Оптимизация оказания медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом

Автор(ы): Долгина И.И., Долженкова И.Г., Савич В. В., Григорьян М.Ф.

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ ВО Курский ГМУ Минздрава России

Актуальность

Создание сосудистых центров в Российской Федерации, несомненно, способствовало повышению качества оказания медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистой патологией. В первые годы после начала работы данных центров практически повсеместно снизилась летальность от сердечно-сосудистых заболеваний, но в последующем развилась стагнация, что было обусловлено увеличением количества пациентов, перенесших один или несколько инфарктом миокарда и прошедших хирургическое лечение. Таким образом, сложилась ситуация требующая оптимизации оказания медицинской помощи, направленная на повышение безопасности и улучшение качества жизни пациентов.

Цель

Цель работы: проанализировать эффективность внедрения протоколов отдельных процедур с использованием симуляционного обучения.

Результаты

Для эффективного оказания медицинской помощи пациентам с ОКС требуется слаженная работа всех структур, оказывающих медицинскую помощь данной категории пациентов, начиная с этапа скорой медицинской помощи при непосредственном вкладе каждого участника лечебно-диагностического процесса.
Проблема 1. Эффективные реанимационные мероприятия при развитии клинической смерти.
Результаты исследований указывают, что в острой фазе ИМпST устойчивая ЖТ или ФЖ встречается более чем у 5% больных [12]. При этом установлено увеличение риска их развития в случаях, когда перед ИМпST уже имелась систолическая дисфункция и/или очаговый фиброз миокарда ЛЖ [6], а это именно та категория пациентов, которая существенно увеличилась в последние годы. Развитие ЖТ без пульса и/или ЖТ требует своевременного квалифицированного проведения расширенных реанимационных мероприятий. В этой связи, на этапе СМП к пациентам с ОКС направляются бригады интенсивной терапии, прошедшие симуляционное обучение в условиях максимально приближенных к реальным (макета СМП). Симуляционное обучение проводилось в виде комплексных тренингов бригадами, выезжающими на вызов в составе 1 врача анестезиолога-реаниматолога и 2 фельдшеров или 1 фельдшера и 1 медицинской сестры. Отрабатывались технические навыки, командное взаимодействие, распределение ролей при проведении реанимационных мероприятий. В результате были разработаны протоколы реанимационных мероприятий на этапе СМП.
Клинически значимым результатом стало повышение количества эффективных реанимационных мероприятий на этапе СМП. Так в 2015 г. при оказании медицинской помощи пациентам с ОКС на этапе СМП отмечалось 63 клинических смерти, а эффективность реанимационных мероприятия составила 76,18%; в 2019 г. клиническая смерть развилась у 57 пациентов с ОКС, а эффективность реанимационных мероприятия составила 85,96%.
Эффективная организация и обучение всех работников сосудистого центра проведению реанимационных мероприятий различного уровня так же способствовало увеличению количества эффективных реанимационных мероприятий. Так, у 74,91% пациентов с клинической смертью реанимационные мероприятия были первично успешными, а повторные остановки кровообращения приводили к развитию летального исхода. По данным историй болезни умерших пациентов более чем у 50% пациентов наблюдалось более 3 последовательных остановок кровообращения.
Также следует отметить, что внедрение протокола проведения реанимационных мероприятий на этапе СМП и стационарном этапе привело к отсутствию замечаний со стороны экспертов разного уровня при анализе летальных исходов.
Проблема 2. Проведение ранней реваскуляризации.
Известно, что проведение тромболитической терапии в максимально ранние сроки способствует увеличению выживаемости пациентов и качеству жизни в постинфарктном периоде. Обучение с использованием симуляционного оборудования способствовало успешному проведению ТЛТ уже на этапе СМП. Так в 2019 году на этапе СМП тромболитическая терапия была проведена 21,43% пациентов с ОКС и оказалась эффективной в 98,8% случаев. Радикально изменилась структура догоспитального и госпитального тромолизиса. Так в 2010 году ТЛТ догоспитальная составляла 6,7 %, тогда как в 2019 г догоспитальный тромболизис достиг уровня 65,7 %. Ограничениями по проведению догоспитальной ТЛТ стали состояния временно органичивающие возможность проведения ТЛТ (90,08 % пациенты с артериальной гипертензией, требующей коррекции АД перед проведением ТЛТ, 8.4 % ситуации, требующие дообследования пациента из-за высокого риска кровотечения, 1,52 % отсутствие опыта проведения ТЛТ (фельдшерские бригады).

Выводы

Таким образом симуляционное обучение способствует повышению уровня профессиональной компетентности, приводит к освоению новых трудовых функций, что способствует совершенствованию качества оказания медицинской помощи.

Тема: Организация здравоохранения
Ирина Долгина

Как оценить влияние симуляционного обучения на безопасность пациентов?

Автор(ы): Горшков М. Д.

Город: Москва

Учреждение: РОСОМЕД. ЕвроМедСим, Европейский Институт Симуляции в Медицине

Актуальность

В США каждый год происходит от 44.000 до 98.000 предотвратимых смертей от медицинских ошибок – свидетельствует одно из авторитетнейших исследований Американского Института Медицины «To Err is Human» (США, 1999 год). По данным Джона Т. Джеймса по меньшей мере 210.000 смертей ежегодно связано с предотвратимыми медицинскими ошибками, а с учетом не вошедших в работу данных и неполных или неточных историй болезни, эту цифру следует оценивать на уровне 400 тысяч преждевременных смертей пациентов, вызванных предотвратимыми ошибочными или вредными действиями медицинского персонала.
Сходные получены в результате исследований, проведенных и в других странах.

Материалы и методы

Человеческий фактор является причиной около 70% медицинских ошибок – из-за ошибок в коммуникации, проявлений человеческого фактора в стрессовой ситуации и иных сходных триггеров. Повышение качества медицинской помощи, безопасности пациентов – весьма сложная, системная проблема. Один из путей ее решения – симуляционный тренинг. В нашем распоряжении имеется целый ряд инструментов, среди которых: симуляционный тренинг, прежде всего на высокореалистичных симуляционных моделях, обладающих индивидуальной реакцией на действия обучаемых; программы подготовки в симуляционных клиниках, где воспроизводится логистическая цепочка диагностики и лечения пациента в больнице; обучение на рабочем месте (in situ); действия в виртуальной реальности; серьезные игры. Еще в 2013 году на конференции SESAM президент, д-р Антуан Тезньера отмечал необходимость применения объективных систем для оценки эффективности обучения в целях повышения качества медпомощи и безопасности пациентов. Одним из методических инструментов может служить четырехуровневая модель Киркпатрика.

Результаты

Оценивание может происходить по уровням: 1. Знание; 2. Демонстрация (умения, навыки, компетенции); 3. Действия (на рабочем месте); 4. Результаты.
1. Субъективная оценка учебного процесса самим обучаемым: «Занятие прошло интересно»; «Узнал много нового»; «Я освоил манипуляцию»; «Буду всем рекомендовать этот курс»; «Многому научился».
2. Объективная оценка уровня освоения обучаемым теоретического материала или практического навыка оценивается объективно: Письменный тест; Ситуационная задача; Тестирование выполнения; ОСКЭ.
3. В результате полученного знания/умения врач/сестра изменили свои действия в рабочей среде, в клинических условиях, что может быть оценено при помощи следующих оценочных средств и инструментов: Клиническое портфолио; Неформализованное наблюдение; Формализованная оценка; Рейтинговая шкала;
Оценка 360◦.
Рейтинговые шкалы могут применяться как в симулированных, так и в клинических условиях, как для технических, так и для «мягких» навыков (soft skills).
Возможно отклонение «объективной» оценки от стандартного поведения в реальной ситуации. Некоторые причины: Симулированные условия могут быть нереалистичны;
Симуляционные модели – не валидированы; Влияние когнитивных искажений на оценку («эффект присутствия» и пр.).
4. Оценка эффективности проведенного обучения основана на конечном результате – изменении контрольных показателей.
Погрешности – отклонение значений полученных данных от реальных – возможны: 1. Статистически мала выборка; 2. Манипуляция данными («в Австрии наиболее частый вес недоношенных – 1490 грамм»); Комбинирование данных.

Выводы

Наиболее достоверным критерием эффективности проведенного симуляционного обучения является снижение референтных показателей (результатов) оказания медицинской помощи – процент выздоровевших, пятилетняя выживаемость, уровень осложнений, летальность и проч.). Повысить точность и объективность оценки можно с помощью контроля за возможными причинами отклонения полученных показателей от реальных.

Тема: Организация здравоохранения
Максим Горшков

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор(ы): Николина О.Д., Бутько В.В.

Город: Гродно

Учреждение: «Гродненский государственный медицинский университет»

Актуальность

Безопасность пациентов – главный принцип оказания медицинской помощи населению. Любая форма, вид и условия оказания медицинской помощи могут привести к неблагоприятным последствиям для пациента. Задача Центра симуляционного обучения снизить риск для пациента и повысить эффективность медицинского образования, внедрять новые методики и технологии для обучения студентов в медицинских университетах. Использовать игровые методы обучения на виртуальных тренажерах и симуляторах, метод стандартизированного пациента, создавать условия приближенные к реальным условиям клиники и другие методы обучения.

Цель

Снизить риск для пациента при оказании ему медицинской помощи, с применением симуляционного обучения в медицинских университетах на додипломном этапе.

Материалы и методы

Был проведён обзор имеющихся международных и отечественных публикаций последних лет, касающихся симуляционного обучения будущих врачей, а также опыт преподавателей и практикующих врачей.

Результаты

Для решения внедрения симуляционного обучения в практику медицинского образования необходимо:
1. создание Центров симуляционного обучения и внедрение высокотехнологичного роботизированного оборудования в учебный процесс;
2. закупка мебели и оснащения для Центра симуляционного обучения с оптимизацией и максимальным приближением к условиям клиники;
3. введение в штатное расписание преподавателей, программистов, специалистов, вспомогательного персонала Центра симуляционнного обучения;
4. разработка учебной Программы для обучения в Центре симуляционного обучения;
5. разработка расписания в Центре симуляционного обучения для исключения простоя дорогостоящего высокотехнологичного симуляционного оборудования;
6. разработка методов и алгоритмов практических навыков на симуляционном оборудовании;
7. разработка клинических сценариев максимально приближенных к реальным в клинике для отработки профессионального мастерства;
8. внедрение ОСКЭ (объективного структурированного экзамена) как метода объективной оценки выполнения практических навыков;
9. обеспечение условий соблюдения техники безопасности при работе на высокотехнологичных тренажерах и симуляторах;
10. использование опыта передовых развитых стран для симуляционного обучения в медицине.

Выводы

В результате данного исследования выявлено, что внедрение симуляционного обучения в медицинское образование является обязательным компонентом для достижения максимальной безопасности пациента. Исходя из этого, можно выявить ряд преимуществ внедрения симуляционного обучения:
• максимальная приближенность к реальным условиям работы врача;
• безопасность для жизни и здоровья пациента;
• безопасность для студентов и практикантов;
• неоднократное число повторов практических навыков;
• разбор ошибок при отработке практических навыков;
• развитие логического и клинического мышления;
• снижение стресса перед самостоятельным выполнением манипуляции;
• планирование учебного процесса вне зависимости от работы клиники;
• разбор редких и жизнеугрожающих заболеваний и патологий вне зависимости наличия таковых пациентов в кинике;
• обратная связь между студентом/практикантом и преподавателем;
• объективная оценка компетентности будущего врача;
• позволяет избежать возможных осложнений и врачебных ошибок;
• непрерывное постдипломное образование врачей всех специальностей.

Тема: Организация здравоохранения
Ольга Смирнитская