Работа аккредитационно-симуляционного центра по обучению врачей акушеров-гинекологов в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19

Автор(ы): Ю.В. Орлов

Город: Казань

Учреждение: ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России

Актуальность

Эффективность симуляционного обучения врачей специалистов на сегодняшний день не подвергается сомнению и доказана многими исследованиями. Поэтому закономерно особое внимание к современным симуляционным технологиям со стороны государственных структур, отвечающих за последипломное образование врачей. В рамках Национального проекта «Здравоохранение» обучение специалистов в симуляционных центрах предусмотрено Федеральными проектами «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» и «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям».
В условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 поддержание и обеспечение качественного учебного процесса становится актуальной задачей образовательного учреждения.

Цель

Создание организационных условий для поддержания качественного образовательного процесса и обеспечения сохранности здоровья врачей акушеров-гинекологов при обучении в симуляционном центре в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Задачи:
1. Ввести особый санитарно-эпидемиологический режим на базе симуляционного центра в соответствие с требованиями Роспотребнадзора и рекомендациями Минздрава РФ по организации учебного процесса в учреждениях высшего образования в условиях пандемии.
2. Изменить расписание занятий курсантов для обеспечения соответствий требованиям особого санитарно-эпидемиологического режима без потери учебных часов.
3. Пересмотреть образовательные программы в сторону максимального использования дистанционных форм и электронного обучения.
4. Продолжить максимально качественное обучение врачей по дополнительным профессиональным программам в условиях пандемии с сохранением учебных планов и планов обучения на 2020 год.

Результаты

В 2019 году на базе нашего центра было обучено 236 акушеров-гинекологов из Республики Татарстан, Марий-Эл, Коми. План обучения выполнен на 100%. В 2020 году, на сегодняшний день, обучены 136 врачей. В текущем учебном году мы взяли на себя повышенные обязательства по плану обучения специалистов и столкнулись с беспрецедентной ситуацией в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Все эти вызовы потребовали срочного организационного реагирования для обеспечения качественного и безопасного учебного процесса.
После введения особого санитарно-гигиенического режима на базе АСЦ кафедры акушерства и гинекологии им. проф. В.С. Груздева для обеспечения сохранности здоровья обучающихся и профилактики распространения новой короновирусной инфекции COVID-19 осуществлялись следующие мероприятия:
1. Организован «входной фильтр» всех лиц, входящих в центр, с обязательным проведением термометрии бесконтактным способом. Термометрия также осуществлялась у слушателей, педагогического состава и учебно-вспомогательного персонала не менее 2-х раз в день. Данные заносились в специальный журнал. Не допускались до занятий лица с признаками инфекционных заболеваний и повышенной температурой.
2. Слушателям во время перерывов не рекомендовалось собираться группами и было рекомендовано соблюдать социальную дистанцию.
3. Было уменьшено количество курсантов в группах для обеспечения социальной дистанции на практических и лекционных занятиях.
4. Проводилась ежедневная влажная и еженедельная генеральная уборка всех помещений симуляционного центра с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму.
5. Были обеспечены необходимые условия для гигиенической обработки рук с применением антисептических средств в холле на входе в центр, в коридорах и учебных комнатах с помощью размещенных там ранее диспенсерах с антисептическими средствами. Они были дополнены переносными бытовыми антисептическими средствами.
6. Не реже 1 раза в 4 часа, во время перерывов и по окончании учебного процесса силами лаборанта кафедры проводилась обработка с применением дезинфицирующих средств всех контактных поверхностей в местах общего пользования (дверных ручек, выключателей, поверхностей столов и т.д.).
7. Было увеличено количество перерывов, во время которых проводилось проветривание помещений.
8. Слушатели и учебный персонал был полностью обеспечен одноразовыми масками, которые менялись не реже 1 раза в 3 часа. Производился контроль за своевременным использованием средств защиты (одноразовых масок и перчаток) как в помещениях центра, так и вне его.
9. С учетом требований к рабочим учебным программам ряд теоретических тем были вынесены на дистанционные формы обучения и размещены на образовательном портале Казанского ГМУ.
10. В учебных комнатах, в симуляционных помещениях при контактных формах обучения активно использовались, размещенные там ранее, настенные облучатели-рециркуляторы воздуха Дезар предназначенные для обеззараживания воздуха в помещениях II-V категории и рекомендованные для использования в образовательных учреждениях.
11. При проведении симуляции в условиях тренингового зала и родильного блока обеспечивался минимальный контакт врачей друг с другом, максимально соблюдалась социальная дистанция. Подход к тренажеру и робототехнике производил один слушатель при контроле преподавателя на дистанции.
На фоне вышеприведенных организационных мероприятий проводилась активная практическая работа на тренажерах и робототехнике по обучению врачей акушеров гинекологов алгоритмам действий, согласно клиническим рекомендациям (протоколам), используемым в акушерстве и гинекологии.
По результатам тестирования и проверки практических умений по чек-листам 97,2% слушателей получили оценку свыше 80 баллов.

Выводы

Наш опыт показывает, что современные вызовы плановой работе аккредитационно-симуляционного центра со стороны угрозы распространения новой короновирусной инфекции COVID-19 требуют осуществления необходимых организационных мер, которые резко увеличивают объем работы, несвязанной с учебным процессом, требуют дополнительных материальных затрат, но позволяют проводить качественное обучение специалистов в максимально безопасной среде.

Тема: Акушерство и гинекология
Юрий Орлов

Влагалищное оперативное родоразрешение в системе симуляционного обучения врача-акушера-гинеколога

Автор(ы): Хаматханова Е.М., Хлестова Г.В., Чучалина Л.Ю., Марчук Н.П., Титков К.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России

Актуальность

Несмотря на рекомендуемую частоту кесаревых сечений в популяции не более 20%, количество операций стремительно растет из года в год, и один из методов снижения количества кесаревых сечений – это влагалищное оперативное родоразрешение.
Применение акушерских щипцов обосновано при экстренных ситуациях во втором периоде родов и низко стоящей головке. В Англии и США клиницисты продолжают обучать этому способу оперативного родоразрешения молодых специалистов.
Вакуум-экстракция плода завоевала определенное достойное место в акушерской практике. Список показаний для применения этой методики небольшой: она целесообразна в случае слабости родовой деятельности, которая не поддается медикаментозной коррекции, а также при выявлении признаков гипоксии плода.
В Российской Федерации применение акушерских щипцов и вакуум-экстракции плода регламентировано клиническими рекомендациями «Оказание специализированной медицинской помощи при оперативных влагалищных родах при наличии живого плода (с помощью акушерских щипцов или с применением вакуум-экстрактора или родоразрешение с использованием другого акушерского пособия)», утвержденными Российским обществом акушеров-гинекологов в 2017 году.
К сожалению, влагалищные оперативные роды воспринимаются практикующими врачами-акушерами-гинекологами как сложный метод, сопряженный с большим числом осложнений.

Цель

Провести анализ приверженности врачей-акушеров-гинекологов к влагалищному оперативному родоразрешению до получения дополнительного профессионального образования в симуляционно-трениговом центре и после прохождения обучения.

Материалы и методы

Проводился опрос врачей-акушеров-гинекологов до начала обучения практическим навыкам влагалищного оперативного родоразрешения и после получения необходимых знаний и умений. Опрос проводился сплошным методом, в нем приняли участие 1032 человека. В ходе обучения слушатели овладели мануальными умениями наложения выходных акушерских щипцов и вакуум-экстракции плода.

Результаты

Средний возраст слушателей составил 38,3 ± 4,8 лет (варьировал от 18 до 72 лет) и средний общий стаж работы составил 15,1±2,8 лет (от 0,1 до 50 лет). Преобладали представительницы женского пола, они составили 90,8%, слушателей мужского пола зарегистрировано 9,2%. По направлению учреждений проходили обучение 74,2% и по собственной инициативе 23,1% врачей, оставшиеся 2,7% не указали инициаторов обучения. Жителями г. Москвы являются 43,1% специалистов, Московской области и других регионов Российской Федерации – 56,9%.
57,3% респондентов до получения дополнительного профессионального образования в симуляционно-трениговом центре, сообщили, что для проведения вакуум-экстракции плода требуется меньше опыта и навыков, чем для наложения выходных акушерских щипцов. 73,4% слушателей отметили, что применение влагалищного оперативного родоразрешения является крайней мерой.
После проведения обучения врачи-акушеры-гинекологи в 96,7% отметили, что готовы применять метод вакуум-экстракции плода, определив важность правильного наложения чашек вакуум-экстрактора, нахождения проводной точки, независимо от положения головки и выбор более предпочтительных чашек. Приверженность к применению выходных акушерских щипцов определена у 23,8% респондентов. Все слушатели отметили, что влагалищное оперативное родоразрешение не такая простая методика, но при соблюдении правильной техники, частота осложнений минимальна и все они клинически не значимы.

Выводы

Таким образом, влагалищное оперативное родоразрешение занимает важную нишу в оказании акушерской помощи. Имеется необходимость и востребованность дополнительного профессионального образования с применением симуляционных технологий с целью приобретения мануальных умений и навыков наложения выходных акушерских щипцов и вакуум-экстракции плода для врачей-акушеров-гинекологов. Бесспорно, что выбор метода оперативного родоразрешения должен быть взвешенным. Обучение врачей акушеров-гинекологов в условиях симуляционно-тренингового центра позволяет постигнуть все нюансы операций и довести навык до автоматизма, что повышает компетенции и расширяет возможности каждого специалиста в принятии важных клинических решений.

Тема: Акушерство и гинекология
Лариса Чучалина