Особенности симуляционного обучения в условиях высокого риска распространения новой коронавирусной инфекции

Автор(ы): Крючкова Н.Ю., Смагин А.Ю., Ноздрякова Л.С.

Город: Омск

Учреждение: БУ ДПО Омской области "Центр повышения квалификации работников здравоохранения"

Актуальность

В России показатель младенческой смертности начал приближаться к среднеевропейскому и составляет менее 5‰. Однако показатель остаётся ещё достаточно высоким в некоторых регионах страны. По результатам тестирования профессиональных знаний и навыков у специалистов со средним медицинским образованием, работающих в системе родовспоможения, выявлены определенные погрешности в реанимационной помощи новорожденному, связанные с недостаточно скоординированными действиями членов медицинской бригады, отсутствием преемственности, слабой коммуникацией. Потребность в проведении тренингов командообразования остается высокой. Обучение специалистов в период высокого риска распространения новой коронавирусной инфекции имеет особенности.

Цель

Изучение влияния тренинга командообразования при оказании реанимационной помощи новорожденному в родовом зале, адаптированного к условиям обучения в период высокого риска распространения новой коронавирусной инфекции.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 224 слушателя, обучавшихся по дополнительным профессиональным программам акушерского и педиатрического профиля. Из них 42 (опыт) обучались в период высокого риска распространения инфекции с применением адаптированной к особым условиям модели тренинга, в т.ч. акушерки родильного дома – 12 (28.6%), палатные медсестры отделения новорожденных, ПИТ и ОРИТН – 16 (38.1%), акушерки ФАП - 14 (33.3%). Для обучения специалистов в период повышенного риска распространения инфекции:
1. Разработаны локальные акты, регламентирующие проведение учебного процесса, инфекционную безопасность, правила внутреннего распорядка с учетом установленных требований безопасности.
2. Проведено перераспределение учебного времени тренинга в пользу электронного обучения. Через личный кабинет в системе дистанционного обучения каждый слушатель имел доступ ко всем учебным материалам, клиническим рекомендациям и методическим указаниям, электронным текстовым и видеоматериалам, в т.ч. теории командного обучения.
3. Группа слушателей предварительно делилась на потенциальные команды с количественным составом не более 3 обучающихся.
4. Для общения членов команд и преподавателя активно задействован ZOOM.
5. Проверочное тестирование исходного уровня знаний проводилось дистанционно в 2 этапа: выполнение индивидуального и командного проверочного задания. Командный проверочный тест требовал от членов команды обмена информацией, обсуждения вариантов, налаживания коммуникаций, т.е. дистанционного «зарождения» командных качеств.
6. Обсуждение теоретических клинических аспектов предстоящего тренинга предусматривало применение электронных технологий.
7. Практическая часть тренинга проводилась традиционно, очно. Члены команды выполняли практико-ориентированное задание (кейс), требующий оказания реанимационной помощи новорожденному, но с определенными ограничениями по времени, по количеству обучающихся. Очная контактная часть тренинга занимала не более 1/3 отведенного учебного времени с применением всех мер безопасности обучающихся. Практическое командное задание, как правило, предусматривало решение трудных, порой критических ситуаций в родовом зале, требующих усилий сразу нескольких специалистов, которым приходится выполнять несколько функций. На тренинге отрабатывалась готовность непрерывно и последовательно всеми членами команды проводить сердечно-легочную реанимацию младенцу под ритм метронома, с применением так называемого кругового каскадного метода. Симуляционный тренинг продолжался непрерывно, до тех пор, пока эффективность проводимых манипуляций не достигала требуемых характеристик командного стиля работы и результатов контроллера, подключенного к высокореалистичному манекену новорождённого.
В процессе выполнения практического задания, команды проходили стадии становления: от стадии «формирования команды», когда происходит создание нового временного коллектива, стадии «психологической напряженности», «нормализации» до стадии «общей деятельности» и эффективного выполнения поставленных задач. Стадия «формирования» занимала, как правило, меньше времени, проходила более «мягко», чем при традиционных формах тренинга, что связано с предварительным общением членов команды в режиме он- лайн.
Дебрифинг проводился немедленно или удаленно с применением дистанционных коммуникативных каналов с использованием видеозаписей тренинга.
Для оценки результатов командообразования применялись традиционные оценочные листы, предусматривающие оценку командного стиля работы: наличие лидерства, взаимного наблюдения и поддержки, эффективной коммуникации.

Результаты

1. Исходный уровень знаний у слушателей, обучающихся традиционно, показал средний балл 3.8, при 4.2 в опытной группе, что связано, с более ответственной подготовкой слушателей, отсутствием ожидания готовой (привычной) лекции преподавателя. Анализ исходного уровня по должностям имел сходную тенденцию в обоих группах: медсестры ПИТ и ОРИТН изначально имеют более высокие профессиональные знания в области реанимации новорожденного, как в контрольной, так и опытной группах.
2. Итоговый уровень командных знаний и умений показал не критично более высокие результаты в контрольной группе, обучающейся по традиционной модели тренинга командообразования (18 баллов против 16 в опытной по данным оценочных листов). Показатели лидерских качеств, способность к взаимозаменяемости при проведении реанимации, ситуационное наблюдение, поддержка выражены чуть более стабильно, чем в опытной группе, что связано с более длительным очным (контактным) учебным временем.

Выводы

Т.о. проведение адаптированных к условиям высокого риска распространения новой коронавирусной инфекции тренингов командообразования с применением электронного обучения и дистанционных технологий, является допустимым. При качественной разработке электронных материалов, методика проведения тренинга может быть рассмотрена как альтернативный метод обучения в особых условиях.

Тема: Педиатрия и неонатология
Людмила Ноздрякова

Опыт обучения врачей раннему выявлению критических врожденных пороков сердца у новорожденных на высокореалистичном манекене NENA Sim с использованием различных клинических сценариев

Автор(ы): Халидуллина О.Ю., Петрушина А.Д., Ушакова С.А., Косинова С.Р., Паршукова Л.Н., Жаркова И.Ю., Путилова Л.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России, кафедра педиатрии института непрерывного профессионального развития

Актуальность

По данным литературы до 40% случаев критических врожденных пороков сердца (ВПС) распознаются только после выписки новорожденного из роддома. Задержка в диагностике ведет к молниеносному развитию декомпенсации кровообращения, запаздыванию с лечением и, нередко, к летальному исходу. Симуляционное обучение по предложенным врачам клиническим сценариям на высокореалистичном манекене, многократно отработанный алгоритм действий неонатолога в роддоме и врача педиатра, встречающегося с новорожденным ребенком на участке, повысит возможности своевременного выявления ВПС, требующих раннего фармакологического и/или оперативного вмешательств для предотвращения летального исхода или необратимых повреждений внутренних органов.

Цель

Проанализировать результаты внедрения в симуляционное обучение врачей педиатров и неонатологов новых клинических сценариев, направленных на закрепление навыка отработки двухзонной пульсоксиметрии для исключения критических пороков сердца с использованием высокореалистичного манекена новорожденного ребенка NENA Sim.

Материалы и методы

Представлен опыт внедрения за период 2018-2019 г.г. в симуляционное обучение неонатологов и педиатров клинических сценариев выявления «критических» ВПС с использованием высокореалистичного манекена новорожденного ребенка NENA Sim в ФГБОУ ВО «ТюмГМУ» на кафедре педиатрии Института непрерывного профессионального развития и базе Центра симуляционного обучения

Результаты

Симуляционное обучение прошли 136 педиатров и 46 неонатологов в рамках сертификационных циклов, 160 педиатров и 88 неонатологов – в рамках проведения циклов непрерывного медицинского образования. В соответствии с меняющимися легендами (клиническими ситуациями) предложена отработка клинического протокола осмотра новорожденного в первые 24-48 часов жизни с внедрением двухзонной пульсоксиметрии для неонатолога и алгоритм осмотра новорожденного на участке врачом педиатром. Акцентировалось внимание на тактику врача неонатолога при выявлении изменений во время клинического исследования новорожденного и отработку последующего алгоритма действия и маршрутизации ребенка при подозрении на критический ВПС в системе медицинских организаций Тюменской области. Для слушателей педиатров предлагались сценарии выписки ребенка из родильного дома с наличием «шума в сердце» и без него, по легенде дополнительное функциональное и инструментальное обследование в роддоме не проводилось. Врачи педиатры участковые отрабатывали навыки осмотра сердечно-сосудистой системы ребенка с акцентом на определение симметричности и четкости пульсации на бедренных артериях и проведение двухзонной пульсоксиметрии, а также тактику при подозрении на критический ВПС. В данном сценарии также определялись показания к измерению артериального давления (АД), отрабатывался клинический навык техника правильного измерения АД для новорожденных с умением выбирать правильный размер манжеты и измерение АД на верхних и нижних конечностях. При анкетировании слушателей циклов отработка данных клинических ситуаций в 100% случаев была отмечена как актуальная и необходимая для клинической практики.

Выводы

Использование комплексного алгоритма оценки состояния сердечно-сосудистой системы новорожденного с отработкой двухзонной пульсоксиметрии в форме симуляционного обучения с применением различных клинических сценариев на высокореалистичном манекене новорожденного ребенка позволило закрепить данный навык для врачей неонатологов и педиатров участковых и усилить настороженность специалистов в плане выявления критических врожденных пороков сердца.

Тема: Педиатрия и неонатология
Оксана Халидуллина

Опыт обучения студентов и врачей практическим навыкам оказания неотложной медицинской помощи детям в центре симуляционного обучения.

Автор(ы): Ганузин В.М., Черная Н.Л., Шубина Е.В.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет МЗ РФ

Актуальность

Оказание медицинской помощи детям и подросткам при ургентных состояниях во все времена являлось актуальной проблемой. Поэтому при обучении студентов и ординаторов в ВУЗе одной из важнейших задач является подготовка врача-педиатра, владеющего не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями оказания неотложной помощи детям врачами поликлиники, стационара и бригады скорой медицинской помощи (СМП). В свою очередь, обучение и аккредитация врачей-специалистов с помощью симуляционных технологий является актуальной задачей современности.

Цель

исследования: опыт работы по реализации симуляционных технологий в процессе освоения практических навыков оказания экстренной и неотложной медицинской помощи детям на базе Центра симуляционного обучения и аккредитации специалистов.

Материалы и методы

Кафедра поликлинической педиатрии первая на педиатрическом факультете ЯГМУ с 2001 года приступила к обучению студентов 5-го и 6-го курсов практическим навыкам оказания экстренной и неотложной помощи детям на тренажере «ЭЛТЭК – малыш». Тренажер позволял студентам в короткое время выработать устойчивый стереотип действий, необходимых для успешного проведения мероприятий по спасению жизни пострадавшего ребенка.
Муляж ребенка копировал внешние анатомические признаки и двигательные функции ребёнка, а анатомический дисплей, содержащий видеоимитаторы жизненно важных внутренних органов ребёнка и изменения их работы под действием повреждающих факторов, успешно обеспечивал временной контроль обучающих программ. В процессе обучения использовались 14 программ: освобождение дыхательных путей при обтурации корнем языка и надгортанником; освобождение дыхательных путей при обтурации инородным телом (ребенок без сознания); освобождение дыхательных путей от инородного тела у ребенка, находящегося в сознании; освобождение дыхательных путей при обтурации жидкостью; освобождение дыхательных путей при обтурации корнем языка при травме шейного отдела позвоночника; искусственная вентиляция легких; остановка наружного кровотечения при ранении головы; остановка наружного кровотечения при ранении руки; остановка наружного кровотечения при ранении ноги; наружный массаж сердца; искусственная вентиляция легких с наружным массажем сердца; электрическая дефибрилляция; неотложная помощь при шоке; неотложная помощь при наркотическом отравлении.

Результаты

На тренажере «ЭЛТЭК – малыш» прошли обучения и получили практические навыки оказания экстренной и неотложной медицинской помощи детям около 4000 студентов 5, 6 курсов и ординаторов, часть из которых сейчас работает врачами в бригадах на станции СМП.

Обсуждение

Внедрение современных методов симуляционного обучения в образовательные программы выпускных курсов медицинского ВУЗа позволяет эффективно подготовить обучающихся к реальной практической деятельности врача. Особенно актуален данный формат подготовки для отработки алгоритмов оказания оказания экстренной и неотложной помощи. Очевидно, что в ургентной ситуации от врача требуется подход "быстрых решений", основанный на сформированном в ходе симуляционного обучения автоматизированном стереотипе действий. Полученный в ходе обучения около 4000 студентов и ординаторов опыт свидетельствует о высокой эффективности данной методики освоения практических навыков и повышения качества подготовки специалистов.

Выводы

В настоящее время в университете функционирует Центр симуляционного обучения и аккредитации специалистов с большим набором различных тренажеров и манекенов, обучение и аккредитацию на которых проходят не только студенты, но и врачи различных специальностей, в т.ч и врачи бригады СМП, в рамках последипломного образования.

Тема: Педиатрия и неонатология
Елена Шубина

Роль симуляционных технологий и методов обучения в подготовке врача педиатра

Автор(ы): В.В.Викторов, Р.Р.Гафурова, З.Р.Саитова, Л.Р.Кудаярова, К.С.Герасимова

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России

Результаты

Основная образовательная программа высшего образования ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России по специальности 31.05.02 «Педиатрия» реализуется в соответствии с утвержденным ФГОС ВО приказом Министерства образования и науки России № 853 от 17 августа 2015 г. и профессиональным стандартом «Специалист по педиатрии» в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. №400, что предполагает формирования у обучающихся медицинских ВУЗов за учебный период обобщенных трудовых функций (ОТФ), трудовых функций (ТФ), профессиональных компетенций (ПК), а также общепрофессиональных компетенций (ОПК). Обязательным в реализации рабочих программ дисциплин, изучаемых в рамках специальности «Педиатрия» является посещение обучающимися лекций, семинаров, практических занятий, а также выполнение самостоятельной работы. Одной из ведущей целью учебного процесса является усиление освоения практических навыков в подготовке будущих врачей с сохранением высокого уровня теоретических знаний. И если на теоретических кафедрах чаще не возникает трудностей в осуществлении поставленной цели, то на клинических кафедрах зачастую реализовать это проблематично.
В процессе обучения медицинских ВУЗов возникла необходимость учета таких аспектов, как проблемы связанные с ограничением возможности отработки практических навыков на пациентах, особенно детского возраста, ведь зачастую это требует проведение инвазивных манипуляций, что не исключает риск возникновения осложнений, приводящей к угрозе жизни пациента и не смотря на проводимый контроль как со стороны медицинского персонала так и со стороны преподавательского состава за проведением манипуляций, к сожалению не все родители доверяют данных процесс обучающимся; отсутствие полноценного контроля преподавателями за качеством выполнения манипуляций, проведения объективного осмотра пациента студентами; отсутствие тематических пациентов при клиническом разборе того или иного патологического состояния обучающимися; трудности в соблюдении этических норм и правил и др. Все это привело к тому, что на сегодняшний день в учебном процессе медицинских ВУЗов широко используются методы и технологии симуляционного обучения.
В соответствии с определением Российского общества симуляционного обучения в медицине - симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.
Симуляторы,используемые в медицинской практике, позволяют индивидуально отработать каждый навык и манипуляцию обучающимся без риска для пациента, доводя их до автоматизма за счет многократного повторения своих действий по заранее смоделированному клиническому сценарию. Для реализации симуляционного обучения на сегодняшний день во всех медицинских ВУЗах РФ функционирует центры симуляционного обучения и симуляционно-аттестационные центры которые позволяют обучающимся уже с начальных курсов и на протяжении всего учебного процесса отрабатывать и осваивать свои профессиональные навыки и умения с использованием таких методик и технологий, как: письменные симуляции; низкореалистичные манекены, фантомы, тренажеры манекены; изделия с «экраном»; стандартизированные пациенты и ролевые игры; манекены среднего класса и роботы-симуляторы пациента.
С 2012 года на базе Клиники БГМУ г. Уфа начал свою деятельность симуляционный центр ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, который на сегодняшний день имеет блочную структуру и включает в себя: блок акушерства и гинекологии, блок анестезиологии и реанимации, блок педиатрии и неонатологии, блок скорой помощи, блок кардиологии.
Основными принципами, на которых основана деятельность симуляционного центра, являются:
1. создание организационных и учебно-методических условий с целью повышения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы здравоохранения;
2. соответствие применяемых методов и технологий симуляционного обучения международным стандартам оказания медицинской помощи;
3. доступность и открытость методов симуляционного обучения в учебном процессе;
4. постоянный педагогический контроль (оценка и мониторинг практической подготовки) обучающегося в соответствии с законодательной базой.
Блок педиатрии и неонатологии симуляционного центра ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России оснащен такими симуляторами, как многофункциональны робот-тренажер Pediatric HAL® с системой мониторинга основных жизненных показателей годовалого и 5-летнего ребенка, стационарный сенсорный аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ) Savina 300, система вентиляции новорожденных и недоношенных младенцев Sophie, робот- симулятор шестимесячного младенца BabySIM™; робот-симулятор 6-летнего пациента PediaSIM™; тренажеры-манекены различных возрастов для отработки навыков удаления инородного тела, манекен-имитатор недоношенного новорожденного ребенка, инкубатор трансформер, а также манекены для проведения манипуляция общего ухода за ребенком и др.
Педиатрический и неантологический блок симуляционного центра ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, позволяет отработать студентам такие практические навыки, как:
1. отработка навыков при оказании экстренной и неотложной терапии у детей, при таких патологических состояниях как диабетический кетоацидоз, обструкция дыхательных путей и др.;
2. отработка техники проведения закрытого массажа сердца и ИВЛ;
3. проведение и отработка навыков физикального осмотра сердечно-сосудистой и легочной систем;
4. отработка техники проведения катетеризации центральных вен, пупочной вены, венепункции и др. манипуляций на новорожденном.

Выводы

Таким образом, методы и симуляционного обучения в медицинских ВУЗах еще на этапах учебного процесса позволяют обучающимся получить возможность отработать до автоматизма практические навыки еще до начала практикующей деятельности врача.

Тема: Педиатрия и неонатология
Рита Гафурова