Роль симуляционного обучения в формировании профессиональной мотивации у абитуриентов медицинского вуза

Автор(ы): Л.Ю. Королёва, Х.Н. Ацакзай

Город: Орёл

Учреждение: Медицинский институт Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева

Актуальность

В последние годы в сфере образования все большее значение придается профориентационной работе со школьниками. Поскольку подросткам в возрасте 14-17 лет трудно совершить осознанный выбор будущей профессии, особенно связанной с медициной, то в данном случае на помощь приходят сотрудники медицинских вузов, которые занимаются знакомством абитуриентов с тонкостями их будущей деятельности. Опыт прошлых лет показал, что современным школьникам недостаточно простого рассказа о профессии для принятия решения о выборе будущего направления обучения, в связи с чем возможность применения симуляционного обучения оказывает значительную помощь абитуриентам определиться и в дальнейшем не пожалеть о своем выборе.

Цель

Провести анализ мотивирующих факторов, оказавших влияние на выбор абитуриентами медицинских специальностей при поступлении в вуз.

Материалы и методы

В сентябре 2020 года произведено анкетирование 168 студентов, поступивших на первый курс Медицинского института ОГУ имени И.С. Тургенева на специальность «Лечебное дело». Опросник включал в себя ряд вопросов с возможностью множественного выбора о том, что повлияло на их выбор в пользу медицинской профессии.

Результаты

Активная профориентационная работа с применением возможностей симуляционного обучения для формирования профессионального интереса у абитуриентов проводится в Медицинском институте с 2015 года. Данные мероприятия включают в себя различные мастер-классы в профильных классах школ области, сопровождение экскурсий для школьников с демонстрацией практических навыков на базе Аккредитационно-симуляционного центра, проведение регулярных занятий в школе «Юный медик». В процессе такого формата профориентационной работы абитуриенты из сторонних наблюдателей и пассивных слушателей превращаются в непосредственных участников процесс: осваивают навыки сердечно-легочной реанимации, изучают правила первой помощи в экстренных ситуациях, например, при ожогах, травмах или попадании инородного тела в верхние дыхательные пути и пр. С целью оценки эффективности такого способа активного обучения было принято решение провести анкетирование абитуриентов для установления роли симуляционного обучения в мотивации выбора профессии медицинской направленности.
В результате анализа 168 заполненных анкет было определено, что 67% респондентов указали значительную роль профориентационных мероприятий, оказавших влияние на их выбор: 26% обучались в профильных классах и посещали мастер-классы, 8% являлись слушателями школы «Юный медик», 33% указали в качестве ключевых причин выбора медицинской профессии посещение мероприятий с возможностью активного участия в работе с симуляторами, сформировавшее желание продолжить обучение для освоения навыков оказания помощи в реальных условиях. Среди прочих мотивов выбора были указаны продолжение медицинской династии (12%), влияние родственников на выбор профессии (8%). Наряду с этим 13% участников опроса анкетирования ответили, что их выбор профессии был случайным.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что использование симуляционных технологий в процессе профориентационной работы с абитуриентами способствует формированию осознанной профессиональной мотивации к поступлению в медицинский вуз, помогая в последующем достигать более высоких показателей в учебе и формировать уверенность в себе и своих силах, что является важным моментов в становлении личности будущего работника сферы здравоохранения.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Лилия Королёва

Улучшение качества и продолжительности жизни пациента при использовании систем поддержки принятия врачебных решений.

Автор(ы): Лебедева Анна Владимировна

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр ГКБ им. С.П. Боткина

Актуальность

Улучшение качества оказания медицинской помощи и увелические продолжительности жизни пациента — одна из основных задач современного здравоохранения. Учитывая, что в настоящее время цифровизиция охватывает все более широкие сферы человеческой деятельности, она не могла миновать медицинскую сферу. Широкое внедрение систем поддержки принятия врачебных решений способно повысить скорость и точность постановки диагнозов и эффективность лечения.
Системы поддержки принятия врачебных решений и продукты на базе искусственного интеллекта в скором времени будут рассматриваться на равне с телемедициной и электронными медицинскими картами, которые будут представлять основу в развитии цифрового здравоохранения.
Современный уровень медицины позволяет использовать лечащему врачу огромный спектр разнообразных диагностических и лечебных методик, фармакологических средств для улучшения качества и продолжительности жизни пациента. Но для этого врачу приходится учитывать самые разнообразные факторы, такие как показания и противопоказания к методике или способу лечения, особенности данного конкретного пациента и течение заболевания, совместимость или усиление влияния различных методов исследования или лекарственных средств друг на друга, индивидуальную реакцию и непереносимость у пациента и так далее.
В результате, во время приема пациента, врачу при назначении обследования и лечения необходимо принимать во внимание все вышеозначенные особенности, строить свою работу на основании знаний, опыта, клинического представления о пациенте и принятых стандартах и рекомендаций Министерства здравоохранения.
Все это держать в памяти и принимать правильные и своевременные решения становится все сложнее, особенно в условиях ограниченных временных ресурсов. Ситуация усложняется еще и тем, что объем знаний в медицине растет с огромной скоростью. Вот именно в этот напряженный и для врача и, как следствие, для пациента момент на помощь может прийти система поддержки принятия врачебных решений. Это програмное обеспечение, позволяющее путем сбора и анализа информации влиять на принятие врачом решения при обследовании пациента, диагностике, назначении лечения с целью снижения ошибок и повышения качества оказываемой медицинской помощи.
Основная задача систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР) — облегчить жизнь доктору во время приема или в любом другом месте оказания медицинской помощи, а также помочь ему быть вовлеченным в дела пациента, что позволяет создать психологически комфортные условия для лечебно-диагностического процесса. Ведь с первого взгляда у пациента слагается определенное мнение о том, кому он решил доверить свое здоровье. Доверительное отношение пациента ко врачу позволяет получить необходимую для медицинского вмешательства информацию о состоянии здоровья и иные сведения, которые сказываются на качестве лечения и непосредственно влияет на продолжительность и качество жизни пациента.
СППВР могут помочь врачам в анализе данных о показателях здоровья, дать возможность автоматизированной обработки результатов обследования и обеспечить поддержку врача на различных этапах взаимодействия с пациентом. Они освободят врача от многих рутинных операций, которые раньше врач был вынужден выполнять вручную.
Системы могут включать в себя интеллектуальные математические алгоритмы, помогающие выявить патологические состояния, анализ показателей здоровья пациента может быть объединен со справочной информацией.
Важно понимать, что система сама не может назначить лечения и поставить диагноз. Она всего лишь инструмент в руках врача, который обрабатывает, оценивает и пропускает через себя огромные объемы информации в реальном времени, что несомненно может значительно сократить время необходимое врачу для постановки диагноза, а пациенту для сохранения здоровья и качества жизни.
Введение в практику электронных медицинских карт значительно приблизило современное здравоохранение к будущему, ведь они являются предтечей систем поддержки принятия врачебных решений. Электронные медицинские карты стали особым способом регистрации данных и их применение уже помогает многим врачам в ведении пациента, так как накопленная в них информация об исследованиях и назначениях за последние несколько лет позволяет составить максимально подробную картину здоровья пациента основываясь на уже имеющихся данных и скорректировать возможную схему лечения.
Если в скором времени начнется совместная интеграция электронных медицинских карт и систем поддержки принятия врачебных решений в клинический процесс, то это несомненно приведет к изменению методов обучения и медицинской практики, что необходимо учитывать уже сейчас

Цель

провести анадиз имеющейся информации о системах поддержки принятия врачебных решений и их влиянии на качество и продолжительность жизни пациента.

Материалы и методы

теоретической основой стали работы отечественных и зарубежных авторов

Результаты

Любые системы поддержки принятия врачебных решений должны рассматриваться, в первую очередь, как медицинские технологии помогающие улучшить процесс оказания медицинской помощи пациенту. Опыт показывает, что эти системы могут начительно улучшить качество диагностики и лечения многих социально значимых заболеваний

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Ольга Смирнитская

Геймификация в симуляции, как новый инструмент обучения

Автор(ы): Успенская Н.А., Танишина Е.Н., Бахарев И.В., Зубко Д.В.

Город: Рязань

Учреждение: ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России

Актуальность

В современных условиях для оптимизации процесса обучения преподаватели вуза взаимодействуют с обучающимися не только на территории Аккредитационно-симуляционного центра, но и удаленно. Для организации учебного процесса при помощи дистанционных образовательных технологий был определен формат взаимодействия с обучающимися.
1. Онлайн формат – обучение в реальном времени, «здесь и сейчас» с использованием различных средств связи.
2. Офлайн формат – взаимодействие с обучающимися в отложенном режиме, что подразумевает освоение материала и выполнение задания в конкретный временной промежуток, но с комфортной для слушателя скоростью.
3. Электронная почта – технология для отправки и получения электронных писем.
4. Мессенджеры и социальные сети. Имеют ряд неоспоримых преимуществ – создание индивидуального или группового чата для общения; отправка файлов различного формата; конференц-звонки; видеозвонки, в том числе и в режиме конференции; создание своих каналов или групп для публикации материалов;
При переходе на дистанционное обучение актуальным становится вопрос получения обратной связи, как от обучающегося (выполнение задания), так и от преподавателя (оценка выполненной работы).
Обратная связь в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие. В контексте дистанционного обучения это может быть информация, предоставляемая, например, преподавателем или обучающимся относительно аспектов своей работы или понимания материала.

Материалы и методы

Наш опыт построения обратной связи с обучающимися Аккредитационно-симуляционного центра РязГМУ. Для обучения и контроля освоения навыков студентами нами была предложена следующая стратегия подачи материала:
1. Обучающее видео с объяснением алгоритма выполнения навыка. Смоделирована реальная ситуация, которая отражает реальную практическую проблему. Обучающийся должен проанализировать ситуацию и сопоставить навык, продемонстрированный преподавателем, с оценочным чек-листом.
2. Видео выполнения навыка (без объяснений).
3. Для контроля знаний нами предложено видео выполнения навыка. В данном видео преподаватель преднамеренно допускает ошибки в выполнении алгоритма. Студент выступает в качестве эксперта и оценивает последовательность действий «аккредитуемого», заполняя при этом чек-лист.
Данный подход был нами использован для освоения практических навыков в ситуациях:
- «Экстренная медицинская помощь»
- «Неотложная медицинская помощь».
При освоении практического навыка «Физикальное обследование сердечно-сосудистой системы пациента» в качестве контроля знаний обучающимся предложено видео демонстрации алгоритма с аудиозаписью аускультативной картины. Задача студентов – заполнить «Форму заключения» и установить диагноз.
Для контроля практического навыка при изучении темы «Диспансеризация» обучающиеся должны самостоятельно подготовить видео с выполнением навыка (минимум необходимого оборудования, возможность использования подручных материалов).

Результаты

Дистанционное обучение полностью не заменяет живое обучение, но имеет свои преимущества. Геймификация всегда предполагает принятие обдуманного решения, мотивирует, активизирует внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Ольга Смирнитская

Опыт использования интерактивных методик обучения при формировании профессиональных компетенций оказания экстренной и неотложной медицинской помощи

Автор(ы): Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А., Карпатский И.В., Кузнецова Ю.В., Завьялова А.Н., Гавщук М.В., Селиханов Б.А., Гецко Н.В., Лисовская Е.О.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

Актуальность

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом, использование симуляторов и манекенов является обязательным при формировании практических компетенций обучающихся по медицинским специальностям. Использование интерактивных форм обучения позволяет «погрузить» студентов в клиническую ситуацию, что способствует приближению моделируемой ситуации к реальной. Таким образом реализуется компетентностный подход, основой которого является не просто механическое запоминание изолированного алгоритма выполнения практического навыка, а командная работа с взаимодействием различных специалистов по достижению единой цели. Одной из интегральных обучающих технологий является неигровая имитационная методика CBL (case-based-learning) – обучение на основе клинического случая. Данный метод представляет способ обучения, посредством которого у обучающихся формируются принципы как критического мышления, так и командного взаимодействия.

Цель

Оценить возможности внедрения методики обучения Case-Based Learning в образовательную деятельность при обучении студентов алгоритмам оказания экстренной и неотложной медицинской помощи.

Материалы и методы

На базе кафедры общей медицинской практики СПбГПМУ в рамках образовательной деятельности подготовлены кейсы по клиническим сценариям «Генерализованная форма менингококковой инфекции» («ГФМИ») и «Острый эпиглоттит» («ОЭ»). По кейс-задаче «ГФМИ» обучено алгоритму действий 379 человек, по «ОЭ» – 216 студентов и 46 клинических ординаторов. Проведен анализ подготовки и проведения занятий, определены алгоритмы действий тьюторов, преподавателей, обучающихся.

Результаты

Методика CBL основана на решении клинических сценариев, имитирующих потенциально возможную патологию. Отличительными признаками технологии CBL являются: реальность моделируемой клинической ситуации, общая цель, программируемая преподавателем в зависимости от вида занятия, необходимость командной работы при принятии решений, наличие альтернативных вариантов решения кейса, возможность индивидуального и группового дебрифинга. Поставленные перед обучающимися задачи формируются преподавателем, исходя из потребностей конкретного практического занятия: выявление стержневой проблемы, анализ полученных в ходе обследования данных и их интерпретация, проведение дифференциальной диагностики заболевания, описанного в задаче, построение возможных терапевтических подходов, формирование и закрепление практических профессиональных компетенций, в частности, при работе с симулированным пациентом. Подготовка к занятию и проведение симуляций по разработанным сценариям состоит из восьми этапов: подготовительный (формирование кейса и распределение ролей), входящий контроль теоретических знаний по рассматриваемому вопросу, брифинг, определение ролей учащимися, два раунда симуляции с межраундными дебрифингами, подведение итогов и получение обратной связи. Для обучающихся практическое занятие состоит из трех частей – подготовительной (с изучением теоретического материала), непосредственного выполнения раундов сценария и межраундного обсуждения пройденных этапов. Вторая и третья части занятия проводятся в симулированных условиях с видеофиксацией. Обучающиеся разделяются на три группы: медицинские работники, «родители» и наблюдатели. Во время брифинга определяется общее условие поставленного перед студентами задания. Задачами медицинских работников являются своевременная диагностика заболевания или жизнеугрожающего состояния на основе собранного анамнеза, анализ результатов клинико-лабораторной и инструментальной диагностики, установление диагноза, назначение терапии, своевременный старт проведения экстренной и неотложной помощи при развитии жизнеугрожающих осложнений. Так, в случае «ГФМИ» медицинскими работниками являлись врач-педиатр и медицинская сестра приемного покоя, а также врач анестезиолог-реаниматолог и медицинская сестра-анестезист, к которым обращалась мать с ребенком с признаками инфекционного заболевания. Правильно собранный анамнез и проведенный осмотр (rush-сыпь и геморрагическая сыпь у ребенка располагалась в ягодичной области) позволили своевременно установить предварительный диагноз, выполнить забор биологического материала для проведения лабораторных исследований, начать интенсивную терапию. В ситуации с «ОЭ» медицинскими работниками являлись врач-педиатр участковый, клинический ординатор, пришедшие на квартирный вызов, врач и фельдшер скорой медицинской помощи. Их задачей являлись сбор анамнеза, осмотр ребенка, начало реанимационных мероприятий по предусмотренному условиями задачи сценарию развития клинической смерти, своевременный вызов квалифицированной помощи. На «родителей» возложены задачи помощи медицинским работникам при сборе анамнеза и обследовании, но с другой стороны, отвлечение внимания медработников от оказания помощи проявлениями чрезмерной заботы или вопросами. Задачей наблюдателей являлось заполнение чек-листов с оценкой правильности последовательности и качества оказания медицинской помощи. Отдельное внимание уделялось командной работе и знаниям противоэпидемического режима. Пациентов имитировал высокореалистичный манекен Sim Junior с технологией обратной связи и возможностью дистанционного управления.

Выводы

Опыт проведения занятий по методике CBL свидетельствует о высокой эффективности занятия при работе с малыми группами (до 6 – 10 человек), что позволяет контролировать процесс обучения и анализировать действия всех участников.
Обучающая методика Case-based-learning определяет возможность реализации компетентностной модели обучения при формировании профессиональных навыков и умений оказания экстренной и неотложной медицинской помощи.
Внедрение клинических сценариев при практическом обучении на симуляторах позволяет выявить типичные ошибки и эффективно выработать инструменты командного и межличностного взаимодействия при оказании медицинской помощи в условиях реального времени.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Олег Лисовский

Формирование бережливой личности и непрерывное медицинское образование

Автор(ы): Хощенко Ю.А., Начетова Т.А., Нагорный А.В., Назаренко М.Л.

Город: Белгород

Учреждение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Актуальность

Выполнение национального проекта «Здравоохранение» предполагает изменение характера отношений между врачами и пациентами, улучшение качества медицинской помощи населению и повышение квалификации медицинских работников в системе Непрерывного медицинского образования, а также формирование бережливой личности. Перспективной формой обучения сотрудников медицинских учреждений инструментам и технологиям бережливого производства является Фабрика медицинских процессов. Однако до настоящего времени, несмотря на актуальность проблемы, в доступных литературных источниках практически не приводятся результаты изучения факторов, влияющих на результативность такого обучения, что и определило цель нашего исследования.

Цель

Целью работы явилось выявление проблем, связанных с обучением медицинских работников на Фабрике медицинских процессов и определение путей их решения.

Материалы и методы

Проанализированы анкеты 50 обучающихся на Фабрике медицинских процессов ( группа 1 – с высшим медицинским образованием, n = 25, обучение в рамках 36-часовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (ДПППК) «Бережливая поликлиника» т группа 2 - со средним профессиональным медицинским образованием n = 25, обучение в рамках 18-часовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (ДПППК) «Бережливая поликлиника». Анкеты содержали вопросы для выявления уровня подготовки медицинских работников по вопросам инструментов бережливого производства, позволяли оценить уровень стресса при обучении на Фабрике медицинских процессов и отношение анкетируемых к методике проведения Фабрики, а также готовность после окончания ДПППК работать в составе проектного офиса медицинской организации и в выполнении бережливых проектов. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета программ «Statgraphics Сenturion». Для оценки достоверности различий применяли метод углового преобразования Фишера, с целью выявления причин, способных оказать влияние на итоги обучения на Фабрике медицинских процессов - факторный анализ.

Результаты

Результаты исследования позволили выявить 5 факторов, оказывающих влияние на обучение медицинских работников на Фабрике процессов «Профилактический осмотр».
Первый из них можно охарактеризовать как эмоциональный, так как в него вошли такие признаки, как волнение при проведении медицинских манипуляций (факторная нагрузка (ФН) =0,80) и при самостоятельном применении инструментов бережливого производства (ФН=0,84).
Второй фактор был связан с пониманием необходимости обучению инструментам и технологиям бережливого производства, о чем свидетельствовали как уже имеющийся опыт (участие в выполнении бережливых проектов (ФН = 0,59), применение инструментов бережливого производства на своем рабочем месте (ФН = 0,53) и готовность вносить предложения по улучшениям ( ФН = 0,67).
Третий фактор подчеркивал активную позицию обучающихся на Фабрике медицинских процессов, о чем говорили достаточно высокие факторные нагрузки таких признаков, как анализ своих действий на Фабрике (ФН = 0,60), готовность к экстраполяции приобретенного бережливого опыта на реальные медицинские процессы (ФН = -0,65), понимание необходимости постоянства применения полученных навыков (ФН = 0,72).
Четвертый фактор отражал необходимость продолжения обучения формированию навыков использования инструментов бережливого производства в связи с тем, что в него вошли такие признаки, как необходимость обучения лин-инструментам в модулях системы непрерывного медицинского образования (ФН = 0,82) и недостаточность, с точки зрения обучающихся, 12-ти часов занятий на Фабрике процессов (ФН = -0,62). Последний признак с ФН = 0,48 вместе с признаком, отражающим готовность к применению новых инструментов бережливого производства (ФН = -0,85) вошли в 5 фактор, который подтверждал связь между необходимостью применения современных форм обучения и формированием бережливой личности. При этом обращал на себя внимание факт, что если участвовать в выполнении бережливых проектов хотели бы почти половина (48,9%) анкетируемых, то работать в составе проектного офиса хотели бы в два раза больше врачей, чем медицинских работников со средним профессиональным образованием (62,5% против 34,8%; Pφ < 0,05). Кроме того, если ранее выполняли бережливые проекты только 37,5% опрошенных с высшим медицинским образованием, то после обучения выразили желание участвовать в бережливой проектной деятельности уже 62,5% (Pφ < 0,05).

Обсуждение

Анализ полученных данных свидетельстввал о перспективности использования Фабрики медицинских процессов для развития бережливой личности. Следует отметить, что ряд анкетируемых до начала обучения уже имел опыт применения лин-инструментов. Так, в группе 1 до начала обучения инструменты бережливого производства на своем рабочем месте использовали 41,6%, в группе 2 – 30,4% респондентов. Лучшие результаты обучения в группе 1, с нашей точки зрения могут быть объяснены тем, что подготовка врачей проводилась на Фабрике медицинских процессов в рамках 36-часовой ДПППК, в то время как на обучение медицинских работников со средним профессиональным образованием было затрачено в два раза меньше учебных часов. Кроме того, для трети врачей было затруднительно прилюдно высказывать свои предложения по улучшениям, и система обучения на Фабрике процессов способствовала решению этой проблемы. Немаловажное значение, с нашей точки зрения, имело и желание медицинских работников повышать свои бережливые компетенции путем использования системы Непрерывного медицинского образования – это предложение одобрили 70,8% врачей и 43,5% медицинских работников со средним профессиональным образованием.

Выводы

Полученные данные свидетельствуют о необходимости применения системы Непрерывного медицинского образования с включением в 36 – часовые очные образовательные модули Фабрики процессов продолжительностью не менее 12 учебных часов для развития бережливых компетенций у врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Татьяна Начетова

Применение виртуальных пациентов на платформе открытого доступа для развития клинического мышления в условиях дистанционного обучения

Автор(ы): Риклефс В.П., Калиева Ш.С.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО "Медицинский университет Караганды"

Актуальность

В постоянно меняющемся мире от университетов требуется уже не столько передать знания будущим специалистам, сколько научить их критическому мышлению, принятию быстрых решений и получению знаний на протяжении всей жизни. Для этого необходимо практико-ориентированное обучение, способствующее развитию гибких навыков и индивидуализированному обучению в контексте триединства образования, практики и науки.
Классическим методом обучения в этом случае является клиническое обучение с практикой на реальных пациентах. Однако, в последнее время, в медицинском образовании всё больше наблюдаются несколько тенденций, препятствующих полноценному клиническому обучению:
• сокращается продолжительность пребывания пациентов в стационарах;
• всё большее количество заболеваний лечится на амбулаторном уровне или в домашних условиях;
• сокращается время, отведённое на консультации пациентов в амбулаторных условиях;
• во многих лечебных учреждениях отсутствуют условия для размещения большого количества студентов;
• постоянно увеличивающийся объём медицинских знаний и процедур, который невозможно освоить в рамках только клинической практики;
• пациенты возражают против взаимодействия со студентами;
• практикующие клиницисты имеют весьма ограниченное время на взаимодействие со студентами и организацию их обучения на рабочем месте;
• усиливающийся риск пандемий, в условиях которых очное обучение становится невозможным.
Другим серьёзным фактором является обеспечение обучения в безопасной среде, как для студентов, так и для пациентов. Подобное обучение невозможно без предварительной подготовки по выполнению навыков в условиях симуляционного обучения, в том числе с применением виртуальных пациентов.

Цель

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы продемонстрировать возможности реализации обучения с применением виртуальных пациентов на платформе открытого доступа в условиях дистанционного обучения.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 445 студентов, обучавшиеся на 4 и 5 курсах по дисциплинам «Основы детских болезней» и «Основы общей врачебной практики», в рамках проекта повышения потенциала в высшем образовании Erasmus+ TAME («Обучение во избежание медицинских ошибок»), 86 студентов участвовали в качестве контрольной группы. В обучении студентов были использованы 12 случаев виртуальных пациентов, разработанных на открытой платформе Open Labyrinth (http://olab.tame-project.org). Каждый случай представлял собой набор текстовых описаний клинической ситуации с мультимедийными данными (фотографии, видео, аудио) лабораторных и инструментальных исследований. Каждый случай содержал 3 точки принятия решения по диагностике, профилактике и лечению заболеваний, после которых студентам предъявлялась новая информация, в зависимости от принятого решения. Случаи представлялись студентам в двух вариантах – линейном, когда решения за студентов были приняты заранее тьютором и разветвлённом, когда решения принимали сами студенты. После окончания каждого случая проводилось анкетирование для самооценки способностей по принятию клинических решений, полученного опыта и эмоционального состояния. В конце семестра проводилось тестирование, состоящее из трёх блоков вопросов: 1) непосредственно по случаям; 2) по заболеваниям, разбираемым в случаях; 3) по заболеваниям, разбираемых в рамках дисциплины, но не отражённых в случаях. Тестирование проводилось также и в контрольной группе.
Обсуждение каждого случая виртуального пациента проходило в группе студентов два занятия под руководством тьютора – на первом занятии разбирался сам случай, а на втором занятии проводился дебрифинг по допущенным ошибкам.

Результаты

Оценивая результаты анкетирования и тестирования студентов, нами было отмечено, что в ходе обучения с виртуальными пациентами эмоциональная реакция на линейные случаи со временем угасает, а в разветвлённых случаях студенты находятся постоянно в эмоциональном тонусе и мотивация поддерживается на протяжении всего периода обучения. Студенты также приобретают больше опыта при обучении на разветвлённых случаях, однако воспринимаемые ими способности по принятию клинических решений были выше при обучении с помощью линейных случаев. При тестировании было выявлено, что, в-целом, разветвлённые случаи способствовали большей устойчивости знаний и навыков, чем линейные случаи и традиционное обучение. Тем не менее, 12 случаев было недостаточно для адекватного переноса полученных знаний и навыков на новые клинические ситуации – воспроизводимость знаний не отличалась в исследуемых группах по заболеваниям, не отражённых в случаях и даже была несколько выше в контрольной группе.
При диалоге с тьюторами в ходе исследования было отмечено, что участие в проекте позволило им прийти к пониманию необходимости изменения в подходах обучения и разработке специальных обучающих материалов для клинического обучения с использованием e-learning. ППС впервые имели возможность обучиться разработке клинических случаев с медицинской ошибкой с использованием “виртуального пациента” на открытой онлайн-платформе. Преподаватели осознали, что виртуальный пациент создаёт больше возможностей для студентов попрактиковаться в принятии клинических решений вне реального контакта с пациентом. После этого они стали активно применять эту методику не только в рамках проекта, но и для преподавания других клинических дисциплин и модулей, где требуется контакт с пациентом. При этом всеми однозначно было отмечена лёгкость перевода этого формата обучения как в очный, так и дистанционный формат.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Виктор Риклефс

Сравнительный анализ выполнения технических навыков в условиях простого и командного тренингов

Автор(ы): Долгина И.И., Долженкова И.Г., Савич В. В., Григорьян М.Ф.

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ ВО Курский ГМУ Минздрава России

Актуальность

В современном обществе существует множество подходов к процессу обучения, и это не только знание стандартов, принятых на государственном или локальном уровне, а еще и взаимодействие с коллегами, умение выделить в ургентных ситуация приоритетность выполняемых навыков. Главная задача для формирования квалификационных характеристик у врачей и ординатов - это «становление» аналитического и проективного мышления. Речь идет прежде всего о навыке анализа ургентности клинических ситуаций. Зачастую, работая в команде, на принятия решения и скорости выполнения той или иной манипуляции влияет множество факторов. Именно командные обучения в условиях, адаптированных к реальному времени, усовершенствуют профессиональные компетенции специалистов.

Цель

Провести сравнительный анализ выполнения технических навыков в процессе обучения у ординаторов при выполнении простого и командного тренингов в стандартных условиях и в условиях стресс реакции.

Материалы и методы

В исследовании участвовали ординаторы по специальностям «хирургического» профиля: «Акушерство и гинекология» (16 человек), «Анестезиология и реаниматология» (16 человек). Предварительно все участники прошли обучения по выполнению навыков профессионального стандарта по профилю с разбором клинических рекомендаций, стандартов оказания медицинской помощи. Особое внимание уделялось расширенным реанимационным мероприятиям у беременных на разных сроках гестации, а также особенностям проведения СЛР от первоначальной причины.

Результаты

Итогом обучения для каждого участника, стало проведение комплекса тренингов. Первый тренинг, был простой, учитывались ошибки во время проведения расширенных реанимационных мероприятий и временные промежутки за которое выполнялся навык. Учет ошибок отражался в командном зачете. Для оценки выполнения проверяемых навыков были разработаны чек-листы по профилю акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология (максимальная оценка – 27 баллов при проведении расширенных реанимационных мероприятий). Тренинги выполнялись на манекене - Noelle VII. Следующим этапом, были выделены статистически сопоставимые группы (8 групп) из которых 4 группы (К 1-4) выполняли командный тренинг на тему планового кесарево сечения в стандартных условиях, и 4 группы (К 5-8) – в условиях стресс реакции. Стресс факторами служили перфорация мочевого пузыря во время судорожного синдрома на фоне системной токсической реакции у групп К 5 и К 6, трудные дыхательные пути и перелом грудины во время компрессий одним из членов оперирующей группы у групп К 7 и К 8. В каждую группу включались два ординатора, проходящие обучение по специальности акушерства и гинекологии, два по специальности анестезиология и реаниматология (один из которых выполнял роль врача, второй анестезиста).
Статистическая обработка проводилась с помощью программы Microsoft Excel 2010.
Полученные результаты:
При выполнении простого тренинга самыми распространенными ошибками были: отсутствие смещения дна матки в процессе непрямого массажа сердца в 37,5 % случаев; обеспечение проходимости дыхательных путей без прекращения компрессий грудной клетки – в 25 %. У ординаторов по специальности анестезиология и реаниматология присутствовали так же и профессиональные ошибки: при проведении искусственной вентиляции легких после протекции дыхательных путей в 31,25 %: отсутствовала проверка давления в манжете интубационной трубки в 18,75 %, не проверялась герметичность дыхательного контура – 12,5%.
При введении в структуру тренинга стресс реакции для одной части команды, непреднамеренно влекли ошибки у другой части команды. Стресс реакции отражались не только на временном факторе принятия решений, но и становились причинами и конфликтных ситуаций в командах.
Сравниваемыми критериями служили: время и методика извлечения плода, время диагностики признаков клинической смерти, показания для проведения электроимпульсной терапии, время за которое обеспечивалась проходимость дыхательных путей.
Среднее время извлечение плода у групп К 1-4 составило 22±0,425 сек, у групп К 5-8 - 26±0,6 сек. Среднее время диагностики признаков клинической смерти у групп К1-4 составило 29±0,23 сек и у групп К 5-8 – 44,75±0,24 сек соответственно. Подвергалась оценке и среднее время, за которое обеспечивалась проходимость дыхательных путей. У групп К 1-4 оно заняло 8,25±0,325 сек, а у групп К 5-8 12,75±0,425 соответственно.
При сравнении результатов простого и командного тренингов выявлено, что при выполнении простого тренинга статистически меньше было время затраченное на диагностику признаков клинической смерти и количество ошибок при проведении электроимпульсной терапии. При проведении командного тренинга во время электроимпульсной терапии были допущены ошибки в 37,5 % случаев, тогда как при проведении простого тренинга этот показатель составил – 11,11%.

Выводы

В результате проведения дебрифингов было выявлено, что большинство ординаторов, участвующих в исследовании не были готовы к командной работе, что конечно же, сказалось на конечном результате. Бесспорно, в становлении профессиональных компетенций, теоретические знания полученные в процессе подготовки специалистов на кафедрах являются основополагающими, но более широкое внедрение в процесс обучения командных тренингов сделает его более безопасным для пациента и качественным в условиях постоянного повышения требований к уровню квалификации.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Ирина Долгина

Эффективность тренингов оказания первой помощи в реалистичной симулированной среде

Автор(ы): Долгина И.И., Савич В.В., Долженкова И.Г., Григорьян М.Ф.

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ ВО Курский ГМУ Минздрава России

Актуальность

Успешность оказания первой помощи пострадавшим при различных ситуациях – форпост в определении дальнейшего прогноза состояния, поэтому знания и устойчивые навыки необходимо формировать как можно раньше, особенно у студентов медицинских вузов. В связи с чем, актуальность данного исследования не вызывает сомнений.

Цель

Определить эффективность обучения студентов оказанию первой помощи в высокореалистичных симулированных условиях.

Материалы и методы

Проведен анализ оценочных листов 74 студентов 4 курса лечебного факультета. Анализ алгоритмизации обследования пациентов и дифференцированного подхода к оказанию первой помощи проводился по трем сценариям: 1 сценарий - внезапная сердечная смерть в аэропорту, 2 - обморок студента в учебной аудитории, 3 - травма плеча на улице. Алгоритм обследования пациента считался выполненным при наборе студентами более 70%.

Результаты

При анализе результатов проведения сценария внезапной сердечной смерти в аэропорту 83,78% студентов выполнили алгоритм оказания первой помощи. Стоит отметить, что 2,7% от общего числа испытуемых выполнили его на 100%. Оценка дифференцированного подхода о выполнении указанной помощи в сценарии 1 установила следующие системные несоответствия:
- «нерабочее» состояние АНД приводит к задержке проведения компрессий;
- отсутствие средств индивидуальной защиты дыхательных путей ведет к сбою алгоритма проведения СЛР;
- сложности при коммуникации с окружающими в аспекте объяснения их роли в оказании помощи.
Похожая картина наблюдалась при проведении у студентов сценария 3, который был выполнен ими в 83,78%, однако здесь процент выполнения алгоритма на 100% отмечался выше в 2 раза и составил 5,7% от общего числа испытуемых. Анализ дифференцированности подхода к оказанию первой помощи пострадавшему при травме плеча на улице установил следующие ошибки:
-не обеспечивается индивидуальная защита (перчатки);
-при использовании манекена при наложении шины недооценка степени травматизации и «грубое обращение» с конечностью;
-при участии симулированного стандартизированного пациента неготовность к оказанию помощи;
-сложности при коммуникации с окружающими в аспекте объяснения их роли в оказании помощи.
Большие трудности у студентом вызвал сценарий оказания первой помощи при обмороке, симулированного в учебной аудитории. Алгоритм не выполнен 21,63% от общего числа испытуемых. Однако, это не отразилось на процентном соотношении студентов выполнивших его на 100% (5,4%). При оценке дифференцированности подхода оказания первой помощи при выполнении сценария 2 найдены системные несоответствия:
-быстрая вертикализация пострадавшего;
-повторная потеря сознания при быстрой вертикализации приводит к сбою алгоритма оказания первой помощи;
-сложности при коммуникации с окружающими в аспекте объяснения их роли в оказании помощи.

Выводы

Таким образом, проведение тренингов первой помощи требует предварительной подготовки участников с целью адаптации к симулированной среде и более эффективному использованию ресурсов.
При проведении тренингов с участием симулированного, стандартизированного работника целесообразно включать в его обязанности решение вопроса о прекращении или продолжении тренинга.
Проведение «контрольных» тренингов, направленных на выявление системных несоответствий и разработке способов коррекции для их устранения.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Ирина Долгина

Point-of-Care Ultrasound - мультидисциплинарное направление в симуляционном обучении.

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Лыхин В.Н., Филявин Р.Э., Саморуков В.Ю., Родионов Е.П., Мурмилов В.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина, Учебно-аккредитационный центр Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы.

Актуальность

Развитие медицины стремительно движется в сторону внедрения новых технологичных методов оказания помощи населению. Одним из таких направлений является Point-of-Care Ultrasound - прикладная ультрасонография. Point-of-Care Ultrasound или коротко POCUS - представляет группу методик связанных с ургентной ультразвуковой диагностикой жизнеугрожающих состояний (различные протоколы eFAST, RUSH, BLUE и др.), а также направление ультразвуковой навигации при выполнении инвазивных вмешательств (сосудистый доступ, регионарная анестезия, пункции и биопсия и др.). Особенностью POCUS  является мультидисциплинарность, когда врачи различных специальностей используют портативные ультразвуковые приборы для выполнения своих узких целей. Ряд авторов называет POCUS фонендоскопом будущего - когда врач берет УЗИ прибор и использует с целью получения ответа на диагностический вопрос или для выполнения инвазивной манипуляции. В настоящий момент, в мировой практике, POCUS занимает свое место в семейной медицине, нефрлогии, неонатологии, пульмонологии и др.

Цель

Продемонстрировать перспективы и возможности данного направления в рамках нескольких специальностей. Привлечь внимание к универсальности некоторых протоколов для проведения обучения специалистов разных направлений. Отличным примером может быть программа: "eFAST протокол ультразвуковой оценки пациентов с политравмой", а также программа "УЗИ легких при вирусной пневмонии COVID-19". В рамках данных образовательных мероприятий, которые регулярно проводятся в Учебно-аккредитационном центре Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы, привлекаются специалисты из хирургии, интенсивной терапии, ультразвуковой диагностики, врачи скорой и неотложной помощи. Обучение в группах смешанных специальностей демонстрирует уникальную возможность междисциплинарного взаимодействия, а в случае догоспитального этапа оказания помощи показывает возможность обеспечения преемвственности на догоспитальном и госпитальном этапах оказания медицинской помощи.

Результаты

За время проведения образовательных курсов в рамках направления Point-of-Care Ultrasound. В различных программах приняли участие врачи разных направлений анестезиологи-реаниматологи, неонатологи, хирурги, врачи ультразвуковой диагностики, неврологи, рентген-эндоваскулярные хирурги, врачи скорой и неотложной медицинской помощи. Обеспечение взаимодействия между различными специалистами во время оказания медицинской помощи на разных этапах позволяет подготовить фундамент в процессе междисциплинарного обучения. Универсальность прикладной ультраснографии для различных специалистов открывает новые возможности в сложных диагностических случаях, позволяет снизить временные интервалы во время интенсивной терапии жизнеугрожающих состояний, использование на разных этапах госпитализации отражает пластичность данной технологии и огромные перспективы в будущем.

Выводы

Point-of-Care Ultrasound - актуальное направление медицины с огромным потенциалом. Производители ультразвукового оборудования все больше внимания удиляют развитию портативных УЗИ сканеров. Использование ультразвуковых устройств подключаемых к современным смартфонам и планшетам открывают возможность трансляции изображения с УЗИ устройства, в сопровождении видео с камер гаджетов. Трансляция с медицинских приборов с телемедицинской консультацией в процессе выполнения ультразвуковой диагностики в формате POCUS - это совершенно новый подход, который охватывает не только диагностическую область и направление УЗИ навигации интервенционных вмешательств, но и открывает новую дверь в формат телемедицинского обучения.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Всеволод Лыхин

Организация симуляционного медицинского образования

Автор(ы): Лопатин З.В., Копылов Е.Д., Садальский Ю.С., Богданова О.Г.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И.И.Мечникова" МЗ РФ

Актуальность

Симуляционное медицинское образование традиционно проводится в виде симуляционного обучения в специализированных центрах. Некоторые отделения больницы также обеспечивают симуляционную среду за пределами клиники, используя учебные комнаты, созданные для отработки навыков вне клинических условий, что можно назвать внутренним обучением. Помещения для внутреннего обучения могут быть частью больничных отделений и в некоторой степени напоминать симуляционные центры, но часто в меньшей степени оснащены техническим оборудованием. Симуляционное обучение «на месте» (СОНМ), внедренное за последнее десятилетие, является инструментов группового взаимодействия людей и проводится в отделениях по уходу за пациентами с медицинскими работниками в их собственной рабочей среде. СОНМ может быть объявленным (сотрудники информированы о проведение симуляционного обучения) и необъявленным (сотрудники, вовлеченные в симуляционную среду, не знают целей и приоритетных ожиданий от их деятельности).

Результаты

В нерандомизированных исследованиях утверждается, что симуляционное обучение «на месте» более эффективно для образовательных целей, чем другие типы обучающей среды. И наоборот, немногие существующие сравнительные исследования, рандомизированные или ретроспективные, показывают, что выбор обстановки, похоже, не влияет на индивидуальное или групповое обучение. Тем не менее, симуляционное обучение на базе больничного отделения, такое как внутреннее обучение и СОНМ, приводят к лучшим результатам в групповом обучении. Литература предлагает некоторые улучшения организации обучения на основе необъявленного типа СОНМ. Однако было замечено, что последний вариант организации образовательной среды без предварительного уведомления персонала был сложной задачей для планирования и проведения обучения, а также более напряженным для участников. Необходимо и далее развивать определенные аспекты организации, планирования и проведения наиболее подходящих вариантов симуляционного обучения.

Выводы

Основываясь на текущих ограниченных исследованиях, мы предполагаем, что выбор варианта организации симуляционного медицинского образования не влияет на индивидуальное и групповое обучение. Обучение на базе отделений больниц, такое как внутреннее обучение и, особенно, СОНМ, приводят к большим положительным результатам в групповом обучении. Общие цели медицинского образования могут помочь в выборе варианта симуляции.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Евгений Копылов