Симуляция при оценивании коммуникативных навыков в аккредитации медицинских специалистов: стандартизированный пациент - больше вопросов, чем решений

Автор(ы): Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России

Актуальность

В процедуре аккредитации на этапе оценки практических навыков врача в симулированных условиях включение ситуаций общения с пациентом (сбор жалоб и анамнеза, разъяснения медицинской информации на приеме врача) позволяет сделать этот экзамен более объективным и приближенным к реалиям будущей профессиональной деятельности медицинских специалистов.

Материалы и методы

Вопросы для обсуждения
1. Проблемы привлечения СП в аккредитацию медицинских специалистов на этапе отбора и обучения компетенции «СП в аккредитации медицинских специалистов» и на этапе работы на станции «Коммуникация».
2. Возможные пути решения.

Результаты

Опыт привлечения СП как части оценочного средства в оценивании коммуникативных навыков, начиная с 2018 г., позволил выявить ряд проблем.
1. НА ЭТАПЕ ОТБОРА И ОБУЧЕНИЯ лиц компетенции «СП в аккредитации медицинских специалистов».
На основании писем от Методического центра аккредитации специалистов организаторы аккредитационных площадок направляли на обучение лиц для овладения компетенцией «СП в ОСКЕ».
Наиболее частые проблемы этого этапа:
• направляются лица, которые не осведомлены о целях и задачах данного обучения и дальнейшего их привлечения для работы на аккредитации в круглогодичном режиме;
• курсанты не планируют в дальнейшем повышать квалификацию по компетенции «СП в ОСКЕ» и соответственно продолжать работу в качестве СП в процедуре аккредитации на постоянной основе;
• курсанты совмещают несколько взаимоисключающих «ролей» в процедуре аккредитации (ответственный за подготовку аккредитуемых, организатор/руководитель аккредитационной площадки, клинический ординатор, административно-управленческий персонал).
Так, в 2019-2020 гг. для обучения на роль СП были направлены: студенты/ординаторы - 23%; преподаватели, ведущие подготовку аккредитуемых к ОСКЭ - 31%, деканы факультетов или их заместители - 16%, сотрудники аккредитационных площадок с дополнительными функциями в процедуре аккредитации - 30% (например, роль СП совмещалась с организацией работы других станций, с консультированием экспертов - членов аккр.подкомиссий, с маршрутизацией аккредитуемых и т.д.).
Как следствие, ежегодное выбывание лиц из реестра обученных СП: 47% в 2019 г., 24% в 2020 г.
Отсюда, в связи с увеличением клинических специальностей, включающих в Перечень оцениваемых навыков станцию общения с пациентом (2019 г. – 6 специальностей, 2020 г. – 48 специальностей) ежегодно экспонентно возрастает количество курсантов на обучение роли СП, также и в связи с «потерей обученных СП» из реестра.
2. НА ЭТАПЕ РАБОТЫ СП на станции «Коммуникация».
• отсутствие централизованной процедуры идентификации лиц, исполняющих роль СП на станции, порождает «истории», когда на станцию допускается работать необученное лицо без свидетельства об освоении требуемой компетенции;
• аккредитационные площадки не всегда имеют своевременные сведения о количестве аккредитуемых, проходящих станцию «Коммуникация» и соответственно необходимом количестве обученных СП и их «пропускной способности» (в соответствии с «Регламентом работы СП на станции ОСКЕ»);
• на аккредитационной площадке не всегда отлажено своевременное информирование СП о сроках, объеме и условиях выполнения работы;
• не соблюдается «Регламент работы СП на станции ОСКЕ» для сохранения стандартизированным пациентом стандарта предъявления клинической ситуации;
• не сохраняется конфиденциальность фонда оценочных средств в связи с аффилированностью СП в процедуру аккредитации (например, совмещение нескольких «ролей»).

Выводы

1. Обоснованными направлениями решения обозначенных проблем могут выступить следующие действия:
• разработка официальных нормативных документов, регламентирующих работу лиц, привлекаемых на роль СП в процедуре ОСКЭ;
• создание экспертной группы для контроля за качеством и стандартом работы СП в on-line, либо off-line режиме;
• разработка процедуры идентификации лиц, исполняющих роль СП;
2. Актуально изучение возможностей и наработка доказательной базы по привлечению «виртуального пациента» или «коммуникативного робота» для экзаменации коммуникативных навыков (например, по трудовой функции «Сбор жалоб и анамнеза», что позволит снизить нагрузку на «живых СП» в связи планируемым ростом количества аккредитуемых к 2024 году).

Тема: Стандартизированный пациент
Елена Дьяченко

Методика «Стандартизированный пациент» в первичной аккредитации по специальности «Педиатрия»

Автор(ы): В.В.Викторов, Р.М.Файзуллина, Р.Р.Гафурова

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России

Результаты

На сегодняшний день основным направлением медицинского образования во всем мире является использование технологий медицинской симуляции (от лат. simulation- видимость, пространство), цель которой направлена на отработку практических навыков и умений обучающимися с минимизацией риска развития серьезных последствий для жизни и здоровья пациента.
Современные технологии медицинской симуляции позволяют студентам наиболее точно и реалистично воссоздать клинический случай в соответствии с заданным клиническим сценарием того или иного патологического/физиологического состояния и тем самым довести свои практические навыки и умения до автоматизма с абсолютным отсутствием вреда в процессе обучения как для пациента, так и для самого обучающегося.
Использование методов и технологий симуляционного обучения в учебном процессе студентов медицинских ВУЗов имеет ряд таких преимуществ, как:
- возможность создания условий, наиболее приближенных к условиям работы практикующего врача;
-возможность моделирования клинических ситуаций с отработкой алгоритма диагностики и терапии состояний;
-возможность проведения объективной оценки обучающимся своих способностей, владением практических навыков и умений до осуществления врачебной практике с реальными пациентами и др.
В качестве технологий симуляционного обучения в медицине на сегодняшний день используют таких методы как: письменные симуляции; низкореалистичные манекены, фантомы, тренажеры; изделия с «экраном»; манекены среднего класса, роботы-симуляторы пациента, а также технологии в основе которых лежит взаимодействие с реальными людьми, выступающих в роли стандартизированного пациента.
Актуальность симуляционного обучения в последние годы непосредственно связана с постепенным переходом медицинского образования с системы сертификации на систему аккредитации специалистов в рамках прохождения первичной аккредитации после окончания медицинского ВУЗа, а также первичной специализированной аккредитации на этапах усовершенствования своих профессиональных навыков. Один из этапов которой направлен на освоение практических навыков в симулированных условиях.
Учитывая тот аспект, который связан с ограничением возможности освоения практических навыков обучающимся педиатрического факультета на пациентах детского возраста, зачастую связанный с отказом родителей от проведения манипуляций на своем ребенке, одним из ведущих методов симуляционного обучения в области педиатрии, направленного на усовершенствование практических навыков, диагностики и терапии патологии детского возраста, является использование в процессе обучения методики стандартизированный пациент (СП).
Методика стандартизированный пациент (standardized patients) впервые была использована в процессе обучения в неврологии и разработана в 1963 году преподавателем Университета Южной Каролины (США) Говардом Бэрроузом и на современном этапе используется при оценке освоения практических навыков на втором этапе первичной аккредитации специалистов по специальности «Педиатрия».
Методика СП позволяет обучающимся отработать свои коммуникативные качества, такие как навыки общения с пациентом, способность расположить его к себе, в соответствии с данными литературы, правильно собранный анамнез заболевания в 80% случаев позволяет установить диагноз уже на этапе расспроса пациента. В роли стандартизированного пациента выступают специально обученные актеры, умеющие имитировать тот или иной клинический случай, с которым он ранее ознакомлен и способен симулировать состояние своего здоровья, жалобы, анамнез жизни и заболевания, на основании чего обучающимся необходимо выставить предварительный диагноз пациента и назначить терапию.
С 2016 года в соответствии с приказом Минздрава России от 25.02.2016 г. № 127 н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» во всех медицинских ВУЗах РФ, начался постепенный переход к системе аккредитации. В этом же году на съезде специалистов по коммуникативным навыкам медицины создан проект экзаменационной станции первичной аккредитации «Коммуникативного общения». В 2017 году сотрудниками ФГАОУ ВО «Первый Московский университет им. И.М. Сеченова» и группой врачей-экспертов была утверждена данная станция и предложена медицинским ВУЗам РФ в качестве пилотного проекта в первичной аккредитации обучающихся. В 2019 году в данном проекте приняли участие обучающиеся педиатрического факультета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Как показали результаты проведенной аккредитации экзаменационной станции «Сбор жалоб и анамнеза», высокий процент обучающихся показали хороший результат и способность к работе в системе практического здравоохранения.

Тема: Стандартизированный пациент
Рита Гафурова