Перспективы дистанционного обучения при формировании профессиональных компетенций в медицинском вузе

Автор(ы): Лисовский О.В., Гостимский А.В., Карпатский И.В., Лисица И.А., Кузнецова Ю.В., Завьялова А.Н.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

Актуальность

Современное законодательство в области высшего профессионального образования регулирует возможности использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Подобные методики широко используются не только в системе подготовки обучающихся немедицинских специальностей, но и в рамках непрерывного медицинского образования. Использование ДОТ в системе преддипломного образования до 2020 года не имело широкого распространения при очной форме обучения. Однако пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 привела к необходимости оперативного внедрения электронных технологий в образовательный процесс. Неопределенная на настоящий момент продолжительность распространения инфекции диктует необходимость определение места ДОТ в системе современного медицинского образования.

Цель

Анализ результатов обучения студентов практическим компетенциям на основе использования ДОТ.

Материалы и методы

В Санкт-петербургском государственном педиатрическом медицинском университете, ввиду сложной эпидемиологической ситуации в стране, с апреля 2020 года образовательный процесс переведен в дистанционный формат. С этой целью для практических занятий использовались Интернет-платформы, где проходили семинары, лекции и зачеты по дисциплинам.
Среди студентов 1 курса по специальности «Леченое дело», проходивших обучение по курсу «Клиническая учебная практика: общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профилей», проведено анонимное социологическое исследование, направленное на определение возможности использования ДОТ при формировании профессиональных компетенций и обучении практическим навыкам и умениям. В работу включены 71 анкеты, состоявшие из 24 вопросов.

Результаты

Использование ДОВ в медицинском вузе считают возможным 60 респондентов (84,5%), из них 38 студентов (53,5%) предложили ограничить использование онлайн-технологий теоретическими предметами, 16 человек (22,5%) определили необходимость их использования в виде дополнительных учебных модулей, трое (4,2%) - как возможность устранять академические задолженности по пропущенным занятиям. Также трое студентов уверены в возможности перевода обучения в дистанционный формат.
Выявлены учебные дисциплины, предлагаемые студентами к переводу в исключительно онлайн-формат: История, включая Историю медицины и Историю Отечества – 43 респондента, Иностранный язык – 29 человек, Психология и Педагогика – 25 студентов, Латинский язык и Экономика – по 17 человек, Физика и Химия – по 10 человек, Математическая статистика – 8 человек, Биология – 4 человека, Нормальная анатомия человека – 2 студента. Все лекции предложили перевести в дистанционный формат 52 (72,8%) опрошенных студентов. Следует отметить, что 11 студентов (15,5%) считают недопустимым использование ДОТ в медицинском вузе. Определены дисциплины, онлайн-обучение которым, по мнению студентов, не должно быть переведено в дистанционный формат: Нормальная анатомия человека (n=58), Гистология (n=53), Биологическая химия (n=41), Учебная практика , Клиническая учебная практика и Производственная практика (n=34), Биология (n=25), Химия (n=14), Физическая культура (n=8), Латинский язык (n=5), Физика (n=4).
Несмотря на то, что базовой Интернет-платформой для дистанционного обучения в СПбГПМУ являлся Discord, применялись иные программы, используя их ключевые особенности: Whereby (n=61), Zoom (n=45), Googe-classroom (n=63), Skype (n=10). Важными параметрами при выборе дистанционной платформы обучения являлись: четкость связи (n=22), возможность просмотра видеофильмов, обучающих презентаций (n=23), возможность голосового общения с преподавателем (n=19), наличие текстового чата (n=16); понятный дизайн интерфейса платформы ДОТ отметили 19 студентов, стабильность Интернет-соединения – 7 обучающихся. Среди анализируемых анкет определены оптимальные программы: ДОТ для использования аудио- и видео-форматов (Discord – 48, Whereby – 11, Googe-classroom, Zoom и Skype (n=4); текстового формата с возможностью проведения тестирования (Googe-classroom – 24, Discord – 21). В 37 (52,1%) случаях при обучении использовали персональный компьютер или ноутбук, в 34 (47,9%) – мобильный телефон или планшет. Проблемы Интернет-соединения возникали у 64 (90,2%) опрошенных студентов, среди которых у 45 студентов значительного не повлиявшие на процесс обучения. Также 32 студента признались в том, что во время проведения практических занятий, а также периодической аттестации (зачетов, экзаменов) пользовались дополнительными материалами, 17 обучающихся – в том, что разницы в списывании в онлайн или оффлайн форматах обучения нет.

Обсуждение

Выделены основные преимущества ДОТ: выделение свободного времени, в том числе на самоподготовку (n=21), нахождение дома, психологический комфорт (n=20), отсутствие временных и материальных потерь (n=18), отсутствие необходимости искать дополнительную литературу для подготовки, так как необходимая информация представлена в преподавателем в презентации (n=16), простота в обучении и возможность «круглосуточной» связи с преподавателем (n=12), возможность «присутствовать отсутствуя» (n=8).
К основным недостаткам использования ДОТ респонденты отнесли: невозможность формирования практических компетенций, в том числе работа с анатомическими, гистологическими препаратами, манекенами (n=47), трудность в объективном оценивании знаний студента (n=27), отсутствие «живого» общения с преподавателями или другими студентами (n=16), ослабление мотивации к обучению дома (n=12), нагрузка на зрение (n=9), нестабильное Интернет-соединение (n=7), обязательное использование технических средств (n=3).

Выводы

Дистанционные образовательные технологии способствуют хорошей и комфортной теоретической подготовке, но без обязательного контроля над обучающимися занятия могут носить формальный характер.
Учитывая невозможность формирования практических компетенций, необходимо использовать дополнительные факультативные занятия на симуляторах для освоения и закрепления практических навыков на старших курсах.
Выживаемость полученных знаний требует дальнейшего исследования.

Тема: Организационные вопросы НПР
Олег Лисовский

Множественное мини-интервью как метод дифференцированного отбора кандидатов в резидентуру

Автор(ы): Кемелова Г.С., Риклефс В.П., Аимбетова Д.Б.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский университет Караганды» (НАО МУК)

Актуальность

Современной системе здравоохранения Казахстана необходимы медицинские специалисты с хорошими знаниями и навыками, развитым логическим мышлением, эффективными коммуникативными навыками, способные обучаться на протяжении всей жизни, соответственно здравоохранение республики ставит приоритетом качественный отбор в медицинские организации образования. Международное образовательное сообщество предлагает разнообразные методы отбора, такие как психометрическое тестирование, множественное мини-интервью (ММИ), простое интервью и собеседование. На этапе отбора кандидатов, претендующих на обучение в резидентуре, проводится экзамен по принципу объективного структурированного клинического экзамена, включая станции для множественного мини-интервью. Как правило, кандидаты в резидентуру проходят по пяти станциям с клиническими сценариями, но в 2019 году дополнительно отбор проходил по трем станциям ММИ. Станции множественного мини-интервью включали три станции с ситуационными задачами на принятие этических решений с продолжительностью семь минут на одной станции. Процедура проведения интервью была малознакомой для кандидатов, поэтому изучение их мнения явилось важной частью для понимания надежности метода отбора.

Цель

Целью исследования явилось изучение удовлетворенности претендентов процедурой дифференцированного отбора на обучение по программам резидентуры.

Материалы и методы

По завершению проведенного дифференцированного отбора, включающего метод множественного мини-интервью, все претенденты прошли анкетирование по удовлетворенности данной процедурой. Анкета состояла из 8 вопросов, касающиеся процедуры проведения ММИ и отношения кандидатов к формату и содержанию станций дифференцированного отбора.

Результаты

В анкетировании приняли участие 372 претендента, что составило 79% от общего числа претендентов, при этом 30 ответов были исключены, как некорректно составленные, поэтому во внимание были приняты ответы 342 респондентов. На вопрос «Считаете ли Вы, что отбор в резидентуру должен носить дифференцированный характер?» 80% респондентов ответили, что отбор обязательно должен носить дифференцированный характер, так как обучение в резидентуре предполагает углубленное изучение отдельных субспециальностей медицины с учетом приверженности кандидатов. На вопрос «Считаете ли Вы, что ММИ является хорошим методом для дифференцированного отбора?» 69% респондентов дали положительный ответ, при это 22% дали отрицательный ответ, именно те, кто не смог набрать проходной балл. Ситуационные задания, представленные на множественном мини-интервью, для 78% кандидатов оказались не сложными. Как причину выбора обучения в резидентуре выбрали по призванию «стать врачом» 66,8% кандидатов, 1% - по совету друзей, 1,5% выбрали семейную династию. По мнению кандидатов, врач должен быть грамотным (75%), коммуникабельным (65,6%), внимательным (66,6%), отзывчивым (54,7%), хладнокровным (21,7%), жестким (7,5%). В оценочных листах ММИ были также включены вопросы для оценки коммуникативных навыков претендентов. Конечные результаты экзамена и ответы при анкетировании коррелируют между собой, при этом отрицательные ответы в анкетировании были даны именно теми кандидатами, которые не набрали общий проходной балл экзамена. Однако для оценки влияния результатов ММИ на когнитивные и некогнитивные исходы целесообразно продолжить исследование.

Обсуждение

Анализ результатов анкетирования по изучению удовлетворенности процедурой отбора претендентов для обучения по программам резидентуры и результатов экзамена показали прямую зависимость отрицательных отзывов о процедуре отбора и низких результатов экзамена, и наоборот. Для повышения надежности экзамена целесообразно проводить тщательное планирование метода дифференцированного отбора с определением конечных результатов и пилотированием станций экзамена. Качественный отбор кандидатов на профессиональную пригодность будет способствовать повышению качества подготовки специалистов здравоохранения.

Выводы

Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:
1. С целью качественного отбора для обучения по программам резидентуры целесообразно проводить экзамен на профессиональную пригодность.
2. Множественное мини-интервью признается кандидатами для обучения по программам резидентуры как надежный и хороший метод дифференцированного отбора с возможностью определения способности к обучению и оценки коммуникативных навыков.
3. Метод отбора на обучение в резидентуру требует тщательного планирования и принятия обоснованных решений по результатам экзамена с определением необходимых компетенций для обучения.

Тема: Организационные вопросы НПР
Гульшат Кемелова

Симуляционное обучение как основа практико-ориентированного подхода к медицинскому образованию

Автор(ы): Э.Л. Исаева

Город: Грозный

Учреждение: ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Актуальность

Медицинский институт, являясь структурным подразделением Чеченского государственного университета, стремится к модернизации образовательного процесса, увеличению количества и повышению качества теоретических и прикладных научных исследований, в том числе путём перегруппировки имеющегося научного потенциала, и оснащения исследователей современным оборудованием и программными средствами, усиления исследовательской компоненты учебных программ, совершенствования содержания и технологий подготовки специалистов.

Цель

Важным шагом в модернизации медицинского образовательного процесса в институте стало создание аккредитационно-симуляционного центра, предназначенного для формирования оптимальных профессиональных компетенций и практических навыков в образовательной среде, посредством внедрения современных методов обучения и медицинской практики, основанной на симуляции, без потенциальных рисков для больных, с уменьшением ошибок и, в конечном счете, улучшением предоставляемых населению медицинских услуг. В центре студенты и ординаторы используют симуляторы высокой точности и виртуальную реальность, что значительно повышает качество и эффективность медицинского образования и системы здравоохранения Чеченской Республики. Здесь проводят различные семинары, тренинги, круглые столы для преподавателей с участием приглашенных экспертов из образовательных центров России и зарубежных стран для внедрения передовых, инновационных технологий.

Материалы и методы

Одним из важнейших направлений процесса оценивания в институте является внедрение новых эффективных методов, способных объективно выявить, как теоретические знания, так и сформированные компетенции, и навыки. Студентов здесь обучают использовать методы самооценки и самоконтроля, которые позволяют определить пробелы в процессе обучения. С этой целью кафедры готовят материалы для самооценки, которые распространяются либо в печатной форме, либо посредством электронной образовательной среды вуза. Одной из форм контроля знаний обучающихся, используемой в институте, является компьютерное тестирование, проводимое в компьютерных классах. Оно позволяет достаточно точно оценить знания студентов за малый временной промежуток. Оценить уровень освоения практических умений и навыков обучающихся позволяет симуляционный центр, целью которого является практико-ориентированный подход к медицинскому образованию, обучение и отработка навыков оказания медицинской помощи с использованием симуляционных образовательных технологий.

Результаты

Мониторинг результативности и эффективности применения инноваций и использования активных методов обучения осуществляется путем обсуждения на заседаниях кафедр, анализом успеваемости обучающихся. Ученый совет института обобщает передовой международный, отечественный опыт, а также лучшие практики методической работы кафедр ЧГУ и других вузов и содействует их внедрению в учебный процесс. Регулярно проводятся онлайн мероприятия с вузами-партнерами, способствующие обмену опытом в сфере образования и науки. К примеру, в рамках реализации международной академической мобильности и на основе двустороннего договора о сотрудничестве между ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» и Казахским медицинским университетом непрерывного образования 5 марта 2020 года в медицинском институте состоялась лекция-вебинар в режиме онлайн-трансляции д.м.н., профессора Хлебцовой Елены Борисовны на тему «Доказательная медицина в защите и восстановлении организма в условиях действия геофизических зон». Другим примером является проведенная в рамках реализации академической мобильности преподавателей, входящей в программу развития научно-образовательного медицинского кластера Северо-Кавказского федерального округа «Северо- Кавказский» в институте 2 марта 2020 года лекция в режиме онлайн-трансляции заведующего кафедрой нормальной и патологической физиологии, кандидата медицинских наук, доцента Адрова Андрея Валерьевича на тему «Значение йодного дефицита при формировании тиреоидной патологии и патологии гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы среди населения Северо-Кавказского региона».

Обсуждение

В рамках борьбы против распространения новой коронавирусной инфекции Министерством здравоохранения Чеченской Республики совместно с медицинским институтом Чеченского государственного университета проведены курсы повышения квалификации по подготовке кадрового резерва медицинского персонала. Бесплатное обучение по оказанию экстренной медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией прошли 1494 врача и 1736 специалиста среднего медицинского персонала с выдачей сертификата документ о прохождении курса по оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией. На базе симуляционных центров ЧГУ медицинские работники прошли обучающие курсы по основам сердечно-легочной реанимации. В резервную группу медицинского персонала вошли терапевты, хирурги, педиатры, инфекционисты и медицинские сестры. Медицинские работники совершенствовали свои навыки и приобрели новые знания по основам оказания помощи больным с COVID-19 на обучающих манекенах.

Выводы

Бесспорно, симуляционное обучение как наиболее приоритетное направление высшего медицинского образования, является эффективным педагогическим инструментом качественной подготовки будущих врачей к предстоящей самостоятельной практической клинической врачебной деятельности, способствует повышению качества профессиональной переподготовки, содействует внедрению инноваций в образовательный процесс и процесс повышения квалификации врачей.

Тема: Организационные вопросы НПР
Элина Исаева