ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТОЛИЧНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Автор(ы): Логвинов Юрий Иванович

Город: Москва

Учреждение: Учебно-аккредитационный центр – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы

Актуальность

Основной целью Учебно-аккредитационного центра – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы в период пандемии является реализация задач здравоохранения в подготовке кадров по программам дополнительного профессионального образования и сопровождение в оказании медицинской и психологической помощи.
Система обучения определяет стратегию и порядок организации работы по повышению профессионализма медицинского персонала, расширению компетенций и поддержанию необходимых допусков к профессиональной деятельности.

Материалы и методы

Учебно-аккредитационный центр – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы является уникальным учебным заведением, где созданы все условия для повышения эффективности и качества профессиональной подготовки специалистов системы здравоохранения. Вся учебная деятельность проходит с применением инновационных высокореалистичных виртуальных технологий с целью совершенствования профессиональных компетенций, особенно в период пандемии новой коронавирусной инфекции.

Результаты

Учебно-аккредитационный центр – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы на момент пандемии оказался единственной площадкой по обучению врачей-анестезиологов-реаниматологов особенностям проведения ИВЛ у пациентов с вирусной инфекцией (COVID-19).
В связи с быстрым увеличением заболеваемости новой коронавирусной инфекции COVID-19 Учебно-аккредитационный центр – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы совместно с Главным врачом ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина А.В. Шабуниным, Главным внештатным специалистом по анестезиологии-реаниматологии Д.Н. Проценко, запустил проект обучения по дополнительной программе повышения квалификации «Особенности ИВЛ у пациентов с вирусной пневмонией (COVID-19)» на уникальном симуляторе респираторной терапии TestChest, предназначенный для врачей-анестезиологов-реаниматологов.
Силами симуляционного центра проводилось обучение по организации безопасной работы при контакте с пациентами с коронавирусной инфекцией (COVID-19), особенностям диагностики, лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Специалистами практического здравоохранения города Москвы, преподавателями медицинского симуляционного центра Боткинской больницы во время пандемии и по настоящее время ведется обучение по программам повышения квалификации «УЗИ легких при вирусной пневмонии COVID-19», «Ультразвуковая визуализация сосудистого доступа и регионарной анестезии во время пандемии COVID-19».

Обсуждение

Повышение квалификации по дополнительным программам помогает усовершенствовать знания, умения, получить навыки решения практических задач. Сегодня к специалистам практического здравоохранения предъявляют высокие требования, такие как, качество выполнения работы, постоянная актуализация и пополнение знаний. Перспектива карьерного роста открывает возможность обрести смежную профессию.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Ольга Смирнитская

Обучение базовым медицинским навыкам в дистанционном формате

Автор(ы): Кемелова Г.С., Заровный К.В.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский университет Караганды» (НАО МУК)

Актуальность

Нынешняя эпидемиологическая ситуация поставила все медицинские организации образования в беспрецедентное положение и привела к значительным изменениям в подходах к обучению. Рекомендации по строгому дистанцированию послужили катализатором превращения очного обучения в полностью онлайновую модель преподавания. Особенно проблематичной оказалась организация симуляционного обучения, которая сталкивается с некоторыми уникальными проблемами. Максимальная эффективность обучения достигается благодаря использованию специальных тренажеров, манекенов, моделей и виртуальных ресурсов. Переход к проведению занятий в дистанционном формате привел к необходимости решать конкретные вопросы, касающиеся разработки качественно новых методических рекомендаций с организацией видеоконференций, демонстрирующих выполнение множества различных медицинских манипуляций с использованием минимального набора симуляционных средств.
В программе обучения студентов 2 курса специальности «общая медицина» в рамках обязательных дисциплин предусмотрен симуляционный курс «базовые медицинские манипуляции». Данная дисциплина охватывает 3 кредита в объеме 90 часов и полностью проводится в симуляционном центре. В условиях пандемии данная дисциплина проходила в дистанционном формате. По завершению прохождения симуляционного курса было проведено анкетирование студентов иностранного отделения 2 года обучения.

Цель

Целью исследования явилось определение удовлетворенности студентами методами преподавания в дистанционном формате для его дальнейшего совершенствования и повышения качества организации симуляционного обучения.

Материалы и методы

Анкета включала 32 вопроса на английском языке, была размещена на платформе Google form и доступная всем студентам, прошедшим дисциплину «базовые медицинские манипуляции».

Результаты

В анкетировании участвовали 98 обучающихся, прошедших дисциплину «базовые медицинские манипуляции», иностранного отделения, обучающиеся на 2 курсе, английский язык обучения. На вопрос «Какие позитивные факторы от внедрения дистанционной формы обучения Вы можете отметить?» наиболее частым ответом было: повышение организованности обучающегося – 57,14% и возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся – 18,37%. На вопрос «Что затрудняет внедрение дистанционной формы обучения?» были получены следующие ответы: сложности в преподавании и оценке практических навыков онлайн – 12,24%; высокий риск коррупционных ситуаций в отношениях преподавателя со студентом – 0%; не совершенность предложенных информационных платформ – 0%; недостаточность информационных навыков самих обучающихся – 6,12%; неготовность обучающихся к дистанционной форме обучения – 2,04%; сложности в оценке учебных достижений обучающихся – 10,2%; недостаточность специализированных учебно-методических материалов в университете – 5,1%; отсутствие общения с сокурсниками – 1,02; отсутствие возможностей для самостоятельной учёбы дома – 0; недостаточный уровень владения преподавателями средствами – 0, другое – 63,27% (указали на отсутствие затруднений). На вопрос «Какова эффективность дистанционной формы обучения, внедренной в университете?» предлагалось выбрать числовой показатель (от 1 до 10), соответствующий представлениям студента по этому вопросу. Средний показатель – 7,2. На вопрос «Какова эффективность дистанционной формы обучения, внедренной в Центре по пройденной дисциплине?» средний показатель – 7,8. На вопрос «Каковы основные характеристики обучения по данной дисциплине?» ответили: отличный контакт с преподавателем – 34,69%, интересный контент обучения – 39,8%, разнообразие методов обучения – 2,04%, чрезмерная учебная нагрузка – 4,08%, сложности доступа к ресурсам – 0%, несовершенство системы оценивания – 3,06%, адекватное оценивание – 16,33%. На вопрос «В процессе выполнения заданий на какой материал Вы чаще всего опирались?» 92,86% указали, что использовали учебный материал, предоставленный преподавателем, 7,14% другие источники. На вопрос «Какие факторы более всего влияют на формирование профессионализма врача?» 65,31% ответили «отношение к больным, внимательность, доброжелательность и полная самоотдача, 26,53% - выбрали «компетентность, полное владение теоретическими и практическими навыками» и лишь 8,16% выбрали «мобильность, умение использовать передовые технологии, обмен международным опытом». Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что студенты удовлетворены качеством организации учебного процесса и используемыми образовательными технологий в симуляционном центре.

Обсуждение

В целом, обучающиеся 2 курса специальности "общая медицина" были удовлетворены организацией дисциплины "Базовые медицинские манипуляции" в дистанционном формате. Все материалы, предоставленные в процессе обучения, были доступными, актуальными и надежными. Сами обучающиеся отмечают, что стали более организованными (57,14%), процесс обучения отвечал их ожиданиям и требованиям, подходы преподавания в 18,37% случаях носили индивидуальный характер.

Выводы

Таким образом, с началом пандемии настало время быть максимально креативным для внедрения новшеств и исследования подходов к разработке и предоставлению качественного дистанционного образования. Подобная практика является возможностью для повышения педагогического потенциала кадров, обеспечения доступа к качественному онлайн-образованию, нацеленного на профессиональное развитие, а также подготовку будущих кадров здравоохранения к альтернативным средствам непрерывного образования. Онлайн обучение открывает новые возможности для привлечения студентов к самообразованию, формируя в них ответственность за своё будущее и развивая навыки и компетенции, соответствующие мировым стандартам современного специалиста в области здравоохранения.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Гульшат Кемелова

Мечтают ли студенты об электропациентах?

Автор(ы): Горшков М. Д.

Город: Москва

Учреждение: РОСОМЕД. ЕвроМедСим, Европейский Институт Симуляции в Медицине

Актуальность

Преимущества цифровых (информационных) технологий в медицинском обучении хорошо известны. Однако лишь с развитием пандемии произошел существенный скачок в распространении дистанционных методов и широком применении цифровых технологий в медицинском образовании. Вернётся ли все на круги своя по мере исчезновения эпидемиологической угрозы? Будут ли развиваться и дальше виртуальные технологии в медицинском образовании? Является ли их внедрение естественным процессом или же лишь навязанным обстоятельствами временным явлением? Мечтают ли студенты об электрических пациентах?

Цель

Рассмотреть виртуальное (цифровое) обучение с точки зрения теории Маслоу и определить возможность естественного встраивания цифрового обучения в пирамиду потребностей современного человека. Перефразируя название книги Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах”, мы спрашиваем: "Мечтают ли студенты об электропациентах?"

Материалы и методы

Американский психолог Абрахам Маслоу опубликовал в 1943 году работу об иерархии потребностей, состоящей из пяти ступеней (позже – семи). Впоследствии работа получила известность как Пирамида потребностей Маслоу, где на нижних, базовых уровнях расположены Физиология и Безопасность, а на верхних – Признание, Познание и Самоактуализация. Произведен анализ оригинальных работ и обобщение собственного опыта и наблюдений.

Результаты

Хотя на первый взгляд потребителями цифрового обучения являются студенты, они составляют лишь основную, но не единственную группу пользователей. Помимо них виртуальные образовательные технологии применяются, а их достижения используются преподавателями, IT-специалистами, администраторами (руководством) учебных заведений и отрасли в целом. И для каждой из рассмотренных групп экстраполяция иерархии Маслоу дает соответствующие каждому уровню результаты. Так, в частности, говоря о медицинских студентах, можно утверждать, что созданный должным образом цифровой образовательный продукт позволяет им реализовывать потребности от базовых (учиться, становиться врачом, получать образование) до самых высоких уровней иерархии – общаться, познавать, признавать и быть признанным, ценить красоту и комфорт, развивать собственную личность.

Выводы

Мечтают ли студенты об электрических пациентах? Да, но только о тех, что сделаны со смыслом, умом и любовью! О тех, которые удовлетворяют всем или большинству их потребностей - от базовых, до высших.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Максим Горшков

Перезагрузка симуляционного обучения во время пандемии

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский университет Караганды» (НАО МУК)

Актуальность

На сегодняшний день система дистанционного обучения имеет широкий диапазон платформ и инструментов для поддержания образовательного процесса в условиях пандемии. Из-за разнообразия видов коммуникаций происходит постепенная замена традиционных форм обучения на телекоммуникационные средства, при этом сохраняется эффективное интерактивное общение между преподавателями и обучающимися. Хотя медицинское образование отличалось от других видов образования и дистанционное образование было внедрено частично, тем не менее в условиях тотальной самоизоляции, медицинское образование продолжала осуществлять процесс обучения, но уже с помощью IT- ресурсов. Для этого требовалась быстрая реакция сотрудников, студентов и преподавателей на создавшиеся новые условия, мобилизовались все внутренние интеллектуальные ресурсы для дистанционного общения. В IT-кампусе Медицинского университета Караганды был обеспечен полный доступ ко всем библиотечным и электронным ресурсам. Несмотря на имеющиеся условия IT-инфраструктуры ВУЗа образовательный процесс симуляционного центра столкнулся с определенными барьерами, связанными с тем, что освоение практических навыков не представляется возможным с помощью теории. Возникла необходимость тщательного планирования учебного процесса согласно расписанию практических занятий.

Цель

Цель настоящей работы - продемонстрировать возможности интеллектуального потенциала сотрудников симуляционного центра для реализации учебного процесса при обучении практическим навыкам в условиях дистанционного обучения.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 15 тренеров практических навыков и 510 студентов, предоставившие обратную связь по удовлетворенности учебным процессом в условиях тотальной самоизоляции.

Результаты

Все сотрудники симуляционного центра с середины марта 2020 года перешли на удаленную работу, однако это не отразилось на качестве предоставления учебного материала обучающимся. С помощью Интернет платформ ZOOM, Microsoft Teams, Webex и других способов web-связей преподаватели взаимодействовали со студентами в условиях дистанционного обучения. Преподаватели отметили активное участие обучающихся в учебном процессе (89%), повышение ответственности (95%), сопереживание сложившейся ситуации (90%) и готовность реагировать на любые изменения в процессе обучения (92%). Интеллектуальный климат сотрудников симуляционного центра является платформой, созданной на протяжении 13 лет существования центра. На YouTube канале университета имеются более 20 видеоматериалов для тренировки практических и клинических навыков. Кроме этого, обучающиеся получали задания посредством АИС «Платон» или MOODLE, а в процессе выполнения заданий, обучающиеся получали своевременную консультативную помощь и обратную связь от своих преподавателей. Базовые врачебные манипуляции с подробным разбором алгоритма действий на манекенах или тренажерах тренеры практических навыков демонстрировали во время проведения вебинара, получая или предоставляя своевременную обратную связь. В дополнение к теоретическому материалу и видео-урокам, студенты получали задания на онлайн платформе OpenLabyrinth с набором клинических случаев по профилактике медицинских ошибок. Клинические сценарии способствуют развитию навыка клинического мышления у студентов, они самостоятельно выбирают тактику ведения и лечения пациента, при этом исход заболевания пациента зависит от выбранных студентом опций сценария. Во время летней сессии все обучающиеся в онлайн режиме успешно прошли промежуточную и итоговую аттестацию (https://session.kgmu.kz).

Обсуждение

В условиях дистанционного обучения анализ интеллектуального потенциала сотрудников симуляционного центра показал новые возможности для мобилизации их на новые идеи. В целом произошла полная перезагрузка симуляционного обучения, были разработаны новые учебные видеоматериалы на случай новой волны пандемии. При возникновении у студентов непреодолимых технических проблем, связанных с невозможностью подключения к Интернету или других проблем, были приняты решения индивидуального характера. Опыт дистанционного обучения с применением симуляционных технологий позволяет выделить достоинства и ограничения онлайн обучения. Ограничения в дистанционном формате обучения у тренеров практических навыков были связаны с внешними факторами, такими как низкая скорость Интернета, отсутствие прямого контакта между преподавателем и обучающимся и локальная привязанность к ноутбуку или компьютеру, что делает удаленное обучение зависимым от технических средств. В качестве достоинства в работе преподавателя можно выделить следующее: доступность преподавателя в любое время, гибкость расписания контактных часов, экономия времени, самостоятельный поиск дополнительных знаний самими студентами, развитие самодисциплины, воспроизводимость занятий с помощью видео записи занятия.

Выводы

Таким образом, анализ симуляционного обучения, деятельность преподавателей в новых условиях и полученная обратная связь от всех участников образовательного процесса позволяет сделать следующие выводы:
1. Для эффективного жизнеобеспечения симуляционного обучения необходимо сочетать разнообразие форм преподавания и обучения онлайн и оффлайн обучения для освоения практических и клинических навыков.
2. Для повышения потенциала тренеров практических навыков симуляционного центра необходимо проводить специальные тренинги по использованию новых web-платформ и оказывать своевременную консультативную помощь в организации учебного занятия.
3. Использование различных платформ позволяет снизить учебную нагрузку и исключает возможность проблем с обучением, а также позволяет своевременно предоставлять обратную связь обучающимся.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Гульшат Кемелова

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор(ы): Н..В.Афанасьева, М.В.Семёнкина

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова

Актуальность

Симуляционное (имитационное) обучение в медицинском образовании используется с целью создания условий и отработки алгоритма медицинских манипуляций, в том числе в экстренных и экстремальных ситуациях. Оно предусматривает в качестве цели содействие профессиональному развитию обучающегося при обязательном одновременном устранении возможных рисков для пациента в силу недостаточной практической подготовки специалиста.

Цель

Создания условий и отработки алгоритма медицинских манипуляций, в том числе в экстренных и экстремальных ситуациях.

Материалы и методы

Уникальность симуляционного метода обучения проявляется в возможности с помощью многократного повторения в однодтипных заданных образцовых условиях на симуляторах, тренажерах или с помощью иного оборудования довести требующий скрупулезной точности, быстроты и стандартизованности исполнения навык (любые когнитивные или мануальные действия, осуществляемые в профессии автоматически, без контроля сознания) до автоматизма, что в сфере врачебной деятельности в ином случае могут обеспечить только долгие годы практики и обилие пациентов.

Результаты

Внедрение в учебный процесс симуляционного обучения предъявляет к научно-педагогическому составу требование о знаниях и умениях использовать специальные технологии преподавания в различных специальностях, например – в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии, травматологии, эндокринологии, анестезиологии и реаниматологии и других.
Использование симуляционного обучения ведет к повышению роли и ответственности научно-педагогических кадров и технического персонала.
В процессе их обучения предписывается отработка практических навыков врача в условиях симуляционного центра (кабинета), специально оборудованной аудитории, виртуального симулятора, предусматривающих наличие симуляторов пациента. Тренажеры и симуляторы, используемые в симуляционных курсах, позволяют устранить возможность и последствия врачебных ошибок в период обучения.

Обсуждение

Симуляционное обучение является надежным средством снизить смертность при хирургических вмешательствах, прежде всего в области нейрохирургии, офтальмологических, лапароскопических операций, в сердечно-сосудистой и рентгенэндоваскулярной хирургии, акушерстве и гинекологии, урологии, травматологии, где требуется высокая точность исполнения действий и, как правило, задан их строгий хронометраж.

Выводы

Наличие симуляционного обучения в медицинском образовании, а так же контрольных материалов, в том числе задающих стандарт выполнения навыка чек-листа и возможность выполнять до итогового контроля упражнение многократно, позволяет использовать уникальную возможность через многократные повторения (и варьирование их условий в том числе) провести обучающегося через все этапы формирования навыка и, минуя этап многолетнего накопления опыта, только через имитирующие реальные ситуации упражнения, довести будущего или молодого (повышающего квалификацию) специалиста до мастерства.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Марина Елисеева

Опыт применения симуляционного обучения в медицине на базе многопрофильного клинического медицинского центра.

Автор(ы): Абельская И.С., Слободин Ю.В., Каминская Т.В., Никонова О.А.

Город: Минск

Учреждение: Государственное учреждение «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами Президента Республики Беларусь

Актуальность

Симуляционные технологии прочно вошли в систему подготовки медицинских кадров и активно внедряются в образовательные программы повышения квалификации медицинских сотрудников. Доказано и признано, что повышать качество подготовки специалистов можно только при условии комплексного подхода к образовательной деятельности. В связи с этим значительно возрастает роль симуляционной базы в структуре медицинского учреждения.

Цель

Представить опыт применения симуляционных технологий в работе многопрофильного медицинского центра.

Материалы и методы

С момента создания (2016 год) в ГУ «РКМЦ» УД Президента РБ используются программы симуляционного обучения для высокой стабильности уровня профессиональных компетенций сотрудников медицинского центра и для осуществления образовательных услуг медицинским специалистам Республики Беларусь и зарубежья.
Исходя из уникальности структуры многопрофильного медицинского центра, которая представляет микромодель всей системы здравоохранения – от оказания первичной, специализированной до высокотехнологичной медицинской помощи, формируется наполнение портфеля образовательных программ симуляционного центра.
Основываясь на результатах анкетирования слушателей и анализе существующих клинических реалий в 2020 году были разработаны и внедрены следующие направления образовательных программ повышения квалификации врачебного, сестринского и фармацевтического персонала:
- Неотложная помощь
- Малоинвазивная хирургия
- Эндоскопия
- Функциональная и ультразвуковая диагностика
- Сомнология
- Вертебрология
- Инфекционная безопасность
- Фармакологическое консультирование.
В период пандемии COVID-19 особую актуальность представили дистанционные формы образовательных программ и разработка эффективных путей их реализации: организация онлайн мастер-классов от ведущих специалистов и обучающие онлайн-трансляции из операционных.

Результаты

Опыт работы подобной модели образовательного симуляционного центра как структурной единицы многопрофильного медицинского учреждения позволяет признать ее эффективной и использовать при реализации программы модернизации системы здравоохранения Республики Беларусь.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Ольга Никонова

Самовосприятие студентов на развитие клинической компетентности с помощью виртуального пациента

Автор(ы): Кемелова Г.С., Риклефс В.П., Аимбетова Д.Б.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский университет Караганды» (НАО «МУК»)

Актуальность

Современное медицинское образование предлагает широкий спектр симуляционных технологий для развития клинических навыков, при этом инновационным решением при ограниченных возможностях работы с реальными пациентами являются виртуальные интерактивные системы. Такой инновационной платформой является виртуальная интерактивная система Body Interact, предназначенная для постановки диагноза, принятия клинического решения, а также оказания неотложной помощи. По данным литературы, подобные инновационные технологии способствуют эффективному обучению студентов-медиков, повышают качество подготовки будущих специалистов здравоохранения и готовность применять свои знания в клинической практике. В Медицинском университете Караганды Body Interact используется в учебном процессе с 2017 года и возникла необходимость оценить восприятие студентами клинических случаев и их влияние на общую клиническую компетентность обучающихся.

Цель

Цель – изучить самовосприятие студентов-медиков во время обучения с помощью виртуального пациента и оценить влияние на развитие клинической компетентности.

Материалы и методы

Для оценки самовосприятия студентов был использован опросник с оценкой развития навыка принятия клинического решения после применения виртуальной интерактивной системы BodyInteract. В анкетировании приняли участие студенты 5,6,7 курсов специальности «Общая медицина» Медицинского университета Караганды, прошедшие обучение в Центре симуляционных и образовательных технологий согласно расписанию практических занятий в 2019-2020 учебном году. Всем студентам прошедшим практическое занятие с применением виртуального пациента предлагалось пройти онлайн анкетирование на платформе GoogleForm, доступная всем с помощью QR кода. Body Interact является продуктом компании Института Педро Нунес, TecBis, Португалия, горизонтальный сенсорный стол-экран, имеющий в наличии более 20 клинических сценариев, адаптированных на русский язык с различными патологиями по эндокринологии (3 случая), кардиологии (9 случаев), неврологии (4 случая), респираторным заболеваниям (4 случая) и инфекционным заболеваниям (2 случая), а также более 50 клинических сценариев на английском языке.

Результаты

Было проанкетировано 119 студентов специальности «общая медицина», прошедшие обучение на Body Interact. Результаты анкетирования показали, что студентов 5 курса составило 42,5%, 6 курса – 13,4%, 7 курса - 44,1%. В качестве сильных сторон респонденты отметили, что клинические случаи «позволяют адаптироваться как в реальной жизни», «позволяют оценить знания и определить свои слабые стороны», «повышают клиническое мышление», «имеется большой выбор методов диагностики и лечения», «достаточно реалистичные случаи». В качестве слабых сторон отметили, что «на итоговую оценку не влияют ошибки диагностики и лечения, есть шанс попасть в точку, выбрав лечение наугад», «предложенные методы лечения отличается от национального протокола диагностики и лечения», «можно повторить в случае неудачи», «кейсы имеют больше положительного, чем отрицательного». Степень своего умственного напряжения во время прохождения кейса по шкале от 1 до 10 баллов «максимальное напряжение» ощущали 16% студентов, 9 баллов - 10,1%, 8 баллов - 31,9%, 7 баллов - 15,1%, 6 баллов - 5,9%, 5 баллов - 11,8% студентов. При этом, максимальное напряжение испытывали студенты 5 курса, которые имели меньше клинического опыта. 20,2% респондентов отметили «абсолютную уверенность», и выполняли кейс «как врач в реальной практике», 58,8% студентов были «уверенны», а 13,4% «не были уверенны», особенно при интерпретации диагностических методов исследования и назначении лечения. 87,4% респондентов ответили, что уровень сложности случаев соответствовал уровню их знаний, у 89,9% клинические случаи помогли им улучшить навыки постановки диагноза, у 83% случаи помогают быть подготовленным к встрече с реальными пациентами, 87,3% приобрели ценный опыт, а 9,2% респондентов остались неуверенными. В целом, 90% респондентов отмечают положительное влияние работы с виртуальным пациентом на развитие клинической компетентности.
Изучалось самовосприятие обучающихся на собственные эмоции и оценивались такие чувства, как расстроенный, враждебный, встревоженный, пристыженный, вдохновленный, нервный, решительный, внимательный, испуганный, активный.

Обсуждение

Проведено исследование самовосприятия студентов старших курсов специальности «общая медицина», обучавшиеся с помощью Body Interact. Студенты изучали более 20 клинических сценариев по разным дисциплинам. Более 80% респондентов отмечают, что справились с клиническими сценариями, так как уровень сложности соответствовал уровню их знаний. При этом 90% респондентов признают, что клинические случаи помогают им улучшить навыки постановки диагноза, быть подготовленным к встрече с реальными пациентами и дают ценный опыт по принятию клинического решения. Таким образом, интерактивные виртуальные системы положительно влияют на развитие клинической компетентности.

Выводы

Таким образом, данное исследование восприятия студентов при работе с виртуальным пациентом позволяет сделать следующие выводы:
1. Чувство тревоги и неуверенности чаще встречалось у студентов 5 курса при решении клинических сценариев вследствие того, что у них не было достаточно знаний и навыков в области ведения пациента в кризисной ситуации.
2. Около 90% респондентов уверенны в том, что работа с виртуальным пациентом способствует повышению клинической компетентности и развитию навыков принятия решения для дальнейшего применения в клинической практике.
3. Виртуальные интерактивные системы типа Body Interact являются оптимальным решением для повышения качества медицинского образования в рамках программы клинического обучения.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Гульшат Кемелова

Симуляционное обучение студентов лечебного факультета

Автор(ы): Елисеева М.В.,Шерстнева В.А.

Город: Москва

Учреждение: ФГБОУ Первый МГМУ им.И.М. Сеченова Минздрава России

Актуальность

Симуляционное обучение является важным составляющим сегментом обучения в медицине, как фундаментальный подход, позволяющий обеспечивать безопасность пациентов. Поэтому, одним из главных направлений в области высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний

Цель

Проанализировать роль симуляционного обучения на кафедре Сестринского дела у студентов лечебного факультета

Результаты

На кафедре Сестринского дела сформированы классы для симуляционного обучения, где студенты отрабатывают практические навыки на занятиях по дисциплинам: «Сестринское дело», «Первая помощь и Сестринское дело», «Сестринский уход при различных заболеваниях»
В достаточном количестве на кафедре имеются симуляторы для работы со студентами: интерактивные манекены взрослого пациента в человеческий рост для отработки практических навыков по личной гигиене, тренажеры для проведения всех видов инъекций, тренажеры (модели взрослых) для доврачебной помощи при сердечно-лёгочной патологии; тренажеры для сестринских манипуляций: проведение катетеризации мочевого пузыря; постановки клизм, компрессов; назогастрального зондирования; наборы для профилактики и обработки пролежней.
Преподаватели кафедры отрабатывают практические навыки с учащимися на муляжах, моделях, реанимационных манекенах с поэтапным выполнением, согласно алгоритмам, учетом современных требований.
В процессе тренинга, задача преподавателя, вносить необходимые корректировки для правильного формирования умения, и только когда действие выполняется правильно, можно продолжить его повторение до выработки определенного автоматизма. И самое главное, следить, чтобы в процессе неоднократного повторения не повторялись и не закреплялись ошибки.

Выводы

1.Одним из продуктивных методов обучения в развитии практических и профессиональных навыков у студентов лечебного факультета в медицинском вузе является обучение с помощью симуляторов.
2.Учебный процесс с применением симуляционных технологий приводит к освоению профессиональными практическими навыками на более высоком
уровне.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Марина Елисеева

Особенности создания, наполнения и использования образовательной платформы для проведения симуляционного обучения в условиях дистанционного образования.

Автор(ы): Каушанская Л.В. Фролов А.А. Смолянинова В.В. Павлова Д.П. Безрукова О.Э.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО РостГМУ МЗ РФ (НИИАП)

Актуальность

В начале 2020 года мир охватила пандемия новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 (COVID-19). В связи с этим событием возникла острая необходимость сократить прямой контакт людей для снижения распространения вируса, что отразилось на построении образовательного процесса.
В связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой Министерством науки и высшего образования РФ были выпущены: приказ от 14.03.2020 г. №397 «Об организации образовательной…», приказ №545 от 02.04.2020, приказ №1133 от 28.08.2020 и Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0205-20; и Министерством здравоохранения РФ приказ от 16.03.2020 г. №173 «О деятельности организаций,…».
Одним из главных принципов сокращения рисков заражения стал переход образовательных и научных учреждений на дистанционный тип работы. Столкнувшись с потребностью предоставить обучающимся материал в полном объеме и при этом не допустить взаимодействия слушателей и преподавательского состава, многие из организаций создали платформы для дистанционного обучения. Проблема перехода на дистанционный тип обучения возникла при проведении симуляционного обучения, в связи с наличием большой доли практических занятий

Цель

Упрощение процесса создания, наполнения и оформления образовательных платформ и ресурсов дистанционного обучения в образовательных и научных организациях

Материалы и методы

Для реализации учебных программ организациями высшего, среднего и последипломного образования были созданы множества платформ для дистанционного обучения. Различия в структурах, методиках оформления, подаче лекционного материала вызвали сложности в использовании как со стороны преподавательского состава, так и со стороны слушателей.
Обязательными компонентами платформ дистанционного обучения являются: лекционный материал, раздел с необходимыми ресурсами для самостоятельного изучения, видеоматериалы практических занятий, раздел с формами для контроля знаний обучающихся.
Многообразие видов подачи лекционного материала вызывает сложности в усвоении информации. Для облегчения процесса понимания и обработки поступающих данных необходимы требования по оформлению лекций и семинаров. Лекционный материал должен быть представлен в виде текстового документа, со ссылками на литературу для уточнения или более подробного изучения интересующей тематики, в виде презентаций, для более наглядного представления информации, а также в виде видеоматериалов с комментариями от преподавателей. Раздел с необходимыми ресурсами для самостоятельного изучения рекомендуется наполнить литературой для более углубленного изучения пройденных тем, учебно-методическим материалом.
В виду невозможности проведения практических занятий в условиях дистанционного обучения, целесообразным будет запись отработки практических навыков профессионалом, т.е. преподавателем, который будет сопровождать свои действия необходимыми комментариями и пояснениями.
Проведение обучающих симуляционных курсов затруднено, так как невозможна отработка мануальных навыков. Решением данной проблемы будет проведение симуляционных тренингов при помощи платформ для видеоконференций. Занятие может проходить следующим образом: обучающийся подробно описывает весь алгоритм действий выбранной клинической ситуации, инженер, или персонал, сопровождающий работу симуляторов, выполняет названные манипуляции и вводит полученные данные для получения обратной связи. После тренинга происходит дебрифинг, при котором обучающийся может проанализировать свои ошибки и обсудить их с преподавателем. Таким образом, слушатель отрабатывает алгоритм действий в критических ситуациях, повышает уровень коммуникативных навыков и знаний в данной области.
Недостаток проведения симуляционного тренинга в условиях дистанционного обучения заключается в невозможности отработки врачом мануальных навыков, но улучшаются коммуникативные навыки за счет взаимодействий с преподавателями-профессионалами и персоналом, сопровождающим работу симуляторов.
Для осуществления контроля уровня теоретических знаний слушателей могут применяться: тестирования, тест-карты, ситуационные задачи, экзамен. После прохождения одного информационного блока обучающийся сможет пройти тестирование для оценки полученных знаний, и восполнения пробелов при их наличии. Тест-карты призваны показать прогресс в навыках и умениях, посредством заполнения до начала обучения, и после его окончания. На экзамене, который проводится в конце обучения, могут быть использованы билеты с вопросами по теоретическим разделам учебной программы, и ситуационные задачи, в которых слушателю необходимо будет продемонстрировать свои знания в практической области.
Важно помнить, что при загрузке на созданную платформу должно соблюдаться основное условие: защита авторских прав. Для этого рекомендуется настроить доступ к образовательным ресурсам по индивидуальным входным параметрам: логину и паролю. Таким образом будет проще создать группы из слушателей, разделенных по направлениям подготовки, доступ у которых будет только к необходимым для их специализации образовательным программам

Результаты

При создании единообразных платформ для дистанционного образования будут решены такие проблемы, как: недоступность в использовании платформы, сложность в навигации по основным компонентам. Преимуществами подобных по структуре и наполнению платформ станут: защита авторских прав на интеллектуальную собственность благодаря системе аутентификации пользователей, простота и практичность в подаче лекционного материала для различных категорий слушателей, возможность проведения занятий в полном объеме благодаря применению системы видеозаписи и голосового сопровождения

Выводы

Разработка и применение на практике алгоритма создания образовательных платформ дистанционного обучения должны упростить процесс перехода образования из очной формы на дистанционную, решить вопрос проведения симуляционных тренингов и практических занятий в режиме он-лайн, а также устранить проблему усвоения учебной программы в полном объеме в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки в стране

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Людмила Каушанская

Меры, направленные на формирование и сохранение здорового психологического климата в коллективе

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Горбунова Е.А.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина Учебно-аккредитационный центр-Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Актуальность

ВОЗ признали стремительное распространение новой вирусной инфекции Covid-19 чрезвычайной ситуацией международного масштаба. Вследствие работы в условиях чрезвычайной нагрузки, роста числа инфицированных, отсутствия опыта лечения данной инфекции, дефицита медицинских специалистов, а также сильнейшее эмоциональное напряжение на фоне ущерба собственному здоровью, делает деятельность работников системы здравоохранения опасной не только в настоящий момент, но и в дальнейшей перспективе в виде последствий.

Цель

Разработка рекомендаций по снижению уровня напряжения и сохранению здорового психологического климата в медицинском коллективе.

Материалы и методы

Материалы и методы: исследования классических отечественных и зарубежных психологов являются теоретической основой подготовленных рекомендаций.

Результаты

В конце 2019 года впервые была зафиксирована вспышка нового вида вирусной инфекции 2019-nCoV, уже в январе 2020 года вирус распространился в большинстве стран мира, на сегодняшний день в мире зафиксировано более 33 млн. заражений, на территории Российской Федерации выявлено свыше 1 млн. человек с подтвержденным диагнозом.
Пандемия коронавируса остаётся вызовом для всех стран, в особенности для систем здравоохранения. Работа в условиях чрезвычайной ситуации, психоэмоциональное утомление, физическое истощение, недостаток сна, отсутствие опыта в решении подобных проблем - насыщает, и без того уязвимую, сферу деятельности медицинских специалистов, дополнительными факторами дестабилизации психологической устойчивости.
Актуальность потребности в необходимости оказания психологической поддержки медицинским работникам и сохранение их здорового психологического климата в коллективах, побудила разработать психологические рекомендации, во время пандемии в Учебно-аккредитационном центре-Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Юрий Логвинов

Использование видеоматериалов в симуляционном обучении при дистанционном образовании

Автор(ы): Шишкина Р.В., Чечина И.Н.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Невозможность использования симуляционного оборудования в очных практических занятиях в период пандемии COVID-19 для приобретения необходимых практических навыков и, соответственно, качественной подготовки специалистов к аккредитации приводит к вопросу об использовании иных, сравнительно новых методов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Одной из альтернатив выступает использование видеоматериалов в качестве подготовительного этапа перед процедурой аккредитации и временной замены традиционного очного обучения.

Цель

Проанализировать эффективность применения видеоматериалов при дистанционном образовании и перспективы их использования в очном формате обучения.

Материалы и методы

При введении ограничительных мероприятий наиболее действенным методом подготовки к последующей процедуре аккредитации специалистов являлись видеоматериалы, снятые с использованием симуляционного оборудования. Многие симуляционные центры-кафедры прибегали к данному методу. Видео-уроки с подробным разбором прохождения станций ОСКЭ оказались наиболее востребованным среди выпускников медицинских университетов, а видеоматериалы, отснятые для студентов (например, алгоритм действий правильного выполнения сердечно-легочной реанимации или интубации трахеи), на время пандемии заменили традиционное очное обучение.

Результаты

Одним из наиболее существенных аспектов в использовании видеоматериалов является подробное разъяснение преподавателями основных моментов прохождения станций. В качестве подготовки к процедуре ПСА с 2019 года для ординаторов разработана отдельная дисциплина «Симуляционный курс», в рамках которой обучающиеся готовятся к сдаче таких станций как экстренная помощь, базовая сердечно-легочная реанимация взрослых/детей и сбор жалоб и анамнеза. Для замены обучения с применением симулированных условий на настоящий момент используются дистанционные уроки-онлайн, во время которых преподаватель показывает на фантомах и манекенах верную технику отработки практических навыков и отвечает на возникающие в процессе занятия вопросы ординаторов. Таким образом, соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования, и ординаторы получают возможность узнать ключевые аспекты прохождения станций и, соответственно, применения полученных навыков в своей медицинской деятельности.

Выводы

Опыт вышеуказанного метода проведения занятий в симуляционном центре показал возможность совмещения реальных и дистанционных технологий, как для проведения занятий со студентами, так и в рамках подготовки к прохождению станций ОСКЭ. Данную методику можно успешно рекомендовать в качестве самостоятельной подготовки выпускникам медицинских учреждений, особенно иностранным обучающимся в случае невозможности очного посещения занятий и учащимся, которые не могут по тем или иным причинам посещать занятия в симуляционном центре.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Регина Шишкина

РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА: ВЗЛЯД СТУДЕНТОВ

Автор(ы): Халматова Б.Т., Абдурахимова Л.А.

Город: Ташкент

Учреждение: Ташкентская медицинская академия

Актуальность

Актуальность. В Республике Узбекистан в последнее время большое внимание уделяется улучшению материально технической базы медицинских вузов. Во всех медицинских вузах организованы симуляционные центры, которые постоянно обновляются новыми оборудованиями. Современное здравоохранение требует акцентировать внимание на практической подготовке выпускников.
Проблема высшего медицинского образования во всем мире яв¬ляется одной из наиболее важных и значимых задач. Уровень базо¬вых знаний, которыми должны владеть современные выпускники, становится все выше. Всем нам известно, что, качество профессиональной под¬готовки молодого специалиста определяется, прежде всего, тем, на¬сколько он умеет применить полученные знания на практике. Совершенствование высшего медицинского образования диктует необходимость внедрения новых педагогических и информационных технологий, инновационных методов обучения. Современные требования к организации учебного процесса предполагают умелое сочетание директивной и интерактивной моделей обучения.
Симуляционные технологии дополняют и улучшают процесс формирования профессиональных навыков, обучающихся еще на доклиническом уровне. Использование симуляционных технологий позволяет получить клинический опыт без риска для пациента, реализовать контролируемую ситуацию в удобное время по отработке навыков оказания медицинской помощи. Для нашей республики широкое внедрение симуляционного образования еще является новым и требует совершентсвования учебных программ с учетом проведения занятий в симуляционном центре.

Цель

Цель исследования – изучение степени осведомленности студентов о симуляционном обучении на основании проведенного анкетирования.

Материалы и методы

Материалы и методы: Наиболее распространенным инструментом социологических исследований является анкетный опрос. Для оценки эффективности обучения с позиций субъектов обучения и выяснения осведомленности студентов о симуляционном обучении было проведено анонимное анекетирование среди студентов 2-6 курсов лечебного и медико-педагогического факультетов. Всего в анкетировании приняли участие 1289 студентов. Среди них 45% составили студентки. Анкета состояла из 10 вопросов, которые включали в себя оценку образовательного процесса в ТМА, степень овладения практическими навыками, организация производственной практики, роль симуляционного обучения в подготовке специалистов и т.д.

Результаты

Результаты и обсуждение. В анкетировании приняло участие более 60% студентов от общего количества обучающихся на двух факультетах. Данное количество обработанных анкет предоставляет серьезный уникальный объем материала для анализа, на основании которого можно сделать вывод о значении симуляционного обучения в образовательном процессе.
Ответы студентов в зависимости от курса обучения в корне отличались. Например, на вопрос «Как Вы считаете, ТМА дает качественное образование или нет?» 60% студентов 2 курса, 36% 3 курса, 47,8% 4 курса, 25,7% 5 курса, 33,6% 6 курса дали положительный ответ. 33% от всех опрошенных отметили, что затрудняются ответить на данный вопрос.
В ходе проведения анкетирования был задан вопрос о качестве организации самостоятельной работы студентов в ТМА. Большинство студентов (74,6%) ответили удовлетворительно, лишь 24,4% опрошенных оценили неудовлетворительно.
Качество организации производственной практики 38,7% оценили неудовлетворительно. Наибольшее количество отрицательного ответа дали студенты 6 курса. Наибольшее число положительных ответов дали студенты 2 курса.
Студентам также был задан вопрос «на каких кафедрах практические навыки доводят до уровня автоматизма». К сожалению, были перечислены лишь несколько клинических кафедр. 33% опрошенных ответили «ни на каких». На вопрос сколько раз за время обучения самостоятельно выполняли практические навыки самое большое количество было от 2 до 5 раз (38%).
Главным вопросом анкетирования был «Имеете ли Вы представление о симуляционном обучении». Ответы студентов в зависимости от курса обучения были различными. «Да» ответили: 32% студентов 2 курса, 74,5% -3 курса, 59,8% - 4 курса, 34,4% - 5 курса и 54,8% студентов 6 курса. Как видно из данных опроса наиболее осведомленными оказались студенты 3 и 4 курса обучения. Тот факт, что 45,2% студентов 6 курса не имеют представления о симуляционном обучении говорит том, что на практических занятиях не акцентировалось внимание на инновационных методах обучения.
На вопрос «Согласны ли Вы с мнением о том, что практические навыки сперва должны изучить на фантомах и муляжах, потом на больных?» более 90% опрошенных ответили «да».
В конце анкетирования студентам предлагалось написать свои предложения по улучшению освоения практических навыков. По мнению студентов в каждом медицинском вузе должен быть оснащенный современными роботами симуляционный центр, нужно увеличить часы самостоятельной работы, на клинических кафедрах внедрять обязательные ночные дежурства.
Таким образом, путем анализа результатов анкетирования, выявлены недостатки в процессе обучения и предложения об улучшении качества.
Проведенное анкетирование показало, что самой эффективной формой аудиторной работы респонденты считают практические занятия с использованием современных симуляционных и образовательных технологий и тренинги.
Наличие обязательного этапа приобретения навыков в условиях моделирования профессиональной деятельности с помощью симуляционных технологий, несомненно повысит уровень практической подготовки будущих специалистов.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Барно Халматова

Симуляционное обучение студентов факультета «общая медицина» в педиатрии

Автор(ы): М.Т. Колбаев, К.С. Латкина, Н.Б. Әмір, Ш.А. Көпжасар, Г.Б. Ұзақова

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»

Актуальность

Современная медицина требует оказания детям высококвалифицированной качественной медицинской помощи, особенно при неотложных состояниях. Приобретение медицинских навыков педиатрического профиля для студентов может быть ограничено большим количеством причин. Беспокойство и плач ребенка во время обследования для неопытных специалистов может создать определенный барьер при освоении навыка. По данным исследований, влияние стресса и усталости при принятии решений в клинической деятельности практикантов привело к ограничению их клинического опыта.
Пропускная способность педиатрических клиник не всегда позволяет учащимся медицинских вузов использовать достаточно времени для обучения. Несмотря на то, что клиническая среда в педиатрии дает возможность узнать о большом количестве распространенных симптомов и синдромов, клинические признаки быстро исчезают, и текучесть пациентов в педиатрии часто быстрее, чем в стационарах для взрослых. Отсутствие пациентов согласно календарно-тематическому плану на момент нахождения студентов в клинике может оставить пробел в приобретении знаний и практического опыта. Ориентированное на практику обучение позволяет в дальнейшем минимизировать врачебные ошибки. Вышеизложенные причины показывают необходимость и важность использования симуляционных технологий в образовательном процессе.

Цель

Изучить эффективность применения метода симуляционного обучения для студентов 4 курса по специальности «Общая медицина» по модулю «Детские болезни» на базе симуляционного Центра Казахского Национального Медицинского Университета им С.Д.Асфендиярова, г. Алматы. Казахстан.

Материалы и методы

В работе описано внедрение симуляционного обучения в образовательный процесс студентов 4 курса специальности «Общая медицина» по модулю «Детские болезни».
Занятия в симуляционном Центре проводились согласно модульным программам учебных дисциплин: детские болезни, детские инфекционные болезни, детская хирургия.
Для реализации симуляционного обучения студентов 4 курса были задействованы следующие манекены: Nursing Baby VitalSim - это манекен младенца, разработанный для сценарной подготовки по уходу и ведению различных пациентов, находящихся в стационаре (компания Laerdal); тренажер недоношенного ребенка Pedi S 108 для усовершенствованного жизнеобеспечения (компания Gaumard). Данные манекены достаточно удобны в пользовании, позволяют отрабатывать широкий перечень манипуляций в условиях максимально приближенных к реальной действительности, на них можно моделировать разнообразные клинические ситуации, в т. ч. и неотложные. Для оценки компетенций обучающихся проводилось видеонаблюдение. Разбор действий при отработке навыков проводился в комнате для дебрифинга.
обучении участвовало 132 студента 4 курса факультета «Общая медицина». 60 (45,5%) человек - казахского отделения, 41 (31%)-русского отделения, 31 (23,5%)-иностранного факультета, обучающихся на английском языке. Результаты отработанных студентами навыков оценивались согласно оценочному листу, разработанному профилирующими кафедрами. В проведении занятий использовался кейс метод или case-study. В роли родителей детей участвовали стандартизированные пациенты.

Результаты

Занятие проводилось в несколько этапов. Первым этапом было выявление остаточных знаний учащейся группы в виде краткого устного опроса.
Вторым этапом шел брифинг. В ходе симуляционного занятия тренер проводил брифинг, предоставляя информацию о ходе занятия и его компонентах, излагал цель и учебные задачи тренинга, разъяснял основные принципы работы и технические возможности симуляционного оборудования. Третьим этапом была непосредственно отработка практического навыка. Для этого тренер показывал правильную последовательность и технические детали определенного навыка с учетом возрастных особенностей, проговаривая каждый пункт алгоритма. В ходе занятия студенты погружались в реалистичную ситуацию максимально приближенную к обстановке стационара или поликлиники. Завершающим этапом занятия был дебрифинг, где студенты могли отслеживать свои сильные и слабые стороны, анализировать и детально разбирать технические ошибки, возникшие в ходе выполнения симуляционного сценария. На этот этап отводилось 20% времени. В процессе ретроспективного анализа тренер-преподаватель, задавая наводящие вопросы, акцентировал внимание на ошибках, возникших при выполнении манипуляций. По окончании тренинга многие студенты, наблюдая за своими действиями, поводили самоанализ. Такой метод помогает развитию критического мышления, способствует обобщению и систематизации теоретических знаний, и применению профессионально-значимых знаний на практике. Выявление пробелов в теоретических знаниях побуждало студентов к углубленному изучению материала и оттачиванию мануальных навыков.
По окончанию занятия студентам предлагалось заполнить анкету обратной связи. Для удобства заполнения, оптимизации времени, а также быстрого анализа информации в Центре разработана электронная анкета. Ее заполнение производиться персонально с мобильного устройства студентов. Для совершенствования и коррекции образовательного процесса учитывались все предложения и удовлетворенность студентами пройденного симуляционного занятия.
По результатам анкетирования студентов 98% отметили, что темы занятия соответствуют профессиональным потребностям. Средний бал четкости и ясности предлагаемого материала и оценки личного освоения клинических навыков обучающимися были 98% и 97% соответственно. Реалистичность симуляционного обучения, по оценкам студентов 96%. В ходе занятия, у студентов была возможность неоднократного повторения мануальных навыков и прослушивания патологических шумов сердца и легких. Студенты отмечали доступность отработки практических навыков на муляжах без отказа со стороны родителей больных детей. Значительная часть студентов отмечали удобство, как во временном аспекте, так и в психологическом, что повышало продуктивность освоения практических навыков в условиях безопасности учебного процесса. 100% опрошенных довольны участием в симуляционном занятии.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Мейербек Колбаев

Использование контекстных симуляционных технологий в дистанционной подготовке во время пандемии

Автор(ы): Чурсин А.А., Ловчикова И.А., Боев С.Н.

Город: Воронеж

Учреждение: ФГБОУ ВО Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н.Бурденко Минздрава России

Актуальность

С целью повышения эффективности процесса дистанционного обучения в условиях пандемии, при составлении и реализации обучающих программ, все более востребованными стали методы контекстного обучения. Работники кафедры анестезиологии и реаниматологии и Мультифункционального аккредитационнно-симуляционного центра (МАСЦ) находятся в постоянном поиске новых ярких и емких, в том числе нетривиальных, методов решения образовательных задач. Так, в 2017-2019 году силами сотрудников и обучающихся были сняты художественные музыкальные клипы на тему экстренной медицины, которые в дальнейшем использовались для дистанционного обучения.

Цель

Выявление структуры общественного мнения в рамках поиска новых нетривиальных методов контекстного обучения при дистанционной подготовки в период пандемии.

Материалы и методы

Объектом исследования явились студенты 6 курса, ординаторы первого года обучения. Методами исследования являлось анкетирование, опросы с помощью дистанционных коммуникаций, в том числе, социальных сетей.

Результаты

Эффективность дистанционного обучения зависит от большого количества факторов, отнимает много времени, сил, как у преподавателя, так и обучающегося. Однако, такой вид подготовки не может быть в целом достаточно высоким из-за ограниченности времени, отсутствия прямого контакта преподавателя с обучающимися, невозможность проведения практических занятий и множества других факторов. В связи с этим, при создании и реализации дистанционных курсов мы решили использовать все возможные методы контекстного обучения. Особое внимание уделялось повышению мотивации у обучающихся. Сотрудники кафедры постоянно искали новые методики обучения, которые повышали бы эффективность подготовки.
Так, было принято решение использовать в начале, середине и по окончанию курса в качестве мотиватора художественные музыкальные видео, снятое на базе МАСЦ. И тексты песен, и их видеоряд не имеют узконаправленных образовательных целей, хотя в основу положена, естественно, медицинская составляющая, а именно, экстренная медицинская помощь. Так, сюжет одного из видеоклипов построен на этапах профессионального роста врача анестезиолога-реаниматолога. Сначала - это студентка-старшекурсница, которая не может грамотно продемонстрировать преподавателям алгоритм квалифицированного жизнеподдержания, затем, это уже начинающий трудовую деятельность врач анестезиолог-реаниматолог, выполнивший на дежурстве успешную реанимацию пострадавшего с остановкой дыхания и кровообращения. Безусловно, в видеоряд для большего эмоционального вовлечения зрителей были добавлены элементы мелодрамы: сон студентки о помощи одногруппнику в его борьбе с мифическим персонажем, олицетворяющим смерть.
Такой прием дает возможность построения эмоционального, проблемного диалога с обращением к личному и, особенно, профессиональному опыту слушателей курса. Это полностью соответствует принципам контекстного обучения: личное включение слушателя, проблемность содержания обучения, ведущая роль межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса.
В качестве реквизита в клипах было использовано оборудование МАСЦ ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Роли исполнили преподаватели и тьюторы клиники- участники студенческой команды «Reanime».
После использования в обучении клипов был проведен опрос с использованием дистанционных коммуникаций.
Свой вариант ответа респонденты писали в комментариях или присылали в личных сообщениях.
Таким образом, было установлено, что самыми важными результатами создания и популяризации подобных видеоклипов являются: повышение престижа медицинской профессии (27,2%), улучшение отношения к врачам и поднятие собственного морального духа (по 21,2%), повышение или создание мотивации к обучению (18,2%).

Выводы

Тематические музыкальные клипы, посвященные медицинской помощи, как художественный прием контекстного обучения, повышает эффективность дистанционного обучения, делает его более ярким, нетривиальным. Данная, во многом творческая, работа преподавательского состава полностью оправдывает затраченные усилия, что создает условия для совершенствования образовательного процесса в этом направлении.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Александр Чурсин

Опыт применения дистанционных технологий обучения в работе симуляционного центра

Автор(ы): Газенкампф А.А., Соловьева И.А.

Город: Красноярск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им.проф. В.Ф.Войно - Ясенецкого" Минздрава России

Актуальность

Режим самоизоляции, введенный весной 2020 года в Красноярском крае с целью предупреждения распространения коронавирусной и инфекции COVID-19, сделал невозможным подготовку обучающихся к планируемой первичной аккредитации специалистов (ПАС), первичной специализированной аккредитации (ПСА), а так же – к промежуточной и итоговой аттестации в привычном виде. Однако, потребность в разборе тонкостей выполнения практических навыков, спорных моментов и т.п., естественно, сохранилась. Эта потребность была реализована посредством применения ЭО и ДОТ.

Цель

Представить опыт работы кафедры-центра симуляционных технологий КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого по применению в учебном процессе ЭО и ДОТ.

Материалы и методы

В качестве альтернативы очного освоения практических навыков в условиях ограничений, вызванных распространением коронавирусной и инфекции COVID-19, нашей кафедрой были реализованы два основных варианта ЭО и ДОТ.
Первый – подготовка актуальных видео-уроков, прежде всего, по станциям второго этапа ПАС и ПСА.
Второй вариант дистанционной подготовки – обсуждение работы станции, выполнения навыка в прямом эфире, т.е – при непосредственном, хоть и дистанционном, общении преподавателя и обучающихся.

Результаты

С участием кафедры-центра подготовлено более сорока видео-уроков, включающих как навыки, необходимые для прохождения ПАС и ПСА, так и ряд общеврачебных навыков.
Сьемка роликов проводилась на базе кафедры-центра симуляционного обучения с использованием необходимого оборудования, с соблюдением всех требований регионального отделения Роспотребнадзора.
В первой части видео демонстрируется правильное выполнение навыка на фоне хронометража (что позволяет обучающимся, сориентироваться по скорости выполнения различных этапов навыка). Во второй части – проводится пояснение преподавателем ключевых моментов. Данные ролики выложены как на официальном сайту Университета, так и на других информационных платформах – страница кафедры на Facebook, канал на YouTube, что делает их доступными для более широкого круга пользователей.
Сотрудниками кафедры проведены прямые эфиры по всем станциям второго этапа ПАС для специальностей Педиатрия и Лечебное дело с участием более 80% контингента выпускных курсов обучающихся.
Перед участием в прямом эфире, обучающимся было рекомендовано самостоятельное изучение паспорта станции, чек-листа, работа с соответствующим видео-уроком.
Мы использовали платформу социальной сети Instagram. Во-первых, это привычная и удобная платформа для обучающихся, во-вторых, в ней нет лимита на количество подключаемых пользователей. Средняя длительность эфиров составила 56 минут (от 40 до 83 минут), что позволило детально разобрать паспорт станции, чек-лист выполнения навыка, ответить на вопросы обучающихся. Прямые эфиры записывались и сохранялись в аккаунте кафедры.

Обсуждение

Применение ЭО и ДОТ в процессе освоения обучающимися практических навыков, безусловно, не заменяет в полной мере очного общения с преподавателем и работу с симуляционным оборудованием, однако, в определенных условиях, может являться достойным дополнением самостоятельной подготовки.
Предложенные нами методы позволяют обучающимся неоднократно обращаться к видео-уроку, отрабатывая навык самостоятельно и иметь возможность общения с преподавателем для обсуждения сложных моментов, получения ответов на вопросы и пр.

Выводы

1. ЭО и ДОТ имеют место быть в процессе обучения на базе симуляционных центров.
2. В процессе ЭО и ДОТ важно использовать ресурсы, наиболее востребованные у обучающихся, для более эффективного использования материала.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Андрей Газенкампф