Применение электронного атласа персональной анатомии SkiaAtlas в обучении студентов медицинских специальностей

Автор(ы): Щеглов Б.О.

Город: Владивосток

Учреждение: Дальневосточный федеральный университет, Школа медицины

Актуальность

Совершенствующиеся технологии в сфере компьютерных наук оказывают огромное влияние на многие сферы деятельности человека. В определенных случаях они автоматизируют и ускоряют «рутинные» процедуры, которые человек выполнял изо дня в день или позволяют увидеть то, что не видно невооруженным глазом. Не исключением является и медицина. Но все равно на сегодняшний день самым необходимым и важным ресурсом в сфере здравоохранения является врач-человек, от подготовки которого зависит качество и дальнейшая жизнь пациента. В помощь врачам создаются приложения-помощники для врачей, справочники, атласы, но они пока не в состоянии действовать с учетом накопленного клинического опыта.
Но использование симуляционных технологий в обучении является неотъемлемой и важной частью подготовки специалистов в сфере здравоохранения. Они позволяют будущим врачам понять логику и структуру рассматриваемой патологии или метода лечения с учетом характеристик создаваемых моделей. К тому же, не во всех университетах имеются анатомические театры и круглосуточный доступ к биологическим материалам, которые требуют особых условий хранения и эксплуатации. И в данном вопросе немаловажную роль может сыграть атлас персональной анатомии SkiaAtlas.

Цель

Проведение функционального анализа приложения SkiaAtlas и учебно-методического опроса среди студентов медицинских специальностей Школы биомедицины ДВФУ и ТГМУ на тему использования данного приложения в образовательной деятельности.

Материалы и методы

Для понимания теоретических основ создания данной симуляционной системы необходимо провести опрос студентов медицинских образовательных учреждений по тематике проблем и потребностей в учебном процессе, которые он мог бы решить. В соответствии с этим был произведен опрос 150 студентов 2-5 курсов лечебного и биофизического факультетов медицинских ВУЗов г. Владивостока Школы биомедицины ДВФУ и ТГМУ. Им были заданы следующие вопросы: «Какими источниками поиска информации Вы пользуетесь при подготовке к занятиям?», «Какие недостатки и преимущества Вы видите в существующих цифровых способах получения информации?», «Хватает ли Вам этой информации для обучения/применения на практике?», «Сталкивались ли Вы с нехваткой анатомического материла на практике?» и т.д.
Современные цифровые продукты представлены в основном в виде программ для просмотра снимков лучевой диагностики – слайсеров, преобразующих снимки в 3D модели органов, а также программами-атласами, содержащими в основе своей анатомические объекты органов нормальной, «усредненной» анатомии. В первом случае приходится иметь дело с необработанными моделями, которые достаточно нерепрезентативны для обычных студентов. Во втором случае, модели достаточно полно описаны, но представляют собой «норму» и созданы искусственно, без учета индивидуальных анатомических особенностей. В конечном итоге рассмотренные недостатки не дают целостной картины восприятия и развития клинического мышления у студентов и молодых специалистов.
Веб-приложение функционирует на основе принципа «клиент-сервер», которая в свою очередь состоит из встроенной системы управления базами данных (СУБД) SQLite3. Основным компонентом является веб-фреймворк Django, полностью направленного на применение высокоуровневого языка программирования Python. В качестве реализации фронтенд-оболочки приложения используется язык программирования JavaScript и его фреймворк 3DWebGL.
Основным объектом разработанного приложения являются необработанные данные лучевых исследований в DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine) формате: ультразвуковое (УЗИ), компьютерная и магниторезонансная томографии (КТ и МРТ).

Результаты

Наиболее выгодным вариантом с точки зрения эффективности обучения и практической реализации явилось создание веб-приложения электронного атласа персональной анатомии SkiaAtlas. Данное программное обеспечение позволяет получать необработанные данные снимков лучевой диагностики, классифицировать и воссоздавать из них 3D модели органов, которые можно просматривать на локальном сервере проекта. При этом возможно нивелирование недостатков у уже имеющихся цифровых продуктов для обучения студентов нормальной и патологической анатомии на основе данных лучевой диагностики.

Обсуждение

Около 90% опрошенных респондентов согласны с тем, что данный образовательный проект необходимо имплементировать в образовательную деятельность.
С учетом использования цифровых моделей вполне возможна 3D печать органов из пластмассы. При этом использование методов машинного обучения и Big Data позволяет расширить границы понимания и причин развития тех или иных патологий с возможностью их визуализации и отслеживания патоморфологических изменений.

Выводы

Наметившийся курс на цифровизацию всех областей деятельности человека не должен пройти мимо таких немаловажных сфер как медицина и образование. При этом эти две области неразрывно связаны друг с другом – врач-человек должен быть хорошо обучен не только теоретически, но и подкован практически с применением всевозможных моделей для обучения. Использование данных симуляционных технологий в виде веб-приложений 3D атласов является немаловажным элементом образовательного интереса студентов медицинских специальностей и может быть полезно врачам лучевой диагностики, хирургам и ортопедам.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Богдан Щеглов

Симуляционное обучение – основной этап в формировании профессиональных компетенций врача-стоматолога

Автор(ы): Терещук О. С., Кулигин А. В., Казакова Л. Н.

Город: Саратов

Учреждение: ФГБОУ ВО СГМУ им.В.И.Разумовского Минздрава России

Актуальность

В начале третьего тысячелетия в процесс обучения активно внедряются симуляционные технологии, которые не обошли стороной и самую консервативную сферу – медицину.
Симуляционное обучение — это образовательный процесс, моделирующий профессиональную деятельность врача в учебном кабинете в соответствие с профессиональными стандартами и правилами оказания медицинской помощи.
Для реализации данной формы обучения активно используется компетентностный подход, в основе которого лежит формирование профессиональных компетентностей будущего специалиста и подготовка конкурентоспособного врача-стоматолога, в медицинскую деятельность которого должны быть интегрированы профессиональные знания, умения и другие компетенции, что обеспечит готовность к их эффективной реализации. К особо требуемым компетенциям в стоматологии относятся способность и готовность к проведению осмотров, лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях.
Современный уровень развития стоматологии диктует новые требования в подготовки не только студентов, ординаторов, но и практикующих врачей.

Цель

Оценка эффективности применения симуляционных технологий и повышение уровня освоения профессиональных компетенций врача-стоматолога путем оптимизации образовательной среды на основе симуляционного обучения.

Материалы и методы

Для оценки психологической готовности студентов V курса стоматологического факультета к самостоятельной работе была разработана анкета и проведен опрос среди 168 обучающихся. Респонденты были разбиты на 2 группы: до (76 студента) и после обучения (92 человека) в симуляционном центре.
Обучающихся просили оценить свои мануальные навыки и теоретическую подготовку по разработанной нами 10-и бальной шкале, где 0 – отсутствие навыков и 10 – полное освоение практического навыка.
Анкета включала в себя вопросы, основанные на профессиональных компетенциях, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования РФ № 984 от 12 августа 2020 г. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31:05.03 Стоматология.

Результаты

Анализ 168 анкет показал, что до симуляционного обучения 133 (79,2%) студентов оценили свою готовность к амбулаторному ведению пациентов ниже 5 баллов, из них 46,6% опрошенных оценили свои практические навыки на 4 балла, 32,6% обучающихся – на 3 балла. Незначительный процент опрошенных студентов оценивали свою готовность на 6 баллов – 3,4% и на 7 баллов - 5,2% респондентов. Даже прохождение производственных практик в течение 5 лет обучения зачастую не позволяет отработать все мануальные навыки для оказания высококачественной стоматологической помощи и неотложной помощи пациентам в будущем.
Симуляционный центр предназначен для отработки и освоения практических навыков, повышения теоретических знаний по диагностики, лечению и профилактики основных стоматологических заболеваний.
Благодаря многократному количеству повторений по алгоритму, указанному в чек-листе, в условиях имитирующих лечебный кабинет с рабочим местом врача-стоматолога, возможно отработать технику, этапность, последовательность выполнения мануальных навыков до автоматизма.
В результате, после прохождения обучения в симуляционном центре 146 (86,9%) студентов-стоматологов оценили свой уровень освоения практических навыков более 7 баллов и изъявили желание продолжать занятия в симуляционном центре с повышенным уровнем сложности. 68,6% респондентов оценили свою готовность к амбулаторному ведению пациентов на 8 баллов, 18% - на 7 баллов и 13,3% - на 6 баллов, ниже 5 баллов студенты себя не оценивали.

Выводы

Таким образом, повышение уровня самооценки обучающихся стоматологического факультета до 8 балов после обучения в условиях симуляционного центра показывает высокую эффективность симуляционного обучения в формировании профессиональных компетенций врача-стоматолога и говорит об изменениях образовательной среды в практикориентированную сторону подготовки специалиста.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Оксана Терещук

Симуляционные технологии, как эффективный метод обучения специалистов акушерских стационаров

Автор(ы): Панова И.А., Рокотянская Е.А., Сытова Л.А., Салахова Л.М., Шилова Н.А.

Город: Иваново

Учреждение: ФГБУ «ИвНИИМиД им. В.Н. Городкова» Минздрава России

Актуальность

Современный процесс обучения, в том числе и врачей, должен быть интересным, доступным, актуальным и мобильным. Даже когда курсант покидает учебный центр обучение должно продолжаться он-лайн, 24/7, на рабочем месте.

Цель

Оценить эффективность использования различных форм обучения (симуляционные сценарии с проведением дебрифинга, интерактивные тренинги, тренинги «hands-on», лекции), дистанционных технологии и возможности социальных сетей для повышения качества обучения врачей акушеров - гинекологов, неонатологов и анестезиологов акушерских стационаров.

Материалы и методы

Для оценки эффективности обучения проведен анализ анкет самооценки квалификационных возможностей врачей и чек-листы выполнения практических навыков. Статистический анализ проводился в пакете прикладных программ: MicrosoftOffice 2010, StatisticaforWindows 6.0. Количественное описание величин производилось в виде медианы суказанием 25-го и 75-го перцентилей (Ме (Q25%–Q75%)). Проверка данных на нормальность распределения осуществлялась с помощью критериев Колмогорова и Шапиро-Уилка. Достоверность различий между показателями оценивалась по непараметрическому критерию U (Манна–Уитни). Как статистически значимый расценивался уровень р<0,05.

Результаты

Проведенный анализ эффективности использования симуляционных технологий показал, что по данным тест-карт самооценки квалификационных возможностей врачей акушеров-гинекологов установлено достоверное увеличение уровня самооценки по всем практическим навыкам, отрабатываемым на циклах повышения квалификации (р=0,001). Установлено достоверное увеличение уровня самооценки выполнения всех изучаемых навыков как у молодых врачей (р=0,001), так и врачей со стажем более 10 лет (р=0,001), что говорит об эффективности цикла у врачей с разным уровнем подготовки. Оценка выполнения практических навыков по чек-листам, до и после цикла, показывает значительное увеличение качества выполнения таких практических навыков как например оказание реанимационной помощи новорожденному, родившемуся в тяжелой асфиксии, наложение акушерских щипцов, проведение вакуум-экстракции плода, сердечно-легочной реанимации при беременности (р=0,001) во всех случаях.

Обсуждение

На базе ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н.Городкова» Минздрава России почти десять лет действует симуляционно – тренинговый центр для обучения врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, ординаторов по специальностям акушерство и гинекология и неонатология. Основные формы занятий в центре: симуляционные сценарии с проведением дебрифинга, интерактивные тренинги, тренинги «hands-on», лекции. Циклы повышения квалификации посвящены наиболее актуальным темам. У акушеров, например, это акушерские кровотечения, гипертензивные расстройства, акушерские операции, оценка состояния плода, дистоция плечиков и другие. Центр оснащен современным оборудованием - роботы-симуляторы, высокореалистичные тренажеры, фантомы, кроме того, сотрудниками кафедры разработан собственный тренажер матки (патент на полезную модель № 198996). В процессе занятий широко используются дистанционные технологии. Так, например, в условиях ограничений, связанных с профилактикой COVID инфекции был реализован тренинг по кардиотокографии, который включал онлайн лекцию с подробным разбором материала и последующую рассылку заданий для самостоятельной работы. В последующем проводился семинар по расшифровке записей КТГ, на котором все участники тренинга получали правильный ответ и могли самостоятельно оценить свои ошибки. На YouTube – канале нашего симуляционного центра врачам доступны обучающие видео-тренинги по наиболее актуальным акушерским темам, которые сопровождаются пояснениями преподавателей и позволяют при необходимости быстро восстановить в памяти основные моменты выполнения навыка («посмотри и сделай»). На инстаграм-странице @simcentr_ivanovo постоянно размещается информация о работе центра, новых учебных пособиях, тренингах, публикуются актуальные новости, отзывы врачей о нашей работе, фотоотчеты тренингов. Большой популярностью пользуется рубрика «Мозговой штурм», в которой приводится разбор реальных клинических ситуаций.

Выводы

Циклы повышения квалификации с использованием современных симуляционных тренажеров, интерактивных тренингов и дистанционных технологий показали большую заинтересованность врачей всех специальностей. После прохождения цикла симуляционного обучения отмечается повышение уровня теоретических знаний, качество выполнения практических навыков и самооценка врача, формируются навыки командной работы и правильные алгоритмы действий в различных клинических ситуациях.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Людмила Сытова

Применение симуляционных технологий обучения в медицинском образовании: настоящее и будущее

Автор(ы): Г.Н. Тарасова, А.А. Бычков, Е.А. Смирнова, А.С. Макаренко, М.А. Лещенко

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России

Цель

Оценить роль симуляционных образовательных технологий в обучении врачей и определить возможные векторы их развития

Результаты

Литературный поиск в базе данных PubMed и отечественных источниках с 2010 года по запросу «симуляционное обучение», «симуляционное обучение реальность», «актуальность симуляционного обучения», «перспективы развития симуляционного обучения» отобрал более 30 публикаций, удовлетворяющих заданным критериям выбора. В Российской Федерации симуляционное обучение интегрировано в действующую систему профессионального образования врачей на всех уровнях: в рамках объективного структурированного клинического экзамена, аккредитации, при подготовке врачей и медицинских работников по модулям усовершенствования квалификации. Особое место занимают тренинги «in situ», проводимые в реальных клинических условиях.
Распространение интернета и мобильных устройств расширяют границы возможностей современного образования при помощи виртуальных технологий, одновременно снижая материальные затраты на физическое оборудование и позволяя отработать неограниченное количество клинических сценариев с последующей автоматизированной оценкой в уникальной системе трекинга.
Перспективным и развивающим направлением симуляционных технологий являются виртуальная реальность, воспроизводящая виртуальное оперативное вмешательство, коммуникацию «врач-пациент» и обстановку виртуальной клиники. Основными её преимуществами являются смещение центра внимания с преподавателя на обучаемого и воссоздание проблемноориентированного характера учебного процесса.

Выводы

Симуляционное обучение в медицинском образовании сохраняет свою перспективность за счет развития технологий виртуальной реальности, направленных на освоение практических навыков и вовлечение обучающихся в реалистичность процесса.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Елизавета Смирнова

Эффективность применения тренажера матки для обучения навыкам хирургического гемостаза

Автор(ы): Панова И.А., Рокотянская Е.А., Сытова Л.А., Салахова Л.М.

Город: Иваново

Учреждение: ФГБУ «ИвНИИМиД им. В.Н. Городкова» Минздрава России

Актуальность

Количество промышленных тренажеров для обучения акушеров – гинекологов навыкам хирургического гемостаза не велико. Цена таких тренажеров высокая, а количество повторений на них ограничено. Кроме того, на данный момент, не существует тренажеров, моделирующих врастание плаценты. Ввиду чего актуально использование доступного тренажера, реалистично имитирующего анатомические ориентиры матки, сочетающего в себе возможность многократного использования для демонстрации всех этапов хирургического гемостаза и их отработки врачами. Использование таких моделей способствует повышению эффективности учебного процесса и профессиональной подготовке врача.

Цель

Целью нашего исследования стала оценка эффективности симуляционного обучения акушеров-гинекологов с использованием тренажера матки для обучения навыкам проведения дистального компрессионного гемостаза и хирургического гемостаза при послеродовом кровотечении, разработанного на кафедре акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ "ИВ НИИ М и Д им. В.Н. Городкова" МЗ РФ.

Материалы и методы

Для оценки эффективности обучения проведен контроль уровня самооценки квалификационных возможностей врачей. Курсантам предлагалось оценить свои навыки по шкале от 1 до 10 баллов. Статистический анализ проводился в пакете прикладных программ: MicrosoftOffice 2010, StatisticaforWindows 6.0. Количественное описание величин производилось в виде медианы суказанием 25-го и 75-го перцентилей (Ме (Q25%–Q75%)). Проверка данных на нормальность распределения осуществлялась с помощью критериев Колмогорова и Шапиро-Уилка. Достоверность различий между показателями оценивалась по непараметрическому критерию U (Манна–Уитни). Как статистически значимый расценивался уровень р<0,05.

Результаты

Самооценка навыков наложения компрессионных швов на матку и перевязки маточных сосудов возросла более чем в два раза после обучения и составила 9,5(7-10) баллов, по сравнению с 4(0-7) баллами до цикла (р=0,001). Исходная самооценка проведения дистального компрессионного гемостаза составила 4(1-6) баллов, тогда как после прохождения обучающего тренинга ее значение возросло до 9 (5-9) баллов (р=0,001). Нами было установлено достоверное увеличение уровня самооценки всех изучаемых навыков как у молодых врачей, так и врачей со стажем более 10 лет (р=0,001 в обоих случаях), что говорит об эффективности цикла обучения у врачей с разным уровнем подготовки.

Обсуждение

При анализе данных, полученных до и после тренингов по хирургическому гемостазу с использованием тренажера матки, установлено достоверное увеличение уровня самооценки квалификационных возможностей у врачей акушеров-гинекологов по всем практическим навыкам. Обучение и закрепление техники выполнения сложных практических навыков с использованием реалистичных тренажеров дает возможность повысить качество подготовки специалистов, оптимизируя обучение и снижая риски при работе с пациентами.

Выводы

Анализ результатов самооценки выполнения навыков хирургического гемостаз (наложение гемостатических компрессионных швов, перевязка маточных артерий, дистальный компрессионный гемостаза) у врачей акушеров-гинекологов показал высокую эффективность учебного процесса. Индивидуальный подход к обучению каждого врача позволяет отработать практические навыки до автоматизма.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Людмила Сытова

Откуда берётся тренер симуляционного обучения (часть 2)

Автор(ы): Акопян Ж.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М.

Город: Москва

Учреждение: ФФМ МГУ им. М.В. Ломоносова

Актуальность

В части 1 нашей публикации https://rosomed.ru/theses/504 поднимался вопрос о необходимом пути становления тренера симуляционного обучения, упоминалось о тренерских компетенциях и описывался опыт обучения тренеров из студентов… С тех пор прошло четыре года достаточно эффективной эксплуатации полученных результатов (причём не только нами лично). И вместе с этим мы всегда задавались вопросами: Можно ли получить аналогичного специалиста из действующего преподавателя медицинского вуза? Подходит для этого стратегия подготовки тренера из числа студентов?

Цель

Целью этого исследования является обоснование возможностей подготовки тренера симуляционного обучения из числа профессорско-преподавательского состава.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели был проанализирован наш опыт взаимодействия, как симуляционной площадки, с преподавателями различных кафедр медицинских вузов. Такое взаимодействие осуществлялось как для внутренних целей – приглашение осуществлять учебный процесс совместно, так и для внешних целей – обмен нашим опытом со сторонними преподавателями из других образовательных организаций.
В предыдущей (первой) части данной публикации была описана длительная, ступенчатая система подготовки тренеров симуляционного обучения, основанная на естественном отборе, которая показала себя достаточно эффективной (сохранился пул лиц, успешно проводящих тренинги симуляционного обучения). При анализе опыта подготовки (проведение тренинга тренеров) ППС вузов, всех можно поделить на две группы: 1) самостоятельно пришедшие на курс тренеров (и, даже, заплативших за это обучение); 2) принудительно попавших на подобное обучение (по приказу вышестоящих руководителей)

Результаты

Лица из первой группы достаточно активно участвовали в самом обучении, обозначили для себя важные аспекты в своей педагогической работе в симуляционном обучении, и большая часть, продолжили свою деятельность в симуляционном центре (кафедре). Лиц из второй группы было достаточно трудно довести до конца курса тренеров, а оставшиеся, и тем более изменившие свою работу в качестве преподавателя в симуляционном центре – составили незначимую часть от первоначального количества
В основном, мы столкнулись со следующими проблемами в ходе проведения тренингов тренеров симуляционного обучения для действующих ППС:
- расхождение опыта, практики (предыдущего обучения) с предлагаемыми в симуляционном обучении подходами
- избыточная реакция в качестве тренера на ошибки тренирующихся и, наоборот, растерянность в случае безошибочного выполнения
- трудность в сохранении пауз после заданных вопросов
- желание больше действовать самому, чем предоставить это обучающимся, ведь на их действия нужно будет реагировать
- недостаточность усилий для вовлечения всех участников, привычка работать с большой группой, не умение давать обратную связь, способствующую развитию конкретного участника, а также группы
Тем не менее, тренинги тренеров для того и проводятся, чтобы вырабатывать устойчивость, учиться быть более ясным и полезным, делать процесс доступным и экологичным, обеспечивать необходимое изменение свойств обучаемых, использовать групповые эффекты для достижения целей тренинга.

Обсуждение

Путь, который необходим действующим преподавателям, чтобы изменить свои навыки преподавания, необходимые для симуляционного обучения не простой и не очевидный. Как оказалось, недостаточно ни отдельно опыта работы в отделении, ни практики работы с тренажерами, ни отдельно знаний алгоритмов и клинических рекомендаций…, а опыт классического преподавания с преобладанием информационного метода обучения вообще оказался прямо-противоположным требуемому. К сожалению, можно утверждать, что из преподавателей, попавших в симуляционный центр по принуждению, никто не смог успешно применить новые подходы в своей деятельности. В лучшем случае, они согласились, что это нужно, но сами они это освоить не в состоянии и готовы присылать обучающихся, чтобы они занимались самостоятельно (или с ними кто-то позанимался). Также, мы констатируем, что ни один ординатор, приглашённый в симуляционный центр для обучения в качестве тьютора/тренера не смог «прижиться» в этой роли… Среди причин такого явления мы видим, несоответствие требований рутинной практики и сложных правил, симуляционного тренинга, хоть и основанных на доказательствах, но неочевидно действующих

Выводы

Таким образом, ступенчатая система подготовки тренеров симуляционного обучения из действующих преподавателей, аналогичная той, что применялась для подготовки студентов в качестве тьюторов, также оправдана, и важным аспектом эффективности такой подготовки (как и в случае, со студентами) – добровольность вовлечения в этот процесс. Возникшие трудности, мы объясняем сохранением в системе образования большой доли информационных методов обучения и ориентации на часовую составляющую дисциплин…
Данный анализ привлечения кадров в новый вид деятельности относится к переходному периоду. Мы очень надеемся, что студенты, получившие компетенции тренеров симуляционного обучения, пройдут все необходимые ступени своего становления, попадут на кафедры медицинских вузов в качестве преподавателей и тогда именно кафедры будут проводить полноценное обучение с использованием симуляции. И для всех студентов и ординаторов это не будет диковинкой

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Любовь Шубина

Симуляционное образование медицинских работников в высокотехнологичной многопрофильной клинике

Автор(ы): И.С. Абельская, Т.В. Каминская, Ю.В. Слободин

Город: Минск

Учреждение: государственное учреждение «Республиканский клинический центр» Управления делами Президента Республики Беларусь

Актуальность

Симуляционные технологии прочно вошли в систему подготовки медицинских кадров и активно внедряются в образовательные программы повышения квалификации медицинских сотрудников. Симуляционное (имитационное) обучение в медицинском образовании используется с целью создания условий и отработки алгоритма медицинских манипуляций. Оно предусматривает в качестве цели содействие профессиональному развитию обучающегося при обязательном одновременном устранении возможных рисков для пациента в силу недостаточной практической подготовки специалиста.

Цель

Предоставить опыт проведения симуляционного обучения на базе высокотехнологичной многопрофильной клиники.

Материалы и методы

С момента создания образовательного симуляционного центра (2018 год) на базе государственного учреждения «Республиканского клинического медицинского центра» Управления делами Президента Республики Беларусь используются программы симуляционного обучения для высокой стабильности уровня профессиональных компетенций сотрудников медицинского центра и для осуществления образовательных услуг медицинским специалистам Республики Беларусь и зарубежья. Исходя из уникальности структуры многопрофильного медицинского центра, которая представляет микромодель всей системы здравоохранения – от оказания первичной, специализированной до высокотехнологичной медицинской помощи, формируется наполнение портфеля образовательных программ симуляционного центра.

Результаты

Основываясь на результатах анкетирования слушателей и анализе существующих клинических реалий нами были разработаны и внедрены 23 образовательные программы повышения квалификации и обучающих курсов для врачебного, сестринского, фармацевтического персонала и для немедицинских специалистов по следующим направлениям:
 Неотложная помощь;
 Малоинвазивная хирургия;
 Роботическая хирургия;
 Эндоскопия;
 Функциональная и ультразвуковая диагностика;
 Сомнология;
 Вертебрология;
 Инфекционная безопасность;
 Фармакологическое консультирование.
Многие из предложенных программ являются уникальными и не имеют аналогов.
Структура образовательного симуляционного центра: учебная реанимационная палата, малая операционная, диагностическая палата, помещение для дебрифинга, комната управления, учебный класс, оборудованный рабочими компьютерными местами. Все помещения оснащены видеонаблюдением для возможного контроля и последующего разбора ошибок, что происходит во время дебрифинга. Имеется возможность двухсторонней аудио- и видеосвязи, как внутри клиники, так и с другими клиниками Республики Беларусь, стран Ближнего и Дальнего зарубежья.
Оснащение образовательного симуляционного центра: симуляционное виртуальное оборудованием высокого класса реалистичности с обратной тактильной связью для обучения навыкам эндовидеохирургии и гибкой эндоскопии; широкая палитра тренажеров и манекенов; мультифункциональный робот с возможностью подключения реального рабочего оборудования для осуществления реанимационных мероприятий; лапароскопические боксы для обучения мануальным навыкам эндовидеохирургии; оборудование для обучения работе на роботической системе компании TransEnterix (США).
Обучение проводят сотрудники Центра, прошедшие подготовку как тренеры симуляционного обучения в медицине (ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России), являющиеся членами РОСОМЕД (общероссийская общественная организация «Российское общество симуляционного обучения в медицине») и SESAM (европейского общества по симуляционному обучению в медицине), практикующие врачи-специалиста, доктора и кандидаты медицинских наук. Использование симуляционного обучения ведет к повышению роли и ответственности научно-педагогических кадров и технического персонала.
В период пандемии COVID-19 особую актуальность представили дистанционные формы образовательных программ и разработка эффективных путей их реализации: организация онлайн мастер-классов от ведущих специалистов и обучающие онлайн-трансляции из операционных.

Выводы

Доказано и признано, что повышать качество подготовки специалистов можно только при условии комплексного подхода к образовательной деятельности. В связи с этим значительно возрастает роль симуляционной базы в структуре медицинского учреждения.
Опыт работы подобной модели образовательного симуляционного центра как структурной единицы многопрофильного медицинского учреждения позволяет признать ее эффективной и использовать при реализации программы модернизации системы здравоохранения Республики Беларусь.
Наша философия: Учитесь по-новому! Знайте по-новому!
https://www.vip-clinic.by/obuchenie/

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Татьяна Каминская

Внедрение инновационных технология в систему совместной подготовки врача-терапевта и медицинской сестры амбулаторно-поликлинического звена

Автор(ы): Клестер Е.Б. Чечина И.Н., Бондаренко О.М., Клестер К.В.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Актуальность

Главным направлением приоритетных Национальных проектов в сфере здравоохранения «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» является реформирование отечественного здравоохранения, и прежде всего модернизация амбулаторно-поликлинической службы, основным инновационным элементом которой являются требования к результатам обучения, выраженные через профессиональные компетенции в строгом соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности. Федеральные государственные стандарты высшего медицинского образования в РФ требуют от медицинских вузов подготовки специалистов именно первичного звена, с готовыми знаниями, умениями и сформированными компетенциями врача - участкового терапевта (педиатра). Необходимо также учитывать происходящие изменения в медицине и образовании в связи с ковидными ограничениями, оценить эффект постковидного синдрома с позиций отказа от привычных и появлению перспективных долгосрочных инновационных обучающих технологий.

Цель

Целью исследования стало повышение уровня профессиональной подготовки, формирования высококвалифицированных врачей первичного звена с инновационным, созидательным типом мышления, направленным на повышение профессиональных компетенций врача терапевта-участкового, совершенствование его деловых качеств, подготовки к выполнению трудовых функций для решения стратегических задач в сфере охраны здоровья, готовых к самостоятельной работе и успешной коммуникации со средним медицинским персоналом с помощью внедрения в образовательный процесс принципов и инструментов бережливого производства с использованием симуляционных технологий.

Материалы и методы

На базе Симуляционного центра разработан и запущен в учебный процесс подготовки студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов совместно с учащимися Барнаульского базового медицинского колледжа примерный макет «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» – медицинской организации, ориентированной на: - потребности пациента, - бережное отношение к временному ресурсу как основной ценности за счет оптимальной логистики реализуемых процессов, - организованная с учетом принципов эргономики и соблюдения объема рабочего пространства, - создающая позитивный имидж медицинского работника, - организация оказания медицинской помощи основана на внедрении принципов бережливого производства. Активное внедрение новой модели медицинской организации особенно актуально в период пандемии новой коронавирусной инфекции, т.к. позволит снизить время ожидания в очередях, повысить производительность труда, перераспределить функции персонала, выровнять потоки и повысить качество оказания медицинской помощи.

Результаты

Обучение в Симуляционном центре бережливых технологий АГМУ позволило студентам 6 курса освоить на практических занятиях технологию 5С, действуя по принципу «А что сегодня мы изменили в лучшую сторону?» Нет изменений сегодня – завтра будет отставание.
Для каждой категории обучающихся разработаны адаптированные сценарии амбулаторных процессов, таких как: работа регистратуры, процедурного кабинета, приема участкового врача-педиатра/участкового врача-терапевта; проведение вакцинации, диспансеризация здоровых детей (декретированных возрастов), диспансеризация детей и взрослых. Все сценарии моделировались в симулированных условиях. При помощи таблиц визуального менеджмента выявлены потери и в ходе брифинга предложены пути оптимизации. Были проработаны вопросы маршрутизации потоков пациентов, апробирован алгоритм работы колл-центра и регистратуры, студенты имели возможность обрести навыки работы с электронным документооборотом в демо-версии медицинской информационной системы (МИС), в том числе с применением специального программного обеспечения – АРМ-поликлиника, ЭЛН и др. По окончании обучения студенты АГМУ прошли выходное анкеритование по вопросам картирования, организации рабочего места по системе «5S», при этом 80% опрошенных оценивали обретенные навыки как «необходимые в дальнейшей работе», опыт совместной работы со средним медперсоналам получил обоюдно высокую оценку у всех участников.Больше половины из всех опрашиваемых (76 % студентов) — считают эффективными именно сочетание указанных методов.

Обсуждение

Моделирование медицинских процессов в симулированных условиях позволяет участникам визуализировать данные процессы, при этом студенты приобретают навыки использования инструментов бережливых технологий в дальнейшей практической деятельности. Стандартизация лечебно-диагностических процессов (создание и выполнение стандартных операционных процедур), ведет к выравниванию нагрузки между врачом и медицинской сестрой, позволяет оптимизировать рабочее пространство (работа по системе «5S»), повышает качество оказания медицинской помощи при минимальных временных потерях.
Это особенно значимо в настоящее время, поскольку, несмотря на высокие темпы вакцинации в Российской Федерации угроза роста заражений сохраняется, поскольку появляются новые штаммы коронавируса.

Выводы

В результате данного исследования выявлено, что применение симуляционного обучения в медицинское образование в постковидный период имеет еще большее значение в связи с ограничением учебного процесса на клинических базах, и является жизненно-необходимым компонентом для достижения максимально приближенной к клинике подготовки врача терапевта участкового. Сочетание подготовки в симулированных условиях, приближенным к условиям реальной поликлиники, применение в учебном процессе принципов бережливого производства, комплаенс и рациональное распределение трудовых функций со средним медперсоналом позволит сегодняшним выпускникам уверенно приступить к работе в качестве врача первичного звена.
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России; КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж»

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Елена Клестер

Эндоскопические технологии в медицине

Автор(ы): Ю.И. Логвинов, А.Ю. Карпова

Город: Москва

Учреждение: Учебно-аккредитационным центром – Медицинским симуляционным центром Боткинской больницы

Актуальность

На сегодняшний день в стране имеется развитая эндоскопическая служба. Разработка специального оборудования, инструментария и использование при эндоскопических вмешательствах рентгенологических методов, электрического тока, УЗИ, лазера и других физических, химических и биологических факторов превратили эндоскопию в самостоятельный раздел медицинской науки с возможностями изучения патогенеза и патофизиологии заболеваний, решения диагностических, тактических и лечебных задач. Квалифицированная работа врачей многих специальностей теперь невозможна без эндоскопических методов.

Цель

1. Развитие эндоскопической службы на территории Российской Федерации;
2. Модернизация оказания эндоскопической помощи;
3. Улучшения качества оказания эндоскопической помощи населению.

Материалы и методы

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения ГКБ им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы является лидером по оказанию эндоскопической помощи в Российской Федерации, т.к. помимо основного стационарного отделения, которое успешно работает с 1974 года, в нем находится 9 эндоскопических кабинетов,2 из которых оснащены искусственным интеллектом, в отделении работает 13 врачей-эндоскопистов, 12 медицинских сестер. За 2020 год эндоскопическое отделение под руководством профессора, д.м.н., заведующего кафедрой «Эндоскопии» РМАНПО МЗ РФ Коржевой И.Ю. выполнено 23 023 эндоскопических исследования, из них 2 896 эндоскопических операций.
В июле 2021 года на территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения ГКБ им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы Сергей Семенович Собянин открыл крупнейший дневной стационар эндоскопической помощи населению, который ежедневно будет выполнять диагностику и лечение 300 пациентам по направлению гастроскопия, колоноскопия и ультросонография. Центр оборудован новейшими видео-стойками экспертного уровня и эндоскопами компании «Fujifilm», которые не имеют аналогов на территории РФ. Новый центр повысит качество онкологической помощи в городе. Злокачественные опухоли будут выявлять на ранних стадиях. В рамках проекта планируется обследовать прежде всего москвичей, относящихся к группам особого риска, в том числе:
- пациентов с предраковыми состояниями и заболеваниями;
- родственников пациентов с ЗНО желудка и кишечника в семейном анамнезе;
- пациентов в возрасте 60–70 лет.
При выявлении риска развития онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта врачи поликлиники, в том числе с помощью возможностей телемедицины, сообщат пациенту о необходимости проведения обследования, организуют подготовку к этой процедуре (помогут сделать необходимые анализы) и направят в эндоскопический центр. Кроме того, сотрудники кол-центра напомнят о записи к врачу, проинформируют о сдаче необходимых анализов и правилах подготовки к эндоскопическому исследованию.
Специалисты новых эндоскопических центров проведут диагностические процедуры и по возможности удалят новообразования прямо на месте или же направят на хирургическое лечение. Взятый у пациентов биоматериал при необходимости будет доставлен в одну из шести городских специализированных патоморфологических лабораторий для проведения гистологических, молекулярно-генетических и иммуногистохимических исследований.

Исследования будут проводиться под внутривенной седацией, которая минимизирует неприятные ощущения пациента, создает комфортные условия для работы врача и уменьшает время выполнения обследования и вмешательства.

Своевременная диагностика, доступная в центре, позволит выявить на ранних стадиях онкозаболевание (рак желудка и толстого кишечника), своевременно начать лечение (малотравматичные оперативные вмешательства) и в некоторых случаях после радикального эндоскопического удаления опухоли отказаться от обширных полостных операций, химио- и лучевой терапии.

Результаты

В Учебно аккредитационном центре – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы реализовано более 20 программ дополнительного профессионального образования по специальности «Эндоскопия», программы направлены как на молодых специалистов, которые вступили на путь хирургической специальности, так и для продвинутых специалистов, которые осваивают новейшее оборудование и методы лечения и диагностики с ультрасонографией. Продолжительность дополнительных профессиональных программ составляет от 18 до 36 академических часов, что соответствует зачетным единицам трудоемкости в системе непрерывного медицинского образования. На сегодняшний день дополнительные профессиональные программы освоили 1 000 врачей-эндоскопистов. Программы включают в себя отработку манипуляционных навыков на трахеобронхиальном дереве, в пищеводе, желудке, на панкреато-билиарной системе и толстой/тонкой кишках. Обучение проходит не только с гибким оборудованием, но и с возможностью получения навыков ригидной бронхоскопии.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Анна Карпова

Кафедра симуляционного обучения как структурная единица мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра

Автор(ы): Вислова О.П., Чурсин А.А., Подопригора А.В., Боев С.Н., Ловчикова И.А., Боев Д.Е., Сергеева О.С., Жуков А.А.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

«Симуляция» - усилия по воссозданию проблемы, в которой обучающийся должен отреагировать так, как он это сделает в реальной обстановке.
В нынешнем выражении традиционная система обучения прежде всего основана на получении знаний, тогда как в профессиональной среде оценка специалиста ведётся по критериям умений и навыков.
Отсюда следует неотъемлемая важность работы мультипрофильного аккредитационно - симуляционного центра, использования новых технологий в образовательном процессе и возможность регистрации объективной оценки деятельности врача и студента в аспекте сформированных умений и навыков.
Опираясь на опыт зарубежных коллег, были сформированы новые подходы к процессу преподавания практических умений и контроля за качеством их усвоения сочетая подготовку студентов и ординаторов на симуляторах и тренажерах тренажерах с клинической работой.
Так, хотелось бы отметить, что большие надежды возлагаются на внедрение программы «стандартизированный пациент», которая позволяет студенту почувствовать себя в роли врача-исследователя, один на один с пациентом в обстановке максимально приближённый к реальной. За три года использования данной методики, как в пилотном варианте, так и в статусе обязательного испытания в рамках первичной и специализированной аккредитации, опыт показал высокую эффективность у студентов старших курсов.

Цель

Повысить уровень и качество практической подготовки студентов, ординаторов, врачей - курсантов по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации благодаря применению новейших симуляционных технологий, совершенствование и освоение практических навыков посредством виртуальных симуляторов, фантомов, тренажеров, обеспечивающих высокую реалистичность медицинских вмешательств и процедур.

Материалы и методы

Мультипрофильный аккредитационно-симуляционного центра и его подразделение-кафедра симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко оснащена самыми современными средствами и технологиями обучения: манекенами - имитаторами, электронными фантомами, роботами - симуляторами, моделями - муляжами и другим интерактивным компьютерным, а так же реальным медицинским оборудованием.
На базе кафедры симуляционного обучения проводится подготовка кадров по программам цикла повышения квалификации и профессиональной переподготовки с применением симуляционных технологий.
Организованы и систематизированы практические занятия для студентов 2-6 курсов всех факультетов ВУЗа, а по итогам занятий, для контроля качества освоения программы, установлен дифференциальный зачёт с использованием тренажеров и симуляторов.
Организована и всесторонняя методическая поддержка студентов: на официальном сайте университета разработаны и размещены алгоритмы выполнения, видеоуроки и листы экспертных оценок всех практических навыков.
Для повышения объективности оценивания правильности выполнения навыков зачёт/экзамен на кафедре проводятся с применением видеоконтроля.
Весь процесс обучения и отработки практических навыков так же записывается на видео и транслируется в зал дебрифинга для анализа и разбора ошибок обучающихся.
Доя повышения уровня знаний и практических умений, развития у студентов творческих способностей и интереса к практической деятельности врача, на кафедре симуляционного обучения организуются тренинги, мастер классы и конкурсы.

Результаты

Ориентиром кафедры определяется отработка практических навыков, но неотъемлемой частью любого учебного процесса является теоретический курс. Благодаря технологии дебрифинга, которая используется с момента образования мультипрофильного симуляционно-аккредитационного центра, учебный процесс кафедры направлен на детальное осмысление алгоритмов, выполняемых студентами. Для каждого моделируется индивидуальная ситуация, после ряда тренингов и работы над ошибками у обучающихся формируется детальный подход к действиям в той или иной клинической ситуации, исключается факт «зазубренного» выполнения алгоритма.

Выводы

Таким образом, формирование кафедры симуляционного обучения, как структурного звена мультипрофильного симуляцонно-аккредитационного центра, является неотъемлемой частью на пути к усовершенствованию симуляционного обучения, более того, это механизм, запускающий и формирующий клиническое мышление будущих врачей на высоком и мотивированном уровне. Следовательно, эта форма обучения нуждается в непрерывной детерминированной методологической поддержке и контроле со стороны ведущих учебно-методических объединений, научной оценке и дальнейшем исследовании и развитии.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Александр Чурсин

Опыт использования симуляционного оборудования в обучении навыкам трансторакальной эхокардиографии

Автор(ы): Тенгизов Х. А., Шахиджанова С. В., Саидова М. А.

Город: Москва

Учреждение: Институт подготовки кадров высшей квалификации ФГБУ «НМИЦ кардиологии» МЗ РФ

Актуальность

Согласно профессиональному стандарту врача-кардиолога в Российской Федерации, ТТЭхоКГ – необходимая трудовая функция, как для проведения самой манипуляции, так и для анализа полученных результатов. Требования к врачу-кардиологу, согласно основному учебному плану Европейского общества кардиологов, значимо выше. Как в странах Евросоюза, так США и Канаде кардиолог обязан владеть ТТЭхоКГ на уровне эксперта, поэтому сомнений в необходимости приобретения этого навыка нет.
Симуляционные технологии признаны важной частью образовательного процесса в здравоохранении, и большинство медицинских образовательных учреждений в своём составе имеет симуляционный центр.
Симуляторы эхокардиографии (ЭхоКГ) существуют с 1990-х годов, и к настоящему времени представляют собой дисплеи с выводимыми на экран трёхмерными изображениями в зависимости от положения датчика на манекене. Современные симуляторы ТТЭхоКГ – стандартизированный, относительно легкодоступный и привлекательный образовательный инструмент, развивающий навыки пространственного мышления и зрительно-моторной координации. Использование трехмерной визуальной информации обеспечивает содружественное с ней правильное движение датчика.
Непосредственно методика преподавания навыков ТТЭхоКГ с использованием симуляционного оборудования мало освещена в научной литературе. Отчасти это связано со сложностью оценки эффективности выбранной методики.

Цель

Предоставить опыт использования симулятора ТТЭхоКГ в обучении навыкам ТТЭхоКГ ординаторов по направлению «Кардиология» на базе Института подготовки кадров высшей квалификации (ИПКВК) Кардиоцентра.

Материалы и методы

Обучающие курсы проводились на базе симуляционного центра ИПКВК Кардиоцентра с использованием симулятора US Mentor компании Simbionix.
Обучение проводились в очной форме. Занятия велись на протяжении 1-3 часов в течение 4-10 дней. Длительность занятия и длительность курса выбирались в зависимости от размера группы. К занятию обучающиеся готовились по методическому пособию ИПКВК (в печати). Занятия состояли из двух частей: теоретической, где рассказывался материал, и практической, где отрабатывались навыки. Теоретическая часть проходила в виде лекции с демонстрацией на симуляторе. Практическая часть состояла из отработки новых навыков, сначала на симуляторе, затем – непосредственно в отделе ультразвуковых методов исследования НИИ клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова Кардиоцентра с привлечением пациентов или добровольцев. Выходной контроль проводился в форме экзамена, с использованием клинических ситуаций, предлагаемых программой симулятора. Результат освоения курса считался положительным при успешном проведении обучающимся полного ЭхоКГ-исследования и правильной постановке диагноза. Наличие описания клинической картины в каждом случае (кейсе) позволяло поставить не только ЭхоКГ-диагноз, но и клинический, что важно для подготовки кардиологов.

Результаты

По мере приобретения опыта обучения навыкам ТТЭхоКГ были выявлены факторы, влияющие на скорость и качество усвоения материала.
Обучение с использованием симуляционного оборудования позволяет получить базовые навыки ЭхоКГ в среднем за 5 занятий. На приобретение этих же навыков в реальной клинической практике уходит от 2 недель до 2 месяцев. Это связано с определёнными сложностями при работе с пациентами (ограничение по времени исследования одного пациента, тяжесть его состояния, неудовлетворительное ультразвуковое окно, загруженность куратора).
Рекомендуемая длительность занятия на симуляторе – 1,5-2 академических часа. При меньшей продолжительности занятий (30-45 минут), закрепление практических навыков не происходит в связи с недостаточной возможностью их отработки.
По нашему опыту, оптимальное количество ежедневных занятий – 5 (всего 8-10 академических часов). Более короткие курсы имеют большую информационную плотность, в связи с чем выживаемость знаний в таких группах низка. Более длительные курсы формировали «избыточные» навыки в виде приспособления именно к особенностям симулятора и работе с ним, что осложняло и откладывало переход к освоению настоящего ультразвукового аппарата в силу сформировавшегося психологического комфорта.
Оптимальное количество обучающихся в группе – 3 человека. Индивидуальные занятия чрезмерно интенсивны и быстро утомляли обучающегося, а также лишали его возможности наблюдать за ошибками сокурсников и на них учиться – выявление и обсуждение ошибок в группе позволяет наиболее полно раскрыть материал. В большой группе неизбежно увеличивалась продолжительность занятия, что также влияло на утомление обучающихся, усвоение материала и снижало приверженность к ежедневному посещению занятий.
На скорость приобретения навыков значительно влияла и предварительная самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям. Изучившие предоставляемое методическое пособие группы тратили меньше времени на понимание пространственной анатомии сердца, а также допускали меньше ошибок в выведении сечений и срезов.
Группы, закреплявшие навыки при работе на ультразвуковых аппаратах отделения ультразвуковой диагностики непосредственно во время диагностического обследования пациентов, значительно дольше их сохраняли, а также чаще использовали в своей дальнейшей клинической практике. Знания студентов, ограничившихся лишь симуляционным курсом, в подавляющем большинстве случаев оставались невостребованными.
Безусловно, вышеописанные результаты являются эмпирическими и не лишены субъективизма. Объективизация их может быть темой дальнейших исследований.

Выводы

Симуляционное оборудование значительно облегчает и ускоряет обучение навыкам ТТЭхоКГ. Но это лишь начальная ступень пути к освоению ТТЭхоКГ на уровне, применимом в клинической практике и требуемом в профессиональном стандарте врача-кардиолога. Предварительная подготовка обучающихся к каждому занятию, оптимальный выбор количества и длительности занятий, малые группы и максимально быстрый переход к отработке и закреплению навыков в реальной клинической практике – важные составляющие успешного получения стойких навыков ТТЭхоКГ.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Халид Тенгизов

Simulation training of interns in pediatrics and neonatology: assessment and stabilization of emergency conditions in children

Автор(ы): Talkimbayeva N.A., Kolbayev M.T., Anuar A., Latkina K.S., Iglikova A.E.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: NPJSC "S. D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University" Almaty, Kazakhstan

Актуальность

The global trend towards continuous improvement in the quality of training of future specialists, the lack of opportunities for each internist to fully practice new practical skills on patients (especially children), the focus on compliance with safe, highly qualified medical care for patients, as well as compliance with all ethical standards of behavior have led to an innovative model of medical education — the use of simulation training methods. The simulation training method is aimed at teaching new practical skills and improving existing knowledge by repeatedly practicing the skill in simulated possible situations in an environment as close to reality as possible. This method of training is especially important for both future specialists and practitioners, for mastering and practicing the skills of emergency and emergency care. Working out skills, ranging from primitive simulators to robotic dummies, depending on the level of training, allows you to safely and repeatedly work out almost any skill that will be used in the future practice of a young specialist, and minimize the risk of medical errors.
According to the international recommendations of the American Heart Association (AHA), simulators with the ability to reproduce quantitatively large and accurate functions, with the presence of feedback and the ability to adjust actions when performing the skill show a great effect for the sustainable formation of action skills in critical situations, such as performing cardiopulmonary resuscitation (CPR), etc. Simulation training allows interns to urgently diagnose conditions such as: respiratory failure, shock, cardiac arrest, as well as CPR and emergency care. This is extremely important, since only 13% of children survive out — of-hospital cardiac arrest and 27% of children survive in hospital conditions .
One of the important issues in the training of future doctors is the choice of existing recommendations for the provision of medical care. To ensure a qualified approach in the provision of medical care, guidelines (clinical protocols of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan) adopted by leading associations of specialists in developed countries and the World Health Organization are used.

Цель

Improve the practical skills of intern students to provide highly qualified professional care to pediatric patients using simulation training methods.

Материалы и методы

The article presents the experience of the simulation Center of the NPJSC "Kazakh National Medical University named after S. D. Asfendiyarov". Introduction of innovative methods in the educational process using simulation methods of training on dummy simulators and multi-purpose paediatric simulators manufactured by Gaumard.

Результаты

On the basis of the simulation center of the Kazakh National Medical University, a pediatric unit was created, equipped with modern highly realistic simulation dummies and multi-purpose pediatric simulators of the manufacturer Gaumard, designed to teach intern students the skills of providing emergency and emergency care in critical conditions in children.
During the lesson, the skills of diagnosing children with critical or life-threatening conditions and stabilizing the condition of such children are formed, as well as, if necessary, providing resuscitation assistance to children with cardiac or respiratory disorders.
Training in the assessment, recognition and stabilization of life-threatening conditions in pediatric patients with the development of practical skills using simulation methods. Using a computer in the developed clinical scenarios, various states and physiological parameters are programmed on a dummy (heart rate, respiratory rate, respiratory noises, convulsions, skin color, pupil reactions to light, blood pressure, saturation, electrocardiogram, etc.), this process requires interns to assess the patient's condition as intently as possible and provide emergency highly qualified assistance in conditions simulated by the trainer, as close as possible to the real one. The results of the medical measures performed during the training on the simulation dummy are modeled depending on the correctness or erroneous management of the patient, so there is an adequate assessment of the actions or inactions of the intern doctor, which does not require additional interpretations and comments from the coach. During the practical training on the diagnosis and stabilization of life-threatening conditions in pediatric patients, the emphasis is on effective teamwork in critical situations, where each team member performs his role, and the skills of role distribution and communication in the team are also practiced. These classes allow the coach to adequately assess both the team work and the work of each participant individually.
When training interns, all the acquired skills are followed by an analysis of the interns skills (debriefing), where the performed or not performed medical manipulations are considered in detail at all stages of care.
The advantages and disadvantages of mastering the skills of assessment, recognition and stabilization of emergency conditions in children in the simulation Center were discussed with the interns who were trained in the simulation Center. All interns noted the high level of realism and the importance of simulation training, and the high efficiency of using theoretical knowledge in the formation of practical skills. Interns expressed a desire to increase the number of training hours with the use of simulation dummies in the pre-graduate training program.

Выводы

Methods of diagnosis and stabilization of life-threatening conditions in children using simulation training methods can significantly improve the effectiveness of diagnosis and treatment of children, and will form in future specialists not only the reflection of knowledge, but also increase the level of clinical thinking in emergency conditions in patients, as well as increase the level of teamwork of future specialists.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Мейербек Колбаев