Отработка базовых навыков артроскопии с применением симулятора «ArthroS» у врачей-травматологов

Автор(ы): Млявых С.Г., Калинина С.Я., Храмцова Е.В., Горох О.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: ПИМУ

Актуальность

Отработка мануальных навыков играет ведущую роль в обучении врачей хирургических специальностей (Павлов В.Н., 2013; Зарукина Е.В., 2016). В последнее время в учебные программы подготовки специалистов все чаще включаются симуляционные курсы, которые позволяют отработать отдельные действия врача без риска травматизации пациента. В травматологии одним из наиболее востребованных направлений является тренировка артроскопических навыков.

Материалы и методы

Нами проведена оценка первых результатов использования симулятора «ArthroS» (модуль «коленный сустав») для отработки базовых навыков у врачей-травматологов, не имевших ранее артроскопического опыта.
Тренинг на симуляторе «ArthroS» проводился в течение двух дней. Продолжительность ежедневных занятий составляла 6 часов, необходимых для выполнения 2 стандартных имитационных модулей (Косаговская И. И., 2016). Перед освоением модулей проводилось ознакомление с учебным видеороликом и инструментами, необходимыми для выполнения задания. Прогресс обучения оценивался в баллах.

Результаты

В первый день работы каждому обучающемуся предлагалось осмотреть латеральный и медиальный мениски коленного сустава. При первом выполнении данного задания средний балл, который набрали обучающиеся, составил 18 ± 4 балла (при возможном максимуме для первого задания – 50 баллов). Основное снижение результата происходило за счет длительности выполнения задания. С каждым обучающимся во время первой тренировки проводилась индивидуальная работа, включавшая помощь с ориентацией в суставе, объяснение принципа триангуляции. Выполнение задания заканчивалось дебрифингом, во время которого преподаватель разбирал с врачами все допущенные ими ошибки. После кратковременного перерыва проводилось еще 4 повторения данного задания. Далее осуществлялся переход к отработке следующих навыков, каждый из которых также повторялся пять раз с перерывом. Подобным образом с каждым врачом прорабатывался весь блок базовых умений.
Второй день симуляционного тренинга целиком был посвящен самостоятельной работе курсантов. Во время занятия осуществлялось самостоятельное пятикратное повторение каждого задания, начиная с наиболее простого. Суммарный балл оценки первого задания по итогам второго дня составил в среднем 43 ± 4 балла, то есть показатели улучшились более чем в 2 раза.

Выводы

Таким образом, даже кратковременный курс с использованием симулятора «ArthroS» значительно улучшал мануальные навыки врачей без артроскопического опыта.

Тема: Травматология, ортопедия, артроскопия
Ольга Смирнитская

Возможности оптимизации кабинета неотложной травматологии и ортопедии детского травматологического пункта по системе «5-S»

Автор(ы): Лисовский О.В., Тягунова В.Д., Гостимский А.В., Лисица И.А., Карпатский И.В., Лисовская Е.О., Пономарев Н.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

Актуальность

Кабинет неотложной травматологии и ортопедии в условиях травмпункта осуществляет круглосуточную неотложную медицинскую помощь по профилю «травматология и ортопедия» и обеспечивает диагностической и лечебной помощью детей с травмами и острыми заболеваниями костно-мышечной системы, обратившихся для оказания неотложной медицинской помощи.
Приоритетный проект Министерства здравоохранения Российской Федерации «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» нацелен на повышение удовлетворенности пациентов медицинской помощью путем внедрения инструментов бережливого производства.

Цель

Оценка работы кабинета неотложной травматологии и ортопедии по системе «5-S».

Материалы и методы

Выполнена оценка кабинетов неотложной травматологии и ортопедии детского травматологического пункта г. Санкт-Петербурга по системе «5-S». Выявлены пути оптимизации и обоснована необходимость применения инструментов бережливых технологий.

Результаты

При анализе рабочего места врача и медицинской сестры в кабинете первичного осмотра отмечена необходимость внедрения системы управления запасами, что позволит исключить захламленность рабочего стола ненужными бланками, дополнительной литературой и канцелярскими принадлежностями. Сортировка расходных материалов и удаление из кабинета излишних материалов являются первостепенными задачами внедрения системы «5-S».
Необходимость применения стандартов манипуляций (стандартов операционных процедур) позволяет сделать работу безопасной и точной для всех специалистов независимо от стажа и специализации.
Расположение мебели и раковины, удаленность стола для первичного осмотра от двери, наличие шин для фиксации у стены, перевязочного материала на полках и подоконнике определяют необходимость излишнего перемещения по кабинету врача и пациента. Расположение зоны первичного приема ближе к выходу способствует увеличению времени полезной работы и исключает лишние передвижения в кабинете.
Формирование единого журнала учета больных и использование электронных носителей информации способствуют эффективному использованию времени для лечебной и диагностической работы.

Выводы

Стандартизация медицинских процессов обеспечивает точность выполнения манипуляций и необходима в каждом кабинете, оказывающем неотложную помощь детям.
Оптимизация работы диагностических кабинетов, кабинетов первичного осмотра и перевязочной (гипсовой) по системе «5-S» способствует повышению эффективности оказания помощи пациентам с травмами и острыми заболеваниями опорно-двигательной системы.

Тема: Травматология, ортопедия, артроскопия
Олег Лисовский

Перспективы внедрения инструментов бережливых технологий в условиях детского травматологического пункта

Автор(ы): Лисовский О.В., Тягунова В.Д., Гостимский А.В., Лисица И.А., Карпатский И.В., Лисовская Е.О., Пономарев Н.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

Актуальность

Травмы и заболевания органов опорно-двигательной системы относятся к социально значимым проблемам.
Показатели травматизма, инвалидности и смертности от травм не только характеризуют здоровье детского населения, но и являются критерием оценки деятельности медицинских учреждений по оказанию специализированной помощи пострадавшим.

Цель

Выявление медицинских потерь с решением возможных путей оптимизация работы детского травматологического пункта путем внедрения инструментов бережливых технологий.

Материалы и методы

Выполнена оценка детского травматологического пункта г. Санкт-Петербурга. Проведено картирование медицинских процессов в регистратуре, холле, манипуляционных и диагностических кабинетах. Разработаны пути оптимизации и перспективы внедрения инструментов бережливых технологий.

Результаты

Оценка безопасности и доступности оказания медицинской помощи в условиях детского травматологического пункта определили необходимость обеспечения свободного подъезда и оборудования комфортного пандуса с автоматическими дверьми с расположением основных кабинетов на первом этаже.
Отсутствие электронного документооборота и системы вызова пациентов повлияло на длительность времени ожидания приема до 40 минут и, как следствие, на удовлетворенность оказанием медицинской помощью.
Использование понятной для пациентов навигации расположения кабинетов и дополнительных кресел способствуют комфортному нахождению сопровождающих и исключают лишние перемещения детей с травмами и их родителей. Дополнительные наглядные материалы по профилактике травматизма должны располагаться во всех кабинетах и зонах ожидания медицинской помощи.
Отсутствие цветовой маркировки пациентов в списках и триажных таблиц определяют необходимость внедрение системы медицинской сортировки.

Выводы

Для создания эффективной системы оказания помощи в условиях детского травматологического пункта необходимо картировать медицинские процессы, визуализировать потери с последующим их устранением.
Внедрение бережливых технологий возможно при обязательном обучении всего медицинского персонала инструментам бережливого производства в здравоохранении.

Тема: Травматология, ортопедия, артроскопия
Олег Лисовский

Обучающий симуляционный курс в программе практической подготовки ординаторов травматологов-ортопедов

Автор(ы): Ю.П. Солдатов

Город: Курган

Учреждение: ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова»

Актуальность

Овладение манипуляционными навыками будущего врача травматолога-ортопеда является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего медицинского образования. Из особенностей специальности вытекает особая роль навыков, обеспечивающих безопасность пациента и самого врача. Исходя из этого, мануальные навыки должны выполняться строго по алгоритму протоколов и доведены до автоматизма. Большая роль в этом плане принадлежит организации применения и внедрению симуляционных технологий в подготовке специалистов по программам высшего профессионального образования.

Цель

Представить опыт применения обучающего симуляционного курса в программе практической подготовки ординаторов травматологов-ортопедов.

Материалы и методы

В ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А.Илизарова» в программу практической подготовки ординаторов травматологов-ортопедов в 2010 году был впервые введен обучающий симуляционный курс, который реализовывался перед прохождением практики в клинических подразделениях. Целью его явилось обеспечение готовности обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к врачу травматологу-ортопеду, а также отработка и совершенствование навыков оказания первой и квалифицированной врачебной помощи взрослому населению в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний. Задачи данного симуляционного курса: 1) овладение специальными навыками и манипуляциями в травматологии и ортопедии, необходимыми для обеспечения лечебного процесса; 2) выполнение на муляжах лечебных и диагностических манипуляций, отработка которых на больных является неэтичной (скелетное вытяжение, проведение спиц, пункция суставов, монтаж аппаратов чрескостной фиксации, демонтаж аппаратов и др.); 3) отработка на муляжах и симуляторах мероприятий по оказанию неотложных мероприятий.
Общая трудоемкость симуляционного курса составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Программа содержит 4 раздела: сердечно-легочная реанимация, пункция суставов, остеосинтез в травматологии и ортопедии, эндопротезирование, лечение ортопедических заболеваний.
Формой проведения симуляционного курса является самостоятельная работа ординатора под контролем преподавателя по отработке навыков на манекенах и симуляторах. К курсу допускаются ординаторы, освоившие теоретическую часть после сдачи тестового контроля по теме.

Результаты

Контроль практических умений ординаторов после прохождения симуляционного курса показал, что внедрение симуляционных технологий в образовательный процесс позволяет улучшить качество обучения травматологов-ортопедов и повысить уровень хирургических навыков. При этом необходимо продолжить дальнейшую разработку симуляционных технологий для обучения травматологов-ортопедов.

Обсуждение

Рациональной формой проведения симуляционного курса, на наш взгляд. является самостоятельная работа ординатора под контролем преподавателя по отработке навыков на манекенах и симуляторах. Допуск ординатора к курсу должен проходить дифференцированно на основе показателей освоения теоретической части, после сдачи тестового контроля по теме. После зачета по теоретическим знаниям ординатор отрабатывает на муляжах основные навыки, которыми должен владеть врач при оказании помощи при неотложных и/или угрожающих жизни состояниях, а также при базовых инвазивных манипуляциях в травматологии-ортопедии.

Тема: Травматология, ортопедия, артроскопия
Юрий Солдатов