Симуляционное обучение врачей стоматологов, как средство повышения качества лечения.

Автор(ы): А.Б. Терехов

Город: Тамбов

Учреждение: Медицинский институт ФГБОУ «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»

Актуальность

В современном мире неуклонно возрастают требования к повышению уровня оказания стоматологической помощи населению. Это делает особенно актуальным освоение и использование новых эффективных средств и методов обучения врачей-стоматологов. К сожалению, классическая система клинического стоматологического образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки врача. Действовавшая ранее в Российской Федерации система медицинского образования не всегда обеспечивала выявление врачей с недостаточным уровнем подготовки, низкими показателями профессиональной деятельности. Поэтому в подготовку врача-специалиста, наряду с классической системой клинического стоматологического образования, должны быть включены новые принципы обучения, направленные на получение непрерывного медицинского образования с применением современных технологий в стоматологии. Одной из таких технологий является симуляционное обучение, без которого невозможно представить образование в настоящее время.

Цель

В подготовку врача-специалиста, наряду с классической системой клинического стоматологического образования, должны быть включены новые принципы обучения, направленные на получение непрерывного медицинского образования с применением современных технологий в стоматологии. Одной из таких технологий является симуляционное обучение, без которого невозможно представить образование в настоящее время. Широкое применение симуляторов позволяет поставить отработку практических навыков стоматологов на качественно новый уровень без угрозы жизни и здоровью пациентов, что с успехом применяется в большинстве развитых стран.

Материалы и методы

В стоматологии для отработки манипуляций могут применяться следующие уровни симуляционного обучения:
Визуальный – Обучающиеся теоретически изучают понимание последовательности действий выполнения манипуляции, при помощи электронных пособий и видеофильмов.
Тактильный –воспроизведение и отработка практических навыков и, как результат их приобретение на фантоме, муляже.
Реактивный – воспроизводятся простейшие активные реакции фантома на типовые действия обучаемого. Например, при правильном выполнении инъекционной анестезии – загорается лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого и воспроизведение моторики отдельного базового навыка.
Однако, нужно понимать, что симуляционное обучение – это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным и для больного, и для обучаемого, потому что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для врача стоматолога необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.

Результаты

Результаты наблюдений подтверждают целесообразность использования учебных тренажёров (фантомов, муляжей и манекенов) в процессе профессиональной переподготовки врачей стоматологов.
Для повышения эффективности лечения, практические врачи должны быть включены в программу непрерывного симуляционного обучения, на котором происходит многократное повторение и отработка новых технологий с использованием учебных тренажёров.
С нашей точки зрения, необходимо в период симуляционного обучения создавать небольшие обучающие курсы, посвященные конкретным задачам. Например, использование кофердама, чтобы по окончании курса практический врач мог их использовать на приеме.

Обсуждение

В рамках программ повышения квалификации врачей-стоматологов целесообразно организовывать краткосрочные курсы тематического усовершенствования с обязательной отработкой практических навыков на симуляторах.
На сегодняшний день, существуют достаточно много известных и отработанных технологий,которые в практической деятельности стоматологи редко используют. Одной из таких технологий является наложение коффердама.
В результате применения коффердама при лечении стоматологических заболеваний врач и пациент получают ряд преимуществ, которые позволяют комфортно чувствовать себя пациенту и не допустить целого ряда ошибок во время процедуры врачу стоматологу. Все это даёт возможность снизить количество осложнений и улучшить качество проводимого лечения. Однако, широкого распространения в повседневной стоматологической практике он до сих пор не получил. Вероятно, основными причинами отказа от применения системы коффердам, является недостаток информации о правильном его наложении и отсутствие достаточной практики, что позволяет быстро и четко наложить коффердам. Всю эту технологию можно с успехом отработать на симуляторах. Только многократный тренинг доведения навыков до автоматизма может привести к успеху. Безусловно, долгое и неумелое наложение коффердама приводит к раздражению пациента и, как следствие, к отказу применения его врачом.
Другим примером улучшения качества стоматологического лечения, редко применяемым на приеме врача стоматолога, является использование увеличительных систем СОУ, к которым относятся стоматологические бинокуляры, лупы, микроскопы. Четкий обзор операционного поля при стоматологическом воздействии достигается использованием оптических приборов, что обеспечивает более высокое качество клинического лечения. С помощью СОУ в стоматологии можно уверенно решать такие задачи, как: подготовка корневых каналов зубов к пломбированию; реставраций; культевые вкладки, коронки, виниры; проведение хирургических манипуляций в полости рта; фиксация брекет-систем. Лечение с применением оптических устройств обеспечивает использование более щадящих методов в отношении твердых тканей зуба. В странах Европы и США в программе учебных заведений предусмотрен курс по оптическим системам и применения бинокулярной оптики в стоматологии давно является нормой. Развитие и широкое внедрение в практику оптических систем снижает утомляемость врача стоматолога, а значит на прямую приводит к увеличению производительности труда и повышает качество лечения.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Алексей Терехов

Опыт использования симуляционного обучения при изучении практических навыков у студентов младших курсов

Автор(ы): Бутько В.В., Гончарук Я.И.

Город: Гродно

Учреждение: УО «Гродненский государственный медицинский университет»

Актуальность

Медицинское образование – это то место, где использование симуляционного обучения является одним из важнейших способов научить студентов манипуляциям и в дальнейшем продолжать повышать уровень знаний и умений. Симуляционное обучение становится важным этапом практической подготовки врачей [1].
Кафедра пропедевтики внутренних болезней Гродненского государственного медицинского университета является первой клинической кафедрой для студентов младших курсов лечебного факультета. Согласно учебному плану, обучение студентов на кафедре начинается с цикла «Основы медицинского ухода» и «Медицинский уход и манипуляционная техника» на 1 и 2 курсе соответственно. Данные дисциплины являются подготовкой к практикам, которые студенты проходят так же, начиная с 1 курса: учебная практика «Медицинский уход» и производственная практика «Медсестринская с манипуляционной техникой» для 3 курса. Учитывая этот факт, перед кафедрой стоит задача не только провести теоретическую подготовку студентов перед приходом на практику в стационар, но и сформировать практические навыки и умения, необходимые для работы младшего и среднего медицинского персонала, включая навыки медицинской сестры процедурного кабинета [2].

Цель

Представить опыт применения симуляционного обучения в работе лаборатории практического обучения УО «ГрГМУ» при преподавании дисциплин «Основы медицинского ухода» и «Медицинский уход и манипуляционная техника».

Материалы и методы

Формирование практических навыков осуществляется кафедрой пропедевтики внутренних болезней в тесном сотрудничестве с Лабораторией практического обучения Гродненского государственного медицинского университета с использованием симуляционных средств обучения.
Освоение практических навыков во время занятия предусматривает изучение общей схемы алгоритма манипуляции, необходимых для ее проведения средств и оборудования, анализируются наиболее часто встречающиеся ошибки и обсуждаются средства их выявления и предотвращения. Преподавателями кафедры и лаборатории практического обучения в рамках дисциплины «Медицинский уход и манипуляционная техника» разработаны оценочные листы (чек-листы) по каждому практическому навыку, а также видеоролики к чек-листам, что позволило оптимизировать процесс обучения.
Для отработки практических навыков используются фантомы, муляжи, имитаторы пациента и стандартизированные пациенты, что позволяют повысить уровень профессиональной подготовки будущих врачей.

Результаты

При преподавании практических навыков по дисциплине «Медицинский уход и манипуляционная техника» с использованием симуляционного оборудования соблюдаются все этапы симуляционного обучения.
Первый этап – входной контроль. Перед практическим занятием обучающийся самостоятельно готовится по теме предстоящего занятия, используя рекомендованную литературу, мультимедийные материалы, лекции и т.д.
Второй этап – брифинг. Брифинг включает предоставление информации о ходе занятия и его компонентах: брифинг, тренинг, дебрифинг; постановка целей и учебных задач практического занятия; обсуждение теоретических аспектов темы совместно с преподавателем; разъяснение основных принципов работы и технических возможностей симуляционного, медицинского и иного оборудования, используемого на данном занятии, знакомство с размещением расходных материалов, которые могут понадобиться в ходе занятия; инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием.
Третий этап – основной этап. После брифинга преподаватель демонстрирует эталонное исполнение навыка с пояснениями, затем идет повтор без пояснений, после чего предлагается самостоятельно выполнить задание. В ходе тренинга технических навыков используются тренажеры различного класса реалистичности, например, рука для отработки внутривенных инъекций, тренажер для зондирования и промывания желудка.
Четвертый этап – дебрифинг. Дебрифинг – анализ, разбор опыта, приобретенного участниками в ходе выполнения практического навыка. Существует два основных подхода к проведению дебрифинга: разбор ошибок, обучающихся с участием дебрифера; разбор ошибок дебрифером с участием обучающихся. Преподаватель является участником дискуссии и направляет участников с помощью вопросов, акцентируя внимание на ошибках и правильном выполнении действий в сложных ситуациях. По завершении дебрифинга подводят итоги работы, и преподаватель оценивает обучающихся. Для проведения объективной оценки по результатам тренинга следует использовать оценочные листы (чек-листы).
Пятый этап – обратная связь. И студентам, и преподавателю необходимо обладать информацией о результатах проведенного практического занятия. Студент может получить копию своего чек-листа, а преподаватель - заполненную анкету обратной связи, которая на основании оценки удовлетворенности, их мнения о тех или иных аспектах проведенного тренинга служит для совершенствования и коррекции учебного занятия.

Выводы

Опыт применения симуляционных технологий на младших курсах медицинского института оценивается как положительный. Симуляционное обучение позволяет: закрепить полученные теоретические знания; снизить уровень психологического стресса при выполнении первых манипуляций; обучить манипуляциям; приблизить имитацию деятельности к реальности с высокой степенью достоверности; «отточить» четкость, правильность и скорость выполнения действий, которые могу спасти жизнь пациенту в реальном случае; повышать мастерство; отрабатывать профессиональные действия при экстремальных ситуациях; проанализировать и исправлять допущенные ошибки. Использование симуляционного обучение позволяет повышать качество подготовки студентов медицинского университета.
Литература
1. Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / Под ред. А. А. Свистунова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 288 с.
2. Современные тенденции образовательного процесса в медицинском университете [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. В. В. Лелевич. – Электрон. текстовые дан. и прогр. – Гродно: ГрГМУ, 2020. – C. 24-26.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Валерия Бутько

Синдром эмоционального выгорания у сестринского персонала: проблемы и решения

Автор(ы): Крючкова Н.Ю., Ноздрякова Л.С., Плехова Е.В.

Город: Омск

Учреждение: Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Омской области "Центр повышения квалификации работников здравоохранения" (БУ ДПО ОО ЦПК РЗ)

Актуальность

Статистические исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что синдром эмоционального выгорания (СЭВ) среди медицинских работников, является частым явлением. Финансовая неудовлетворенность, постоянное эмоциональное и физическое перенапряжение, тесное соприкосновение с проблемами пациента, иногда и полная идентификация себя с его проблемами, слабая социальная защищенность, могут стать причиной развития СЭВ. Сегодня СЭВ - проблема с глубокими социальными и медицинскими последствиями.

Цель

Выявить наличие признаков и уровень сформированности СЭВ у медицинских сестер разного профиля профессиональной деятельности, установить факторы, способствующие его развитию. Интегрировать в образовательный процесс учебные мероприятия, направленные на формирование навыков, способствующих снижению риска развития эмоционального выгорания.

Материалы и методы

Для исследования применен метод скрининг-тестирования, позволяющий по сумме баллов выявить наличие и уровень сформированности СЭВ. В тестировании приняли участие репрезентативные группы специалистов сестринского дела, обучающихся в Центре повышения квалификации работников здравоохранения Омской области. В исследовании приняли участие 270 слушателей.

Результаты

1. Социально-демографический статус участников: преобладает возрастные группы 20-25 лет (23%) и 41-45 лет (18%), со стажем работы 15-20 лет – 26% , 20-30 лет - 42%, более 30 лет - 32%, из них замужем 65%, имеют 1 и более детей – 75% респондентов, уровень дохода (по самоощущению) низкий составляет 81%.
2. Распределение по признаку сформированности СЭВ
(признаки СЭВ не выявлены / СЭВ в стадии формирования / СЭВ сформировался):
1. Медицинская сестра участковая: 21 (70%), 4 (13.3%), 5 (16.7%).
2. Медицинская сестра палатная отделения стационара: 8 (26.7%), 12 (40 %), 10 (33.3%).
3. Медицинская сестра процедурной: 17 (56.7%), 8 (26.7%), 5 (16.6%).
4. Медицинская сестра ОРИТ: 12 (40%), 9 (30%), 9 (30%).
5. Медицинская сестра участковая детской поликлиники: 18 (60%), 7 (23.3%), 5 (16.7%).
6. Медицинская сестра палатная детского стационара: 17 (56.7%), 8 (26.7%), 5 (16.6%).
7. Медицинская сестра палатная онкологического отделения стационара: 6 (20%), 2 (6.7%), 22 (73.3%).
8. Медсестра ФАП: 22 (73.3%), 4 (13.3%), 4 (13.4%).
9. Операционная медицинская сестра: 12 (40%), 4 (13.3%),14 (46.7%)
Таким образом, с учетом профиля деятельности, высокий уровень сформированности СЭВ выявлен: медицинская сестра палатная онкологического отделения стационара 22 (73.3%), медицинская сестра ОРИТ 9 (30%), операционная медицинская сестра 14 (46.7%). Среди факторов негативного влияния по мнению данной группы участников тестирования: высокая физическая и эмоциональная нагрузка (97%), сложный график работы (89%), высокий уровень ответственности (99%), тревожность (22%). При этом участники отметили и другие причины, являющиеся фоновыми для развития эмоционального истощения: неудовлетворенность профессиональными отношениями в коллективе (67%), частые конфликтные ситуации в производственной среде (52%), слабая коммуникативная компетентность (73%). Конфликты в коллективе и неумение справиться со стрессовой ситуацией становятся причиной негативных реакций.
Обучение в системе последипломного образования может и должно учитывать данную проблему. В структуру дополнительных профессиональных программ интегрирован сквозной модуль «Этика и психология профессионального общения». Программы повышения квалификации для специалистов с высоким уровнем дезадаптации включают дополнительные виды тренингов коммуникативных навыков, направленные на развитие стрессоустойчивости. Симуляции позволяют в безопасных условиях «обыграть» различные конфликтные сценарии, требующие навыков совладающего поведения: «медицинская сестра - врач», «медицинская сестра - пациент», «медицинская сестра - родственники пациента», «медицинская сестра - руководитель».
В процессе тренингов слушатели осваивают навыки психической саморегуляции и активизации личностных ресурсов, учатся управлять своим психоэмоциональным состоянием через воздействие на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Осваивают естественные и специально сконструированные приемы и способы. Положительный эффект (устранение эмоциональной напряженности, восстановление, повышение психофизиологической реактивности) отмечают почти все участники, принявшие участие в исследовании.

Обсуждение

В современных условиях, при высоком темпе жизни, возрастает разнообразие стрессов, в том числе связанных с профессиональной деятельностью. Развитие эмоционального и физического истощения развивается незаметно и может привести к неблагоприятным медицинским последствиям (развитию психосоматических заболеваний, депрессии, приему психоактивных средств), а так же влиять на качество работы, уходу из профессии.

Выводы

1. Риск развития СЭВ у сестринского персонала зависит от профиля деятельности медицинской сестры. «Тяжелый» пациент, физическая и эмоциональная перегруженность являются факторами риска профессионального истощения. Наиболее подвержены медицинские сестры, оказывающие сестринский уход тяжелобольным пациентам, с неблагоприятными исходами заболеваний (медицинская сестра палатная онкологического отделения стационара), а так же у сестринского персонала с тяжелой физической нагрузкой и графиком работы (операционная медицинская сестра, медицинская сестра ОРИТ).
2. Психологический климат в коллективе оказывает определенное влияние на формирование СЭВ и фоном для его развития.
3. Проведение тренингов самоуправления и стрессоустойчивости в рамках дополнительного профессионального образования оказывают положительный эффект на психоэмоциональный статус работника.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Людмила Ноздрякова