ВИРТУАЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ-СИМУЛЯТОРЫ В ОБУЧЕНИИ ЭНДОСКОПИЧЕСКИХ ХИРУРГОВ

Автор(ы): Джумабеков А.Т., Артыкбаев А.Ж., Абуов С.М., Жарменов С.М., Калымбетов Р.Б., Ибраева С. Р.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: ЦККН Казахский МУНО

Актуальность

Виртуальные тренажеры-симуляторы обладают потенциалом, необходимым для будущего базового обучения в лапароскопической хирургии. Однако, есть небольшое количество исследований, доказывающих их эффективность, и очень мало известно о переносимости навыков в искусственную среду симуляционного учебного центра.

Цель

Определение эффективности отработки курсантами навыков с использованием виртуального тренажёра-симулятора LapSim® фирмы Surgical Science, Швеция

Материалы и методы

38 курсантов, не имевших предварительной подготовки по эндохирургии, были разбиты на две группы. Обе группы были статистически сопоставимы по полу, возрасту, уровню базовых навыков, моторике и т.п.
Основная группа проходила обучение с использованием виртуального симулятора лапароскопических операций - тренажера LapSim® с целью овладеть уровнем практических навыков. Контрольная группа обучалась по традиционным методикам. Затем хирурги обеих групп были допущены к самостоятельному выполнению неосложненных лапароскопических холецистэктомий. Каждый из них выполнил по десять вмешательств, которые были сняты на видео. Эти видеозаписи были маркированы и анонимно изучены преподавателями кафедры. Каждая видеозапись оценивалась несколькими преподавателями, результаты данной оценки сопоставлялись и суммировались. Оценка производилась на предмет количества допущенных неточностей и ошибок, как в операции в целом, так и на отдельных ее этапах.

Результаты

В основном начинающими хирургами допускались следующие неточности и ошибки: бранши инструмента вне поле зрения, неправильная диссекция, коагуляция окружающих тканей, повреждение окружающих тканей, плохая визуализация при клипировании, клипирование ненадлежащих структур. При этом наблюдалось достоверное различие между количеством ошибок, допущенных хирургами основной и контрольной групп. Те, кто проходил обучение на виртуальном тренажере-симуляторе LapSim® с последующей сертификацией уровня их навыков, допускали от 21 до 32 ошибок и неточностей за одну операцию; в контрольные группы - от 54 до 108 ошибок и неточностей.

Выводы

Использование виртуального тренажера-симулятора LapSim® в учебном процессе существенно, в 2-3 раза снижает количество ошибок, которые допускают начинающие хирурги при выполнении своих первых лапароскопических операций. Прежде чем допускать хирурга до самостоятельного выполнения лапароскопических вмешательств, он должен в совершенстве отработать практические навыки на симуляторе и подтвердить (сертифицировать) приобретенный уровень.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Ольга Смирнитская

Мотивация – как основной стимул симуляционного обучения в хирургии

Автор(ы): Неустроев П.А., Гоголев Н.М., Протопопова А.И.

Город: Якутск

Учреждение: Северо-Восточный федеральный университет

Актуальность

Роль симуляционного обучения в медицине, а в особенности в хирургии чрезвычайно важна. В настоящее время симуляционные технологии в хирургии стремительно развиваются, все более и более упрощая доступ и возможности в обучении. В каждом университете имеются материально-технические и интеллектуальные ресурсы для проведения занятий по хирургии. Но вместе с тем, остается проблема мотивации студентов к занятиям в симуляционных классах. Проблема усугубляется тем, что для полноценного освоения навыков тех или иных методик в хирургии, времени заложенного в программе обучения не хватает, да и не может хватать, и студентам нужно тратить дополнительное время для обучения.

Цель

Изучить влияние мотивации на симуляционное обучение хирургов

Материалы и методы

Изучены результаты прохождения студентами-хирургами и ординаторами практических тренингов. Данные взяты с 2017 года по 2019 год. учащиеся распределены на 2 группы: первая группа - студенты и ординаторы, которые являлись членами сборной по хирургии, контрольная группа не участвовали в соревнованиях. Всего проанализировано 84 студента и ординатора. Для анализа навыков использовалась лапароскопическая стойка и симулятор Lap-Mentor.

Результаты

По данным квалификационного тренинга результаты следующие. В первой группе 92% студентов полностью прошли трек, уложившись во времени. Во второй группе 23 % прошли трек, но только 6 % смогли уложиться во временной интервал. Следует отметить, что более 30 % студентов первой группы закночили более, чем в два раза раньше положенного времени.

Обсуждение

Главным фактором, который прогрессивно увеличивает эффективность обучения является мотивация студента. А одним из основных факторов способствующий развитию мотивации, который издревле известен человеку, это соревнования и конечно же тренировка к соревнованиям.
Олимпийское движение в хирургии, начавшее свою деятельность с 2016 года на сегодняшний день является мощнейшим драйвером повышения мотивированности студентов к хирургии. Ежегодно сборная Северо-Восточного университета достигает призовых мест в региональных, всероссийских и международных олимпиадах. А самое главное происходит в период подготовки к соревнованиям. При проведении тренингов к региональным олимпиадам студенты-хирурги и помогающие им ординаторы овладевают практическими навыками хирургии намного более эффективными методами и в более сжатые сроки. Практически ежедневная работа в анатомических залах и симуляционном центре смотивированы прежде всего желанием выиграть на конкурсе. Необходимо отметить, что вместе с тем появляется удовлетворение от проделанной работы и достигнутых высот, что дополнительно мотивирует студента развиваться дальше.

Выводы

Таким образом, соревновательный элемент в обучении хирургии является эффективнейшим методом повышения мотивации обучаемого. Считаем, что данный подход должен быть всесторонне изучен и анализирован и может быть введен в качестве методики для симуляционного обучения хирурга.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Петр Неустроев

Анализ эффективности освоения эндохирургических мануальных навыков с помощью виртуальных тренажёров для лапароскопической хирургии в рамках программы повышения квалификации врачей хирургических специальностей.

Автор(ы): Потапов М.П., Климов П.А., Струбчевский А.В.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России

Актуальность

Повышение эффективности процесса обучения молодых специалистов эндовидеохирургии является одним из важных методологических вопросов современной хирургии. Эту проблему призваны решать специальные образовательные центры, профильные кафедры и отделения научных центров. Основной идеей предлагаемой концепции является обучение с использованием виртуальных тренажёров и эндохирургичеких тренинг-боксов. Только после этого целесообразно проведение занятий в виварии, а затем возможна работа в операционных.

Цель

Определить и оценить эффективность процесса освоения мануальных навыков у специалистов хирургических специальностей в процессе обучения на виртуальных тренажёрах (VirtuLab) по программе цикла повышения квалификации по хирургии.

Материалы и методы

В январе и в феврале 2020 года на базе Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ЯГМУ проведены циклы повышения квалификации «Базовые навыки в лапароскопической хирургии», в рамках системы непрерывного медицинского образования, 36 ЗЕТ, по которой были обучены 9 специалистов различных профилей: хирургия, онкология, урология. В качестве организационной схемы учебного модуля по отработке базовых навыков на виртуальных тренажёрах для лапароскопической хирургии LAP Mentor Express, принята серия из шести ежедневных двухчасовых занятий на тренажёрах. При выполнения каждого задания регистрируется исходный уровень навыков и уровень после освоения навыков при их успешном трехкратном выполнении. Каждое движение обучающегося фиксируется и анализируется компьютером тренажёра, в результате чего после окончания упражнения система позволяет объективно оценить более десятка параметров качества выполнения каждого задания (затраченное время, количество, безопасность, скорость, результативность, эффективность движений, работа камерой и др.), выводя их в виде таблицы.

Результаты

Проведенный анализ результатов выявил значимое повышение уровня навыков благодаря объективной оценке каждого из параметров, что позволяет максимально эффективно корректировать и выявлять погрешности при отработке какого-либо эндохирургического навыка.

Выводы

Современная парадигма обучения с помощью виртуальных тренажёров для лапароскопической хирургии (VirtuLab) позволяет значительно сократить время освоения практических навыков за счет быстрого и продуктивного тренинга, делая начальный период самостоятельной работы молодого хирурга более краткосрочным и эффективным для самого врача, и исключает возникновения интра- и послеоперационных осложнений у пациентов на этапе освоения эндохирургических навыков оперирования.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Пётр Климов

Виртуальная реальность в преподавании эндоскопии

Автор(ы): И.В. Аксенов, А.В. Оноприев

Город: Краснодар

Учреждение: ФГБОУ ВО Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России

Актуальность

Компьютерные технологии широко применяются в современном образовании. В настоящее время интернет-технологии используются как основной способ коммуникации. Переход от учебников к компьютерам и мобильным устройствам, появление огромного количества образовательных программ приводят к изменения в педагогическом процессе. Особенно ярко это проявилось в условия пандемии COVID-19.
Ограниченное время работы на виртуальных тренажерах является одной из самых острых проблем в обучении эндоскопии. В связи с этим роль смартфонов в медицине и образовании резко возрасла. Важным преимуществом, послужившим причиной их выбора для проведения этого исследования, была мобильность и компактные размеры. Также стоит отметить, что как AppStore, так и Android развиваются очень быстро и в них появляется множество полезных медицинских приложений.

Цель

Оценка возможности применения компьютерных программ App Store и Android при обучении эндоскопии.

Материалы и методы

На нашей кафедре при обучении эндоскопии мы используем компьютерные программы, находящиеся в свободном доступе на App Store и Android, не требующие после инсталляции постоянного подключения к интернету. В настоящее время при дистанционном обучении мы рекомендуем слушателям следующие программы: 1) The Gasrolab Endoscopy Learning Center-достаточно большой ресурс с огромной базой высококачественных эндоскопических изображений; 2) Atlas of Gastrointestinal Endoscopy- атлас гастроинтестинальной эндоскопии с большим количеством изображений; 3) Endo video atlas (Ferring Pharmaceutical)- эндоскопический видеоатлас с обширным объемом исследований; 4) Lower Endoscopy- атлас изображений различных заболеваний желудочно-кишечного тракта; 5) EUS (Endosonography LLC Diagnostic and Interventional Endoscopic Ultrasound)-приложение, посвященное эндоскопической ультразвуковой диагностике; 6) American Society for Gastrointestinal Endoscopy –ресурс, охватывающий все разделы эндоскопии.
Для развития практических навыков использовались программы с виртуальной реальностью: 1) Magnetic Air Capsule Robot- программа дает полное представление о работе управляемой эндокапсулы на протяжении всего желудочно-кишечного тракта; 2) Olympus Broncho Guide- программа, содержащая достаточно полный объем сведений и выполнении бронхоскопия; 3) Endоscopy 3D free-программа, дающее полное представление о аппаратуре для выполнения эндоскопии и навыкам практической работы.

Результаты

Слушатели, которые использовали в процессе подготовка данный набор программ, быстрее и более уверенно переходили к практической работе в клинике. Имелась прямая взаимосвязь между уровнем владения компьютерными технологиями и быстротой освоения первичных навыков.

Выводы

При дистанционном обучении эндоскопии возможно включение в учебный процесс ресурсов App Store и Android, находящихся в свободном доступе.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Игорь Аксенов

Есть ли место дистанционным технологиям в обучении на клинической кафедре?

Автор(ы): Е.А.Авраменко, А.Ю.Семенов

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: СПбГУ

Актуальность

В период пандемии COVID-19 процесс обучения в медицине претерпел существенные изменения. Особенно сильно это отразилось на освоении практических навыков и в изучении клинических дисциплин. В меньшей степени «пострадали» фундаментальные дисциплины.
В процессе преподавания общей хирургии студентам третьего курса медицинского факультета в СПбГУ дистанционные методики столь широко были применены впервые.

Цель

Анализ первого опыта дистанционного обучения студентов третьего курса на кафедре Общей хирургии СПбГУ.

Материалы и методы

Для дистанционного обучения студентов третьего курса на Кафедре общей хирургии СПбГУ в период пандемии COVID-19 была выбрана платформа Discord. Обучалось более 100 студентов 2 и 3 курсов. В удаленном режиме осуществлялось как чтение лекций, так и проведение семинарских занятий на протяжении 3 месяцев. В качестве наглядных материалов использовались презентации Power Point, собственные фото- и видеоматериалы кафедры, иллюстративный материал из открытых источников, материалы онлайн-конференций. По окончании обучения проведен опрос студентов для получения обратной связи по вопросам качества информационного обеспечения, доступности и удобства данного формата обучения.

Результаты

Выбор платформы Discord для проведения обучения в дистанционном формате оказался удачным. Платформа позволяет осуществить бесплатный онлайн-доступ к лекциям и семинарским занятиям неограниченного числа учеников на неограниченное время, демонстрировать наглядные материалы в разных форматах, как презентации, так и фотографии и видео, позволяет в режиме реального времени создавать графические схемы (имитируя работу преподавателя у доски), опрашивать студентов устно или в письменной форме, отправлять коллективные и индивидуальные сообщения. Важно также, что длительность встречи на указанной платформе не лимитирована по времени. Есть также мобильное приложение, позволяющее как студентам, так и преподавателям работать дистанционно из любой точки пространства, имеющей зону покрытия сотовой связью. Также стоит отметить, что значительное удобство в организации учебного процесса принесли особенности платформы, связанные с ее структурой, напоминающей социальную сеть. Отсутствие необходимости устраивать каждый раз сессию позволило проводить общение с учащимися не только во время занятий и лекций, а и в любое другое время. Серверная структура избавила от необходимости рассылок приглашений на каждую сессию, позволила присутствовать на занятиях и лекциях студентам любых курсов, ординаторов, аспирантов.
Важным аспектом работы явилось получение обратной связи от обучающихся.
Среди ведущих преимуществ дистанционного обучения в discord, отмеченных студентами, были: отсутствие временных и финансовых затрат на поездки в аудитории и больницы (главный приоритет по мнению 86 % опрошенных), возможность сохранять материалы лекций и занятий для самостоятельной подготовки (второй по значимости приоритет для 29 % студентов), создание комфортной обстановки при обучении (третье преимущество по мнению у 24% учеников).
Важнейшими недостатками формата названы: отсутствие возможности освоения практических навыков (главный недостаток для 59% опрошенных), проблемы технического характера с программным обеспечением и интернетом (вторая по значимости проблема у 27 % студентов), отсутствие социальных контактов и очного общения как с сокурсниками, так и с преподавателями (третий недостаток, названный 33% учеников). Кроме того, отмечено как отрицательное – отсутствие возможности погружения в больничное пространство с непосредственным участием или присутствием при проведении лечебных и диагностических мероприятий.
Также студентами было вынесено предложение о переводе лекционных занятий в дистанционный формат после окончания ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции.

Выводы

В условиях пандемии произошла скоротечная вынужденная мобилизация сил и средств преподавательского состава, направленная на формирование большого объема визуального контента и освоение новой технологии, ранее многими преподавателями практических клинических дисциплин не использовавшейся. Были выявлены преимущества и недостатки дистанционного формата обучения, применявшегося для клинической дисциплины. Вне всякого сомнения, подобный формат не может полностью вытеснить очное обучение студентов, однако позволяет освоить значительную часть учебного материала в сложной эпидемической обстановке. За счет этого дистанционное обучение несомненно займет свое место и в медицинском образовании, более того, в ограниченном объеме оно может быть включено и в рамки обучения на клинических кафедрах.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Екатерина Авраменко

Симуляционное обучение врачей основам эндовидеохирургии

Автор(ы): А.А. Козка, О.С. Олифирова, Е.А. Ермолаева

Город: Благовещенск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Амурская ГМА" Минздрава России

Актуальность

Эндовидеохирургический метод оперативного лечения в последнее время становится золотым стандартом лечения самой разнообразной хирургической патологии. Этот метод ценен минимальной травматичностью, ранней реабилитацией больных и незначительным числом послеоперационных осложнений. Симуляционный тренинг создает условия для тщательной отработки базовых навыков в эндовидеохирургии ещё до их использования в практической деятельности с целью снижения количества возможных технических ошибок хирурга в реальной ситуации.
В рамках системы непрерывного медицинского образования (НМО) на кафедре хирургических болезней Амурской государственной медицинской академии подготовлена и утверждена программа повышения квалификации по специальности «Хирургия» цикла «Основы эндовидеохирургии» для хирургов и врачей хирургических специальностей трудоемкостью 36 академических часов (1 неделя).

Цель

Целью предложенной программы является углубленное получение теоретических знаний и овладение базовыми эндовидеохирургическими навыками, обеспечивающими совершенствование профессиональных компетенций врачей для самостоятельной профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Материалы и методы

В процессе изучения раздела дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий: отработка практических навыков в аккредитационно-симуляционном центре (АСЦ), электронное обучение.
На базе АСЦ для дополнительной профессиональной программы цикла повышения квалификации врачей «Основы эндовидеохирургии» используются следующие тренажеры:
1. Коробочный тренажер для отработки базовых навыков ETHICON ENDO-SURGERY, INC. Тренажер представляет собой прямоугольную коробку с фиксированными отверстиями, через которые вводятся троакары или непосредственно эндохирургические инструменты. Данный тренажер помогает обучающемуся адаптироваться к работе в условиях двухмерного изображения, транслируемого на монитор, научиться работать с лапароскопическими инструментами в закрытом пространстве, координировать движение рук, и предназначены для отработки базовых лапароскопических навыков.
2. Интерактивный лапароскопический тренажер для отработки базовых навыков ЛТК 1 02. Конструкция манипуляционного короба данного тренажера обеспечивает быстрый и легкий доступ при замене компонентов, применяемых на занятиях по проведению лапароскопических операций. На корпусе размещены 12 портов для эндохирургических инструментов, расположенных на обеих боковых поверхностях короба. Поддон короба оснащен системой крепления, которая позволяет фиксировать различные приспособления и материалы для проведения эндохирургических упражнений, включая биологические материалы. Цифровая камера высокого разрешения оснащена креплением, позволяющим изменять угол наклона и место съемки внутри манипуляционного короба.
3. Виртуальный симулятор для обучения эндоскопической хирургии и отработки техники выполнения лапароскопических операций LAP MENTOR SIMBIONIX. Тренажер содержит в себе задания с интерактивным контролем с различными уровнями сложности, позволяющие осваивать важнейшие навыки в области лапароскопии. Также сложные клинические сценарии с имитацией осложнений и повреждений в режиме реального времени дают возможность приобретать опыт различных подходов к выполнению процедуры, комбинация реалистичной тактильной обратной связи, подробной анатомии, реалистичной визуализации, широкого диапазона хирургических инструментов и разнообразных конфигураций положения троакаров, дидактические функции и учебные пособия, такие как анатомические 3D-модели, поэтапные реальные видео, интерактивные инструкции и готовые к использованию курсы.
Данная программа НМО в первую очередь ориентирована на обучение врачей хирургов районного звена Амурской области. Обучение ведется с отрывом от основного места работы.

Результаты

В результате освоения программы врач приобретает основные навыки эндовидеохирургических манипуляций, обеспечивающие совершенствование профессиональных компетенций для самостоятельной профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся.
По окончании обучения цикла «Основы эндовидеохирургии» врач-хирург должен владеть следующими навыками: 1.навигация эндоскопом с торцевой оптикой 0°, удержание горизонта и адекватная визуализация не-подвижных, подвижных и скрытых объектов, координация и определение дистанции до объекта; 2.навигация лапароскопом с оптикой 30°; 3. скоординированная манипуляция инструментом и лапароскопом 30°; 4.зрительно-моторная координация; 5.бимануальная манипуляция эндоинструментами; 6.клипирование и захват негерметичных протоков в определенных сегментах; 7.работа эндоножницами; 8.электрокаустика (работа с электрокоагулятором); 9.наложение лигирующей петли; 10. разрезание тканей; 11. перемещение объектов; 12. перенос предметов с помощью колышков; 13. установка иглы в иглодержатель; 14. техника обратного вкола; 15.наложение экстракорпоральных швов; 16. наложение интракорпоральных швов; 17. наложение швов (непрерывный, преревистый); 18. завязывание узлов (неполный, двойной, лигатурный, хирургический, U-образный); 19. формирование анастомозов.
При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.

Выводы

Симуляционный тренинг в рамках системы непрерывного медицинского образования (НМО) в программе повышения квалификации по специальности «Хирургия» цикла «Основы эндовидеохирургии» на базе ФГБОУ ВО «Амурская ГМА» Минздрава России позволяет отработать базовые и оперативные навыки в эндовидеохирургии, с последующим их использованием в практической деятельности врачей, тем самым снизив возможные технические ошибки хирурга в реальной ситуации.

ФГБОУ ВО "Амурская ГМА" Минздрава России, ГАУЗ АО "АОКБ"

Тема: Хирургия, лапароскопия
Александра Козка

Изучение топографической анатомии артерий верхней конечности с использованием «Anatomage Table»

Автор(ы): О.В.Мурашов, М.С.Бегун, Н.В.Иванова

Город: Псков

Учреждение: ФГБОУ ВО Псковский государственный университет

Актуальность

В связи с развитием эндоваскулярной хирургии возникает потребность в специалистах, которые должны владеть не только оперативной техникой, но и знать вариантную анатомию сосудов. В курсе топографической анатомии и оперативной хирургии изучению вариантной анатомии сосудов уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем вариантной анатомии плечевой артерии посвящены многие работы отечественных и зарубежных анатомов. Результаты их исследований были получены на основе препарирования трупа или проведения ангиографии. В связи с быстрым развитием современных информационных технологий появляются и новые методы для изучения вариантной анатомии сосудов, одним из которых может стать использование анатомического стола «Anatomage Table». Анатомический стол «Anatomage Table» способен создавать трехмерное изображение всей кровеносной системы или отдельных ее звеньев (артериальной или венозной систем) в различных областях тела на основе фотореалистичных копий (реальных тел), созданных путем наложения сканов КТ, МРТ и фотографий срезов в аксиальной проекции, обработанных компьютером, визуализированных и выведенных на экран.

Цель

Целью исследования явилось изучение вариантной анатомии плечевой артерии на основе фотореалистичных копий, представленных в трехмерном изображении и выведенных на экран анатомического стола «Anatomage Table EDU 6.0.2»

Материалы и методы

На первом этапе исследования изучались и сравнивались литературные источники отечественной и зарубежной анатомических школ, содержащие описание плечевой артерии.
На втором этапе исследования изучалась анатомия восьми плечевых артерий четырех монголоидных и европеоидных трупов (двух мужских и двух женских) на основе их фотореалистичных копий, представленных в трехмерном изображении и выведенных на экран анатомического стола «Anatomage Table EDU 6.0.2». После выделения плечевых артерий и их цветовой окраски были сделаны скриншоты для выявления индивидуальных особенностей этих артерий. Ствол плечевой артерии окрашивался в желтый цвет, ее ветви первого порядка – в розовый, ветви второго порядка – в голубой. Выделение и окрашивание плечевых артерий и их ветвей осуществлялось с помощью курсора или цифровой постобработки в Adobe Photoshop.

Результаты

Сравнение графических рисунков правой и левой плечевых артерий показало, что на всех восьми артериях определялась классическая бифуркация в локтевой ямке на локтевую и лучевую артерии. Между тем, были выявлены различия по отходящим от материнского ствола ветвям, их количеству и последовательности ответвления. Артериями первого порядка плечевой артерии были: мышечная ветвь, ramus muscularis (М), глубокая артерия плеча, arteria profunda brachii (PB), верхняя локтевая коллатеральная артерия, arteria collateralis ulnaris superior (CUS), питающая артерия плечевой кости, arteria nutricia humeri (NH), и нижняя локтевая коллатеральная артерия, arteria collateralis ulnaris inferior (CUI). Установлено, что плечевая артерия может отдавать от трех до четырех ветвей с различным порядком их ответвления от основного ствола. Были определены следующие индивидуальные особенности: у трупа мужчины-европеоида питающая артерия плечевой кости на обеих руках направляется в питательное отверстие плечевой кости, ответвляясь от ствола плечевой артерии; у трупа мужчины-монголоида на правой руке питающая артерия плечевой кости направляется в питательное отверстие плечевой кости, ответвляясь от глубокой артерии плеча; у трупа мужчины-монголоида от правой плечевой артерии ниже ее начала и выше места отхождения глубокой артерии плеча отделяется крупная мышечная ветвь, идущая параллельно глубокой артерии плеча к трехглавой мышце плеча; у трупа мужчины-монголоида от дистальной трети плечевой артерии отходит нижняя локтевая коллатеральная артерия, соединяющаяся с ней же выше бифуркации на локтевую и лучевую артерии.

Обсуждение

В отечественной классической анатомии плечевая артерия представлена как артерия, отдающая три крупных ветви: глубокую артерию плеча, верхнюю и нижнюю локтевые коллатеральные артерии. В изданиях зарубежной анатомической школы описана четвертая ветвь, отходящая от ствола плечевой артерии – питающая артерия плечевой кости. В отечественных фундаментальных анатомических изданиях – это ветвь или ветви глубокой артерии плеча. Из восьми наблюдаемых нами плечевых артерий, на трех питающая артерия плечевой кости отходила от ствола плечевой артерии. Наиболее часто в исследованиях отмечается классических вариант деления плечевой артерии на две терминальные ветви (бифуркация): лучевую и локтевую артерии. Описаны случаи обнаружения трифуркации плечевой артерии с различным набором ветвей. Кроме бифуркации и трифуркации плечевой артерии, количество ее конечных ветвей может насчитывать пять - локтевую артерию, лучевую артерию, лучевую возвратную артерию и две мышечные ветви. Как показывают проведенные исследования, глубокая артерия плеча является значительно вариабельной артерией.

Выводы

Сравнение изученных нами восьми плечевых артерий (на четырех трупах) позволило сделать следующие выводы:
1. С помощью анатомического стола «Anatomage Table» в курсе топографической анатомии и оперативной хирургии возможно изучение вариантной анатомии плечевой артерии.
2. Плечевая артерия может отдавать от трех до четырех ветвей.
3. Питающая артерия плечевой кости может отходить как от ствола плечевой артерии, так и быть ветвью глубокой артерии плеча.
4. Плечевая артерия может отдавать крупную мышечную ветвь к трехглавой мышце плеча, отходящую выше глубокой артерии плеча и сопровождающую ее.
5. Нижняя локтевая коллатеральная артерия, отделившись от плечевой артерии, может с ней же и соединяться.
6. Вариантную анатомию плечевой артерии необходимо учитывать при выполнении металлоостеосинтеза, ангиографических исследований и оперативных вмешательств на верхней конечности, чтобы избежать ятрогенных осложнений.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Наталья Иванова