Акушерские фантомы и высокотехнологичные симуляторы как инструмент освоения компетенций по протоколам оказания специализированной акушерской помощи

Автор(ы): Орлов Ю.В.

Город: Казань

Учреждение: ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Существует всё больше доказательств, подтверждающих эффективность симуляции в последипломном медицинском образовании. Исследования современных образовательных технологий, проведенные во всём мире по специальностям хирургия, акушерство и гинекология, анестезиология, педиатрия и неонатология, продемонстрировали, что симуляция эффективна в обучении принципам безопасности пациентов при проведении практических процедур и сложных оперативных манипуляций, что приводит к соблюдению правил техники безопасности и улучшению клинической практики. В связи с этим наблюдается вполне объяснимая тенденция к усложнению как представленных на рынке многофункциональных тренажёров задач, так и высокореалистичной робототехники с множеством предустановленных сценариев и опций. Такое стремление, на наш взгляд, не всегда является обоснованным. Стандартные, уже апробированные акушерские фантомы могут успешно справляться с поставленными задачами при освоении новых и оттачивании уже отработанных практических умений и навыков. Данные положения требуют углубленного изучения и оценки, чему посвящена наша исследовательская работа.

Цель

Оценка возможностей применения различных типов акушерских симуляторов в обучающем процессе при освоении компетенций акушерами-гинекологами.
Задачи:
1. Отработать сценарии оперативных влагалищных родов при помощи вакуум-экстрактора и акушерских щипцов, а также осложнённых родов при дистоции плечиков плода на различных акушерских фантомах, тренажёрах и робототехнике, исходя из клинических рекомендаций (протокола), утвержденных РОАГ в 2017 году.
2. Оценить соответствие возможностей изучаемого оборудования разработанным сценариям оперативных манипуляций и требованиям клинического протокола.
3. На основе проведенного исследования разработать методические рекомендации по использованию представленных моделей акушерских фантомов, тренажёров и робототехники в образовательном процессе.

Материалы и методы

В аккредитационно-симуляционном центре кафедры акушерства и гинекологии им. проф. В.С. Груздева КазГМУ для обучения врачей используются различные типы специализированного симуляционного оборудования, которые и стали объектом исследования в 2018-19 учебном году:
1. Акушерские фантомы и тренажёры, позволяющие имитировать полный процесс родов, включая родоразрешение и послеродовой уход.
2. Робот-симулятор для отработки навыков родовспоможения является беспроводным, автоматическим, высоко реалистичным манекеном роженицы, который полностью повторяет скелетную структуру и очень близко передает анатомическое строение человеческого тела.
3. Модуль дополненной виртуальной реальности к роботу-симулятору, который представлен парой 3D очков, позволяющими следить за процессом родов в виртуальном пространстве при помощи голографического изображения.

Результаты

Разработаны специализированные сценарии для отработки мануальных навыков и оперативных умений на базе клинических рекомендаций, утвержденных РОАГ. В ходе эксперимента по их применению было показано, что все используемые в центре акушерские фантомы и симуляторы соответствуют требованиям протокола.
И акушерские фантомы, и робот-симулятор позволили, согласно сценариям, провести все этапы наложения акушерских щипцов - от введения ложек до извлечения плода и размыкания ложек. Сценарии применения вакуум-экстрактора для оперативного родоразрешения не вызвали никаких затруднений на всех испытуемых моделях.
Всё это достигалось путём активного привлечения в процесс симуляции ассистентов-конфедератов: при использовании акушерских шипцов, как того требует техника наложения, а при вакуум-экстракции - для помощи по расположению головки и продвижению плода. Робот-симулятор использования конфедератов для ассистенции при манипуляциях не потребовал. Их помощь пригодилась на этапе включения, оснастки и каждый раз при новой закладке манекена ребёнка для нового цикла симуляции.
Определённые сложности возникли при моделировании сценариев дистоции плечиков и использовании различных приёмов для выхода из этой кризисной ситуации. Базовые фантомы не позволили осуществить приёмы МакРобертса и Заванелли, вызвали затруднения приёмы Вудса ввиду конструктивных особенностей фантомов. Робот-симулятор, напротив, справлялся с данными задачами без проблем, даже без активного привлечения ассистентов. Единственным ограничением явился приём Заванелли, применение которого не предусмотрено технологическим паспортом изделия. Значимой особенностью робота симулятора явилась возможность ощущения прикладываемой силы при оперативных пособиях, что чрезвычайно важно для процесса обучения. В дальнейшем это может стать гарантией контроля использования необходимой силы оператором и позволит избежать критических ошибок в реальной клинической ситуации.
Использование 3D модуля дополненной виртуальной реальности к роботу-симулятору позволяло курсантам проникнуть в скрытый внутренний биомеханизма родов, оценить результаты проделанных манипуляций изнутри, что стало ощутимым преимуществом перед обучением на базовых фантомах. Широкое применение данного модуля ограничено единственным сценарием алгоритма манипуляции при дистоции плечиков плода.

Выводы

Все акушерские фантомы, тренажёры и робот-симулятор, представленные в аккредитационно-симуляционном центре кафедры акушерства и гинекологии им. проф. В.С. Груздева КазГМУ, являются эффективными при обучении по клиническим рекомендациям (протоколу). Не выявлены затруднения при реализации базовых сценариев родов - оперативных и осложненных дистоцией, независимо от стоимости и технологичности оборудования, а определенные ограничения по их применению преодолимы с помощью обученных конфедератов. Более сложные комплексные сценарии акушерской помощи предпочтительнее осуществлять на высокотехнологичном оборудовании, к которому относится робототехника. Перспективой развития симуляционного обучения применимо к тренажёрам является эффективное использование каждого из них на определенном этапе обучения – от простого к сложному, от одной задачи - к комплексу одновременно осуществляемых лечебных мероприятий.

Тема: Акушерство и гинекология
Юрий Орлов

Роль симуляционных технологий в безопасности и эффективности реализаций профессиональных компетенций врачами акушерами-гинекологами

Автор(ы): Хаматханова Е.М., Хлестова Г.В., Марчук Н.П., Титков К.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова" МЗ РФ

Актуальность

Развитие и совершенствование профессиональных навыков в клинической практике медицинских работников в настоящее время имеет принципиальное значение в условиях динамичного развития медицинских технологий, внедрения IT-технологий в систему здравоохранения, высокой информированности пациентов и юридической активности в данной сфере. Все это диктует изменения технологии оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и их детям и совершенствования врачебных навыков. Именно поэтому появление возможностей симуляционного обучения врачей является перспективным и необходимым направлением в современных условиях.

Цель

В соответствии с вышеуказанным нами был проведен анализ работы акушерского блока и определена потребность в совершенствовании профессиональных навыков в симуляционно-тренинговом центре в 2017-2018 году.

Материалы и методы

В симуляционно-тренинговом центре за 2018 год было обучено 1032 акушера-гинеколога, что на 123% больше по сравнению с 2017 годом (462 человека). При сравнении 2017 и 2018 года было отмечено на 18% увеличение количества специалистов, проходивших обучение по направлению учреждений, по собственной инициативе прирост составил лишь 3,1%.

Результаты

Среди прошедших обучение за 2018 год зарегистрировано организаторов здравоохранения и руководителей – 196 человек, что на 40% больше по сравнению с 2017г, кафедральных сотрудников 229 человек, что в 100 раз выше количества обучающихся 2017 году . В 2018 году аудитория была старше по возрасту – 39 (31-50) лет, чем в 2017 году – 32 (25-43) лет. В этом 2018 было реализовано обучающих курсов и тренингов (в том числе выездных), мастер-классов и стажировок в отделениях Центра – всего 221, из них продолжительностью: 144 часа – 2 курса; 72 часа – 61; 48 часов – 9; 36 часов – 52; 24 часа – 1; 18 часов – 5; 16 часов – 5; от 1 до 14 часов – 86. Наиболее востребованными оказались краткосрочные навыковые тренинги продолжительностью от 1 до 14 часов по темам: «Акушерские кровотечения. Баллонная тампонада»; «Акушерские щипцы и вакуум-экстракция плода»; «Аутотрансфузия крови, плазмотерапия и методы острого диализа»; «Баллонная тампонада»; «Бимануальное гинекологическое исследование»; «Биомеханизм родов»; «Дистоция плечиков».

Обсуждение

Несмотря на отсутствие финансирования и необходимость различного рода затрат (материальных, временных) проводимые циклы ПК показали высокую заинтересованность врачей акушеров-гинекологов в практикоориентрированном краткосрочном обучении. Анализ проведенной работы, отзывы специалистов, прошедших симуляционное обучение, демонстрируют преимущества не только сочетания теоретических знаний и практических занятий, но и возможность внедрения сформированных умений в клиническую практику непосредственно после обучения только при условии использования симуляционных технологий.

Выводы

Суммируя полученные результаты, можно сказать, что после прохождения цикла симуляционного обучения уровень теоретических знаний врачей акушеров-гинекологов значительно улучшается; повышается уровень выполнения практических навыков и самооценка; формируются навыки командной работы и правильные алгоритмы действий в различных клинических ситуациях. Таким образом, рост количества специалистов, обучившихся на базе Кулаковского Центра демонстрирует их высокую мотивацию к профессиональному практикоориентированному обучению.

Тема: Акушерство и гинекология
Админ 1

СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ПРОФИЛЬНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ И ВРАЧЕЙ ПО ВЕДЕНИЮ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ РОДОВ, ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ В АКУШЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Автор(ы): Нестеров И.М.1), Беженарь В.Ф.1,2), Чистякова Т.Н.1), Ширинян Л.В.1), Романова М.Л. 1), Темирбулатов Р.Р. 1), Вахитов М.Ш.3), Авраменко Е.А.3), Семенов С.А.3)

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ

Актуальность

Согласно современным требованиям к образовательным программам юридические барьеры не позволяют обучающимся отрабатывать практические навыки на пациентах (practice based learning and improvement). В результате, имея к окончанию ВУЗа фундаментальные академические знания, молодые специалисты не всегда на практике способны оказать адекватную неотложную медицинскую помощь не только врачебного, но даже и сестринского уровня.

Цель

С целью практической реализации программ практико-ориентированного тренинга в ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ с 2012 года успешно функционирует симуляционый центр, где сотрудниками кафедры акушерства, гинекологии и репродуктологии проводится симуляционный тренинг профильных клинических ординаторов и врачей (курсантов цикла повышения квалификации «Клиническое акушерство: практический курс с использованием симуляционных платформ и тренажеров родов») по широкому кругу вопросов, предусмотренных учебным планом, в том числе введению патологических родов, диагностике и оказанию неотложной помощи при экстримальных состояниях в акушерской практике. Основной целью симуляционных тренингов является отработка практических навыков по ведению патологических и осложнённых родов: акушерские мануальные пособия при различных вариантах тазового предлежания плода, плечевой дистоции, вагинальные инструментальные родоразрешающие операции – акушерские шипцы и вакуум-экстракция плода, а также диагностике и оказанию неотложной помощи при экстримальных состояниях в акушерстве (амниотическая эмболия, эклампсия, острая патологическая и массивная кровопотеря).

Материалы и методы

В период 2016-2019 г. на базе ЦИОТ Университета в рамках симуляционного цикла (12 практических занятий – 72 акад. часа) прошли обучение 132 профильных клинических ординатора, а также около 80 врачей-курсантов цикла повышения квалификации по акушерству и гинекологии. Симуляционное обучение осуществляется на симуляционном оборудовании, позволяющему в полном объеме воспроизводить необходимые клинические ситуации в режиме реального времени до, во время и после родов.
Перед началом каждого тренингового курса проводится т.н. «входной тест» в виде устного и письменного опроса для установления уровня исходных теоретических знаний и практических умений, а также причин субъективного и объективного отсутствия эффективной коммуникации врача-ординатора с пациентом. Среди основных причин последнего параметра «входного теста», как правило, называются страх провести неадекватную манипуляцию в зависимости от клинической ситуации, и, тем самым, навредить женщине и ребёнку. Поэтому, на первом этапе обучения ординаторами и курсантами проводится «эталонное» решение клинических задач по диагностике и терапии неотложных состояний в акушерстве и ведению патологических и осложнённых родов преподавателем-тренером с последующим повторением увиденного. На втором этапе, под контролем симуляционного тренера, каждый ординатор/курсант отрабатывает и улучшает приобретённые практические мануальные навыки и алгоритмы на симуляционных платформах и тренажерах. В ходе третьего этапа обучения преподавателем совместно с клиническими ординаторами/курсантами проводится коллегиальная оценка выполненной практической работы.

Результаты

Подавляющая часть обучающихся справляется с поставленными задачами и показывает удовлетворительный уровень освоения новыми практическими компетенциями. Отработка практических умений на симуляторе у них носила осмысленный и заинтересованный характер. Среди причин, не позволяющих в полном объёме выполнить поставленные задачи, как правило, являются: отсутствие опыта работы в команде (interpersonal and communication skills), отсутствие концентрации внимания, и, как результат, - нарушение аналитических подходов и последовательности выполнения алгоритмов.

Обсуждение

Таким образом, проведение симуляционного практико-ориентированного тренинга по ведению патологических и осложнённых родов, а также диагностике и терапии неотложных состояний в акушерской практике в ходе симуляционного обучения у 99% обучающихся курсантов оценивается как бесспорно необходимое. По мнению клинических ординаторов/курсантов, методика симуляционной отработки практических навыков после теоретического ознакомления с алгоритмом выполнения поставленных задач, позволяет им на практике успешно освоить основные этапы клинических алгоритмов с наименьшим допуском ошибок, стимулирует положительную мотивацию, способствует совершенствованию логического мышления, укрепляет уверенность в приобретенных знаниях и правильности действий, а также способствует увеличению потребности к самообразованию и познанию.

Тема: Акушерство и гинекология
Мавлет Вахитов

Симуляционное обучение на клинической кафедре "Акушерство и гинекология №2"

Автор(ы): Есжанова А.А., Дулатова Ж.Б., Жумадилов Д.Ш.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: НАО "МУА" (Некоммерческое акционерное общество Медицинский Университет Астана)

Актуальность

Внедрение и применение образовательной технологии «Симуляционное обучение» позволяет преподавателям оценить клинические умения обучаемых в безопасной обстановке, исключает возможность нанести потенциальный вред реальному пациенту, а также занятие позволяет обучаемым (студентам, врачам-интернам, резидентам) упорядочить их теоретические знания, освоить практически алгоритм обследования и оказания неотложных медицинских мероприятий при конкретной клинической ситуации . Данная методика обучения позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и повышает самооценку обучаемых .

Цель

Определить эффективность освоения студентами учебного материала (теоретических знаний и практических навыков) на кафедре гинекологии и акушерства при оптимизации учебного процесса с применением робот-симулятора SimMom, симулирующего патологические проявления кровотечений у рожениц.

Материалы и методы

1. ППС, студенты,врачи-интерны,резиденты.
2. Разработанные клинические сценарии в соответствии с тематическим планом обучения.
3. Видеоролики.
4. Анкеты для обратной связи.

Результаты

В НАО "МУА" клинические случаи по симуляционному обучению разработаны и внедрены на следующих кафедрах: Акушерство и гинекологии №2, хирургических болезней №2, детские инфекционные болезни, инфекционные болезни, внутренние болезни №3. На данный момент написано 18 клинических сценариев, в том числе 5 по акушерству и гинекологии. Темы клинических сценариев по акушерству и гинекологии:
1. Выворот матки;
2. кровотечение;
3. прирощение плаценты;
4. эклампсия;
5. неотложная помощь при сепсисе.
Это явилось результатом проводимых Учебно-клинического центра тренингов и семинаров по данной методике обучения.

Обсуждение

Презентация клинического сценария и его обсуждение помогает всем отработать алгоритм действий обучаемого в каждом конкретном случае. Все активно участвуют в обсуждении и утверждении окончательного варианта сценария.

Выводы

1. Применение технических средств, в частности робот-симулятора SimMom в учебном процессе на кафедре акушерства и гинекологии является эффективным инструментом, способствующим повышению качества и результативности обучения студентов.
2. Использование робот-симулятора SimMom в учебном процессе позволяет улучшить дидактическую обратную связь (студент – преподаватель), интегрировать учебное задание, рассматривать различные клинические ситуации.
3. Дебрифинг способствует повышению эффективности обучения и имеет большое практическое значение;
4. Применение робот-симулятора SimMom оптимизирует учебный процесс, наглядно демонстрируя улучшение успеваемости студентов в освоении теоретических знаний и практических навыков.

Тема: Акушерство и гинекология
Жанара Дулатова

Опыт применения симуляционных технологий для обучения интернов и резидентов в НАО «Медицинский Университет Астана» Республики Казахстан

Автор(ы): асс. Есжанова А.А., доц. Сейдуллаева Л.А., асс. Разумова Р.Р., асс. Халмуратова К.Ж., гл.спец. Досжанова Г.Н., MD PhD Абдулдаева А.А.

Город: Нур-Султан, Казахстан

Учреждение: НАО МУА РК (Некомерческое акционерное общество Медицинский Университет Астана)

Актуальность

Внедрение симуляционных методов обучения – одно из важнейших направлений в совершенствовании подготовки интернов и резидентов в медицинском вузе.
В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокий риск. С помощью симуляционных методов обучения можно многократно и точно создавать клинические ситуации, что позволяет формировать у интернов и резидентов практические, профессиональные навыки оказания экстренной помощи до степени автоматизма, без риска для пациента.

Цель

Основной целью является улучшение качества образовательного процесса - подготовка высококвалифицированного врача специалиста акушера-гинеколога, владеющего обширным объемом теоретических знаний и практических навыков.

Материалы и методы

Обучение интернов и резидентов преподавателями кафедры акушерства и гинекологии интернатуры проводится в учебно-клиническом центре НАО «Медицинский университет Астана» РК на высоко реалистичном роботе- манекене «Sim Mom» согласно учебному расписанию занятий.
Были разработаны и заложены в компьютерную программу робота-симулятора клинические сценарии по оказанию экстренной помощи по критическим ситуациям акушерства таким, как: «Борьба с атоническим кровотечением в раннем послеродовом периоде»; «Оказание неотложной помощи при задержке частей последа в полости матки после родов»; «Экстренная помощь при вывороте матки»; «Неотложная помощь при приступе эклампсии»; «Неотложная помощь при тяжелой преэклампсии»; «Неотложная помощь при аномалии прикрепления плаценты»; «Неотложная помощь при акушерском сепсисе».
Перед проведением занятия преподаватель формирует команды из 3-4 обучающихся и предоставляет клиническую ситуацию. Обучающиеся заводятся в симуляционную палату, оснащенную роботом-манекеном, медицинским оборудованием, инструментами, медикаментами, где проводится оказание экстренной помощи.
Обстановка занятия максимально приближена реальной клинической ситуации. Проводится хронометраж времени и видеосъемка занятия. Преподаватель находится в соседней комнате и проводит наблюдение за действием обучающихся по видеокамере, для оценки разработаны чек-листы.
Подготовлены анкеты для обратной связи.

Результаты

Уровень оказания помощи зависит от уровня теоретической и практической подготовки интернов и резидентов. В результате этого некоторым командам удавалось сразу оказать помощь пациентке в полном объеме, о чем свидетельствовали показатели гемодинамики робота-манекена. Оценка практических навыков проводится по чек-листам.
После окончания занятия преподаватель с группой обучаемых проводит дебрифинг, просматриваются видеозаписи, обсуждаются упущенные возможности, допущенные ошибки в оказании экстренной помощи роботу-пациенту, заслушиваются мнения каждого участника. Оценка проводится путем самооценки интернов и резидентов, а также преподавателем.
Отмечается улучшение результатов оказания неотложной помощи обучающимися, например средний балл оценки «Борьба с атоническим кровотечением в раннем послеродовом периоде» перед демонстрацией и отработкой практического умения составил – 4,5 баллов, а после отработки на симуляторе повысился до 8,5 баллов.

Обсуждение

Для установления обратной связи и анализа результатов эффективности отработки практических навыков, используется анкетирование обучающихся.
Результаты проведенных анкетирований показали, что метод симуляционного обучения эффективен для отработки практических навыков интернов и резидентов, многократность и точность выполнения различных видов манипуляций, реализация и создание любых клинических сценариев помогает лучше освоить практические навыки не только по специальности, но и по смежным дисциплинам по оказанию помощи при различных реанимационных состояниях. Показатель удовлетворенности обучающихся качеством подготовки по результатам анкетирования составил 98%.
В последние годы в НАО «Медицинский университет Астана» РК сдача итоговых экзаменов проводятся у интернов и резидентов с использованием симуляционной технологии. Благодаря этому отмечается улучшение успеваемости по акушерству (с 78% до 85%), повышение уверенности обучающихся при оказании экстренной помощи при различных критических состояниях неотложной медицины.
Дальнейшие усилия преподавателей НАО «Медицинский университет Астана» РК будут направлены на совершенствование симуляционного обучения интернов и резидентов.

Выводы

1. Симуляционные технологии являются составной частью клинической подготовки интернов и акушер-гинекологов;
2. Формируют клиническое мышление, совершенствуют коммуникативные навыки, развивают возможность обучения управлению рисками при оказании неотложной помощи обучающихся;
3. Симуляционные технологии дают возможность объективно оценить знания обучающихся при сдаче итоговых экзаменов.
4. Обучение с использованием симуляционных технологий получают полное одобрение обучающихся.

Тема: Акушерство и гинекология
Алия Есжанова