы и методы

В исследование были включены 260 студентов 6 курса лечебного факультета. 76,9 % студентов (n=200) проходили обучение с применением критической комнаты во время дополнительного подготовительного элективного симуляционного курса были включены в группу №1. 23,07 % студентов (n=60) не посещали данные занятия по различным причинам - группа №2. Результат оценивали по анализу 260-ти оценочных листов станции «экстренная медицинская помощь» первичной аккредитации специалистов по специальности «лечебное дело». Для сравнительной оценки были выбраны определенные действия лиц, участвующих в исследовании, в которых чаще всего совершались ошибки, а именно: соблюдение последовательности ABCDE-осмотра, правильность оценки неврологического статуса, постановки диагноза и вызова СМП, использование только показанных лекарственных средств (ЛС), соблюдение приоритетности введения ЛС [4]. При исследовании использовались стандартные методы статистической обработки данных в MS Excel 2019.

Результаты

В результате анализа прохождения этапа первичной аккредитации на станции «экстренная медицинская помощь» согласно оценочным листам были получены следующие результаты: частота правильного выполненного действия «соблюдал последовательность ABCDE-осмотра» – 79% (группа №1), 70% (группа №2); «правильно и полноценно оценил неврологический статус (реакция зрачков, оценка уровня глюкозы, капиллярной крови, оценка тонуса мышц) – 81,5% (группа №1), 75% (группа №2); «правильно установил диагноз и сообщил о нем при вызове СМП» – 85,2% (группа №1), 79% (группа №2); «использовал только показанные ЛС» – 77,5% (группа №1), 69,5% (группа №2); «соблюдал приоритетность введения ЛС» – 79% (группа №1), 65% (группа №2).

Выводы

По результатам сравнения показателей несоответствий оценочных-листов при прохождении станции «экстренная медицинская помощь» выпускниками КГМУ установлено, что студенты, посещавшие занятия с использованием «кризисной комнаты» в ходе обучения (группа №1) показывают более высокие результаты, по сравнению с обучающимися, которые отсутствовали по каким либо причинам (группа №2). Систематизация теоретических знаний в условиях критической комнаты, а также регулярная тренировка с их применением достоверно повышает качество образования студентов и напрямую отражается на результатах сдачи первичной аккредитации.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Иван Драговоз

Фабрика процессов как симуляционный тренинг.

Автор(ы): Кабирова Ю.А., Рудин В.В., Исаева Н.В.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Актуальность

Реализация национального проекта «Здравоохранение» предполагает улучшение качества медицинской помощи населению и повышение квалификации медицинских работников в системе НМО. Использование современных методов обучения с акцентом на практическую деятельность должно быть краткосрочно, прицельно и для конкретной ситуации организации лечебно-диагностического процесса. Максимально этим принципам отвечает обучение с использованием методик симуляционного обучения и "Фабрики процессов". При это медицинский вуз (или НИИ) выступает как методический центр, центр сбора лучших медицинских практик и осуществляет обучение медицинских работников в максимально возможном объеме. Для этого нами с 2017 года в МАСЦ ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава РФ используется такая активная форма обучения как "Фабрика процессов".

Результаты

«Фабрика процессов» (или симуляционный тренинг организации лечебно-диагностического процесса) - это учебный объект практического обучения, представляющий собой учебную площадку, воспроизводящую определенный управляемый производственный процесс, в котором обучающиеся осваивают и отрабатывают умения, навыки и компетенции бережливого производства. Первой "Фабрикой процессов", на которой осуществлялась подготовка специалистов Пермского края была Фабрика процессов «Прием в поликлинике. LEAN+Training», где с определенной степенью схематичности и имитации воспроизводится реальный процесс «Посещение пациентом поликлиники с целью получения справки». Задействуется 1 этаж МАСЦ: кабинеты приема в поликлинике (кабинеты участкового врача, зав.отделением, доврачебного приема, лаборатория и т.д.), коридоры, входная группа, регистратура и зал дебрифинга для межраундных обсуждений, а также и другие вспомогательные помещения. Учебный симуляционный процесс максимально приближен к настоящему приему в поликлинике. Каждый участник имеет отдельную роль и каждый участвует в изменениях. Проигрывается прием в поликлинике, анализ проблем, согласно принципов бережливого менеджмента с последующим составлением карт потока, элементов проектного офиса и переигрывание ситуации из «текущего состояния» в оптимальное «целевое» состояние. Участники фабрики, используя инструменты бережливого производства, выявляют проблемы производственного процесса, изучают выявленные проблемы, разрабатывают улучшения и внедряют их в производственный процесс, пытаясь повысить его эффективность.
Каждый участник действует в соответствии с установленными рабочими стандартами, не выходит за рамки установленных стандартов пока в результате обсуждений для реализации принятых улучшений стандарты не будут изменены. «Фабрика процессов» устроена так, обучаться могут все сотрудники от главного врача до младших медработников и технического персонала медучреждения, или от руководителя до рядового сотрудника компании. Руководителям данная форма занятий позволяет понять потенциал повышения эффективности в тех процессах, которые находятся в их зоне ответственности, мотивирует их к изменениям. Рядовым сотрудникам позволяет увидеть потери в их повседневных действиях.

Обсуждение

Уникальной особенностью «Фабрика процессов» является возможность без значительных усилий видоизменять ее для смещения акцентов на разные инструменты бережливого производства и категорию обучающихся. Например, при обучении медработников Пермского края основной акцент сначала делался на изучение картирования текущего состояния, визуализации и анализа проблем, а при обучении управленческих кадров акцент на концепцию производственной системы, создание рабочих групп и сплоченность персонала. В 2020 году по результатам работы с региональным центром первичной медико-санитарной помощи мы провели коррекцию задания на заочную часть, нацеленную на реализацию проектов в медучреждениях, что способствовало более правильному выбору и осуществлению проектов в ЛПУ Пермского края.
Поскольку «Фабрика процессов» соответствует классическому симуляционному трреренингу, имеющему аналогичные части: входной контроль уровня подготовленности, постановка целей и задач тренинга (брифинг); демонстрация «эталонного» выполнения, непосредственное выполнение учебного задания; обсуждение выполнения (дебрифинг) и повторное выполнение задания с использованием выработанных рекомендаций, то проведение фабрики процессов возможно и для отработка ряда клинических навыков. Так при обучении на «Фабрика процессов «Профилактический осмотр ребенка в 1 год» кроме обучения бережливым технологиям, отрабатываются и клинические навыки, необходимых при проведении диспансеризации. Это позволяет многократно в игровых условиях отработать необходимые навыки для работы участкового врача педиатра, включающие в себя как клиническое мышление и клинические навыки , так и ведение документации и оптимальную организацию своего рабочего пространства.

Выводы

Таким образом, используя обучение принципам бережливых технологий для оптимизации любого процесса как производственного, так и управленческого, благодаря выявлению и устранению потерь, мы пытаемся улучшить качество оказания медицинской помощи населению,. Сочетание обучения принципам бережливого производства на "Фабрике процессов" и симуляционного клинического тренинга проблемных клинических навыков обеспечивает оптимальную подготовленность специалиста к работе в системе современного практического здравоохранения

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Юлия Кабирова

Модернизация обучения студентов медицинских вузов с использованием клиники виртуальной реальности

Автор(ы): Копылов Е.Д., Лаушкин М.А., Садальский Ю.С.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ

Актуальность

За последние несколько лет в сфере медицинского образования появилось множество различных симуляторов, направленных на виртуальное взаимодействие врача и пациента. Поскольку в своей клинической практике студент, ординатор или даже доктор не могут в полной мере столкнуться лицом к лицу со всеми патологиями, изучить и отработать алгоритмы действий при разнообразных ситуациях не представляется возможным. Однако восполнить данные пробелы могла бы виртуальная реальность в сфере медицины.

Цель

Внедрение в медицинскую образовательную среду современных технологий, включая симуляторы виртуальной реальности, способствуют развитию навыков диагностики и лечения различных патологических состояний в условиях, близких к реальной среде, что позитивно сказывается на закреплении и реализации накопленного теоретического материала. В условиях ограниченных возможностей использования виртуальной среды в связи с новизной ее применения в сфере медицинского образования необходимо обеспечить комфортную обстановку работы с оборудованием, объективно оценить преимущества работы и перспективы ее использования.

Материалы и методы

В сентябре 2020 года было приглашено более 100 студентов на апробацию VR- симулятора «Виртуальная клиника». В течение нескольких недель учащиеся 3-6 курсов ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова приходили в симуляционный центр для отработки своих знаний и встречи с виртуальными пациентами. По окончании сеанса ими было пройдено анкетирование. Google-форма включала вопросы, оцениваемые по 5-ти балльной шкале, направленные на получение информации о работе с данным симулятором.

Результаты

При анализе ответов были выделены вопросы с наибольшим количеством баллов, а именно: «Общая оценка игровых данных» - 4,4, отображающая комфорт взаимодействия студента с виртуальной средой и «Удобство нательных датчиков» - 4,6, характеризующая нательное оборудование как дистрактор при выполнении симуляции. Пункт “Оценка медицинской достоверности”, набравший по результатам опроса 3,85 балла служит основным критерием оценки апробируемой программы VR среды и является предметом оценки реалистичности применяемых сценариев при проведении диагностики и лечения патологических состояний. Вопросы “Уровень тошноты” и “Предшествующий опыт с VR” набрали 0,3 и 1,8 балла соответственно.

Выводы

Внедрение VR технологий в образовательный процесс медицинских вузов - перспективный путь развития и отработки теоретических и практических навыков студентов и специалистов здравоохранения. Полученные данные свидетельствуют о низком уровне практической работы студентов с VR, что, при внедрении в учебный процесс, может способствовать повышению интереса к получению и закреплению приобретенных знаний. Комфортность использования, максимальное погружение в медицинскую среду в совокупности с четко проработанными медицинскими сценариями и практически полным отсутствием нежелательных явлений при работе с VR оборудованием делает данное направление перспективным инструментом подготовки к практической работе в медицинской сфере.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Евгений Копылов

От симуляции ex situ к симуляции in situ в «Комплексной образовательной программе снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края»

Автор(ы): Невская Н.А., Плотоненко З.А., Сенькевич О.А.

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России

Актуальность

Младенческая смертность (МлС) - наиважнейший показатель, индикатор социально-экономического развития территории, эффективности социальной политики, доступности медицинской помощи, благосостояния и здоровья населения, в том числе здоровья детей, влияет на продолжительность жизни, число лиц активного трудоспособного возраста и сокращение количества которых приводит к экономическим потерям общества и государства. С 2007 года индекс МлС включен в утвержденный Указом Президента РФ перечень показателей, позволяющих оценить эффективность методов управления ресурсами в здравоохранении. Расширение мультидисциплинарного применения симуляционных образовательных технологий - один из механизмов управления показателем младенческой смертности. В Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России (далее - МАСЦ) с 2017 года реализуется единая «Комплексная образовательная программа снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края».

Материалы и методы

В 2021 году совместными усилиями кафедры педиатрии, неонатологии и перинатологии с курсом неотложной медицины ИНПОА, Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России (далее - МАСЦ) и КГБУЗ Родильный дом №4 МЗ ХК в рамках реализации «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» был организован и проведен симуляционный тренинг «in situ» для сотрудников Родильного дома №4.
Данный симуляционный тренинг «in situ» является модификацией 5 модуля Комплексной программы, реализуемой на территории ХК с 2017г (стартовавшей с отдельных самостоятельных модулей в 2014г).
Комплексная образовательная программа состоит из 5 самостоятельных модулей с использованием симуляционного обучения: 1. Первичная реанимация новорожденного (базовая); 2. Респираторная поддержка новорожденных; 3. Коррекция гемодинамики и инфузионная терапия новорожденных; 4. Особенности ухода и проведения интенсивной терапии у детей с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ); 5. Симуляционный тренинг «in situ» (как составляющая Обучения тренеров-лидеров по вопросам первичной реанимации).
Каждый модуль предполагает определенный контингент обучающихся и определенную кратность повторения для обеспечения выживаемости профессиональных компетенций. Первые 4 модуля предполагают обучение в стенах МАСЦ в максимально приближенных к реальности, но имитированных условиях. Модуль 5 реализуется непосредственно в родовспомогательных учреждениях.
Тренинг «in situ» проведен в форме клинического сценария «Первичная реанимация новорожденного» с дебрифингом, основанном на видеозаписи, в режиме реального времени с использованием тренажера для проведения мероприятий по неотложному жизнеобеспечению новорожденного (Life/form), роботов SimNewB и PrematureAnne (Laerdal). В организационно-технической реализации тренинга были задействованы преподаватели университета, технический персонал МАСЦ при участии сотрудников родильного дома.
Ранее все сотрудники родильного дома многократно проходили обучение в условиях МАСЦ по предшествующим модулям Комплексной программы, где алгоритмы оказания медицинской помощи новорожденным отрабатываются в условиях максимально приближенных к реальным, но комфортных и без стресса. Кроме того, благодаря имеющемуся опыту обучения с использованием симуляционных технологий сотрудники родильного дома адаптированы к такой форме учебного процесса, и само по себе симуляционное обучение уже не является для них дополнительным негативным фактором.
Огромная ценность такого тренинга состоит в том, что сотрудникам родильного дома приходилось действовать в реальных условиях непосредственно «на своем рабочем месте» и учитывать факторы, оказывающие влияние на эффективность оказания медицинской помощи новорожденным: тренинг проходил на фоне продолжающегося лечебного процесса (поступление пациентов, роды, операции), наличия свидетелей («партнерские роды», мед персонал всех отделений), видеосъемки, дефицита времени, особенностей сложившейся личной коммуникации в рабочем коллективе. Отдельное влияние на действия участников тренинга «in situ» оказывает множество технологических и организационных отличий конкретного родовспомогательного учреждения.
В условиях «in situ» вышеперечисленные неблагопри¬ятные факторы сыграли свою роль и, как следствие, участники тренинга допускали ошибки в действиях, которые в рамках Комплексной образовательной программы были освоены в совершенстве на этапе симуляционного центра.

Результаты

В результате проведения тренинга получен исключительный опыт и собран разносторонний материал: обучающимися - для анали¬за допущенных ошибок и собственного профессионального роста; преподавателями - для оптимизации обучающей программы; руководством родильного учреждения - для организационно-технических улучшений в учреждении.
Полученный опыт подтверждает тот факт, что обучение практическим навыкам не должно ограничиваться только стенами университета, включая симуляционное обучение. Тренинг «in situ» демонстрирует, что есть ряд факторов, в результате которых обучающийся, освоивший в совершенстве навыки в симулированных условиях не воспроизводит их или воспроизводит с дефектами на рабочем месте.

Выводы

Полученные материалы показывают, что тренинг «in situ» оказывает организационный, методический и образовательный эффект.
Медицинские образовательные программы требуют постоянного мониторинга и анализа: постоянная корректировка тематики занятий с учетом выявляющихся локальных и системных проблем в здравоохранении, внедрении новых протоколов оказания медицинской помощи, пересмотр периодичности и формы занятий.
Как тренинг «ex situ», так и тренинг «in situ» имеют свои сложности, преимущества и недостатки. Сопоставляя результативность обоих вариантов тренингов представляется, что правильно их рассматривать как «две стороны одной медали». И оптимальный вид реализуемых образовательных программ в идеале должен включать оба варианта: «step by step» oт симуляции ex situ к симуляции in situ.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Нина Невская

Цифровизация в обучении студентов практическим умениям врача - объективная необходимость или дань моде.

Автор(ы): С.А. Булатов

Город: Казань

Учреждение: Казанский государственный медицинский университет

Актуальность

Высшее медицинское образование России в настоящее время переживает очередной период глубокой трансформации. На этот раз этот процесс связан с повсеместным переходом на цифровизацию учебного процесса. Компьютеры и обучающие программы используются в обучении студентов уже 25 лет, но лишь в последние 2-3 года сделан качественный скачек и «цифровизация» процессов стала обязательным условием в медицинском вузе. Можно выделить три основных вектора развития по которым идет процесс цифровизации: электронный документооборот и хранение информации, средства личной и профессиональной коммуникации, «мозговая часть» оборудования по приобретению профессиональных навыков.Каждое из указанных направлений развивается самостоятельно и в тоже время имеют тесную связь друг с другом. Введение электронного документооборота в лечебных учреждениях системы практического здравоохранения существенно облегчило процессы учета, ведения и сохранения персонализированных данных о каждом из пациентов. Вместе с тем, разработкой программного обеспечения занимаются различные страховые и частные фирмы, имеющие конкретный коммерческий интерес. Это приводит к тому, что пациент приходя в другую больницу или поликлинику вынужден опять проходить обследование. Приходится констатировать, что доступ студентов к обучающим версиям подобного рода программ ограничен. По результатам опроса выпускников 2021 года, 67% респондентов указали на слабую подготовку в освоении навыков работы с медицинскими электронными системами. Сегодняшний студент медицинского вуза – это активный участник социальных сетей, различных групп и сообществ. Цифровая мобильная связь и различные гаджеты позволяют создать свое персонализированное общество общения по интересам. Стало типичным наблюдать картину как студенты во время перерывов, а иногда и во время практических занятий, погружаются в свой смартфон, практически изолируясь от окружающих. Возможно, что они в это время тратят на получение какой либо информации, связанной с их будущей профессией, но при этом находятся вне проблем обсуждаемых в аудитории с преподавателем. Установлено, что увлечение виртуальным общением может напрямую сказаться на качестве коммуникативной способности индивидуума, а применительно к профессии врача недостаток коммуникативной компетентности в работе с пациентами это предпосылка к серьезному инциденту. Поэтому проблема обучения студентов выстраиванию взаимоотношений между врачом и пациентом актуальной как никогда. Еще один аспект современности – это дистанционный характер наблюдения и лечения пациента. С особой остротой эта проблема встала в период пандемии COVID-19. Мы традиционно учим студентов как лечить пациента при очном контакте, а следует закладывать и основы дистанционного взаимодействия.

Цель

Разработка комплексной методики обучения студентов практическим умениям будущей профессии с учетом современных реалий

Материалы и методы

Сотрудниками Казанского медицинского университета и лаборатории интеллектуальных робототехнических систем КГУ(ПФУ) разработан метод обучения студентов практическим умениям врача на основе использования трансмиссивных ситуационных задач. Данный метод органически сочетает методику стандартизированный пациент, виртуальный пациент и обучающую компьютерную программу. Выглядит это следующим образом – имитируется обстановка лечебного учреждения, студент проводит обследование пациента-актера, затем заполняет необходимую документацию и составляет план лечения с помощью обучающей компьютерной программы и осуществляет дистанционное наблюдение и лечение данного пациента в виде компьютерной игры.

Результаты

В настоящий момент получена приоритетная справка на изобретение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФИПС) и разработан тренинговый курс для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов.

Обсуждение

Еще одним направлением цифровизации процесса практической подготовки будущих медицинских специалистов является совершенствование «начинки» тренажерных комплексов. На сегодняшний день, с большой степенью достоверности, с помощью компьютерных технологий смоделировано большинство врачебных и сестринских манипуляций. Благодаря этому удается обучать и проверять качество освоения практическими навыками врача еще до встречи с реальным пациентом. Это очевидное достижение позволяющее снизить для больных риск неумелых действий со стороны медицинских работников.

Выводы

Отдавая дань достижениям современных IT-технологий следует понимать,что роль врача в современном обществе значительно шире, нежели оказание медицинских услуг. Поэтому в подготовке будущих медицинских специалистов было бы ошибочным отдавать предпочтение продуктам искусственного интеллекта или электронному суррогату пациента. Только подготовка в клинике, у постели больного, под руководством опытных коллег и преподавателей, способна сформировать мировоззрение будущего врача. Вместе с тем развитие и внедрение эффективных методики обучения с использованием цифровых технологий на догоспитальном этапе и максимальное приближение к реальному пациенту - вот основное ожидаемые направления цифровизации медицинского вуза на ближайшие годы.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Сергей Булатов

Комплекс методик «Т.О.Р.», направленных на снижение эмоционального напряжения и оптимизацию процесса адаптации к изменённым социально-экономическим условиям жизни

Автор(ы): Ю.И.Логвинов, Е.А. Горбунова

Город: Москва

Учреждение: Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина Учебно-аккредитационный центр- Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Актуальность

Условия профессиональной деятельности медицинских работников во все времена тесно связывались с факторами, вызывающими ответную реакцию в виде эмоционального напряжения. Наряду с интенсивным темпом деятельности, высокой степенью ответственности, необходимостью постоянной концентрации внимания, повышенным объёмом информации, возникли дополнительные факторы, являющиеся источниками эмоционального напряжения, вызванные распространением новой коронавирусной инфекцией. Учитывая данные условия, возникает необходимость в снятии напряжения, интерес к более благоприятному прохождению процесса адаптации.

Цель

Разработанный уникальный комплекс методик «Т.О.Р.» позволяет самостоятельно выполнить техники, позволяющие регулировать эмоциональное состояние, сформировать ресурсный базис в адаптационном процессе.

Материалы и методы

Комплекс методик заключается в поочерёдном выполнении техник, направленных на снятие эмоционального напряжения, доступных для самостоятельного применения без предварительной специальной подготовки. Представленные техники направлены на анализ и определение ресурсных опор; практические упражнения с элементами снятия мышечных зажимов, целеполагание, переход к более мотивационным стимулам, подкрепляющих реализацию поставленной цели.

Результаты

Комплексного использования методики Т.О.Р. соответствуют ценностно-мотивационным ориентирам личности, способствуют стабилизации эмоционального состояния, повышению адаптационного потенциала.

Выводы

методика Т.О.Р. доступна для самостоятельного применения, способствует снятию эмоционального напряжения, отражаясь на деятельности медицинских работников, результативности оказания медицинской помощи.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Елизавета Горбунова

Профориентационная работа со школьниками неотъемлемая часть работы мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра

Автор(ы): Д.Е. Боев, А.А. Чурсин, А.В. Подопригора, С.Н. Боев, И.А. Ловчикова, О.П. Вислова, О.С. Сергеева, А.А. Жуков

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда. (Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Приложение к постановлению Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1)
В настоящее время работа кафедры симуляционного обучения является одним из механизмов обновления и модернизации способов получения образования с учетом удовлетворения различных образовательных запросов подрастающего поколения согласно Государственной программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р) и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Цель

Оптимизация процесса обучения школьников с учетом, как действующего законодательства, так и текущей социально - экономической ситуации, предоставление более полной профессиональной информации с целью обеспечения свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, а так же пропаганда медицинских знаний среди подрастающего поколения.

Материалы и методы

При организации образовательного процесса школьников можно положить в основу базовый курс по оказанию первой помощи с использованием технологий симуляционного обучения, опирающийся на действующее законодательство (Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи". Эта программа содержит теоретическую и практическую части. Причем именно практической части уделяется основное время и внимание, что особенно актуально при работе с подростками. Практическая часть занятий включает в себя отработку практических навыков путем решения ситуационных задач и проведения адаптационных игр с использованием специальных тренажеров и манекенов. При обучении школьников целесообразно в большей степени использовать соревновательные элементы, организовывать тематические олимпиады и марафоны. Это способствует большей эмоциональной вовлеченности обучающихся в образовательный процесс.

Результаты

Кафедра симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко активно использует свои материальные и профессиональные возможности в целях профориентационной деятельности.
Так, силами мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра в Воронеже был проведен медицинский марафон «Дети сохраняют жизнь!». Этот проект был запущен в 2015 году как продолжение проекта Европейского Совета по Реанимации «Запусти сердце!», который включал в себя массовое обучение детей старше 12 лет методам сердечно-легочной реанимации.
В марафоне участвовали ученики 9-11 классов. В начале мероприятия были проведены мастер-классы по современной сердечно-легочной реанимации, школьникам рассказали о нашем университете, обучении в нем, перспективах поступления и о врачебной профессии. В виде спортивной эстафеты школьники оказывали первую помощь на нескольких этапах: при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути грудным детям, детям дошкольного возраста, взрослым, демонстрировали правильность алгоритма реанимации для детей "CHECK-CALL-COMPRESS», проводили сердечно-легочную реанимацию на тренажере «Оживленная Анна» с обратной компьютерной связью и демонстрацией результатов. По окончанию был проведен дебрифинг с разбором допущенных участниками ошибок. Всего в марафоне приняли участие более 100 старшеклассников.

Выводы

Профориентационная работа Кафедры симуляционного обучения способствует распространению и популяризации медицинских знаний, помогает подрастающему поколению определиться с выбором профессии, прогнозированию профессиональной успешности личности в медицинской сфере. Использование технологий симуляционного обучения положительно влияет на мотивацию обучающихся. Ученик же оказывается в выигрыше при выборе любого вида деятельности, так как получает знания и навыки оказания первой помощи, которые он может применить в будущем независимо от избранной профессии.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Александр Чурсин

Темные пятна в реанимации новорожденных (типичные ошибки проведения реанимации новорожденных и возможности их устранения).

Автор(ы): З.А. Плотоненко, О.А. Сенькевич, А.Л. Дорофеев, Н.А. Невская

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России

Актуальность

Показатели здоровья новорожденных и детей раннего возраста — одни из ключевых индикаторов уровня социально - экономического и культурного благополучия общества, эффективности здравоохранения (Дегтярев Д.Н., 2021). В последние несколько лет симуляционное обучение стало не просто обязательным компонентом в профессиональной подготовке медицинских работников, а основным направлением в современном образовании. Каждый обучающийся может пройти тренинг профессиональной деятельности или ее элементов в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи на базе симуляционных центров.

Цель

Оценка компетенции специалистов службы родовспоможения Хабаровского края при проведении реанимации новорожденных и динамика типичных ошибок в условиях тренинга в мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре.

Материалы и методы

С 2012 года в ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России успешно работает симуляционный центр, проводя подготовку медицинских специалистов по практическим навыкам по многим специальностям. Подготовка по специальности "Неонатология" осуществляется с использованием фантомов, тренажеров и высокотехнологичных роботов-симуляторов доношенного и недоношенного новорожденного. Все роботы-симуляторы помещены в условия, имитирующие реальные, с применением медицинского оборудования, используемого в неонатальных отделениях и родильных залах учреждений родовспоможений Хабаровского края. На протяжении 10 лет специалисты родильных домов регулярно проходят один из основных циклов, включающих навыки командной работы - реанимация новорожденных в родильном зале. Данный цикл для сотрудников учреждений родовспоможения включен в план по снижению младенческой смертности на территории Хабаровского края более 5 лет.
Объектом исследования выступили видеозаписи командной работы специалистов родовспоможения на этапе выполнения реанимационной помощи новорожденным. Кадровый состав родовспомогательных учреждений Хабаровского края оставался практически неизменным, обновление персонала преимущественно отмечалась среди среднего медицинского персонала. Предметом исследования является анализ типичных ошибок при проведении реанимации новорожденных специалистами службы родовспоможения. Метод анализа - разбор видеозаписей сценариев, проведение дебрифинга с 2012 по 2021 гг.
По каждой видеозаписи заполнялся лист дефектов, разделенных на три категории.
Первая категория - ошибки последовательности в алгоритме реанимационных мероприятий, неправильное выполнение основных манипуляций, что непосредственно приводит к фатальным исходам.
Вторая категория - ошибки взаимодействия персонала между собой, что может привести к неблагоприятным исходам опосредованно.
Третья категория, получившая условное обозначение "детали" - ошибки, связанные с упущением "незначительных" деталей (отсутствие фиксации или неправильное наложение датчиков (пульсоксиметра, термоконтроля), отсутствие смены мокрой пеленки, отсутствие контроля сатурации и титрования кислорода, отсутствие использования шапочки и носочков, указание дозы лекарственных препаратов вводимых новорожденному, не проведение первичной оценки ЧСС), что приводит к отсроченным негативным последствиям в физическом и нервно-психическом развитии новорожденных.

Результаты

Весь период был разбит на трехлетние интервалы и проанализировано преобладание той или другой категории ошибок. По данным анализа определено, что в первый трехлетний цикл преобладали ошибки первой категории, во второй - одинаковое долевое соотношение количества ошибок первой и второй категории, и в последний трехлетний цикл ошибки из первой категории практически не фиксировались, из второй и третей категории ошибки встречались одинаково часто.

Выводы

Уменьшение ошибок первой категории демонстрирует эффективность процесса обучения с формированием системного подхода, сохранение ошибок второй и третей категории свидетельствует о необходимости продолжения постоянного обучения и поддержания данной компетенции. Системный подход к формированию компетенций у врачебно-сестринской бригады, отработка командных навыков работы, осуществление систематического контроля за качеством основных (базовых) профессиональных компетенций по разделу «неонатальная реанимация» позволяет образовательному сообществу (ВУЗу) не только устранять формирование типичных ошибок, но и оказывать влияние на социально-значимые показатели здоровья.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Нина Невская